Как сделать намаз истигфар

Обновлено: 07.07.2024

среда, 28 марта 2012 г.

Аль-Истигфар (поиск прощенияу Аллаха )

Шейхуль-Ислам ибн Таймийя
(728 г.х / 1328 н.э.)

Посланник Аллаха салаллаху алейхи ва салам сказал:

Раб всегда в благословении Аллаха, которое делает необходимым благодарность, и в греховности, которая требует поиск прощения. Оба эти вопроса являются обязательными и необходимы для слуги все время, пока слуга не перестает колебаться между благосклонностью Аллаха и благословением, и не перестает нуждаться в раскаянии и ищет прощение.

перевод сестры Умм Хурейра

В суре Нух сказано о достоинстве мольбы о прощении (истигфар). Каков правильный способ мольбы о прощении? Мы провели эксперимент – если можно так сказать – у моего коллеги в течении более полутора лет не было детей. Он начал долго просить о прощении, в любой ситуации и в любое время, после того как оставил все не нужные беседы и старался использовать дозволенное во всех нуждах. Менее чем через месяц, хвала Аллаху, он сообщил благую новость, что его жена забеременела – да сохранит Аллах моего коллегу, его семью и потомство.
Преславен господь! Можно ли это быть применено ко всем кто нуждается в богатстве и успехе?

Ответ
Вся хвала Аллаху.

Относительно слов в мольбе о прощении, то лучше использовать слова, которые переданы в достоверной сунне от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), которые он сам говорил или предписал умме:
Передано от Шаддад ибн Аус, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшей молитвой о прощении будет сказать:

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с (нижеследующей) мольбой:

Передано, что Ибн Умар сказал: «Мы посчитали, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сто раз сказал в собрании:

от Замиль · Март 22, 2021

Каждый грех, совершенный человеком, приводит к деформации его естества. Восстановление формы, возвращение к первозданному состоянию становится возможным через истигфар. Другими словами, грехи приводят к негативным изменениям в природе человека. А сердце, загрязненное грехами, со временем перестает выполнять свою функцию. Кроме того, каждый грех отдаляет человека от Аллаха и приближает к неверию. И чтобы очистить сердце от пятен, от грехов, приближающих к неверию, необходимо регулярно совершать истигфар.

Конечно же, человек с самого начала должен решительно настроиться не делать и шага в сторону греха. И находясь на этом пути, должен стараться создать вокруг себя атмосферу, свободную от греховности, удаляясь от греха так, как человек удаляется от опасности ядовитых насекомых и смертоносных рептилий. А это становится возможным через сравнение греха со скатыванием в пропасть адского огня, но ощущать это всем своим естеством способна лишь верующая душа. Если человек не испытывает неприязни по отношению к греховному, то это свидетельствует о гибели сердца. Душа, не реагирующая на ошибки и грехи, не переживающая из-за грехов и не лишающаяся из-за этого сна, подобна мертвецу. Поэтому, верующий непременно должен реагировать на грех. И самой первой реакцией является истигфар.

Лучшее время для истигфара

. عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

1. От Ибн ‘Умара (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

. عَنْ أَبِي مُوسَى اْلاَشْعَرِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِنَّ اللّٰهَ عَزَّ وَجَلَّ يَبْسُطُ يَدَهُ بِاللَّيْلِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ النَّهَارِ وَيَبْسُطُ يَدَهُ بِالنَّهَارِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ اللَّيْلِ

2. Передано от Абу Мусы аль-Аш’ари (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

3. Передано от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

. عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

4. От Ибн ‘Умара (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ لَزِمَ الْاِسْتِغْفَارَ جَعَلَ اللّٰهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجًا وَمِنْ كُلِّ هَمٍّ فَرَجًا وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لَا

5. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

. عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَنْزَلَ اللّٰهُ عَلَيَّ أَمَانَيْنِ لِأُمَّتِي: (وَمَا كَانَ اللّٰهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَاَنْتَ ف۪يهِمْ، وَمَا كَانَ اللّٰهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ)

6. Абу Муса (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всевышний Аллах ниспослал мне два обещания (о безопасности) для моей общины:

7. От Абдуллаха бин Бусра (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

. عَنْ شَدَّادِ بْنِ أَوْسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«سَيِّدُ الْاِسْتِغْفَارِ أَنْ تَقُولَ: (اَللّٰهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لَا إِلٰهَ إلَّا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ بِذَنْبِي

8. От Шаддада бин Авса передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самая лучшая просьба о прощении (саййидуль-истигфар) такова:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так продолжил свои слова:

Комментарии к хадисам

Человек не может быть безгрешным. Зная или не зная об этом, он совершает ошибки и грехи. Но не одобряется, если он остается в таком положении. Разумный верующий, тут же признав свою ошибку, должен отвернуться от греха и обратится к Аллаху. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Всевышний Аллах, желая, чтобы Его рабы каялись, говорит:

Ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Мы подсчитали, что только в одном собрании Посланник Аллаха сто раз произносил:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَتُبْ عَلَيَّ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

Человек должен каяться столько, насколько у него хватит сил. Ибо это приводит раба Аллаха к обретению благоволения (рида) Всевышнего.

В священном аяте говорится:

Следующий хадис, помогающий нам понять, насколько Всевышний любит покаяние Своего раба, призывает каждого человека покаяться, не теряя времени:

Можно ли представить себе радость большую, чем радость человека, который, потеряв в пустыне все свои припасы и ожидая смерти от жажды и голода, вдруг находит все свои припасы в целости и сохранности? Всевышний Аллах, когда Его раб, затерявшийся в пустыне грехов и идущий навстречу гибели, вдруг поворачивает обратно и обретает спасение, радуется еще более этого. Значит, насколько же Он любит Своих рабов!

Во втором хадисе поясняется, что не надо задерживаться с покаянием, и что Аллах всегда принимает его. Всевышний ждет, что Его раб, совершивший ошибку, тут же осознав это, отвратится от нее. Он хочет, чтобы тот, кто совершил грех днем, не дожидаясь, пока пройдет еще день, покаялся в ту же ночь. И хочет, чтобы тот, кто совершил грех ночью, покаялся в тот же день. В Священном Коране воздается хвала рабам Аллаха, которые спешат каяться:

Из этого аята также становится ясно, что прощает грехи только Всевышний Аллах. Так как грех означает неповиновение Аллаху, то и простить то наказание, которое за него полагается, может только Он. (См. Али Имран, 3/129, 135; аль-А’раф, 7/149).

Хотя каяться и просить прощения можно в любое время, особое место при этом занимает предрассветное время (сахар). В аятах и хадисах указывается, что каяться и просить прощение лучше именно в это время.

В аятах говорится, что довольство Аллаха, Рай и его блага предназначены богобоязненным (таква) рабам Аллаха, которые в предрассветное время (сахар) совершают истигфар. (Али Имран, 3/15-17).

В одном аяте также сообщается:

Как сообщается в третьем хадисе, Всевышний Аллах будет принимать покаяние Своих рабов до тех пор, пока не будет явлен один из больших признаков наступления Судного дня – восход солнца с запада. Покаяние тех людей, которые раскаются после восхождения солнца с запада, Он принимать не будет. Потому что после того, как люди увидят это великое знамение, не останется никого, кто бы не верил в Аллаха. Поэтому и время испытания (земной жизнью) уже кончится. Ведь главное в этом испытании – раскаяние (тауба).

Всевышний Аллах говорит:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поведал о вратах, которые находятся на западе. Он сказал, что ширина их такова, что всаднику надо семьдесят лет, чтобы проехать это расстояние.

Суфьян бин Уйайа, ученый-хадисовед из Шама (Сирии), пишет об этих вратах:

В Священном Коране много раз повторяется, что когда приходит предопределенный человеку смертный час (аджаль), ему не будет дана отсрочка даже на миг (аль-А’раф, 7/34; Йунус, 10/49; аль-Хиджр, 15/5; ан-Нахль, 16/61; аль-Му’минун, 23/43; аль-Мунафикун, 63/11).

1. Перестать совершать этот грех.

2. Раскаяться в его совершении.

3. Иметь намерение больше не совершать этот грех.

4. Если грех попирает права рабов Аллаха, помириться с ними и возместить им.

Если же человек, подпав под влияние своего нафса, снова совершает грех, он должен опять так же искренне раскаяться и снова просить прощения (истигфар). Потому что наш Всевышний Господь очень милостив к нам, Своим рабам. Надо всегда надеяться на Него. Перестают надеяться на Него только неверные (кафирун). (Йусуф, 12/87).

Всевышний Аллах, призывая тех Своих рабов, которые, совершив грех, причинили зло самим себе, немедленно раскаяться, говорит:

Перестав надеяться на милость (рахма) Аллаха, упорствовать в непокорности, или, считая себя спасенным от Его наказания, не придавать значения грехам, неправильно. Сколько бы ни грешил верующий, он должен находиться в состояния между страхом и надеждой. Нельзя отворачиваться от своего Господа и обратиться к покаянию на миг раньше. Ибо сказано:

Всевышний не только прощает тех, кто, не теряя времени, искренне покаялся, но и обращает их грехи в вознаграждение (саваб).

Об этом так говорится в священном аяте:

Но из аята также становится ясно, что покаяние не должно ограничиваться только словами и душевными порывами, оно должно подтверждаться и усиливаться благими деяниями. Ибо благие деяния, совершенные после грехов, помогают уничтожить их отрицательное воздействие. (Худ, 11/114).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал одному человеку, желающему раскаяться в грехе, быть добрым в отношении к своей матери. Узнав, что его матери уже нет в живых, сказал, что тетя занимает такое же положение, что и мать, и пусть относится по-доброму к тете. (Тирмизи, Бирр, 6; Ахмад, II, 13-14).

Также путь очищения от некоторых грехов – возмещение (каффарат) за них. Накормив и одев неимущего (факир), совершив жертвоприношение или держа пост, можно очистить свой нафс от грязи совершенного греха. (аль-Маида, 5/89, 95; аль-Муджадаля, 58/3-4).

В пятом хадисе сообщается о достоинствах и пользах постоянного произнесения истигфар.

Если много просить прощения (истигфар) у Аллаха, то грехи прощаются. А на Своих очищенных рабов Всевышний Аллах изливает поток Своей милости, избавляет от всякого рода затруднений, бед и несчастий и дарует им обильные блага.

Во времена досточтимого ‘Умара случилась засуха. Люди стали ощущать нехватку продовольствия. Они предложили халифу обратиться к Аллаху с ду’а о дожде. Когда все собрались, досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) поднялся на минбар, чтобы совершить ду’а о дожде. Он начал просить прощение (истигфар). Он всего лишь произносил истигфар и больше ничего. Так продолжалось некоторое время, потом халиф спустился с минбара. Присутствующие были удивлены:

О повелитель правоверных, вы поднялись, чтобы совершить ду’а о дожде, но мы не слышали, чтобы вы сделали ее. Вы спустились, произнеся только истигфар.

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:

— Я попросил о той милости, которую вы желали, вместе с ключами небес, посылающими дождь.

В доказательство он привел такие аяты:

Прочитав аяты, досточтимый ‘Умар так завершил свою речь:

Значит, оставление грехов и обращение к Аллаху с ду’а о прощении – это ключ, открывающий небесные врата. Когда люди оставляют грехи и чтят Аллаха, открываются врата небес, и все возможные милости начинают изливаться из них.

Однажды к досточтимому Хасану Басри пришли четыре человека. Один из них жаловался на засуху, второй – на бедность, третий – на распущенность детей, четвертый – на то, что его поле не дает урожай. Великий аулия посоветовал каждому из них просить прощение (истигфар).

— Наш господин, эти люди обратились к вам с разными бедами, но вы посоветовали им одно и тоже средство.

Досточтимый Хасан Басри, как и ‘Умар, ответил им, прочитав с 10-ого по 12-й аяты суры Нух. (Айни, Умдатуль-Кари, XXII, 277; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, XI, 98).

В шестом хадисе говорится, что пока люди будут просить прощение, Аллах не подвергнет их наказанию. Ибо истигфар не только служит щитом от наказания в этом мире, но и спасает от наказания в будущей жизни. Это божественная гарантия безопасности.

Значит, мы должны постоянно искренне и чистосердечно просить о прощении. Но если такая просьба будет выражена только на словах, в Судный день мы можем и не увидеть ее в своей книге деяний. Поэтому необходимо, чтобы просьба о прощении была пропущена через сердце и душу.

Наш Всевышний Господь говорит:

Поистине, лучше, если грех не совершен, чем прощен. Даже если грешник покается и получит прощение, он многое теряет. Как хорошо сказал об этом досточтимый Мавляна:

Когда человек совершает большой грех, он немедленно отдаляется от милости Аллаха и, чтобы снова получить милость Аллаха, нужно искренне покаяться перед Аллахом и попросить Его о прощении. Тот, кто согрешил и желает раскаяться, должен помнить, что Аллах всегда готов простить Своего раба, пока тот полон искренности и раскаяния, независимо от того, сколь серьезны и велики его грехи.

В хадисе-кудси Аллах говорит:

يا ابن آدم لو بلغت ذنوبك عنان السماء ثم استغفرتني غفرت لك، ولا أبالي

В хадисе Посланник Аллаха ﷺ обучил нас правильному и наиболее подобающему способу испрашивания Аллаха о прощении:

ما من رجل يذنب ذنبا، ثم يقوم فيتطهر، ثم يصلي، ثم يستغفر الله، إلا غفر الله له

Cуть таубы – это возвращение к Аллаху, подчиняясь Ему и оставляя ослушание.

Условия тауба (покаяния)

للتوبة ثلاثة شروط أن يقلع عن المعصية وأن يندم على فعلها وأن يعزم عزما جازما أن لايعود إلى مثلها أبدا فإن كانت المعصية تتعلق بآدمي فلها شرط رابع وهو رد الظلامة إلى صاحبها أو تحصيل البراءة منه والتوبة أهم قواعد الإسلام وهي أول مقامات سالكي طريق الآخرة

Достоинства намаза тауба

Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

حَدَّثَنِي أَبُو بَكْرٍ وَصَدَقَ أَبُو بَكْرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: ” مَا مِنْ عَبْدٍ يُذْنِبُ ذَنْبًا، فَيُحْسِنُ الطُّهُورَ، ثُمَّ يَقُومُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ، إِلَّا غَفَرَ اللَّهُ لَهُ، ثُمَّ قَرَأَ هَذِهِ الْآيَةَ: إِلَى آخِرِ الْآيَةِ (سنن أبي داود، باب في الإستغفار)

Как читать тауба намаз?

Завершив намаз, поднимите руки в дуа: начните с восхваления Аллаха, приветствий Пророку ﷺ и обильно просите Аллаха о прощении своих грехов с полным сожалением и раскаянием. Плачьте и проливайте слезы сожаления перед Аллахом. А если не можете плакать, хотя бы сделайте вид, что плачете, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал в хадисе:

Помните, что Посланник Аллаха ﷺ сказал о проливании слез ради Аллаха:

ما من مؤمن يخرج من عينيه دمعه من خشية الله، وإن كان مثل رأس الذباب فتصيب شيئا من حر وجهه إلا حرمه الله على النار

Мухаддисы пояснили, что, если Аллах делает лицо человека запретным для адского огня, это означает, что все остальное тело тоже будет запретным для него.

Саид-уль-истигфар

Так же во время таубы рекомендуется произносить саид-уль-истигфар:

اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لاَ إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ، أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي، فَإِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ

ومن قالها من النهار موقنا بها، فمات من يومه قبل أن يمسي، فهو من أهل الجنة، ومن قالها من الليل وهو موقن بها، فمات قبل أن يصبح، فهو من أهل الجنة

Пусть Всевышний Аллах одарит нас Своей Милостью и простит нам наши грехи. Амин.

Читайте также: