Как сделать опыт со светом

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Данное издание вызвало негативную реакцию пользователей сообщества science_freaks в ЖЖ. Вот, что там пишут о книжках этой серии:

Эта серия обладает уникальным свойством - книжонки тупы все до одной. Цитаты с комментариями:

"Увлекательные опыты с воздухом" : "воздух является средой для распространения звука, который передается в нем быстрее, чем через жидкости и твердые тела".
На самом деле всё как раз наоборот - скорость звука в воде в 5 раз больше чем в воздухе, скорость звука в стали - больше в 18 раз.

"Увлекательные опыты с магнитом": "Магниты — это кусочки стали или железа, которые имеют отличительную возможность притягивать различные предметы из железа, стали, никеля, кобальта, хрома"
На самом деле: магнетизм не завязан на стали или железе, это универсальное свойство которое может проявляться в материалах различных типов, даже полимерах и газах.

"Увлекательные опыты с электричеством": "Все тела состоят из очень маленьких частиц, которые называются атомами. Ядра атомов состоят из электронов, которые несут отрицательный заряд, и протонов, несущих положительный заряд. Объект становится электризованным, когда число электронов в его атоме либо увеличивается, либо уменьшается."
На самом деле . ну это вообще без комментариев.

"Увлекательные опыты со светом": "Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается для нас невидимым. Это потому, что свет не имеет цвета."
Тоже без комментариев.

"Увлекательные опыты с водой": "Вода состоит из химических веществ: кислорода и водорода. Вода может течь как вверх, как в случае движения от корня растения к другим его частям, так и вниз."
Без комментариев.


Как говорится, деньги это хорошо, но надо же и совесть иметь. А то у них и электроны в ядрах, и вода вверх течь может О_о


Зажги спиртовку, насыпав в нее предварительно немного соли; спиртовка будет гореть ярким желтым огнем. Держи перед пламенем тонкий листок слюды. Посмотри, как на нем отражается пламя. Все отражение рассечено черными полосками. Если согнешь листок слюды, черных полосок станет еще больше. Откуда берутся эти полоски?

Ученые доказали, что эти полоски видны нам вследствие "интерференции" световых лучей. Два луча могут столкнуться таким образом, что действия их взаимно уничтожаются. Вследствие интерференции отдельных лучей некоторые пучки света, падающие на наш экран, не дают никакого отражения, и в этих местах мы видим темные полосы.


Вырежь из картона зубчатое колесо с большими зубьями, проткни центр булавкой, а булавку вбей в линейку. Это будет ручка.
Зажги две свечи, доставь их на стол, раздвинув примерно на один метр, на одинаковым расстоянии от стены.
Если ты будешь держать колесо параллельно стене, так, чтобы на стене видны были две его тени, и начнешь вращать колесо, тени завертятся тоже в одном и том же направлении, в направлении вращения колеса (как на маленьком чертеже у нас на рисунке).
Теперь вот тебе задача: заставь эти тени вращаться в противоположные друг другу стороны!
Ты будешь долго искать решения этой задачи, если я не подскажу тебе его. Поверни колесо перпендикулярно стене; то больше, то меньше удаляя его от стены, ты скоро найдешь такое положение, когда тени двух эллипсов превратятся в правильные окружности. Если в этом положении ты начнешь вращать колеса, тени завертятся в разные стороны: одна слева налево, другая справа налево.

ПЛЯСУН В ЗЕРКАЛЕ

Для этого фокуса не нужно никакой подготовки. Стань за зеркальным шкафом так, как показано на рисунке, чтобы половина твоего тела была спрятана, а половина выступала из-за шкафа. Зрителю, который станет впереди тебя на известном расстоянии, покажется, что он видит тебя всего. Ты подымешь одну руку, а зрителю покажется, будто ты поднял обе руки. Это нисколько не удивит его: две руки ведь поднять нетрудно.

А вот, если ты ногу подымешь, то-то удивятся зрители! Ты вдруг преспокойно повиснешь в воздухе, раскинув в стороны ноги, совсем как картонный плясун. если дернуть его за веревочку!


Если блестящую серебряную или никелированную ложку закоптить над пламенем свечи дочерна, а потом погрузить эту ложку в стакан с водой, ложка вдруг заблестит серебром, отражая пламя свечи, как зеркало. Ты вытаскиваешь ее из воды, думая, что просто с нее осыпалась копоть. Нет, ложка попрежнему черна!
Объясняется это очень просто. Копоть состоит из мельчайших частичек, настолько мелких, что они трудно смачиваются водой; вода не касается ложки, окутывая ее тончайшей пленкой. Эта пленка и блестит, как металл, и отражает пламя, как зеркало. Сделай этот опыт иначе.
Закопти над свечой или над лампой яйцо и погрузи его в воду. Оно будет казаться серебряным, пока ты не вынешь его из воды.

В школьной геометрической оптике считается, что свет распространяется прямыми лучами. Оптика волновая уточняет: свет — это волны (электромагнитного поля). Волны могут заворачивать за препятствие и вообще, бывает, ведут себя необычно. Мы начинаем цикл заметок, в котором собраны несложные опыты, демонстрирующие волновые свойства света.

Сначала расскажем немного о механизме, стоящем за дальнейшими опытами. Белый свет солнца или лампы накаливания состоит из многих чистых оттенков, каждому из которых отвечает определённая длина волны света (меньше тысячной доли миллиметра). Пусть у предмета есть отражающие части на маленьком расстоянии друг от друга. Тогда упавшая на него световая волна отразится в нескольких местах. Отражённые волны могут усилить друг друга, а могут и погасить, если гребень одной волны придётся на впадину другой. Такое наложение волн называется интерференцией — от англ. interference, вмешательство. Бывает даже так: каждый из источников света освещает участок бумаги, но если они посветят вместе, кусочек окажется в темноте!

Усилят ли отражённые волны друг друга или погасят, зависит от длины волны (оттенка), от направлений упавшего и отражённого света, от расстояния между отражающими участками. Поэтому отражённый оттенок меняется от места к месту и от направления взгляда. Теперь можно и перейти к опытам.

Первый пример — радужные мыльные плёнки (фото 1, 2). Цветные они из-за сложения волн, отражённых лицевой и тыльной поверхностями плёнки. Это показано справа на схеме небольшого участка плёнки (он выделен на фото 1 чёрточкой). На схеме свет падает слева, но в нижней толстой части горбы отражённых зелёных волн оказываются рядом, а у синих — чередуются. Зелёный свет в итоге отражается, а синий — нет. Выше, где плёнка тоньше, отражённые волны сдвигаются друг относительно друга, и всё получается наоборот: синий цвет отражается, а зелёный — нет.

Ещё один пример — тонкая обёрточная полиэтиленовая плёнка, которую используют в магазинах. К сожалению, её цвета хорошо видны только в свете дешёвых энергосберегающих ламп * . Посмотрите на фото 3 — так выглядит блик от лампы на плёнке, натянутой на тёмную кружку. Но получающееся многообразие чистых и насыщенных цветов сложно передать на фотографии; сделайте опыт сами!

Давайте научимся делать антиплёнки. Заморозьте литр воды. Самое сложное — получить прозрачный лёд. Для этого лучше использовать чистую воду и замораживать большой в высоту объём. Зимой и весной можно взять толстую сосульку. Стукните по ледышке тыльной стороной ложки. Вскоре вы научитесь так отмерять силу удара, чтобы лёд не раскалывался на части, но появлялась трещина глубиной с сантиметр, уходящая внутрь льда. Она может быть незаметна, поэтому после удара повертите ледышку, пытаясь поймать блик на трещине (фото 4). Помните, что лёд быстро тает и трещины в нём недолговечны: они постепенно заполняются водой.

Есть ещё пара интересных замечаний. Во-первых, на фото 5 и 6 видно, что в более толстом месте плёнки цвета смешиваются и теряют контраст. На обёрточных плёнках, которые до тонкого слоя растянуть сложно, доходит до того, что в солнечном свете их цвета вообще не заметны. А вот в свете многих энергосберегающих ламп раскраска плёнок и антиплёнок остаётся контрастной даже при большой толщине, чем мы и пользовались, разглядывая обёрточный полиэтилен.

* Как понять, годится ли лампа? Посмотрите на её отражение в компакт-диске. Если видны сплошные радужные полосы, как на левом фото, лампа не годится: цветные отражения должны быть отдельными, каждое своего цвета, как на правом фото.

Для многих школьников физика является довольно сложным и непонятным предметом. Чтобы заинтересовать ребенка этой наукой родители используют всевозможные ухищрения: рассказывают фантастические истории, показывают занимательные опыты, приводят в пример биографии великих ученых.

  • Педагоги предостерегают, не стоит знакомство с физическими явлениями ограничивать лишь демонстрацией занимательных опытов и экспериментов.
  • Опыты должны в обязательном порядке сопровождаться подробными объяснениями.
  • Для начала ребенку необходимо объяснить, что физика является наукой, изучающей общие законы природы. Физика изучает строение материи, ее формы, ее движения и изменения. В свое время известный британский ученый лорд Кельвин довольно смело заявил, что в нашем мире существует лишь одна наука – физика, все остальное — обычное собирание марок. И в этом высказывании есть доля истины, ведь вся Вселенная, все планеты и все миры (предполагаемые и существующие) подчиняются законам физики. Конечно, высказывания самых именитых ученых о физике и ее законах вряд ли заставят младшего школьника отбросить в сторону мобильник и с упоением углубиться в изучение учебника физики.

Сегодня мы попытаемся предложить вниманию родителей несколько занимательных опытов, которые помогут заинтересовать ваших детей и ответить на многие их вопросы. И как знать, может, благодаря этим домашним экспериментам, физика станет любимым предметом у вашего ребенка. И в самом скором времени в нашей стране появится свой Исаак Ньютон.

Интересные опыты с водой для детей — 3 инструкции

Для 1 эксперимента вам понадобится два яйца, обычная пищевая соль и 2 стакана с водой.

Одно яйцо необходимо осторожно опустить в стакан, наполненный на половину холодной водой. Оно сразу же окажется на дне. Второй стакан наполните теплой водой и размешайте в нем 4-5 ст. л. соли. Подождите, пока вода в стакане станет холодной, и аккуратно опустите в него второе яйцо. Оно останется на поверхности. Почему?

Плотность простой воды ниже плотности яйца. Именно поэтому яйцо опускается на дно. Средняя плотность соленой воды существенно выше плотности яйца, поэтому оно остается на поверхности. Продемонстрировав ребенку этот опыт, можно заметить, что морская вода является идеальной средой для обучения плаванию. Ведь законы физики и в море никто не отменял. Чем вода в море более соленая, тем меньше требуется усилий, чтобы держаться на плаву. Самым соленым считается Красное море. Из-за большой плотности тело человека буквально выталкивается на поверхность воды. Учиться плавать в Красном море – сплошное удовольствие.

Для 2 эксперимента вам понадобится: стеклянная бутылка, миска с подкрашенной водой и горячая вода.

При помощи горячей воды прогреваем бутыль. Выливаем из нее горячую воду и опрокидываем горлышком вниз. Устанавливаем в миску с подкрашенной холодной водой. Жидкость из миски начнет самостоятельно затекать в бутылку. Кстати уровень подкрашенной жидкости в ней будет (по сравнению с миской) существенно выше.

Предварительно нагретая бутылка наполнена теплым воздухом. Постепенно бутыль охлаждается, и газ сжимается. В бутылке давление понижается. На воду оказывает влияние давление атмосферы, и она поступает в бутылку. Ее приток остановится лишь тогда, когда давление не выровняется.

Для 3 опыта понадобится линейка из оргстекла или обычная пластмассовая расческа, шерстяная или шелковая ткань.

В кухне или в ванной отрегулируйте кран так, чтобы из него текла тонкая струйка воды. Попросите ребенка сильно потереть линейку (расческу) сухой шерстяной тряпочкой. Затем ребенок должен быстро приблизить линейку к струе воды. Эффект его поразит. Струя воды будет изгибаться, и тянуться к линейке. Забавный эффект можно получить, используя одновременно две линейки. Почему?

Наэлектризованная сухая расческа или линейка из оргстекла становятся источником электрического поля, именно поэтому струя вынуждена изгибаться в ее сторону.

Для проведения опыта потребуются 2 листа плотного картона, обычный фонарик, 2 подставки.

Ход эксперимента: В центре каждой картонки аккуратно вырезаем одинаковые по диаметру круглые отверстия. Устанавливаем их на подставки. Отверстия должны находиться на одной высоте. Включенный фонарь располагаем на заранее подготовленной подставке из книг. Можно использовать подходящую по размеру любую коробку. Луч фонаря направляем в отверстие одной из картонок. Ребенок встает с противоположной стороны и видит свет. Просим ребенка отойти, и смещаем в сторону любую из картонок. Их отверстия больше не находятся на одном уровне. Ребенка возвращаем на то же место, но света он уже не видит. Почему?

Объяснение: Свет может распространяться только по прямой линии. Если на пути света возникает препятствие, он останавливается.

Для проведения этого опыта потребуется: белый экран, вырезанные картонные фигурки, которые необходимо привесить на нитках перед экраном и обычные свечи. Свечи нужно поставить за фигурками. Нет экрана – можно использовать обычную стену

Ход эксперимента: Зажгите свечи. Если свечу отодвинуть подальше, то тень от фигурки станет меньше, если свечу сдвинуть вправо, фигурка передвинется влево. Чем больше свечей вы зажжете, тем танец фигурок будет интересней. Свечи можно зажигать по очереди, поднимать выше, ниже, создавая очень интересные танцевальные композиции.

Простые опыты со звуком для младших школьников

Если вам повезет, и вы у себя дома найдете кусочек сухого льда, то сможете услышать необычный звук. Он довольно неприятный – очень тонкий и воющий. Для этого нужно сухой лед положить в обычную чайную ложку. Правда, звучать ложка сразу же перестанет, как только охладиться. Почему появляется этот звук?

При соприкосновении льда с ложкой (в соответствии с законами физики) выделяется углекислый газ, именно он заставляет вибрировать ложку и издавать необычный звук.

Из картона сделайте трубу. Ее высота должна быть около трехсот мм, а диаметр около шестидесяти мм. На обычную подушку разместите часы и накройте их сверху изготовленной заранее трубой. Звук часов в данном случае вы сможете услышать, если ваше ухо будет находиться прямо над трубой. Во всех остальных положениях звука часов не слышно. Однако если вы возьмете отрез картона и поместите его под углом в сорок пять градусов к оси трубы, то звук часов будет прекрасно слышен.

Как провести с ребенком дома опыты с магнитами — 3 идеи

Играть с магнитом дети просто обожают, поэтому они готовы включиться в любой эксперимент с этим предметом.

Для первого эксперимента потребуется масса болтиков, скрепок, пружинок, пластиковая бутылка с водой и магнит.

Детям дается задание: вытащить из бутылки предметы, не замочив при этом руки, ну и стол естественно. Как правило, дети быстро находят решение этой задачи. Во время опыта родители могут рассказать детям о физических свойствах магнита и объяснить, что сила магнита действует не только сквозь пластик, но и сквозь воду, бумагу, стекло и т.д.

В блюдце надо набрать холодной воды и на ее поверхность положить небольшой кусочек салфетки. На салфетку аккуратно кладем иголку, которую предварительно натираем об магнит. Салфетка намокает и опускается на дно блюдца, а иголка остается на поверхности. Постепенно она плавно поворачивается одним концом на север, другим на юг. Правильность самодельного компаса можно сверить по-настоящему.

Интересно, Вы любили в школе уроки физики? Нет? Тогда у Вас есть прекрасная возможность вместе с ребенком освоить этот очень интересный предмет. Узнайте, Как провести дома интересные и простые опыты по химии, читайте в другой статье на нашем сайте.

Читайте также: