Как сделать обществознание

Обновлено: 08.07.2024

Приводить примеры по обществу к заданиям второй части теста ЕГЭ — это головная боль для 99 % ребят. Многим кажется, что достаточно выучить теорию — по факту вызубрить определения понятий, и всё будет нормально. Однако, это глубокое заблуждение!

Знали бы вы, сколько людей (и родителей, и выпускников) обращаются ко мне в апреле-мае с такой проблемой, что обществознание знаем, а тесты ЕГЭ решать не умеем. Кстати, такая же глобальная проблема. К сожалению, в апреле-мае — за месяц, два до реального ЕГЭ сформировать навык приведения примеров — просто нереально. А это именно навык, и его надо целенаправленно формировать.

Достигается это систематическим выполнением заданий под моим присмотром и с моей поддержкой. Полностью это можно осуществить на наших курсах подготовки (с моей поддержкой), или (частично) в Продвинутом Практикуме ЕГЭ по обществознанию. Однако были случаи, что ребята, пройдя этот мой практикум сдавали ЕГЭ на 90+ баллов. То есть база у них хорошая, а Практикум позволил им поставить точку в подготовке к ЕГЭ на максимальные баллы. И эта точка сыграла ключевую роль в их успехе!

В этой статье я лишь покажу, как приводить примеры. А сформировать навык Вам придется самим. Но лучше воспользуйтесь моим Продвинутым Практикумом.

Что такое пример и как их приводить

Пример в ЕГЭ — это конкретная и воображаемая или реальная ситуация, с конкретными именами людей, названиями организаций и государств.

Чтобы привести пример, вам надо следовать следующему алгоритму (порядку действий):

Шаг 2. Вспомните необходимый раздел теории, который соответствует этому заданию.

Шаг 3. Создайте в воображении ситуацию, которая иллюстрирует то, что спрашивается в задании.

Что надо вспомнить по теории: Что социальный лифт — это механизм, позволяющий перейти из одной страты в другую. И что вертикальная социальная мобильность — это повышение уровня дохода, власти, образования и престижа. Соответственно в воображении создаем ситуацию, когда человек повышает уровень дохода престижа власти и образования через и какой-то лифт. Кстати, узнать подробнее о социальной мобильности можно здесь.

  • Армия. Пример: Николай пришел на срочную службу в армию рядовым, а по прохождению службы ему было присвоено звание сержанта.
  • Церковь. Пример: Иван пришел в церковь рядовым священником, однако за 20 лет дослужился до должности митрополита Астраханской епархии.
  • Университет. Пример: Дарья поступила на первый курс юридического факультета МГУ, а через 4 года получила диплом юриста и устроилась в престижную юридическую фирму.

Второй пример смотрите в видео, опубликованном в начале поста. А на этом всё! Поставьте лайк и репост — поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Вам, может, все равно, а мне приятно 🙂

Подготовка к ЕГЭ - советы эксперта: обществознание – точная наука

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Экзамен по обществознанию

Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Пять советов эксперта

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

ЕГЭ по обществу

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?


Большинство школьников выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ. Но невозможно хорошо подготовиться к этому экзамену, если вы полностью равнодушны к тому, что происходит в обществе. Так считает репетитор Александр Чернышёв. Он рассказывает про пять способов создания своего банка примеров для ЕГЭ.

Каждый раз, когда знакомлюсь с результатами ЕГЭ по обществознанию, узнаю с печалью, как мало учеников (меньше трети в 2017 году!) способны иллюстрировать примерами свои рассуждения в мини-сочинении. И хотя критерии оценивания прямо указывают на источники примеров, проблемы возникают прежде всего с подбором самих фактов. Это могут быть факты истории, ситуации из литературных произведений и даже примеры из личного опыта. Казалось бы, все эти источники — вот они, под руками. Ан нет. Мне, как репетитору, постоянно приходится акцентировать внимание учеников на факты, которые, оказывается, как камушки, разбросанные под ногами: только нагнись и подбери.

Самый лучший способ — создание банка примеров на каждую тему и каждодневное его пополнение. Примеров вроде много, разбросаны они везде, рождаются в процессе работы, учёбы, общения. А то и просто неожиданно возникают в голове. Нужно систематизировать их, чтобы получить хорошие баллы на экзамене.

1. Сначала внимательно изучите кодификатор

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников — один из документов, регламентирующих разработку КИМов. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Проще говоря, это перечень тем, по которым составляются задания экзамена.

Вот, скажите, к какой теме кодификатора по обществознанию можно отнести такой исторический факт, как соляной бунт?


А медный бунт? Когда это вообще было? С трудом вспоминаете? А с такими школьными предметами, как история, география, литература вы дружите? Сколько нужной информации проходит мимо вас! Так вот, приучите себя обращать внимание на каждый факт. Со временем вы, может быть, запомните, как называются все восемьдесят три темы кодификатора по обществознанию. И уже непроизвольно будете обращать внимание на любую информацию, напоминающую о них. Добейтесь этого, и вы всегда вспомните нужный пример.

Постоянно носите с собой кодификатор. Услышали новость. Сверились с кодификатором. Есть тема такая? Значит, всё внимание на факт. Когда читаете учебник или решаете задания, то сразу выписывайте или копируйте примеры. Главное, не пропускайте ничего. А сколько примеров содержится в КИМах! Обратите внимание, когда решаете. Выписывайте примеры из ключей в конце сборников типовых вариантов. Ничего придумывать не надо! Просто надо понимать, к какой теме кодификатора относится тот или иной факт. Невозможно предусмотреть, когда возникнет необходимость им воспользоваться. Но она возникнет! И ваши труды будут вознаграждены.

Ну- ка, потренируйтесь: к каким темам кодификатора относятся этот факт и этот?

2. Не пренебрегайте новостной лентой

Вот, допустим, о каком органе власти вы можете узнать по этой информации? Какое полномочие этого органа иллюстрирует данный факт? Посмотрите и послушайте. Уверяю вас, после этого вы уже не сделаете ошибку в задании 14.

3. Поможет школьная программа по литературе

4. Попросите учителей проводить интегрированные уроки

Я практикую такой приём: темы школьных сочинений по литературе мы с учениками переформулируем ближе к современным социальным реалиям, превращаем их в обществоведческие.

5. Будьте активными по жизни

Невозможно сочетать успешное изучение курса обществознания и полное равнодушие к тому, что реально происходит в обществе

Помните, что российские образованные люди всегда отличались особой отзывчивостью к острейшим социальным вопросам их времени. От декабристов начала XIX века до шестидесятников века XX. Если в вас это заложено, то вы успешно сдадите экзамен по обществознанию.


Обществознание представляет собой систему взглядов и представлений об обществе, формах и способах его организации, о характере и закономерностях его развития, о движущих силах, определяющих направленность его изменений. Обществознание — это одновременно и система представлений о человеке как субъекте общественных отношений, о видах и формах его деятельности, об особенностях осознания им окружающей действительности, целей и смысла своего существования.

Общество — это чрезвычайно сложный и многогранный объект познания. Его изучение осуществляется в рамках многих областей науки, таких как философия, социология, политология, экономика, история, теория государства и права, культурология и др. В курсе обществознания ставится задача объединить те знания и представления, которые вырабатываются в этих различных областях науки, рассматривающих относительно самостоятельные сферы и стороны общественной жизни.

Сложность в изучении курса обществознания связана прежде всего с большим объемом знаний, которыми необходимо овладеть в рамках этого курса, а также с его междисциплинарным характером. Изучение обществознания требует серьезной и всесторонней подготовки, привлечения дополнительной литературы, внимательной проработки и осмысления основных положений и понятий, представленных в различных разделах курса.

Обществознание представляет собой рассмотрение жизни общества в ее различных аспектах: экономическом, политико-правовом, общеисторическом, культурном и социально-природном. Такое целостное исследование общества основывается на знаниях, вырабатываемых во многих областях социально-гуманитарных и естественных наук. Таким образом, курс обществознания включает в себя знания, методы, понятийный и исследовательский аппарат всех этих разнообразных областей науки, что составляет несомненную трудность при его освоении.

Комплексность и многоаспектность обществоведческих знаний обусловливает тот факт, что для подготовки по данному предмету необходимо не только привлекать уже освоенный материал пройденных курсов, прежде всего истории, основ экономических и правовых знаний, но и осваивать базовые представления совершенно новых областей знания, таких как философия и политология, социология и право. Несмотря на большое количество соответствующей литературы, без специальной методической помощи сложно достичь качественного результата. Поэтому для успешного усвоения столь значительного по объему и сложного по содержанию материала важно уметь выделять главные моменты в содержании курса, осваивать понятийный аппарат, выделять логическую структуру основных тем курса и исходные принципы исследования общественной жизни. В связи с этим необходимо постоянно обращаться к самопроверке, отвечая на предложенные вопросы и составляя устные и письменные рефераты но отдельным темам.

Учебник по обществознанию, представленный на сайте, даст возможность достаточно полно охватить всю многоплановую сферу общественной жизни и общественных отношений, выделить наиболее важные её черты и сформировать у обучающихся необходимые компетенции при анализе и оценке различных общественных процессов.

Читайте также: