Как сделать отчет по загрязнению окружающей среды

Обновлено: 06.07.2024

IV. Состав и содержание отчета о результатах

мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

на территориях объектов размещения отходов и в пределах

их воздействия на окружающую среду

20. Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие разделы:

а) сведения об объекте размещения отходов;

б) сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

в) сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

г) обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

д) оценка изменений состояния окружающей среды;

е) список использованных источников;

21. В разделе "Сведения об объекте размещения отходов" приводятся реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объекта размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.

22. В разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения:

а) об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

б) об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

в) об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

г) об оснащении автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

д) копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851), которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, подписанные уполномоченным должностным лицом испытательной лаборатории (центра);

е) копии актов отборов проб.

23. В разделе "Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей:

а) атмосферного воздуха;

б) поверхностных вод;

в) подземных вод;

г) почв (в год проведения работ по оценке состояния почв);

д) растительного и животного мира (при необходимости).

24. В разделе "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:

а) данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;

б) результаты сравнительной оценки изменений качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов);

в) сведения об информировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

25. В разделе "Оценка изменений состояния окружающей среды" приводятся:

а) сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды;

б) осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

При представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов.

26. В разделе "Список использованных источников" указывается перечень использованных при подготовке отчета о результатах мониторинга окружающей среды нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.

27. В раздел "Приложения" могут быть включены:

а) календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных объектов;

б) иные материалы по усмотрению лица, ответственного за проведение мониторинга.

Разработка декларации и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) по Москве, Московской области и Республике Татарстан (Казани). Умеренные цены. Качественное обслуживание. Короткие сроки.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – годовая декларация по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы), подаваемая в Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным. В декларации производится расчет платежа, который необходимо уплатить до 1 марта года следующего за отчетным в территориальное управления Росприроднадзора на территории которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • Размещение отходов производства и потребления.

Важно. 31 декабря 2020 года был опубликован Приказ Минприроды от 10.12.2020 № 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899". Приказ вступает в силу 15 января 2021 года.

Журналы учета движения отходов в обязательном порядке прикладываются к декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 3 Приложения 1 к Приказу Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043).

Обратить внимание. Отчет 2-ТП (отходы) и декларация за негативное воздействие на окружающую среду являются исходной документацией для разработки отчета в Кадастр отходов Москвы (прикладывается к самому отчету). Поэтому желательно, чтобы разработкой этих трех документов занималось одно лицо или организация (например, наши экологи).

Основная причина заключается в следующем: к нам часто обращаются клиенты, у которых один отчет был сделан самостоятельно, а второй - был заказан на стороне. В итоге информация в двух отчетах не сходится, что создает большие сложности. Необходимо добавить, что при заказе у нас всех трех отчетов у вас появляется уникальная возможность сэкономить (по отдельности выйдет дороже).

Кому необходимо подавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Законодательством установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и/или иной деятельности образовались отходы производства и потребления. Обратим внимание на то, что доказать инспектору Росприроднадзора, что при вашей деятельности не образуются отходы затруднительно (бумага, картриджи, лампы и т.п.).

  1. в договоре аренды указанно, что экологические платежи уплачивает арендодатель за вас;
  2. арендодатель подает расчет в Росприроднадзор и платит экологические платежи;
  3. арендодатель включил вас в ПНООЛР (если ПНООЛР у него нет, то только первое и второе).

Так же не забывайте, если за вас не вносят плату НВОС, и/или вы не можете подтвердить документально, что за вас платит другая организация, то вы можете быть оштрафованы (сумма штрафов приведена в разделе штрафы).

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.

1. Наличие одновременно следующих критериев:

1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Для чего введена плата за негативное размещение отходов

Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, которая возмещает затраты на компенсацию ущерба и стимулирует снижение и/или поддержание данного ущерба в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

- коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
- коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
- коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.


Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

С 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период - в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

В какой бюджет вносится плата за негативное воздействие

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.

Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.

Срок внесения платы

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.


ВАЖНО: В случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Куда идет плата за негативное воздействие

Согласно бюджетной системы РФ денежные средства перечисляемые Росприроднадзору за оплату негативного воздействия в 2016 году распределяются в следующем порядке. 5% в федеральный бюджет, 40% в бюджеты субъектов РФ, 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Исключение составляют города федерального назначения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь): 5% в федеральный бюджет, 95% в городской бюджет.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Разработка и согласование годовой декларации по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы) по Москве и Московской области.


2) С 8 марта 2020 года декларация НВОС сдается по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.12.2019 № 899.

3) Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы ( Росприроднадзора № АС-06-02-36/5194 от 15.03.2017). Дополнительная информация по данной теме:

  1. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды";
  2. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"
  3. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду"
  4. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899" (вступает в силу 15 января 2021 года)
  5. Приказ Минприроды РФ № 3 от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (утратил силу с 15 января 2021 года)

Штрафы
Статья 8.41. КоАП РФ Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ, Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Статьи 16.4. пункт 4 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды"

В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

В бухгалтерском учете

БУХУЧЕТ КАРДИНАЛЬНО ПОМЕНЯЛСЯ! ВЫ ГОТОВЫ?

Как правильно внедрить в работу сразу 5 новых ФСБУ? Когда и какие сделать проводки?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.

Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:

  • I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
  • II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
  • III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
  • IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.

Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.

При подаче заявки:

  • определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
  • установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.

Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.

От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:

  • на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
  • с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
  • с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
  • с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).

Когда и как платить

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.

Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.

Сроки внесения платы за НВОС:

  • авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.

Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

  • за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
  • за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

За квартал

Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.

  1. 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
  2. 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
  3. Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).

Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.

За год

Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:

  1. Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
  2. Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
  3. Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
  4. Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  5. Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.

Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.

Когда и как отчитываться

С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.

Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.

За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

  • для организаций — 20000 – 80000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.

Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

Отчетность по экологии – перечень обязательных документов, которые должны предоставляться предприятием в контрольно-надзорные органы. Экологическая отчетность включают в себя информацию о степени негативного воздействия предприятия на окружающую среду в течение года в следующих направлениях:
- негативное воздействие на атмосферный воздух;
- негативное воздействие на водные объекты;
- негативное воздействие вследствие образования отходов производства и потребления.
С 2019 года действуют новые правила экологической отчетности. Все предприятия теперь делятся по степени экологической опасности и в зависимости от категории будет формироваться отчетность. В таблице ниже представлена экологическая отчетности, согласно категории предприятия.*

Сроки сдачи отчетов по экологии за 2021 год:

Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Читайте также: