Как сделать описание по спортивной акробатике

Обновлено: 04.07.2024

- периоды времени наилучшей спортивной формы для отбора в команду.

- систематизировать материалы наблюдений тренировочного процесса и анализировать литературу по вопросам отбора;

В спортивной акробатике, как и в других сложнокоординационных видах спорта значительно возросли требования к технической подготовленности. Далеко не каждый юный акробат способен освоить современные программные требования.

Необходимы определенные задатки и способности, от которых зависит успешное разучивание сложных специфических навыков.

Поэтому, специалист в области теории и методики преподавания акробатики должен обладать глубокими знаниями, умениями и навыками в области спортивной ориентации и отбора.

Проблема отбора и спортивной ориентации занимает видное место в управлении подготовкой юных спортсменов.

Данная лекция посвящена вопросам отбора и педагогического контроля на этапах начальной и специализированной подготовки юных акробатов.

Проведение отбора детей предполагает знание ее теоретических методологических основ.

Отбор это многолетний процесс, важнейшая составляющая работы тренера от новичка до спортсмена высокого класса.

На каждом этапе отбора существуют свои, специфические требования, предъявляемые спортсмену. Без тщательно продуманной системы мероприятий по отбору, проводимых тренером на протяжении всей его деятельности, невозможно достичь высоких результатов.

Не секрет, что достижение высокого спортивного мастерства по силам далеко не каждому новичку, желающему заниматься акробатикой. Необходимо, чтобы его желание сочеталось с задатками и способностями. Возникает проблема: как и по каким признакам из массы желающих заниматься отличить наиболее способных, перспективных, талантливых?

Отбор – это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются способности детей для специализации в определенном виде спорта (Волков В., Филин В.).

Виды спортивного отбора принято классифицировать в зависимости от целей и этапов многолетней тренировки юных спортсменов.

В зависимости от целей различают три основные разновидности отбора:

1) спортивная ориентация;

2) спортивная селекция;

3) комплектование команд.

Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Она предполагает изучение задатков и способностей детей. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которого. предсказание успешного продвижения в спорте; уменьшение затрат времени на обучение; ориентировка детей в правильном выборе вида спорта.

Спортивная селекция – система мероприятий, предусматривающих периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования. Комплектование команды – формирование спортивного коллектива, выступавшего на соревнованиях как единое целое.

В зависимости от этапа многолетней подготовки, на котором совершенствуют свое мастерство спортсмены, различают 4 основных этапа отбора:

1) начальный (этап начальной подготовки);

2) перспективный (этап специализации);

3) предолимпийский (этап высшего спортмастерства).

На эффективность и качество спортотбора влияют следующие факторы:

1) отдаленность во времени этапа начального отбора от этапа достижения спортсменом высшего мастерства;

2) необходимость проведения отбора в раннем возрасте, когда многие функции и системы организма еще не сформированы;

3) недостаточность знаний о закономерностях формирования и развития способностей и критериях определения одаренности;

4) большие компенсаторные возможности, характерные для ребенка в период роста и развития, необычайная пластичность и приспособляемость детского организма;

5) ошибки тренеров, опирающимся только на свой опыт и интуицию;

6) неустойчивость интересов и склонностей детей 6-10 лет;

7) гетерохронность индивидуального развития организма детей, что находит свое отражение в различных сроках формирования основных органов и систем;

8) акселерация и ретардация физического развития.

Для отбора характерны четыре основных момента:

1) отбор это процесс, а не одноразовое явление. Характеризуется длительностью и повторяемостью во времени;

2) отбор всегда преследует определенные цели. Это: выбор лиц со способностями к определенному виду спорта; предсказание успешного продвижения в спорте; уменьшение затрат времени на обучение; ориентировка детей в правильном выборе вида спорта;

3) отбор предполагает применение определенных методов распределения лиц на группы в соответствии с целями отбора;

4) отбор всегда предполагает предвидение, т.е. предсказание успеха в будущем.

Спортивная пригодность определяется путем выявления и оценки устойчивых свойств и качеств личности – способностей. Это как врожденные, так и приобретенные свойства индивида, определяющие успешность обучения и совершенствования в определенном виде деятельности. Основой способностей являются природные задатки, которые обусловлены наследственностью и формируются в процессе конкретной деятельности. Для успешного проведения отбора надо найти способных детей. Различают три уровня развития способностей.

1. Общие способности, которые нужны для успешного осуществления спортивной деятельности. Хорошее здоровье, нормальное физическое развитие.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжением, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, быстрое восстановление.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортрезультатов, высокий уровень развития спецкачеств, высокая мобилизационная готовность.

Высокая степень развития способностей – т а л а н т.

Высшая степень развития творческих способностей – г е н и а л ь н о с т ь. Человек не рождается с явными способностями, они проявляются только в процессе конкретной деятельности.

В сложнокоординированных видах спорта существует три группы факторов, оказывающие то или иное явление на успешность отбора и спортивного совершенствования.

1. Группа связана с личностью спортсмена. К ней относятся факторы, характеризующие его индивидуальные особенности и признаки. Их шесть:

- здоровье – состояние СС и ДС, опорно-двигательного аппарата, зрения, вестибулярного аппарата и т.д.;

- физическое развитие – длина тела, вес, окружность грудной клетки, форма частей тела и т.д.;

- ОФП и СФП – развитие физических качеств;

- психофизиологические особенности – особенности ВНД, функциональное состояние анализаторных систем и нервно-мышечного аппарата;

- техническая подготовленность – владение профилирующими и базовыми элементами, стабильность и результат выступления на соревнованиях;

- личностные свойства и поведенческие особенности – способность сочетать учебу с занятиями спортом, сообразительность, работоспособность, дисциплинированность, смелость, настойчивость.

2. Группа факторов связана с личностью тренера. Это – возраст, квалификация, состояние здоровья, педагогическое мастерство, коммуникабельность.

3. Группа факторов – социально-экономические. Это расположение ДЮСШ от школы и места жительства, материальное положение L>CI? Семьи, гороно, материальная база ДЮСШ и т.д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ

Определение пригодности к занятиям спортивной акробатикой почти всегда начинается с оценки внешних данных, физического развития и особенностей телосложения. Предпочтение, как правило, отдается ребенку, чьи внешние данные в какой-то мере укладываются в наши представления о строении тела лучших акробатов мира.

Телосложение спортсмена является комплексным морфологическим тестом, определяющим особенности строения тела акробата, его форму, пропорции, а также индивидуальность темпов роста и развития.

Сильнейшие акробаты страны отличаются подобранностью по типам телосложения. Так для акробатов – прыгунов характерен небольшой или средний рост, средняя длина конечностей при относительно коротком туловище, широкие плечи и узкий таз, хорошо развитая мускулатуры тела.

Акробатов – нижних отличает высокий рост, средней длины руки и туловище, длинные ноги, широкие плечи, средней ширины таз, хорошо развитая мускулатура как верхнего плечевого пояса так и ног.

Акробаты – средние занимают промежуточное положение между верхним и нижним.

Масса тела акробатов находится в прямой зависимости от их специализации. Например: большинству акробатов – прыгунов свойственная средняя масса тела, верхним – малая, а нижним – выше средней и большая.


Разряды по акробатике

Выполнять юношеские разряды могут спортсмены старше 7 лет, начиная с III-го юношеского, затем II и I юношеские в возрасте 8 лет. По обязательной программе.

Далее идут III, II и I спортивные (взрослые) разряды, их может выполнить любой акробат старше 10 лет. Сложность упражнений меняется с каждым разрядом,становиться сложнее.

На соревнованиях большего масштаба, такие как, федеральные и международные начинают допускаться спортсмены с программой КМС ( кандидат в Мастера спорта), возраст спортсменов не должен быть младше 12 лет. По произвольным программам, набирая нужное количество единиц.

МС, МСМК, ЗМС

Самые высокие разряды в акробатике это МС (Мастер спорта), МСМК (Мастер спорта Международного класса) и ЗМС (Заслуженный Мастер спорта).
Эти разряды могут получить спортсмены старше 14 лет, только на соревнованиях самого высокого уровня, подтверждая свое Чемпионство несколько раз, по произвольным программам, набирая нужное количество единиц. Количество единиц, считает тренер по специальным документам, у каждого элемента есть своя стоимость, так и набирается нужное количество единиц, по правилам акробатики.

Напомним, что нашa школa S.A.D. Sport and Dance является членами Федерации спортивной акробатики и наши дети могут выполнять разряды. Всех ждём на тренировках!

Для того что бы оставить КОММЕНТАРИЙ зарегистрируйтесь или зайдите в свою учетную запись.

Акробатика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

Спортивная акробатика — вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).

Комбинация — совокупность элементов и соединений с чётко выраженным начальным и конечным элементами.

Акробатическая комбинация — это последовательно связанное выполнение акробатических упражнений.

Элемент — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.

Связка — согласование упражнений между собой.

Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног, подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто.

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачивания через голову.

Мост — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

1. Физическая культура. 6-7 кл. учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2018. С.124-128.

Дополнительная литература:

1. Коркин В. П. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.

2. Сосина В. Ю. Акробатика для всех. – М.: Олимпийская литература, 2014.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Учебная комбинация № 1.

Исходное положение — основная стойка упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперёд в упор присев, два последовательных кувырка вперед в упор присев, основная стойка.

1. Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках.

2. Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.

3. Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.

Переходить к каждому следующему упражнению можно лишь тогда, когда предыдущее упражнение хорошо освоено. Освоение всей комбинации начинается в медленном темпе. После выполнения каждого упражнения необходимо сделать паузу 3-5 сек., фиксируя положение тела, в котором закончилось упражнение. По мере освоения комбинации темп её выполнения увеличивают, а паузы уменьшают до 1-2 сек. При этом необходимо обращать внимание на технику выполнения связок, перехода одного упражнения в другое.

Учебная комбинация № 2.

Исходное положение — упор лёжа, толчком двух ног в упор присев, перекат в стойку на лопатках, в стойке на лопатках развести и свести ноги, группировка и переворот назад через голову в упор присев, кувырок вперед в упор присев, основная стойка.

1. Из упора лёжа толчком двумя ногами в упор присев.

2. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатки.

3. В стойке на лопатках развести и свести ноги.

4. Из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев.

5. Из упора присев кувырок вперёд в упор присев, основная стойка.

В данной комбинации присутствуют два новых элемента.

Первый — переход из упора лёжа в упор присед: упор лёжа, слегка прогибая спину и опираясь на руки, толчок ногами в упор.

Второй — разведение ног в стойке на лопатках: из стойки на лопатках, развести ноги как можно шире, носки оттянуть.

Разучив эти элементы, приступают к освоению техники акробатической комбинации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

Установление соответствий между элементами двух множеств

Информация о тестовом вопросе:

Установите соответствие между терминами и определениями:

совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.

Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).

это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.

исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.

Информация об ответах

Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).

исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.

совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.

кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.

это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными

Выберите тип интерактивного теста:

Добавление подписей к изображениям

Информация о тестовом вопросе:

Техника акробатических упражнений.

Опишите технику упражнений.

Подберите подписи к изображениям:



Информация об ответах

Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках


Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.


Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.


Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными

Приложение действует в период с 2014 г. по 2017 г.

Приложение N 52
к приказу Министерства спорта РФ
от 20 декабря 2013 г. N 1099

Нормы, требования и условия их выполнения по виду спорта "спортивная акробатика"

1. Требования и условия их выполнения для присвоения спортивного звания мастер спорта России международного класса.

МСМК присваивается с 14 лет

Статус спортивных соревнований

Требование: занять место

Чемпионат мира или Всемирные игры

Пара - многоборье, смешанная пара - многоборье, тройка - многоборье, четверка - многоборье

Пара - командные соревнования, смешанная пара - командные соревнования, тройка - командные соревнования, четверка - командные соревнования

Кубок мира (сумма этапов или финал)

Пара - многоборье, смешанная пара - многоборье, тройка - многоборье, четверка - многоборье

Пара - многоборье, смешанная пара - многоборье, тройка - многоборье, четверка - многоборье

Пара - командные соревнования, смешанная пара - командные соревнования, тройка - командные соревнования, четверка - командные соревнования

Другие международные спортивные соревнования, включенные в ЕКП

Пара - многоборье, смешанная пара - многоборье, тройка - многоборье, четверка - многоборье

* Условие: при этом занять на чемпионате России в течение года:

1-2 место (если в международном спортивном соревновании, включенном в ЕКП, участвовал один состав спортсменов от России);

1-4 место (если в международном спортивном соревновании, включенном в ЕКП, участвовало два и более состава спортсменов от России)

Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований

2. Нормы и условия их выполнения для присвоения спортивного звания мастер спорта России и спортивных разрядов

МС присваивается с 13 лет,

КМС - с 10 лет, I спортивный разряд - с 9 лет

Юношеские спортивные разряды

Пара - многоборье, смешанная пара - многоборье, тройка - многоборье, четверка - многоборье

Принять участие в спортивных соревнованиях любого статуса

Принять участие в спортивных соревнованиях любого статуса

1. Норма МС выполняется по произвольной программе многоборья (балансовое, темповое и комбинированное упражнения):

1.1. Либо один раз на первенстве мира или первенстве Европы, или международных спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП, или чемпионате России или Кубке России.

1.2. Либо два раза на первенстве России (кроме юношей, девушек (11-16 лет)).

1.3. Либо один раз на первенстве России (кроме юношей, девушек (11-16 лет)) и два раза на всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП (кроме юношей, девушек (11-16 лет)).

1.4. Либо два раза на всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП (кроме юношей, девушек (11-16 лет)) и один раз на чемпионате федерального округа, зональных отборочных соревнованиях.

1.5. Либо три раза на всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП (кроме юношей, девушек (11-16 лет) и один раз на чемпионатах г. Москвы или г. Санкт-Петербурга.

1.6. Либо четыре раза на всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП (кроме юношей, девушек (11-16 лет)).

2. Норма КМС выполняется один раз на спортивных соревнованиях не ниже статуса субъекта Российской Федерации по программе многоборья (балансовое, темповое и комбинированное упражнения по произвольной программе).

3. Нормы I спортивного разряда выполняется один раз на спортивных соревнованиях не ниже статуса муниципального образования по программе многоборья (балансовое, темповое и комбинированное упражнения по произвольной программе).

4. Нормы II, III спортивных разрядов, I и II юношеских спортивных разрядов выполняются один раз на официальных спортивных соревнованиях любого статуса по программе многоборья (балансовое и темповое упражнения).

5. Для присвоения III юношеского спортивного разряда необходимо принять участие в спортивных соревнованиях любого статуса и на которых выполнить один раз комплексы общей физической подготовки и специальной физической подготовки.

6. Первенство России проводится в возрастных категориях: юниоры, юниорки (13-19 лет); юноши, девушки (12-18 лет), юноши, девушки (11-16 лет).

7. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований.

Сокращения, используемые в настоящих нормах, требованиях и условиях их выполнения по виду спорта "спортивная акробатика":

МСМК - спортивное звание мастер спорта России международного класса;

МС - спортивное звание мастер спорта России;

КМС - спортивный разряд кандидат в мастера спорта;

ЕКП - Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

Читайте также: