Как сделать орфограмму по русскому языку 1 класса

Обновлено: 03.07.2024

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва - сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости - звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ - глаЗА, гриБ - гриБЫ, лоДка - лоДОчка, подскаЗка - подскаЗЫвать.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.
  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

ПРИ-
— близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.

Предложение

  1. Различение предложения и группы слов.
  2. Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
  3. Имена собственные.
  1. Гласные ударные и безударные.
  2. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Согласные парные и непарные.
  3. Согласные звонкие и глухие.
  1. Гласные – согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные-согласные.
  2. Ударные безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Наблюдение за произношением слов.
  2. Работа разделительных ъ и ь.

Перенос слов.

Предложение

  1. Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
  2. Нахождение подлежащего и сказуемого.
  3. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Однокоренные слова.
  2. Нахождение корня слова.
  3. Выделение проверочного слова.
  4. Безударные гласные в корне двусложных слов.
  5. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Распознавание частей речи. части речи.
  2. Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Правописание предлогов и приставок.

Местоимение

Разделительные ъ и ь знаки.

Перенос слов.

Предложение.

  1. Постановка в конце предложения нужных знаков.
  2. Выделения главных и второстепенных членов предложения.
  3. Распознавание предложений с однородными членами.
  4. Словосочетания.
  5. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных в корне слова.
  2. Непроизносимые согласные.
  3. Слова с удвоенными согласными.
  1. Состав слова.
  2. Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
  3. Различение имен существительных по склонению.
  4. Способ проверки.
  5. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
  6. Связь слов в предложении.
  7. Словосочетания.
  8. Анонимы и синонимы.
  1. Связь слов в предложении.
  2. Словосочетания.
  3. Состав слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Состав слова.
  2. Части речи.
  3. Грамматические признаки.

Местоимение.

Разделительные ъ и ь знаки

Перенос слов.

Предложение

  1. Распознавание видов предложений.
  2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  3. Разбор предложения по членам предложения.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
  2. Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
  2. Употребление полученных знаний в письменной речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Падеж имени прилагательного.
  2. Падежные окончания.
  3. Способ проверки.
  4. Амонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Глагол – время, число, спряжение.
  2. Соотнесение по спряжению.
  3. Правило правописания.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. ь на конце глагола.
  6. ться и тся

Местоимение

  1. Распознавание местоимения как части речи.
  2. Число и лицо.
  3. Местоимение с предлогом.

Разделительные ъ и ь знаки.

Перенос слов.

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.

Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.

Если мы хотим, чтобы дети писали грамотно, надо набраться терпения.


Источник.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

Умение выбирать написание

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Умение объяснить выбор написания устно и графически


Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.


1. Видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив его, ребёнок должен применить правило.

Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, ребёнок не видит в слове место, к которому его нужно применить.

2. Выбирать написание

То есть применять орфографическое правило. Как только ребёнок нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], ребёнок подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.

3. Объяснять выбор написания устно и графически

4. Находить и исправлять ошибки

Это умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребёнок должен выполнить те же самые действия: найти орфограммы по опознавательным признакам, применить правила, объяснить написания графически.


7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым

Именно поэтому, работая в школе и занимаясь индивидуально, я всегда просила детей писать через строчку: верхнюю строку над предложением мы оставляли пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делались на этой строке. Хочу особо подчеркнуть, что если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не только не должна снижаться, наоборот, ребёнка нужно хвалить и всячески поощрять!

Абсолютно нелогично и очень вредно, когда за помарки и исправления снижают отметку


Статья посвящена особенностям организации первоначальной работы по орфографии в классах с полиэтническим составом учащихся.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской орфографии, орфографическая зоркость, слог, безударный звук

Spelling literacy, polietnichesky composition, difficulties Russian orthography, spelling vigilance, syllable, unstressed sound

Одной из актуальных задач, стоящих перед начальным обучением в системе непрерывного образования Республики Узбекистан является формирование орфографической грамотности учащихся начальных классов. Недостаточная грамотность учащихся обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, К числу объективных факторов прежде всего нужно отнести следующие:

1) школы с русским языком обучения характеризуются полиэтническим составом, в них обучаются в основном дети местной тюркоязычной национальности, которые приходят в школу без какой-либо орфографической подготовки;

2) орфографические правила русского языка представляют значительные трудности и большинства носителей данного языка;

3) методика формирования орфографический грамотности учащихся школ с полиэтническим составом учащихся находится только на стадии становления.

О чем обычно в первую очередь заботится учитель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами (например, со способами проверки безударных гласных) и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Правомерна ли такая логика действий учителя? Обратимся к мнению ученых.

М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность, ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В. Ф. Иванова, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, М. Р. Львов, М. М. Разумовская). Эту зависимость хорошо осознают и опытные учителя. Так каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Сегодня как основные принципиальные положения этой системы, так и многие конкретные приемы обучения могут быть взяты на вооружение любым учителем и положены в основу совершенствования работы над орфографической зоркостью первоклассников.

Как же может быть построено такое обучение? Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Самую значительную часть орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относится безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.

Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.

Покажем, как может быть проведена такая работа.

− Что это? (Учитель показывает картинки с изображением сосны.) (Сосна.)

Произнесите и послушайте слово.

Найдите ударный слог.

Скажите слово по слогам. Сколько слогов получилось?


Назовите первый слог. ()

Произведите звуковой анализ этого слога.


Выделите первый звук. Назовите его. ()

Какой он? (Согласный, твердый.)


Карточкой, какого цвета обозначим звук ?

Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске.

Учитель берет карточку синего цвета; в статье заштрихованная часть обозначает согласный звук, темная — гласный:


Выделите второй звук. Назовите его. ()

Охарактеризуйте его. (Гласный, безударный.)

Рядом с предыдущей карточкой учитель ставит карточку красного цвета:

Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние.)

Прочитайте по схеме. Получилось ли слово?

Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога:


(Более детальный анализ второго слога не проводиться лишь из экономии времени.)

− А теперь обратимся к прописи (с. 16).

(На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)

Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй и т. д., а вслух скажут сидящие за последней партой. Посмотрим, в каком ряду быстрее передадут друг другу слово.

Какое же слово задумано? (Насос.)

Проверьте, для него ли приготовлена схема? (Да.)

(Далее анализируется первый слог на из слова насос.)

Для разнообразия можно предложить учащимся не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме в прописи.

На доске звуки обозначаются карточками, Делают это ученики.


− А сейчас, — говорит учитель, — попробуем сделать открытие. Важное открытие! Сравните первые слоги в наших словах: произнесем их хором:

Назовите гласные звуки в этих слогах. ( — )

Одинаковые они или разные? (Одинаковые.)

Можно эти два звука обозначить одной карточкой?


Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный.)

А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?



Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный звук . Теперь откроем с. 52 и посмотрим, как написаны эти слова. Прочитаем их. Дети читают, как написано, т. е. орфографически.)


Какой буквой обозначен звук а слове сосна?


Какой буквой обозначен звук в слове насос?



В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук . Покажите их.


А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный гласный звук . Могу ли я сразу написать букву? (Нет.)

Какой же можно сделать очень важный вывод?


Если мы слышим безударный гласный звук , можно ли на его месте смело писать букву? (Нет.)

Найдем в схеме звук , которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный .)

Отметим его значком, предупреждающим об опасности (в схеме появляется сигнал-точка):




Вывод о том, что безударный гласный звук — это всегда опасное для письма место, целесообразно зафиксировать в таблице.

− Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы нам об опасностях при письме.

(Таблица создается при участии первоклассников.)

Что я обозначила значком.


А схему слова насос? (Да.)

Выбирается одно из слов и таблица приобретает такой вид:


Внимание! Опасность!

На следующих уроках в процессе закрепления таблицу можно дополнить еще 1–2 схемами двусложного или трехсложного слова, где орфограмма была бы выделена не только в первом слоге:



С этого момента возможна целенаправленная работа над формированием у первоклассников орфографической зоркости. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения (выполняются на этом и на последующих уроках).

Рекомендуемая в статье система списывания способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешного обучения правописанию.

Описанная выше работа над орфографической зоркостью первоклассников принесет свои плоды при соблюдении двух условий: при систематичности ее проведения; при постоянном совершенствовании, оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

В дальнейшем аналогичная работа должна проводиться и с согласными звуками.

  1. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования, Начальные классы. // Таълим тараккиёти. – Ташкент. 1999.
  2. Львов М. Р. Методика начального обучения русскому языку. – Москва, 1986.
  3. Тохтаходжаева М.Х и др. Русский язык. Учебник для 1 класса школ с русским языком обучения. Ташкент, 2012, 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): безударный гласный звук, звук, слово, орфографическая зоркость, буква, гласный, звуковой анализ, место, орфограмма, учитель.

Ключевые слова

орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской орфографии, орфографическая зоркость, слог, безударный звук

Похожие статьи

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале.

безударный гласный звук, слово, звук, орфографическая зоркость, буква, орфограмма, место, звуковой анализ, гласный, учитель.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

орфографическая зоркость, слово, орфограмма, русский язык, орфографическое чтение, буква, написание, звук, грамотное письмо, учитель.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в

– выбор слов из текста с заданной орфограммой; – постановка пропущенных букв в места орфограмм.

Тоцким П.С была разработана система тренировки орфографической зоркости.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.

Использую и взаимопроверку с соседом. ‒ выбор загадки, в которой есть 2–4 слова с безударной гласной

Маленькие приёмы большого успеха при формировании.

Прежде всего, нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Основные термины (генерируются автоматически): орфографическая зоркость, слово, орфограмма.

Основные проблемы формирования орфографической зоркости.

Ключевые слова: орфограмма, классификация орфограмм, орфографическая зоркость, орфографическая задача.

Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных.

Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах

Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

Орфографическое чтение слов с орфограммами.

– Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. – Закрой текст.

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта. )

Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Учитель : И последнее слово — снова отгадайте загадку

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок русского языка в 1 классе "Орфограммы русского языка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

учитель начальных классов

Базитова Оксана Месхутовна

Цель: систематизация знаний учащихся об орфограммах русского языка. Задачи:

Образовательные: 1. Конкретизировать представления учащихся о предложении, формировать умение выделять основу предложения.

2. Систематизировать представления учащихся об имени собственном и правилах их написания.

3. Развивать умение распознавать и правильно писать слова с гласными после шипящих.

4. Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

Развивающие: 1. Развивать орфографическую зоркость.

2. Привлечь внимание учащихся к переносному значению устойчивых выражений.

3. Развивать каллиграфические навыки и фонематический слух.

4. Обогащать словарный запас детей.

5. Развивать внимание, наблюдательность, самоконтроль, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные : 1. Воспитывать уважение друг к другу и умение работать в сотрудничестве.

Оборудование : ИКТ ( слайды), карточки, индивидуальный и групповой материал, схемы- опоры, сигнальные карточки.

Читайте также: