Как сделать огород в детский сад

Обновлено: 06.07.2024

Для детей выращивание растений — не менее увлекательное (а главное, полезное) занятие, чем для их мам.

Оно поможет развить мелкую моторику, наблюдательность и терпение, научит ребенка быть ответственным, анализировать, планировать и к тому же познакомит с занимательным миром ботаники.

Вопрос лишь один: как этим созидательным процессом заинтересовать ребенка?

Мультогород

Дети обожают сказки. Предложите создать свою историю, превратив горшочки с рассадой в живых персонажей.

Различных животных, как, например, свинку, гусеницу, мишку или зайчика, вполне реально сделать из обычной пластиковой бутылки. А кашпо белого цвета можно превратить в смешные садовые головы.

Пусть малыш нарисует на них мордочки, а вы подберите к ним такие растения, которые при созревании будут напоминать прическу или шапку.

Каждый раз, возвращаясь домой, ребенок будет с улыбкой осматривать своих изменившихся героев.

А имея под рукой миниатюрные садовые ножницы, лейку или пульверизатор, юный садовод может переквалифицироваться в начинающего стилиста — подрезая и формируя шевелюру каждого из растений.

Только не забудьте про поддон — он спасет подоконник и пол от мусора и воды, а ваши нервы — от напряжения, так как не придется затевать генеральную уборку каждый раз после набега ребенка в собственный мини-огород. К тому же поддоны помогут обеспечить правильную схему полива и защитят от протечек и выпавшего грунта.

Мини-лаборатория

Первый ряд пусть займут съедобные растения: укроп, шпинат, базилик, майоран. Во втором ряду попробуйте вырастить овощи: тыкву, морковку, редис. В третьем — цветы, а в четвертом — что-нибудь экзотическое: лимон, артишок. Вряд ли, конечно, у вас будет много плодов, но в том и суть эксперимента — процесс важнее.

Автор: Ткаченко Татьяна Митрофановна

Населенный пункт: Белгородская область, Алексеевский р-н. с. Советское

Слайд 3 С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Задача подготовки ребенка к школе заключается в формировании умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др. Именно в детском возрасте начинают закладываться позитивные чувства к природе и природным явлениям. Открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

В нашем детском саду, как элементу исследовательской деятельности, большое внимание уделяется мини- огороду на окне. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. У детей формируется наблюдательность, понимание причинно- следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Они способны анализировать, сравнивать, обобщать увиденное, понимать простейшие закономерности.

Слайд 4 Мир природы невозможно познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.

Можно выделить несколько типов огорода:



Если проявить фантазию и оформить мини-огород на окне, как на настоящем огороде (домик, забор, колодец, с ведерком для полива, садовый инструмент, грядки ), то сказка тесно переплетется с реальностью.

Растения, выросшие на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад. Они не умеют разговаривать, но способны отвечать на заботу.

Через беседы, наблюдения пришли к выводу, что проживая в сельской местности, многие дети даже не представляют, как можно вырастить растения, ухаживать за ними.

Ведь приятно подать зимой или весной блюдо к столу, украшенное зелеными веточками петрушки, укропа или лука. Ведь это красиво, вкусно, и полезно для здоровья детей.

Слайд 5 Цель – создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности, через организацию огорода на окне.

Задачи:

  • поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;
  • углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
  • развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;
  • формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.

Слайд 6 Формы организации работы

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • экскурсии на огород в весенне-осенний период на участке детского сада;
  • практическая деятельность в огороде на окне (уход за растениями);
  • элементарная поисковая деятельность;
  • проведение викторин, праздников;
  • выпуск оздоровительных рецептов;
  • ведение календарей природы;
  • выставки овощных культур;
  • конкурс детских плакатов, рисунков, сказок, загадок.

Можно оформить альбом с результатами опытов.

Слайд11 Для организации опытов, экспериментов в группах должна быть оборудована мини-лаборатория, в которой находятся приборы “помощники”:

  • лабораторная посуда, весы, песочные часы;
  • объекты живой и неживой природы;
  • емкости для экспериментов разных объемов и форм;
  • природный материал: глина, песок, земля, мох, семена, опилки;
  • утилизированный материал: целлофановые мешочки, ткань, пробки, пипетки, колбы, мерные ложки, груши, шприцы без игл, лупы, сито, свечи.

В ходе опытно -экспериментальной деятельности ребенок стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы. На практике, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства растений, их сходства и различие, связи и отношения, получая новые навыки проведения. Учится ставить перед собой задачи и успешно их решает.

Слайд12 В организации и проведении опытов, можно выделить следующие этапы:

Слайд13 Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта, дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам, у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей.

Чтобы установить, почему семя кабачка проросло быстрее, чем семена фасоли, дети изучали, рассматривали их с помощью лупы, ощупывали. В результате, установили: оболочка семени фасоли твердая, гладкая, разламывается пополам под воздействием силы, а у кабачка оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семя кабачка сможет быстрее прорасти.

В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, развиваем в детях экологическую грамотность, воспитываем активную природоохранную позицию. Так, посадив луковицы в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты наблюдений заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают детям ухаживать за растением, правильно поливать.

Слайд14 Для формирования здорового образа жизни у детей, мы организовывали посадку лука на окне. Наблюдали за луковицами, посаженными в воду и без воды. Где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе деятельности закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для роста.

В ходе наблюдения использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую и обоняние.

В процессе выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, используем дневник наблюдения (схемы), модели, обозначающие действия, с помочью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.

Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе. Происходящие изменения – быстрые, наглядные, яркие.

Слайд15 В результате данной деятельности у детей:

  • сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;
  • овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лука, чеснок, фасоль, помидор, огурец);
  • при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;
  • имеют общее представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
  • отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду;
  • в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы “почему?”, “зачем?”, “откуда?”; устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
  • проявляют заботу, сочувствие, желание оказывать помощь зимующим птицам, через выращивание культуры овса;
  • передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

В результате проведенной работы с детьми мы сделали вывод, что уровень интереса у детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с их характерными особенностями, научились ухаживать за ними. В дальнейшем необходимо более тесно знакомить ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность и тогда ребенок проявит интерес к познавательно- исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

В прошлом году моя дочь выращивала подсолнухи. И они у нее даже зацвели. В цветочном горшке на узком подоконнике 9-го этажа с окнами на юго-восток. Но как бы я их ни опыляла (ваткой), завязь не образовалась, цветы закрылись, подсолнухи высохли. Девочка плакала. Потом она закопала в землю рядом с сухими стеблями подсолнухов яблочные семечки и еще что-то, принесенное с улицы. Яблочные семечки не проросли, а что-то взошло и росло до осени, даже выпустило метелку!

Вот вам наш рассказ о том, что можно посадить вместе с маленьким ребенком в цветочный горшок, чтобы оно росло и радовало.

Посадить, по сути, можно все что угодно. Но прежде чем заняться посадкой, давайте определимся, что же требуется (список составлен по результатам опроса нескольких дошкольников — и девочек, и мальчиков).

😀 Необходимо, чтобы семена очень быстро взошли. В идеале завтра (или через 10 минут), ну на крайний случай через пару дней. Хотя бы первая партия семян.

😀 Чтобы ростки были симпатичными и быстро росли. В идеале так, чтобы каждый день можно было отмечать изменения.

😀 Если растение даст какой-нибудь плод, это будет вообще прекрасно. Только заранее предупредите ребенка, когда можно будет срывать плод и есть его! Чтобы ребенок не оборвал и не сжевал гороховые стручки, когда в них еще не завязались горошины. Или не обстриг зелень через день после всходов, как делала с кресс-салатом моя дочка.

😀И хорошо бы, чтобы растение не погибло через месяц, потому что не может расти в закрытом грунте. Когда растение погибает, многие дети очень расстраиваются.

Теперь выбираем семена. Исходя из требований, смотрим:

  • как быстро семена всходят,
  • как долго растут
  • каким большим вырастает растение!

Зелень

Зелень хороша, когда у вас мало места или вы сажаете растения в небольшие горшки. Выбирайте салаты, укроп, петрушку, лук из семян, мяту, мелиссу, душицу (орегано). И кошачью травку, конечно, а также просто газонную траву.


Быстрее всего всходят кресс-салат и кошачья травка. Они могут показать зеленые росточки уже через день, особенно, если при посадке полить их теплой водой. А вот петрушка всходит дольше всего.

Корнеплоды

Редис и морковь. Да-да! Говорят, у некоторых на окне вырастает редиска. Но даже если корнеплод не завяжется, редис будет расти и даже может зацвести. Морковь красиво растет, и ее молоденькая зелень съедобна.

Бобовые

Смело выбираем горох, бобы, нут, фасоль. Нут можно купить в обычном продуктовом магазине и замочить в воде. Уже на третий день он выпустит корешок. Мы нут посадили после игр с гороховым конструктором, когда наш конструктор пророс. Нут растет красиво — нежные стебельки с маленькими листиками. Если посадить его густо и поставить что-то, по чему он может виться, это будет выглядеть нарядно.


Вообще, все бобовые рекомендуют замачивать перед посевом, но мы горох не замачивали. Он взошел на пятый день в земле.

Горох мы выбрали раннеспелый и с недлинными стеблями, до полуметра. У длинного гороха стебли обычно не очень красивые, — голые и скучные. И нам негде организовать ему место, чтобы он вился. Но если вы планируете вынести огород на балкон, можно взять и длинный горох (есть сорта, растущие до 1,5 метров).

Кстати, мы посадили горох и кресс-салат вместе. К тому времени, как горох подрастет, кресс-салат мы уже съедим.

Плодово-ягодные

Это огурцы, кабачки, патиссоны, а также дыни, тыквы, арбузы. Они быстро растут, у них красивые всходы. Они самоопыляемые, поэтому вполне могут дать плоды. Только предупредите ребенка заранее, что большой красный сладкий спелый арбуз дома не вырастет!

Среди множества семян огурцов вполне можно выбрать сорт, у которого нет длинных плетей. Берите скороспелые сорта, чтобы урожая не пришлось долго ждать.


Если вы хотите вырастить маленькие помидорки типа черри и болгарский перец, выбирайте невысокие и раннеспелые сорта томатов и перцев. Есть специальные сорта мелких томатов, на которых прямо написано, что они комнатные и балконные. Но даже простые помидоры могут плодоносить дома.

Острый перец тоже хорошо растет дома, но его лучше не выращивать в детском огороде на подоконнике, потому что он может обжечь ребенка, даже когда ребенок просто потрогает перчик, а потом потрет рукой глаз или поковыряется в носу.

Все подряд

Есть люди, которые умудрялись вырастить лимонное дерево дома из косточки магазинного лимона, кто-то проращивал мандарины, кто-то вырастил финиковую пальму в квартире из косточки финика. Финики в квартире не плодоносят, а вот лимоны — вполне.

В конце концов, вы ничего не теряете, закопав косточку в горшок с зеленью. А если вдруг прорастет, сколько будет радости!

И напоследок несколько конкретных советов:


Грунт для домашних цветов в магазинах не всегда очень хороший, в нем могут быть личинки насекомых или споры грибов, к сожалению. Поэтому неплохо бы перед тем, как сажать растения, полить грунт слабым (светло-светло розовым) раствором марганцовки или подержать его под кварцевой лампой (если есть). На форумах цветоводов также советуют прокалить покупной грунт в духовке. Но с этим будьте осторожны — запах грунта из духовки может вызвать аллергию (у меня лично вызвал).


Чтобы растения быстрее взошли, полейте их при посадке теплой, а не холодной водой, а также закройте сверху горшок пищевой пленкой. Получится маленький парничок (тепличка).


Зелень, которая быстро всходит (и быстро потом уходит, то есть или съедается, или вянет), можно сажать вместе с долгими семенами.

И одна просьба!

posadili-ogorod-posmotrite-chto-rastet

Важнейшие задачи детского сада — ввести детей в мир природы, сформировать знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.

Наталья Григорьевна Коновалова, воспитатель МБДОУ № 27 город Углегорск, Сахалинская область

Это возможно, когда детвора будет располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеет несложными способами выращивания растений, научится наблюдать природу, видеть ее красоту. Вот на этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Дошкольники находятся в детском саду практически каждый день (кроме выходных), с утра до вечера. Где они могут научиться практическим взаимодействиям с природой?


Для этого у нас на каждом участке нашего детского сада есть свой огород. Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Его наличие способствует контакту ребёнка с объектами природы, знакомит дошкольников с сезонными изменениями.

Здесь дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, запомнить их названия и признаки внешнего вида, отметить характерные признаки, приобрести навыки полива и ухода, осознать роль природы в жизни человека. Кроме того, это посильный совместный труд детей, который даёт возможность научиться ответственности, способствует объединению детского коллектива, сохранению и укреплению здоровья ребят. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.

На нашем огороде дети совместно с воспитателем посадили укроп, салат, морковь, свеклу, лук, петрушку, горох и ухаживают за ними. В процессе наблюдений и посильного труда они узнали, что их рост и развитие зависят не только от солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода.


Мы учим детей поливу, рыхлению, прополке, объясняем, что рыхлят для того, чтобы к корням растений лучше поступал воздух, учим отличать культурные растения от сорняков.

Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают элементарные представления о выращивании растений из семян.


Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.

Труд в природе позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей.


Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь . Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

1. Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

2. Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света , тепла, влаги почвы для роста растений

3. Развивать познавательные и творческие способности детей

4. Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий , которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Читайте также: