Как сделать олимпиаду по русскому языку 5 класс

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

В данном материале представлены задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку для пятиклассников.

Оценить 1101 0

учитель русского языка

Свердловская область, п. Рефтинский

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Первый блок. Максимальное количество баллов за задание – 2

1. Написание какого слова не расходится с произношением?

А) желатьБ) чувствоВ) чтобыГ) битваД) яичница

2. В каком слове употреблён разделительный Ь знак?

А) воробьиБ) несёшьВ) дверьГ) беречьД) течь

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется Ъ знак.

А) с…ёжиться, раз…ехаться, в…югаБ) раз…ярённый, обез…яна, с…ёмка

В) в…едливый, в…езд, вз..ерошить Г) солов…и, с. езд, под…езд

Д) об…явление, п…еса, под…ём

4. Какое слово не является глаголом второго спряжения?

А) держатьБ) мыслитьВ) стелитьГ) говоритьД) видеть

5. Буква О пропущена в окончании прилагательного в словосочетании:

А) хорош…м ребятамБ) пригож…го парня В) к чуж…му берегу

Г) за чист…м стекломД) за больш…м пнём

6. Какое из данных слов является родственным слову белка?

А) побелкаБ) белыйВ) белизнаГ) беличьяД) забелить

7) Какой пример не является словосочетанием?

А) Петя пришёлБ) волшебная сказкаВ) в зелёном платье

Г) пошёл далекоД) улетел на отдых

8) Найдите слово с пропущенной буквой Ё:

А) ж…нглёрБ) ш…ссеВ) Ш…тландияГ) ш…рохД) ж…лудь

9) Выберите слово, в корне которого пишется А:

А) зар…слиБ) сл…жениеВ) изл…жениеГ) водор…слиД) сл…гаемое

10) Определите, в каком слове двойные согласные СС относятся к корню:

А) расстояниеБ) рассмотренныйВ) восстановлениеГ) кассирД) рассказ

Второй блок. Максимальное количество баллов за задание – 3

А) парного молокаБ) пареной репыВ) вяленой воблы

Г) солёного огурцаД) варёной картошки

12) Указать словосочетание, в котором нарушены правила соединения слов.

А) обрадовался приезду другаБ) задумался об задачкеВ) уверенность в победе

Г) заинтересовался рассказомД) познакомился с актёром

13) В каком предложении вместо словапрактический нужно употребитьпрактичный?

А) К сожалению, изобретение не нашло практического применения.

Б) Рабочая одежда должна быть удобной и практической.

В) Эта работа требует теоретических знаний и практических навыков.

Г) Мы выучим правила и приступим к выполнению практического задания.

Д) Такого предложения нет.

14) Определите, в каком слове нет приставкина-:

А) набережнаяБ) надолгоВ) наушникиГ) насекомоеД) насыпать

А) белый танецБ) белый листВ) белый костюмГ) белый мелокД) белый снег

16) Определите, каким членом предложения является подчеркнутое слово.

Спрятался ёж в своё травяное гнездо.

А) дополнениеБ) определениеВ) сказуемоеГ) подлежащееД) обстоятельство

17) В каком предложении неправильно определена грамматическая основа:

А) Осенний сад теряет последние листья.

Б) Вдали виднеются заросли дикой смородины.

В) В дальних странах живут невиданные животные.

Г) Наступает дивный летний денёк.

Д) Солнце весело посылает на землю первые тёплые лучи.

18) Какие из приведённых слов являются однокоренными слову гора?

1) загореть; 2) горюшко; 3) горец; 4) пригорок; 5) горевать.

А) 2, 3, 4Б) 1, 2, 3В) 3, 4Г) 3, 4, 5Д) 4, 5

19) Укажите, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный:

А) приставка и суффикс Б) приставка, суффикс и окончание В) суффикс и окончание

Г) приставка и окончание Д) больше нет никаких частей слова.

20) Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа ед.ч. имеет окончание – е?

А) библиотека Б) морковь В) мячГ) дочь Д) мать.

Третий блок. Максимальное количество баллов за задание – 5

21) Сколько из приведённых слов можно понять и как существительное, и как глагол: стекло, печь, жила, рыл, вил?

А) 1Б) 2В) 3Г) 4Д) 5.

22) Какое имя существительное имеет только форму множественного числа?

А) перьяБ) упражнения В) метелиГ) ключиД) сутки.

23) Выберите верное утверждение:

А) Имена существительные не изменяются по падежам.

Б) Имена существительные изменяются по числам и падежам.

В) Имена существительные изменяются по родам.

Г) Имена существительные не изменяются по числам.

Д) Имя существительное – это неизменяемая часть речи.

24) Отметьте вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного:

А) ранней осеньюБ) в соседнию рощу В) к дремучему лесу Г) свежей зеленью

25) Разберите слово "перевозчики" по составу:

26) Составьте слово: приставка в нём такая же, как в слове премудрый. Корень, как в слове красота. Суффикс такой же, как в слове книжный. И добавьте окончание имени прилагательного в единственном числе, женском роде, именительном падеже.

28) В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?

А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько. Б. Вдруг налетел ястреб. В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед. Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Максимальное количество баллов – 100.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Длительность НОД соответствует возрасту детей. Гигиенические требования соблюдены. Монологическое и . Подробнее.

Длительность НОД соответствует возрасту детей. Гигиенические требования соблюдены. Монологическое и . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калач.Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -ачь от коло - "колесо". Современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку (хлеб крууглой формы).

Ошеломить. Собственно русское. Образовано суффиксально-префиксальным способом от шелом - "шлем". Первоначально - "сбить шлем".

Какой корень у слов калач и ошеломить в современном русском языке? Почему?

9) Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.

10) Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий:

машинистка -

2. а) звук, б) столбцы

3. заскрипела, предрассветная, безграмотный, сладкий

4. удачливый, расчетливый, опасливый, опасный.

5. победить, обещать, надоедать, придумывать, заблудиться.

6. наша жизнь, тесно связана, связана с природой.

8. Корни этих слов -калач - и -ошелом - в современном русском языке. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова они толкуются так: калач - пшеничный хлеб в форме замка с дужкой; ошеломить - внезапно удивить, крайне озадачить. Слово коло давно нет в нашем языке, а шлем остался как историзм.

9. Слово Иванов - фамилия. Если она употреблена в Творительном падеже, то получается, что некий человек по фамилии Иванов доставил заказ. Если употреблена в Дательном падеже, то получается, что заказ был доставлен семье с такой фамилией.

10. дояр, переписчик на пишущей машинке, маникюрщик, медбрат.

Разбалловка всего 27 баллов)

Задание №1 - 1 балл за верный ответ.

Задание№2 - всего 2 балла, по 1 баллу за верный ответ из каждой группы.

Задание №3 - всего 4 балла (за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).

Задание №4 - всего 4 балла( за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).

Задание №5 - всего 2,5 балла( за каждый верно подобранный глагол по 0,5 балла)

Задание №6 - всего 1,5 балла (за каждое словосочетание по 0,5 балла)

Задание №7 - всего 1 балл(за верное слово)

Задание№8 - всего 6 баллов: - 2 балла за верно указанный корень в слове калач.

- 2 балла за верно указанный корень в слове ошеломить

- 2 балла за развернутый ответ на вопрос

Задание№9 - всего 3 балла:

- если ученик дал полный ответ на вопрос, доказал несколько вариантов значения данного предложения - 3 балла ;

- если ученик дал неполный ответ, выдвинул только один вариант ответа, но пояснил -1,5 балла;

    Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс с ответами.

Сколько звуков [с] в этой загадке?

Через поле и лесок подаётся голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

1.2. Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба б) обрызгать в) дубить

В каком слове нет суффикса – ЧИК?

а) перчик б) диванчик в) супчик г) докладчик

Какое слово не однокоренное с остальными?

а) долг б) должник в) должен г) одолжение д) продолжить

Укажите слово, в котором нет приставки.

а) прибрежный б) переоценка в) воспитатель г) воскликнуть

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) обозн…чение, задр…жать, обл…котиться б) пог…сить, сбл…жаясь, прил…жение

в) г…мнастика, к…рмить, ед…ница г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пас…бище, доблес…ный, вкус…ный б) ра…целовать, бе…цветный, во…кликнуть

в) о…дать, по…делать, на…кусить г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать

Укажите слово, которое не является исключением из правила.

а) крыжовник б) шорох в) шофер г) капюшон

Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.

а) циркуль б) лекция в) лисицин г) цыкнуть

Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная.

а) подросток, новинка б) предположение, выращенный

в) расстегнуть, растение г) слагаемое, пригорок

Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не пишется мягкий знак (Ь).

а) Не надо боят…ся, если что-то вдруг не получит…ся.

б) Бабушка малышку нян…чит, колыбельную пес…ню поёт.

в) Видиш…, грозовая туча из-за дач… выплывает?

Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

а) солн…чный, бо…вой б) очароват…льный, жалостл…вый

в) застенч…вый, улыбч…вый г) ландыш…вый, отрасл…вой

Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами .

а) робкий – смелый б) молчаливый – неразговорчивый

в) благородный – подлый г) горячий – холодный

Укажите слово, которое является многозначным.

а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра

Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях: ТОПИТЬ печку, ТОПИТЬ сало

а) антонимы б) синонимы в) омонимы г) паронимы

Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.

а) бархатный плащ б) бархатная бумага в) бархатное платье г) бархатный сезон

Укажите вариант, который не является синонимом к слову МЕТЕЛЬ.

а) пурга б) вьюга в) метелица г) буран

В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

а) Мальчик учился читать и писать. б) Мальчик учился неважно.

в) Мальчик учился из рук вон плохо. г) Мальчик учился ремеслу у отца.

Укажите вариант, который не является словосочетанием.

а) чудесный день б) день прошёл в) проходит мимо г) кончить дело

Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении:

В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист.

а) определения б) подлежащие в) сказуемые г) дополнения

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

в) Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

г) Волны пенились и с шумом бились о берег.

Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша!

Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша.

Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах.

Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 1, 2, 6 в) 3, 4, 6


Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс: 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант

Автор: Болотина Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс"
Раздел: среднее образование

Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс

1 раздел "Фонетика"

1задание. Расставьте ударение в следующих словах:

алфавит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.

2 задание. Определите количество звуков в следующих словах :

Яков, лампа, просьба, вялый, вьюн, гвоздь, я, они, отъезд.

3 задание. Составьте из букв, составляющих слово грамотей, как можно больше других

существительных, употребляя их в форме именительного падежа.

4 задание. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова:

прорубь, сторож, варежка, город, погодка.

5 задание. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие

согласные звуки на глухие:

груба, дубить, обрызгать.

2 раздел "Словообразование. Морфемика"

1 задание. Придумайте слова с приставками:

низ-, нис-, пред-, предо-

2 задание. Выделите суффикс в словах:

зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.

3 задание. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, конный.

3 раздел " Орфография"

задание. Вставьте пропущенные буквы:

флаг разв. вается, разв. вать способности, св. рить грибы, отв. рить двери, подр. внять

ряды, выр. вненная дорога, ум. лять о пощаде, ум. лять достоинство, зам. рять рост

прим. рить врагов.

2 задание. Определите вид орфограммы, графически ее обозначьте, вставьте

пропущенные буквы:

а) вид. т, дума..т, ненавид. т;

б)в тетрад. о брат. с вегк. ;

в)вес. ник, чудес. ный, вкус. ный;

4 раздел "Лексика. Фразеология"

1 задание. О чем идет речь в этих загадках-шутках? Запишите все угаданные

фразеологизмы.

а) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

б) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле.

в) Его вешают, приходя в уныние; его задираю, зазнаваясь.

2 задание. Замените в данных словосочетаниях прилагательные другими,

противоположными по смыслу.

а) Ручной зверь . б) Легкомысленный человек. в) Жидкий суп. г) Глубокая река.

д) Ленивый ученик.

3 задание. Подобрать к каждому из слов синоним:

битва, груз, вьюга, зной, противник, еда, нежность.

5 раздел "Морфология

1 задание. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с

ними предложения.

Печь, три, жгут, стих, пила.

2 задание .Определите, к какому роду относятся слова:

картофель, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тюль, рояль, шампунь.

6 раздел " Синтаксис"

1 задание. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получилось сложное

предложение:

Взошло солнце, и.

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а

Деревья шумели, шуршали и слушали, как.

2 задание. Выполни синтаксический разбор предложения. Из какого оно

произведения? Кто его автор?

Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.

1 раздел. "Фонетика"

1 задание. алфавИт, положИла, докумЕнт, киломЕтр, партЕр, срЕдства, шофЁр.

Яков-5 зв, лампа-5 зв., просьба-6 зв, вялый-5 зв, вьюн-4 зв., гвоздь-5 зв., я -2 зв, они-3

зв , отъезд- 6 зв.

3 задание .Гам, том, мот, рот, май, ром, мор, море, горе, гром, морг, гора, метр, тема,

рота, метро, герой и др.

4 задание. Оглушение согласного на конце слова и перед глухим согласным.

5 задание. Крупа, тупит, опрыскать.

2 раздел "Словообразование. Морфемика"

1 задание. Низвергнуть, ниспадать, предложить, предсказать, предопределить и др.

2 задание.ЗайчОНОК, девчОНКа, добрячОК, дождЛИВый, лжИВый, доверЧИВый.

3 задание . Под-дел-ка,вос-ста-ни-е, ссор-а, кон-н-ый.

3 раздел "Орфография"

флаг развевается , развивать способности, сварить грибы, отворить двери ,

подравнять ряды, выровненная дорога, умолять о пощаде, умалять достоинство,

замерять рост, примирить врагов.

а) видит. думает, ненавидит;

б ) в тетради, о брате, с ветки;

в) вестник, чудесный, вкусный.

4 раздел "Лексика. Фразеология"

а) уши: уши вянут, хлопать ушами;

б)ветер: ветер в голове, ищи ветра в поле;

в) нос: повесить нос, задрать нос.

2 задание. а) дикий зверь; б)серьёзный человек; в)густой суп; г)мелкая река; д)

трудолюбивый ученик.

битва(бой, сражение); груз( тяжесть; вьюга(метель); зной(жара; противник( враг,

неприятель); еда(пища); нежность(ласка).

5 раздел "Морфология"

печь- существительное и глагол;

три- числительное и глагол;

жгут- существительное и глагол;

стих- существительное и глагол;

пила-существительное и глагол.

картофель(м.р.); кофе(м.р.); какао(с.р.); фамилия(ж.р.); простыня(ж.р.);

тюль(м.р.);рояль(м.р.); шампунь(м.р.)

6 раздел "Синтаксис"

Взошло солнце, и сразу в поле стало светло.

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а червяки ещё не показались.

Деревья шумели, шуршали и слушали, как ветер разносил их листья по лесу.

Читайте также: