Как сделать памятку по математике

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Доронина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа №63"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Памятка по работе над ошибками по математике 1-4 класс
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ульяновск 2016 год

Прежде чем приступить к работе над ошибками –

внимательно прочитай задание,

в котором были допущены ошибки!

Сложение и вычитание в пределах 10:
- запиши пример верно; - повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10; - реши пример по образцу:
Образец:
3 + 5 = 8 10 – 4 = 6 5 + 3 = 8 10 – 6 = 4 8 – 5 = 3 4 + 6 = 10 8 – 3 = 5 6 + 4 = 10
2.

Сложение и вычитание в пределах 20:
- запиши пример верно; - повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 20; - реши пример по образцу:
Образец:
8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15 16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7
3.

Сложение и вычитание многозначных чисел:
- повтори таблицу разрядов и классов; - запиши пример правильно (разряд под разрядом); - реши пример правильно; - проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.
Образец
: 234
Проверка:
487 + 253 -253 487 234
3. Ошибки в задаче:
а) в краткой записи: - снова прочитай задачу, выполни краткую запись верно. б) в решении: - - прочитай задачу и представь себе, о чём говорится в задаче
;
-запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж
;
-поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи; - подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? - что нужно узнать сначала, что потом? - составь план решения; - реши по действиям с пояснениями; - проверь решение; - запиши ответ задачи.

- повтори таблицу умножения; - запиши пример и реши его верно; - запиши все случаи умножения и деления с этими числами;
Образец:
18 : 3 = 6 18 : 6 = 3 6 * 3 = 18 3 * 6 = 18
10. Внетабличное умножение и деление:
- запиши пример; - разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых; - реши пример с объяснением;
Образец:
84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
Проверка
: 14 * 6 = (10 + 4) * 6 = 10 * 6 + 4 * 6 = 60 + 24 = 84
Образец:
16 * 5 = (10 + 6) * 5 = 10 * 5 + 6 * 5 = 50 + 30 = 80
Проверка:
80 : 5 = ( 50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16
11. Деление вида 96 : 16.
- вспомни правило подбора частного; - запиши пример и реши его верно; - проверь умножением.
Образец:
96 : 16 = 6
Проверка:
16 * 6 = (10 + 6) * 6 = 10 * 6 + 6 * 6 = 60 + 36 = 96
12. Внетабличное умножение и деление многозначных чисел:
- запиши пример верно; - вспомни правило умножения или деления в столбик; - реши пример; - проверь умножение делением или деление умножением. Образец: 425 Проверка: _315775‌│425 743 2975 743 1275 _1827 + 1700 1700 2975 _1275 315775 1275 0
13.

скобок:
- з а п и ш и в ы р а ж е н и е в е р н о ;
- вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок; - выполни действия по порядку: действие в скобках, умножение и (или) деление, а потом с л о ж е н и е и ( и л и ) в ы ч и т а н и е ; - запиши ответ.

Увеличить число на + (прибавить)

Увеличить число в (умножить)

Уменьшить число на – (вычесть)

Уменьшить число в : (разделить)

Периметр – это сумма длин всех сторон

геометрической фигуры.


а а в а а в в а м с с

е
ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ

Площадь – это внутренняя часть фигуры.

а
а – ширина прямоугольника в – длина прямоугольника а – сторона квадрата
У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4. а =Ρ : 4 Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно Ρ разделить на 2 и вычесть другую сторону. а = Ρ : 2 – b b = Ρ : 2 – a
Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону. а = S : b в = S : a
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДИ



- каждую ошибку исправляем на новой строке (если можно объяснить - объясняем, если нельзя - пишем слово целую строчку (запоминаем));

- если допущены ошибки в оформлении предложений (начато предложение с маленькой буквы), надо записать предложение правильно и подчеркнуть заглавную букву в первом слове;



Учащиеся подписывают тетради сами.
Размещать надписи при подписывании тетрадей надо по данному образцу. В конце предложения (после имени) ставится точка. Если на тетрадной обложке никаких печатных надписей нет, тогда всё нужно написать от руки.





Правила оформления работ в тетради с широкой строкой остаются прежними, но есть некоторые дополнения:

1. Высота строчных букв примерно 3 - 4 мм, заглавных -7 мм (строчные буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не доводят до верхней линии строки)

3. Текст нового задания начинается с красной строки (отступ вправо на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не должно быть.

4. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

6. Новая страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца, включая последнюю строку.


· Обязательно следует заполнять учащимся строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги, цифры, которые требуют корректировки).

4. При оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

6. Справа дописываем до конца строки, используя нормативный перенос слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

8. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 4 классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как заголовок. (Классная работа Домашняя работа Работа над ошибками)

11. Все подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки).

12. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).

13. При письменном морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять границы каждой морфемы.

1. Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).

3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки вправо, пишем на 5-ой. При выполнении вычислений в столбик допускается пропуск 3 клеток между столбиками.

6. При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.

7. При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.

8. Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
Образец оформления работы

Внедряя ФГОС второго поколения в образовательный процесс, мы в школе внедряем в образовательную практику системно — деятельностный подход. Процесс самообразования и самосовершенствования продолжается для человека всю жизнь, но начинается именно в стенах школы. Поэтому в школе истинное усвоение знаний не должно сводиться к простому заучиванию информации. Усвоенные знания предполагают эффективное использование этой информации, для чего необходимо их органическое усвоение. А это возможно только при условии самостоятельной работы по переработке информации. И лучше чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления этой информации, ее анализа и присвоения. Так для наших учеников пассивный способ получения информации превращается в активный, при котором работает не только память, но и мысль познающего. Учащийся, получивший информацию активным способом, может стать творческой личностью. Поэтому, используя современные образовательные технологии, учителя превращают ученика в субъект образовательного процесса, способного к самостоятельной работе и самооценке.

Но с другой стороны, для успешного изучения математики, ее необходимо учить! Учить теоретические моменты, начиная от определений математических понятий и заканчивая доказательством теорем, логическими выкладками решения задач.

В школе ученики находятся пол дня и получают весь спектр образовательных услуг. Во второй половине дня для учащихся организовывается самоподготовка. Это важный этап режима дня школьников. Самостоятельное выполнение домашнего задания позволяют ученикам отрабатывать умения и навыки, приобретенные на уроках, устранять пробелы в знаниях по предметам учебного плана, а так же позволяют развивать учеников (формировать интерес к предмету, умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, воспитывать осознанное отношение к полученному заданию и его выполнению). Таким образом, самоподготовка это процесс, который организует сам ученик (это то, к чему мы стремимся).

Памятка по выполнению домашнего задания по математике:

  1. Прочитай учебник, параграф, в котором описывается изучаемая тема, даже если тема не новая.
  2. Выучи правила, определения, выделенные в этом параграфе жирным шрифтом или находящиеся в рамке.
  3. Просмотри в рабочей тетради классную работу: какая тема изучалась, какие задания выполнялись, просмотри алгоритмы выполнения заданий.
  4. Повтори правила и определения по тетради (так как учитель может уже упростить правила и алгоритмы, данные в учебнике, показать их наиболее рациональное использование и т.п.).
  5. Выполни устные домашние задания.
  6. Выполни письменные домашние здания.
  7. Повтори определения понятий, алгоритмы и правила без учебника или тетради.

Для эффективного самостоятельного изучения математики предлагаем памятки по работе с параграфами ученика математики, алгебры и геометрии.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.

  1. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?
  2. Прочитайте текст параграфа.
  3. Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.
  4. Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.
  5. Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.
  6. Выполните письменное домашнее задание.
  7. Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.
  8. Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.

Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.

Слушая внимательно учителя на уроке, умея работать с учебником, выполняя самостоятельно домашнее задание, школьники смогут сами учиться, смогут сами добывать знания и будут уметь их правильно применять в той или иной ситуации.

Читайте также: