Как сделать образно коллажную композицию

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Коллаж - пожалуй, одна из самых популярных и распространенных техник. Ну а уж веб-дизайн в основном на коллаже и базируется. Из-за своих грандиозных композиционных возможностей он намного опережает по популярности другие виды изображений.

Каковы же реально его преимущества и возможности?

Возможность совмещения и синтезирования самых разнородных изображений - цветных и черно-белых фотографий, рисунков, текстур, шрифтов и прочего, прочего, прочего.
Возможность применения фрагментов изображений в качестве композиционных деталей коллажа.
Возможность объединения самых, казалось бы, несоединимых мыслей под флагом одной общей идеи.
Великолепная возможность внедрения ассоциативного восприятия на отдельные элементы коллажа и на всю композицию в целом, а также возможность передать мысль через, казалось бы, абсолютно посторонние детали композиции, не имеющие отношения к основной теме.

Благодаря компьютерным графическим пакетам, техника коллажа достигла необычайных высот. Появилось даже такое понятие - динамический коллаж. Это ни что иное, как телевизионные динамические заставки, фрагменты рекламных роликов, видеоклипы к песням и еще масса примеров. Только очень ленивые дизайнеры полиграфических журналов не используют коллаж в своей работе. Ну да ладно, речь все-таки должна идти о более конкретных вещах, а посему прямо к ним и перейдем.

Использование схем в композиции коллажа.

Как я уже пытался ранее определить, суть композиционной схемы - это общая композиционная идея, выраженная на абстрактном уровне. Схему можно рисовать на бумаге, можно представлять себе мысленно. Есть также вариант последовательного построения композиции, "бубочка к бубочке", иногда дающий результаты, иногда - нет.




Общих принципов построения схем не так уж и много. И все они построены на принципах психологического восприятия действительности. Например, тема одиночества в подавляющем большинстве случаев решается через схему одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства. Иногда добавлятся противопоставление - группа объектов в компактной компоновке, и в стороне или на фоне этой группы - одинокий объект. Подавленность чаще всего выражается через размещение объекта в нижней части изобразительной плоскости с тяжелой и перегруженной верхней частью, как бы "давящей" на объект. Малая величина объекта - через контрастное сопоставление с большим объектом-антиподом или как составляющая темы одиночества - с большим окружающим пространством. Более детально мы обдумаем подобные вещи при рассмотрении конкретных композиционных принципов и приемов.

Немного о природе форм (и о форме в природе)

Природа (как окружающая нас, так и в более философском рассмотрении) не терпит однообразия и монотонности. Вы не найдете двух одинаковых деревьев или двух одинаковых камушков - при всем своем сходстве и общих признаках они все-таки различаются определенными параметрами. Наше восприятие окружающей действительности устроено точно так же - нас раздражает монотонный стук падающих капель из крана, навевает скуку ровный, без изъянов и характерных деталей забор, выводит из себя бесконечно длинный и монотонный бразильский сериал со своими повторами сюжетной схемы по многу раз.

Ребенок, разучивающий гаммы на пианино, доводит нас до тихого помешательства. Но тот же ребенок, исполняющий Шопена, приводит опять же нас в полный восторг. Но почему его мама с таким удовольствием слушает гаммы в его исполнении. В чем разница между нами и мамой? В самом звуке, в исполнителе или у нас в голове.

Анархисты предпочтают видеть большую толпу беспорядочно одетых и неорганизованных людей, а вот диктаторы предпочитают строгую форму и ровные ряды своих соратников, и хорошо бы на марше, все как один. Наш взгляд находит определенную строгую красоту порядка на первом портрете забора, но как привлекает наше внимание дыра на втором. как наш взгляд пытается уйти от нее на ровную часть забора, и все-таки возвращается и возвращается к ней. А какая доска вам нравится больше на первом? :o)

Так уж получилось, что природа, создав великое множество форм, не довела ни одну из них до идеального геометрического состояния. Мы привыкли думать, что наша голова похожа на шар. но какое многообразие шаров :o) И краеугольные, и тыковкой, и дынечкой. Редька хвостиком вверх, редька хвостиком вниз. Но зато какие все они разные. А чтобы было, если бы мы все выглядели бы вот так?

Вот человеку свойственно создавать "стандартные" формы - одинаковые дома, одинаковые сайты, одинаковые мысли. И как только появляется одинаковость, как тут же начинается монотонность, а вместе с ней и тоска.

Но та же природа заложила в нас механизм обновления энергии. То есть, время от времени мы стремимся полностью переключиться на новые идеи, найти новые образы, организовать новые стили. Потом опять доводим идею до совершенства, эксплуатируем ее до тошноты. И опять по новой. Так происходит смена моды, стилей, направлений, манер.

Но вернемся к коллажу.

Если раньше большинство коллажей базировалось на технике склейки фрагментов (в самом прямом смысле), то сейчас графические пакеты дали нам бесконечное множество вариаций стыковки и накладки изображений. Да плюс еще возможности фильтров по обработке самих изображений. Так что с технической частью у нас более-менее. Перейдем к конкретной теме.

Я не зря рассуждал про тыковки и редьки. Любой объект (в том числе и деталь нашего будущего коллажа можно представить в виде абстрагированной обобщенной формы - круга, квадрата, овала, прямоугольника, линии. Мы будем с помощью этих элементов искать общее решение или варианты решений. Если мы будем искать решение с помощью конкретных изображений, предполагаемых фото- и изо- деталей, то постоянно возникающие вторичные решения и варианты могут увести нас немного в сторону от конкретной задумки, и получившийся в результате уклончивый вариант может не иметь той силы воздействия, на которую мы рассчитывали.

Наша работа состоит из нескольких этапов размышлений и сомнений, и на каждом этапе работа может приобретать новые нюансы.

1. Четкое определение идеи, постановка задачи.

Иногда мы тут работаем сами, иногда это определяет заказчик. В любом случае задача должна быть предельно понятна и ясна. Определяется тема картинки, настроение, то впечатление, которое картинка должна оказывать на зрителя. иногда вторичные признаки. Тут вы должны добиться предельного взаимопонимания с заказчиком, иначе даже очень гениальный коллаж может стать причиной для огорчений из-за неприятия его заказчиком (если вы работаете для себя, то в роли заказчика выступаете вы сами - надеюсь, в таком варианте вам будет легче договориться :o)

2. Определение формата.

Тут нам очень редко приходится выбирать. Даже на своем собственном сайте я уже ограничен шириной в 468 пикселов. Да и высота сильно зависит от веса будущей картинки.

3. Выбор собственно самой схемы в зависимости от задач.

Эта часть работы в основном базируется на психологии восприятия, на общих законах психологии и на вашем умении пользоваться приемами абстрагирования, анализа и синтеза. То есть, ваша схема на уровне кружочков, квадратиков и линий уже должна выражать основную вашу мысль и настроение будущего коллажа. Несколько примеров для раздумий.

"Главный". Диктатура Падение

Эти схемы вовсе не являются шаблоном, а только примером, и любую из этих тем можно представить в виде совершенно другой схемы. Это зависит от вашего взгляда на эти вещи, от вашей личной позиции по поводу раскрытия этой темы.

На приведенной ниже работе П.Брейгеля вы без труда (надеюсь на это) сумеете выделить общую схему.



Питер Брейгель "Большие рыбы поедают маленьких. "

4. Распределение общих масс.

Как вы понимаете - это уже переход к работе над определенной схемой, хотя далеко еще не окончательной. Большие массы - это крупные объекты, это достаточно компактные большие группы объектов, это большие композиционные пятна (включающие как объекты, так и свето-теневое или просто тоновое моделирование окружения). Это могут быть и достаточно активные цветовые пятна.

На этом этапе определяются соотношения масс, пропорции их относительно друг друга и общего формата, общая настройка ритмического ряда (объекты, паузы, границы формата). Можно подразумевать ритм и движение более мелких вторичных объектов, но основная задача - все-таки определить большие массы.


В последнем примере вы можете наблюдать уже наличие огромного количества мелких деталей и элементов, но основа все равно читается сразу - соотношение белого и черного в композиции, степень мягкости перехода от белого к темному (или наоборот). В данном случае мелкие элементы (наполнение) могут быть иными, но суть уже навсегда останется именно в данном соотношении светлого или темного.

И вы должны помнить - введение после этого этапа новой достаточно большой и контрастной массы может изменить композицию кардинально, то есть можно разрушить только что начатое.



Как пример работы над композиционными массами - картина П.Брейгеля "Калеки".

Он объединяет несколько отдельных фигур в единую массу для достижения совершенно потрясающего результата. При первом взгляде на картину вы можете почувствовать просто непонятный дискомфорт по восприятию, даже не догадываясь, откуда это исходит. На первой схеме - вот это общая масса группы безногих с торчащими снизу костылями. Ощущение такое, что вся эта группа на ходулях, вместо ног палки. Далее он умело компонует задний план, вводит фигуру равнодушно отвернувшегося прохожего для контраста и для уравновешивания композиции.

На четвертой картинке я специально выделил ритм вторичных (как кажется на первый взгляд) элементов в чистом виде. Обратите внимание на последнюю схему. Вот это многоглавое паукообразное существо и наводит на вас этот дискомфорт. Горе человеческое в "чистом виде", приобретшее визуальную форму. Потрясающе.

5. Определение и настройка ритмического ряда.

Об общих принципах психовосприятия в этом аспекте я уже писал в начале этой статьи. Наш мозг не терпит монотонности (хотя мы иногда используем монотонность как идею стабильности, консервативности и неизменяемости). Любой ритм следует изменять перед самой той границей, когда он начинает становиться монотонным. Все хорошо в меру, и эту меру хорошо бы знать или чувствовать. Самый простой способ постичь это - поставить себя на место зрителя.

Ритм повторения элементов.

Самый простой, явный ритм - это повторение однотипных или тождественных элементов. Доски в заборе (или просветы между досками - тоже ритм). Головы калек - это ритм повторения. Костыли - это ритм повторения.

Опять же по Брейгелю - фигуры калек (и головы). Ритм - 3 и 2. Три верхних фигуры и две нижних. Три левых фигуры и две правых. Три фигуры в темном и две в светлом. Ритм палок - костылей перемежается более объемными массами культей.

Еще несколько фрагментов с картин Брейгеля для изучения ритмов. Рекомендую зайти в галерею Питера Брейгеля и посмотреть композиции в целом. (при клике вам выгрузится достаточно крупный вариант размером 100-150 кб, на котором вы сможете рассмотреть все более тщательно).

Признаюсь сразу, коллаж — одна из моих любимых техник изобразительного искусства. Со времен его появления, благодаря дадаистам в начале 20 века, этот подход развился в отдельное направление искусства. Кроме классического, довольно абстрактного коллажа из газетных и журнальных вырезок на ум сразу приходят и другие его ипостаси: ассамбляж — этакий объемный коллаж, фотоколлаж, цифровой коллаж и многие другие. К тому же само по себе использование совмещения разных объектов, не связанных законами перспективы и классической композиции, часто встречается в иллюстрации. Например, известные иллюстраторы от Серджио Топпи до Томера Хануки и Алексея Курбатова постоянно прибегают именно к этому способу компоновки образности в своей графике.

Однако лично для меня коллаж представляет особый интерес именно в своем традиционном ручном исполнении. Ведь коллаж из журнальных вырезок и фотографий — это не просто способ занять руки, но и очень мощный визуальный инструмент. К примеру, посмотрите на потрясающие работы Лолы Дюпре, известного модного графика — в них сочетается современная любовь к искажениям формы и классический фотоколлаж. Выделяются ее работы тем, что она нашла особый, ни на что не похожий подход к этой технике.

Также я не перестаю восхищаться иллюстративными коллажами Игоря Скалецкого — они, пожалуй, ближе всего к моему взгляду на эту дисциплину: они идеально выверены по композиции, цвету и выстроены в захватывающую историю, которую наблюдаешь, как фильм.

Я довольно давно занимаюсь коллажами, в основном это мои персональные проекты. Среди них есть и портреты, и пейзажи, и даже иллюстрации. Несколько лет назад я стала использовать свою технику для разработки музыкальных обложек, поскольку, на мой взгляд, образность коллажа позволяет общаться со зрителем на языке, похожем на музыкальный.

Вы намечаете путь, подкидываете идеи, а зритель расшифровывает их на свое усмотрение, основываясь на личном жизненном опыте, почти как абстракция.



Предлагаю сегодня поучаствовать в небольшом эксперименте и сделать маленький быстрый коллаж на тему осени.

Я буду работать в смешанной технике коллажа и декоративной живописи, чтобы изменить некоторые элементы фотографий, которые могут ненароком нарушить сторонние авторские права. Нам понадобятся следующие материалы:

— журналы, которые не жалко (чем больше, тем лучше);

— ножницы и резак;

— лист формата А4 (плотный, без текстуры);

— акриловые краски (по желанию можно заменить их на гуашь или темперу);

— две кисти: небольшая плоская и маленькая круглая (я использую синтетику);

— палитра и стакан воды.


Итак, наша тема — осень. Лично я обожаю это время года, особенно раннюю осень, когда улицы еще не сковал мороз, но деревья уже тронуты теплом желто-красных оттенков листвы. Коллаж — это ассоциативная техника и по сути, если бы у нас было несколько сезонных журналов про осень, можно было бы собрать из них вырезки желтых листьев, спелых яблок, тыкв и склеить целый натюрморт. Поскольку не у всех могут быть в наличии актуальные осенние журналы, предлагаю сделать ход конем и просто выбрать из тех, что есть, удачные по теме образы. У меня получилась следующая картина: я выбрала вырезки, близкие по духу этом времени года — одежду, досуг, а также перекликающиеся с осенью по цвету — тут у меня цветы гибискуса, какой-то коктейль, разрезанный инжир, дольки цитрусовых, а также девушка с рыжими волосами.



Выбрав вырезки, можно переходить к главному этапу — к компоновке нашего коллажа. Из моих материалов получилось следующее: портрет на фоне осеннего дерева. Для портрета я использую фотографию девушки из журнала, а также обрезки яркого красно-оранжевого платка. Для дерева я возьму существующий ствол, однако листья наберу отдельно из изображения цветов суданской розы, цитрусовых и коктейля.

Также я хочу, чтобы фон выгодно оттенял это буйство красок, так что я не буду забивать его дополнительными картинками типа города или леса, а наберу голубое небо из обрезков с разных фотографий.


Итоговая картинка никогда не получается такой же, какой вы собрали ее впервые, чтобы ваша композиция не посыпалась в процессе приклеивания, предлагаю легко наметить карандашом основные ее части. В моем случае это дерево и силуэт девушки.


Следующим этапом будет набор фона. Может показаться, что это очень скучная работа, но это не так. Набирая такую мозаику из обрезков разных фотографий одного цвета, вы вносите живописную нотку в ваш коллаж — в финале такая аппликация будет похожа на мазки краски.


Обратите внимание, я не заклеиваю фон полностью — я закрываю кусочками только те места, которые будут видны на картинке после размещения остальных объектов. Это серьезная экономия материала — ведь не всегда у вас оказывается под рукой достаточно обрезков нужного цвета.


Закончив небо, можно спокойно переходить к дереву. Чтобы голубой фон было видно между ветвей дерева, я аккуратно вырезаю лишнее. Подход к набору листьев тот же, что и с небом. Разница лишь в том, что я режу кусочки не в случайном порядке, а стараюсь придать им живые формы. Для такой фигурной нарезки уже лучше подойдут ножницы.

Компонуя крону, я стараюсь сочетать разные оттенки, при этом более темные — цветы каркаде — я кладу в тени, в более яркие — цедру, инжир и коктейль — на освещенные участки ветвей.


Приклеив дерево, я перехожу к главному — в размещению силуэта героини. Вообще можно было бы даже лицо девушки набрать с разных фотографий, но чтобы на первый раз не усложнять задачу, остановимся на готовом портрете. Плечи и грудь я выкладываю обрезками узорного платка так, чтобы хорошо читался убедительный абрис фигуры..


Теперь, когда все части коллажа на месте, можно перейти к доработке деталей. В первую очередь я закрою плечо, на которое не хватило платка найденной парой осенних листьев — при этом силуэты их я вырезаю ножницами, опуская оригинальную форму листа — на фотографиях у объектов часто размытые контуры, в коллаж это внесло бы бардак. Приклеив листья, предлагаю закончить картину с помощью акриловых красок.


В первую очередь я смешаю подходящий цвет и продолжу ствол дерева, на который не хватило вырезок. В моем случае это темно-зеленый оттенок. Поскольку я не уверена, что девушка с фотографии и фотограф, сделавший снимок, были бы рады использованию этих материалов, я перерисую лицо героини до неузнаваемости. Это отлично дополнит начатый в фоне живописный эффект.


Кроме классного результата, которого легко добиться и без особенных навыков рисования (ведь вам не обязательно перерисовывать лица — вы можете собрать их из разных фотографий), коллаж — это замечательный, почти медитативный процесс. Помимо наслаждения от работы вы также закаляете свое творческое мышление . Ведь собрать в стройную историю разрозненные образы и объекты — отличное упражнение на креативность!



Коллаж

(от фр.
coller
— приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Другие жанры

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Что такое коллаж?

Коллаж Пабло Пикассо. Натюрморт со сломанным стулом.

История популяризации коллажа весьма неоднозначна. Эта техника стала использоваться с тех пор, как в Китае была изобретена бумага, но общественное признание и терминологическое выражение он получил много позже во Франции благодаря творчеству мэтров художественной живописи Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Анри Матисса.

Жорж Брак в качестве основы коллажа использовал газетные вырезки. Покрывая их краской, он стремился к достижению эффекта живописи.

Жорж Брак. Блюдо с фруктами и стакан.

Жорж Брак. Блюдо с фруктами и стакан. Fruit dish and Glass, 1912. Источник: Wikipedia

Что касается Анри Матисса, то его техника была несколько отличной – он разрывал кусочки цветной бумаги и создавал из них цельную композицию.

Анри Матисс. Улитка.

Анри Матисс. Улитка. The Snail. 1953. Источник: Wikipedia

Так как все трое известных художников дружили, сегодня сложно сказать наверняка, кто является автором этого популярного термина. Тем не менее уже одно его появление стало началом нового этапа развития этого удивительного творческого приема.

Ричард Гамильтон. Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?.

Ричард Гамильтон. Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?. Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing? 1956. Источник: Wikipedia

Картина Василий Блаженный.

А.В. Лентулов. Василий Блаженный. 1913. Источник: Wikipedia

Говоря о советской школе, то нужно отметить, что коллаж и фотомонтаж широко использовался в плакатах той эпохи.

Плакат. Ленгиз: книги по всем отраслям знания.

А. М. Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знания. 1925. Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фотоколлаж

— это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и другие.

Что такое фотоколлаж?

Фотоколлаж. Заседание Свободной церкви в Шотландии.

Д. Хилл и Р. Адамсон. Заседание Свободной церкви в Шотландии. 1843. Источник:

имеет несколько вариаций. В этой статье мы будем отталкиваться от определения фотоколлажа как произведения, объединяющего несколько схожих по смыслу и тематике фотографий.

Итак, как можно сделать фотоколлаж из фото? Рассмотрим следующие варианты:

Традиционный фотоколлаж

Пример. Традиционный фотоколлаж.

Традиционный фотоколлаж. Пример.

Тематический фотоколлаж

Пример. Тематический фотоколлаж.

Тематический фотоколлаж. Пример.

Все элементы коллажа связывает один общий сюжет. Именно поэтому данному варианту отдают предпочтение, когда конечной целью творческого процесса является создание композиции, отражающей динамику: путешествия, дня рождения или свадьбы. Изюминкой этого жанра является фотоколлаж с надписями, иллюстрациями или рисунками.

Модный фотоколлаж

Пример. Модный фотоколлаж.

Модный фотоколлаж. Пример.

Здесь акцент ставится именно на макете. Шаблон фотоколлажа тонко подчёркивает тематику собранных вместе фото, с легкостью оживляет статические изображения и создает эффект удивления и восторга.

Силуэтный фотоколлаж

Пример. Силуэтный фотоколлаж.

Силуэтный фотоколлаж. Пример.

Оригинальная композиция фотографий, представляющая собой силуэт. Такая композиция оказывает на зрителя двойное воздействие – как самими фотографиями, так и силуэтом, в который они заключены. Свадьба, Новый год, фотоколлаж на юбилей, фотоколлаж детский — любое праздничное событие, освещенное таким креативным способом, станет приятным воспоминанием на долгие годы.

Отрывок, характеризующий Коллаж

Правила подборки фотографий для коллажа

Тема и настроение

Прежде чем с головой окунуться в создание фотоколлажа, необходимо определиться с тематикой. Если за основу будет взята свадьба, то фотографий со дня рождения бабушки в принципе быть не может. Нужно выбрать только те фото, которые бы максимально отображали тот памятный день.

Композиция

Помимо тематики, тщательным образом должна быть продумана общая композиция художественного произведения. Это может быть фотоколлаж из фото, а можно и добавить разнообразные надписи, зеркала или клипарт, главное, чтобы все смотрелось гармонично, а их интеграция в общий сюжет была оправданной.

Разрешение фотографий

Снимки, которые будут взяты за основу фотоколлажа, непременно должны быть качественными. В особенности если ваше будущее творение будет иметь большой формат. Качество при увеличении размеров исходного фото может страдать, поэтому следует исключить все возможные риски заранее.

Соответствие размеров

Сделать коллаж геометрически ровным легче при выборе фотографий одного формата. В случае с макетом неправильной формы или необычного фотоколлажа выбор фото менее притязательный. Однако в этом случае нужно изначально выбрать главное изображение (центр коллажа), которое в дальнейшем будет задавать основной тон композиции.

Свет и тень

Обратите внимание на угол света и тени на предметах и лицах ваших фото. Если получится подобрать памятные снимки с одинаковыми характеристиками, композиция обязательно получается эффектной и привлекательной.

Яркость и контрастность

Подводя итоги

Как сделать фотоколлаж дома, видно из описания. Но для создания личного уникального шедевра достаточно проявить свой талант, фантазию и усердие. Из доступных сейчас вариантов существует два способа: самостоятельный и программный.

Первый требует затрат времени, подготовки деталей, точного расчета каждой из них на самой основе. Кроме всего, следует внимательно отнестись к выбору клея для скрепления элементов.

Второй способ более простой. Позволяет получить довольно быстро интересную и уникальную композицию, которая имеет цельную структуру. Её можно поместить в картинную раму или разместить как отдельный элемент в интерьере.

Коллаж, выполненный одним из способов, прекрасно дополнит практически любой интерьер, придаст новые краски, изысканность и уникальность дизайну. Разнообразие используемых материалов позволяет сочетать между собой абсолютно различные предметы, что еще больше расширяет возможности создания такого творения. Фотоколлаж — это удобная и незаменимая вещь при создании фотоальбомов, семейных портретов и идейной композиции.

Изготовление коллажа

Составив саму идейную линию, стоит приступать к выполнению самого произведения и создать фотоколлаж. Это можно осуществить с помощью программ, а также и самостоятельно, вручную.

Перед самим нанесением предметов на основу лучше предварительно нанести эскиз карандашом, чтобы правильно скомпоновать все необходимые элементы в картине.

фотоколлаж из фотографий

После нанесения эскиза следует подготовить будущую основу, на которой будут располагаться сами предметы. Особое внимание следует отдать прочности крепления деталей, так как только хорошо укрепленные элементы идеально смотрятся на полотне.

Изготовить отличный фотоколлаж можно и без помощи ножниц и клея. Для этого понадобится компьютер или ноутбук.

Изготовление при помощи программ

Главным действием в данной процедуре будет перемещение фотографий на жёсткий диск компьютера или ноутбука.

Также понадобится установить на свой ПК фоторедактор. Другой вариант — воспользовавшись сервисом on-line, создать необходимый эскиз будущего коллажа.

Рассмотрим основные этапы работы со стандартными программами-фоторедакторами.

После загрузки и установки программы нам необходимо создать новый проект. В появившимся списке нужно выбрать шаблон для работы (представленных вариантов обычно достаточное количество). После этого нужно зайти в настройки и установить необходимые параметры.

После создания шаблона проекта можно настроить фон эскиза, вставить рамочку, дополнительный фотоколлаж с эффектами, написать текст, наклонить или изменить размер картинки, убрать лишние элементы шаблона и добавить свои.

Полученное готовое произведение необходимо масштабировать до необходимого размера, чтобы впоследствии его можно было распечатать на фотобумаге нужных габаритов.

фотоколлаж с эффектами

Необходимые вещи для создания коллажа

Как известно многим, фотоколлаж — это направление в искусстве, которое не требует особых художественных знаний и умений.

Для правильного составления коллажа следует продумать мелкие детали, такие как:

  • Основная мысль будущего произведения.
  • Материалы для изготовления.
  • Основа произведения.

Каждый должен понять, для чего он, собственно, делает сам фотоколлаж из фотографий и что хочет подчеркнуть своей работой. Каждая деталь должна отражать основную суть и дополнять всю композицию.

как сделать фотоколлаж


Она должна доносить основную мысль своего создателя и подавать ее с какой-то абсолютно иной и непривычной человеческому глазу стороны.

Материалы при изготовлении могут быть различные. Кроме стандартных фотоснимков, можно использовать вырезки из газет и журналов, различные предметы, тетради и даже флаконы из-под духов.

В качестве основания для работы преимущество стоит отдать крепкому и надежному материалу, чтобы приклеенные предметы держались прочно. Отлично подходят для таких работ листы толстого картона, ДСП и ДВП.

Стараясь сделать свой дом более уютным и самобытным, мы прибегаем к разнообразным приемам украшения окружающего нас пространства, и одним из них является фотоколлаж. Единое полотно, творчески сотканное из нескольких фото - фотоколлаж собирает по крупицам яркие моменты прошедшего дня рождения, новогоднего праздника, свадьбы или другого памятного события - становится неким порталом в счастливые мгновенья каждой семьи.

Что такое коллаж?

История популяризации коллажа весьма неоднозначна. Эта техника стала использоваться с тех пор, как в Китае была изобретена бумага, но общественное признание и терминологическое выражение он получил много позже во Франции благодаря творчеству мэтров художественной живописи Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Анри Матисса.

Жорж Брак в качестве основы коллажа использовал газетные вырезки. Покрывая их краской, он стремился к достижению эффекта живописи.

Жорж Брак. Блюдо с фруктами и стакан. Fruit dish and Glass, 1912. Источник: Wikipedia

Что касается Анри Матисса, то его техника была несколько отличной – он разрывал кусочки цветной бумаги и создавал из них цельную композицию.

Анри Матисс. Улитка. The Snail. 1953. Источник: Wikipedia

Так как все трое известных художников дружили, сегодня сложно сказать наверняка, кто является автором этого популярного термина. Тем не менее уже одно его появление стало началом нового этапа развития этого удивительного творческого приема.

Ричард Гамильтон. Что именно делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?. Just what is it that makes today's homes so different, so appealing? 1956. Источник: Wikipedia

А.В. Лентулов. Василий Блаженный. 1913. Источник: Wikipedia

Говоря о советской школе, то нужно отметить, что коллаж и фотомонтаж широко использовался в плакатах той эпохи.

А. М. Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знания. 1925. Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Что такое фотоколлаж?

Д. Хилл и Р. Адамсон. Заседание Свободной церкви в Шотландии. 1843. Источник: Wikipedia

Итак, как можно сделать фотоколлаж из фото? Рассмотрим следующие варианты:

Традиционный фотоколлаж

Традиционный фотоколлаж. Пример.

Тематический фотоколлаж

Тематический фотоколлаж. Пример.

Все элементы коллажа связывает один общий сюжет. Именно поэтому данному варианту отдают предпочтение, когда конечной целью творческого процесса является создание композиции, отражающей динамику: путешествия, дня рождения или свадьбы. Изюминкой этого жанра является фотоколлаж с надписями, иллюстрациями или рисунками.

Модный фотоколлаж

Модный фотоколлаж. Пример.

Здесь акцент ставится именно на макете. Шаблон фотоколлажа тонко подчёркивает тематику собранных вместе фото, с легкостью оживляет статические изображения и создает эффект удивления и восторга.

Силуэтный фотоколлаж

Силуэтный фотоколлаж. Пример.

Оригинальная композиция фотографий, представляющая собой силуэт. Такая композиция оказывает на зрителя двойное воздействие – как самими фотографиями, так и силуэтом, в который они заключены. Свадьба, Новый год, фотоколлаж на юбилей, фотоколлаж детский - любое праздничное событие, освещенное таким креативным способом, станет приятным воспоминанием на долгие годы.

Правила подборки фотографий для коллажа

Тема и настроение

Прежде чем с головой окунуться в создание фотоколлажа, необходимо определиться с тематикой. Если за основу будет взята свадьба, то фотографий со дня рождения бабушки в принципе быть не может. Нужно выбрать только те фото, которые бы максимально отображали тот памятный день.

Композиция

Помимо тематики, тщательным образом должна быть продумана общая композиция художественного произведения. Это может быть фотоколлаж из фото, а можно и добавить разнообразные надписи, зеркала или клипарт, главное, чтобы все смотрелось гармонично, а их интеграция в общий сюжет была оправданной.

Разрешение фотографий

Снимки, которые будут взяты за основу фотоколлажа, непременно должны быть качественными. В особенности если ваше будущее творение будет иметь большой формат. Качество при увеличении размеров исходного фото может страдать, поэтому следует исключить все возможные риски заранее.

Соответствие размеров

Сделать коллаж геометрически ровным легче при выборе фотографий одного формата. В случае с макетом неправильной формы или необычного фотоколлажа выбор фото менее притязательный. Однако в этом случае нужно изначально выбрать главное изображение (центр коллажа), которое в дальнейшем будет задавать основной тон композиции.

Свет и тень

Обратите внимание на угол света и тени на предметах и лицах ваших фото. Если получится подобрать памятные снимки с одинаковыми характеристиками, композиция обязательно получается эффектной и привлекательной.

Яркость и контрастность

Общий интерьер помещения

Немаловажную роль играет интерьер. Продумайте заранее место для фотоколлажа на стене, и тогда шансов на успех будет намного больше. В качестве инструмента единения фона и интерьерного решения можно использовать фон для фотоколлажа.

Создавать удивительные композиции, сотканные из множества разнообразных элементов, любят художники и дети – истинные ценители многогранности современной жизни.

Читайте также: