Как сделать памятку по русскому языку

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Работа над ошибками – неотъемлемая часть учебного процесса, её цель – помочь ребёнку проанализировать допущенные ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Обычно после контрольной, самостоятельной или творческой работы на следующем уроке часть времени (или весь урок) отводится для анализа и проработки допущенных ошибок. Начинают с тех орфограмм, в написании которых ошибся бОльший процент учащихся. Работать в классе под руководством учителя - это просто.

Что делать, чтобы ошибок в тетрадях ребёнка стало меньше? Нужно правильно работать над их исправлением.

Относиться к этому виду работы нужно ответственно. Умение систематизировать и обобщать, подбирать проверочные слова или аналогичные слова на такое же правило помогает закреплять полученные знания.

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму. Например, на уроках математики алгоритм может быть таким:

1. Просмотреть всю работу, обратить внимание на примеры (задания), в которых допущены ошибки.

2. Выписать пример (задание), решить его правильно. Если есть сомнения, сделать проверку.

3. Если ошибка допущена в задаче, прочитать задачу внимательно, сделать к ней краткую запись, решить задачу правильно.

На уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

1. Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.

2. Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.

3. Поставить ударение, выделить орфограмму.

4. Для слов с безударными гласными или парными согласными подобрать проверочное слово; для других орфограмм - одно или несколько слов на такое же правило.

На сайтах для учителей начальных классов даны памятки по работе над ошибками. Вот одна из них - за весь курс начальной школы. Она включает в себя не только рекомендации по исправлению ошибок, но и краткое содержание правил.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Курской области пгт. Черемисиново

Учитель: Пахомова Валентина Михайловна

Памятки по русскому языку 4 класс

Данные памятки использую при объяснении нового материала, при отработке полученных на уроке знаний, при повторении материала. Памятки помогают детям самостоятельно и рационально выполнять учебную деятельность и являются хорошими помощниками тем детям, которые испытывают затруднения при запоминании правил по русскому языку.

  • Найти имя существительное.
  • Найти слово, к которому относится имя существительное.
  • Поставить от этого слова к

существительному падежный вопрос.

  • Найти имя существительное.
  • Образовать начальную форму (И.п., ед.ч.).
  • Определить род.
  • Выделить окончание существительного в И.п. ед.ч.
  • По роду и окончанию определить склонение.
  • Определить падеж существительного.
  • Поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.).
  • Определить склонение имени существительного.
  • Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  • Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания упражнения.
  • Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу.

Точно так же работай над следующими предложениями.

Гнать, держать, дышать и слышать,

Зависеть, видеть, ненавидеть, А ещё смотреть, вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Памятка для работы над ошибками

Выпиши слово правильно 3 раза, подчеркни безударную гласную.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни гласную после шипящей, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши правильно имя собственное, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, поставь в нём ударение. Напиши однокоренных слова, подчеркни во всех проверяемую гласную, выдели корень.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово.

Выпиши слово правильно, подчеркни удвоенные согласные, напиши ещё 3 слова с удвоенными согласными.

Выпиши слово, разделив его для переноса правильно.

Выпиши слово, подбери проверочное, подчеркни согласную.

Выпиши слово, подчеркни разделительный Ь, выдели корень, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово, подчеркни разделительный Ъ, выдели приставку, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово правильно, разделив на слоги, подчеркни букву.

Памятка разбора предложения.

  • Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  • Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  • Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
  • Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных нераспространённое) и подчеркни их.
  • Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

t1570535838aa.jpg

1 Слова с одним слогом не переносятся. Верно: мозг, стол, бренд . Неверно: мо-зг, ст-ол, бр-енд .

2 Нельзя переносить часть слова, не являющуюся слогом. Верно: ма-гистр, степь . Неверно: маги-стр, сте-пь .

3 Нельзя отрывать от слова одну гласную букву . Верно: зем-ля, ар-буз, чу-жую . Неверно: земл-я, а-рбуз, чужу-ю .

4 Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной в слоге (нельзя разрывать слог) . Верно: га-зе-та, ри-со-вать . Неверно: газ-ета, рис-овать, рисов-ать .

5 Нельзя отрывать буквы ь, ъ — от предшествующей согласной, букву й — от предшествующей гласной . Верно: конь-ки, ко-ньки, подъ-ём, кой-ка . Неверно: кон-ьки, под-ъём, ко-йка .

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

РАДОС Т НЫЙ – РАДОС Т Ь,

ЗВЁЗ Д НЫЙ – ЗВЕЗ Д А,

СО Л НЦЕ – СО Л НЕЧНЫЙ.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Б В Г Д Ж З

I I I I I I

П Ф К Т Ш С

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной.

ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение .

Г О РА – Г О РЫ, ТР А ВА – ТР А ВЫ, Р Я ДЫ – Р Я Д

Вспомогательное

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

кем? чем? где? куда?

с, за, над, под, перед, между

о ком? о чём? где?

Главные члены предложения.

предложения

Что обозначает

Примеры предложений

Льёт дождь. Он скоро пройдёт.

что делает? что делал?

что будет делать?

Ученики читают и пишут.

Разбор предложения

Какое предложение по цели высказывания?

Какое предложение по интонации?

Распространенное оно или не распространенное?

О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример : После дождей в лесу пошли грибы . (Повествоват., невосклиц., распростр, простое.)

Что? Грибы – это подлежащее. Грибы (Что сделали?) пошли. – Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя .

Задаём вопрос от сказуемого . Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство. Пошли (когда?) после дождей - это вт.член.- дополнение. После дождей (каких?) теплых - это вт.член.- определение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

дополнение, обстоят.

определение

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 .Перенос слова ( П.С. ) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2 .Мягкий знак ( С.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3 . Жи – ши, ча – ща, чу - щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4 . Безударная гласная ( Б.Г. ) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

5.Словарное слово ( СЛ.С. ) – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак ( Р.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Разделительный твёрдый знак ( Т.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: въехал, съезд, объявление.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

9 . Непроизносимые согласные ( Н.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

Фонетический разбор слова

1.Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

Памятка адресована родителям и учениками для быстрого повторения и закрепления изученного материала в 1 классе.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

  1. Наша речь состоит из предложений . Предложения состоят из слов .
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
  • Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  • В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
  • На письме одно предложение от другого отделяется точкой ( . ), вопросительным ( ? ) или восклицательным ( ! ) знаками, многоточием ( … ).
  • По интонации предложения бывают невосклицательные (.) , восклицательные (!) , вопросительные (?) .
  1. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
  1. Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
  1. С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людей;
  • Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
  • Клички животных;
  • Начало предложения.
  1. При произношении слова состоят из звуков . Звуки обозначаются буквами .

Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными . Гласный звук образует слог .

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы] .

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я .

  1. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными .

Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).

Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)

Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

Есть непарные согласные: звонкие ( [р], [л], [м], [н] ) или глухие ( [ц], [ч], [щ], [х] ).

  1. Слог – это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

о -с ы – [ о -с ы ].

  1. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным . Все остальные слоги называются безударными.

Знак ударения ( ʹ ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

Проверяемое слово

Проверочное слово

пишем

Произносим и слышим

пишем

Произносим и слышим

д о мá

[д а м á]

д ó м

[д ó м]

  1. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Проверяемое слово

Проверочное слово

пишем

Произносим и слышим

пишем

Произносим и слышим

стол б

[с т о л п ]

стол б ы

[с т а л б ы]

  1. В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/294/293873/9/img13.jpg

пишем

Произносим и слышим

угол ь

[у г о л’ ]

пишем

Произносим и слышим

л е с

[ л’э с]

  1. Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.

https://sun9-36.userapi.com/c834404/v834404357/975ee/kFN4Dtx3jMw.jpg

пишем

Произносим и слышим

я ма

[ й’а м а]

м я ч

[ м’а ч]


  1. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал . Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.



Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.

Читайте также: