Как сделать нотариально заверенную копию свидетельства о браке в электронном виде

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Документы такая вещь, что могут запросто потеряться или испортиться. При переезде многие теряют бумаги из-за сложности соблюдения порядка, и потом нуждаются в их восстановлении. Но если документы были нотариально оформлены, у нотариуса можно запросить оформление дубликатов документов. Но нотариус может выдать дубликат документа не всегда и не всем. Именно потому прежде чем идти к специалисту стоит выяснить, если ли в этом смысл конкретно в вашем случае.

Когда возможно оформление дубликата у нотариуса

Если документ изначально был заверен нотариусом, он может оформить дубликат. Чтобы получить копию документа, нужно соблюсти некоторые условия:

  • документ, чей дубликат запрашивается у нотариуса, должен быть утрачен (его потеря связана с действиями человека, который запрашивает копию);
  • в утраченном/испорченном документе были прописаны условия нотариальной сделки или в нем содержались исполнительные надписи;
  • экземпляр нужного документа хранится среди дел нотариуса (поскольку у разных документов есть свой срок хранения, если прошел большой отрезок времени, бумаги может уже не быть);
  • о выдаче дубликата заявляет лицо, которое имеет непосредственное отношение к документу, чья копия запрашивается.

Дубликат – это не совсем копия документа, а его замена. Она оформляется только в одном экземпляре и выступает заменой окончательно утерянного подлинника. Если нужно получить несколько копий, их делают уже из дубликата и также заверяют у нотариуса (по необходимости). После того как заявителю выдадут дубликат, сведения об этом вносят в специальный реестр, где фиксируются все нотариальные действия.

Какие дубликаты можно получить у нотариуса

Получение дубликата может понадобиться не только физическим, но и юридическим лицам. Учитывая разницу между ними, в качестве дубликатов могут использоваться разные документы. Юридические лица чаще всего запрашивают дубликаты таких бумаг:

  • нотариально заверенный устав компании;
  • разной учредительной документации;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговой;
  • разные договоры и свидетельства;
  • приказы.

Отсутствие порядка в документах может помешать, когда компания принимает участие в тендерах или конкурсах, бумаги нужно предъявить в суд, а оказалось, что подлинники затерялись при переезде или просто по неосторожности персонала. Нотариус их хранит, и может выдать по запросу. Даже если у организации есть копия, в некоторых сделках она не может её использовать взамен оригинала. А дубликат является равноценной заменой.

Физические лица заказывают дубликаты таких документов:

  • свидетельств разного типа (о рождении, смерти, браке);
  • трудовой книжки;
  • различных договоров (дарения, купли/продажи).

Если утерянный документ не был заверен нотариально, нотариус не может выдать его документ, поскольку у него его нет.

Особенности соблюдения порядка в оформлении дубликата документа (на примере компании)

Основанием для выдачи дубликата является специальный акт, который подтверждает, что дублируемый документ был утерян или получил повреждения, мешавшие его полноценному использованию. Составление акта ложится на плечи специальной комиссии. В акте указывается:

  • название документа;
  • номер и серия;
  • дата выдачи;
  • содержание;
  • причины утраты;
  • состав комиссии.

В самом конце должны стоять подписи всех участников комиссии. Акт подписывает председатель комиссии, все ее члены и генеральный директор компании. Дальше можно начинать процедуру восстановления документа, путем получения дубликата.

Дальше пишется письменное обращение к нотариусу, где выдвигается просьба предоставить дубликат документа, нотариальным оформлением которого специалист занимался. Если оригинал испорчен, его нужно приложить к заявлению. Также прилагается акт, составленный комиссией. Практика показывает, что лучше сразу заверить два экземпляра заявления, чтобы на втором оставить отметку о получении, и тем самым избежать споров о том, когда должен быть выдан дубликат.

Порядок выдачи дубликата (для физического лица)

Чтобы заверить утерянный документ, нужно выполнить оформление правильно, соблюдая порядок. Процедура состоит из нескольких этапов, что должен пройти человек, который хочет получить дубликат. Нотариус, выдающий дублированную копию бумаги, проходит свои этапы производства. Схема обычная как для физических, так и для юридических лиц, но имеет отличия:

  • Заполнение специальной формы, где указывается, дубликаты каких документов требуется заменить. Следует указать не только название документа, но и его номер, и другие важные опознавательные знаки.
  • Составление записки, в которой поясняется, на каких основаниях запрашиваются дубликаты. Можно написать, что документ был потерян, его украли, повредился в ходе стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.).
  • Оплата госпошлины. Платить госпошлину требуется не на все виды документов, и только при некоторых обстоятельствах их утери. Желательно уточнить этот факт у специалиста, прежде чем идти в банк. К заявлению прикрепляется чек, подтверждающий оплату.
  • Отправка всех необходимых бумаг нотариусу.

Останется подождать, пока специалист подтвердит оформление и выдаст заверенный дубликат в соответствии с правилами.

Планируете семейное путешествие за границу и нужно получить визы? Подумываете о трудоустройстве в другой стране? Тогда вам могут понадобиться нотариально заверенные копии документов. Например, свидетельства о рождении, свидетельства о браке, диплома. Чтобы заверить у нотариуса копию документа, рекомендуем выполнить следующие действия.

Шаг 1. Убедитесь, что копию вашего документа можно заверять

Нотариус не заверит копию документа, в котором в том числе :

— есть подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления. Под неоговоренными обычно понимают исправления, не заверенные подписью лица, которое их внесло, и печатью соответствующего органа (организации).

Обратите внимание!
Копии некоторых документов нотариус не заверит, если оригиналы содержат даже оговоренные исправления. К ним относят документы, выданные :
органами ЗАГС и их архивами;
управлениями юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;

— содержатся сведения, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию других лиц;

— отсутствуют все обязательные для данного документа реквизиты. Например, регистрационный номер документа, дата его выдачи, срок действия.

На заметку
Нотариус вправе заверить копию документа, срок действия которого закончился ;

— изложено содержание сделки с участием физлица. Это может быть договор между гражданами или организацией и гражданином, например, купли-продажи, подряда и др.

На заметку
Заверить копию документа, который выдан гражданином, можно, если его подпись предварительно засвидетельствована, в частности, нотариусом ;

Обратите внимание!
Нотариус не заверит копию брошюры, газеты или другого печатного издания .

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

Чтобы заверить копию документа, вам понадобятся :

1) оригинал документа.

Обратите внимание!
В некоторых случаях вы сможете обойтись без оригинала. Нотариус вправе заверить и копию с копии, если первоначальная копия соответствует одному из условий :
— заверена нотариусом;
— выдана организацией, от которой исходил подлинный документ, с указанием, что оригинал хранится в этой организации. Такая копия должна быть выполнена на фирменном бланке, заверена подписью руководителя и печатью организации;

2) копия документа, которую вы хотите заверить. Ее может изготовить нотариус. За это придется дополнительно заплатить. Вы можете сделать копию документа и самостоятельно, например отснять его на ксероксе.

Обратите внимание!
Делать копию на факсимильном аппарате (факсе) нельзя. Такую копию нотариус не заверит .

Допустимо также переписать документ от руки. Это нужно делать четко и разборчиво на стандартных листах, без многочисленных вставок, ссылок и исправлений. При этом нельзя использовать карандаш, ручку с красными или зелеными чернилами, писать очень мелким почерком. Текст копии должен полностью соответствовать оригиналу, без сокращений и искажений .

Обратите внимание!
Копия, которая состоит из двух и больше листов, должна быть прошита (прошнурована), а листы в ней — пронумерованы. Прошивать (прошнуровывать) копию можно только белыми или красными нитками (лентой) . Вы можете сделать это сами либо оплатить оформление копии нотариусом;

3) документ, удостоверяющий личность, например паспорт или вид на жительство;

4) документ, подтверждающий льготы по оплате нотариального тарифа. В частности, пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида.

Шаг 3. Уплатите нотариальный тариф

Пенсионеры и инвалиды I и II группы оплачивают заверение копии в размере 50% установленного тарифа. Льгота действует, только если заверяется копия документа, который выдан на имя пенсионера (инвалида) .

Платежи, которые может понадобиться уплатить при заверении копии документа, приведены в таблице .

Уплачивать нужно не все перечисленные платежи, а только необходимые в конкретной ситуации. Например, если вы самостоятельно сделали копию документа и вам не нужен выезд нотариуса на дом, то вы не будете за это платить.

Шаг 4. Обратитесь к нотариусу (в нотариальную контору)

Прийти к нотариусу может любое лицо, даже если документ ему не принадлежит . Например, вы вправе обратиться для заверения копии свидетельства о рождении племянника. Заверить копию вы можете у любого нотариуса в любой нотариальной конторе по своему выбору. Чтобы сократить время ожидания, целесообразно записаться на прием заранее. Это можно сделать, в том числе, на сайте Белорусской нотариальной палаты.

Нотариус изготовит копию документа (если вы не сделали это самостоятельно), проверит ее соответствие оригиналу и поставит отметку о верности копии. Заверенную копию нотариус отдаст вам на руки.

Статья 52. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов

В случае утраты лицом, от имени или по поручению которого совершалось соответствующее нотариальное действие, документа, выражающего содержание нотариально удостоверенной сделки, исполнительной надписи, или нотариального свидетельства, экземпляр которых хранится в делах нотариальной конторы в соответствии с частью второй статьи 44.1 настоящих Основ, по заявлению в письменной форме такого лица, его представителя или правопреемника выдается дубликат утраченного документа. Дубликат нотариально удостоверенного завещания после смерти завещателя может быть выдан также любому из указанных в завещании наследников или отказополучателей, а также исполнителю завещания. Дубликат договора, на основании которого построены или приобретены прежним собственником здание, строение, может быть выдан лицу, подтвердившему свое право собственности на соответствующие здание, строение.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выдача дубликатов документов производится с соблюдением требований статей 5 и 50 настоящих Основ.

В некоторых случаях, прежде чем совершить какое-либо действие, необходимо получить нотариально заверенное согласие другого человека, например супруга или родителя. Согласия требуются, когда, например, один из родителей хочет вывезти ребенка за границу, а супруг - заключить сделку, затрагивающую права совместной собственности.

Нотариусы рассказывают, что, обращаясь с просьбой заверить согласие, граждане часто забывают взять с собой свидетельство, а иногда оно настолько повреждено, что прочитать невозможно. Раньше нотариальное действие приходилось откладывать, пока гражданин не предоставит документ, по которому можно установить юридически значимый факт однозначно. Сегодня, оказывается, все проще, и для нотариусов, а главное - и для граждан.

- Сейчас у нотариусов есть доступ к сведениям, хранящимся в едином государственном реестре ЗАГС, - говорит екатеринбургский нотариус Ольга Филиппова. - По запросу нотариуса через единую информационную систему нотариата приходит информация о наличии актовой записи органов ЗАГС.

Для того чтобы получить сведения о рождении гражданина, достаточно ввести фамилию, имя, отчество и дату рождения человека, и в ответ на запрос приходит исчерпывающая информация: реквизиты свидетельства о рождении, данные отца и матери, реквизиты документа, подтверждающего факт рождения. Если у гражданина нет указанных свидетельств, нотариус сам запрашивает информацию из реестра ЗАГС, и при ее наличии клиентам не нужно никуда дополнительно обращаться.

Читайте также: