Как сделать опорный конспект по истории 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Исто́рия — это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

История –один из важнейших школьных предметов, который позволяет сформировать и выстроить ясную картину окружающего мира для учащихся, позволяет осознать историю своей страны и свое место в мире. Знание исторических событий, их причинно- следственных связей дает школьнику возможность анализировать актуальные события, критически мыслить и оценивать происходящие в мире события.

Рыцарский турнир

Монгольская империя и изменение политической карты мира

Великий гражданин планеты

Общественный строй на Руси

Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"

сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви. .

Культура Западной Европы в 11-15 веках

история 6 класс с использованием информационной технологии (поиск информации, создание презентаций) .

Культура Западной Европы в 11-155 веках

история 6 класс с использованием информационной технологии (поиск информации, создание презентаций) .

Разработка открытого урока по истории России.

Восточные славяне.

Первые Киевские князья.

Представленная разработка подходит как для урока, так и для внеклассного мероприятия в форме игры "Что? Где? Когда?". .

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.

Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

план-конспект урока истории

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

план-конспект урока истории

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

план-конспект урока истории

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

\u041d\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0443 \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u0421\u0442\u043e\u043b\u0435\u0442\u043d\u0435\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0435 (1337-1453 \u0433\u0433.), \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0441\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0430\u043d\u0433\u043b\u0438\u0447\u0430\u043d\u0435 \u0433\u0440\u043e\u043c\u0438\u043b\u0438 \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u0430 \u0438 \u0437\u0430\u0445\u0432\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430, \u0432 \u0442\u043e\u043c \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435 \u0438 \u041f\u0430\u0440\u0438\u0436. \u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u043e \u043f\u043e \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0435. \u00a0\u0410\u0440\u043c\u0438\u044f \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u043e\u0432 \u043f\u0440\u0435\u0432\u043e\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430 \u043f\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443 \u0432\u043e\u0438\u043d\u043e\u0432, \u043d\u043e \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0438\u0437 \u043d\u0438\u0445 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0451 \u0443\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435. \u041d\u0430\u0435\u043c\u043d\u044b\u0435 \u0447\u0443\u0436\u0435\u0437\u0435\u043c\u0446\u044b \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0445\u0430\u043e\u0441\u0443.\u00a0\u0410\u043d\u0433\u043b\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b \u0441\u0430\u043c \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c. \u0412\u043e\u0438\u043d\u044b \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u0440\u0435\u0432\u043e\u0441\u0445\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e.

\u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u043c \u043f\u043e\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u0440\u043c\u0438\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430 \u041b\u0430-\u041c\u0430\u043d\u0448\u0435 \u0443 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u043e\u0432 \u0424\u043b\u0430\u043d\u0434\u0440\u0438\u0438 \u0432 1340 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u0410\u043d\u0433\u043b\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0444\u043b\u043e\u0442 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043f\u0438\u043b \u0437\u0430 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0438\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0432\u0441\u0435 \u043a\u043e\u0440\u0430\u0431\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u0430. \u0427\u0443\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435, \u0432 1346 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438 \u041a\u0440\u0435\u0441\u0438, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0432\u043d\u043e\u0432\u044c \u043f\u043e\u0431\u0435\u0436\u0434\u0430\u044e\u0442 \u0430\u043d\u0433\u043b\u0438\u0447\u0430\u043d\u0435. \u0414\u0430\u043b\u0435\u0435 \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c \u042d\u0434\u0432\u0430\u0440\u0434 \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0441\u0435\u0440\u044c\u0435\u0437\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0410\u043a\u0432\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u0438, \u0431\u0435\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0430\u043c \u043d\u0435 \u0443\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e. \u042d\u0442\u0430 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0438\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0434\u043b\u044f \u043d\u0435\u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a.

\u0421\u043f\u0443\u0441\u0442\u044f \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442, \u0432 1356 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0443 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041f\u0443\u0430\u0442\u044c\u0435. \u041f\u044b\u0442\u0430\u044f\u0441\u044c \u0441\u043b\u043e\u043c\u0438\u0442\u044c \u0432\u0440\u0430\u0436\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0440\u044f\u0434\u044b \u043d\u0435\u043e\u0442\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u044b\u043c \u0431\u0435\u0441\u0441\u0442\u0440\u0430\u0448\u0438\u0435\u043c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0440\u043c\u0438\u0438, \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u044b \u0432\u0441\u0442\u0440\u0435\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0433\u0435\u043e\u043c\u0435\u0442\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0436\u0434\u044c \u0438\u0437 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043b \u0430\u043d\u0433\u043b\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0443\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u042d\u0442\u0430 \u0431\u0438\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430 \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0433\u0440\u043e\u043c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u0438, \u0432 \u043f\u043b\u0435\u043d \u043f\u043e\u043f\u0430\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0432\u0441\u044f \u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0438 \u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c.

\u0414\u0430\u043b\u0435\u0435 \u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e \u0435\u0449\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u043e\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0432 \u0438\u0442\u043e\u0433\u0435 \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u044b \u043f\u043e\u0431\u0435\u0436\u0434\u0430\u044e\u0442. \u041d\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e, \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u0439\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0443\u043f\u043e\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443, \u0430 \u043d\u0435 \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. ">]" data-testid="answer_box_list">


Концепции происхождения и прародины славян; восточные славяне в древности; основные восточнославянские племена и места их расселения.


Трактовки происхождения термина; образование древнерусского государства; теории возникновения государства у восточных славян.


Начало династии положил Рюрик, правивший с 862 года. Последним считается Василий Костромской, правивший в 1272-1276 годах.


Рюрик - родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.


Олег - первый реальный представитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".


Игорь - расширил границы Древнерусского государства, подчинив племена уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.


Ольга - жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына. Святослав - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского государства в 964-972 гг.


Владимир I Святой провел языческую реформу, в 988 году принял христианство, расширил и укрепил Древнерусское государство.


Язычество - (от церковнославянского "языцы" - народы, иноземцы) - обозначение нехристианских политеистических религий.


Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе, укрепление государства и власти князя.


Князь Ярослав Мудрый способствовал расцвету Древнерусского государства, возвышению международного авторитета Руси, покровитель просвещения и строительства.


Князь Владимир II Мономах - внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха.


Раннеклассовый характер; раннефеодальный характер; княжеско-общинный характер древнерусского общества.


Редакции Русской Правды - Краткая Правда (XIв.), Пространная Правда (XIIв.), Сокращенная Правда (XVв.).


Князь Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, продолжил политику отца и сумел сохранить единое Древнерусское государство.


Исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.


Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева в 30-е годы XII века, занимало территории Северо-Восточной Руси, междуречье Оки и Волги.


Князь Юрий Долгорукий (предположительно 1090 – 1157 гг.) будучи ребенком получил вместе с братом Мстиславом от своего отца, Владимира Мономаха, ростовское княжение.


Князь Андрей Юрьевич Боголюбский – сын Юрия Долгорукого – родился в Ростовской области, которая к тому времени обособилась в отдельное княжество.


Князь Всеволод Большое Гнездо (в крещении имел имя Дмитрий) – великий князь и значительный политический деятель древней Руси, являлся князем владимирским с 1176 года.


Новгородская Боярская Республика – крупнейшее государство на северо-западе Руси в 12-15 вв. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже в начале 11 в.


Галицко-Волынское княжество было создано в конце XII века, путём объединения Галицкого и Волынского княжеств.


В начале XIII века древнерусским княжествам пришлось столкнуться с натиском завоевателей как с Востока, так и с Запада.


Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.


Московская Русь сформировалась за счет объединения вокруг Московского княжества после Куликовской битвы в 1380 году земель Владимира, Можайска.


Вели́кое кня́жество Моско́вское — средневековое русское феодальное государство. Первоначально удел Великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей.


XIV—XV века — это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV—XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.


Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств — закономер­ность развития европейских стран (Франции, Польши, Испании) в эпоху позднего средневековья. Но чтобы подобное объединение стало возможным, необходим ряд условий, или предпосылок.


С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города.

Читайте также: