Как сделать общество гуманным

Обновлено: 05.07.2024

Как-то случился у меня в Интернете спор о. Вот даже не могу с уверенностью сказать, о чём. Забыл уже. Наверное, о сталинских временах. Но это неточно. И толкнул я тогда мысль о том, что гуманизм государственный и общечеловеческий - это две большие разницы. Оппоненты же настаивали, что гуманизм - он один для всех и всегда. Естественно, к консенсусу мы не пришли, не для того в Инете копья ломают. ))) Однако, я до сих пор уверен, что существуют два разных гуманизма - государственный (общественный) и общечеловеческий (индивидуальный).

Каждому нормальному человеку жаль голодного, бродячего щенка. Тощенький, дрожит, глазки с мольбой глядят. Многие такую живность подкармливают, как-то заботятся о ней. Это нормально, это гуманно.

А государство отлавливает и уничтожает бродячих животных. Потому, что государство заботится обо всех своих гражданах - чтоб их не напугали, не покусали, не заразили, не загрызли насмерть. И это тоже гуманизм, но уже государственный.

И кто гуманней - человек, который из жалости и природной доброты растит общественно опасную животинку, или государство, которое жестоко избавляет общество от этой опасности?

Разгул государственного гуманизма и примкнувшего к нему либерализма в нашем государстве пришёлся на период с 1985 по 2000 годы. Ну вы все знаете, что происходило. Государство даровало людям свободы - политические, экономические, свободу собраний, слова и совести и т.д. и т.п.. И очень гуманно обходилось с откровенными уголовниками. И смертную казнь отменило. В результате развалили и страну, и экономику и множество людей в нищету вогнали. И столько народу перебили, что кровавые диктаторы в аду от зависти корчатся.

А в это время в Китае слово "гуманизм" игнорировали, да и сейчас ещё толком его не выучили. Там протестующих давили танками, там прилюдно расстреливали коррупционеров, там брали в заложники семьи воров, предателей и коррупционеров, если они умудрились сбежать. Жуткое дело, такого государственного беспредела в нашей стране никогда не было. Разве что при Сталине? И ещё там нещадно эксплуатировали наёмных работников. Однако, в результате, страна развивается и каждый её гражданин чувствует улучшение экономической ситуации на себе. Китайские туристы сейчас путешествуют по всему миру и особо не экономят, их зарплаты уже обогнали российские, а внутренние цены в стране очень отстали от российских.

США тоже очень негуманное государство по сравнению с Россией. Там такие тюремные сроки - ой-ё-ёй. А некоторых и вовсе казнят.

А вот в Европе гос. гуманизм цвёл и ароматно пах до недавнего времени. Там народ веками воспитывали - на площадях жгли, вешали, колесовали, четвертовали, бошки рубили, забивали насмерть. И таки выдрессировали настолько, что появилась возможность и гуманизм развести. Не так давно и начали, только с прошлого века. Но тут опять засада - хлынули в Европу мигранты со своими взглядами на жизнь. Огляделись - да тут гуманизм! Вот тут-то они и развернулись!

Я могу привести множество примеров в поддержку своей позиции. Можно поговорить и о гуманизме военачальников, которые жертвуют ротой, чтобы спасти дивизию, можно вспомнить о гос. гуманизме к малолетним отморозкам и задаться вопросом - а надо ли быть гуманными к ним? Но не буду утомлять читателей длинным текстом.

Гуманное государство стремится обеспечить комфортное существование и рост благосостояния большинству своих граждан с наименьшими потерями. Т.е. гос. гуманизм можно даже назвать эффективностью. Методы при этом могут быть очень разными, даже весьма жестокими с точки зрения индивидуальной гуманности. Но государство нужно судить не по отдельным случаям жестокого отношения к виновным, а по уровню благосостояния невиновного большинства. Главное, чтоб государство старалось не перепутать виновных с невиновными. Но, к сожалению, совсем избежать ошибок не под силу никакому, даже самому благоустроенному государству.

Оценивать действия государства нужно не по тому, как они отразились на вашем знакомом, прекрасном человеке, а по тому, как они отразились на всей стране в целом. Причём, я не только о России говорю. Если уж на то пошло, Россия упомянута здесь лишь потому, что я в ней живу, как и большинство читателей. Это верно для любого государства.

Задавшись вопросом о гуманном обществе, хочется понять, возможно ли становление и поддержание такого общества в современных реалиях или это очередная утопия, реализация которой абсолютно невозможна.

Что такое гуманное общество

  • Что такое гуманное общество
  • Что такое гуманность
  • Что такое гуманизм

Гуманное общество - это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

Идеи о гуманном обществе были наиболее популярны в эпоху Ренессанса, но все они с исторической точки зрения признаны утопичными, поскольку они не нашли должной реализации. Идеология Советского Союза тоже включала в себя черты гуманного общества, такие как социальная справедливость, получающаяся в результате распределения доходов между всеми жителями СССР. За счет одной только идеи о светлом гуманном будущем (коммунизме) советскому народу удалось недостижимое: была победоносно закончена Великая Отечественная, существенно расширено производство, сельское хозяйство. Но движение к гуманизму и социальному равенству прервал переход страны на "капиталистические рельсы", осуществленный в 90х гг.

Большинство стран планеты отказались от социализма как политического строя, но некоторые до сих пор не сменили выбранного курса. В первую очередь заслуживает внимания Китайская Народная Республика, которая, согласно принятой Конституции, является социалистическим государством демократической диктатуры народа. Китай не только богат природными ресурсами, но эта страна еще сумела колоссально развить производство, обеспечивая на сегодняшний день весь мир своей продукцией. И, надо сказать, в Китае индекс социального неравенства существенно ниже, чем в России.

В современной России о гуманном обществе можно только мечтать. Переход к капитализму и демократии увеличил разницу между уровнем жизни богатых и бедных, и этот разрыв продолжает расти. У нас практически не существует "среднего класса", а большая часть населения живет за чертой бедности. Вот почему появляются и распространяются все новые и новые идеи о гуманном обществе. Это действительно злободневная тема. Одно ясно достаточно четко: нынешний курс правительства вряд ли приведет к становлению воистину гуманного общества на территории нашей страны.

Люди способны и на жестокость ,и на жертвенность.Все зависит от обстоятельств.На постоянную жертвенность и помощь способны немногие,чаще это какой порыв,а потом желание куда бежать и что то делать,кому помочь, уходит.Огромное количество людей нуждаются в ежедневной помощи.На разовую акцию мы легко идем,но постоянно делать какую нудную, а подчас тяжелую и грязную работу и бесплатно многие ли согласны?Общество в целом не очень гуманно(во всем мире так),но существуют люди совсем другие и они готовы бежать на помощь по первой просьбе и без просьбы тоже.Такими людьми мы восхищаемся и жизнь без них была гораздо жестче .

Общество - это люди. Если исключить прирожденных садистов и маньяков, то останутся люди, которые в основном, да, гуманны. Хотя натура человеческая многогранна. В горе люди чаще всего приходят на помощь, сочувствуют. Но в каких-то конкретных ситуациях эти же люди могут проявить жестокость. Я могу привести такой пример. После распада СССР во многих национальных республиках начались гонения на русских. Те, кто был раньше вполне лояльным, вдруг начал проявлять агрессию. А были и те, кто старался помочь, хотя знали, что рисковали. А сейчас время стало более жестким. Народ ставит во главу угла не духовность, а деньги, меркантильные интересы. Гуманным человека надо воспитывать с раннего детства, дома и в школе.

РОССИЯ / RUSSIA / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ПРОЦЕСС ГУМАНИЗАЦИИ / PROCESS OF A HUMANIZATION / КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / SOCIAL-ECONOMIC CRISIS / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / HUMANISTIC TRANSFORMATION / CRISIS OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давлетшина Гульнара Рафисовна, Валеева Альмира Саетнуровна

Состояние гуманитарной среды в нынешней России в результате так называемых реформ внушает большие опасения: деградация целых отраслей производства и регионов страны, коррупция, разрушение систем образования и здравоохранения, падение морали, ожесточение в межчеловеческих отношениях, духовное опустошение. Итог этих реформ экономический, социальный, политический и духовный кризис, переживаемый ныне страной. Поэтому мы считаем, что ко всем новациям нужно обязательно подходить только с научной точки зрения. Должна быть чётко разработанная, спланированная, системная концепция каждого этапа реформирования. В нашем обществе результатом всех реформ, помимо эрозии элементов экономической и социальной системы, стал факт невнятного объяснения того, что за общество мы строим, какие основные нравственные и ценностные ориентиры заложены в основу системы, на какие идеалы следует равняться и подражать людям, особенно молодому поколению. За утверждение гуманизма отвечают и философия, и наука, и искусство, и образование и религия. Осознание человеком своей собственной человечности, её ресурсов и возможностей это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма . Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давлетшина Гульнара Рафисовна, Валеева Альмира Саетнуровна

К истокам классического европейского гуманизма: древнеримская философия, византийский гуманизм и Ренессанс

Russia. Society. Humanity

The condition of the humanitarian environment in Russia as a result of so-called reforms fills us big with misgivings: degradation of the whole branches of production and regions of the country, corruption, destruction of education systems and health care, falling of morals, exasperation in the inter-human relations, a spiritual devastation. A result of these reforms the economic, social, political and spiritual crisis endured nowadays by the country. That's why we consider that it is necessary to approach all innovations only from the scientific point of view. There must be accurately developed, planned, system concept of each stage of reforming. In our society, the result of all reforms besides an erosion of elements of economic and social system is the fact of a muffled explanation of what society we build, what main moral and valuable guidelines are put at the heart of system, what ideals are important for people, especially for younger generation. Philosophy and science, art, education and religion are equally responsible for the statement of humanity. Awareness of person's own humanity, its resources and opportunities is the decisive intellectual procedure transferring it from humanity level on humanism level. Whatever improbable it sometimes seems, but humanity is an ineradicable element of an inner world of any person of sound mind.

ФИЛОСОФИЯ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

PHILOSOPHY ABOUT PROBLEMS OF MODERN RUSSIA

УДК 172:316.752:316.347 ББК 87.7

Гульнара Рафисовна Давлетшина1,

Альмира Саетнуровна Валеева2,

Россия. Общество. Гуманизм

Состояние гуманитарной среды в нынешней России в результате так называемых реформ внушает большие опасения: деградация целых отраслей производства и регионов страны, коррупция, разрушение систем образования и здравоохранения, падение морали, ожесточение в межчеловеческих отношениях, духовное опустошение. Итог этих реформ - экономический, социальный, политический и духовный кризис, переживаемый ныне страной. Поэтому мы считаем, что ко всем новациям нужно обязательно подходить только с научной точки зрения. Должна быть чётко разработанная, спланированная, системная концепция каждого этапа реформирования.

В нашем обществе результатом всех реформ, помимо эрозии элементов экономической и социальной системы, стал факт невнятного объяснения того, что за общество мы строим, какие основные нравственные и ценностные ориентиры заложены в основу системы, на какие идеалы следует равняться и подражать людям, особенно молодому поколению.

За утверждение гуманизма отвечают и философия, и наука, и искусство, и образование и религия. Осознание человеком своей собственной человечности, её ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность - неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека.

Ключевые слова: Россия, гуманизм, процесс гуманизации, кризис человека, социально-экономический кризис, гуманистическая трансформация.

1 Г. Р. Давлетшина является основным автором, ею разработаны основные положения исследования.

2 А. С. Валеевой оформлена содержательная часть исследования и сформулированы выводы.

© Давлетшина Г. Р., Валеева А. С., 2016

Gulnara Rafisovna Davletshina1,

Almira Saetnurovna Valeeva2,

Russia. Society. Humanity

The condition of the humanitarian environment in Russia as a result of so-called reforms fills us big with misgivings: degradation of the whole branches of production and regions of the country, corruption, destruction of education systems and health care, falling of morals, exasperation in the inter-human relations, a spiritual devastation. A result of these reforms - the economic, social, political and spiritual crisis endured nowadays by the country. That's why we consider that it is necessary to approach all innovations only from the scientific point of view. There must be accurately developed, planned, system concept of each stage of reforming.

In our society, the result of all reforms besides an erosion of elements of economic and social system is the fact of a muffled explanation of what society we build, what main moral and valuable guidelines are put at the heart of system, what ideals are important for people, especially for younger generation.

Philosophy and science, art, education and religion are equally responsible for the statement of humanity. Awareness of person's own humanity, its resources and opportunities is the decisive intellectual procedure transferring it from humanity level on humanism level. Whatever improbable it sometimes seems, but humanity is an ineradicable element of an inner world of any person of sound mind.

Keywords: Russia, humanism, process of a humanization, crisis of the person, social-economic crisis, humanistic transformation.

В нашей стране за последние четверть столетия происходили и происходят изменения во всех сферах жизни общества, различные реформы в области рыночной экономики, построение демократического общества. Постоянно повторяющаяся в истории проблема России - это стремление части её элит к рывку, к революции вместо эволюционного последовательного развития. Избыточное социальное неравенство и глубокое расслоение общества противоречит сути гуманистического обновления, ведёт к разрушению гуманитарной среды, состояние которой внушает большие опасения: деградация целых отраслей производства и регионов страны, коррупция, разрушение систем образования и здравоохранения,падение морали, ожесточение в межчеловеческих отношениях, духовное опустошение. Итог этих реформ - экономический, социальный, политический и духовный кризис, переживаемый ныне страной. Поэтому мы считаем, что ко всем новациям нужно обязательно подходить только с научной точки зрения. Должна быть чётко разработанная, спланированная, системная концепция каждого этапа реформирования.

В этой связи академик РАН, директор Института социологии М. К. Горшков отме-

Больше всего надежд граждане страны связывали с демократией в начале 1990-х гг. Результаты горбачёвских реформ, развала СССР и неоднозначных для страны последствий ельцинских реформ привели наших граждан к снижению жизненного уровня, к физическому выживанию. Лишь небольшое количество людей в это смутное время смогли стать миллиардерами путём приватизации и разграбления богатств и природных достояний страны под видом реформ. Однако осуществление социально-политических

1 G. R. Davletshina is the main author, she developed basic provisions of research.

2 A. S. Valeeva processed substantial part of research and formulated conclusions.

и экономических преобразований в этот период не оправдало ожиданий россиян. И, как следствие, негативное отношение к ним было перенесено и на демократические процедуры и институты, посредством которых данный проект воплощался в жизнь.

ством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека.

В нашем обществе результатом всех реформ, помимо эрозии элементов экономической и социальной системы, стало невнятное объяснение того, что за общество мы строим, какие основные нравственные и ценностные ориентиры заложены в основу системы, на какие идеалы следует равняться и подражать людям, особенно молодому поколению.

Гуманистическая трансформация - явление многогранное и долгосрочное. Нынешняя эпоха создала необходимые и достаточные условия для такой трансформации. Процесс гуманистической трансформации общества включает в себя:

- распространение новых этических стандартов, связанных с высоким уровнем терпимости, уважения к окружающим людям, чужому мнению, интересам, убеждениям;

- реализацию естественных прав человека и гражданина, в том числе на качественное образование, свободный и творческий труд, высокопрофессиональную медицинскую помощь, на жилище и другое имущество в соответствии с собственными потребностями, упрощение порядка оформления этого имущества, исключение возможности его отчуждения в пользу государства или третьих лиц;

- полную отмену всех видов рабства и угнетения;

- исключение из жизни общества всех негативных явлений.

Процесс гуманизации общества со всей очевидностью предполагает решение важнейших глобальных проблем современности, таких как:

- ограничение объёмов мировой торговли оружием, ядерное разоружение;

- мирное разрешение региональных конфликтов;

- создание новой конфигурации системы международной коллективной безопасности и противодействия терроризму;

- организация мониторинга состояния человека, общества, окружающей среды;

- организация общественных усилий по ликвидации кризисных явлений в структуре общества, его отдельных социальных слоёв;

- всестороннее содействие становлению и укреплению правовых отношений в обществе; борьба с любыми проявлениями тоталитаризма и национализма, за права и свободы человека;

- просветительская работа, широкая пропаганда идей гуманизма; создание и развитие независимых средств массовой информации.

с осознания себя и своего места в окружающем мире, а человечность зарождается тогда, когда стремление к совершенствованию направляется и на кого-то ещё, сперва пусть близкого, знакомого, затем и на далёкого, а нередко и на чужого [8, с. 102, 132].

В эпоху системного кризиса современной цивилизации нет другого выхода из него, кроме включения творческих разумных начал в своевременное распознавание и блокирование возникающих всё новых, непредсказуемых угроз человечеству. Необходимо обращение к истокам гуманистической культуры, которые создавали бы условия для перехода к более современной, гармонической эпохе.

В современном обществе благополучие оказывается фундаментальным феноменом, связанным с глубочайшими истоками человеческой активности. По нашему мнению, культура отреагировала на демократические изменения в обществе тем, что в рамках привычного труда, быта, общественной деятельности она проявляется открыто и свободно. Элементы благополучия пронизывают труд, бизнес, художественное и научное творчество. Причиной популярности благополучия как социального феномена в современном обществе является утверждение новых жизненных ценностей, в связи с изменениями, происходящими в социуме.

Обострение противоречий между человеком и обществом, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требуют перехода к новым технологиям, которые помогают человеку осознать своё место в мире и установить правильные отношения с социальной средой, а ценностными основаниями новых технологий должны стать гуманистические ценности.

По мере того, как российское государство старается сделать нематериальную сферу главным предметом своей заботы, оно обретает черты социального государства, государства социальной гуманности. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Особый интерес в мировом сообществе к России вызван тем, что она весь минувший век находилась в состоянии постоянного поиска новых общественных форм бытия, проводя трудную работу по осуществлению социальных реформ. В конце XX в. российское общество охватил кризис, в центре которого находится сам человек. И главный актуаль-

В настоящее время мы являемся свидетелями процесса гуманизации в общественной жизни и культуры. Гуманизация, в первую очередь, охватывает мораль и этику. Ценности человека, личности противопоставляется ценность богатства, власти, происхождения. Многие говорят и рассуждают о способах преодоления кризиса, но в настоящее время у нас не выработано однозначного направления для пути преодоления этого явления.

Нельзя совершить переход к обществу с гуманистическими основами без дальнейшего совершенствования комплекса социально-гуманитарных наук о культуре, обществе, человеке, бытии. Чтобы совершить прорыв с нравственной точки зрения в областях экономики, права, психологии, культуре, необходимо переосмыслить всё то, что сформировано человеком в процессе самопознания. В общей системе знаний только социально-гуманитарные науки могут предвидеть предстоящие трудные времена. И предложить какие-либо превентивные, возможные варианты для разрешения этих проблем, грамотно обосновать предлагаемый оптимальный выбор.

1. Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) / М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.

3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.

5. Куртц П. Совместимы ли наука и религия? // Здравый смысл. 2002/2003. № 1 (26). С. 31-34.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения // К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1954. Т. 4. 629 с.

7. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: ст. и выступл. М.: Республика, 1993. 447 с.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 574 с.

1. Gorshkov M. K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoi diagnostiki) / M. K. Gorshkov. M.: Novyi khronograf, 2011. 672 s.

3. Kant I. Kritika chistogo razuma. M.: Mysl', 1994. 591 s.

5. Kurtts P. Sovmestimy li nauka i religiya? // Zdravyi smysl. 2002/2003. № 1 (26). S. 31-34.

6. Marks K., Engel's F. Sochineniya // K. Marks, F. Engel's. M.: Gos. izd-vo polit. lit., 1954. T. 4. 629 s.

7. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. M.: Progress, 1980. 302 s.

9. Khaidegger M. Vremya i bytie: st. i vystupl. M.: Respublika, 1993. 447 s.

10. Shveitser A. Blagogovenie pered zhizn'yu. M.: Progress, 1992. 574 s.

Библиографическое описание статьи

Давлетшина Г. Р., Валеева А. С. Россия. Общество. Гуманизм // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 1. С. 52-57.

Читайте также: