Как сделать пандур

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пандура (pandoura), как и арфа - инструмент восточного происхождения, и в Грецию проник из Малой Азии. Само слово также не греческое: "пантур" по-шумерски - "маленький лук" (в арабском до сих пор аналогичный инструмент называется тамбур или тунбур). Однако, в отличие от арфы, сохранившей в своих древних формах внешнее сходство с луком, пандура, на наш взгляд, больше всего напоминает лютню или мандолину: корпус в виде вытянутой или правильной полусферы и длинная шейка, на которую натянуты струны. На таких инструментах играли и в Шумере, и в Египте, а с V века до н.э. - также в Аттике. Правда, большинство сохранившихся изображений относится к более позднему времени - 330-320 годам (как рельеф справа), к эллинистической и римской эпохам.

На дошедших до нас изображениях на пандуре играют в основном женщины - видимо, потому, что звук у инструмента был довольно слабый, особенно у маленьких разновидностей, которые должны были напоминать по звучанию мандолину или даже. балалайку (на некоторых пандурах было всего три струны, и такой инструмент назывался просто "трихордом", trichordon - трехструнником). Струн, однако, бывало и четыре, и больше.
Ниже, слева - девушка с маленькой пандурой (статуэтка из Танагры), в центре - Эрот с пандурой более внушительного вида (IV-III век); судя по длине шейки и ширине грифа, струн на ней было явно не три.Примерно такой же инструмент держит в руках музыкантша справа (римская эпоха).Можно разглядеть и количество струн: их здесь пять.

С названиями инструментов полной ясности нет, поскольку изображений сохранилось гораздо меньше, чем упоминаний в различных текстах, где практически любой струнный инструмент мог именоваться пектидой, а разницу между пандурой и самбукой никто объяснять не трудился.
Впрочем, изобретение самбуки (sambyke) приписывают Ивику из Сикиона, и выглядела она скорее как вытянутая в длину разновидность арфы, нежели как лютня.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Что такое фонетический разбор?

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч'о́рный']
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар']
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

Разбор по звукам ударных гласных

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за'мок — замо'к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о 'ма].
  • Новые дома [но'выэ д а ма'].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о 'ры] — [г а ра'];
  • он — онлайн = [ о 'н] — [ а нла'йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э 'т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечк а;
  • богин я;
  • с песням и;
  • перемен а.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

  • в самом начале слова:
    • - единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] — [б’]: б анан — б елка,
      • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
      • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
      • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
      • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
      • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
      • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
      • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
      • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
      • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
      • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
      • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
      • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
      • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
      • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
      • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).

      Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

      Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

      • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
      • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
      • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

      Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

      Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

      Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

      Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

      Позиционное оглушение/озвончение

      В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

      • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
      • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
      • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

      В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

      Мягкие согласные в русском языке

      В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

      Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

      Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

      • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

      Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

      Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

      Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

      Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

      В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

      • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
      • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

      Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

      Тамур-пандур-чанг

      Петь и играть для народов России так же естественно, как дышать и говорить. Тем более когда есть способ изготовить себе музыкальный инструмент практически из ничего!

      Двухструнный щипковый тамур (он же – пандур, менее распространённые названия – динда, чанг) – традиционный музыкальный инструмент народов Дагестана.

      Изготавливают тамур из длинного узкого куска дерева: липы или орешника. Вытянутый корпус заканчивается трезубцем или двузубцем. Струны делают из кишок молодого козла или конского волоса. У разных народов Дагестана – лезгин, аварцев, кумыков – есть свои секретные "рецепты", известные лишь мастерам. Общее для всех правило – длина инструмента не должна превышать один метр.

      Звук с помощью пандура извлекается низкий, почти басовый. На одной струне исполнитель наигрывает мелодию. На второй – задаёт ритм. Историки считают, что в домусульманский период местные жители использовали инструмент в религиозных обрядах, имитируя звуки природы. Возможно, с помощью пандура вызывали духов, "ответственных" за природные стихии.

      Традиционный стиль игры на тамуре напоминает характерные для многих культур песнопения-плачи. Особенно сильное впечатление на слушателей производит дуэт тамуриста (чаще мужчины) и вокалиста (преимущественно девушки): басовитый тамур прекрасно оттеняет чарующие голоса дагестанских красавиц. На широкую публику пандуристы не выступают: негромкий инструмент предполагает камерное исполнение.


      Содержание

      Происхождение и распространение

      Для культуры Северного Кавказа характерно большое количество преимущественно малых народов со своими национальными языками и различными музыкальными формами (гаммы тонов, мелодии и ритмы). Тем не менее, музыка и особенно музыкальные инструменты региона имеют некоторое сходство, что свидетельствует об общем происхождении народов Северного Кавказа.

      Название инструмента pandur также связано с арабским словом tunbūr , которое впервые появилось в 7 веке для обозначения музыкального инструмента. На персидском языке звуки с длинной шеей называются танбур , происходящие от тамбура на Балканах , дамбуры на севере Афганистана , танбуро на юге Пакистана и танпура в Индии .

      дизайн

      Detschig пондур имеет длинный прямоугольный корпус , который заканчивается прямо на дне и приводит к шее при тупых углов при вершине. На виде сверху корпус имеет форму бутылки или лопатки. Основание тела глубоко выпуклое посередине и плоское внизу. Хотя вид сбоку примерно соответствует дагестанскому тамуру , оба инструмента можно различить на верхней части корпуса, которая у тамура плавно переходит в гриф. Кроме того, у детщиг-пондура нет зубцов, которые есть у многих тамур на конце тела. Туловище детщиг пондура традиционно вырезано из бревна (орех). Также существуют современные варианты формы, корпус которых склеен из нескольких частей. Потолок обычно делают из светлого дерева (липа) и инкрустируют темным орехом. Круглое звуковое отверстие расположено в верхней части потолка посередине под струнами. Раньше струны делали из внутренностей или конского волоса. Три стальные струны, обычно используемые сегодня, которые могут быть двойным хором на современных инструментах, ведут через мост, свободно прикрепленный к потолку, к штифту на конце прямой шеи, который слегка изогнут назад , где они прикрепляются к боковым позвонкам. Для этого используются колышки с настраивающим механизмом, как в гитаре . Струны настроены на g - e - d. Гриф имеет металлические лады.

      Сидящие музыканты кладут пондур почти горизонтально на правое бедро; Музыканты, играющие стоя, держат лютню заостренным концом корпуса на сгибе правой руки и левой рукой, которая обхватывает шею снизу, горизонтально перед верхней частью тела. Струны рвутся одновременно с ногтями правой руки быстрыми движениями вверх и вниз (бренчание).

      Щипковые лютни с длинной шеей , которые также используются в этом регионе, - это трапециевидные пандури и чонгури в Грузии, а также русская балалайка , которая отличается от детщиг-пондура своим треугольным корпусом. Три строки шипа скрипка adchonku пондур ( adxoky пондура ) с круглым телом , через которое тонкую деревянную палочка вставляются в связанном с грузинской чунирей и, подобно персидская kamantsche, играют в сидячем музыканте с жалом на лев колена в вертикальном положении. В левой руке он держит шейку вертлужной скрипки, а правой держит смычок.

      Стиль игры и смысл


      Пятеро традиционно одетых и вооруженных чеченцев. Групповой снимок на свадьбе Джорджа Кеннана , около 1870–1886 гг.

      В чеченской музыке проводится различие между вокальной и инструментальной музыкой, которая сопровождает танцы и праздничные мероприятия в целом, и инструментальной музыкой, которая исполняется только для прослушивания. Последний включает в себя большой репертуар для детщиг пондур или - с момента его популяризации в 1880-х годах - для аккордеона ( кечат пондур ), причем пьесы часто импровизируют. В рамках этого тройного разделения музыкальных областей вокальная музыка далее подразделяется на эпические песни ( илли ), исполняемые мужчинами на декламации , которые в основном посвящены героическим историям на историческом фоне, и на лирические любовные песни женщин ( escharsch ), застольные песни ( dottagallijn jisch ) и Песни на определенные случаи жизни. Для мужского вокального исполнения характерен аккомпанемент детщиг пондур . По словам дагестанского тамура, это важнейший чеченский музыкальный инструмент. В качестве альтернативы используется пение мужского хора, в котором мелодическая линия сопровождается глубоким гудением, состоящим из двух чередующихся тонов каждую секунду . Шип скрипка adchonku пондур и гармоника kechat пондур также служат для сопровождения песни.

      Речитативное пение чеченцев-мусульман и связанных с ними ингушей имеет определенное сходство с полифоническим пением соседних грузин-христиан , несмотря на их собственные мелодичные фразы . В противном случае традиционная музыка в регионе Северного Кавказа приобретает все более национальный характер в результате жестоких политических конфликтов по этническим разделительным линиям.

      литература

      • Лоуренс Либин: Пондур. В: Лоуренс Либин (ред.): Словарь музыкальных инструментов Grove. Том 4, Oxford University Press, Oxford / New York 2014, p. 147

      веб ссылки

      Индивидуальные доказательства

        Эта страница последний раз была отредактирована 18 октября 2020 в 10:34.

      Читайте также: