Как сделать опорные схемы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Лифинова Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: г. Домодедово, Московская область
Наименование материала: Из опыта работы с дошкольниками
Тема: Технология работы с опорными схемами
Раздел: дополнительное образование

(из опыта работы с детьми дошкольного возраста 4-7 лет)

Педагог дополнительного образования: Лифинова Елена Валентиновна

Дошкольник, в отличии от взрослого, лишен возможности, записать, сделать

таблицу, отметить что-либо. Во время образовательной деятельности в основном

задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного

Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок

педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Эта работа очень нравится детям.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по

используются в деятельности взрослых, но могут быть широко использованы при

занятиях с детьми.

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты,

• силуэтные и предметные картинки;

• планы и условные обозначения, используемые в них.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются

предмет. Например: зелёный треугольник - ёлочка, серый кружок - мышонок и т.д.

постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование

помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их

расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам,

звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения

составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах

Мненемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное

Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою

только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения

встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит

использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более

связной речи детей. Схемы служат:

для обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказа;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

М н е м о т а б л и ц а

з а л о ж е н а

о п р е д е л е н н а я

информация.Мнемотаблицы мы используем при составлении рассказов о временах

года, диких и домашних животных, растительном мире и т.д.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного

символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

отработка метода заполнения.

Со временем дети сами или с помощью педагога, родителей очень охотно и с

большим интересом составляют мнемотаблицы, а затем рассказывают по ним рассказ

о каком-то животном, растении, времени года и т. д.

Это очень помогает детям,

имеющим сложности с пересказом или

запоминанием. Рассказ по мнемотаблице

получается связным, логически выстроенным. Дети более уверены в себе и в своих

Мнемотаблица по теме “Домашние животные”

(составлена родителями детей)

Через мнемотаблицы очень хорошо знакомить детей с явлениями природы. С

этой целью мы используем обучающие мнемотаблицы, т.е такие, которые несут в себе

обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям

Используя в своей работе опорные схемы и мнемотаблицы, мы учим детей

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий

внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и

высказывать суждения, делать умозаключения.

Мнемотаблицы по теме “Домашние животные”

Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством

взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план

своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности,

появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие

психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что


Проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день.

Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Ученики начальной школы — это дети, которые любят играть. Поэтому я стала искать технологии и методики, которые помогут построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, чтобы они учились думать, прочно и быстро запоминать.

Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества знаний учащихся начальных классов.

Работа с тренажёрами

Тренажёр — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме и направленные на отработку навыков.

Работу с тренажёрами провожу во время устного счёта (на уроках математики); при закреплении нового материала. После нескольких работ результат улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Работа с карточками-сорбонками

Очень часто на уроках использую работу с сорбонками. На одной стороне карточки записан пример, а на другой — ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Тренажёр можно использовать на этапе изучения или повторения в ходе индивидуальной или групповой работы.

Работа с опорными схемами

Одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.

Чтобы облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять, самостоятельно делать определённые выводы. Для этого в своей работе использую опорные схемы , которые заметно повышают результативность.

Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Если мы не знаем слагаемое, закрываем его пальчиком. И нам становится ясно, что нужно сделать!

Данные опоры я применяю на уроках с тех пор, как только начала свою педагогическую деятельность. Но этот подход актуален и в настоящее время, потому что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Так, при выполнении арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления) от детей требуется вести рассуждения, соответствующие вычислительному приёму.

В связи с возрастными особенностями учащихся ход таких рассуждений в учебниках не описан. Помочь детям усвоить их тоже помогают опорные схемы.

При изучении внетабличных случаев умножения и деления схемы-опоры выглядят так:

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Сколько десятков можно разделить на делитель?

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Приём деления двузначного числа на двузначное (метод подбора).

Данные опоры использую уже на первых уроках при знакомстве с новым вычислительным приёмом.

При знакомстве детей с правилом а + 2 использую вспомогательную модель для тех детей, которым трудно освоить действие + 2.

Рядом с первым слагаемым ставлю две точки.

Типичная ошибка. Осуществляя присчитывание, дети называют само

число и следующее за ним. Они слышат, как будто бы назвали два числа и делают ошибочное вычисление.

Для изучения состава числа использую стандартный алгоритм. Общая

— Перед тобой радуга. Пройди по каждой дуге слева направо и справа налево, и ты легко увидишь весь состав числа 10.

При работе с данной таблицей использую вопросы:

1. Где написана цифра 1? 2? 0? 3? И т. д. (На узнавание цифр).

2. Кто сосчитает от 1 до 5? До 10? До 20? До 30? И т. д.

5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь. Сначала по порядку, потом вразбивку.

6. Кто быстрее найдёт в таблице числа 7, 15, 28, 35, 49? И т. д.

Детей с указками приглашаю к таблице парами и устраиваю соревнование: кто раньше коснулся указкой числа, тот выиграл балл, кто набрал больше баллов, тот победил. Искать число надо глазами, а указки держать ниже таблицы.

Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. Используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, зная, что они им под силу.

Работа с образовательной платформой iSmart

Подобранные задания на платформе iSmart способствуют повышению качества знаний учащихся, формированию мотивации и проявлению заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу.

Список полезной литературы

Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.- 248 с.

Улитина Наталья: Схемы-опоры краткой записи задач. Демонстрационный материал по математике для начальной школы, Арис-Пресс, 2003 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование опорных схем при обучении чтению, отработки математических понятий.

 Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы , наглядные модели, символы. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб ( скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи. Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы , наглядные модели, символы.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб ( скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.

Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем –

Цель опорных схем – ". изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание.

 Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в образовании.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в образовании.


Литература : Андриянова Т.Н., Учимся системно думать. Ульяновск,2001г. Нищева Н.В., Будем говорить правильно. С-Петербург,2002г. Кутаева Л.И., Коррекционно-развивающие занятия.Москва,2000г.

Литература : Андриянова Т.Н., Учимся системно думать. Ульяновск,2001г. Нищева Н.В., Будем говорить правильно. С-Петербург,2002г. Кутаева Л.И., Коррекционно-развивающие занятия.Москва,2000г.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: