Как сделать п350

Обновлено: 05.07.2024

Двигатель пусковой П-350 (рисунок 1) является одноцилиндровым двухтактным карбюраторного типа с кривошипно-камерной продувкой. Мощность двигателя составляет 9,93 кВт. Запуск двигателя – стартерный. Основными элементами являются картер, цилиндр, кривошипно-шатунный механизм, регулятор и агрегаты систем питания, охлаждения, пуска и зажигания.

В картере (поз. 27) маховика смонтированы шестерни привода коленвала пускового двигателя. Установка шестерен распределения пускового агрегата и привода редуктора осуществляется по меткам, нанесенным на их торцах. Смазка деталей кривошипно-шатунного механизма осуществляется маслом, которое содержит горючая смесь, подаваемая в картер (поз. 22, 25) и в цилиндр (поз. 12) двигателя. Смазка шестерен и их подшипников обеспечивается за счет масла из редуктора, которое поступает на блок шестерен привода редуктора во время работы двигателя разбрызгиванием.

Карбюратор (поз. 13) мембранного типа, однокамерный, с дистанционным управлением, включает в себя корпус, крышку, систему холостого хода, главную дозирующую систему, систему пуска и мембранный механизм. Воздухоочиститель (поз. 14) представляет собой корпус и фильтрующий элемент, собранный из пенополиуретановых колец. Регулятор (поз. 15) пускового двигателя 350.01.010.00 трактора Т-150 – однорежимный центробежный шарикового типа. Выполняет функцию ограничителя максимальной частоты вращения двигателя.

Система зажигания включает в себя магнето (поз. 16), провод высокого напряжения и искровую свечу (поз. 8) зажигания. Магнето одноискровое, с правым вращением и неизменным моментом искрообразования. С помощью неразборной искровой свечи зажигания, установленной на головке (поз. 9) цилиндра, осуществляется принудительное воспламенение в цилиндре сжатой горючей смеси. Диаметр ввертной части свечи составляет 14 мм.

Пусковой двигатель П-350 (350.01.010.00) Т-150 полный комплект

Рис.1 — Пусковой двигатель П-350 (350.01.010.00) трактора Т-150 (Т-150К)

1 – маховик; 2 – шатун; 3 – фланец крепления выпускного патрубка; 4 – палец поршневой; 5 – втулка верхней головки шатуна; 6 – полость рубашки охлаждения цилиндра и головки; 7 – поршень; 8 – искровая свеча зажигания; 9 – головка цилиндров; 10 – краник продувочно-заливной; 11 – кольцо компрессионное; 12 – цилиндр; 13 – карбюратор; 14 – воздухоочиститель; 15 – регулятор; 16 – магнето; 17 – шестерня коленчатого вала; 18 – плита промежуточная; 19 – шестерня привода магнето; 20 – шестерня промежуточная; 21 – полуось коленчатого вала передняя; 22 – картер (передняя половина); 23 – щека кривошипа коленчатого вала; 24 – ролики; 25 – картер (задняя половина); 26 – палец кривошипа коленчатого вала; 27 – картер маховика; 28 – крышка картера маховика; 29 – полуось коленчатого вала задняя.

Как известно, при кратковременных поездках в городе автомобильный аккумулятор не успевает заряжаться, постоянный недозаряд приводит к сульфатации пластин и к сокращению службы самого аккумулятора. При эксплуатации авто только в городском режиме советуют раз в 3-4 месяца полностью заряжать автомобильный аккумулятор штатным зарядным устройством. Да вот беда – нормальное зарядное есть не у всех, денег на него жалко, а заряжать аккумулятор желательно регулярно. Для тех, у кого нет лишних 30-50 баксов на автомобильную зарядку от сети, а иметь оную уж очень хочется, и предназначена эта статья.

Очень неплохую вещь можно сделать из обычного компьютерного блока питания АТХ. Компьютерный блок питания ваще шикарная штука, ибо предназначен для того, чтобы молотить круглосуточно, запитывая материнку, процессор, винчестер, да еще и выдавать при этом довольно солидные токи. В самих компьютерах БП периодически мрут, ибо сделаны в большинстве своем китайцами, а эти ребята привыкли экономить на всем – занижать параметры конденсаторов, ставить резисторы меньшей мощности, и вообще за это им огромное спасибо, ибо благодаря их стараниям у меня, к примеру, нет недостатка в компьютерных блоках питания для экспериментов.

Скажу сразу – не всякий блок питания подойдет для переделки. Внутри блока питания стоит микросхема ШИМ-контроллера, которая управляет полумостовым преобразователем. Нас интересует блок питания с установленным ШИМ TL 494 (аналоги KA7500, DBL494, M5T494 и тому подобное). На этой микросхеме с небольшими изменениями можно получить не только автомобильное зарядное устройство, но и полноценный лабораторный блок питания с регулируемым стабилизированным напряжением и ограничением тока.

Из блоков питания с установленными ШИМ SG6105 , АТ2003 и т.д. получить блок питания с регулируемыми параметрами не получится, максимум что из него можно выжать – автомобильное зарядное 14.2-14.8В/3-6 А.

В этой статье мы рассмотрим переделку БП на самой распространенной ШИМ TL 494. Структурная схема ШИМ показана на рисунке:


После того, как БП принесли домой, разобрали, прошлись кисточкой и пропылесосили, нужно убедиться, что входные цепи, а также источник питания дежурного режима (так называемая дежурка) работают и выдают на ШИМ питание.

Для начала проверяем работоспособность источника дежурного питания. Дежурка работает всегда, когда на блок питания подано 220В и включен тублер. Она выдает два напряжения – одно на питание ШИМ, другое +5Vsb (Standbye). Сигнал Standbye – фиолетовый провод большого разъема питания, 9 контакт.


При включенном в сеть БП на 9 контакте должно быть 5В. Если нет, ищем неисправность в цепях дежурки. Если есть – проверяем наличие питания на выводе 12 ШИМ. Микросхема запускается при подаче на вывод 12 напряжения от 7 до 41В (в среднем дежурка выдает 12-15В).

Схема дежурного источника питания выглядит примерно так:

Дежурка выполнена по схеме однотактного преобразователя с насыщающимся трансформатором. Чаще всего высыхают электролитические конденсаторы, теряют емкость конденсаторы обвязки. Прозваниваем транзистор, диоды, первичную и вторичную обмотки трансформатора на предмет КЗ.

Очень часто случается, что при закорачивании вывода 4 ШИМ на землю БП АТХ начинает работать. В этом случае причина неисправности кроется в цепях защиты от перегрузок и цепях формирования служебных сигналов. Так как в дальнейшем эти цепи защиты нам будут не нужны, и от +3.3/+5В мы откажемся вообще, проверка цепей защиты здесь рассматриваться не будет. Должен заметить, что включение БП АТХ происходит при замыкании сигнала PS_ON на землю (зеленый провод, 16 контакт). Так как этот сигнал относится к цепям формирования служебных сигналов, он нас не интересует – мы запустим БП без него.

Наша основная задача – запустить блок питания и получить на выходе +12В, с которым мы и будем в дальнейшем работать. Простейшая схема компьютерного блока питания на ШИМ TL494 (аналог КА7500) показана на рисунке ниже:


Схема БП состоит из следующих блоков:

1. Сетевой фильтр и выпрямитель.

2. Схема измерений перенапряжений, она же схема защиты и формирования служебных сигналов.

3. Дежурный источник питания.

4. Усилитель мощности.

5. Выпрямитель для напряжения +12В вторичной цепи источника питания.

6. Схема промежуточного усилителя.

Микросхему ШИМ легко найти невооруженным взглядом

Допустим ШИМ работает, но на выходе напряжений нет. Проверяем цепи усилителя мощности и силовые транзисторы.

Все осциллограммы снимать относительно эмиттера. Основные неисправности – обрывы резисторов в цепях базы, потеря емкости конденсаторами или их пробой, межвитковое КЗ в обмотках трансформатора, пробой высоковольтных транзисторов.

Итак, наша основная задача – получить на выходе +12В. Условно будем полагать, что с этой задачей мы успешно справились, ибо разбор конструкции БП АТХ и принципы его ремонта не входит в нашу первоочередную задачу. Выходная часть с выпрямителем и фильтрами питания сделаны по примерно одной и той же схеме:


Так как напряжения +3.3В, +5В, – 5В и -12В нам не нужны, можно смело выпаивать все компоненты на выходе, отвечающие за эти напряжения. Оставляем выходной дроссель, электролитический конденсатор в цепи +12В заменяем на 2200 мкФ 50В (изначально там стоит конденсатор, расчитанный на рабочее напряжение 16В, в случае переделки БП под выходное напряжение 25В он взорвется). Также не лишним будет заменить сборку диодов Шоттки в цепи +12В на другую, с большим прямым током. Можно заменить эту сборку на ту, которая стояла в цепи +5В или поставить сборку диодов Шоттки на более высокий ток, скажем, 10TQ045 с прямым током 10А или MBR1545CT с прямым током 15А. Заодно выпаиваем со схемы весь жгут проводов – он нам больше не понадобится.

После выпаивания запасных компонентов должно получиться примерно следующее:


Не бойтесь выпаивать все лишнее – для запуска ШИМ TL494 нужно всего 4 сопротивления и один конденсатор (не считая пары переменных резисторов). Они уже есть на схеме, даже если Вы выпаяете лишнее, потом ориентируясь по печатным проводникам, можно будет вернуть нужные компоненты (3 сопротивления и 1 емкость) на место. Нижняя микросхема LM339 – счетверенный компаратор, на котором собрана схема защиты, также не нужна. Ее можно смело выпаивать или выкусывать, я обломался

На плате оставляем только дроссель (ниже радиатора), и заменяем конденсатор в цепи +12В на 2200 мкФ 35В – изначально там стоит конденсатор на напряжение 16В.


Или же можно воспользоваться схемой попроще:

Здесь показана минимальная обвязка ШИМ TL494 для того, чтобы микросхема заработала. Так как раньше блок питания уже как-то работал, скорей всего эта обвязка уже присутствует в схеме, нужно только изменить подключение выводов 1, 2, 4, 15 и 16. На контакт 12 подается напряжение с дежурного источника питания. Контакт 4 садится на землю. Можно проследить дорожку и выпаять диод, через который на контакт 4 подается сигнал ошибки со схемы защиты. Схема защиты с сигналом PS_ON нам уже тоже не нужна, поэтому ее можно смело выковыривать из платы, вместо нее мы соберем схему ограничения тока.

* Прослеживаем по дорожкам выводы 15 и 16, отпаиваем от них компоненты и соединяем согласно схеме.

* Прослеживаем по дорожкам распайку выводов 1, 2, отпаиваем от них компоненты и соединяем согласно схеме.


Фактически для переделки БП АТХ в лабораторный источник питания или зарядное устройство нужно два переменных резистора и шунт на 0.1-0.01 Ом. Ну и конечно мало-мальские познания в электронике и большое желание замутить что-то такое на зависть всем пацанам из соседних гаражей . Что в танке главное, знаете? Правильно, плюс небольшая внимательность.

Но так как такое зарядное устройство будет использоваться раз в два-три месяца, если не раз в год, а остальное время оно просто будет валяться в гараже, есть очень большой соблазн потратить еще один день, и сделать из него полноценный лабораторный блок питания. Понадобится только две измерительные головки – вольтметр и амперметр. Можно прикрутить китайский блок 2 в 1, амперметр + вольтметр. Либо для пущей убедительности возможна установка аналоговых вольтметра и амперметра. Амперметр нужен обязательно с шунтом на тот предел, который указан на шкале. Иначе замучаетесь подбирать отрезок провода необходимого сопротивления. В моем случае манганиновый шунт уже встроен в амперметр.

Вырезав из текстолита лицевую панель, профрезеровав отверстия под амперметр, вольтметр, регуляторы и прочее, я собрал все воедино.


Можно пойти другим путем, и сделать переднюю панель скажем из нержавейки, порезав ее лазером.


В результате получился полноценный блок питания с пределами 25В/10А (ток фактически больше, порядка 15А)


Работа блока на нагрузку в виде автомобильной лампы.


Вид блока со стрелочными индикаторами


Штатный вентилятор нужно подключить к бывшему выходу +12В, развернув его так, чтобы он дул внутрь блока, охлаждая радиаторы силовых транзисторов и выходных диодов. У меня заодно он обдувает и шунт. При этом чем выше напряжение, тем больше скорость вращения вентилятора. Не пытайтесь изменить направление вращения, изменяя полярность питания – внутри вентилятора стоит специальная микросхема, она скорей всего сдохнет

Для избежания подобных казусов нагрузка в моем случае подключается через предохранитель на 15А. Есть хотя бы один шанс из ста что при КЗ предохранитель успеет сгореть ранше, чем сгорит что-то в схеме. К сожалению, происходит ровно наоборот – схема вылетает, защитив собой предохранитель

ВНИМАНИЕ ШТРИХ! При подключении к аккумулятору строго соблюдать полярность! В противном случае все тот же волшебный дым покинет какой-то компонент схемы, и он больше никогда не будет работать.

При этом напряжение немного упадет до какого-то значения, которое зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора, но стабилизатор тока будет держать нужный ток. По мере набора аккумулятором емкости ток заряда будет падать, а напряжение вернется до установленного ранее значения.

Во избежании взрыва подключать и отключать аккумулятор только при выключенном источнике питания.

Примечание. Длительная нагрузка (порядка 10 часов) источника питания двумя параллельными автомобильными лампами 12В 55Вт при напряжении 14.6В и суммарном токе потребления почти 8А показало, что при работающем обдуве какого-то сильно критичного нагрева компонентов внутри блока питания нет.

Выводы: зарядное устройство для аккумуляторов, сделанное на базе блока питания АТХ обладает следующими преимуществами:

1. Фантастическая живучесть и работоспособность. Компьютерные импульсные блоки питания с принудительным охлаждением имеют КПД порядка 80-85%, диапазон входного напряжения 160-240В, время наработки на отказ порядка 50 тыс. часов. Другими словами, блок питания предназначен для того, чтобы сутками молотить включенным. Так как используется только напряжение +12в, то выходной трансформатор нагружен даже меньше, чем если бы использовались также +5В и +3.3В, ибо их обмотки намотаны на одном сердечнике выходного трансформатора.

2. Стабилизация выходного напряжения в пределах ±5% для значения +12В

4. Возможность заряжать аккумулятор не отключая его от автомобиля.

5. Полноценный блок питания с широкими пределами регулирования для решения повседневных задач.

Руслан Суханов

Тюнинг советских мотоциклов .

Для тех кто хочет ставить цилиндр от пускача на планету. Кратко написал про 2 вида цилиндров.
Многие говорят что цилиндр этот г и мотор будет тяговый, но не будет верхов. Частично правы. Но у нас есть 2 вида цилиндров пускача:
1. Пд 10 цилиндр (продувочные окна как у иж 350 и иж 49 там, а выпуск впуск-можем мы довести, т.к мяса хватит) в нём 9 л.с.

Как-то получилось, что при тональнике была нажата педаль на передачу - галетником переключили в SSB не отпуская педаль. В общем может не успело сработать реле, может еще что, но трансивер перестал работать на прием. Возможно передача пошла в приемный тракт.
Трансивер на передачу работает.
Сигнал тональника стал немного тише.
На прием не работает не слышно шума эфира, но стало слышно переменку около 50Гц при всей громкости (возможно это гармоника от гетерадина).

УНЧ - работает, проверили отверткой на вход. АРУ тоже работает.
Блок ПЧ работает, проверили подсоединением антенны через конденсатор (появляется шум эфира).
Режимы CW и SSB - если переключать то слышно что CW уже (работает).

Пробовали менять полевай транзистор в блоке УРЧ - без изменений.

Ничего кроме воль\ампер\ом метра нет.

Пробовали менять полевай транзистор в блоке УРЧ - без изменений.
а незаметил, диоды для зашиты транзистора стоят? проверьте их.

а незаметил, диоды для зашиты транзистора стоят? проверьте их.
Диоды целые. Напряжение на транзисторах хоть немного и отклонено от нормы (на 1-2 вольта больше на некоторых) но не похоже на то что пробиты.

Сначала тычем голой отверткой на вход УНЧ? Работает. Далее точно также тычем на вход УПЧ. Работает. Далее и так далее по порядку, по цепочке.

А как проверить полевые транзисторы? В интернете нагуглил, что по всем выводам должно быть безконечное сопротивление. Но даже на новых (аналог КП350) есть 0 сопротивления. Проверил 7 шт. Руками не трогал, заземлялся.

Только косвенно. Когда каскад работает, меряем напряжение на истоке - должно быть небольшое (обычно при 200 Ом и 5-6 мА это 1- 1.2 В). С некоторой долей вероятности можно считать, что транзистор целый. Хотя бывают случаи, что напряжение есть, а транзистор не работает. Реально проверить их можно только изготовив специальный стенд.

можете попробовать сток-исток омметр подключить а на затворы подать наводку от сети например присоединив пинцетом кусочек провода, омметр долже показать изменения сопротивления.

А как проверить полевые транзисторы? В интернете нагуглил, что по всем выводам должно быть безконечное сопротивление. Но даже на новых (аналог КП350) есть 0 сопротивления. Проверил 7 шт. Руками не трогал, заземлялся.Проверить работоспособность транзисторов КП-350 (живой-не живой)) в домашних условиях очень просто. Для этого нужен авометр с низковольтным питанием(желательно 1,5 вольта, т.к. нет гарантии, что авометр с 9 вольтовым питанием оставит проверяемый транзистор "живым") Авометр включаем на измерение сопротивлений, ком. Клемму (+ )прибора подключаем к истоку транзистора и( -)клеммой кратковременно касаемся одного затвора, потом другого. После этого (-) прибора подключаем, как и должно быть, к истоку, а (+)прибора подключаем к стоку. Затворы оставляем в "воздухе". Кило омметр при живом транзисторе покажет бесконечность. Затем отключаем от стока транзистора (+)прибора и этим же (+) кратковременно касаемся одного затвора, затем второго. После этого (+) опять подключаем к стоку(затворы остаются в "воздухе". Прибор должен показать минимальное сопротивление, как бы короткое замыкание. Этими простыми манипуляциями мы сначала закрываем транзистор, его сопротивление становится бесконечно большим, потом подав (+) на затворы, транзистор открываем. Сопротивление перехода исток-сток становится минимальным. Вот и вся проверка. Что не понятно, спрашивайте. И поосторожней со статикой!

но кп350 велика вероятность такой проверкой ухлопать.
можно вместо них КП327 попробовать применять, они вроде как попрочнее, по крайней мере пока ни одного не убил, а вот 350 да убиваются иногда непонятно как.

Relav,
Полевики почти все так и проверяют, но кп350 велика вероятность такой проверкой ухлопать.В общем то примитивный метод проверки, но позволяет отделить "живой-не живой". Из практики "творчества" с полевыми транзисторами с изолированными затворами случаев "убиения" транзисторов этим методом не было. Обычные полевики, скажем такие как КП-303, кп-302 ит.д. этим методом не проверить.
С уважением, Валерий.


можно вместо них КП327 попробовать применять, они вроде как попрочнее, по крайней мере пока ни одного не убил, а вот 350 да убиваются иногда непонятно как. Кп-350 не такой уж и нежный. При соблюдении правил обращения с ним, он такой же прочный как и КТ-315(я не ошибся, обычный кремневый!) Если применять вместо КП-350, КП-327 Необходимо подобрать для них режим. Простой заменой проблему не решить. Вообще то UA1FA на Кп-327 работает получше! Где то видел статью по замене КП-350 на КП-327 в UA1FA. Успехов!
С уважением, Валерий.

Что это за трансивер UA1FA-1? На сколько я помню первой конструкцией Я.С.Лаповка с применением двухзатворных полевиков был "Базовый приемник" и "Трансиверная приставка". Не пойму что ремонтируем.

Читайте также: