Как сделать однопроцентный раствор

Обновлено: 07.07.2024

- Если мы хотим получить 1-процентный раствор любого вещества, то растворяем 10 грамм этого вещества в 1 литре воды ( или 100 грамм - в 10 литрах) . Соответственно, 2- процентный раствор содержит 20 грамм вещества в 1 литре воды ( или 200 грамм- в 10 литрах). И так далее.

- Если необходим раствор 0,1% концентрации, то на 1 литр воды надо взять 1 грамм препарата, для 0,3 %- 3 грамма и т.д.

- Если отмерить такое маленькое количество вещества сложно, то берем бОльшее и готовим так называемой маточный раствор, а затем его разбавляем. Например, берем 10 грамм вещества на 1 литр воды и получаем 1% раствор. Потом отливаем 100 мл в 1 литровую банку и доливаем до верха водой, то есть разбавляем в 10 раз. В результате получаем 0,1 - процентный раствор.

- Для борьбы с мучнистой росой готовим 10 литров ( стандартную лейку) медно- мыльной эмульсии:
В 9 литрах воды ( лучше из бочки, дождевой) распускаем 200 гр мыла ( лучше "хозяйственного") . Отдельно в 1 литре воды растворяем 10 грамм медного купороса ( синие кристаллы) . Затем раствор медного купороса тонкой струйкой, постоянно помешивая, вливаем в раствор мыла. Получается жидкость красивого зеленоватого цвета.
Если при сливании поторопиться, плохо смешать обе жидкости, то можно все испортить- выпадут хлопья, а такой"продукт" никуда не годится.

Использовать все приготовленные растворы желательно в тот же день, так как постояв, они "крепчают" - из них испаряется часть воды и концентрация повышается.

И еще- для удобства я пользуюсь на даче спичечным коробком, который содержит:

Мочевина - 13 гр;
Аммиачная селитра- 17 гр;
Кальциевая селитра - 20 гр;
Суперфосфат двойной кальцинированный- 20 гр;
Хлористей калий - 18 гр;
Сернокислый калий - 26 гр;
Нитрофоска- 24 гр;

Растворителем, в котором работают почти все известные живые системы, служит окись водорода, или вода (H2O). В молекуле воды атом кислорода соединен с двумя атомами водорода одинарными ковалентными связями.

Раствори́мость — способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы — растворы, в которых вещество находится в виде отдельных атомов, ионов, молекул или частиц.

Электроотрицательность — сила, с которой атом в составе молекулы оттягивает на себя общие с другим атомом электроны, образующие ковалентную связь. Это понятие ввел Лайнус Полинг (Linus Carl Pauling). Самый электроотрицательный элемент — фтор, за ним на шкале электроотрицательности следует кислород. Иными словами, кислород превосходит по электроотрицательности все другие атомы, за исключением фтора (который в биологической химии практически не встречается). Запомним этот факт.

неполярная.jpg

Электроотрицательность одинаковых атомов по определению равна. Если между двумя одинаковыми атомами есть ковалентная связь, то образующие ее электроны никуда не смещены (в рамках старинной планетарной модели атома можно сказать, что они находятся точно посредине между атомами, как на картинке). Такая ковалентная связь называется неполярной.


Если ковалентную связь образуют два разных атома, то общие электроны смещаются к тому из них, у которого выше электроотрицательность. Такая связь называется полярной. При очень большой разнице в электроотрицательности она может даже стать ионной — это случится, если один атом полностью “отберет” у другого общую пару электронов.

Связь между водородом и кислородом в молекуле воды — типичный пример ковалентной полярной связи. Электроотрицательность кислорода намного выше, поэтому общие электроны смещены к нему. В результате на кислороде возникает маленький отрицательный заряд, а на водороде маленький положительный; эти заряды принято обозначать буквой δ (“дельта”).


Связи кислорода с водородом или углеродом (H-O или C-O) — всегда полярные. Молекулы, в которых много таких связей, несут многочисленные частичные заряды, отрицательные на кислороде и положительные на водороде или углероде. В то же время связь между углеродом и водородом (C-H) считается неполярной: разница в электроотрицательности между этими элементами так мала, что смещение электронов незаметно. Например, молекулы углеводородов в силу этого полностью неполярны, они не несут никаких частичных зарядов ни на каких атомах.

водородные связи.jpg


При наличии полярных связей между водородом и кислородом частичные заряды на этих атомах (отрицательные на кислороде и положительные на водороде) притягиваются друг к другу, образуя водородные связи. Эти связи гораздо слабее ковалентных, но могут давать сильный эффект, если их много. Например, именно из-за колоссального количества водородных связей у воды очень высокая теплоемкость — ее трудно нагреть и трудно остудить. Строго говоря, водородная связь может образоваться не только с кислородом, но и с другими электроотрицательными атомами (например, с азотом или фтором).



Любые заряженные частицы в водном растворе гидратируются, то есть окружаются молекулами воды — конечно, по-разному ориентированными в зависимости от того, положительная это частица или отрицательная. Любые ионы, растворенные в воде, на самом деле присутствуют там в гидратированном состоянии, то есть с водной оболочкой. На картинке для примера показана растворенная поваренная соль (NaCl) — образец чисто ионного вещества.


Полярные молекулы (а тем более ионы) хорошо взаимодействуют с водой, образуя с ней водородные связи и (или) подвергаясь гидратации. Такие вещества хорошо растворяются в воде и называются гидрофильными. Неполярные молекулы взаимодействуют с водой гораздо слабее, чем друг с другом. Такие вещества плохо растворяются в воде и называются гидрофобными. Типичные гидрофобные вещества — углеводороды. Типичные гидрофильные вещества — спирты, такие как этанол или показанный на картинке глицерин. Вообще кислородсодержащие соединения углерода, как правило, гидрофильны, если только в них нет совсем уж огромных углеводородных радикалов.


Могут ли подойти для жизни другие растворители, кроме воды? Ответ — да. Например, двуокись углерода (CO2) при более высоких давлениях, чем наше атмосферное, становится жидкостью и представляет собой хороший гидрофильный растворитель, в котором успешно идут многие биохимические реакции. В этом растворителе могут жить даже земные микроорганизмы: например, на дне Окинавского желоба в Восточно-Китайском море обнаружено целое озеро жидкой углекислоты, в котором постоянно живут довольно разнообразные бактерии (Inagaki et al., 2006).


Некоторые исследователи предполагают, что океаны жидкой двуокиси углерода могут существовать на планетах-“суперземлях” с массой, в несколько раз превосходящей массу Земли (Budisa, Schulze-Makuch, 2014). На картинке — художественное изображение планеты GJ1214b в созвездии Змееносца.



На крупнейшем спутнике Сатурна — Титане — есть углеводородные озера и даже моря, состоящие из метана (CH4), этана (C2H6) и пропана (C3H8). Это гидрофобный растворитель, в котором тоже иногда предполагают существование жизни, хотя прямых подтверждений тому пока нет. На картине — пейзаж Титана. Жидкой воды на поверхности Титана нет, там слишком холодно.

Аммиак (NH3) — гидрофильный растворитель, образующий много водородных связей, в данном случае между водородом и азотом, и напоминающий воду по физико-химическим свойствам. На более холодных планетах, чем Земля, аммиак находится в жидком состоянии и вполне может быть средой для жизни.


Теоретически возможно существование холодных землеподобных планет с аммиачными океанами (на картинке художественное изображение такой планеты). Есть ли там жизнь, никто не знает. Но почему бы и нет? Если насчет альтернатив углеродной жизни есть сомнения, то углеродную жизнь в неводном растворителе представить гораздо легче.

Можно придумать и другие экзотические варианты — например, океан из плавиковой кислоты (HF) на планете, описанной в фантастической повести Ивана Ефремова “Сердце Змеи”. “Люди Земли увидели лиловые волны океана из фтористого водорода, омывавшие берега черных песков, красных утесов и склонов иззубренных гор, светящихся голубым лунным сиянием…” Возвращаясь к земной биохимии, будем помнить, что она — не единственная теоретически возможная.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Методическая разработка

Семинарского занятия по математике

Специальность: сестринское дело 2 курс

Форма обучения: очная

Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.


Процентная концентрация ,


где

Пример1 . Сколько вещества надо добавить к 100 мл воды, чтобы получить 20% раствор?

Так как раствор 20%, то воды в нем – 80%.

х г вещества – 20%


х =

Ответ: 25г вещества надо добавить к 100 мл воды, чтобы получить 20% раствор.

Пример2 . В 45г воды растворили 6,84 г сахара. Вычислите концентрацию полученного раствора.





Ответ: Концентрация полученного раствора равна .

Пример3 . Сколько грамм воды и глюкозы надо взять для приготовления 2 кг 0,9% раствора?




Ответ: 1982г. воды и 18г. глюкозы надо взять для приготовления 2 кг 0,9% раствора.

Пример 4 . К 500 г 10 % раствора добавили 250 г воды. Какой стала процентная концентрация нового раствора?





Находим



Ответ: Процентная концентрация нового раствора 6,6%, уменьшается.

Пример5 . 1 кг 5 % раствора упарили до 500г. Определить концентрацию полученного раствора.






Ответ: Процентная концентрация полученного раствора 10%, увеличивается.

Упражнения.

1. Сколько воды нужно добавить к 50 г хлорида натрия, чтобы получить 20 % раствор ?

2. Сколько потребуется сульфата магния и воды для приготовления 300 мл 30 % раствора?

ОТВЕТЫ НА УПРАЖНЕНИЯ.

2. 90г сульфата магния, 210 мл воды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Сколько натрия хлорида содержится в 30мл 0,25 % раствора?

2. Сколько натрия хлорида содержится в 1000мл 1 % раствора?

3. Сколько воды содержится в 150 мл 20 % раствора?

4. Сколько воды содержится в 60 мл 3 % раствора?

5. Сколько хлорида кальция нужно взять, чтобы приготовить 500 мл 7 % раствора?

6. Сколько хлорида аммония нужно взять, чтобы приготовить 20 мл 2 % раствора?

7. Как приготовить 1,5 л 12 % раствора хлорида натрия?

8. Как при готовить 600 мл ,5 % раствора хлорида натрия?

9. К 80 мл глицерина добавили 160 мл воды. Какова концентрация полученного раствора?

10. К 100 г сульфата железа добавили 1 литр воды. Какова концентрация полученного раствора?

11. Сколько вещества надо добавить к 50 мл воды, чтобы получить 10 % раствор?

12. Сколько вещества надо добавить к 1 л воды, чтобы получить 20 % раствор?

13. К 40 мл глицерина добавили 20 мл 0,6 % раствора хлорида натрия. Какова концентрация хлорида натрия в полученном растворе?

14. К 50 мл 20 % раствора сульфата калия добавили 450 мл воды. Какова % концентрация полученного раствора?

15. Сколько воды надо добавить к 150 мл 3 % раствора, чтобы разбавить его до концентрации 1 % ?

16. К определенному количеству воды добавили 25% (от объема воды) глицерина. Объем полученного раствора составил 500мл. Сколько воды было вначале?

17. К 15 л 10%-ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?

18. Сколько чистого спирта надо добавить к 735 г 16%-ного раствора йода в спирте, чтобы получить 10%-ный раствор?

19. Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%.

Разобрать задания из лекции:

Парентеральные вмешательства

Инсулин - гормон поджелудочной железы, назначающийся пациентам, страдающим сахарным диабетом.

Один миллилитр инсулина содержит сорок единиц действия: 1 мл - 40 ЕД

Пример 1. Пациенту необходимо ввести 30ЕД. Сколько миллилитров инсулина необходимо набрать в шприц?

Решение: Составляем пропорцию:


х = 0,75мл

Ответ: 0,75 мл инсулина.

1 г (пенициллина) соответствует 1000 000 ЕД и 5 мл (новокаина). Флаконы могут быть по 1 000 000 ЕД

Пример 2. Во флаконе 500000ЕД пенициллина. Пациенту врач назначил ввести 100000ЕД пенициллина 4 раза в сутки. Какое количество растворителя необходимо ввести во флакон для разведения, и сколько миллилитров раствора надо набрать в шприц?

1. Определим количество растворителя. Для этого составим пропорцию и найдем х.

1мл - 200 000 ЕД

хмл - 500 000 ЕД


2,5 мл растворителя введем во флакон.

2. Определим количество раствора лекарственного вещество, которое необходимо набрать в шприц.

1мл - 200 000 ЕД

хмл - 100 000 ЕД


0,5 мл раствора наберем в шприц для введения пациенту

Ответ: 2,5 мл растворителя; 0,5 мл раствора.

Пример 3. Больному назначено ввести 5мл 10% раствора хлористого кальция ( CaCl 2 ). Какое количество растворителя надо добавить, если в ампуле объёмом 20мл содержится 15% раствор хлористого кальция?

1. Найдем содержание хлористого кальция в 20мл ампуле.

100мл – 15г вещества


2. Определим количество растворителя, необходимого для получения 10% раствора.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Методическая разработка

Семинарского занятия по математике

Специальность: сестринское дело 2 курс

Форма обучения: очная

Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.


Процентная концентрация ,


где

Пример1 . Сколько вещества надо добавить к 100 мл воды, чтобы получить 20% раствор?

Так как раствор 20%, то воды в нем – 80%.

х г вещества – 20%


х =

Ответ: 25г вещества надо добавить к 100 мл воды, чтобы получить 20% раствор.

Пример2 . В 45г воды растворили 6,84 г сахара. Вычислите концентрацию полученного раствора.





Ответ: Концентрация полученного раствора равна .

Пример3 . Сколько грамм воды и глюкозы надо взять для приготовления 2 кг 0,9% раствора?




Ответ: 1982г. воды и 18г. глюкозы надо взять для приготовления 2 кг 0,9% раствора.

Пример 4 . К 500 г 10 % раствора добавили 250 г воды. Какой стала процентная концентрация нового раствора?





Находим



Ответ: Процентная концентрация нового раствора 6,6%, уменьшается.

Пример5 . 1 кг 5 % раствора упарили до 500г. Определить концентрацию полученного раствора.






Ответ: Процентная концентрация полученного раствора 10%, увеличивается.

Упражнения.

1. Сколько воды нужно добавить к 50 г хлорида натрия, чтобы получить 20 % раствор ?

2. Сколько потребуется сульфата магния и воды для приготовления 300 мл 30 % раствора?

ОТВЕТЫ НА УПРАЖНЕНИЯ.

2. 90г сульфата магния, 210 мл воды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Сколько натрия хлорида содержится в 30мл 0,25 % раствора?

2. Сколько натрия хлорида содержится в 1000мл 1 % раствора?

3. Сколько воды содержится в 150 мл 20 % раствора?

4. Сколько воды содержится в 60 мл 3 % раствора?

5. Сколько хлорида кальция нужно взять, чтобы приготовить 500 мл 7 % раствора?

6. Сколько хлорида аммония нужно взять, чтобы приготовить 20 мл 2 % раствора?

7. Как приготовить 1,5 л 12 % раствора хлорида натрия?

8. Как при готовить 600 мл ,5 % раствора хлорида натрия?

9. К 80 мл глицерина добавили 160 мл воды. Какова концентрация полученного раствора?

10. К 100 г сульфата железа добавили 1 литр воды. Какова концентрация полученного раствора?

11. Сколько вещества надо добавить к 50 мл воды, чтобы получить 10 % раствор?

12. Сколько вещества надо добавить к 1 л воды, чтобы получить 20 % раствор?

13. К 40 мл глицерина добавили 20 мл 0,6 % раствора хлорида натрия. Какова концентрация хлорида натрия в полученном растворе?

14. К 50 мл 20 % раствора сульфата калия добавили 450 мл воды. Какова % концентрация полученного раствора?

15. Сколько воды надо добавить к 150 мл 3 % раствора, чтобы разбавить его до концентрации 1 % ?

16. К определенному количеству воды добавили 25% (от объема воды) глицерина. Объем полученного раствора составил 500мл. Сколько воды было вначале?

17. К 15 л 10%-ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?

18. Сколько чистого спирта надо добавить к 735 г 16%-ного раствора йода в спирте, чтобы получить 10%-ный раствор?

19. Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%.

Разобрать задания из лекции:

Парентеральные вмешательства

Инсулин - гормон поджелудочной железы, назначающийся пациентам, страдающим сахарным диабетом.

Один миллилитр инсулина содержит сорок единиц действия: 1 мл - 40 ЕД

Пример 1. Пациенту необходимо ввести 30ЕД. Сколько миллилитров инсулина необходимо набрать в шприц?

Решение: Составляем пропорцию:


х = 0,75мл

Ответ: 0,75 мл инсулина.

1 г (пенициллина) соответствует 1000 000 ЕД и 5 мл (новокаина). Флаконы могут быть по 1 000 000 ЕД

Пример 2. Во флаконе 500000ЕД пенициллина. Пациенту врач назначил ввести 100000ЕД пенициллина 4 раза в сутки. Какое количество растворителя необходимо ввести во флакон для разведения, и сколько миллилитров раствора надо набрать в шприц?

1. Определим количество растворителя. Для этого составим пропорцию и найдем х.

1мл - 200 000 ЕД

хмл - 500 000 ЕД


2,5 мл растворителя введем во флакон.

2. Определим количество раствора лекарственного вещество, которое необходимо набрать в шприц.

1мл - 200 000 ЕД

хмл - 100 000 ЕД


0,5 мл раствора наберем в шприц для введения пациенту

Ответ: 2,5 мл растворителя; 0,5 мл раствора.

Пример 3. Больному назначено ввести 5мл 10% раствора хлористого кальция ( CaCl 2 ). Какое количество растворителя надо добавить, если в ампуле объёмом 20мл содержится 15% раствор хлористого кальция?

1. Найдем содержание хлористого кальция в 20мл ампуле.

100мл – 15г вещества


2. Определим количество растворителя, необходимого для получения 10% раствора.

Читайте также: