Как сделать памятку по русскому языку 5 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Памятка адресована родителям и учениками для быстрого повторения и закрепления изученного материала в 1 классе.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

  1. Наша речь состоит из предложений . Предложения состоят из слов .
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
  • Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  • В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
  • На письме одно предложение от другого отделяется точкой ( . ), вопросительным ( ? ) или восклицательным ( ! ) знаками, многоточием ( … ).
  • По интонации предложения бывают невосклицательные (.) , восклицательные (!) , вопросительные (?) .
  1. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
  1. Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
  1. С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людей;
  • Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
  • Клички животных;
  • Начало предложения.
  1. При произношении слова состоят из звуков . Звуки обозначаются буквами .

Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными . Гласный звук образует слог .

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы] .

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я .

  1. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными .

Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).

Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)

Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

Есть непарные согласные: звонкие ( [р], [л], [м], [н] ) или глухие ( [ц], [ч], [щ], [х] ).

  1. Слог – это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

о -с ы – [ о -с ы ].

  1. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным . Все остальные слоги называются безударными.

Знак ударения ( ʹ ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

Проверяемое слово

Проверочное слово

пишем

Произносим и слышим

пишем

Произносим и слышим

д о мá

[д а м á]

д ó м

[д ó м]

  1. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Проверяемое слово

Проверочное слово

пишем

Произносим и слышим

пишем

Произносим и слышим

стол б

[с т о л п ]

стол б ы

[с т а л б ы]

  1. В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/294/293873/9/img13.jpg

пишем

Произносим и слышим

угол ь

[у г о л’ ]

пишем

Произносим и слышим

л е с

[ л’э с]

  1. Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.

https://sun9-36.userapi.com/c834404/v834404357/975ee/kFN4Dtx3jMw.jpg

пишем

Произносим и слышим

я ма

[ й’а м а]

м я ч

[ м’а ч]


  1. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал . Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.



Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.

1. \u0413\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0442\u043e\u043d\u0430\u0446\u0438\u0438, \u0442.\u0435. \u043d\u0435 \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435 \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u043c\u0435\u0434\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0441\u043b\u0443\u0448\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u043c\u043e\u0433 \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u0438 \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u0443\u044e \u0432\u0430\u043c\u0438 \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044e.

2. \u0418\u0437\u0431\u0435\u0433\u0430\u0442\u044c \u0440\u0435\u0447\u0435\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0432\u0442\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u0445 \u0438 \u0442\u0435\u0445 \u0436\u0435 \u0438\/\u0438\u043b\u0438 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u043b\u043e\u0432.

3. \u0413\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u044c \u0447\u0451\u0442\u043a\u043e, \u0432\u043d\u044f\u0442\u043d\u043e, \u043f\u043e \u0434\u0435\u043b\u0443, \u043d\u0435 \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u0442\u0438\u0445\u043e \u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0433\u0440\u043e\u043c\u043a\u043e.

4. \u0418\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0440\u0435\u0447\u0438 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0437\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0442\u0435\u043d\u043a\u0438, \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043c\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u0438, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0441\u043b\u0438\u0448\u043a\u043e\u043c \u043d\u0430\u0438\u0433\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e; \u043d\u0435 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u0435\u0442 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0430\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u0438 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u0438, \u043a \u0442\u043e\u043c\u0443 \u0436\u0435 \u0437\u0430\u0446\u0438\u043a\u043b\u0438\u0432\u0430\u044f\u0441\u044c \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043c\u0435\u0442\u0435, \u0432\u044b\u0437\u0432\u0430\u0432\u0448\u0435\u043c \u0438\u0445.

5. \u041d\u0430\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0440\u0435\u0447\u0438 - \u044d\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.

5.1. \u0421\u043b\u0435\u0434\u0443\u0435\u0442 \u0438\u0437\u0431\u0435\u0433\u0430\u0442\u044c \u0442\u0430\u043a \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0445 \u0441\u043b\u043e\u0432-\u043f\u0430\u0440\u0430\u0437\u0438\u0442\u043e\u0432, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043e\u0431\u044a\u0451\u043c, \u0432\u0440\u043e\u0434\u0435 \"\u0442\u0438\u043f\u0430\", \"\u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\", \"\u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u043c\", \"\u0442\u043e\u0433\u043e\", \"\u0447\u0442\u043e \u043b\u0438\", \"\u043d\u0443\", \"\u044d-\u044d-\u044d\" \u0438 \u0442.\u043f..

5.2. \u041d\u0435 \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0431\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u043e \u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0445 \u0441\u043b\u043e\u0432, \u0438\u0437\u0431\u0435\u0433\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0440\u0435\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0432\u0440\u043e\u0434\u0435 \"\u043b\u0435\u043d\u0442\u044f\u0439\" \u0438 \"\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c\"\/\"\u043f\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c\" \u0432\u043c. \"\u043a\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c\"\/\"\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c\" \u0438 \u0442.\u043f..

5.3. \u041f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0443\u0434\u0430\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f!

\u0437\u0432\u043e\u043d\u0418\u0442, \u0418\u0441\u043a\u0440\u0430, \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u041e\u0440 - \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u041e\u0440\u044b, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0418\u0442, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0401\u043d\u043d\u044b\u0439, \u0431\u0440\u0430\u043b\u0410, \u0434\u043e\u043d\u0415\u043b\u044c\u0437\u044f \u0438 \u0434\u0440.

5.3.1. \u0412 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u0445, \u0433\u0434\u0435 \u0434\u043e\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043c\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0443\u0434\u0430\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0433\u0438, \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0442\u044c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u0447\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435.

\u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0415\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e, \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0415\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043c\u0410\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433 \u0438 \u0442.\u0434.

6. \u041d\u0435 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u0435\u0442 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0441 \u043e\u0434\u0438\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432\u044b\u043c \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b\u043e\u043c \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u043d\u0430 \u043d\u0438\u0445.

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.


Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание. Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.


Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.


План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.


Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:


Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.



Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.


При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Работа над изложением в 7 классе

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.



Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков – это одно из важнейших программных требований средней школы. Задача повышения уровня практической грамотности школьников требует от учителя немалых усилий. Однако именно на этом участке работы наблюдаются сегодня наиболее заметные и ощутимые просчёты. Об этом свидетельствуют результаты письменных экзаменов, диагностических работ и разного рода мониторинговых исследований.

Недостаточно высокий уровень орфографической грамотности учащихся вызван в определённой мере тем, что, выдвинув на первый план задачу развития речи школьников, мы неправомерно ослабили внимание к проблеме формирования навыков правописания. Между тем, это сложный, многогранный и длительный процесс, тесно связанный с решением других учебных задач. Возьмём, к примеру, усвоение учащимися правописания безударных гласных корня. С первого класса изучается это правило, в течение всех последующих лет обучения детей в школе мы неустанно обращаем их внимание на условия выбора безударной гласной в корне, однако именно эта орфограмма вызывает немало затруднений даже во время сдачи учащимися выпускных экзаменов по русскому языку.

Одна из главных причин – сложность самого орфографического навыка. За внешней лёгкостью, понятностью, краткостью правила и алгоритма выбора правильного написания скрывается целый комплекс учебных задач, которые нужно решать совместно учителю и ученику в процессе обучения. Необходимы длительные и целенаправленные упражнения, основанные на более простых знаниях, умениях и навыках. К таким ключевым знаниям, умениям и навыкам, помогающим делать правильный выбор при написании слов, относятся следующие:

Если ученик не умеет на слух определять сильные и слабые позиции фонем, то он не заметит орфограмму. Не выяснив лексического значения слова, не имея достаточного словарного запаса, ученик не сможет подобрать проверочное слово. Особенно это касается слов, где выбор гласных в корне связан с лексическим значением (промышленность развивается – флаг развевается). Таким образом, при обучении орфографии немаловажную роль играют знания, умения и навыки, получаемые при изучении всех разделов курса русского языка в средней школе. Кроме системных связей внутри раздела, необходимо учитывать связи орфограмм со всеми уровнями языковой системы и опираться на них при выборе условий написания того или иного слова.

Таким образом, опора на фонетику позволяет сделать обучение орфографии осознанным процессом, улучшает практическую орфографическую грамотность школьников, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию их речевой и коммуникативной компетенций.

Задание. Запишите слова под диктовку учителя, орфограммы подчеркните. Устно (по цепочке) произведите орфографический разбор диктуемых слов согласно плану орфографического разбора:

  1. тип орфограммы (орфограмма-буква, дефис, пробел);
  2. вид орфограммы (на какое правило?);
  3. опознавательный признак орфограммы (безударная позиция гласного звука, предлоги, шипящий, стечение согласных, конец слова, образование путём сложения);
  4. условие выбора написания (объяснение с помощью правила);
  5. собственный пример на то же правило.

Привокзальный, разрисовать, подоконник, засмеяться, не забыть, на поляне, юго-запад, выпукло-вогнутый, циркуль, речной.

Образец выполнения задания.

Объяснительный диктант отличается от комментированного тем, что предлагаемый материал сначала записывается целиком, а затем проводится проверка и объяснение написанного. Этот вид обучающего диктанта используется на более поздних этапах закрепления правила и отработки навыка правописания, а также на уроках обобщающего повторения. Объяснительный диктант развивает основные виды речевой деятельности учащихся: чтение, аудирование, говорение, письмо – и активизирует аналитическую деятельность школьников на уроке при работе с разными языковыми единицами.

Предупредительный диктант – это самый сложный вид обучающих диктантов, так как он предполагает максимальную самостоятельность при выборе и обосновании условий изучаемой орфограммы. Он проводится чаще всего перед контрольным диктантом по теме и позволяет учителю определить пробелы в знаниях учеников и организовать коллективную и индивидуальную работу по их ликвидации и предупреждению ошибок в контрольной работе. В процессе проверки предупредительного диктанта можно предложить взаимопроверку или самопроверку диктанта учащимися. А потом они сверяют свои работы или проверенные ими работы с записью, сделанной учителем на доске (выведенной на электронную доску). Все допущенные ошибки анализируются учителем и обязательно комментируются в классе. Предупредительный диктант помогает отработать анализ слов на разных уровнях: морфемном, словообразовательном, фонетическом, морфологическом, лексическом (в зависимости от представленных в материале орфограмм). Школьники учатся находить ошибки в написании слов, грамотно их квалифицировать и планировать работу по их предупреждению в будущем.

Задание. Запишите текст под собственную диктовку. Обозначьте все знакомые вам орфограммы, определите условия их выбора. Все проверочные слова запишите на полях.

Дети знакомились всё с новыми и новыми сокровищами: карта, на которой мисс Прайс нарисовала акварельными красками знаки зодиака, череп барана, конфетная коробка, полная сушёных мышей, пучки сухих трав, горшок с болиголовом, маленькое чучело аллигатора, подвешенное на двух верёвках к потолку. – А для чего вам крокодил, мисс Прайс? – поинтересовался Пол. И снова природная правдивость поборола в мисс Прайс стремление произвести впечатление. – Так, ни для чего, – созналась она. – Ими теперь не пользуются. Мне просто нравится, как он здесь смотрится. – Смотрится он здорово, – согласился Пол, сунув руки в карманы. – У меня была когда-то дохлая курица, – заметил он между прочим.

В предложенном тексте можно квалифицировать и объяснить 32 орфограммы, изученные до седьмого класса включительно.

Для усвоения понятия орфограммы важна не только фонетика, но и графика. Уроки русского языка в 5 классе, посвящённые изучению графики, призваны закрепить в сознании учащихся тот факт, что буквы обозначают не звуки, а их типы (фонемы), то есть звуки в сильной позиции. Это значит, что букву о мы пишем не только в словах дом, твой, воды, но и в словах дома, твоя, вода, хотя в них слышится звук а. Учащиеся должны усвоить, что на письме обозначается не только мягкость, но и твёрдость согласных: в положении перед согласными – отсутствием мягкого знака, перед гласными – с помощью букв а, о, у, ы. Также следует помнить, что одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква с: [с] – сад; [с,] – село; [з] – сбоку; [з,] – косьба, [ш] – сшить, [ж] – сжимать. При этом буква с не может быть заменена никакой другой буквой, так как это приведёт к искажению слова и его смысла.

Для формирования орфографического навыка важен анализ слова на всех уровнях: фонетическом, морфемном, словообразовательном, морфологическом. Необходимы знания словообразовательных моделей, границ морфем. Не следует забывать, что словообразовательный анализ опирается на лексическое значение слова. Определённые связи между синтаксическими категориями и морфологическими признаками частей речи устанавливаются при обосновании написания безударных падежных окончаний прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. Например, при выборе правильного безударного окончания прилагательного школьники сначала находят определяемое существительное, то есть выделяют словосочетание. Затем по роду, числу и падежу определяемого существительного устанавливают род, число и падеж прилагательного. А эти морфологические признаки являются определяющими при выборе правильного безударного окончания имени прилагательного. Итак, фонетические, лексические, грамматические знания, умения и навыки учащихся являются лингвистической основой обучения орфографии, фундаментом орфографических навыков. Поэтому при изучении новых тем, к каким бы разделам русского языка они ни относились, необходимо тщательно продумывать сопутствующее повторение и подбирать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня практической орфографической грамотности учащихся.

Выборочный диктант ориентирует учащихся на выявление определённых или отличающихся языковых единиц из потока речи. Это эффективно развивает аналитические навыки школьников по выявлению существенных признаков определённых частей речи и грамматических категорий. Дети записывают мало, а анализируют большой по объёму материал. Это существенное достоинство данного вида работы. Также исключается механическое, бездумное списывание или записывание на слух.

Задание. Выпишите из диктанта все слова с проверяемыми безударными гласными в корнях. Затем обозначьте орфограммы и подберите проверочные слова.

Бедному Нильсу пришлось бы совсем плохо, если бы в это время на дворе не появился кот. Заметив кота, куры, гуси и утки сейчас же бросились врассыпную и принялись рыться в земле с таким видом, будто их ничего на свете не интересует, кроме червяков и прошлогодних зёрен. А Нильс обрадовался коту, как родному. – Милый котик, – сказал он. – Будь добр, скажи, где мне найти гнома? Ведь он не мог далеко уйти. Кот уселся, обвил хвостом передние лапы и посмотрел на мальчика.

Образец выполнения задания.

Дворе (двор), появился (явка), кота (кот), врассыпную (сыпать), принялись (принять), земле (земли), таким (так), интересует (интерес), червяков (черви), прошлогодних (прошлый), родному (род), скажи (сказ), далеко (даль, далёкий), хвостом (хвост), передние (перед), посмотрел (смотр).

Распределительный диктант нацеливает учащихся на группировку единиц речи на основе объединяющих признаков: орфографических или грамматических. Распределение производится по столбикам. В процессе работы школьники анализируют единицы речи, выделяют их главные и второстепенные признаки, сравнивают с другими близкими, но отличающимися от них единицами речи.

Задание. Распределите по двум группам слова, имеющие орфограммы в приставках и в суффиксах.

Зайчонок, парчовый, посмотреть, вздохнул, революционный, прекрасный, раненый, преуспеть, преступник, замочек, карманный, воробьиный, расход, израненный, прекратить, соломенный, ударил, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, очистить, раскинулась, орешек, ключик, торжественный, передавать, горячо, безбрежный, водяной, привстать.

Образец выполнения задания.

Слова с орфограммами в приставках: посмотреть, вздохнул, прекрасный, преуспеть, преступник, расход, израненный, прекратить, обращался, разлил, сберечь, увлечённый, раскинулась, передавать, безбрежный, привстать.

Слова с орфограммами в суффиксах: зайчонок, парчовый, революционный, раненый, замочек, карманный, воробьиный, израненный, соломенный, ударил, увлечённый, орешек, ключик, торжественный, горячо, водяной.

Выборочно-распределительный диктант основан на совмещённых принципах анализа, группировки и классификации. Он незаменим при закреплении изученного материала. Этот вид диктанта формирует универсальные общеучебные умения и навыки: поиск заявленной информации, её анализ, отбор, структурирование. Предполагается ознакомительное чтение текста, а затем – по предложениям.

Задание. Выпишите из диктуемого текста все глаголы, распределите их в две группы по спряжениям. Объясните правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

– Опять ты упрямишься,– заворчал Сё. – Ничего трудного в работе доктора нет. Разве ты не видел, как лечит Медведь? Он только заставляет больных дышать, кашлять, высовывать язык, да ещё выслушивает сердце. А потом получает за это деньги. Мы можем делать это ничуть не хуже. Разве ты не помнишь, сколько ему досталось еды, когда он посетил господина Нильссона? Много – премного крынок превосходного, тёплого молока. – Мы сейчас же укрепим на дверях вывеску, – ответил Сё, – где напишем, что стали лекарями. – Ты кое-что забыл, – напомнил кот. – Доктор должен всегда хорошо одеваться, носить белый халат и часто мыть лапы.

Образец выполнения задания.

Глаголы 1 спряжения: заворчать, заставляет, кашлять, высовывать, выслушивает, получает, делать, досталось, напишем, стали, забыть, одеваться, мыть.

Глаголы 2 спряжения: упрямишься, видел, дышать, помнишь, посетил, укрепим, ответил, напомнил, носить.

Словарный диктант из учебника с домашней подготовкой является хорошим способом закрепления нового материала в классе, где собраны ученики со слабой базовой подготовкой по предмету. Домашняя подготовка снимает психологический барьер, дети получают возможность проанализировать орфограммы, вспомнить и повторить правила, проконсультироваться с учителем, сделать записи или карточки–подсказки. На уроке они уже будут работать в комфортных условиях и покажут хорошие результаты.

Таким образом, оптимальный подбор и систематическое применение рассмотренных приёмов и форм работы на уроках русского языка в 5-7 классах будет способствовать совершенствованию практической орфографической грамотности учащихся.

Читайте также: