Как сделать однкнр 5 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Что же еще может объединять семью?
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция?

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете?
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению

А в ваших семьях какие есть традиции?
- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Записывают определение семьи.

Установка: подумать о смысле притчи

Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.

Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.

И Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учат человека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.

Формулируют и записывают тему: СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

- А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?

Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА.
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимо найти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ. СЕРДИТОСТЬ

Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые не подходят бросают в черный ящик с комментариями.

Задание 2. Взять веревку. Представьте себе.. что эта веревочка - нить в отношениях родственников. Помогите мне - из чего состоят отношения? (Завязывать шуточные узелки). А что же будет.. если друг друга не уважать и "тянуть одеяло на себя" (попросить помочь кого-нибудь дернуть веревку с другой стороны) - она развяжется. Какой вывод можно сделать. Что произойдет?

Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.

Пословицы и поговорки.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Притча о семье любви и верности. Притча о хрупкости любви
В одной деревне поселился мудрый старец. К нему постоянно приходили маленькие ребятишки, потому что он очень любил и непрерывно баловал их. Человек всегда преподносил им удивительные сюрпризы, сделанные, однако, из самых непрочных материалов.

Дети очень берегли их, но игрушки быстро портились. Они не сдерживали слез, потому что подарки им очень нравились. Чтобы утешить малышей, старец снова делал им сюрпризы из еще более непрочных материалов.
Их родители не способны были постоянно смотреть на слезы своих детей и, объединившись, однажды подошли к дому старца. Они сказали ему:
— Мудрец, мы верим в твою бесконечную доброту. Но игрушки наших сыновей и дочерей быстро ломаются, а они горько плачут. Мы видим, как малыши берегут их, но ничего не получается. А подарки настолько замечательные, что поставить их на полку и только любоваться ими нельзя, детям хочется брать их в руки.
— Подождите, пройдет еще несколько лет и другие люди начнут дарить им свои души. А они еще более хрупки, чем эти подарки. Но они уже научатся понимать, как дорого то, что дает им другой человек, и, возможно, сумеют сберечь чужое сердце.

Домашнее задание. По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
1. Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

Основные термин ы, понятия: религ ия, культура, храм, икона, христианств о .

Оборудование: Н оутбук, электр онная доска, проект ор, раздаточн ый материал

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебн ой деятельности учащи хся. 3

– Здравствуйт е. Я рада вас сего дня видеть! Посм отрите друг на друга, улыбнитесь,

Учитель приве тствует учен иков. Желает хор ошего дня.

На про шл ом уроке мы с Вами познакомились с понятием религия, как она влияет на

человека. Сег одня на ур оке, мы о бсудим, какие ф акторы повл ияли на принятие

- Что такое культура? ( Ответы учен иков - произведен ия искусства, и деи, быт, тип

- Какие слои в ру сской культуре мы можем выделить? (О тветы учеников -

духовную и мате риальную, светск ую и религиозн ую, христианскую и языче скую)

Культура - сов окупность произв одственных, общественны х и духовных

Учитель: - О каком событии говор ится в стихотворе нии? (О к рещении Руси)

Сегодня мы соверш им путешествие во времени. Мы вернёмся на 1033 года назад к

Вопрос ученика м: Откуда на Русь пришло христ ианство? (см. п оиск на стр.85)

Рассказ учителя: На Руси христианство распростр анилось под влиянием Византии .

Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга, в 957 году. Сыновья Ольги

осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году,

христианство приш ло на Русь. Это произошло во времена правле ния Великого князя

Владимира К расное Солн ышко – в нука княгини Ольги.

К этому времени в мире существо вало несколько религий (ислам, иудаизм,

христианство, индуизм), все эти религ ии претендовал и на то, что бы обосноваться

Учитель: Н а электронной доске Вы в идите текст, прочитайте его и выделит е для

себя факторы, кот орые стали решающими при вы боре веры (ученики читают текс т

Текст. Владимир решил принять христианство по византи йскому (греческому)

образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на

восточнославянс кие территории. К тому же Русь поддержал а тесные торговые связи

с Византией Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповед овали

христианство. Примером были Византия, самая могуществ енная

церковь способств овала ее укреплению . К тому же византийская церковь, в о тл ичие

от римской, п олн остью зависела от императора. К принятию х ристиа нства

Владимира подталк ивало и ст ремление укрепить ме ждународны й авторитет Руси.

Многие страны посматривали н а Русь свысока, вос принимая русск их как варва ров.

В греческую столицу Констант инополь князь Владимир отправ ил своих послов.

Русские по слы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы.

После этого князь Владимир решил принять православие. От Рождества он призвал

жителей Киева крестить в реке Днепр. В н ародной памяти князь Владимир остался

Ученики отвечают на вопрос з адания: К принятию христианства Владимира

подталкивало и стремле ние укрепить международн ый авторитет Руси. Многие

страны посмат ривали на Русь свы сока, воспринимая русски х как варваров.

2. Создание проб лемной ситуации, фор мулирование про блемы

Учитель: - Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после

Учитель: Прочитайте историческ ие свидетельства на странице учебника 8 7 -88.

(ученики чита ют свидетельс тва, высказываю т свои мысли)

Ребята, основой лю бой древней культуры явл яется письменность. О братит е

внимание на доск у (на доске из ображение братьев Кирилл и Мефо дий).

Учитель: Кирилл и Мефодий - братья из С олуни (Салоники, Греция) -

проповедник и христианства, славянские просвет ители и создател и славянской

азбуки. В 863 году добились того, что бо госл ужение в церквях стало проводится на

славянском языке. Кирилл и Мефодий перевели с греческого н а старославянски й

язык осн овные бог ослужебные книги. Создавая славянский алфавит, они вз яли за

основу греческий алфавит, состоявш ий из 24 букв, дополнил и его характерным и для

славянских языков шипящими (ж, ш, щ, ч) и д ругими буквами. Часть из этих букв в

современном русском языке сохранилась, часть вышла из употребле ния, как,

например, ять, ю с, ижиц а. В 1708 в России кириллический шрифт был

реформирован Петром l и лёг в основу современ ного русского ал фавита.

Долгое вр емя существовал о мнен ие, что письмо на Русь пришло вместе с

христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в

том, что письменно сть существовала у славян еще до принятия христи анства, но

неграмотность н е была погол овной. Однако распр остранению письме нности

действительно способствовало принятие Ру сью христианства. И вот как только Русь

приняла христианство, так ср азу же появляются первые ученые и выдающиеся

Ребята, основой лю бой древней культуры является письмен ность. Долгое время

существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако

согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают н ас в том, что письменность

существовала у славян еще до принятия христ ианства, но основ ную массу насел ения

поголовной. Однако р аспрост ранению письменности действительно способствовало

принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла х ристиан ство, так

сразу же появл яются первые ученые и выдающ иеся люди.

Книжное учение набирало си лу в некоторых кругах городского н аселен ия, а также

среди княжеск их и боярских ремес ленников; Открыв ались школы, как для

Учитель : После п ринятия христи анства повелел кн язь Владимир, как сказ ано в

летописи, « рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли

Для стройки выбрали самые красивые места в поселениях. Первые д еревя нные

храмы б ыли срублены в Киеве и Великом Новгоро де. Позднее церкви стали строить

До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они

вызывают восхищ ение и являются выдающимися памятниками архит ектуры.

Возводя церкви в с воих городах, наши п редки н е ж алели на них средств. Снаруж и

стены храма укра шали каменной резьбой, а внутри храма выкладывали мрамор ом,

стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведен ия древнего и

современног о искусства изображают с цены из жиз ни Христа и его учеников.

В православном храме всег да много икон. Они сопровож дают верующего чел овека в

течение всей его жизни. Иконы из древле н аходил ись не только в церквях, но и в

каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на полях

сражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера –

иконописцы были окружены огромным уважением совреме нников.

6. Составьте к ластер. Как повлияло п ринятие христианс тва на развитие Ру си?

Крещение международн ое признание Появление первых рукописных кн иг Развитие

Итог: Принятие христианства на Руси способствов ало: распростра нению

письменности ; появлению учёных людей ; развитию архитектуры и живописи;

созданию славян ской азбуки; укреплени ю духовного единст ва нации.

8. Рефлексия : Расс кажите, о св оих ощущениях от р аботы продолжив ф разы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

К.В. Неупокоев ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Уровень обучения: основное общее образование

Принято на заседании Составитель:

педагогического совета Цах Ирина Вячеславовна,

Протокол № ___от _______г. учитель музыки

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью в определенному этносу и конфессии, а пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, в результате освоения предмета учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.


духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

Задачи урока:

- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный

человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление

к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

- создать условия для становления ценностных ориентаций,

чувства любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их

культуре и традициям.

Ход занятия

Организационный момент

Актуализация знаний.

(на слайде пронумерованный список понятий )

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? ( учитель не даёт комментариев и оценок)

Целеполагание. Формулирование темы урока.

У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?

4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность,

религиозность, душевность, божественный, возвышенный и др.

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир.

(Слайд)- чаша, сосуд, кувшин

Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

– Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

5. Выполнение продуктивных заданий по теме

А) .ТЕСТ - Практическая часть

- Распределите в две колонки то, что вы считаете духовными и материальными ценностями

(Слайд ) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль

Б) .- Представьте , что у вас есть два часа свободного времени. Как вы им распорядитесь? Сколько времени потратите?

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

- Проанализируйте полученные результаты: сколько времени вы отдаете чтению книг?

-Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение ?

Г) . Объясни смысл пословиц. (Слайд)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Книги читать — скуки не знать.

Много прочёл, да мало учёл.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Объясните смысл пословиц и поговорок.

Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

Беседую с родителями и друзьями

Читаю книги и журналы

Посещаю музеи и выставки

6. Подведение итога урока (физкультминутка) (Слайд)

Россия – многонациональное государство.

Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

Твои нравственные качества

Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера)


7. Домашнее задание

Дополнить фразы (письменно в тетрадях )

Я мечтаю увидеть и полюбоваться.

Я знаю, что красота души –это.

Самое главное в человеке доброта, потому что.

Духовное важнее материального, потому что.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016

Читайте также: