Как сделать научный аппарат

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А., Шатравкина А.В.

The article is devoted to a topical issue the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research . The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study , purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anв practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А., Шатравкина А.В.

Теоретико-методологические основы изучения метода эксперимента на примере педагогических исследований украинских ученых(1943–1991 гг. )

SHATRAVKINA A. SCIENTIFIC RESEARCH: METHODOLOGICAL APPARATUS

The article is devoted to a topical issue the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research . The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study , purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anв practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Ю. Таирова, Т.А. Цквитария, А.В. Шатравкина

Ростовский государственный медицинский университет г. Ростов-на-Дону, Россия Soiskatel2005@mail. ru

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

[Tairova N., Tskvitariya T., Shatravkina A. Scientific research: methodological apparatus]

The article is devoted to a topical issue - the need to a correct formulate of methodological apparatus of scientific research. The main approaches to understanding the methodology of science, structure of scientific research methodological apparatus are described. Common methodological parameters are substantially presented: actuality, problem, topic, object and subject of study, purpose, hypothesis, scientific novelty, theoretical anB practical significance for science and practice, the results as the basic protected provisions.

Key words: methodology, scientific research, actuality of the research, object of study, subject of study.

Методологические проблемы научного исследования всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Неопределенность и отсутствие четкого понимания структуры и последовательности этапов научного исследования начинается с самого определения методологии. Нередко оно выводится не столько из анализа реальных потребностей и тенденций развития образования и изучающей его науки, сколько из общих философских оснований, не дающих однозначного понимания.

В.В. Краевский рассматривает методологию как способ, средство связи науки и практики. Н.А. Масюкова - как средство помощи науки практике. А.М. Новиков предлагает предельно конкретизировать определение понятия: Методология - это учение об организации деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Любое научное исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, результаты, как основные защищаемые положения [2].

Названные компоненты обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Рассмотрим каждый из названных компонентов.

Проблема исследования. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто еще неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Иногда под проблемой понимают также новое решение актуальной научной социально-педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его. Проблема - это и вопрос, в котором выражается сомнение, возникающее при чтении научной литературы, при сопоставлении из -вестных автору данных науки и результатов практической деятельности. Источником проблемы может быть не только недостаточно полное знание о действительности, но и неразработанность какого-либо вопроса, или несогласие автора исследования с существующими концепциями, подходами к решению проблемы [4].

Актуальность исследования: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития социально-педагогической теории и практики. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Тема исследования. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с старого с тем, что предлагается в исследовании [2]. Прежде всего, самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить.

Объект и предмет исследования. Различение объекта и предмета научного исследования - едва ли не самое трудное, с чем сталкиваются начинающий исследователь в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы.

Объект исследования - это процесс или явление, являющиеся причиной возникновения проблемной ситуации, и выбранное для и исследования. Объектом исследования может быть социально-педагогический процесс, область социально-педагогической действительности или какое-либо педагогическое явление, содержащее в себе противоречие. Т.е., объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - это свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании [2]. «Предметом познания, - отмечает Ю.К. Бабанский, - считают зафиксированные в опыте и включенные в

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи.

Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель - это одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат. Поэтому невозможно ни ставить цель, ни анализировать ее в отрыве от общего движения познающей мысли, от исследовательской деятельности и, главное, ее логики. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению, а также представление о тех средствах, которыми эта цель может быть осуществлена [2].

Целеполагание в социально-педагогическом исследовании - есть выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной социально-педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.

Таким образом, цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Гипотеза исследования. Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Следовательно, гипотеза исследования - научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата; совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Она означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. На стадии завершения исследования возникает необходимость, подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной рабо-

ты выступают - научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.

Теоретическая значимость. Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы. Как влияют результаты на существующий технологический ряд и содержание понятий. Какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Для выявления практической значимости нужно осмыслить и показать, что уже удалось сделать практически, где и с кем, с какими результатами были применены рекомендации, вытекающие из исследования, какие разработаны и распространены внедренческие материалы (пособия, рекомендации, программы, методики, технологии и пр.).

Защищаемые положения. У начинающих исследователей часто возникают вопросы о том, какие положения научной работы выносить на защиту, как их правильно сформулировать, сколько таких положений должно быть. На защиту, как правило, выносятся положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы.

Требования к формулированию положений, выносимых на защиту:

1. Подтверждение значимости, актуальности и перспективности выбранного направления исследования и его результатов. 2. Изложение наиболее существенных результатов поиска, обоснование их своеобразия, оригинальности, новизны. 3. Реальная эффективность, которую следует доказать (социальная, экономическая; непосредственная, отсроченная, косвенное влияние). 4. Полемический характер представления результатов (ответ возможным оппонентам, защита выдвинутых положений) [2].

Таким образом, перечисленные элементы методологического аппарата научного исследования составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит интегральным показателем его качества.

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989.

2. Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Методология научного исследования: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2014.

3. Философский словарь / Под ред. С.Я. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010.

Научный аппарат исследования определяется на начальном этапе работы и представляется во введении. Научный аппарат исследования образуют замысел исследования, актуальность выбранной темы, проблематика, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов.

Замысел дипломного исследования – это идея, связывающая воедино все структурные элементы исследования, определяющая порядок его проведения и его этапы.

На этом же этапе формулируется тема исследования, обосновывается ее актуальность, намечается цель, определяются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза (гипотетическое предположение) и ставится ряд задач, решение которых призвано ее подтвердить (либо опровергнуть).

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) будущего результата, того, что мы, собственно, стремимся получить по его завершению. В этой связи цель исследования должна явственно просматриваться в формулировке темы исследования, которая, в свою очередь, является отражением проблемы в ее характерных чертах. Удачно сформулированная, немногословная, она уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его замысел.

Предметисследования представляет собой едва ли не основное понятие, поскольку именно он определяет тематику исследования, именно для его изучения формулируется цель (цели) исследования и решаются поставленные задачи.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, предполагаемое решение проблемы.

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие причины его);

К научной гипотезе предъявляются следующие основные требования:

– гипотеза должна включать в себя, как правило, одно основное положение, редко больше;

– гипотеза не должна содержать понятий, которые не являются однозначными, либо которые не уточнены, и ценностных суждений;

– гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяема при помощи имеющихся методов и приложима к широкому кругу явлений;

– гипотеза должна быть безупречно стилистически оформлена, логически проста.

Как указывалось выше, гипотеза может быть подтверждена, либо опровергнута в результате исследования.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, разрешения проблемы и проверки (подтверждения) сформулированной в исследовании гипотезы.

Второй этап предполагает разработку или выбор соответствующей методики, выбор методов исследования, проверку гипотезы, т.е. проведение самого исследования, формулирование выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Методика исследования – это совокупность методов, приемов, способов исследования, их субординация и порядок применения, при помощи которых удалось решить поставленные задачи и получить определенные результаты. Ее выбор зависит характера объекта изучения, методологии, цели исследования и общего уровня профессиональной подготовленности студента, позволяющей не только перечислить использованные методы, но организовать их в некую систему. Следует помнить, что нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

При определении научной новизны, которая относится ко всему исследованию в целом, необходимо иметь в виду, что формулировка научной новизны зависит от характера и сущности исследования. В теоретических исследованиях научная новизна определяется внесением нового в теорию и методику исследуемого предмета, в работах, имеющих практическую направленность, научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, либо подтвержден, обновлен, уточнен или нашел дальнейшее развитие в ходе решения поставленных в исследованиях задач.

Чаще всего в дипломных работах (в силу объема проводимого исследования) полученный результат носит, прежде всего, практический характер. В этой связи практическая значимость исследования может быть связана либо с полученными в ходе исследования данными, либо – с оригинальностью комбинации ряда применяемых методик, позволяющей решить ту или иную практическую задачу.

На заключительном этапе работа литературно оформляется.

ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Очевидно, что начальным (и самым важным и ответственным) этапом любого исследования является выбор темы. От того, насколько удачно выбрана и сформулирована тема, зависит сама возможность проведения исследования.

Обычно примерная тематика дипломных исследований представляется в виде списка на основе актуальных, но малоизученных проблем и вопросов. Однако студент может предложить свою тему дипломного исследования, которая, по согласованию с научным руководителем, может быть утверждена. Чаще всего тема выбирается с учетом фактического материала, собранного студентом в процессе преддипломной практики. Актуальность и новизна выбранной темы проверяется в процессе всестороннего библиографического поиска.

А.Ф.Ануфриев, в цитируемой выше работе, обращает внимание на ряд особенностей работы с библиографическими источниками. На начальном этапе поиска литературных источников необходимо ответить на следующие вопросы:

При ответе на первый вопрос следует помнить, что информация может быть представлена как в виде библиографической информации (где, в каких источниках содержится известное знание), представленной по определенным правилам в виде библиографических сведений о документе или его составной части, достаточной для его характеристики и идентификации, так и в качестве содержания собственно научной информации (в виде монографий, статей, сборников и т.п.).

И в том, и в другом случае поиск может осуществляться просмотром специальных библиографических изданий, библиотечных справочных систем, каталогов, тематических указателей, справочников, словарей, энциклопедий, прикнижных и пристатейных библиографий, реферативных изданий, компьютерных поисковых систем.

Следующий этап исследования носит ярко выраженный индивидуальный характер, и все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.

Прежде всего, необходимо составить программу исследования, в которой должно быть отражено:

– какое явление исследуется;

– по каким показателям;

– какие критерии исследования применяются;

– какие методы исследования используются;

– порядок применения тех или иных методов.

Реализация этой программы позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим требованиям:

– быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

– вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

При их формулировании следует избегать наиболее распространенных ошибок: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются поверхностные, ограниченные выводы, и непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.

Последний этап – литературное оформление материалов исследования, тесно связанное с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли. Тем не менее, существует ряд общих, отчасти – формальных, правил: название и содержание глав, а также разделов должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание разделов – главу в целом[8].

В зависимости от содержания изложение материала может быть спокойным или полемическим, однако, в любом случае – аргументированным.

Исследователю следует соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, объективно оценить свой собственный вклад в науку, не упуская из виду, что конкретное исследование – плод труда не только дипломника, но и его научного руководителя, консультанта и пр.

Вычленить и корректно сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться в процессе литературного оформления материалов.

Окончательное оформление работы следует выполнять после устранения недостатков (если таковые имеют место) и учета пожеланий, полученных в ходе предварительной защиты.

Презентация на тему: " НАУЧНЫЙ АППАРАТ, СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НАУЧНЫЙ АППАРАТ, СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Карпунина Вера Анатольевна, заведующая методическим." — Транскрипт:

2 ПРОБЛЕМА - ТРУДНОСТЬ, ПРЕГРАДА, ЗАДАЧА ПРОБЛЕМА - это задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений ПРОБЛЕМА - вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет интерес для …. ПРОБЛЕМА берет свое начало в проблемной ситуации Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности, содержащие противоречие

3 ТЕМА ракурс, в котором рассматривается проблема ТЕМА представляет собой объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы

4 НАУЧНАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ (важность) темы - ее значимость для развития мыслительной и практической деятельности человека АКТУАЛЬНОСТЬ - необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса познания

5 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность ( это то, к чему применяется исследование) Объект исследования может быть индивидуально описан и рассмотрен Объектная область это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования

6 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.) ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это свойство или характеристика объекта

7 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ творчество Достоевского оценка его творчества в социокультурной среде через понимание текста Оценка творчества Достоевского в социокультурной среде через понимание текста питьевая водакачество питьевой водыОценка качества питьевой воды потребляемой жителями г. Вологды подросткипривязанность и влюбленность Возникновение привязанности и влюбленности у подростков устная и письменная публичная речь старославянизмыОсобенности функционирования старославянизмов в современной устной и письменной речи речевой имидж Ж. Ширака и Дж. Буша средства создания речевого имиджа Речевой имидж политика: Ж.Ширак и Дж. Буш ПРИМЕРЫ

8 Требования к формулировке темы исследования Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена. Сделать ее лаконичной, без лишних слов, удобной для быстрого прочтения, да к тому же благозвучной. Выразить в ней главное содержание всего исследования и обозначить предмет преобразования. Придать теме проблемность. Движение от старого к новому (формирование…, развитие…, создание…). Должна быть понятной, доступной (научность языка в меру).

10 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ это конечный (конкретный) результат, которого хотел бы достичь исследователь по завершении своей работы -выявление взаимосвязи неких явлений………….. -изучение развития явлений………. -описание нового явления………. -обобщение…………. - выявление закономерностей……….. -создание классификаций…………. -оценка………………. -и др.

11 Важно! Цели должны быть достаточно г и б к и м и, чтобы можно было их усовершенствовать в случае непредсказуемых изменений ситуации в ходе исследования

12 ЗАДАЧИ это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой Задачи лучше оформлять в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута - изучить -определить -выявить -обобщить - показать -обосновать –раскрыть -апробировать и т.д.

13 Постановка задачи Выбор методов для ее решения Принятие плана Организация деятельности Контроль за исполнением и корректировка задачи Анализ и оценка результатов Алгоритм реализации задачи

14 Ошибки целеполагания: Цель исследования вообще не формулируется. В таком случае в Заключении не подводятся итоги, а происходит возвращение к началу работы. Цель исследования шире или уже темы, обозначенной в названии работы, или не вытекает из нее. Цель исследования ограничивается выявлением и сбором материала; она предполагает простое описание; происходит подмена цели задачей одного (обычно первого) из этапов работы.

15 ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Практическая часть Структура исследовательской работы Теоретическая часть ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

17 Элемент структуры научно- исследовательской работы Объём страниц, А4 (примерный) Элемент структуры реферата Объём страниц, А4 (примерный) Введение1 – 2Введение1 – 2 Теоретическая часть8 – 12Основная часть 7 – 12 Практическая часть9 – 12 Заключение1 – 2Заключение1 – 2 Список используемых источников1 – 2Список используемых источников 1 Приложениябез ограничений Приложениябез ограничений ВСЕГО:

18 Оглавление Введение……………………………………………………………………2 I.(Точное наименование главы)…………………………………………………………………… (Точное наименование параграфа)…………………………………………………………… (Точное наименование параграфа)……………………………………………………………… (Точное наименование параграфа) и т.д. по всем параграфам……………………………………………………………..6 II. (Точное наименование главы)……………………………… (Точное наименование параграфа)……………………… (Точное наименование параграфа)……………………… (Точное наименование параграфа) и т.д. по всем параграфам…………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………….. Список литературы и Интернет-ресурсов……………………. Приложение……………………………………………………………….

19 Введение актуальность объект исследования предмет исследования цель исследования гипотеза задачи краткий обзор используемой литературы и Интернет-ресурсов (не менее 10) (степень изученности данного вопроса) методы исследования практическая значимость апробация база исследования

20 ВВЕДЕНИЕ формулирование проблемы исследования описание актуальности исследования выбранной проблемы формулирование цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования краткое описание степени изученности проблемы (краткий обзор используемой литературы и Интернет-ресурсов) : -трактовка проблемы отечественными и зарубежными учеными, специалистами -современное состояние изучаемого, исследуемого предмета, -собственное мнение к позиции исследователей В каких вида источников информации освещается тема исследования? Какими авторами и какие аспекты проблемы изучены? Какие вопросы по теме требуют дальнейшего подробного изучения? обоснование целесообразности выбора методов исследования практическая значимость исследуемой проблемы ВВЕДЕНИЕ формулирование проблемы исследования описание актуальности исследования выбранной проблемы формулирование цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования краткое описание степени изученности проблемы (краткий обзор используемой литературы и Интернет-ресурсов) : -трактовка проблемы отечественными и зарубежными учеными, специалистами -современное состояние изучаемого, исследуемого предмета, -собственное мнение к позиции исследователей В каких вида источников информации освещается тема исследования? Какими авторами и какие аспекты проблемы изучены? Какие вопросы по теме требуют дальнейшего подробного изучения? обоснование целесообразности выбора методов исследования практическая значимость исследуемой проблемы

21 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ результат анализа литературы и сайтов из Интернета по теме - состояние исследуемой проблемы обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы теоретический материал по предмету исследования ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ результат анализа литературы и сайтов из Интернета по теме - состояние исследуемой проблемы обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы теоретический материал по предмету исследования Основная часть

22 Теоретический аспект исследуемой проблемы информация, собранная и обработанная исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов; характеристика методов решения проблемы; сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения; обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Появившийся в результате размышлений текст - это не сборник разрозненных выписок и документов и статистических данных, друг с другом никак не связанных какой-либо идеей или логической последовательностью, он не может превратиться в цитирование источников в ущерб их аналитическому осмыслению.

23 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ содержит инструментарий исследования описание проводимого эксперимента способы обработки данных эксперимента саму обработку данных в табличном графическом или ином варианте выводы по проводимому эксперименту, позволяющему оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать её ошибочность ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ содержит инструментарий исследования описание проводимого эксперимента способы обработки данных эксперимента саму обработку данных в табличном графическом или ином варианте выводы по проводимому эксперименту, позволяющему оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать её ошибочность Основная часть

24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводятся итоги теоретического и эмпирического исследований делаются выводы содержится оценка результатов исследования отмечается практическая значимость исследования даются рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность определяются перспективы дальнейшей работы (если необходимо) ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводятся итоги теоретического и эмпирического исследований делаются выводы содержится оценка результатов исследования отмечается практическая значимость исследования даются рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность определяются перспективы дальнейшей работы (если необходимо)

26 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ список литературы Список Интернет-ресурсов расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ список литературы Список Интернет-ресурсов расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные

27 Список источников Список источников Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников С Большой энциклопедический словарь: В 2- х т. / Гл. ред. А.М. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, Т.1 – 863 с. Научно-исследовательский зоологический музей МГУ. – INTERNET:

28 ПРИЛОЖЕНИЕ Анкеты Таблицы Графики Рисунки Фотографии Иллюстрации Тексты Рекомендации другие материалы Материал должен быть связан с основным содержанием Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет своё обозначение Объём приложений(как правило) не ограничен и не включается в обязательное количество страниц ПРИЛОЖЕНИЕ Анкеты Таблицы Графики Рисунки Фотографии Иллюстрации Тексты Рекомендации другие материалы Материал должен быть связан с основным содержанием Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет своё обозначение Объём приложений(как правило) не ограничен и не включается в обязательное количество страниц

Аннотация: В процессе обучения студент должен освоить научную терминологию, понятийный и методологический аппарат в области научно-исследовательских работ. В данной лекции понятийный и методологический аппарат рассмотрен в аспекте направления подготовки "Бизнес-информатика".

2.1 Актуальность, степень изученности и научной разработанности темы исследования

Актуальность 1 от лат. actualis - фактически существующий, настоящий, современный темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:

  • важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
  • новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
  • потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
  • потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТ-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
  • потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;
  • необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
  • потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.

Так, происходящий в настоящее время переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований .

  1. Повсеместное проникновение мобильных устройств.
  2. Мобильные приложения и HTML5.
  3. Частные облака.
  4. Корпоративные магазины приложений.
  5. "Интернет вещей".
  6. Гибридные и облачные технологии.
  7. Большие данные.
  8. Актуальная аналитика.
  9. Вычисления в оперативной памяти.
  10. Интегрированные экосистемы.

В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур.

При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования . Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования , т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие 3 Трактовка понятия приведена для прикладных исследований, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика" - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным. Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами. Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.

На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема 4 от греч. problema - трудность, преграда, задача, задание - это "возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес" 5 Философский энциклопедический словарь. /Под ред.. И.П. Фролова.-М.: Республика, 2001, с. 464 . При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать. Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функционал ьными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?

На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования .

Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности .

Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования , отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования , и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определ яется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности


Рис. 2.1. Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности

При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1

  • Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) . препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения).
  • Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов. выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения).
  • Многочисленные исследования. показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.
  • Необходимость создания (подготовки, разработки). обусловлена отсутствием.
  • При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому …
  • Выявленная проблема … ещё не решена.
  • Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. . 2. . 3. .
  • Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена….
  • Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования
  • Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов …
  • Вопросы. подробно освещены в работах авторов…
  • В работах …. отмечается (обосновывается), что…
  • В работах … вопросы… рассматриваются без учета…
  • В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод…
  • При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам .
  • По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что…
  • В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание.
  • Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы…
  • В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)…
  • В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области…

Пример обоснования актуальности темы "Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии" и описания степени её изученности и научной разработанности

В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от 11 до 14%.

В 2011 году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ 0,84 млрд (данные IDC) до $1,3 млрд (данные "АСТРА"). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году составил более 250 млрд. долларов, что составляет более чем 15% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch).

Для России ИТ-аутсорсинг - сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, постепенно возрастает. Типичными причинами перехода предприятий к ИТ-аутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации.

Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторами, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:

  • практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;
  • низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;
  • сложность оценки эффективности аутсорсинга;
  • внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;
  • информационная закрытость организаций;
  • отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-аутсорсеров.

Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции / задачи/ сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения.

Для решения поставленной проблемы необходима разработка научно-обоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования .

Концептуальные основы ИТ-аутсорсинга и отдельные аспекты его применения в практике бизнеса рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: Р. Аалдерс, Ж-Л Бравар, П.Готтштальк, Э. Йордан, С. Клементс, Н. Карр, Д.Хейвуда, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, Е. Г.Аксенов, Б. А.Аникин, И.Г. Альтшулер, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, И. Л. Рудая. Комитетом по стандартам и методологиям аутсорсинга Некоммерческого партнерства "АСТРА" разработан глоссарий ИТ-аутсорсинга, ведутся работы по созданию унифицированного каталога услуг ИТ-аутсорсинга.

В теоретических и научно-практических исследованиях в области ИТ-аутсорсинга широко освещаются общие вопросы концепции аутсоринга: различные аспекты понятия ИТ-аутсорсинга, его формы и виды, преимущества и недостатки, основные этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, особенности аутсорсингового контракта, приводятся отдельные примеры внедрения ИТ-аутсорсинга.

Однако инструменты, позволяющие обосновать и провести передачу выделенных функций/ задач/ сервисов внешнему провайдеру, рассмотрены на уровне общих подходов. Конкретные методики для предприятий по организации перехода к ИТ-аутсорсингу не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.

Предварительная разработка научного аппарата исследования есть ничто иное, как проектирование исследования. Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать стратегию и тактику исследования, а также оценочные действия (самоэкспертизу исследования).

Состав научного аппарата, т. е. количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. В реферате требуется определять актуальность темы, ставить цель, находить предмет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. В курсовой работе студент, помимо этих операций, должен определять объект исследования и задачи. В дипломной работе требуется выполнение всех исследовательских операций. Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат, может быть изменено в зависимости от темы, вида и типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.

Читайте также: