Как сделать опорную схему по истории

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 28.09.2024


В современной школе много насыщенных учебных программ, много предметов, которые меняются в течение дня, на изучение некоторых отведен всего один час в неделю (например, обществознание, МХК, экономика), хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок.

Элементы системы опорных конспектов:

Блочное модульное построение учебного материала.

Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Преимущества системы опорных конспектов (по сравнению с традиционной формой):

Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);

Концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;

Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.

Итогом этой работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

Методисты, учителя-практики, исследующие возможности применения системы опорных конспектов непосредственно на уроках истории, отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а именно: «согласованность цели, времени исполнения работы и количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся. Формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля). Диагностичность целей и задач развития школьников.

Применение опорных конспектов на уроках истории - приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

Блок-тема - это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

«Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.


-75%

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

опорный конспект

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

  1. Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
  2. Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
  3. Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
  4. Разработать систему сигналов и знаков для записи.
  5. Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
  6. Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
  7. Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
  8. Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.

конспект по физике

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

  1. По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
  2. Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
  3. Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.

методика опорных конспектов

Полезные хитрости

При составлении конспекта лекции или научного текста - статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая - основная, в ней будут вестись базовые записи.

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

научный текст

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

  1. Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
  2. Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
  3. Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
  4. Использование простых условных знаков и аббревиатур.
  5. Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
  6. Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
  7. Доступность и понятность написанного.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

как составить опорный конспект

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

  1. Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
  2. Учитель получает больше времени для общения с учениками.
  3. Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
  4. Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
  5. Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.

опорный конспект по математике

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.


Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

Как развить у ребенка потребность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Опорные конспекты, как одна из форм работы на уроках, являются хорошим помощником в достижении этих задач.

В процессе использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания происходит и лучшее усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Работа учителя и ученика над опорным планом-конспектом дает широкий простор деятельности: это и применение ИКТ, и решение проблемной задачи, и исследование, и создание мини-проекта и т.д.

Условия формирования опыта

Опыт работы в качестве учителя истории и обществознания на протяжении 8 лет показал, что при изучении какой-либо темы урока ученики испытывают определенные трудности: не могут усвоить большое количество информации, затрудняются дать определение того или иного исторического события, термина, не могут запомнить исторических деятелей, последовательность событий и т.д.

Причин много: общее снижение мотивации к обучению, к чтению книг, изменение интересов учащихся под влиянием СМИ, интернета и т.д. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.

Сегодня перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы, я считаю, является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов.

Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.

Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, а возврат к элементам опорного конспекта в сжатом и развёрнутом виде усиливает зрительно-словесную связь.

Одним из направлений моей деятельности является разработка и использование опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания.

Данные технологии позволяют развивать у учащихся:

  • умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и систематизация;
  • умения классифицировать полученную информацию;
  • умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
  • познавательные потребности и способности;
  • умения создавать тексты опорных конспектов.

Я считаю, что метод составления опорного конспекта – это эффективное педагогическое средство современной школы.

Теоретическая база опыта

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики?

Материал темы делится на блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. При изучении войны или революции опорный конспект представляет собой лист с датами, определениями, основными событиями и основными участниками (страны или партии, например).

Что такое опорные конспекты

Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную необходимую информацию. Работа с ними выполняет систематизирующую и наглядную функцию. Можно применять несколько вариантов организации работы с опорными конспектами, схемами:

  • Опережающее изучение опорного конспекта, схемы, которое в дальнейшем дополняется углублением в материал учебника; в этом случае информация учебника расширяет уже полученные сведения, конкретизирует их, дополняет информацией, оставшейся вне опорного конспекта, схемы; этот вариант наиболее эффективен при необходимости выучить материал в кратчайшие сроки.
  • Систематизирующее использование схемы после изучения соответствующего параграфа или пункта учебника; схема дает возможность обратить внимание на наиболее значимые факты и исторические связки, представить их в логической последовательности и предлагает краткий вариант ответа по опорному конспекту.
  • Использование схемы на уроке в качестве наглядной опоры при изучении нового материала или его закрепления; она позволит даже слабым учащимся раскрыть суть изученной проблемы.
  • Схемы могут стать примером систематизации учебного материала в случае организации самостоятельной работы; их можно брать за опорную базу для самостоятельного конструирования ответа на поставленную задачу, увеличивает возможности для познавательной и информационно-коммуникативной деятельности; схемы помогают сформировать умение опорного конспектирования учебных текстов.

Но для глубокого освоения эта работа должна сопровождаться изучением материала учебника, дополнительной литературы, решением тестов и проблемных задач.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые

Техника составления конспекта

Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины, снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся.

Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Анализ результативности

Опорные планы-конспекты решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

Каким же образом изменился учебный процесс при использовании данной методики?

Опыт работы со слабоуспевающими учащимися показал, что технология создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания позволяет лучше усваивать материал урока.

Трудности в и проблемы при использовании данного опыта

При работе над технологией создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания я столкнулась с рядом проблем:

  1. Некоторым учащимся трудно удается умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. Другим учащимся с трудом дается исследовательская и поисковая деятельность.
  3. Не всегда учащимся удается взаимодействовать в коллективе, вести себя, представлять себя, выслушивать оценку своих действий от одноклассников.

Только правильно организованная работа на уроке и вне его окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.

Читайте также: