Как сделать научно исследовательскую работу в начальной школе

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Авторы: Волгина Елена Александровна, Юрикова Елена Валерьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 9 с УИОП"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Волгина Елена Александровна,

учитель высшей квалификационной категории,

Юрикова Елена Валерьевна,

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя школа № 9

Организация исследовательской работы в начальной школе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения

качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать

практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и

личностно-ориентированной модели образования.

инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская

творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), мы

пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи

предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в

стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений

и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа,

синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из

важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, определили

для себя следующие цели и задачи.

младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и

навыков исследовательского поведения.

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление

с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая

основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное

для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить

уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего

ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не

связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Даем, им возможность

сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа

стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми

делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием

обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются

очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

основная форма организации внеурочной деятельности школьников. В учебниках разных

предметов представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

Включать школьников в эту деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале –

выполняют довольно сложные проекты, которые нацелены на решение проблем. Например:

не только сам процесс выполнения проекта: ребята активно участвуют в обсуждении и выборе

тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах,

составляют план работы. К концу первого года обучения дети получают определенные навыки

проектной деятельности и соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив

ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

исследования можно выбрать.

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и,

основываясь на мнении коллег, знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не

произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет

деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному:

одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам,

другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в

“помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень

хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в

вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно

фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на

классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.

Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети

должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы

учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих

учеников. Проведя анкетирование в своем классе, узнали, что ребята хотят хорошо учиться,

стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться,

чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко

строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и

простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты

и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

В качестве примеров рассмотрим организацию исследовательской работы по русскому

языку и окружающему миру.

было найти материал по данной теме, провести ряд опытов по

использованию различных предметов на письме, доказать, что шариковая ручка в наше время

самый нужный предмет, который помогает людям.

шариковые ручки и чем раньше писали люди, какими ручками лучше пользоваться.

Вместе с родителями наметил следующие этапы работы:

I этап – найти материал по данному вопросу в школьной и городских библиотеках.

II этап – изучить этот материал.

III этап – посмотреть интересующую меня информацию в Интернете.

IV этап – провести опыты.

V этап – собрать коллекцию ручек.

Исследовательская работа помогла ребенку ответить на вопросы. Из энциклопедий,

художественной литературы, мультфильмов мальчик узнал, чем и как раньше писали люди,

когда появился первый алфавит, первый карандаш, кем была изобретена шариковая ручка. Под

пером, пером с наконечником, шариковой ручкой. Писал молоком, лимонным соком. В конце

работы сделал вывод, что в наше время шариковая ручка предмет необходимый и если бы её

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Оформление исследовательской работы и проекта

В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) образовательного учреждения.


В данном разделе мы определим правила оформления исследовательской работы для школьников любых классов, а также для воспитанников ДОУ (детского сада).

Приведем пример и образец оформления проектов в начальной школе, по окружающему миру, математике, русскому языку и литературе, истории, биологии, физике, информатике, химии, английскому языку, по географии и другим предметам.

Покажем пример и образец оформления исследовательской работы школьников, требования и правила оформления страниц проекта, титульного листа, заголовков, сокращений и формул в оформлении проекта, верного оформления рисунков, графиков, диаграмм, таблиц и фотографий.

Представленные требования и правила оформления исследовательской работы (проекта) применимы для школьников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10 и 11 классов, а также для ДОУ (детских садов). Научно-исследовательская работа, выполненная учеником или педагогом, должна быть оформлена в соответствии с правилами, изложенными на этой странице.

Параметры страниц исследовательской работы


Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.

  • левое поле - 20 мм
  • правое - 10 мм
  • верхнее - 15 мм
  • нижнее - 15 мм

Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.

Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице - по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Титульный лист исследовательской работы и проекта

В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия.

Данные рекомендации по оформлению титульного листа исследовательской работы можно использовать с внесением изменений согласно рекомендациям учителя - руководителя проекта школьника.

Нумерация страниц исследовательского проекта

В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.

Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.

Заголовки в исследовательской работе

Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.

Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., . ). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).

Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер пункта.

Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы

В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).

При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.

Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А - количество конфет у Маши, В - конфет у Даши, С - конфет всего).

Оформление приложений проекта

Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, . ). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.

Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы

Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.

Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).

При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.

Если Вам необходимо оформить творческий проект, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте "Творческие проекты и работы учащихся".

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Требования к оформлению исследовательской работы":
Правила оформления исследовательской работы

В настоящее время исследовательские работы в начальной школе считаются обязательным условием обучения. Выясним цели, задачи, направления подобной работы. Приведем готовые исследовательские работы в начальной школе.

исследовательские работы в начальной школе

Значимость исследований

В российском образовании произошли серьезные реформы. На смену стандартам первого поколения, характерным для классической образовательной системы, пришли новые ФГОС. Они подразумевают организацию начального образования не только как возможность получения школьниками определенных предметных знаний. Обновленные стандарты направлены на развитие адаптации детей к жизни в социальном обществе. После завершения первой ступени обучения у школьников должны быть сформированы универсальные учебные навыки.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе успешно справляется с подобными задачами, помогает учителю выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика.

Те навыки, которые получает на младшей ступени обучения ребенок, помогают ему избегать проблем в познавательной деятельности в будущем.

Детская исследовательская работа в начальной школе часто выполняется под руководством родителей, что является прекрасным воспитательным аспектом, способствует укреплению семейных ценностей. Например, школьник вместе с родителями ищет информацию о семейных обычаях, обрядах, передаваемых из поколения в поколение.

готовая исследовательская работа в начальной школе

Получаемые навыки

Готовая научно-исследовательская работа в начальной школе представляется автором перед одноклассниками. Ребята учатся анализировать деятельность других школьников, задавать вопросы, отвечать на них. Опыт творческого мышления, проведенные опыты и эксперименты, обеспечивают глубокое понимание важности рассматриваемой работы, повышают у младших школьников интерес к научной работе.

Исследовательская работа ученика начальной школы является прогрессивной формой образовательного процесса в современной школе. Тот богатый опыты, который в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами получают дети, дает им реальную возможность проявления своих творческих и интеллектуальных способностей.

 примеры исследовательских работ в начальной школе

Цель поискового метода в начальной школе

Научно-исследовательская работа в начальной школе направлена на формирование у школьников первичных навыков проведения экспериментов и опытов, овладение ими приемов адаптации в социальной жизни. Физиологические особенности данного возраста подтверждают биологическую потребность детей семи-восьми лет к познанию, получению нового жизненного опыта.

Интересные исследовательские работы в начальной школе помогают зародить в ребятах желание стать настоящими учеными. Жажда получения новых впечатлений должна быть использована педагогом.

Темы научно-исследовательских работ в начальной школе часто связаны с изучением живой природы, семейных ценностей. Они должны побуждать начинающего исследователя к активным действиям, желанию понять тот материал, который он выбрал для своей работы.

научно исследовательская работа в начальной школе

Особенности проведения исследований

Многие исследовательские работы в начальной школе проводятся в уголке природы. Ребята не только наблюдают за растениями, но и получают навыки ухода за ними. К примеру, проекты исследовательских работ в начальной школе могут касаться именно выявления условий для быстрого развития определенных комнатных растений.

Педагог должен использовать в максимальной степени внутреннее желание ребенка познавать мир, его многообразие и уникальность. Исследовательские работы в начальной школе меняют не только образ мышления школьников, но и их поведение.

исследовательская работа в начальной школе готовые проекты

Правила оформления

Как осуществляется исследовательская работа в начальной школе? Оформление ее ничем не отличается от тех правил, которые предъявляются к научным трудам школьников. Обязательно у любого проекта либо работы должен быть титульный лист. На нем указывается название той школы, на базе которой была выполнена работа. Также прописывается название работы, фамилия и имя ученика, а также учителя, который выступил в роли научного руководителя.

Готовая исследовательская работа в начальной школе предполагает наличие содержания (оглавления). В нем указывается перечисление основных разделов, которые есть в данной работе. Указываются и страницы, на которых представлена информация по каждому пункту исследования.

исследовательская работа в начальной школе 4 класс

Содержание работы

Любая готовая исследовательская работа в начальной школе должна быть актуальной, содержать какой-то элемент новизны, уникальности. Вместе с учителем ребенок ставит для своего исследования определенную цель. Индивидуальная исследовательская работа в начальной школе, готовые проекты должны иметь конкретную цель. Например, ребенок может запланировать в своем исследовании изучение способов пересадки садовой земляники. Образец исследовательской работы в начальной школе представим ниже, чтобы продемонстрировать полную структуру школьного проекта.

Помимо цели, в работе обязательно указываются задачи, которые юный исследователь поставил перед собой. Для того чтобы ребенку было легче искать теоретический материал, указывают предмет и объект.

Что еще включает исследовательская работа в начальной школе? 4 класс является выпускным на начальной ступени обучения, поэтому ребята уже умеют делать предположения. В исследовании указывают ту гипотезу, которую начинающий ученый планирует подтвердить в ходе своей экспериментальной деятельности.

В основной части исследования проводится полноценный обзор различных книг по проблеме выбранного исследования. Если тема связана с практической деятельностью, то лабораторные опыты включаются в работу. Последним разделом любого исследования является тот, в котором ребенок должен сделать выводы, дать рекомендации по проблеме своего исследования.

Что еще подразумевает исследовательская работа в начальной школе? 3 класс уже умеет работать с литературными источниками, поэтому в работе указывается список литературы, используемой автором.

Оформление литературных источников

Если, кроме книг, в процессе проведения исследования были использованы источники из интернета, они также указываются в списке литературы.

исследовательская работа темы начальная школа 3 класса

Работы школьников

Приведем примеры исследовательских работ в начальной школе, не включая титульного листа.

Что мы знаем о горохе?

Горох считается одним из самых старых пищевых растений. Он людям был известен еще тогда, когда ни о капусте, ни о картофеле, ни о моркови в Европе никто даже не слышал. Почему же так славили это растение? Какова пищевая ценность гороха? Можно ли использовать горох в народной медицине? Как вырастить данную культуру на обычном дачном участке? Какие факторы влияют на рост гороха? В своей работе я постараюсь отыскать ответы на эти вопросы и связать результаты эксперимента с качеством взятой почвы.

Что же представляет собой сам горох? Попробую разобраться. По археологическим данным, именно горох - это одна из древних культур, имеющая средний возраст примерно 20 тысяч лет.

Горох является холодостойкой культурой, которая переносит заморозки только до 0 градусов. Семена его начинают прорастать примерно при двух градусах по Цельсию. Именно поэтому можно его выращивать в северных российских районах, в которых допустимо земледелие. К тому же у этого растения непродолжительный период вегетации, он не превышает трех - шести месяцев. Горох плохо переносит засуху, это светолюбивая культура. Горох обладает стержневой системой корня и слабым стержнем, длина которого не больше 2,5 метра. Листья с несколькими парами листиков и длинными усиками, заканчивающимися листом. В основании всех листиков расположено по два полусердцевидных прицветника, имеющих размеры больше, чем у самого листочка.

Они выполняют огромную роль в процессе фотосинтеза. Листочки обычно имеют сине-зеленый цвет. Цветки крупные, длиной 1,5-3,5см, с белым, реже желтоватым, или красноватым венчиком. Горох это самоопыляющееся растение, но при жаркой погоде бывает и перекрестное опыление. Бобы в основном прямые, иногда изогнутые, почти цилиндрические, в длину примерно три-десять сантиметров, с белой или бледно-зеленой створкой (кожурой). В каждом есть по три - десять крупных семян в виде шариков, которые называют горошинами.

Какова же целебная сила растения? Горох - это настоящий чемпион по содержанию белка. Он богат важными аминокислотами: цистином, лизином, аскорбиновой кислотой, в нем содержится даже каротин. Благодаря балансу активных биологических и питательных компонентов, горох стали считать особенно ценным диетическим продуктом (мне это показалось весьма актуальным в наше время) при разных заболеваниях.

Надземные части данного растения в качестве настоя отлично помогают при проблемах с почками. Мочегонный эффект можно объяснить повышенным содержанием калия в его зеленых частях. При гнойниках на коже, припарки из гороховой муки помогают размягчить воспаленные участки. Мука из гороха хорошо разводит твердые опухоли груди.

Зерно гороховое, обжаренное на умеренном огне, смолотое и смешанное с частью цикорного кофе, заменяет индийский кофе! Как же приготовить лечебные снадобья? Меня настолько заинтересовал этот вопрос, что я пересмотрела множество книг со старинными рецептами. Судя по количеству рецептов, горох действительно имеет большую ценность, а следовательно, я не ошиблась, выбрав его для эксперимента.

Итак, внимательно изучив все особенности гороха, я решила приступить к практической части: подготовить почву, посеять горох, собрать урожай, высушить семена, приготовить из них одно из лечебных блюд, проанализировать эффект использования блюда.

Практическая часть работы.

Я поставила перед собой следующие задачи:

• вырастить горох на двух экспериментальных грядках, проанализировать результаты эксперимента, сравнить два сорта гороха;

• проанализировать качество почвы на каждом участке;

• сделать вывод об экологической обстановке на дачном участке;

• из полученного урожая приготовить по старинным рецептам хотя бы одно блюдо, проанализировать результаты его употребления;

• дать рекомендации для получения более качественного урожая.

Проводя эксперимент, я сделала для себя следующие выводы:

• Горошек бывает сахарным и лущильным.

• Он требователен к освещению, действию ветров.

• Горошек сажают только в хорошо прогретую почву.

• Цветы гороха чувствительны к холодам.

• Чтобы ускорить рост, горох надо рыхлить.

• Горох капризен, требует полива.

• Сахарный горох нуждается в опоре, иначе пропадает часть урожая.

• Чем чаще собираешь урожай, тем он становится еще больше.

• Существует прямая зависимость между состоянием растений и близостью проезжей части.

• Сахарный горох мягче, вкуснее, но семена быстрее портятся.

1. Для того чтобы уменьшить влияние выхлопных газов на рост растений, дачный участок необходимо оградить от дороги посадкой деревьев.

2. Высаживать горох лучше позднее, в хорошо прогретую почву.

3. Прополку проводить лишь после того, как высота растений достигнет 2 – 3 см (укрепится корневая система).

4. Поливать горох лучше теплой водой.

5. Посадку можно проводить без предварительного замачивания гороха.

Работа о воде

На протяжении нескольких веков человек ищет способы лечения различных болезней, не замечая, что некоторые из способов рядом. Таким средством, например, может быть лечение множества заболеваний талой водой. Первые сведения о водолечении встречаются еще в древнеиндийских и древнеегипетских трактатах, написанных до нашей эры. Из Египта метод лечения был перенесен в Грецию Пифагором. Из Греции перенесено в Рим врачом Асклепиадом. Наши предки хранили растаявшую из крещенского снега воду в кувшинах на случай болезни.

В настоящее время водолечение широко применяется в терапии самых разных заболеваний, поэтому данную тему можно считать достаточно актуальной и интересной.

К сожалению, сейчас не так просто найти такой снег, который бы после таяния стал чистой и полезной для человека питьевой водой. Она сама по себе не является лекарственным препаратом. Но именно вода обеспечивает саморегуляцию организма, улучшает обмен веществ, повышает жизнедеятельность каждой клетки. Это можно пояснить ее сходством по молекулярной структуре с межклеточной жидкостью. Такая вода активна, она будет без проблем усваиваться человеческим организмом. В ней есть некий энергетический заряд бодрости, легкости, которые так нужны людям в зимнее время. Свежая талая вода укрепляет организм человека.

Цель моей работы: получить талую воду и проверить ее лекарственные способности.

1.Вымораживанием получить талую воду.

2. Изучить существующие методики лечения талой водой.

3. Проделать собственный эксперимент.

4. Сделать выводы.

5. Дать рекомендации на основании проведенного эксперимента.

Для того чтобы получить талую воду, можно воспользоваться несколькими способами:

1. Если вы живёте в горах, достаточно собрать снег, потом его растопить. При этом берется только чистый, сухой, недавно выпавший снежок. Для его оттаивания можно использовать эмалированное ведро, которое закрыто крышкой. Чтобы ускорить процесс, можно поместить ведро в таз, наполненный горячей водой. На стенках ведра не должно быть смолистого осадка, если же он есть, то вода для употребления непригодна. Чтобы избавиться от растительного сора, воду фильтруют через несколько слоев марли. Потом ее сливают в стеклянную посуду и плотно закрывают крышкой. Срок хранения у нее не должен быть больше недели.

2. Воду быстро доводят до +94… +96°C , т. е. образуются пузырьки, но вода еще не кипит. Потом снимают кастрюлю с огня и охлаждают. Затем переливают в банку, замораживают.

Проведя лишь несколько опытов, я пришла к следующим выводам:

- талая вода действительно полезна для здоровья;

- лечение талой водой является доступным каждому.

Однако лечение талой водой не является универсальным средством. Оно, как, впрочем, и любое лекарство, имеет и противопоказания.

Стоит ли использовать свойства талой воды на практике, решать вам.

Заключение

Примеры исследовательских работ в начальной школе, приведенные выше, демонстрируют основную структуру проекта. Подобная деятельность способствует аналитическому мышлению: сравнению, классификации, обобщению собранного материала.

Во время такой деятельности ребята знакомятся с различными методами исследования, применяют теоретические навыки в личном исследовании.

Ребенок, который увлечен проектной деятельностью, учится организовывать свое личное время. Важным моментом любой проектной работы является представление результатов проведенной работы перед другими учениками и педагогами.

Для того чтобы сделать свое выступление ярким и запоминающимся, школьники уже на начальной ступени обучения активно используют информационные технологии. Учитель знакомит их с основными правилами составления презентации. Во время подготовки к публичному выступлению с полученными результатами исследования, ребенок учится преодолевать страх перед аудиторией.

Кроме того, формируется культура речи, что поможет школьнику в дальнейшем школьном обучении. В начальной школе исследовательская деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Сначала выбирается тема. Потом определяется цель и задачи исследования. Далее выдвигается гипотеза для работы.

После проведения литературного обзора (знакомства с различными книгами) ребенок выбирает теорию, подбирает методику для проведения своих опытов и экспериментов. Каковы основные условия для формирования у младших школьников исследовательских навыков?

Важна систематичность, мотивированность, систематичность, авторитет педагога, психологическая среда, учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают формирование четырех блоков умений, которые потребуются школьнику в проектной деятельности.

Организационные умения предполагают организацию рабочего места, составление плана деятельности.

Навыки исследовательского плана предполагают выбор темы, постановку цели, выбор методом исследования, поиск необходимой информации.

Ребенок учится выбирать из большого объема только тот материал, который имеет непосредственное отношение к его исследованию.

Четвертый блок предполагает получение навыков представления своей работы. Школьник знакомится с формами демонстрации полученных результатов, изучает требования к речи докладчика, варианту предоставления результатов работы.

Для проведения пропедевтической деятельности учитель использует эвристический, проблемный подходя к образовательному процессу.

Во время таких занятий дети учатся выявлять проблему, определять алгоритм действий, направленных на ее разрешение. Именно проблемное обучение позволяет учителям начальной школы увлекать своих воспитанников исследованиями.

Исследовательская работа развивает творческие способности у ребенка, формирует умение логически мыслить и делать самостоятельные выводы из изученного материала. При обучении исследовательской деятельности обязательно учитываются возрастные особенности младших школьников. Занятия должны проводиться учителем на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование – быть интересным, полезным и посильным.

Как написать исследовательскую работу в начальной школе

  • Как написать исследовательскую работу в начальной школе
  • Как писать научно-исследовательскую работу
  • Как написать проект в школе

Для начала выберите тему исследовательской работы. Сделайте это совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определите и поставьте перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.

Подберите вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.

Для развития креативности, а также дивергентного или творческого мышления давайте ученикам задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Например, сочинить сказку, пересказать своими словами текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).

Научите детей правильному оформлению исследовательских работ. Так ученики будут знакомиться с различными видами творческих и исследовательских работ: рефератом, сочинением, описанием опыта и так далее.

Помогите ученику подготовиться к заключительному этапу исследовательской работы – защите. Проведите ее в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов, творческие уроки-защиты помогут в дальнейшем поддержать интерес у младших школьников к исследовательской работе.

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Исследовательская деятельность — это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения. Маленький ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Считаю необходимым поддерживать у школьников стремление к исследованию и вооружать их методами научно – исследовательской деятельности.

Цель исследовательской деятельности в учебном процессе – научиться открывать новые знания.

Как показали исследования российских ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Данная цель может считаться достигнутой в том случае, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

В процессе наблюдений за учащимися были выявлены мотивы участия в исследовательской работе: интерес к исследуемому предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; возможность получения награды.

Психолого – педагогические принципы в учебно – исследовательской деятельности таковы:

1.Принцип адаптивности.

Ученики могут выбирать себе направления, соответствующие их интересам. что позволяет находить своё место и одарённым, и тем, кто оказался позади основной массы сверстников, и детям с разной подготовленностью и разными интересами.

2.Принцип развития

Исследования ориентированы на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способности, но и личность(силу воли, устойчивость к неудачам, умение преодолевать трудности).

3.Принцип психологической комфортности

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагает создание раскованной атмосферы, направленной на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд.

4.Принцип систематичности

Обучение проведению исследований, анализу закономерностей позволяет создать единое и систематическое представление об образовании.

5.Принцип обучения деятельности.

В работе над исследованиями у школьников формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащиеся самостоятельно ставят цели и организовывают свою деятельность для их достижения.

6.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Исследовательская работа учеников рассматривается как аналог деловой жизни взрослых. Это позволяет реализовывать основную цель образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.

7.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Выполняя учебные исследования под руководством и с помощью учителя, школьники переходят к умениям выполнять самостоятельно.

8.Принцип креативности.

Освоение умений исследовательской деятельности обучающихся предполагается как на уроках, так и во внеурочное время, а также при выполнении домашнего задания. На уроках при выполнении продуктивных заданий учебника, требующих творческого характера, в которых нельзя найти ответ в тексте учебника, а необходимо его самостоятельно вывести, при выполнении творческих заданий, требующих изготовление конкретного продукта (поделки), при выполнении учебных заданий, требующих от учеников использования отдельных исследовательских умений (наблюдения, измерения). Во внеурочное время – при выполнении исследований для школьных и внешкольных конкурсов исследовательских работ и проектов.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Вместе с тем формирует у школьников положительную мотивацию к получению знаний. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые.

Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы.

Исследовательская практика.

Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

Читайте также: