Как сделать низкочастотный трек

Обновлено: 04.07.2024

Хочу изменить частоту баса в песни до 33-38Гц? С помощью какой программы можно это осуществить?

Установил Sound Forge
А немогли бы вы подробно описать как это сделать или ссылочку на то как это делается? с этой программой я еще не работал! незнаю где че как?

Вообще, зависит от того, что вы имеете в виду. Если есть просто готовая песня, то отдельно частоту баса изменить не получится, только если отредактировать эквалайзером всю песню. Например обрезать все нижние частоты до 33 Гц. В Sound Forge есть эквалайзер, в Adobe Audition, короче в любой программе для редактирования аудио.
А если есть песня, еще не сведенная, то звуковую басовую дорожку можно тоже отредактировать эквалайзером отдельно.

Svedenie treka

В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.

Так сколкько стоит сведение трека?

Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15 тысяч рублей.

Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3 тысячи рублей.

На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.

4 принципа сведения трека

Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:

Динамическая обработка и эквализация

Динамика

Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.

Динамика — это изменение громкости музыки в течение времени.

В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:

s(m)exoscope

Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.

Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.

Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2

fabfilter pro c2

Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.

Эквализация

Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.

Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.

Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.

С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.

Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:

На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕ области частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.

equalization

Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3

Fabfilter Q3

Баланс громкости инструментов

Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.

Сергей Изотов

Панорамирование

Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.

Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.

Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.

Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.

Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.

panoramirovanie

Громкость, реверберация и дилей (delay)

Громкость

Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим. Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.

Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.

Реверберация

Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.

Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.

В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla

Valhalla VintageVerb

В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.

Дилей

Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.

На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:

А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:

Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys

Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.

С чего начать сведение?

Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.

Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:

Studio One

Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE

Как установить правильную громкость?

Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.

Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.

s(m)exsoscope

Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.

Какая аппаратура нужна?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3

Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.

Статья полезна 9

Зря потратил время

Вывод

Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.

Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.

Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.


Большинство музыкантов, саунд инженеров и продюсеров хорошо знают, какое значение имеет мастеринг при производстве музыкальной продукции. Как мы уже обсуждалось в предыдущих статьях, мастеринг — само по себе искусство, и лучше, если оно будет в руках специалиста.

Инженеры мастеринга могут помочь усовершенствовать проект, придать ему отполированного блеска и красоты, а вот насколько качественный будет результат в большой степени зависит от предоставленного материала. Учитывая всё это, давайте взглянем на некоторые ошибки, которые допускают музыканты, которые присылают свои записи на мастеринг.

Слишком много низких частот

Ни для кого кого не секрет, что большинство музыки делается в прожект студиях. Громкие низы, возможно, одна из самых распространённых проблем фонограмм, поступающих из домашних студий. Обычно это напрямую связано с помещением, где производится запись. Большинство таких студий не имеет хорошей акустической подготовки помещения, в них много звукоотражающих или, наоборот, звукопоглощающих поверхностей. Не всегда прожект студии используют качественные дорогостоящие мониторные колонки. В результате низкочастотный диапазон имеет неравномерную характеристику – басс грохочет или гудит. А поскольку некоторые низкие частоты в таких записях имеют очень высокую громкость, то других частот за ними становится не слышно. К тому же это приводит общему к частотному дисбалансу в фонограмме. В наших статьях Вы найдёте информацию о том, как правильно сбалансировать акустику в Вашей студии и расположить правильно мониторные колонки.

Ужасно задранные верхние частоты

В другой части спектра находятся высокие частоты, которые также значительно влияют на результат. Нормально звучащие у вас дома высокие частоты, могут совсем по-другому проявить себя в процессе прослушивания на других колонках, на большом звуке или в клубе. Самый простой совет избежать этого — умеренно и благоразумно использовать эквалайзер. Не стоит задирать на бешеное количество децибел высокие частоты – это неправильно и значительно усложняет процесс мастеринга. Постарайтесь добиться более сбалансированного звучания. Если это будет необходимо, то на этапе мастеринга, баланс высоких частот можно будет скорректировать, и поверьте, хороший мастеринг инженер сделает это корректнее и правильнее.

Высокие частоты

Свистящие звуки в вокале

Отсутствие динамического диапазона

Возможно, это одна из наиболее обсуждаемых тем в современных звукозаписывающих кругах. Приблизительно в прошлом десятилетии развернулась нешуточная борьба за максимальную громкость. Музыка становится все громче и громче. Порой эта война губит даже очень хорошие записи. Ряд звуко-инженеров из организации Audio Engineering Society (AES), а так же такие знаменитости как Боб Кац ведут активную борьбу с этим, предлагая новые стандарты измерения громкости звука . Но это уже другая история.

Если вкратце, то если сильно увеличивать громкость аудиозаписи, то обязательно возникает проблема, которая заключается в том, что происходит сжатие динамического диапазона Ваших треков. Динамический диапазон — это разница между самым громким и самым тихим участком звуковой дорожки. Послушайте, например, классическую музыку, где в некоторых моментах оркестр еле-еле слышно, а в некоторых происходит взрыв и барабан и медные духовые инструменты звучат ощутимо громко. Такую запись слушать приятно и интересно. А теперь представьте, что она будет звучать все время с одинаковой громкостью, все удовольствие от прослушивания сразу же пропадает — это и есть суженый динамический диапазон. В идеале все треки, которые Вы приносите на мастеринг, должны иметь максимум -3 db для самых громких звуков (например, барабан), в то время как остальная часть трека должна находиться в приблизительно диапазоне от -6 db до -10 db в зависимости от музыкального стиля.

Проблема же заключается в том, что присланная на мастеринг, с сильно cжатым динамического диапазоном, запись, отнимет много времени и сил у инженера по мастерингу. Ведь хороший инженер использует многополосную компрессию — улучшает басы, добавляет чистоты и ясности звучания инструментам, с использованием различных алгоритмов компрессии для различных диапазонов частот, а когда у него нету пространства для маневра, то есть достаточного динамического диапазона, то и работу свою сделать качественно он просто не сможет.

Сильно лимитированные треки

Вот наглядный пример, как выглядит нелимитированный трек с нормальной динамикой (есть участки тихие и громкие):

Нелимитированная запись

и как выглядит тот же трек сильно сжатым динамическим диапазоном (везде звучит громко из-за того что сильно лимитирован), который никак не годится для мастеринга – его просто не примут, уважающие себя студии:

Сильно лимитированная запись

Пережатая дорожка в миксе

Нехватка панорамирования

Панорамирование — это очень простой и эффективный способ придать Вашей фонограмме немного объёмности. Если у Вас несколько гитар, синтезаторы, бэк-вокал и вы их разведете по панораме, то они уже не будут все одновременно звучать в одном пространстве строго по центру, в результате станет меньше “каши” и вы сможете более отчётливо услышать каждый инструмент. Кроме того, Вам не придётся деструктивно использовать эквалайзер или другие эффекты, чтобы выделить эти дорожки в Вашей фонограмме.

Цифровой мастерингАналоговый мастеринг
Старая цена 1500 руб. за 1 трек 1900 руб. за 1 трек
АКЦИЯ1000 руб. за 1 трек1500 руб. за 1 трек

Но излишне увлекаться не стоит. Многие продюсеры склонны панорамировать все звуки подряд и даже те, которые должны находиться по центру. В результате получается беспорядочный набор звуков в фонограмме, в которой абсолютно отсутствует собранность. Ведь мы привыкли к тому, что некоторые инструменты должны звучать по центру, допустим, удары барабанов, вокал или бас, поэтому лучше их там и оставить.

Проблемы с фазой

Большинство цифровых аудиоредакторов (DAW) работают с неограниченным количеством звуковых дорожек, а компьютеры настолько мощные, что возникает стойкое желание все записывать в стерео. Да, хорошо записанная в стерео акустическая гитара, может добавить Вашей записи глубину и характерное звучание. Однако, после этого внимательно проверьте фонограмма моно-совместимость, чтобы избежать фазовых ошибок из-за плохо расположенных микрофонов. Причиной таких фазовых ошибок могут и стерео-микрофоны. Только проверив запись на моно-совместимость, вы сможете услышать, исчезают ли при этом какие-либо определённые частоты или даже целые инструменты. Бывает так, что струнная партия, бэк-вокал, широкие пэды (да все что угодно!) может полностью исчезнуть в моно звучании. Даже если Вы и в мыслях не допускали использование вашей записи в моно проигрывателях (кто сейчас слушает моно музыку?), всегда есть сотовые телефоны, ноутбуки, потолочные громкоговорители в торговых центрах и телевизоры, которые играют моно звук. Уделите минутку тому, чтобы проверить и скорректировать фазу и это избавит Вас от дальнейших проблем. Просто нажмите кнопку Мono, и посмотрите, что будет. Эти принципы также применимы относительно реверберации. Очень часто эффект холла при записи вокала полностью исчезает, если переключиться в режим моно звучания.

Смещённые по времени дорожки

А это уже совсем никуда не годится. Если Вы присылаете на по-канальный мастеринг (или сведение) набор отдельных звуковых дорожек (барабаны, бас, гитара, синтезатор, бэк-вокал), следите, чтобы они начинались в одно и то же время с нулевой точки по шкале. Поскольку отнимает очень много времени понять, как и где у вас должен вступать определенный инструмент, иногда надо потратить несколько часов, послать несколько емайлов и сделать несколько звонков по скайпу, чтобы выяснить это. Ведь все это время работа простаивает.

Как Вы могли заметить, существует бесконечное число камней преткновения, которые портят Вашу фонограмму и задают работу инженерам по мастерингу. На самом деле их гораздо больше, чем мы могли перечислить в этой статье. Главное, как всегда, используйте Ваши уши, слушайте внимательно, и изучитетехнические требования, учитесь на ошибках, о которых мы рассказали выше, и Вы достигнете лучших результатов.

Учимся правильно готовить трек к профессиональному мастерингу. Есть несколько очень важных моментов, которые позволят достичь наилучших результатов и избежать грубых ошибок. Особенно это относится к проработке низких частот и низкой середины.
Если это сделать до мастеринга, то результат на выходе будет значительно чище и громче.

Профессиональный мастеринг

Главная цель мастеринга это доведение готового микса до коммерческого звучания. В первую очередь, это касается работы с громкостью. Микс, после мастеринга начинает звучать в полную громкость, благодаря максимизации. Здесь же работают с пиками и лимитером выравнивая фонограмму. Эквалайзеры применяются для коррекции общего спектра, а эксайтеры усиливают и скрашивают звучание будущего трека различными способами. Важно, чтобы микс, после мастеринга, звучал не только громко, но и достаточно широко, поэтому проводится работа и над стерео звучанием микса.

Все начинается с микса

Мастеринг является завершающей стадией продакшена и осуществляется на мастер-канале, обрабатывая звучание готового микса. Микс, на стадии мастеринга, представляет из себя единый аудио-трек, который экспортируется из проекта, после сведения и удовлетворяет требованиям готового микса. Это очень важный момент, ведь от качества микса зависит качество будущего мастер-трека.

Если вы недовольны качеством звучания микса на этапе сведения, не следует надеяться на то, что мастеринг все исправит. В этом случае лучше не приступать к мастерингу, а уделить больше времени этапу сведения, как бы утомителен он не был. Давайте слуху отдохнуть и делайте перерывы. Не следует объединять мастеринг и сведение в один процесс - вы получите еще больше проблем, чем у вас было. Вы узнаете больше о правильном процессе сведения в нашем онлайн-тренинге Микс-мастер 2018 .

Многие новички часто путают процесс сведения с мастерингом. Сведение обычно предшествует мастерингу и заниматься работой, свойственной сведению на этапе мастеринга, считается грубой ошибкой. Процесс мастеринга затрагивает следующие моменты: объединение общего звучания записи, поддержание согласованности треков в альбоме и подготовка к распространению. Давайте разберем все эти моменты.

Звучание записи

Целью этого шага является исправление проблем в балансе микса и усиление конкретных акустических характеристик, здесь над хорошим миксом производится финальная обработка. В процесс вовлечены работа с громкостью и украшение микса. Можете представлять этот этап как разницу между просто хорошим звучанием микса и профессиональным звучанием мастер-трека.

Этот процесс может включать добавление расширяющей эквализации, применение компрессии, лимитирование и т.д. Вообще, этот этап называют пре-мастерингом, но для простоты, назовем его просто - мастеринг.

Согласованность в альбоме

Отдельно стоит рассмотреть момент звучания каждого индивидуального трека и общего звучания треков в альбоме, когда они проигрываются по порядку, один за другим. Согласовано ли их звучание между собой? Одинаковая ли у них громкость? Имеет ли коллекция треков общий характер? При этом, слушатель не должен настраивать громкость при переключении от трека к треку.

Процесс во многом связан с предыдущим этапом, но больше внимания уделяется последовательности звучания отдельных треков между собой. Это не означает, что можно просто использовать один пресет на всех треках, чтобы они звучали одинаково. Вместо этого нужно наладить разницу между треками и сохранить (или даже усилить) характер каждого из них. Правильный подход, это индивидуальные настройки для каждого трека, не забывая об общей картине альбома.

Подготовка к распространению

Последним шагом является подготовка трека или альбома к скачиванию, выпуску или к репродукции. Настройки экспорта могут зависеть от предпочитаемого формата передачи. В случае CD, трек преобразовывается в аудиозапись формата 16 bit/44.1 kHz с помощью ресемплирования и иногда, дизеринга. Также, с треком может предоставляться дополнительная мета-информация, специфичная для записи на CD. Для распространения в вебе может понадобиться дополнительная настройка громкости для преобразования в AAC, MP3 или в High-Res аудио.

Правильный мастеринг в домашней студии

Эквализация

Эквализация на стадии мастеринга отличается от эквализации, которой вы пользовались при cведении . Здесь эквалайзер воздействует не на отдельные части микса, а на всю фонограмму. Соответственно и цели преследуются другие. Воздействие тут более деликатное, призванное сделать звучание трека как можно натуральней, с точки зрения акустических характеристик и баланса.

Частая практика при мастеринге, это срез низких частот ниже 30 Hz high-pass фильтром. Это избавляет трек от ненужного грохота. А небольшое усиление частот high-shelf фильтром, выше 12 kHz, придает треку резкости. При условии хорошего микса, такие воздействия обычно колеблются от +/-0.5 до 1.5 dB.

Динамика

Это самая важная часть мастеринга. Для того, чтобы добиться коммерческого звучания, здесь используются компрессоры, лимитеры и экспандеры. Важно научиться настраивать компрессор, в зависимости от участка, на котором он используется. Начните с параметра ratio:

В миксе : Попробуйте значения от 1.1 до 2.0. Иногда, танцевальные треки выигрывают от более высоких значений.

Бас и бочка : Попробуйте значения от 3.0 до 5.0. В зависимости от звука, который вы ищите, вы можете опускаться вплоть до 10.

Максимайзер

Иногда, компрессии бывает мало для того, чтобы трек звучал достаточно громко. Здесь поможет максимайзер. По сути, это комбинация компрессора и лимитера. Воздействие максимайзера сказывается не только на усилении громкости, но и на коррекции пиков. Чтобы самые громкие пики не выходили в зону клиппинга, используйте лимитер. Он срезает громкие пики параметром threshold, после чего, общая громкость поднимается параметром gain до 0 dB. Таким образом, срезанные пики не выходят в зону клиппинга, а весь остальной материал уравнивается до 0 dB.

Устанавливайте порог громкости на мастере не выше -0,3 dB. Значения выше могут создать проблемы при экспорте мастер-трека и при проигрывании на других системах. При экспорте в форматы AAC и MP3 лучше придерживаться значений от -1 до -1.5 dB, чтобы предотвратить клиппинг при конвертации.

Более агрессивные значения лимитирования обычно предполагают более длинный релиз.

Всегда прослушивайте трек до и после лимитирования, чтобы избежать артефактов.

Большая громкость отражается на динамике, если переусердствовать, вы потеряете эмоциональность трека, особенно на низах.

Стерео

Стерео планирование это очень деликатная часть мастеринга. При небольшом количестве оно заметно скрашивает звучание трека. В сравнении с другими обработками, со стерео планированием надо быть особенно осторожным, переусердствовать здесь легче всего. При этом, стерео обработка является и корректирующим инструментом. Например, можно централизовать звучание баса, бочки и других низкочастотных инструментов, излишняя ширина которых может привести к проблемам в фазе при воспроизведении в моно.

Общепринятые правила, это звучание баса и бочки по центру. Другие ключевые элементы, такие как лиды, можно не расширять, чтобы придать им значимости в треке. В любом случае, сравнивайте звучание вашего трека с референсами, иногда ширина бывает лишней.

Эксайтер

Гармонические эксайтеры могут добавить энергию в сигнал, а в контексте мастеринга, придать энергичности всему миксу. Энергия, в этом случае, добавляется не за счет работы с громкостью, а за счет добавления дополнительных, нечетных гармоник.

Эксайтеры могут применяться при динамической эквализации, искажении волны (waveshaping), дисторшена и даже путем многополосного дилея. Они добавляют мощности, панча или “теплоты” и “яркости” в микс. Это достигается путем искажения исходного сигнала, алгоритмами аналоговых устройств. В этом контексте, небольшие искажения сигнала полезны.

Использовать эксайтеры следует осторожно. Сравнивайте звучание с коммерческими треками. Они также могут быть перегружены, поэтому можно послушать треки других жанров, чтобы уловить разницу в работе эксайтера в разных направлениях.

В электронике эксайтером полезно воздействовать на середину. Здесь, обычно, лежат “сухие” цифровые синтезаторы. Благодаря эксайтеру, они преобретают теплое, аналоговое звучание и сглаживаются в миксе.

Верхние частоты, при обработке эксайтером, акцентируются, становятся яркими и добавляют треку присутствия.

Бас и нижние частоты можно сделать “грязными” в стиле старых аналоговых драм-машин.

Если вы застряли на этапе мастеринга и не знаете чего именно вы хотите от ваших треков, советуем делать перерывы, обновлять свой слух любимой музыкой в схожих жанрах. Это даст вам картину общепринятого звучания и что важно, вдохновения. Надеемся такой подход поможет вам двигаться дальше, оттачивая свое мастерство в создании вашего собственного, неповторимого звучания. Если вы хотите узнать больше о мастеринге на профессиональном уровне, советуем ознакомиться с нашим курсом Мастеринг с Izotope Ozone . В нем вы найдете живые примеры и объяснения лимитирования, компрессии, эквализации, расширения и еще множества различных техник профессионального мастеринга.

Читайте также: