Как сделать оптический вход

Обновлено: 04.07.2024

Разъем стандартный SPDIF со скошенными уголками.
Многие из вас, как и я, иногда его видели в телевизорах и некоторых компьютерах, но никогда не использовали, так что будет интересно узнать что за зверь.

Внутри оптоволокно, если на один конец подать свет - с другого конца его можно снять.

И, наконец, сам конвертер представляет из себя металлическую коробочку с разъемами с обеих сторон.

С одной стороны входы: питание и цифровой звук либо через оптический кабель Toslink как у нас, либо через коаксиальный.

С другой стороны выходы: под наушники 3.5мм, два тюльпана RCA и индикатор питания, красный и довольно ядреный.

Размеры конвертера невелики: 5.5см*6см*2см
Но он довольно увесистый благодаря металлическому корпусу: 82г

Разбирается конвертер легко, достаточно открутить винтик.

А затем еще два и готово:

Ну что ж, давайте подключать.
Подключение до безобразия простое, вставить нужные провода куда надо и запитать от USB самого же телевизора.
Индикатор вырвиглазный, прям мини фонарик.

Лучше повернуть его куда-то взад в стену или совсем заклеить, благо хоть когда ТВ выключен, то и он выключен.
В настройках телевизора в разделе звук можно выбрать куда выводить звук, на Самсунг туда быстрее всего попасть через кнопку быстрых настроек.

Если выбран аудиовыход как на скриншоте, то звук в самом ТВ больше не идет, а при попытке регулировки громкости будет писать о том, что мы настроились на внешние динамики и теперь должны регулировать звук пультом от них.

Можно звук не переключать на внешние, они и так играют всегда как только воткнули, тогда будут играть одновременно и внешние динамики, и внутренние, причем во многих случаях будет идти эхо из-за времени конвертации цифры в аналог, эдакий эффект зала.
Можно делать Mute встроенным колонкам или уменьшить их громкость до нуля, чтобы не скакал сбоку значок выключенного динамика.
Но при просмотре особенно многоканальных фильмов лучше использовать и те, и другие колонки, телевизор хорошо передает средние частоты - речь, муз. центр выступает в роли саба и дает спецэффекты.
При работе конвертер практически не греется.

У меня нет профессионального микрофона, поэтому я сделал все, что мог, при помощи обычного камкордера, чтобы передать вам разницу в звуке встроенных колонок и внешних.
В реальности разница еще выше, чем на видео.
Вам потребуются басовитые наушники или колонки, чтобы услышать разницу, в динамиках ноутбука или настольных пластиковых пищалках вы вряд ли что-то различите.

Это все, всем спасибо за внимание.

Коаксиальный разъём S/PDIF.

S/PDIF или S/P-DIF - расшифровывается как Sony /Philips Digital Interface (или Interconnect ) Format (описано также как IEC 958 type II в международном стандарте IEC-60958). Является совокупностью спецификаций протокола низкого уровня и аппаратной реализации, описывающих передачу цифрового звука между различными компонентами аудиоаппаратуры. При описании S/PDIF необходимо описать как физическую часть (то есть, собственно, каким образом сигнал передаётся и по чему), так и программную часть (то есть используемый протокол).

S/P-DIF - потребительская версия стандарта известного как AES/EBU ; имеет небольшие отличия в протоколе и требует менее дорогих аппаратных средств.

Области применения

S/PDIF первоначально применялся в -плеерах (и DVD-плеерах , проигрывающих компакт-диски), а затем стал общим способом соединения и передачи звука в других аудиокомпонентах, например, таких как MiniDisc -плееры и звуковые карты для персональных компьютеров. Он также приобрёл популярность в автомобильном звуке, где прежний беспорядок многочисленных проводов может быть заменен единственным волоконно-оптическим кабелем, который устойчив к электрическим помехам.

Другое применение интерфейс S/PDIF находит в передаче цифрового потока объемного звука как определено стандартом IEC 61937. Этот режим используют, чтобы подключить выход DVD-плеера к входу AV-ресивера домашнего кинотеатра, который поддерживает форматы Dolby Digital или Digital Theatre System(DTS) объемного звука.

S/PDIF (Sony*/Philips* Digital Interface) - это формат интерфейса передачи аудио, который поддерживает передачу цифровых аудио сигналов от одного устройства к другому без процедуры преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука.

Разъем RCA - наиболее распространенный разъем, используемый с интерфейсом S/PDIF и идентичный разъему, применяемому в потребительской аудио продукции. Кроме того, в некоторых случаях используется оптический разъем. Для того чтобы подключить аудиосистему непосредственно к активной акустической системе, последняя должна поддерживать вход S/PDIF.

Если системная плата для настольных ПК не поддерживает встроенные разъемы S/PDIF, можно установить звуковую карту , включающую эти разъемы.

Аппаратная реализация

S/PDIF был разработан на основе профессионального стандарта звуковой индустрии, известного как AES/EBU , который обычно применяется для цифровой записи на магнитную ленту в DAT -системах и для передачи звука в профессиональных звукозаписывающих студиях. S/PDIF остается во многом идентичным на уровне протокола, но имеет другие физические разъёмы, которые в отличие от XLR дешевле и легче в использовании.

Типы разъёмов и кабелей

  • Цифровой сигнал с TTL уровнями. TTL - Транзисторно-транзисторная логика . TTL обычно (но не всегда!) имеет два уровня: >2,4 В (единица) и 0-0,4 В (ноль). TTL S/PDIF выходы также есть в звуковых картах .
  • Коаксиальный. Коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом, присоединённый к разъёмам RCA. Обычные аудиокабели (тюльпаны) могут быть использованы для передачи S/PDIF сигнала на короткие расстояния (до 0,5 м), для больших расстояний надо использовать 75 омный коаксиальный кабель. Коаксиальный кабель должен быть терминирован с обеих сторон - выходное сопротивление передатчика делается 75 Ом, входное сопротивление приёмника также 75 Ом (терминаторы уже встроены в устройства). Без нагрузки выходное напряжение передатчика составляет 1 вольт от пика до пика, под нагрузкой 0.5 вольт п-п. С учётом потерь на длинном кабеле допускается минимальное напряжение на входе приёмника 0.2 вольта п-п.
  • TOSLINK - волоконно-оптический кабель. Сейчас большую популярность приобрели разъемы типа MiniTOSLINK -это разъем оптического кабеля в форм-факторе 3,5 jack. Очень часто такие разъемы встречаются в современных ноутбуках, где выход S/PDIF совмещен с выходом на наушники. Для соединения такого ноутбука с ресивером потребуется кабель MiniTOSLINK - TOSLINK, либо переходник для стандартного кабеля TOSLINK-TOSLINK.

Протокол

S/PDIF может быть использован для передачи цифровых сигналов множества форматов. Наиболее распространены из них: формат использованный в DAT с частотой дискретизации 48 кГц и формат записи компакт-дисков с частотой дискретизации 44,1 кГц. Для того, чтобы поддерживать обе эти системы, формат не имеет определенного битрейта данных. Взамен данные передаются, используя Biphase Mark Code, который имеет один или два перехода для каждого бита данных, позволяя передавать оригинальный word clock вместе с самим сигналом.

Расширяя возможности данного интерфейса, S/P-DIF может быть использован для передачи 20-битных потоков аудиоданных плюс другая связанная информация. Можно также передавать 16-битные потоки с нулевым заполнением или 24-битовые, за счет отказа от дополнительной информации.

Коаксиальный разъём S/PDIF.

S/PDIF или S/P-DIF - расшифровывается как Philips Digital Interface Format , или как Sony /Philips Digital Interconnect Format описано также как IEC 958 type II в международном стандарте IEC-60958. Является совокупностью спецификаций протокола низкого уровня и аппаратной реализации, описывающих передачу цифрового звука между различными компонентами аудио-аппаратуры. При описании S/PDIF необходимо описать как физическую часть (то есть, собственно, каким образом сигнал передаётся и по чему), так и программную часть (то есть используемый протокол).

S/P-DIF - потребительская версия стандарта известного как AES/EBU ; имеет небольшие отличия в протоколе и требует менее дорогих аппаратных средств.

Приложения

S/PDIF первоначально применялся в -плеерах (и DVD-плеерах , проигрывающих компакт-диски), а затем стал общим способом соединения и передачи звука в других аудио-компонентах, например, таких как оптоволоконным кабелем, который устойчив к электрическим помехам.

Другое применение интерфейс S/PDIF находит в передаче цифрового потока окружающего звука как определено стандартом IEC 61937. Этот режим используют, чтобы подключить выход DVD-плеера к входу AV-ресивера домашнего кинотеатра, который поддерживает форматы Dolby Digital или Digital Theatre System(DTS) окружающего звука.

S/PDIF (Sony*/Philips* Digital Interface) – это интерфейс формата передачи аудио, который поддерживает передачу цифровых аудио сигналов от одного устройства к другому без процедуры преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука.

Для SPDIF, 192-битовые слова поделены на 12 слов по 16 битов каждое. Первые 6 битов первого слова - управляющий код; значение этих битов показано в таблице:

Meaning of the control word in SPDIF
bit num. if not set means: if set means:
0 consumer professional
1 normal compressed data
2 copy prohibit copy permit
3 2 channels 4 channels
4 - -
5 no pre-emphasis pre-emphasis

S/PDIF (также называется S/P-DIF, расшифр. как Sony / Philips Digital Interface /Interconnect Format). Описывается как IEC 958 type II в стандарте IEC-60958. Представляет собой совокупность спецификаций протокола низкого уровня и аппаратной реализации. Осуществляет передачу цифрового звука между различными компонентами. S/PDIF состоит из двух составных частей: физической и программной .

S/P-DIF можно назвать потребительской версией известного стандарта AES/EBU, отличаются они некоторыми деталями в протоколе и разной стоимостью аппаратных частей.

Где применяется?

Изначально, S/PDIF активно использовался в CD- и DVD-плеерах, однако потом он превратился в способ соединения и передачи звука на различные аудиокомпоненты. Активно использовался в MiniDisc-плеерах и звуковых картах ПК. Также данный интерфейс был весьма популярен в автозвуке, где заменил собой множество аудио-проводов одним волоконно-оптическим кабелем, отличавшимся устойчивостью к помехам.

Кроме того, интерфейс S/PDIF также активно применялся для передачи цифрового потока объемного звука (стандарт IEC 61937). Данный интерфейс часто используется для подключения выхода DVD-плеера к входу AV-ресивера домашнего кинотеатра.

S/PDIF имеет поддержку передачи цифровых аудио-сигналов, при этом минуя преобразование сигнала в аналоговый. Это позволяет сохранить исходное качество звучания.

Разъем RCA — наиболее распространенный. Он используется совместно с интерфейсом S/PDIF. Аналогичен разъему, использующемуся в сфере потребительского аудио. Также, порой применяется оптический разъем.

Чтобы было возможно подключить аудиосистему напрямую к активной акустической системе, та должна оснащаться соответствующим входом S/PDIF. Если системная плата не имеет поддержки встроенных разъемов S/PDIF, то позволяется установить специальную звуковую карту, оснащенную этими разъемами.

Аппаратная часть

S/PDIF разрабатывался на базе звукового стандарта AES/EBU. Он во многом идентичен уровню этого протокола, однако оснащен иными физическими разъемами. Они, в отличие от громоздких и дорогих XLR, дешевле и легче.

Разъемы и кабели

  • Цифровой сигнал с TTL уровнями ;
  • Коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом. Присоединен к разъемам RCA;
  • TOSLINK — волоконно-оптический кабель.

Протокол

Также S/PDIF может применяться для передачи цифровых сигналов, причем, работает с множеством форматов, наиболее распространенными среди которых являются формат DAT (с частотой дискретизации 48 кГц) и формат записи компакт-дисков (с частотой дискретизации 44,1 кГц).

Чтобы иметь поддержку обеих систем, формат не обладает определенным битрейтом данных. Вместо этого данные передаются благодаря специальному коду Biphase Mark Code. Он обычно имеет один или два перехода для каждого бита данных, что позволяет ему передавать word clock вместе с самим сигналом.

В расширенном режиме, интерфейс S/P-DIF может использоваться с целью передачи 20-битных потоков аудиоданных. Кроме того, можно передавать и 16-битные потоки с нулевым заполнением, либо 24-битовые, отказавшись от дополнительных данных.

Протокол низкого уровня почти аналогичен AES/EBU, с единственным различием в бите статуса канала.

Бит статуса канала

Каждый суб-фрейм обладает одним битом статуса канала. Так, в каждом блоке образуется 192-битовое слово. 192/8 =24 байта доступно в каждом аудиоблоке. Значение канального бита статуса в S/P-DIF отлично от значений в AES/EBU.

Для передачи звука по HDMI кабелю необходимо подать этот звук на видеокарту. Однако, в большинстве случаев, сборщики компьютеров не соединяют звук и видеокарту.

Следовательно, придется делать это самостоятельно. На материнской плате ищем разъём S/PDIF 0 и на видеокарте 2 штырька, длиной 5-8 мм возле выходов (бывают в виде белого пластмассового разъема) и соединяем. Чёрный земля GND, цветной - сигнал. Главное, ни в коем случае не подключать в +5 В.


Распиновка SPDIF

  1. SPDIF SPDIF digital output
  2. +5VA 5V analog Power
  3. Key No pin
  4. GND Ground

Во всяком случае, можно обратиться к инструкции от материнской платы и видеокарте, где все подробно описано. Главное не попутать выходы - соединить землю с землей, а S/PDIF с S/PDIF.

Есть другой вариант разъема SPDIF


Для видеокарт NVidia Geforce

  • Видеокарта NVidia с разъемом для подведения звука (для последующей передачи его по HDMI)
  • Интегрированная или внутренняя звуковая плата с цифровым выходом SPDIF в виде пинов на плате.
  • Перемычка или кабель, соединяющий SPDIF out звуковой карты с видеокартой.

Из-за ограничений пропускной способности интерфейса SPDIF, список доступных для передачи цифровых форматов звука, ограничивается PCM Stereo, DD 5.1 и DTS 5.1.

В Windows XP настройки SPDIF очень скудны. Это касается, в первую очередь, выбора форматов передачи звука и частоты дискретизации. Поскольку в Windows XP SPDIF out, как правило, не отображается как независимое устройство вывода звука, бывает невозможно заставить звуки идти только на SPDIF.

В Windows Vista и 7, выходы являются независимыми, а у многих пользователей, наоборот, возникает необходимость дублирования аналоговых и цифровых каналов.

Как сделать, чтобы звук шел и на SPDIF и на LINEOUT?

Звук в Windows идет или через SPDIF, или через фронтальный выход.

Необходимо выводить звук по spdif только в одном плеере. Рассмотрим пример настройки Media Player Classic.

  • Если SPDIF out определяется как отдельное устройство : View - options - output - direct show audio. В списке выбираем нужное SPDIF устройство.
  • Если отдельного SPDIF устройства нет . Заходим в настройки Options - Internal filters, кликаем по фильтру "AC3" и в появившемся диалоговом окне выбираем "SPDIF". При этом автоматически установятся такие же настройки для фильтров "DTS" и "LPCM".

Для видеокарт Ati Radeon

У видеокарт Ati есть свой встроенный звуковой контроллер и шнур не требуется.

Выводим звук на телевизор

После подключения, включаем компьютер и телевизор. На телевизоре выбираем вход HDMI и наблюдаем картинку с видеокарты. Включаем фильм. Если звук в этот момент будет идти из компьютерных колонок - это означает, что в системе, по умолчанию, до сих пор выбран аналоговый источник звука. Чтобы сменить его на цифровой, нажимаем правой кнопкой мыши по значку аудиомикшера в системном трее, выбираем пункт "Устройства воспроизведения". В открывшемся окне выбираем нужный нам источник звука, в данном случае это Цифровой аудиовыход HDMI, нажимаем кнопку "По умолчанию" и применяем настройки. Если все сделано верно, то звук должен пропасть в колонках компьютера и появиться в телевизоре.

Друзья, возможно, у вас уже возникала такая ситуация, когда имеется комплект активных колонок для домашнего кинотеатра с многоканальным линейным входом.

А работали такие колонки, например, с DVD-плеером, на борту которого был линейный многоканальный выход. Проигрыватель выполнял функцию декодирования и извлечения аналогового многоканального звука из цифрового. А что делать, если старые DVD уже не актуальны и вы используете для просмотра фильмов компьютер, планшет или современную медиа-приставку? И на борту этих источников имеется только оптический SPDIF выход или HDMI, но при этом хочется полноценно использовать имеющуюся акустику 5.1. Так вот, как же получить объемный аналоговый звук из оптического цифрового? Об этом далее.

А работали такие колонки, например, с DVD-плеером, на борту которого был линейный многоканальный выход. Проигрыватель выполнял функцию декодирования и извлечения аналогового многоканального звука из цифрового. А что делать, если старые DVD уже не актуальны и вы используете для просмотра фильмов компьютер, планшет или современную медиа-приставку? И на борту этих источников имеется только оптический SPDIF выход или HDMI, но при этом хочется полноценно использовать имеющуюся акустику 5.1. Так вот, как же получить объемный аналоговый звук из оптического цифрового? Об этом далее.

И так, вначале рассмотрим вариант, когда для просмотра фильмов используется ноутбук. Обычно, из звуковых выходов на ноутбуке присутствует только выход на наушники, однако на нем сигнал стерео (двух-канальный).

Поэтому, чтобы получить многоканальный звук первым способом является использование USB аудиокарты.

USB аудиокарта

Как видно, такая звуковая USB карта также имеет интерфейсы и для подключения внешних устройств: вход для микрофона, линейный вход, оптический вход и выход, и, самое главное, аналоговые выходы для подключения активных колонок 5.1.

  • Звуковой USB аудио-контроллер поддерживает 48 кГц частоту дискретизации в цифровой записи, 48 кГц частоту дискретизации при аналоговой записи и 48 кГц в цифровом/аналоговом воспроизведения звука.
  • В режиме цифрового воспроизведения карта получает аудиопоток с ПК через интерфейс USB и передает аудиоданные в соответствии со стандартами потребительского интерфейса AES/EBU, IEC60958, S/PDIF. Только PCM аудио в 5.1 канале можно передать в режиме цифрового воспроизведения. В режиме аналогового воспроизведения карта поддерживает многоканальный кодек для вывода 6 аналоговых каналов воспроизведения.
  • В режиме цифровой записи карта получает сигнал по цифровому аудиовходу S/PDIF и отправляет обратно на ПК через USB. Три частоты дискретизации: 32 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц

Второй способ получить объемный аналоговый многоканальный звук с ноутбука это применение HDMI аудиоэкстрактора, которые извлекает цифровой многоканальный звук из HDMI интерфейса и декодирует его в аналоговый многоканальный звук 5.1/7.1.

HDMI аудиоэкстрактор

Устройство имеет HDMI вход, из которого извлекается звуковой поток, и выход, транзитом через который сигнал от источника подается на телевизор или проектор, что является однозначным плюсом. Так же на устройстве есть оптический выход SPDIF для подключения аудио-видео ресивера и аналоговые интерфейсы для подключения активной акустики 2.1/5.1/7.1. Такой HDMI аудиоэкстрактор отлично подходит для просмотра фильмов не только с ноутбука, также он отлично решит задачу, если имеется медиа-приставка, у которой по каким-либо причинам не выводится звук по оптическому или коаксиальному выходам, а вам необходимо получить объемный аналоговый звук из оптического цифрового сигнала.

Ну, и напоследок более простой аудиодекодер 5.1 или конвертер Optical to Analog 5.1 (spdif to analog) — объемный аналоговый звук из оптического цифрового.

Отлично и простое решение, когда у вас имеется источник аудио-сигнала, который оснащен только оптическим или коаксиальным цифровыми выходами и необходимо получить объемный аналоговый звук из оптического цифрового интерфейса.

Конвертер Optical to analog 5.1

Конвертер позволяет подключить источник звука по оптическому входу SPDIF (их 2шт.), по коаксиальному цифровому входу и по аналоговому стереовходу (minijack 3.5mm интерфейс). Поддерживает конвертер Optical to Analog 5.1 два режима работы: двухканальное стерео (звук выводится только на фронтальные две колонки) и многоканальный 5,1 звук. Однако стоит знать, что при получении цифрового стерео-сигнала по оптическому или коаксиальному входам, конвертер выдаст именно стереосигнал на выходе. А вот если подключить аналоговый стереосигнал, то конвертер сможет сделать из него 5.1.

Такой конвертер Optical to Analog 5.1 позволит подключить новые телевизоры, которые сейчас практически все оснащаются только оптическим аудиовыходом SPDIF к активной акустической системе, как 5.1, так и стерео 2.1

DIGITAL AUDIO OUT

Ещё недавно оптоволоконный кабель не воспринимался как инструмент для качественной передачи звука. Известно, что на быструю передачу данных возможен только свет. Впервые оптические технологии были применены в фотофоне, разработанным Александром Беллом.

Оптическая телефонная связь доказала возможность передачи сигнала по воздуху, но сама идея изобретателя не прижилась. Наработки физика стали использоваться для общения между судами, но не более.

Широкое использование оптоволоконных технологий началось лишь в середине 20 века, а серьёзный прорыв, позволивший принести диджитал аудио аут в массы, случился в 1980 году с изобретением стекловолоконного провода, который был способен передавать световой сигнал.

Основный принцип работы

Оптический кабель, подключаемый в digital audio out, состоит из оболочки и сердцевины


Оптический кабель, подключаемый в digital audio out, состоит из оболочки и сердцевины

Принятые стандарты для тв-входа, одинаковые для Samsung, LG, других производителей, заключаются в нескольких этапах транспортировки информации:

  • генерация светового сигнала из электрического;
  • его ретрансляция с выхода на вход без потери силы, искажений;
  • приём входящим устройством сигнала;
  • обратная трансформация сигнала в электрический.

Оптический кабель, подключаемый в digital audio out, состоит из оболочки и сердцевины. Внимание при производстве отводится сложности соединения коннекторов, при помощи которых можно подключить два устройства между собой.

Нарушение технологии существенно портит качество передаваемого звука, делая использование оптических соединений бесполезным. Именно поэтому, меломаны приобретают кабеля промышленной нарезки определённой длины.

Преимущества оптического выхода

Главное преимущество оптоволоконных линий пересылки аудиосигнала – это практически полное отсутствие искажения звука от электромагнитных полей, которые с избытком присутствуют в среде обитания человека. Здесь кабели с металлическими жилами-проводниками могут заметно проигрывать оптоволоконным системам в качественной передаче аудиосигнала. В результате акустическая система будет воспроизводить звук с искажением.

Типы оптоволоконного кабеля

Для пересылки аудиосигнала по оптическому каналу звук вначале преобразуют в цифровую форму, затем с помощью светодиода или твердотельного лазера отправляют по оптическому аудио кабелю получателю сигнала – фотоприемнику.

Оптоволоконные проводники делятся на два основных вида:

В мультимодовых световые потоки могут иметь разброс в длинах волн и траекториях, что на больших длинах проводников может приводить к искажениям сигнала. Светоизлучателями в таких каналах передачи звука являются светодиоды, недорогие и долговечные полупроводниковые приборы. Длина соединителей не превышает 5 метров. Диаметр центрального светопроводящего волокна – 62,5 мкм. Внешняя оболочка световода имеет размер 125 мкм.

К сведению. Основное достоинство мультимодового кабеля – относительная дешевизна, поэтому он получил широкое распространение.

В мономодовом проводнике лучи света движутся прямолинейно, затухание и искажение сигнала минимально. Диаметр светового волокна равен 1,3 мкм, длина волны сигнала – тоже 1,3 мкм. Такой соединитель может иметь большую длину, чем мультимодовый. Источником света в этом случае является полупроводниковый лазер, излучающий сигналы с жестко регламентированной длиной волны. Однако лазер – устройство более дорогое и менее долговечное, чем светодиод. В результате система становится более дорогой, чем мультимодовая, хотя и имеет лучшие параметры, в частности, длина проводника может составлять десятки метров.

Типовая конструкция оптоволоконного кабеля

Оптическое волокно может быть изготовлено из:

Полимерное волокно, как правило, более стойкое к механическим воздействиям, более дешевое. Однако со временем может терять прозрачность, что отрицательно сказывается на долговечности изделия.

Стеклянные световоды имеют лучшие оптические характеристики, но более дороги и хрупки.

Сравнение с HDMI

Современные производители предоставляют широкий выбор при подключении звуковых устройств через домашний кинотеатр. В результате можно получить потрясающий результат.
Самым популярным методом на данный момент – соединение через HDMI кабель. Так можно передавать не только аудио, но и видеосигнал передается в высоком разрешении.

Когда на рынке появилось оборудование с таким интерфейсом, оптоволокно и его аудиовыход ушло на второй план, поскольку провод может передавать только аудиосигнал, и необходима отдельная коммутация для видеоизображения.

Но, несмотря на то, что стандарт соединения используется уже 30 лет, он актуален и по сей день. Оптический провод по-прежнему используют для коммутации до 7,1 каналов высокого разрешения аудио.

Провод применяют из-за использования привычных ресиверов, обладающих высоким качеством и оптическим входом на порту. Если человек любит хорошее звучание на телевизоре, ему не имеет смысла заменять эти устройства на новые. Стоит отметить, что в большинстве плееров или HDTV а также игровых консолях, всё ещё используют оптический порт.

Выходы в ТВ

При включении радиооборудования или телевизора, могут возникнуть помехи из-за плохого заземления или полного его отсутствия. В таких ситуациях начинается гул в акустической системе.

Благодаря своим уникальным параметрам, качество звука между оптопроводом и HDMI очень хорошее.

Поэтому старый кабель для телевизора не потерял своей значимости и в современные дни. Можно легко подключать домашний кинотеатр к телевизору модели 2018 года. Качество изображения и звука будет очень высоким.

Итак, какой же тип подключения выбрать?

Ответ зависит от имеющейся у вас системы. Если необходимо сделать выбор строго между коаксиальным и оптическим подключениями, выбирайте первый вариант. По нашему опыту, коаксиальное подключение за счет большей детальности и повышенной динамики обычно обеспечивает более высокое качество звучания, чем оптическое.

Однако мы живем в эпоху, ориентированную на максимальное удобство. HDMI сегодня стал стандартом для любых аудио- и видеоустройств, и кажется разумным использовать именно его, если все компоненты системы им располагают.

Функциональность HDMI, пригодность к обновлению и возможность одновременной передачи аудио- и видеосигналов дают счастливую возможность забыть о нагромождениях кабелей вокруг устройств. А главное – при этом не придется жертвовать качеством.

Оптическое цифровое подключение

Оптический выход на телевизоре: что это

При оптическом цифровом подключении данные передаются по оптоволоконному кабелю (волокна которого могут быть изготовлены из пластмассы, стекла или кварца) посредством света. В таком случае шум из источника на контур ЦАП не переносится, как это может произойти с коаксиальным, поэтому его разумно использовать при подключении устройства напрямую к ЦАП саундбара или AV-ресивера.

Традиционно в системах ДК оптические кабели используются для передачи сжатого многоканального звука в форматах Dolby Digital и DTS. Те, что с разъемом Toslink (Toshiba Link), подключаются к соответствующим портам источника и AV-ресивера. Неплохим начальным вариантом будет кабель QED Performance Graphite Optical.

Многие производители перешли на HDMI в качестве основного типа разъемов, однако оптические выходы все еще регулярно встречаются у таких устройств, как игровые консоли, Blu-ray-проигрыватели, ТВ-приставки и телевизоры. Соответствующие входы можно обнаружить на стороне усилителя или ЦАП – например, в саундбарах или AV-ресиверах.

Как и в случае с коаксиальным подключением, одной из проблем оптического оказывается недостаток пропускной способности для передачи аудиоформатов без потерь – например, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, в которых записаны большинство саундтреков на Blu-ray-дисках. Кроме того, оптическое подключение не способно передавать сигналы более двух каналов несжатого потока в PCM. И, наконец, оптический кабель можно повредить, если слишком сильно согнуть его.

Как выглядит оптический выход на телевизоре

Как выглядит выход

На телевизоре есть большое количество разъемов. Один из них – для передачи сигнала оптического. Этот порт легко узнать благодаря трапецевидной заглушки, которая подписана Optical Audio, Digital Audio Out, или Toslink.

При включении устройства, заработает индикатор с красным свечением вокруг порта чтобы пользователи знали, как подключить устройство. Поэтому подключение оптического кабеля телевизору – дело простое.

Параметры оптического кабеля для качественного соединения

Чтобы подключить к устройству оптический провод, при этом сохранив высокие показатели звука, нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Длина провод не должна превышать 10 метров. Самый оптимальный вариант – 5 метров. В таком случае качество передачи сигнала останется неизменным. Также некоторые производители выпускают тридцатиметровые кабели, которые передают сигнал без перебоя. Но качество будет зависеть от принимающего устройства.
  2. Чем толще кабель, тем дольше он прослужит.
  3. Самые качественные варианты дополнительно оснащают оболочкой, изготовленной из нейлоновой ткани.
  4. Важно обращать внимание на тип сердечника. Подходящие варианты – кремнеземные или стеклянные. Они значительно превышают пластиковые по качеству.
  5. Пропускная способность должна быть высокой. Хороший кабель имеет от 9 до 11 МГц. Такой показатель нужно выбирать, если дома установлена многоканальная звуковая система, со значительной частотой дискретизации.

Как подключить кабель

Само подключение акустики к телевизору, другой техники через оптический вход не должно вызвать сложностей, но существует ряд моментов.

Прямое подключение через разъем

Коммуникационный оптический порт, как правило, закрыт защитной крышкой, которая исключает попадание пыли. Достаточно слегка нажать на неё коннектором, и она откроется, осуществив подключение. Если сигнал не пошёл, стоит проверить в настройках активные аудиовыходы, а также уровень громкости на подключённых устройствах.

Подключение через приставку или конвертер

Коаксиальный вход

Часто система домашнего кинотеатра собиралась поэтапно, в разные годы. Встречаются ситуации, когда у ресивера нет оптического входа.

В таком случае, чтобы добиться идеального звучания, используя оптоволокно, потребуется покупка специальной приставки, позволяющей осуществить подключение через оптику.

В такой приставке присутствует два разъёма для оптического и коаксиального кабеля. Для подключения системы следует:

  • вставить оптоволокно в выход телевизора, другого устройства;
  • соединить кабель с разъёмом на приставке;
  • через коаксиальный вход подключить аудиосистему.

Это простейший вариант преобразования аудиосигнала.

Продвинутым считается использование активного конвертера, превращающего цифровой сигнал формата 5.1 в аналоговый. Такой переходник обеспечивает ряд дополнительных опций, например, подключение других типов кабелей, наушников, игровой консоли.

Цифровые аудиоинтерфейсы S/PDIF: что это такое, как работает и зачем нужно

Аудиозапись на компакт-дисках и сам компакт-диск в начале 80-х представили Philips и Sony. Они же разработали и запатентовали цифровой интерфейс для передачи данных: Sony-Philips Digital Interconnection Format — S/PDIF. В этом материале разбираемся, что это такое и зачем это нужно.

Что и как передается по S/PDIF?

Чтобы гарантировать правильную передачу стереозвука с компакт-диска, достаточно было обеспечить скорость 150 Кбайт/с, но разработчики подстраховались и заложили запас по пропускной способности. S/PDIF может передавать не только несжатый стереосигнал с компакт-диска, но и многоканальный звук в формате 5.1 или 7.1 с использованием сжатия. А также некоторое количество дополнительной служебной информации вроде номера дорожки, флага о допустимости копирования, о наличии сжатия, о количестве каналов. Общий поток информации может теоретически достигать 1,536 Мбит/с. Всего-то полтора мегабита в секунду — по современным меркам это смешная цифра.

Еще забавнее изучить протокол изнутри: передача стереозвука была реализована импульсно-кодовой модуляцией PCM. Данные передавались пакетами по 32 бита в каждом, из которых 24 передавали данные, а 8 — служебную информацию. Если данных было меньше (некоторые компакты были записаны в 16 бит), то остаток пакета забивался нулями. Не очень рационально, зато эффективно — транслируемый сигнал тактировался через служебные биты, поэтому мог иметь самую разную частоту дискретизации. И хотя протокол аппаратно поддерживал только передачу стереопотока PCM с конкретными значениями частот дискретизации (32, 44.1 или 48 кГц), в него умудрились впихнуть многоканальность.

DVD-носители аудио и видео используют многоканальный звук формата 5.1 или 7.1, который вполне успешно сжимается по стандарту Dolby и DTS, и передается сквозь изначально стереофонический S/PDIF. Да настолько хорошо сжимается, что битность получается даже ниже, чем 16 бит. Недостающие биты опять же забиваются нулями.

Аппаратная реализация SPDIF-подключения


Вторая популярная реализация SPDIF —подключение оптоволоконным кабелем и передача сигнала лазерным лучом. Выходы обычно маркируются как OpticalOut или TOSLINK—сокращение от ToshibaLink. Разъемы имеют квадратную форму и закрыты либо вставными заглушками, либо откидными шторками. В портативной электронике встречается модификация MiniTOSLINK в форм-факторе миниджека: в такой разъем можно подключать как обычные наушники, так и оптический кабель.


Кабель (волновод, если точнее) для оптического подключения SPDIF очень легко переломить. Поэтому их часто выпускают с дополнительной защитой, которая ограничивает изгиб, но увеличивает толщину кабеля. Прямой разницы в качестве и дальности передачи звука между толстым и тонким оптическим кабелем нет — первый просто лучше защищен от физического воздействия извне.


Какой SPDIF лучше: коаксиальный или оптический

Информация передается одинаковая, при любом типе подключения. С этой точки зрения нет никакой разницы, как именно передавать S/PDIF — по электрике или по оптике. Электрическое соединение доступнее: найти лишний кабель RCA-RCA в бытовых запасах обычно проще, чем оптоволокно. С другой стороны, оптическое подключение TOSLINK меньше подвержено помехам и электрическим наводкам, поэтому может использоваться совместно с кучей прочей электрики, например, в автомобиле.

Оптоволокно более хрупкое, при укладке резкими углами и поворотами уместнее проложить коаксиальный кабель. Сматывать и хранить оптоволокно нужно широкой петлей, без перегибов.


Эпохи массового применения SPDIF

Первый пик популярности цифрового интерфейса многие пользователи могли и не заметить – это был специальный двухконтактный разъем на задней панели компьютерного CD-привода, через который он подключался к звуковой карте. Звук можно было выводить и через четырехконтактный аналоговый разъем, но в те времена цифро-аналоговый преобразователь в звуковой карте обычно был качественнее, чем в приводе.

Популярность первого пришествия интерфейса S/PDIF сошла на нет в ходе естественного развития компьютерной техники. Когда компьютеры стали достаточно быстры, чтобы обрабатывать цифровой поток аудио в реальном времени, необходимость в отдельном кабельном подключении исчезла — вся информация передавалась по штатному шлейфу IDE. Цифровой выход убрали с задней панели CD-приводов одновременно с кнопкой переключения дорожек, миниджеком и регулировкой громкости на лицевой панели дисковода. Это был конец 90-х.

Будущее S/PDIF

Несмотря на долгую и непростую историю интерфейса, перспектив у него практически нет: с невысокой скоростью и дальностью передачи данных он вчистую проигрывает современным комбинированным способам передачи звука и видео, пропускная способность которых выражается в десятках гигабит в секунду — HDMI и DisplayPort.

Разъем SPDIF сегодня чаще используется для совместимости с предыдущими поколениями техники, чтобы подключать DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, аналоговую акустическую систему и т. д. Вот несколько ключевых особенностей, которые нужно помнить при использовании SPDIF:

Favorite

В закладки

Сделай сам. Как подключить 5.1 акустику к любому устройству

Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым.

Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать.

Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с цифровым выходам HDMI/Toslink, популярному USB или использовать стереовыход? Или, как преобразовать многоканальный цифровой аудиосигнал в многоканальный аналоговый?


Настоящая многоканальная аудиодорожка выводит голос в центральный канал, эффекты и музыка — в тыловые и фронтальные колонки. Либо — в соответствии с распределением при записи (в некоторых стандартах многоканального звука).

Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук

multichannel-06


Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.

multichannel-03

Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.

Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.

Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.

К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?

Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog

multichannel-05

У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.

Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.

multichannel-04

Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.

Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.

То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.

Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.

multichannel-12

Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.

Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.

При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.

Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog

multichannel-10


Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.

Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.

Способ 4. USB -> Multichannel Analog

multichannel-07

Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.

К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.

multichannel-13


На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.

Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.

Favorite

В закладки

Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с.

Читайте также: