Как сделать память лучше

Обновлено: 07.07.2024

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

3. Создавайте похожие образы

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. Мозгу будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

photo_975

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.

novost-54-chtenie-knig-povyshaet-uroven-intellekta-1

9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам информацию, чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% — от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Как улучшить память в разном возрасте

Память – это способность головного мозга воспринимать, обрабатывать, сохранять и при необходимости вспоминать изученную ранее информацию или опыт прошлых лет. Но иногда случается так, что память подводит: из головы “вылетают” номера телефонов, пароли, имена знакомых, воспоминания о неких событиях. Сегодня поговорим о том, почему так происходит и как улучшить память в разном возрасте.

Почему ухудшается память

Ухудшение памяти с возрастом – это естественный процесс, который сложно предотвратить. И надо сказать, наш мозг начинает стареть намного раньше, чем многие предполагают. Поэтому, чтобы замедлить процесс ухудшения памяти, надо понимать, что происходит с мозгом в разном возрасте и как реагировать на эти процессы.

Дети и подростки

В подростковом возрасте активно развивается префронтальная кора, которая отвечает за так называемую рабочую память, принятие решений и способность к планированию. Благодаря этому мозг подростка способен лучше усваивать информацию, то есть по мере взросления ребенка его способность к запоминанию улучшается.

20-25 лет

Многозадачность

По наблюдениям специалистов, именно в этот период жизни человека его головной мозг работает с максимальной скоростью и продуктивностью. Кстати, весит мозг в этом возрасте также максимально – в пределах 1,4 кг. В возрасте 20-25 лет людям легче всего дается запоминать новую информацию, в том числе в виде телефонных номеров и имен, они могут с легкостью считать в уме. А все благодаря хорошему взаимодействию между разными частями мозга.

Тем не менее ученые подсчитали: даже в этом продуктивном возрасте примерно каждый седьмой плохо запоминает информацию. В большинстве случаев причина этого – одновременное выполнение нескольких задач. Специалисты из Калифорнийского университета обнаружили, если молодые люди при выполнении определенной задачи отвлекаются на компьютер или смартфон, их гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за формирование новых воспоминаний) работает хуже. То есть мозг не запоминает информацию в том объеме, в котором бы запомнил без отвлечений на другие объекты. А вот обычная рассеянность, когда человек, например, забыл выключить утюг, случается в любом возрасте, в том числе и у 20-летних. У молодых такое может бывать до 6 раз в неделю, но, как правило, это не является признаком серьезного нарушения памяти.

30 лет

Несмотря на то, что мозг у 30-летних работает весьма активно, его способности к запоминанию уже начинают ухудшаться. В этом возрасте люди могут впервые замечать за собой забывчивость. Начиная с этого времени, с каждым последующим десятилетием объем головного мозга уменьшается примерно на 2%, связь между нейронами ослабевает, начинают отмирать клетки коры, отвечающие за память и способность к обучению. В этом возрасте людям уже труднее учиться и запоминать новое, нежели 10 лет тому назад.

Очень важно 30-летним для сохранения когнитивных способностей на прежнем уровне продолжать учиться и регулярно читать, осваивать новые знания и навыки.

Также полезно в этом возрасте играть в логические и развивающие игры. Замедлить старение мозга поможет и правильная диета.

40 лет

Нейроны головного мозга

Это возраст первых “провалов” в памяти. После 40 лет человек, стоя у банкомата, неожиданно для себя может понять, что забыл пин-код карты, или не помнит, что мгновение назад хотел сказать или сделать. Но, как утверждают специалисты, если такое состояние повторяется не часто, то оно не должно пугать. Дело в том, что после 40 лет связь между нейронами головного мозга, которые регулируют обмен информацией, несколько ослабевает, а некоторые и вовсе разрушаются. Гиппокамп продолжает уменьшаться в объемах, и этот процесс будет длиться приблизительно до 65-летнего возраста.

Но есть и приятная новость. В этот период у человека развивается гибкость мышления, которую принято называть жизненной мудростью. Кроме того, мозг подстраивается под изменения, из-за чего у людей среднего возраста более эффективно используются оба полушария.

Еще один хороший способ избежать неловкостей, связанных с провалами памяти в 40-летнем возрасте – выработать привычку и придерживаться ее. Например, если человек постоянно забывает, куда подевались ключи, ему стоит всегда класть их в одно и то же место. Тогда и не придется запоминать новую информацию.

50 лет

После 50 лет кровоснабжение клеток головного мозга ухудшается и уменьшается префронтальная кора, которая ответственна за хранение информации, необходимой на короткое время.

В этот период краткосрочная память еще больше ослабевает, но при этом человек с легкостью может вспоминать информацию, изученную в юности. Поэтому часто люди после 50-ти без проблем отвечают на вопросы из школьной программы, могут быстро решать кроссворды, многие с успехом принимают участие в интеллектуальных викторинах. Кстати, пик такой интеллектуальной активности у представителей разных полов приходится на разное время. Так, у мужчин – это возраст 50-55 лет, у женщин почти в 60.

60 лет

Болезнь Альцгеймера

В этот период заметно ослабевают связи между разными частями мозга. Отсюда и частая забывчивость. Человеку бывает трудно вспоминать имена знакомых, слова из своего словарного запаса. И такое может повторяться по несколько раз в день. И кстати, если такое случается с людьми после 60 лет, то не стоит сразу же приписывать им болезнь Альцгеймера. Это заболевание диагностируют только у одного из тысячи человек 65-летнего возраста. В большинстве случаев провалы памяти в этом возрасте – результат естественного ослабления нейронных связей.

Для людей этого возраста очень важно, чтобы во время разговора их не перебивали, так им легче собраться с мыслями и не забыть, что хотели сказать. Человеку после 60-ти необходимо больше времени, чем молодым для того, чтобы сосредоточиться.

70 лет

Лондонские специалисты обнаружили, если 25-летнему и пожилому человеку за 70 дать список из 10 слов, несвязанных между собой, то молодой, скорее всего, сможет повторить их все, в то время как пожилой – не более 5-ти.

В 70-летнем возрасте сильно ослабевает визуальная память, поэтому пожилые водители чаще пользуются навигатором, даже если едут по знакомой дороге. Также в этом возрасте людям бывает легче вспомнить события 25-летней давности, чем случившееся вчера. Специалисты объясняют этот феномен эмоциональной памятью: человек дольше помнит те события, которые вызвали у него яркие переживания. Такие воспоминания очень прочно закрепляются в долгосрочной памяти. Как показывают исследования, больше всего таких воспоминаний пожилые люди относят к возрасту 20-30 лет.

80 лет

Несмотря на то, что память в этот период страдает все сильнее, это еще не значит, что 80-летний обречен заболеть деменцией или болезнью Альцгеймера. По подсчетам специалистов старческое слабоумие диагностируют только у каждого шестого человека старше 80 лет. В остальных случаях провалы в памяти – результат характерных возрастных изменений в головном мозге.

Что делать, чтобы укрепить память

Когда человек, казалось бы, еще совсем молодой, полный сил и запала, его мозг уже начинает медленно стареть. Это физиологический процесс, который предотвратить или остановить нельзя. Однако существуют способы, с помощью которых можно его замедлить и улучшить память в любом возрасте. И кстати, для разных возрастных категорий существуют свои методы для развития и укрепления памяти.

Улучшение памяти в детском возрасте

Интеллектуальные детские игры

В детском возрасте задача состоит не в том, чтобы сохранить память, а чтобы развить ее. От натренированности мозга в детстве во многом зависят когнитивные функции во взрослом возрасте. Чтобы память малыша развивалась правильно, специалисты советуют соблюдать несколько важных моментов.

  1. Интеллектуальные игры. Все дети любят игры. Но родители должны понимать, что среди огромного множества современных игр есть как совсем бесполезные, так и очень ценные для развития памяти ребенка. В наше время несложно подобрать для крохи интеллектуальную игру, которая бы его заинтересовала, а это – лучшая тренировка для развивающегося мозга.
  2. Упор на однозадачность. В детском возрасте важно научиться сосредотачиваться на одной задаче, а не распылять внимание сразу на несколько дел. Чтобы мозг научился правильно усваивать (запоминать) информацию, не стоит позволять ребенку делать домашнее задание или разучивать стихи под телевизор или компьютер.
  3. Упражнения на визуализацию. Это хорошее упражнение для развития памяти у маленьких детей. Попросите малыша визуализировать услышанную информацию. Например, вы прочитали, что за столом сидит 5 человек. Пусть малыш нарисует или опишет словами этот стол и людей: кто это, какие они, какой стол, где он стоит и т.п. Или, посмотрев на какой-то предмет, пусть малыш попробует его нарисовать. Это также отличная тренировка для памяти.
  4. Пусть ребенок объяснит вам. Во время объяснения он покажет, как и насколько хорошо понял и запомнил новую информацию. Например, если ребенок увлекается какой-то игрой, пусть он вам как можно детальнее объяснит, что это за игра и как в нее играть. Или пусть объяснит тему, которую сегодня проходил в школе.
  5. Важность правильного сна и отдыха. Чтобы головной мозг мог правильно функционировать, он нуждается в качественном отдыхе. Полноценный сон и частые прогулки на свежем воздухе также способствуют укреплению памяти ребенка. Кстати, многие родители позволяют детям засыпать под телевизор или смартфон. И это очень вредно для мозга. Засыпание под мерцающий экран делает сон беспокойным и поверхностным, из-за чего мозг не получает надлежащего отдыха, а значит, на следующий день он не сможет правильно обрабатывать и запоминать информацию.
  6. Здоровое питание и физическая активность. Более детально о пище для укрепления памяти поговорим чуть позже. А пока скажем, что головному мозгу для правильного развития необходимы определенные полезные вещества, которые организм может получить только из пищи. Второй важный момент в работе укрепления детской памяти – физическая активность. Исследования показали, что у малоподвижных детей мозг работает хуже, а взаимосвязь между нейронами нарушается, из-за чего возможны проблемы с памятью.

Укрепление памяти у взрослых

Советы, о которых пойдет речь дальше, полезны как для 20-летних, так и для пожилых людей. В каждом возрасте соблюдение этих правил поможет замедлить старение мозга и ухудшение памяти.

Диета для поддержания памяти

Для того, чтобы мозг правильно функционировал, он нуждается в правильной пище. Самая полезная еда для укрепления памяти – это та, в которой содержатся витамины А, Е, В6, В9, В12, D, Омега-3 и другие питательные компоненты. Чтобы память подводила как можно реже, специалисты советуют есть много фруктов, овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Очень полезна для мозга белковая еда, а также “хорошие” жиры в достаточном количестве. Это может быть рыба, птица без кожи, орехи, бобовые. Полезно добавлять в блюда куркуму. Эта специя также полезна для поддержания хорошей памяти и профилактики болезни Альцгеймера у пожилых людей. В детском возрасте советуют пить какао, который способствует укреплению памяти. А вот от алкоголя лучше отказаться.

Если говорить от ТОП-10 самых полезных для памяти продуктов, то он выглядит примерно так:

1. Морская рыба.

Это один из лучших источников Омега-3 жирных кислот, которые необходимы для формирования и функционирования головного мозга. Лосось, тунец или другая жирная морская рыба должна регулярно появляться в рационе детей и взрослых, желающих до глубокой старости сохранить ясность ума и памяти.

2. Яйца.

Этот продукт содержит много легкоусвояемого белка, который незаменим для головного мозга. Кроме того, в желтке содержится холин, который способствует развитию памяти.

3. Орехи.

Любые орехи – превосходный источник витамина Е – мощного антиоксиданта, который защищает клетки головного мозга от разрушения. Также эта группа продуктов богата тиамином (витамин B1), который помогает мозгу поглощать глюкозу и повышать свою работоспособность.

4. Цельные зерна.

Наш мозг постоянно нуждается в углеводах, а цельное зерно – их превосходный источник. При этом цельнозерновая пища (цельнозерновой хлеб, каши из цельных зерен) богата витаминами группы В, которые питают центральную нервную систему и способствуют укреплению памяти.

5. Овсяная каша.

Полезные для памяти продукты

Этот продукт полезен как детям, так и взрослым. Полезный состав овсянки способствует не только правильной работе головного мозга, но и благотворно влияет на весь организм, предотвращая болезни, которые могут вызывать осложнения в виде нарушения памяти.

6. Ягоды.

Клубника, ежевика, черника, смородина – все ягоды хороши и очень полезны для работы головного мозга. Хотя все же исследования показывают, что чем интенсивнее и темнее цвет ягоды, тем больше в ней питательных веществ. А в чернике и клубнике ученые нашли компоненты, которые способствуют более интенсивному улучшению памяти.

7. Бобовая пища.

Во всех продуктах из группы бобовых содержится много белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов и минералов, которые необходимы для поддержания когнитивных способностей на протяжении всего дня.

8. Овощи яркого цвета.

Овощи с яркой окраской (например, помидоры, тыква, морковь, шпинат) – превосходные источники антиоксидантов, благодаря которым клетки головного мозга остаются крепкими и здоровыми.

9. Молочная продукция.

Молочная пища содержит большое количество белков, витаминов группы В и D. Эти вещества необходимы для формирования мозговых клеток (что особенно важно для детей), продуцирования нейротрансмиттеров и ферментов, контролирующих работу головного мозга. Кстати, витамин D очень важен для поддержания когнитивных способностей у людей любого возраста. По наблюдениям ученых, лица, в организме которых уровень витамина D опускается ниже 20 нанограмм на 1 мл крови, быстрее сверстников теряют память, у них чаще развивается деменция.

10. Мясо.

Продукты из этой категории незаменимы для детей и взрослых, чья повседневная работа связана с умственным трудом. Красное мясо – отличный источник железа и цинка, которые поддерживают память в тонусе.

11. Правильные жиры.

Мозг и вся нервная система на 80% состоит из жира. Поэтому, если нет жира – есть заболевания нервной системы. Жир входит в состав клеточных мембран. Холестерин является предшественником витамина D и половых гормонов. Жир участвует в синтезе желчи. Такие продукты, как авокадо, оливки, молодые сыры, орехи, топленое масло ГХИ, яичный желток и др. – отличный источник “правильных” жиров.

Провалы в памяти или забывчивость – это не всегда сигнал о серьезных нарушениях в работе головного мозга. Часто такое состояние может быть временным – вызванным гормональными изменениями в организме, переутомлением или банальной невнимательностью. В то же время необходимо признать: с возрастом наш мозг начинает работать не так быстро и четко, как в юности. Тем не менее вполне реально попытаться поддержать его в тонусе до глубокой старости.

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог, диетолог .

Общий стаж: 20 лет .

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп .

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия .

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!

Методика исследования кратковременной памяти

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памяти. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения


мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.


Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации, когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?


для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость. Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы. часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем. никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами. наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга. кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

  • печеночная недостаточность
  • почечная недостаточность
  • цирроз печени
  • туберкулез легких
  • гипертоническая болезнь
  • сахарный диабет
  • гипотиреоз
  • патологии нервной системы
  • депрессия
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • болезнь Паркинсона
  • болезнь Альцгеймера
  • эпилепсия
  • рассеянный склероз
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?


В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

Что такое память и как она работает?

Память - хранилище представлений человека о его предыдущем опыте, снабженное уникальным механизмом запоминания данного опыта, сохранения образов, информации и их воспроизведения в последующем.

Типы памяти:

  • кратковременная,
  • долговременная,
  • оперативная.

В первую очередь, задействована память кратковременная. Вы можете легко повторить фразу, только что вылетевшую из уст вашей подруги, но спустя полчаса уже с трудом вспомните общий смысл всего сказанного, а все потому, что объем кратковременной памяти мал. Кратковременная - это всего лишь временное хранилище и фильтр для пропуска информации в долговременную память.

Информация в памяти долговременной, наоборот, долго хранится, порой всю жизнь, особенно если периодически ее содержимое вспоминать. В идеальном случае, в долговременную память попадать должна лишь важная информация, та, что может в дальнейшем пригодиться.

Способы развития памяти

1. Включите воображение

Люди, которые запоминают огромные числа, всегда имеют развитое воображение. Они представляют число в виде растений, животных и неодушевленных предметов, к примеру, двойка - лебедь, восьмерка - матрешка, единица - столб у дороги, шестерка - замок и т. д. Не можете представить картинку сразу в уме - нарисуйте.

2. Двигайтесь

Больше танцуйте, двигайтесь, занимайтесь спортом. Это значительно улучшает кровообращение, в том числе и в головном мозге, активизирует психические процессы, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и переработку информации.

3. Займитесь рукоделием

Не считайте это занятием лишь домохозяек или бабушек. Вышивание крестиком, плетение фенечек, нанизывание бусин - эти действия активизируют память и в целом работу головного мозга.

4. Стимулируйте память запахами

Когда вы готовитесь к выступлению на работе или к экзамену в университете окружайте себя запахами, которые стимулируют процессы запоминания - зажгите аромалампу с эфирными маслами: лимонным, мятным или розмариновым.

5. Сосредоточьтесь на процессе запоминания

6. Напрягайте память

Если вы что-то забыли: значение слова, цифру из отчета, имя певицы, телефон друга - прежде чем сразу же лезть в словарь, пользоваться Интернетом или телефонной книгой, попытайтесь хотя бы в течение нескольких минут самостоятельно вспомнить забытое.

7. Тренируйтесь

Читайте художественную литературу, после чего вкратце записывайте имена героев и сюжет. Просматривайте время от времени записи и восстанавливайте прочитанное в памяти. Это поможет не просто тренировать память, но и прослыть эрудированной личностью в кругу друзей.

8. Забудьте о зубрежке

9. Ассоциируйте

10. Повторяйте

Повторение - мать учения. Но не стоит повторять полученную информацию по 5 раз подряд, а делайте это по одному разу в день на протяжении пяти дней. И лучше всего делать это на ночь.

Память человека неразрывно связана с мозгом и мыслительными процессами. Чем больше информации мы удерживаем в памяти, тем больше активности у мозга, которому приходится эту информацию обрабатывать. Так мозг обучается и становится более развитым.

Однако уровень интеллекта не фиксируется раз и навсегда в одной точке. Ученые из института Макса Планка в Берлине выяснили, что мозг достигает пика активности в возрасте 16–25 лет, после чего когнитивные функции постепенно снижаются. Но это не значит, что нельзя вернуть мозгу былую силу. Как раз для этого необходимо тренировать мозг и память.

Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью адаптироваться к новым условиям и изменяться. И делать это он может в любом возрасте. А лучше всего мозг формирует новые нейронные связи, когда узнает что-то новое и запоминает эту информацию. Также исследования показывают, что регулярные тренировки памяти увеличивают показатели интеллекта у взрослых людей и способны улучшить память пожилых людей и вернуть ее к показателям среднего возраста.

Способы тренировки

Чтобы поддерживать память в тонусе, ее, как и тело, нужно тренировать. Но не пугайтесь – это не так сложно и почти не потребует дополнительных усилий. Все действия, которые помогут тренировать память, легко можно включить в повседневную рутину.

Изучать иностранные языки. Это один из лучших способов, который развивает и мозг, и память. Когда вы изучаете иностранный язык, вы сталкиваетесь с новой и неизвестной системой. Но именно это стимулирует работу мозга и заставляет его выходить из зоны комфорта. Также это довольно трудоемкое занятие, которое требует повышенной концентрации внимания. Ступенчатый процесс изучения – вы начинаете с простых вещей и постепенно повышаете свой уровень, обеспечивает мозгу равномерную нагрузку. А в конце вас ожидает награда – вы узнаете новую культуру, сможете поговорить с носителем языка, сдать экзамен и получить новую работу. Это, в свою очередь, влияет на выработку гормона дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения, а также помогает процессам обучения и запоминания.

Работать над воображением и визуализацией. Развивать память помогает образное мышление. Допустим, вам надо запомнить номер телефона или новый пин-код банковской карты. Представьте, как вы набираете нужные цифры на клавиатуре, как двигаются ваши пальцы и какие линии они прочерчивают. Другой пример – список покупок. Визуализируйте в уме те продукты, которые вы собираетесь купить. Так вы не только не забудете купить апельсины или банку тунца, но и создадите с этими объектами эмоциональную связь. Также пробуйте мысленно представлять в уме образы того, что вы читаете, будь то художественная литература или статья в бизнес-издании. Механизм запоминания работает так, что в случае необходимости мозг воспроизведет нужный зрительный образ.

Нарушать автоматизм. Ежедневно мы совершаем множество рутинных действий – чистим зубы, идем знакомой дорогой до работы, заказываем один и тот же вид кофе в кафе по соседству. Мозг в это время действует на автомате и не напрягается. Чтобы растормошить мозг и заставить его работать активнее, полезно периодически менять устоявшиеся привычки. Например, сменить привычный маршрут, почистить зубы левой рукой, если вы правша, попробовать новое блюдо в кафе или приготовить самому по новому рецепту.

10 упражнений для развития памяти

Чтобы натренировать память, попробуйте ежедневно выполнять эти упражнения.

1. Решать арифметические примеры

Когда вы выполняете арифметические вычисления, вы заставляете мозг работать и анализировать ситуации быстрее. Также можно ввести арифметические подсчеты в бытовую жизнь. Например, считать в уме чаевые в кафе или выгоду, которую можно получить от специального предложения в магазине.

2. Учить стихи

Попробуйте каждый день заучивать небольшое стихотворение или его фрагмент. Когда учите стихотворение, старайтесь проговаривать его вслух. Так вы задействуете свой артикуляционный аппарат, что способствует лучшему запоминанию. Со временем вам понадобится меньшее количество повторений, чтобы выучить один стих.

3. Описывать предметы

Выберите любой предмет, который есть поблизости – вазу, статуэтку, книгу с интересной обложкой. Лучше выбирать предметы, у которых больше деталей. Смотрите на предмет внимательно полминуты и запоминайте все детали. После этого отвернитесь от предмета и опишите его во всех подробностях.

4. Разгадывать кроссворды

Кроссворды эффективно тренируют мозг и память. Также подойдут и другие игры со словами, например, скрабл.

Для этого упражнения вам понадобится десять спичек. Сначала возьмите пять спичек и бросьте их на стол. В течение нескольких секунд запоминайте их расположение, потом отвернитесь и попробуйте сделать такую же картину из других пяти спичек.

6. Запоминать предметы или слова

Положите на стол десять разных предметов, перечислите их вслух в течение минуты, а потом накройте чем-нибудь. После этого попытайтесь назвать все предметы, которые лежат на столе. Чтобы повысить сложность упражнения, можно увеличить количество предметов. Также упражнение можно выполнять с помощью списка слов. Запишите на листе слова, переверните лист и повторите написанное.

7. Выполнять действия вслепую

Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами или сделать привычное действие вслепую. Это улучшит память и повысит навыки пространственного ориентирования.

8. Рассказывать истории

Попробуйте придумывать рассказ о том, как прошел ваш день. Сторителлинг помогает лучше запоминать важные события и интересные детали, а также связывать эмоции с воспоминаниями.

9. Делать мысленные экскурсии

10. Строить дворцы памяти


Тренировка памяти и внимания

Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети.

Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность.

Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз.

Тренировка памяти и мозга

Мозг и память человека взаимосвязаны, поэтому, когда мы тренируем память, мы тем самым тренируем и наш мозг. Упражнения на запоминание, визуализацию предметов отлично развивают мышление. Но есть еще несколько лайфхаков, которые улучшат функционирование мозга и помогут ему эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Заниматься спортом. Ежедневные физические нагрузки улучшают работу мозга. Когда вы занимаетесь спортом, мозг получает больше кислорода. Также снижается риск диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. А они – частые причины потери памяти. Физические упражнения также помогают бороться со стрессом. Даже получасовая прогулка в ближайшем парке или 5–10 минут зарядки перезагрузят мозг и вернут концентрацию.

Хорошо спать. Здоровый сон крайне важен для процессов обучения и запоминания. Ведь во время глубокой фазы сна происходит укрепление памяти. Важно не только количество сна – 7-9 часов, но и качество. Для этого надо составить расписание сна и ежедневно ложиться в одно и то же время. А за час до сна следует избегать взаимодействия со смартфоном или компьютером. Ведь свечение экранов оказывает негативное воздействие на организм, в частности, подавляет гормон сна мелатонин.

Отслеживать количество стресса и следить за здоровьем. Хронический стресс способен уничтожать клетки мозга, а также быть причиной потери памяти. Постоянный стресс может влиять на здоровье человека и обострять хронические заболевания. Поэтому важно вовремя отслеживать свое состояние и контролировать количество стресса. Например, делать перерывы в течение дня, ставить себе реалистичные задачи, хорошо отдыхать.

Также следует наблюдать за здоровьем и регулярно проводить медицинские чекапы. Деменция и болезнь Альцгеймера – не единственные заболевания, которые вызывают нарушения памяти. Болезни сердца, диабет, дисбаланс гормонов также ухудшают когнитивные способности и могут влиять на наши способности концентрироваться и адекватно воспринимать новую информацию.

Заключение

Активная работа мозга – залог здоровой и успешной жизни человека. Чтобы развивать мозг и постоянно подпитывать его энергию, необходимо регулярно тренировать память, внимание, воображение, а также не забывать про физическое состояние организма. Для этого попробуйте включать в свою жизнь эти действия.

Читайте также: