Как сделать наручи бакуго

Обновлено: 04.07.2024

Классические самураи эпохи Хэйан. На макушках шлемов отверстие, через которое видна макушка шапочки эбоси. Считалось, что оно необходимо, дабы через него в самурая входил дух бога война Хатимана. Огромные боковые отвороты затыльника шлема сикоро: фукигаэси не позволяли нанести удар мечом в лицо сбоку. Рога кувагата в моду еще не вошли



Рис. Ангуса МакБрайда


О-содэ с плетением из белых кожаных шнуров одосигэ с оттиснутым на них пятилепестковыми цветами сакуры

Красивые доспехи, полные насекомых

Что и говорить, японские доспехи были очень красивыми и яркими, но любая красота требует немалых жертв, и японцам за свои шнурованные доспехи также пришлось заплатить немалую цену. Например, плотная шнуровка, так украшавшая их снаружи, только задерживала острие копья — вместо того, чтобы позволить ему соскользнуть, еще и намокала под дождем и становилась намного тяжелее. К тому же просушить доспехи в полевых условиях стоило немалого труда. Однако их вес не только обременял воина. В мороз мокрые шнуры смерзались, и снятые доспехи становилось невозможно надеть. Более того, они при этом ломались! К тому же никакая стирка не могла целиком и полностью очистить шнуровку от грязи, которая неизбежно в нее попадала. Поскольку в походах ухаживать за ней было некому и некогда, шнуровка начинала дурно пахнуть, в ней заводились насекомые – муравьи и вши, что далеко не лучшим образом отражалось на здоровье самураев и понижало боеспособность всей армии! Так что вряд ли большим преувеличением будет утверждение, что в древности в отдельных случаях все эти прекрасные шнурованные доспехи были самым настоящим скопищем всяких противных насекомых. Да, конечно, их переплетали, шнуры стирали, а намоченные доспехи старались просушить у огня… Но очевидно и то, что вся эта возня отнимала у воинов немало времени и сил!


Сине-бело-красный доспех до-мару периода Муромати из Токийского национального музея со шнуровкой в стиле ката-цумадори одоси. Это единственный известный доспех со шнуровкой такого типа. Высота шлема 15,0 см, кирасы — 32,5 см. Отметим широкий назатыльник шлема (каса-сикоро), характерный для XIV-XV вв., и роскошные кувагата с вертикальным мечом Хатимана. Имеет статус важного культурного достояния



Этот доспех до-мару состоит из горизонтальных полос, составленных из чередующихся кожаных и железных пластин, которые связаны между собой и покрыты черным лаком. Полосы связаны вертикально. Верхняя часть доспеха и наплечники связаны пурпурными, красными и белыми шнурами, а нижняя часть — черными кожаными ремешками. Обращают на себя внимание пластинки гёё и юбка кусадзури, состоящая из семи небольших частей. Изображение львов и пионов на коже характерны для периода Муромати. Высота кирасы 30,3 см. Имеет статус важного культурного достояния



О популярности до-мару среди японской знати лучше всего говорит тот факт, что именно этот доспех, сделанный в 1570 году, был подарен королю Англии Якову I сёгуном Токугавой Хидедата в 1610 году. Мастер Иваи Ёзаемон. Предположительно доспех предназначался Такеда Катсуори. Несколько раз подвергался реставрации. Сегодня находится в Королевском Арсенале Тауэра


Огромные наплечники о-содэ у них обычно отсутствовали, а вместо двух нагрудных пластин разного размера стали использовать пластинки гёё в форме древесного листа, которые крепились к ватагами. Число кусадзури возросло до 7-8 секций, чтобы одетому в до-мару слуге было бы удобнее идти или же бежать рядом с конем своего господина. Стало очевидно, что доспехи о-ёрой не годились для пехотинцев, а так как их становилось все больше и больше, популярность доспехов до-мару непрерывно росла. И со временем в них облачились даже многие знатные самураи, хотя и носили их с наплечниками о-содэ, чтобы хоть так подчеркнуть свой высокий ранг, ну а сами доспехи постарались украсить понаряднее.



Доспех хараатэ: проще некуда!



Хараатэ, XVI век. Исторический музей Матсаура, префектура Нагасаки

Реставрация старых доспехов в середине XIX века стоила очень дорого, а значит, изготовление их вряд стоило дешевле. Так, изготовление доспеха до-мару в 1856 году стоило 215 золотых рё, семь лет спустя за копию о-ёрой отдали 300 рё, а за реставрацию шлема известного мастера Миочина Нобуи 1534 года в 1865-м взяли 19 рё! Тогдашний рё содержал около 3 граммов золота. Значит, 300 рё в сегодняшнем исчислении равнялись бы стоимости почти целого килограмма золота!

Защита рук и ног



Панцирный рукав ода-готэ XVI—XIX вв. Для них были характерны защитные пластины, имевшие форму тыквы – фукубэ. Если на них были ребра, то такие пластины назывались сива-фукубэ. Маленькие прямоугольные пластинки, вплетенные в кольчугу, назывались икада

Кстати, в отличие от других стран, в Японии кольчуга как таковая стала использоваться очень поздно, лишь в период Эдо. До того ее обычно нашивали на ткань или же кожу, ну и, разумеется, тоже покрывали черным лаком, причем даже тогда, когда цвет всех прочих деталей доспеха был другим. Весьма оригинальной и не похожей на европейскую была и конструкция японской кольчуги. Например, одно круглое кольцо соединяли с четырьмя или шестью кольцами, то есть использовалось четырёх- и шестиугольное плетение. Такая кольчуга плотно ложилась на ткань, а ее кольца было удобно соединять с пластинками из металла. Но главное отличие было в том, что японцы кольца соединяли встык, либо они делали каждое кольцо из двух-трех оборотов проволоки и при сборке заводили кольца друг за друга, как это делается с современными кольцами брелоков для ключей.



Куцу. Музей искусств Портленда


Обычно их делали из трех металлических или же кожаных пластин, соединявшихся при помощи петель. Пластины покрывали лаком и украшали золоченым орнаментом. Матерчатые обмотки кяхан носили под сунеатэ, чтобы они не натирали ноги. Крепились они на голени с помощью шелковых шнуров, которые завязывались сзади.



Цуцу-сунеатэ с наколенниками из нашитых на ткань шестигранных пластинок

Позднее, уже в XIV веке, к поножам приделали пластинчатые наколенники самэ-огэ и татэ-огэ (с наколенниками большого размера), а меховые башмаки теперь стали привилегией лишь самых знатных самураев. Поскольку при скачке пластины кусадзури у доспехов харамаки-до часто оставляли бедра открытыми, то их сначала попытались защищать металлическими пластинками, нашивавшимися непосредственно на штаны. Но оказалось, что это было не очень удобно, поэтому были придуманы особые набедренники хайдатэ, представлявшие собой нечто вроде раздвоенного матерчатого передника, обшитого снаружи металлическими или же кожаными пластинами.



Кольчужные хайдатэ XVI—XIX вв.

Хайдатэ часто подвязывались либо застегивались на пуговицы под коленями, что сделало их похожими на… панцирные штаны. Правда, ходить в них и ездить верхом было не очень удобно, так что широкого распространения они не получили. Существовали поножи целиком из кольчуги, нашитой на ткань (кусари-сунеатэ). Их знатные воины носили под штанами, но, поскольку они не могли защищать от сильных ударов, распространения они не получили.

Классические самураи эпохи Хэйан. На макушках шлемов отверстие, через которое видна макушка шапочки эбоси. Считалось, что оно необходимо, дабы через него в самурая входил дух бога война Хатимана. Огромные боковые отвороты затыльника шлема сикоро: фукигаэси не позволяли нанести удар мечом в лицо сбоку. Рога кувагата в моду еще не вошли. Рис. Ангуса МакБрайда


О-содэ с плетением из белых кожаных шнуров одосигэ с оттиснутым на них пятилепестковыми цветами сакуры

Красивые доспехи, полные насекомых

Что и говорить, японские доспехи были очень красивыми и яркими, но любая красота требует немалых жертв, и японцам за свои шнурованные доспехи также пришлось заплатить немалую цену. Например, плотная шнуровка, так украшавшая их снаружи, только задерживала острие копья — вместо того, чтобы позволить ему соскользнуть, еще и намокала под дождем и становилась намного тяжелее. К тому же просушить доспехи в полевых условиях стоило немалого труда. Однако их вес не только обременял воина. В мороз мокрые шнуры смерзались, и снятые доспехи становилось невозможно надеть. Более того, они при этом ломались! К тому же никакая стирка не могла целиком и полностью очистить шнуровку от грязи, которая неизбежно в нее попадала. Поскольку в походах ухаживать за ней было некому и некогда, шнуровка начинала дурно пахнуть, в ней заводились насекомые – муравьи и вши, что далеко не лучшим образом отражалось на здоровье самураев и понижало боеспособность всей армии! Так что вряд ли большим преувеличением будет утверждение, что в древности в отдельных случаях все эти прекрасные шнурованные доспехи были самым настоящим скопищем всяких противных насекомых. Да, конечно, их переплетали, шнуры стирали, а намоченные доспехи старались просушить у огня… Но очевидно и то, что вся эта возня отнимала у воинов немало времени и сил!


Сине-бело-красный доспех до-мару периода Муромати из Токийского национального музея со шнуровкой в стиле ката-цумадори одоси. Это единственный известный доспех со шнуровкой такого типа. Высота шлема 15,0 см, кирасы — 32,5 см. Отметим широкий назатыльник шлема (каса-сикоро), характерный для XIV-XV вв., и роскошные кувагата с вертикальным мечом Хатимана. Имеет статус важного культурного достояния

Доспехи до-мару


Этот доспех до-мару состоит из горизонтальных полос, составленных из чередующихся кожаных и железных пластин, которые связаны между собой и покрыты черным лаком. Полосы связаны вертикально. Верхняя часть доспеха и наплечники связаны пурпурными, красными и белыми шнурами, а нижняя часть — черными кожаными ремешками. Обращают на себя внимание пластинки гёё и юбка кусадзури, состоящая из семи небольших частей. Изображение львов и пионов на коже характерны для периода Муромати. Высота кирасы 30,3 см. Имеет статус важного культурного достояния


О популярности до-мару среди японской знати лучше всего говорит тот факт, что именно этот доспех, сделанный в 1570 году, был подарен королю Англии Якову I сёгуном Токугавой Хидедата в 1610 году. Мастер Иваи Ёзаемон. Предположительно доспех предназначался Такеда Катсуори. Несколько раз подвергался реставрации. Сегодня находится в Королевском Арсенале Тауэра

Огромные наплечники о-содэ у них обычно отсутствовали, а вместо двух нагрудных пластин разного размера стали использовать пластинки гёё в форме древесного листа, которые крепились к ватагами. Число кусадзури возросло до 7-8 секций, чтобы одетому в до-мару слуге было бы удобнее идти или же бежать рядом с конем своего господина. Стало очевидно, что доспехи о-ёрой не годились для пехотинцев, а так как их становилось все больше и больше, популярность доспехов до-мару непрерывно росла. И со временем в них облачились даже многие знатные самураи, хотя и носили их с наплечниками о-содэ, чтобы хоть так подчеркнуть свой высокий ранг, ну а сами доспехи постарались украсить понаряднее.




Доспех хараатэ: проще некуда!


Реставрация старых доспехов в середине XIX века стоила очень дорого, а значит, изготовление их вряд стоило дешевле. Так, изготовление доспеха до-мару в 1856 году стоило 215 золотых рё, семь лет спустя за копию о-ёрой отдали 300 рё, а за реставрацию шлема известного мастера Миочина Нобуи 1534 года в 1865-м взяли 19 рё! Тогдашний рё содержал около 3 граммов золота. Значит, 300 рё в сегодняшнем исчислении равнялись бы стоимости почти целого килограмма золота!

Защита рук и ног


Панцирный рукав ода-готэ XVI—XIX вв. Для них были характерны защитные пластины, имевшие форму тыквы – фукубэ. Если на них были ребра, то такие пластины назывались сива-фукубэ. Маленькие прямоугольные пластинки, вплетенные в кольчугу, назывались икада

Кстати, в отличие от других стран, в Японии кольчуга как таковая стала использоваться очень поздно, лишь в период Эдо. До того ее обычно нашивали на ткань или же кожу, ну и, разумеется, тоже покрывали черным лаком, причем даже тогда, когда цвет всех прочих деталей доспеха был другим. Весьма оригинальной и не похожей на европейскую была и конструкция японской кольчуги. Например, одно круглое кольцо соединяли с четырьмя или шестью кольцами, то есть использовалось четырёх- и шестиугольное плетение. Такая кольчуга плотно ложилась на ткань, а ее кольца было удобно соединять с пластинками из металла. Но главное отличие было в том, что японцы кольца соединяли встык, либо они делали каждое кольцо из двух-трех оборотов проволоки и при сборке заводили кольца друг за друга, как это делается с современными кольцами брелоков для ключей.


Обычно их делали из трех металлических или же кожаных пластин, соединявшихся при помощи петель. Пластины покрывали лаком и украшали золоченым орнаментом. Матерчатые обмотки кяхан носили под сунеатэ, чтобы они не натирали ноги. Крепились они на голени с помощью шелковых шнуров, которые завязывались сзади.


Позднее, уже в XIV веке, к поножам приделали пластинчатые наколенники самэ-огэ и татэ-огэ (с наколенниками большого размера), а меховые башмаки теперь стали привилегией лишь самых знатных самураев. Поскольку при скачке пластины кусадзури у доспехов харамаки-до часто оставляли бедра открытыми, то их сначала попытались защищать металлическими пластинками, нашивавшимися непосредственно на штаны. Но оказалось, что это было не очень удобно, поэтому были придуманы особые набедренники хайдатэ, представлявшие собой нечто вроде раздвоенного матерчатого передника, обшитого снаружи металлическими или же кожаными пластинами.


Хайдатэ часто подвязывались либо застегивались на пуговицы под коленями, что сделало их похожими на… панцирные штаны. Правда, ходить в них и ездить верхом было не очень удобно, так что широкого распространения они не получили. Существовали поножи целиком из кольчуги, нашитой на ткань (кусари-сунеатэ). Их знатные воины носили под штанами, но, поскольку они не могли защищать от сильных ударов, распространения они не получили.

Устройство рукояти японской катаны, это знание необходимое заказчику при заказе катаны, мастеру при изготовлении катаны, да и любому, кто углубляется в тему совершенного японского холодного оружия – катаны.

Тут мы рассмотрим один из элементов этого оружия, а именно устройство рукояти катаны.

Общее название рукоять: цука.

Устройство рукояти японской катаны

Устройство рукояти японской катаны

И так приступим:

Цука – рукоять катаны.

Цука – рукоять катаны

Цука – рукоять катаны

Касира – навершие. Скорее даже, крышка, которая имеет декоративное и практическое назначение. Касира – завершает рукоять металлической крышкой и имеет отверстие под пропуск ленты, которая используется при оплетке рукояти.

Касира – навершие

Касира – навершие

Самэ – кожа ската, традиционный материал обтяжки деревянной рукояти катаны. Дорогостоящий материал.

Самэ – кожа ската

Самэ – кожа ската

Хо – деревянные накладки рукояти катаны.

Мэнуки – декоративный элемент, используемый при отделке рукояти катаны.

Мэкуги – отверстие и штырь, используемый для удержания рукояти катаны.

Накаго – это основание лезвия, на которое монтируются элементы рукояти.

Фучи – крепежная и декоративная муфта рукояти, вместе с касирой удерживает деревянные накладки рукояти, собранными.

Сэпа – металлические шайбы, несут как декоративную, так и практическую функцию. Всего две штуки устанавливаются с двух сторон от цубы.

Цуба – гарда катаны. В отличии от европейского меча, у японского меча функция защиты кисти руки при ударе с помощью цубы, было последним делом.

Цуба – гарда катаны

Цуба – гарда катаны

Хабуки – крепежная муфта, основная задача создавать плотное соединение клинка и ножен.

На изображении не отмечено. Но не менее важно указать и такой элемент, как:

Цука-ито – лента при помощи, которой делается обмотка рукояти.

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Для примера возьмём одну из ранее изготовленных катан:

Рукоять катаны мастерской

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Как видите, мы делаем не разборную рукоять, но при этом, сохраняем значительное количество, характерных элементов оригинальной рукояти катаны .

Мэнуки, фучи, сэпа – это литье из латуни.

Цука-ито – кожаная лента, что не менее характерно для катаны.

Самэ- обычная кожа.

Отсутствует: мэкуги и хабуки.

Вот фото стандартного набора на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак” (отстствует мэнуки, но она также входит в набор)

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак”

В целом, это высокий уровень стилизации. Однако, мы стремимся к большему.

Тэкко - наручи ниндзя

Одна из составляющих костюма ниндзя - синоби седзоку - это тэкко, матерчатые или кожаные наручи, прикрывающие тыльную сторону ладоней и руку до локтя. Другое название тэкко - тэмаки, или "ручные обмотки", основным их назначением было прижатие свободных рукавов куртки синоби-седзоку к конечностям, чтобы ткань не цеплялась за ветки, выступы камней или оружие. И хотя тэкко, на самом деле, весьма обычный элемент японского костюма (их также носят барабанщики, фермеры на работе, а также священники или путешественники), но ниндзя приспособили его и под свои нужды, храня в тайных карманах тэкко скрытые лезвия и бо-сюрикэны. Как сделать традиционные тэкко, и будет изложено ниже.

Такого рода обмотки могут пригодиться всем, кто заинтересован в боевых искусствах, косплеерам или любителям ролевых игр живого действия. Существует несколько вариантов изготовления тэкко - для сравнения пойдет аналогия с самодельными таби:

тэкко пример

  1. Использование готового куска материи, достаточно эластичного, чтобы сам по себе мог служить обтягивающим материалом (кусок длинной перчатки, гетры или чего-нибудь такого вполне подойдет). В таком случае Вам достаточно будет лишь пришить петельку на обрезанный край и, вуаля!, простейшие темаки готовы.
  2. Более сложный вариант - кройка из материи. Об этом подробнее.

Для начала необходимо замерить расстояние от локтя до костяшек кулака - это будет максимальная длина тэкко, меньше - не страшно. Для определения ширины замерьте размер мышц возле локтя в самом широком месте и накиньте пару сантиметров для нахлеста. Образец с картинок в этой статье имел размеры 35х30 см.

тэкко круглые

Приготовьте ткань - её выбор будет зависеть от того, к чему вообще Вы собираетесь делать тэкко. Пойдет практически любая плотная ткань - от диагонали до денима (джинса) - требуемой Вам расцветки. Половины квадратного метра хватит за глаза.

Начертите на бумаге будущую выкройку тэкко, наподобие той, что приведена на изображении. Для изгибов не стесняйтесь использовать циркуль (если делаете тэкко с плавным контуром) или линейку (для прямых отрезков). Диаметр выпуклой части тэкко (на кулак) с примера 9 см, вогнутых частей - 20 см.

выкройка тэкко
разметка заготовок для тэкко

Вырежьте выкройку и, положив её на бумагу, начертите на ткани мылом или мелом чертеж тэкко, добавив по паре сантиметров со всех сторон для подшива.

Вырезав заготовки из ткани, аккуратно подогните запас ткани по краям и прострочите их на швейной машинке. При необходимости сделайте такие ещё по одному экземпляру таких же заготовок для подкладки.

тэкко строчка
тэкко подшив

Пришейте к выпуклой части тэкко небольшую петельку из веревки для среднего пальца.

Пришейте крепления - шнурки или липучки, в зависимости от того, что Вам нужно: аутентичность или удобство.

тэкко петля для пальца
тэкко шнурки

Если первый опыт пошива получился весьма страшненький - не переживайте, с опытом придет и умение размечать ткань и правильно и красиво шить.

Читайте также: