Как сделать обмен земельными участками

Обновлено: 07.07.2024

В данной статье я расскажу о том, как осуществляется перераспределение участков, которые находятся в частной собственности. Есть ещё вариант перераспределения участков, которые находятся в частной собственности и в государственной или муниципальной собственности, ему я посвящу одну из следующих статей.

Итак, что такое перераспределение земельных участков ? Это комплекс действий по их разделу и объединению.

👆 у собственника два участка , из которых он хочет сделать три или больше;

👆 соседи планируют частично обменяться своими земельными участками или перераспределить их между собой.

Если у Вас возникла такая потребность, сначала необходимо убедиться, что перераспределение возможно. Есть причины , по которым осуществить его не получится , по крайней мере, без предварительной работы:

🚩 Если земельные участки не отмежеваны.

В этом случае прежде всего надо их отмежевать. В ряде случаев при межевании можно сразу выделить участки именно таким образом, как Вам нужно. Это возможно, если количество исходных земельных участков будет совпадать с числом образуемых из них. Кроме того, Росреестр может не согласовать данную схему, если изначальные участки имеют сложную конфигурацию с особенностями. Тогда придётся сначала сделать межевание, а уже затем перераспределять земельные участки.

🚩 Если земельные участки находятся в долевой собственности , и кто-то из собственников не согласен на перераспределение. В данной ситуации Вам придётся идти в суд, но прогнозировать результат сложно.

🚩 Если в результате перераспределения образуемые земельные участки станут меньше или больше установленных минимальных и максимальных размеров по ПЗЗ.

🚩 Если на участках , которые Вы хотите перераспределить, находится объект недвижимости , например, жилой дом, который привязан к ним определенным образом и оформлен в собственность. Он может принадлежать нескольким собственникам, и Вы решили его реконструировать или изменить права совладельцев. В подобных ситуациях возникают сложности с согласованием перераспределения в Росреестре.

Теперь давайте рассмотрим, какие подготовительные мероприятия необходимо провести перед перераспределением.

Это, пожалуй, самый важный момент, и я рекомендую уделить ему самое пристальное внимание. Правильные границы не только дадут возможность провести перераспределение, они являются залогом Вашего спокойствия в будущем.

✅ Если земельные участки принадлежат нескольким собственникам, то между ними нужно заключить соглашение, в котором подробно описать, кому из них какой участок будет принадлежать после перераспределения.

Заявление на перераспределение обязательно должно быть подано всеми дольщиками либо от их имени по доверенности.

✅ При планировании перераспределения нужно учесть, что к образуемым в результате земельным участкам должен быть обеспечен доступ – либо через земли общего пользования, либо через другой участок. Кадастровый инженер, который будет делать Вам схему перераспределения должен это знать и проконсультировать Вас.

✅ Учитывайте, что при перераспределении земельных участков формируется один межевой план , независимо от того, сколько исходных и сколько образуемых участков получится.

✅ Проверяйте точность определения координат границ Ваших исходных участков. В Москве, например, она должна составлять 0,1 метра. Если это требование не выполняется, придется предварительно уточнить границы земельных участков, то есть провести повторное межевание.

Далее я расскажу, в какой последовательности осуществляется перераспределение земельных участков.

1️⃣ Подготовка схемы. Её готовит кадастровый инженер с Вашего согласия по результатам геодезических измерений, либо это делается камерально на основании результатов межевания.

2️⃣ Согласование схемы со всеми собственниками земельных участков, которые принимают участие в перераспределении.

3️⃣ Формирование межевого плана. Это также делает кадастровый инженер, он собирает целый пакет документов: схему, описание координат, своё заключение, согласие собственников и др. Эти материалы записываются в определенном формате на CD-диск с электронной цифровой подписью кадастрового инженера. Кстати, я советую запросить у него копию межевого плана и сохранить, он может пригодиться Вам в будущем.

4️⃣ Подача документов в Росреестр через МФЦ.

5️⃣ Результат – получение выписок из ЕГРН на образованные земельные участки.

Если у Вас остались вопросы и есть интересный опыт, которым Вы готовы поделиться, – оставляйте свои комментарии ниже. Подписывайтесь на мой канал, обращайтесь за консультацией, с удовольствием Вам отвечу. С Вами был Марьян Будич, спасибо за внимание!

Планируете купить эту квартиру? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!

Планируете купить эту недвижимость? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!

Планируете купить этот дом? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!

Планируете купить этот земельный участок? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!

Звоните нам с 11:00 до 16:00

Договор мены земельных участков

Документ, под оформлением которого подразумевается проведение сделки, конечный итог которой представляет собой передачу права собственности на определенную недвижимость другой стороне, заинтересованной в получении указанного надела, а также последующее получение прав собственности на участок, который ранее принадлежал другой стороне.

Об утверждении порядка организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты

1. Утвердить порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (прилагается).

2. Опубликовать постановление администрации города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.

3. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на начальника Департамента землепользования города Южно-Сахалинска.

Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБМЕНУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЙ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРОЕКТОМ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТОМ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУР ИЛИ НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ УКАЗАННЫЕ ОБЪЕКТЫ

1. Общие положения

1.1. Порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (далее - Порядок), разработан в соответствии со статьями 39.21, 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 26.04.2006 N 274/15-06-3 "О Порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск".

1.2. Порядок определяет общие условия, организацию работ, взаимодействие отраслевых (функциональных) органов администрации города Южно-Сахалинска, структурных подразделений аппарата администрации города Южно-Сахалинска, указанных в п. 2.1 настоящего Порядка, и расходные обязательства бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" по финансированию.

1.3. Порядок применяется в случаях обмена земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

1.4. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.

1.5. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в муниципальную собственность указанных объектов.

1.6. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

1.7. При заключении договора мены земельных участков земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

1.8. При заключении договора мены земельных участков цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в муниципальную собственность), должна быть равнозначной.

2. Порядок организации работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности и предназначенный в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты

2.1. Основанием для подготовки проекта договора по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, является утвержденный проект планировки территории и проект межевания территории, которыми предусмотрено размещение на земельном участке, находящемся в частной собственности, объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

2.2. С целью подготовки договора мены ДЗП города Южно-Сахалинска обеспечивает проведение оценки для установления рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2.3. После подготовки проекта договора ДЗП города Южно-Сахалинска:

- направляет проект договора собственнику земельного участка;

- направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области документы для государственной регистрации перехода права земельного участка в муниципальную собственность;

- включает (исключает) земельные участки в реестр муниципального имущества, принадлежащего городскому округу "Город Южно-Сахалинск".

3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в государственной неразграниченной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

3.1. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением работ по обмену земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".

3.2. Финансированию за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" в целях обмена земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на земельный участок, находящийся в частной собственности, подлежит стоимость услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

3.3. Главным распорядителем средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", предусмотренных на оплату услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является ДЗП.

4. Ответственность за нарушение требований Порядка

За несоблюдение требований настоящего Порядка должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц

Действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мена земельного участка на квартиру, дом, автомобиль или другой земельный участок является возмездной гражданской сделкой, по которой осуществляется взаимный переход прав собственности на имущественные объекты. Оба участника такой сделки одновременно выступают в роли продавца и покупателя, а переход прав на недвижимые объекты подлежит обязательной регистрации в службе Росреестра.

Правила мены земельных участков

Договор мены земельных участков

Возможность использовать земельный надел в качестве объекта возмездных и безвозмездных сделок регламентирована ГК РФ и ЗК РФ. Распоряжаться землей может только собственник, временные землепользователи (например, арендаторы) такого права лишены. Нужно учитывать, что любая сделка с земельными наделами подлежит обязательной регистрации в службе Росреестра, поскольку участки относятся к объектам недвижимости.

Ключевые характеристики мены земельных наделов заключаются в следующем:

  • в рамках указанной сделки происходит взаимный переход права собственности на объект мены;
  • земельные участки могут быть обменяны на аналогичные объекты, либо на иные имущественные активы (жилые и нежилые помещения, транспортные средства и т.д.);
  • договор мены может включать условие о выплате одной из сторон денежного вознаграждения, если обмениваемые объекты являются неравноценными по стоимости.

Для всех объектов договора мены стороны должны самостоятельно согласовать стоимостные характеристики. В отношении земельных наделов цена может устанавливаться исходя из показателя кадастровой стоимости или рыночных расценок на аналогичные объекты. Как правило, стоимость объекта или вещи, на которую обменивается земля, признается равноценной, что позволяет избежать доплаты по договору.

Земля может выступать предметом обмена вне зависимости от ее целевого назначения, указанного в правоустанавливающих документах. Для нового собственника сохраняется правовой режим разрешенного землепользования, а его изменение допускается только на основании решения властного органа. Также нужно учитывать следующие обязательные правила мены участков:

  • после регистрации перехода права собственности в службе Росреестра сохраняют свою силу обременения и ограничения, ранее установленные для участка (например, публичный или частный сервитут);
  • если на земле расположено строение или здание, оно подлежит одновременному отчуждению;
  • если обмену подлежит часть земельного надела (например, при долевой форме собственности), потребуется предварительного предложить ее другим собственникам.

Таким образом, мена земельных участков по своей форме аналогична гражданской сделке купли-продажи, поскольку переход права собственности происходит на возмездных условиях.

Порядок мены земельных участков

Поскольку земля относится к недвижимому имуществу, к форме договора ГК РФ предъявляет два требования – он должен быть составлен в виде письменного договора, после чего подлежит регистрации в службе Росреестра. Для обмена долей на участок законодательство предусматривает дополнительное условие – помимо обязательного уведомления других собственников, такие договоры должны удостоверяться через нотариальную контору.

После согласования существенных и дополнительных условий сделки, стороны должны оформить двусторонний договор. В его тексте должны быть указаны следующие пункты:

  • дата и место составления договора;
  • подробные сведения об участниках сделки – паспортные данные на физических лиц, официальные атрибуты предприятий;
  • предмет сделки – данные о земельном участке и объекту, которые обмениваются по договору;
  • сведения о наличии у сторон права собственности на объекты по договору;
  • стоимостные характеристики каждого объекта сделки;
  • размер и порядок перечисления доплаты, если она является условием договора;
  • порядок фактической передачи объектов мены, а также регистрации прав на них у новых владельцев;
  • условия сохранения ограничений и обременений на объекты по договору мены.

Порядок перехода прав на объекты по сделке может существенно различаться. Если участок обменивается на иное недвижимое имущество (квартиру, нежилое помещение и т.д.), регистрация в службе Росреестра будет проводиться одновременно для обоих объектов. Если земля обменивается на транспортное средство, оно регистрируется в рамках самостоятельной процедуры через учреждения ГИБДД. В случае если в обмен на участок передается движимое имущество, регистрационные действия проводятся только в отношении земли (для перехода прав на движимое имущество достаточно заключить акт приема-передачи).

Важное правило регламентировано статьей 568 ГК РФ - если контрагенты не согласовали в договоре стоимостные характеристики участков, они признаются равнозначными по цене. Это условие будет иметь существенное значение для расчета налоговых обязательств, которые возникают для каждой стороны после регистрации договора. Нужно учитывать, что занижение стоимостных показателей в настоящее время не имеет юридического смысла. После подачи в ИФНС декларационных бланков, налоговые инспекторы обязаны провести камеральную проверку документов. Если рыночная цена будет ниже кадастровой стоимости, для расчета налоговых обязательств будет использован второй показатель (при необходимости сумма налога будет доначислена).

Алгоритм действий для регистрации договора

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • общегражданские паспорта на участников сделки, либо документы на юридических лиц;
  • нотариальная доверенность на представителя, если стороны воспользовались таким вариантом проведения сделки;
  • договор мены и передаточные акты;
  • правоустанавливающие документы на имущественные активы – свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.д.;
  • межевой план на землю, если участок ранее не проходил процедуру кадастрового учета;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины (в 2017 году для граждан госпошлины составляет 2000 рублей, для предприятий – 22 000 рублей).

В зависимости от варианта обращения, регистрационные действия будут проведены за срок от 7 до 12 дней (при обращении через Многофункциональный центр регистрация займет на два дня дольше). После завершения регистрационного этапа, новый владелец земельного участка получит выписку из госреестра ЕГРН.

После удостоверительной отметки нотариуса дальнейшие регистрационные действия в Росреестре будут проходить по общим правилам.

Налоговые обязательства по договору мены

Каждый из участников договора мены одновременно выступает продавцом и покупателем по сделке. Следовательно, на них распространяются общие требования о налогообложении. Если предметом мены выступал земельный участок и иной объект недвижимости, налоговые обязательства будут иметь следующие нюансы:

  1. доход, полученный при обмене, будет облагаться по ставке 13%;
  2. для расчета налоговых обязательств учитывает стоимость участка, указанная в договоре, либо кадастровая стоимость;
  3. если период владения участком превышает три года, обязанность по уплате налога не возникает;
  4. при сроке владения менее трех лет можно воспользоваться имущественным вычетом в сумме один миллион рублей, либо вычесть из налогооблагаемой базы стоимость расходов на приобретение земли.

Приобретатель земельного участка также может воспользоваться налоговыми преференциями. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на два миллиона рублей, указанный налоговый вычет должен быть рассчитан приобретателем самостоятельно путем подачи в ИФНС декларационного бланка по форме 3-НДФЛ. Указанный вычет осуществляется за счет суммы НДФЛ, удержанной с приобретателя за предыдущие отчетные периоды.

Указанные налоговые льготы распространяются на участников договора мены вне зависимости от правового статуса объектов. В частности, если владелец автомобиля обменял его на земельный надел, он сможет получить налоговый вычет исходя из стоимости участка, определенного в условиях договора.

С момента перехода прав на нового собственника, у него возникает обязанность уплачивать земельный налог. Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти и рассчитываются исходя из показателя кадастровой стоимости участка.

Читайте также: