Как сделать ножны для узбекского ножа

Обновлено: 05.07.2024

Доброй ночи камрада! решил сделать небольшое пошаговое руководство по изготовлению карачаевского ножа, (клинок, этнический больстер, рукоять и ножны).. покажу именно как делаю я, если будут ошибки и т.д. исправляйте 😊 сильно табуретками не кидаться 😊


1.Берем бланк стали ( в моем случае это сырая сталь м390 от Анзара (спасибо ему)), вместо шаблона использую, бланк вырезанный по чертежу на гидрорезке ( так как оказалось под рукой)

2.Сжимаю "собачкой" и размечаю твердосплавным карандашом, контур


3.Убираю болгаркой все лишнее, охлаждая водой 😊


4.Обдираю грубой лентой контур


4. Отвожу на плоскошлиф и снимают нагар (так как у самого нету такого удовольствия 😞)

5. шлифую торцы более тонкой лентой


6. разметка "плечиков"



7.выравниваю плечики


8.Разметка линии больстера (то есть до куда будет утоплен клинок) и разметка линии спусков разметочным штангенциркулем





8. разметка рк штангенрейсмасом




9. Закрепляю клинок на приспособе для выведении спусков (спасибо Грине за отличную приспособу 😊)

10 черновая обдирка спусков




Отправил на закалку к Юзону, теперь жду 😊
Наконец то клинки у меня 😊

вот он подопытный "кролик"

Притираю голомень на чугунной плите, алмазной пастой


Так как спуски были, на грубую, сведение примерно в 1мм, поэтому убираю грубой лентой р36

Далее чистовая обработка, лентой р80, А160, скотч брайт средний и тонкий ( названии не помню)

Получился вот такой вот сатин

Для больстера (боюнлукъ) я использую медь толщиной 0.5мм

Размечаю, беру немного с запасом, так же керном размечаю где будут отверстия





сверлю отверстие



Убираю перегородки надфилем и подгоняю под клинок, идеальной точности не нужно




Далее для загибки больстера понадобится вот такое приспособление, (если можно это назвать приспособой), представляет собой, плашка древесины с пазом и отверстием под хвостик ( делать лучше из твердой породы дерева, я сделал из дуба)

Паз фрезерую с помощью простой китайской фрезы по дереву

ну собственно и сама загибка больстера: сперва на грубую, в ручную



далее с помощью этой не хитрой приспособы подгоняю больстер к клинку..для этого понадобится кусок трубы, приплюснутый к краю, молоток и тиски, зажав клинок в тисках, не большими ударами подгоняю больстер (то есть медь принимает форму плечиков)




Подготавливаю дерево, под рукоять (в моем случае blackwood)

разметка бруска: оси размечаю с помощью того же штангенрейсмаса (предварительно брусок нужно выровнять) и разметка отверстии под хвостик







Далее сверловка отверстии (сверлю двумя сверлами, сперва короткой, потом длинной)




при помощи фрезы по дереву, фрезерую паз


убираю перегородки, при помощи пилки от лобзика с "кастомной" рукоятью 😊 😊 😊


закрепив клинок в тисках, подгоняю рукоять, не сильными ударами молотком (бить в меру, так как можно расколоть) и паз делаю примерно на 0.1 мм меньше чем клинок "одетый" в больстер, для плотного прилегания



Далее размечаю, плечики или как их назвать не знаю, скосы на бруске, лишнее срезаю на ленточной пиле и выравниваю на гриндере






обычно я на клинках, закругляю обухи, во время слесарки клинка вылетело из головы( вспомнил перед склейкой и закруглил обух клинка


Теперь все это добро заклеиваю: использую эпоксидный клей суперхват, нравится тем что, затвердевает не сильно быстро и густой ( так как жидкий просачивается между больстером и клинком и после загибки лепестков, проявляется вся эта "красота" 😊

Обезжириваю, смешиваю, получается "гламурный" клей 😊 😊 😊




ну и сам момент соединения деталей 😊 😊




Далее опять зажимаю клинок в тисках, и небольшими ударами плотно загоняю клинок на свое место, вытираю остатки клея и оставляю сохнуть ( струбцинами не стягиваю, так клинок плотно сидит в бруске)



после полного затвердевания клея загибаю лепестки, сперва как бы на черновую руками


далее при помощи молотка и небольшой плашки стали, выравниваю лепестки, не сильными ударами молотка, медь равномерно ложится на плечики бруска




для более плотного прилегания лепестков использую супермомент


разметка рукояти


убираю лишнее


далее отмечаю заново оси и границы рукояти

ну и убираю лишнее с больстера и с самой рукояти






даю форму на гриндере, и дорабатываю напильником




шлифовка наждачными бумагами

полировка на без абразивном скочт брайте, с пастой диалюкс (пропитка датским маслом, осталась за кадром)




теперь ножны.. вкладыш сделал из бука, на фрезерном станке с чпу

небольшая доработка и подгонка вкладыша


обдирка и шлифовка вкладыша







пропитка датским маслом

теперь пошивка ножен, изготавливаю лекало, при помощи фольги и малярного скотча ( Муса спасибо большое, за мастер класс по ножнам)






Разметка на коже

Так как кожа не толстая(толщина кожи составляет 1-1.5мм) с ней легко справляются ножницы

разметка отверстии



при помощи бор машинки сверлю отверстие

далее прошивка в стык



далее изготавливаю подвес















вот такие бычаки получились


"подопытный кролик" на фото снизу





Пчак – это национальный узбекский нож, который в последние годы становится все более узнаваемым и востребованным в различных странах по всему миру. Этот предмет приобретают для долгого использования, поэтому у людей возникает вопрос, как правильно хранить и ухаживать за этим изделием. А особо сильные разногласия появляются при обсуждении особенностей заточки ножей пчак.

Заточка или правка

  1. взять в одну руку нож;
  2. в другу руку взять пиалу (разновидность небольшой посуды);
  3. провести пчак по выступающей кромке пиалы плавными движениями;
  4. бережно вытереть нож при помощи ткани.


Важно не только понимать, как точить узбекский нож пчак, но и почему делается именно это. Для ответа на данный вопрос достаточно вспомнить, какой структурой обладает этот предмет.

На вид нож пчак похож на бритву. Его режущая часть плавно перетекает в клинок, и при этом в нем отсутствует угол заточки, присущий большинству видов заводских ножей.

Если выполнить заточку пчака обычным методом, то на рабочей поверхности лезвия образуется скол в виде равнобедренного треугольника, у которого основанием будет клинок. При этом пропадет эффект бритвы из-за появившегося угла заточки.

Также при стандартной заточке с ножа снимается небольшой слой материала, что в будущем негативно скажется на сроке эксплуатации изделия.

Для правки пчака многие люди покупают комплект национальной узбекской посуды. А если купить ее нельзя или посуды просто нет под рукой, то для правки можно использовать и керамический мусат.

Данный способ уже многие века используется народами из Среднем Азии и смог зарекомендовать себя, как наилучший метод придания ножу остроты без нанесения ему какого-либо вреда.

Для правки ножа запрещено использовать шкурку, точильные бруски, напильники и другие предметы с грубой поверхностью.

Если производить правку пчака по всем правилам и рекомендациям, то это не повредит его эксплуатационным качествам и поможет избавить лезвие от неровностей, зазубрин и других недостатков, ухудшающих остроту изделия.

Как ухаживать за пчаком


Сегодня узбекские ножи в основном применяются для хозяйственно-бытовых дел. Они прекрасно для этого подходят, и взамен требуют лишь минимального ухода.

При выполнении этих простых рекомендаций, узбекский нож пчак сможет служить не только, как сувенирное оружие, но и стать хорошим помощником в доме при выполнении каких-либо бытовых нужд на протяжении многих лет.


Пчак, печак (узб. pichog — нож) – национальный нож уйгуров и узбеков с широким прямым клинком. Этот нож появился примерно в конце XIV или в начале XV веков и, несмотря на столь давнюю историю, его формы остаются неизменными и в настоящее время.


У уйгурских мастеров шире ассортимент и больше разнообразия в форме клинков. В традиционном исполнении узбекские и уйгурские пчаки с приподнятым клинком (Кайик) и прямым обухом (Тугри) функционально ни чем не отличаются друг от друга. За то отличия в материалах и отделке колоссальны. Нет двух одинаковых пчаков, каждый из них индивидуален.


Клинки пчаков ковались из сталей самого разного качества. Простые предназначались для изготовления ножей для небогатых слоев населения. Квалифицированные мастера предпочитали работать на заказ и изготавливали клинки для состоятельных граждан из высококачественной стали, колдовали над ее закалкой.

Клинок пчака изготавливался в разных вариантах, согласно своему назначению.

1-й вариант — самый распространенный, когда кончик клинка приподнят вверх выше обуха клинка более чем на 5 мм — "Кайик".


2-й вариант — это нож, у которого клинок с ровным и прямым обухом — "Тугри пчак" или, как его еще называют, "Кассоб пчак". Такой вариант предназначался, в основном, для мясников.


Особенностью узбекского и уйгурского ножа является тонкая округлая рукоятка, которая прикрепляется на уровне обуха, расширяясь к концу. Иногда рукоятка заканчивается крюкообразным изгибом. В древности рукоятку пчака изготавливали из материалов доступных в те времена: дерева, кости, рога.


В наши дни разнообразие материалов гораздо шире. Кроме традиционных материалов рукояти изготавливают из оргстекла, текстолита, латуни, меди и так далее.


Форма рукояти бывает двух видов:
1) Ёрма — это значит накладки с 2-х сторон на хвостовике. Она состоит из двух плашек, которые крепятся к хвостовику.


Прежде чем закрепить плашки, формирующие рукоятку, припаивают гарду и к хвостовику по периметру припаивают полоску из меди, латуни или серебра. Плашки скрепляются металлическими или медными заклепками. Также рукоять может быть наборной, выполненной из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней (например из садафа (переламутра).


2) Сухма — т.е. целиково-всадная рукоять. Она состоит из целикового материала, который можно вставить в хвостовик и этим придать в рукояти классическую форму, которая подходит практически под любую руку. Вариант формы рукояти сухма изготавливается из рога разных животных, оргстекла, текстолита, латуни, меди и других материалов. В инкрустации также могут быть использованы материалы из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней.


Клинок дорогостоящего пчака украшают национальным орнаментом, а рукоятку — круглыми декоративными элементами, называемыми "кёз" или на персидском "чашмак"- это значит"глаз, глазки", которые изготавливаются либо из цветных или драгоценных металлов, либо из кости или перламутра, которые впрессовывают в плашки рукоятки.


Ножны для пчака шьют из натуральной кожи или плотной материи и украшают драгоценными или полудрагоценными материалами (например: латунь, медь, серебро). Внутри них предусмотрены специальные деревянные вставки, чтобы при вытаскивании ножа ножны оставались целыми. Ножны довольно глубокие, так как пчак туда вставляется без дополнительной фиксации. Как и рукоять, они украшаются декоративными цветными кружочками, часто просто нарисованными краской.

У любой конструкции есть слабые и сильные стороны. Сильная сторона пчака — рез, чистый и плавный. Рубка — не его стихия, я бы не стал пытаться рубить им кости, а вот овощи, мясо, фрукты обрабатываются изумительно легко.

Удобная, плотно сидящая рукоять кажется тонковатой, но это лишь первое ощущение. В ширину она больше, чем в толщину, не скользит, если обжирена или намокла. Хотя сделана бывает из скользких материалов — в основном камень, рог, плекс, текстолит.


Подавляющее большинство пчаков, кроме уж совсем специальных мясницких, которые уже и не ножи, а, скорее, секачи, заточены от обуха. Правятся на донышке пиалы, на натянутом ремне с абразивной смазкой.

В драке пчак держат как прямым, так и обратным хватом, предпочтение отдаётся секущим косым ударам с быстрым уводом назад-вбок.


Я покупал два пчака (на фото) — один в подарок, второй себе на кухню. Выбирал их по руке в шоу-руме "Русских Ножей" — у обоих сталь ШХ-15, инкрустированные рукояти, ножны из честной кожи.Оба экземпляра производства "Дукан Востока", оба сведены на мой вкус для пчаков толстовато и перетачивались.

узбекский нож пчак

Пчак относится к национальным ножам народов средней Азии, как правило, это узбеки или уйгуры. Но здесь не все так однозначно. Дело в том, что аналоги пчака существуют и у других народов средней Азии.

узбекский нож пчак

В Таджикистане это национальный нож корд, а в Иране – кард.

узбекский нож пчак

Во многих регионах мира разные народности абсолютно независимо друг от друга приходили к одним и тем же формам ножей, но с поправкой на местные технологии и традиции, так как эти формы являлись оптимальными для конкретных регионов и под конкретные задачи. По одной из версий, первые упоминания о пчаках относятся к XIII веку. А некоторые экземпляры, найденные при раскопках, можно уверенно отнести к заре появления металлообработки, то есть к XII в. и до начала нашей эры. По второй же версии, формирование данного облика ножа, который мы имеем на сегодняшний день, началось не ранее XV века, что было связано с завоеваниями Тамерлана (1336–1405). По одной из теорий, Тамерлан запретил кузнецам-оружейникам выпуск кинжалов и другого распространённого оружия, что и привело к созданию первого пчака.






узбекский нож пчак

Если, кроме исторических вероятностей, рассматривать и предания летописцев, то можно упомянуть персидского царя Дария I из династии Ахеменидов, пришедшего с войной на среднюю Азию. Его приказом персидскому войску запрещалось уничтожать храмы и их служителей, чем в свою очередь с успешной коварностью пользовались дервиши (мусульманские монахи кочевники). Пользуясь благородством Дария, они просили приюта у персидских воинов. А под покровом ночи доставали из своих одежд, напоминающих лохмотья, неприметные пчаки и резали солдат – столько, сколько успеют до поднятия тревоги.

узбекский нож пчак

Получается, пчак – это боевой нож? Это не совсем так. Вообще, если рассматривать термин "боевой нож", то это не какой-то предмет особой формы и функционала, а просто нож, который участвовал при выполнении боевых действий. Проще говоря, любой, хоть бабушкин, наполовину сточенный кухонный нож, участвовавший при рукопашных в окопах, спец операции при ликвидации живой силы противника, уже приобретает статус боевого ножа. Пчак – это не название определенного вида ножа, как многие считают. Дословно – это нож, и не более того. Так же бытует распространённое заблуждение что пчак относится исключительно к ножам кухонного типа, но это совершенно не так, это скорее универсальный инструмент, неплохо справляющийся с различного рода задачами, начиная от резки овощей и заканчивая перерезанием сухожилий добычи на охоте.

Конструкция пчака и его особенности.

Даже не особо разбирающемуся в ножах человеку будет достаточно лишь взглянуть на этот нож, чтобы увидеть в нем всю тонкую суть востока.
Клинок имеет длину от 130 до 250 мм, при ширине 30 - 55мм и толщине обуха от 1,5 до 5мм. Такой разбег в габаритах обеспечивает возможность разнообразного применения ножа, начиная от тонкой шинковки продуктов и заканчивая грубой работой по костям вместо кухонного топорика. Так же значительную роль играет и отсутствие жестких догматов – каждый кузнец, каждая семейная династия имеет собственные взгляды на правильный пчак, пытаясь привнести в него что-то своё, но при этом не изменяя основных форм.

узбекский нож пчак

Формы клинка пчака

Традиционно пчак имеет три самые распространенные разновидности клинка.
Самой популярной из них является Кайкэ. При данной форме остриё клинка чуть приподнято над линией обуха или находится на одном с ним уровне.

узбекский нож пчак

При второй форме, Толбарги, остриё клинка опущено ниже линии обуха, в отличие от предыдущего. Такой вид особенно популярен у мясников.

узбекский нож пчак

Третья форма клинка же снискала популярность у рыбаков Аральского моря, среди которых было много казахов, что и способствовало получению такого имени, как казахча. Данная форма примерно на середине клинка имеет плавную выемку на обухе, а далее снова подъем обуха к острию.
Такая необычная геометрия предназначена для эффективной очистки рыбы от чешуи.

узбекский нож пчак

В принципе можно выделить еще одну форму, стоящую особняком – кушкамалак. Клинок данного вида плавно сужается от рукояти к острию, внешне имеет крайне хищные формы, чему также способствует наличие двух доллов, рукоять в отличии от предыдущих видов, имеет хорошо развитый упор. По всей видимости, именно этот вид и применялся в кровавых стычках.

узбекский нож пчак

Но все это разнообразие форм, объединяют одни и те же геометрические характеристики, независимо от мастеров, династий, районов, и прочего, и так давайте для начала рассмотрим клинок.

Геометрия клинка

Клинок обязательно имеет спуски от обуха с залинзованным подводом. Также по обуху идет плавное сужение к острию (клин по обуху). За счёт того, что подвод залинзован, многие считают, что сведение в чистый ноль, но это обман зрения, не более того. Правда, справедливости ради стоит отметить, что залинзованный подвод встречается на низкобюджетных моделях. Если же нож от известного мастера, то тогда геометрия в разрезе будет иметь слабовыпуклую линзу в честный ноль.
Подобная геометрия клинка позволяет иметь шикарный проникающий рез, отлично разваливающий различные продукты, а учитывая, что выпуклая линза может иметь разнообразную пологость и радиус схождения к вершине режущей кромки, варьирование этих факторов позволяет получить или тончайший скальпель, дающий филигранную нарезку, или же крайне устойчивый к тяжелым нагрузкам клинок.
Но подобная геометрия создает определенные условия при выборе стали для производства. Традиционно на пчаках используется исключительно углеродистая сталь довольно бюджетного сегмента, и это неспроста. Дело в том, что при одной ценовой категории углеродистая сталь по таким своим характеристикам, как агрессивность реза и стойкость удержания режущей кромки всегда будет превосходить своего нержавеющего визави. Если же брать нержавеющую сталь с такими же механическими характеристиками, то ее стоимость будет значительно дороже, плюс обработка сложнее, и последующая заточка тоже. Соответственно это увеличивает стоимость конечного изделия, и затрудняет заточку простому обывателю. А в Средней Азии особо с заточкой и не заморачиваются – обратная сторона керамического блюдца – вот и вся заточка.

В нынешнее время, мастера средней Азии при производстве своих пчаков предпочитают использовать углеродистую сталь марки ШХ15. (обойма подшипника) Это объясняется дешевизной и легкодоступностью сырья, но при этом ШХ15 имеет изумительный агрессивный рез, но, конечно же, при правильной термообработке. Также ножи изготавливают из инструментальных углеродистых сталей класса У7,У8 и т.д.

Монтаж рукояти

Монтаж рукояти пчаков можно назвать “скрытый фултанг”. Хвостовик в точности повторяет форму рукояти, а по бокам заклепками крепятся две плашки, далее по периметру хвостовика припаивается медная или латунная металлическая полоска – бринч, четко подгоняющаяся заподлицо. Сами же материалы накладок рукояти крайне разнообразны.

узбекский нож пчак

Это может быть рог, кость или дерево, также иногда встречаются наборные рукояти из синтетических или натуральных материалов. Рукояти же премиальных моделей пчаков имеют декоративную всечку из различных драгоценных металлов или же камней, которые обрамляются цветными металлами.
Больстер может быть выполнен из обычной нержавейки с нанесением различных узоров путём гравировки, или же из меди и латуни с гравировкой и последующим чернением.

узбекский нож пчак

Но, к сожалению, современные реалии таковы, что процесс упрощения и удешевления производства добрался и до пчаков. Сейчас можно встретить данные ножи с обычным накладным монтажом рукояток, вместо всечки наляпана краска, вместо гравировки идет обычная штамповка, не говоря уже о кустарно отслесаренных, кривых клинках. Но не стоит беспокоится, ещё остались некрупные семейные династии мастеров, до сих пор создающие пчак, в котором отражена тонкость самого Востока.

Ножны.

Традиционно ножны для пчака – чулочного типа, это значит, что изготавливаются они из единого куска кожи, сшиваясь одним швом по внутренней стороне. На ножны наносится тиснение с различной символикой, рассуждать и спорить о которой – дело крайне неблагодарное, это же касается и символики на рукоятях. Даже историки не могут прийти к единому мнению на сей счёт, поэтому лезть в эти дебри не стоит.

узбекский нож пчак

На более же бюджетных моделях пчака, особенно в наше время, когда рынок наводнил ширпотреб, часто вместо натуральной кожи с тиснением можно встретить тонюсенький кожзам, или же вообще синтетический текстиль.

Пчак в культуре и традициях

У многих народов ножи или длинноклинковое оружие являлось не только функциональным предметом для выполнения тех или иных задач, но и нередко возводилось в культ или же ему приписывались различные магические качества.

У народов Средней Азии пчак до сих пор считается одним из лучших подарков, который говорит о проявлении максимального уважения одаряемому, которому впоследствии такой подарок будет служить амулетом, отгоняя злых духов и различные неприятности.
В древние же времена убранство пчака на поясе, а пчак носили всегда, мог рассказать многое о статусе своего владельца, его положении в обществе и так далее.
По поверьям, пчак, положенный под подушку младенца, обеспечивает малышу крепкий сон и здоровье. А при болезни взрослого человека пчак прикладывали ко лбу – считалось, что он помогал отгонять злых духов.

Вот такой вот непростой пчак. Восток, как говорится, дело тонкое.

узбекский нож пчак

Читайте также: