Как сделать отчет по лабораторной работе по физике

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Лабораторная работа по физике является важной составляющей всего комплекса обучения, который включает теорию, решение задач. Подобные задания позволяют студентам проверить на практике действие различных законов и получить полное представление об универсальных методах исследования в физике.

Лабораторные работы по физике

Частью процесса обучения физике студентов технических специальностей является лабораторный практикум. Обычно он выполняется после изучения соответствующего теоретического раздела.

Главная цель, которая ставится перед лабораторными, — познакомить учащихся с приборами и физическими явлениями , помочь им овладеть всеми методами измерений , научиться проводить эксперименты и делать самостоятельные выводы . Требуется не только получить результаты, но и проанализировать их, провести математическую обработку.

Лабораторные работы служат для постоянного повторения и углубления, а также расширения и обобщения знаний из разных тем курса .


Цель данной лабораторной работы – проверить закон радиоактивного распада с помощью эксперимента. В процессе выполнения требуется знать не только теорию, но и пользоваться специальным оборудованием. Затем следует ответить на ряд вопросов . По итогам студент должен знать:

виды радиоактивного излучения;

общую характеристику элементарных частиц.

Важно уметь классифицировать элементарные частицы и решать задачи, используя квантовые постулаты.

Ф изический практикум служит для определения влажности воздуха . Опыт ставится с использованием жидкости, которая по свойствам занимает промежуточное положение между газом и твердым телом. Это обусловлено близким расстоянием между связанными молекулами, что и должны проверить студенты.

По результатам эксперимента важно научиться:

использовать различные средства для наглядности, в числе которых чертежи и схемы;

действовать согласно алгоритму и указаниям;

распознавать параллельные и последовательные соединения;

хорошо ориентироваться в электрической цепи;

знать природу внешних сил поверхностного натяжения и единицы его измерения, зависимость от температуры, необходимые формулы.

В процессе учебы студенты проводят и лабораторные с маятниками Максвелла и Обербека. Первая позволяет познакомиться с основными понятиями кинематики, динамики поступательного и вращательного движения, баллистической траектории. За счет эксперимента определяется свободное ускорение и момент инерции маятника. Сам практикум предполагает пользование специальным оборудованием.

Маятник Обербека служит для определения момента инерции нескольких грузов и силы трения. Предварительно нужно ознакомиться с теорией. Чтобы все сделать грамотно, можно посмотреть и скачать бесплатно уже готовый пример с методическими рекомендациями.

Лабораторная работа проводится для ознакомления с интерференцией света в тонких пленках, а также учит определять радиус кривизны поверхности линзы. Для выполнения эксперимента используется специальная оптическая система, микроскоп и набор светофильтров.

По итогам студент должен знать, что такое кольца Ньютона и как они получаются, определять погрешности и выявлять, от чего они зависят. Также важно грамотно составить необходимые чертежи и схемы в процессе выполнения. Образец с уже заполненными данными вы можете посмотреть здесь.

Одним из видов практикумов, выполняемых студентами во время учебы, является определение емкости конденсатора . Это знакомит их с законом электростатики. Результаты измерения просчитываются с помощью формул и заносятся в специальную форму в виде таблицы.

После выполнения, студенты должны знать “что такое конденсатор”, уметь объяснять по схеме цепи назначение приборов, а также:

понимать принцип определения емкости;

применять формулы для расчета погрешностей;

знать единицы измерения емкости;

уметь строить схему соединения конденсаторов.

В общем виде работа выглядит так, как представлено в этом образце.

Цель проведения такого практикума заключается в экспериментальном анализе электростатического поля, которое образуется вокруг зарядов . Также студент должен графически изобразить его между двумя проводниками, в том числе силовые линии и колебания магнитного поля, определить среднее значение напряженности в конкретных затухающих точках и резонанс . При выполнении необходимо пользоваться таким оборудованием, как вольтметр, осциллограф , реостат, источник тока, микровеберметр с измерительной катушкой индуктивности .

По результатам учащийся может хорошо разобраться в терминах и определениях, единицах измерения, связях между физическими понятиями. Готовый пример можно посмотреть ниже.

В процессе выполнения данной лабораторной необходимо опытным путем обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело , а также определить выталкивающую силу. Опыт проводится с обычной и соленой водой , в результате которого нужно сделать выводы:

относительно этих двух разных жидкостей;

рассчитать выталкивающую силу;

занести все данные в таблицу.

Пример оформления лабораторных работ по физике для различных вузов

Однако вышеописанные лабораторные работы являются лишь небольшой частью всего учебного процесса. Студенты МГУ, МАДИ, МЭИ выполняют множество других практических заданий по физике. Ознакомиться с ними, а также с исследованиями учащихся из других вузов, можно ниже.

Чтобы закрепить полученные знания на практике, студенты выполняют лабораторные работы. Данный вид практических занятий помогает не просто понять, как усвоил материал учащийся, но и проверить действие теории на практике, разобраться в явлениях/процессах, научиться использовать оборудование и пр.

Чтобы закрепить полученные знания на практике, студенты выполняют лабораторные работы. Данный вид практических занятий помогает не просто понять, как усвоил материал учащийся, но и проверить действие теории на практике, разобраться в явлениях/процессах, научиться использовать оборудование и пр.

Сама по себе лабораторная работа предполагает выполнение конкретного задания с учетом техники безопасности охраны труда и прочих правил. Здесь важно не просто наблюдать за происходящим, но и фиксировать получаемые результаты, а затем интерпретировать весь процесс документально в виде отчета по лабораторной работе.

Отчет по лабораторной работе: что этот и зачем?

Отчет по лабораторной работе – это специальный проект, который пишется после проведения лабораторной работы с целью закрепления материала, а также фиксации полученных данных.

На какие вопросы должен ответить отчет о лабораторной работе

Суть отчета о лабораторной работе

В этом документе отражаются все действия учащегося, которые он производил при решении конкретной задачи. С его помощью можно оценить степень усвоения пройденного материала, умение студента применять знания на практике, а также навыки по следованию стандартам и правилам.

Отчет по лабораторной работе также позволяет учащемуся систематизировать все полученные им сведения и грамотно интерпретировать полученные результаты, сделать конкретные выводы, разобраться в процессах и явлениях.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Из каких разделов состоит отчет по лабораторной работе?

Отчет по лабораторной работе – это официальный документ, подтверждающий факт проведения конкретных действий в рамках определенной дисциплины/направления и пр. Он содержит следующие разделы:

Титульный лист

Из данных титульника можно узнать: кто выполнял работу (ФИО студента, специальность, группа, ВУЗ), по какому предмету было запланировано или проведено мероприятие (тема, дисциплина), кто руководил и контролировал процесс (преподаватель, научный руководитель (ФИО, должность, ученая степень или звание)), дата и место проведения.

Как оформить титульный лист?

Пример оформления титульного листа

Введение

Здесь важно показать актуальность, значимость, цель и задачи практического исследования, обозначить использованные методы. Из данного раздела становится ясно, какие действия предпринял учащийся для достижения намеченной цели.

Как написать введение отчета

Пишем введение отчета о лабораторной работе

Теоретическая часть

Данный раздел призван отразить ключевые моменты, теорию, на которой основывался студент при выполнении практической части. Важно дать определение основным терминам, показать ключевые методики или показатели, правила их расчета. Теоретическая часть должна кратко, емко и четко показывать, как и что нужно делать, какие приборы потребуются и как ими пользоваться.

Пишем теоретическую часть отчета

Правила написание теоретической части отчета

Практическая часть

Это самый важный раздел отчета по лабораторной работе, который продемонстрирует все действия, произведенные студентом: насколько они точны и правильны, какие результаты получил учащийся и как их интерпретировал, насколько аргументированы выводы и пр.

Здесь важно подробно расписать каждый этап лабораторной работы. Расчеты целесообразно представлять в таблице, а конкретные явления (например, работу прибора, движение маятника, направление объекта при движении и пр.) показывать с помощью графиков, чертежей и схем.

По сути, написание практической части производится на основе эксперимента, где студент создает конкретные условия, производит определенные действия, наблюдает за происходящим и фиксирует результаты.

Практическая часть отчета

Образец написания практической части отчета о лабораторной работе

Оформление таблиц и графических материалов должно производиться согласно общим правилам: методическим рекомендациям ВУЗа, ГОСТам. В частности. К таким параметрам относят: краткое и емкое заглавие элемента, нумерация, расшифровка обозначений в формулах и пр. Под каждым графиком или таблицей должен присутствовать анализ полученных данных.

Заключение

В конце студент должен подвести итог на основе проделанной работы: что он изучил, что провел (краткое описание процесса), какие результаты получил, не противоречат ли они существующим теориям и пр. Важно показать, что намеченная изначально цель была достигнута.

Что не отражается в лабораторной работе?

В начале занятия преподаватель обязан провести инструктаж для учащихся, на котором расскажет кратко ель лабораторной работы, что студенты должны сделать, как пользоваться приборами, а также акцентировать внимание на технике безопасности (что можно, что запрещено), охране труда и иных правилах поведения.

Чего не должно быть в отчете

Что не нужно вносить в отчет о лабораторной работе

Как правило, в лабораторной работе учащиеся не отражают проведение инструктажа. В них можно лишь упомянуть об их проведении во вводной части, но детального описания предоставлять не стоит.

Также в лабораторной работе не нужно детально показывать расчеты. В теории достаточно привести все необходимые формулы и методики, а в расчетно-графической части достаточно указать полученные результаты расчетов (саму последовательность действий, что и куда подставлялось, указывать не нужно).

Отчет по лабораторной работе студент может выполнить самостоятельно или же поручить столь важное задание специалистам ОЦ Дисхелп. Наши профессионалы готовы помочь в формировании грамотного и качественного материала. В нашем штате трудятся теоретики и практики, преподаватели лучших ВУЗов страны, ученые и мн.др. Мы выполняем отчеты по лабораторным работам по всем предметам с 2003 года. Наша команда ответственно подходит к каждому заказу, что гарантирует высокое качество услуг клиентам! Нам не страшны коронавирус и иные преграды, так как мы можем работать дистанционно! Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Что нужно писать в отчёте

В высших учебных заведениях и колледжах изучают не только теорию, но и практику. Лабораторная работа показывает, насколько хорошо студент усвоил материал. Как правило, в ней студент впервые применяет теоретические знания на практике. Отчёт по лабораторной работе должен в подробностях содержать информацию о всех этапах и результатах проведённых опытов и экспериментов.

Чтобы вы ничего не упустили, мы расскажем о всех пунктах, которые вам нужно осветить в отчёте по лабораторной работе. Если вам нравится оформлять учебные работы самостоятельно, вам понадобятся эти статьи в блоге Мультиворк:

Оформление

К оформлению относится шрифт, его размер, расстояние между строками и многое другое. Если у преподавателя нет конкретных требований к оформлению, советуем использовать правила оформления рефератов или курсовых работ. Лучше всего выбрать шрифт Times New Roman 14-го кегля чёрного цвета. Межстрочный интервал должен быть равен 1,5. Не забудьте про поля на краях листа, их должно быть достаточно, чтобы подшить готовую работу. Заголовки можно выделить жирным начертанием без точек в конце.

Для многих студентов становится неожиданностью необходимость делать ещё и какой-то отчёт по лабораторной работе

Основные пункты отчёта

Любой отчёт по лабораторной работе имеет определённую структуру. Её нужно соблюдать, если вы хотите получить высокую оценку.

Титульный лист

Тип шрифта, его размер и интервалы между строками утверждает кафедра. Эти детали стоит уточнить у своего преподавателя. У него вы можете попросить пример титульного листа.

Отчёт по лабораторной работе: пример титульного листа

Введение

Так как отчёт — это небольшая письменная работа, поэтому вам не нужно составлять содержание. Сразу после титульного листа идёт введение. В нём вам нужно указать цели и задачи лабораторной работы. Далее сформулируйте актуальность и пользу своих опытов. Информация из введения вам понадобится в заключении отчёта.

Теоретическая часть

Теоретическая часть — основной пункт работы. Она состоит из описания методики эксперимента, его результатов и подробного описания этапов. Вам нужно указать, на исследования каких учёных вы опираетесь и чего вы ждёте от своего эксперимента.

Этапы проведения ваших опытов должны включать в себя подготовку к ним, оборудование, которое вы использовали и описание манипуляций, которые совершали. Далее вам нужно рассказать о полученных результатах независимо от информации во введении.

Выводы

В выводах вы сравниваете результаты, которые получили в ходе эксперимента с целью и задачами, которые вы перед собой ставили. Конечно, в идеале они должны сойтись, однако отрицательный результат — тоже результат.

Графика

Так как лабораторная работа — это описание практики, сложно рассказать о ней только словами. Скорее всего, вам понадобятся изображения, таблицы или схемы, чтобы преподавателю было проще понять ваш отчёт.

Используйте одинаковое оформление графических объектов. Например, линии в таблице должны иметь одинаковую толщину и одинаковый шрифт, размер картинок тоже не должен отличаться. Не переборщите с графическими элементами, они могут усложнить восприятие информации.

Иногда отчёт по лабораторной работе доставляет много проблем. Если это ваш случай, специалисты Мультиворка с удовольствием вам помогут. Они напишут не только отчёт, но и любую другую учебную работу.

Лабораторная работа по физике является важной составляющей всего комплекса обучения, который включает теорию, решение задач. Подобные задания позволяют студентам проверить на практике действие различных законов и получить полное представление об универсальных методах исследования в физике.

Лабораторные работы по физике

Частью процесса обучения физике студентов технических специальностей является лабораторный практикум. Обычно он выполняется после изучения соответствующего теоретического раздела.

Главная цель, которая ставится перед лабораторными, — познакомить учащихся с приборами и физическими явлениями , помочь им овладеть всеми методами измерений , научиться проводить эксперименты и делать самостоятельные выводы . Требуется не только получить результаты, но и проанализировать их, провести математическую обработку.

Лабораторные работы служат для постоянного повторения и углубления, а также расширения и обобщения знаний из разных тем курса .


Цель данной лабораторной работы – проверить закон радиоактивного распада с помощью эксперимента. В процессе выполнения требуется знать не только теорию, но и пользоваться специальным оборудованием. Затем следует ответить на ряд вопросов . По итогам студент должен знать:

виды радиоактивного излучения;

общую характеристику элементарных частиц.

Важно уметь классифицировать элементарные частицы и решать задачи, используя квантовые постулаты.

Ф изический практикум служит для определения влажности воздуха . Опыт ставится с использованием жидкости, которая по свойствам занимает промежуточное положение между газом и твердым телом. Это обусловлено близким расстоянием между связанными молекулами, что и должны проверить студенты.

По результатам эксперимента важно научиться:

использовать различные средства для наглядности, в числе которых чертежи и схемы;

действовать согласно алгоритму и указаниям;

распознавать параллельные и последовательные соединения;

хорошо ориентироваться в электрической цепи;

знать природу внешних сил поверхностного натяжения и единицы его измерения, зависимость от температуры, необходимые формулы.

В процессе учебы студенты проводят и лабораторные с маятниками Максвелла и Обербека. Первая позволяет познакомиться с основными понятиями кинематики, динамики поступательного и вращательного движения, баллистической траектории. За счет эксперимента определяется свободное ускорение и момент инерции маятника. Сам практикум предполагает пользование специальным оборудованием.

Маятник Обербека служит для определения момента инерции нескольких грузов и силы трения. Предварительно нужно ознакомиться с теорией. Чтобы все сделать грамотно, можно посмотреть и скачать бесплатно уже готовый пример с методическими рекомендациями.

Лабораторная работа проводится для ознакомления с интерференцией света в тонких пленках, а также учит определять радиус кривизны поверхности линзы. Для выполнения эксперимента используется специальная оптическая система, микроскоп и набор светофильтров.

По итогам студент должен знать, что такое кольца Ньютона и как они получаются, определять погрешности и выявлять, от чего они зависят. Также важно грамотно составить необходимые чертежи и схемы в процессе выполнения. Образец с уже заполненными данными вы можете посмотреть здесь.

Одним из видов практикумов, выполняемых студентами во время учебы, является определение емкости конденсатора . Это знакомит их с законом электростатики. Результаты измерения просчитываются с помощью формул и заносятся в специальную форму в виде таблицы.

После выполнения, студенты должны знать “что такое конденсатор”, уметь объяснять по схеме цепи назначение приборов, а также:

понимать принцип определения емкости;

применять формулы для расчета погрешностей;

знать единицы измерения емкости;

уметь строить схему соединения конденсаторов.

В общем виде работа выглядит так, как представлено в этом образце.

Цель проведения такого практикума заключается в экспериментальном анализе электростатического поля, которое образуется вокруг зарядов . Также студент должен графически изобразить его между двумя проводниками, в том числе силовые линии и колебания магнитного поля, определить среднее значение напряженности в конкретных затухающих точках и резонанс . При выполнении необходимо пользоваться таким оборудованием, как вольтметр, осциллограф , реостат, источник тока, микровеберметр с измерительной катушкой индуктивности .

По результатам учащийся может хорошо разобраться в терминах и определениях, единицах измерения, связях между физическими понятиями. Готовый пример можно посмотреть ниже.

В процессе выполнения данной лабораторной необходимо опытным путем обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело , а также определить выталкивающую силу. Опыт проводится с обычной и соленой водой , в результате которого нужно сделать выводы:

относительно этих двух разных жидкостей;

рассчитать выталкивающую силу;

занести все данные в таблицу.

Пример оформления лабораторных работ по физике для различных вузов

Однако вышеописанные лабораторные работы являются лишь небольшой частью всего учебного процесса. Студенты МГУ, МАДИ, МЭИ выполняют множество других практических заданий по физике. Ознакомиться с ними, а также с исследованиями учащихся из других вузов, можно ниже.

Методика эксперимента


рис. 2

Установка представляет собой наклонную плоскость 1, которую с помощью винта 2 можно устанавливать под разными углами α к горизонту (рис.2). Угол α измеряется с помощью шкалы 3. На плоскость может быть помещен брусок 4. Для удержания бруска используется электромагнит 5. Пройденное бруском расстояние можно измерить с помощью линейки 6. На нить 10, перекинутую через блок 8 подвешивается груз 9.

Порядок выполнения работы

1. Ослабив винт 2 (рис.2), установите плоскость под углом 0° к горизонту. Поместите брусок 4 (алюминий-дерево) на наклонную плоскость в положении деревом вниз.

Переведите секундомер СЭ1 в режим 1.

Повторите опыт пятикратно.

Найдите ускорение бруска по формуле (4) и коэффициент трения по формуле (5). Сравните полученный в опыте результат с табличным значением коэффициента трения скольжения. Результаты всех измерений и расчетов занесите в таблицу №1.

Измените угол наклона. Опыт проведите пятикратно, взяв среднее время для расчета ускорения по формуле (4).

Минимум для пяти углов наклона повторите пункт 7. Результаты всех измерений и расчетов для дерева занесите в таблицу.

9. Постройте экспериментальную зависимость a(α).

10. Сравните полученный результат с теоретическим, найденным по формуле (7). Для расчета теоретического ускорения возьмите значение коэффициента трения скольжения μ из приложения.

11. Постройте на одном графике теоретическую и экспериментальную зависимость a(α).

Повторите п. 1 - 9, повернув брусок в положение алюминием вниз.

Результаты всех измерений и расчетов для алюминия занесите в аналогичную таблицу.


14. Выведите формулы для абсолютной и относительной погрешности косвенного измерения экспериментального ускорения .

Вычислите погрешности измерений.

Сделайте выводы.

Сформулируйте основной закон динамики поступательного движения?

Читайте также: