Как сделать наклонную поверхность в автокаде

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

В современных условиях проектировщикам нужно соответствовать высокой скорости роста и развития городов и в тоже время не снижать качество выпускаемых проектов. На помощь им приходят системы автоматизированного проектирования, а также технологии информационного моделирования BIM. Благодаря подходящему программному обеспечению и умению в нем работать вы сможете создать один из самых важных объектов для проектирования – поверхность. В этой статье я расскажу вам, что же такое поверхности, как их создавать, изменять и применять.

Что такое поверхность

Поверхность в Civil 3D — это трехмерное геометрическое представление участка земли. Поверхность состоит из данных точек, которые соединяются между собой и формируют треугольники или сетку поверхности.

Поверхность состоит из следующих компонентов:

  • Точки;
  • Треугольники;
  • Граница;
  • Горизонтали;
  • Сетка.

Видимость любого из компонентов на поверхности можно включать или отключать. Таким образом, например, создав проектную поверхность и включив отображение горизонталей на ней, вы сможете увидеть вертикальную планировку участка. Такая планировка будет динамичной и реагировать на все дальнейшие изменения поверхности.

Как правило, изначально поверхность в Civil 3D создается пустой, а потом наполняется данными для построения. Такими данными могут являться:

  • Точки координатной геометрии COGO;
  • Горизонтали, структурные линии;
  • Простые объекты AutoCAD (точки, отрезки, блоки, тексты, 3D-грани, многогранники);
  • Границы;
  • Файлы DEM (Файлы DEM предназначены для хранения и переноса больших объемов топографической информации о рельефе в виде координат XYZ узлов сетки с постоянным шагом).

Типы поверхностей в Civil 3D

Поверхности в Civil 3D бывают следующих типов:

  • Поверхности TIN. В основе такой поверхности лежат треугольники, которые соединяют между собой ближайшие друг к другу точки поверхности и образуют триангуляционную сеть. Отметка любой точки на поверхности определяется интерполяцией отметок вершин ближайших треугольников. Это самый распространенный и часто применяемый тип поверхностей;
  • Сетчатые поверхности. В основе такой поверхности лежат точки на сетке с постоянным шагом. Такие поверхности применяются для отображения больших пространств с низкой детализацией;
  • Поверхности TIN для объема. Композитная поверхность, построенная по данным разницы отметок точек поверхности сравнения и базовой поверхности. Чаще всего сравнивают поверхность существующей земли с проектной для вычисления общих объемов земляных работ;
  • Сетчатые поверхности для вычисления объема. Отметки такой поверхности вычисляются как разность верхней и нижней поверхностей, с точками на сетке;

Создание поверхности

Для создания поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – правой кнопкой мыши на Создать Поверхность. Появляется окно Создания поверхности. Выберите тип поверхности, задайте имя и выберите стиль → ОК.

Добавление данных в поверхность

Для добавления данных в поверхность необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение. Тут найдите подходящий для вас пункт, нажмите ПКМ и выберите команду Добавить.

При построении поверхности существующей земли многое зависит от того, в каком формате вы получаете топосъемку. Чаще всего для создания поверхности используются точки съемки, 3D-грани или обычные тексты и блоки AutoCAD.

Редактирование поверхности

Для редактирования поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ. Тут найдите подходящую для вас команду.

Обратите внимание, что для редактирования точек и ребер треугольников необходимо чтоб эти компоненты отображались в текущем стиле поверхности.

Объединение поверхностей

Для объединения двух или более поверхностей необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ – Вставить поверхность.

Важен порядок добавления поверхностей в объединенную. Поверхности, добавляемые позже, вносят изменения в уже вставленную. Например, чтобы получить поверхность существующей земли с учетом проектируемой планировки, необходимо создать общую поверхность и вставить в нее сначала черную поверхность земли, а уже после нее – планировку.

Границы поверхности

Для добавления границы в поверхность необходимо выполнить следующие действия:

Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Границы – ПКМ – Добавить.

Существуют следующие типы границ:

  • Внешний – треугольники отображаются внутри такой границы, а вне ее не отображаются;
  • Показать – отображаются треугольники, находящиеся внутри границы;
  • Скрыть – скрывает треугольники в области указанной границы;
  • Обрезка данных - фильтр для всех данных, добавляемых в поверхность после создания такой границы.

Стили отображения поверхности

За внешнее отображение поверхности отвечает ее стиль. Обратите внимание, что на само построение стиль не влияет. Стили хранятся в шаблоне чертежа, вы можете либо использовать уже готовый стиль, либо создать свой собственный.

Выбрать стиль можно в момент создания поверхности или в любое другое время в свойствах этой поверхности.

Анализ поверхности

Поскольку поверхность Civil 3D это интеллектуальный объект, то вы можете проанализировать ее и получить любую интересующую вас информацию.

Инструменты анализа хранятся в свойствах поверхности или на вкладке ленты Анализ.

Перечислю, на мой взгляд, самые полезные типы анализа:

  • По отметкам. Civil 3D анализирует поверхность по заданным диапазонам отметок. Визуально оценить результаты анализа можно включив его в стиле поверхности. Можно добавить легенду анализа поверхности - получить таблицу с площадями этих диапазонов.
  • Стрелки откоса. На каждом треугольнике поверхности отображается стрелка, указывающая направление понижения откоса – стока воды.
  • Траектория потоков. Если вы щелкните на любую точку поверхности мышкой, программа укажет траекторию стока воды из этой точки.

Метки поверхности

Для оформления чертежей, а также для собственного удобства на поверхность можно расставить метки. С помощью меток можно подписать отметки в точках, уклоны поверхности, значения горизонталей. Такие метки динамичны и реагируют на изменения поверхности. Вы никогда не упустите очередные изменения вертикальной планировки в оформлении чертежей.

Стили меток также, как и стили поверхности, можно создавать самостоятельно под свои нормы и правила оформления.

Извлечение объектов из поверхности

Из поверхности можно извлечь ее компоненты в обычные объекты AutoCAD, но для этого эти самые компоненты должны быть включены в текущем стиле поверхности. Таким образом вы сможете извлечь из поверхности, например, горизонтали в виде обычных полилиний с заданным уровнем, соответствующим отметке горизонтали.

Для извлечения объектов из поверхности необходимо выполнить следующие действия:

Выделить поверхность на чертеже - Панель Инструменты работы с поверхностями – Извлечь из поверхности – Извлечь объекты.

Экспорт поверхности

Поверхность можно экспортировать в форматы LandXML, DME и IMX, тем самым использовать ее в других приложениях, поддерживающих работу с данными форматами. Также в последних версиях программы (2019 и новее) специалист Civil может опубликовать поверхность в проект BIM 360, а специалист, работающий в Revit создать связь своего проекта с этой поверхностью через Топографию.

Заключение

Умение создавать поверхности и работать с ними сегодня - необходимый навык, позволяющий повысить качество выпускаемой документации, выполнять расчеты земляных работ с максимальной точностью и ускорить процесс оформления чертежей.

На наших курсах по Civil 3D вы приобретете практические навыки работы в BIM-среде. После прохождения обучения вы сможете создавать компоненты информационной модели, в том числе и поверхности, необходимые для разработок различных разделов проекта.


Вера Бабенко, к.т.н.,
доцент кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики Севастопольского государственного университета

Оксана Мухина, к.т.н.,
доцент кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики Севастопольского государственного университета

Начиная с AutoCAD 2007 разработчиками системы были добавлены средства концептуального проектирования: проецирование 3D­геометрии на плоскость — команда ПЛОСКСНИМОК — и объекты­сечения — команда СЕКПЛОСКОСТЬ. Данные команды позволяют создавать плоские виды из текущих объемных в виде блоков с отображением их ортогональных проекций на плоскость xy в текущей ПСК.

Создание чертежа детали с помощью команды ПЛОСКСНИМОК

Алгоритм создания чертежа детали с помощью команды ПЛОСК­СНИМОК по 3D­модели рассмотрим на примере модели корпуса, представленной на рис. 1:


  1. В пространстве модели измените визуальный стиль на 2D­каркас, вид модели — на Вид спереди.
  2. Вызовите команду . Команда находится на панели Сечение вкладок Главная и Сеть.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

При установленном переключателе Экспортировать в файл блоки можно экспортировать во внешние файлы, указав в поле Имя и путь к файлу соответствующие данные.

Измените тип погашенных линий на HIDDEN.


После нажатия кнопки ДО закроется, AutoCAD запросит параметры вставки блока: положение базовой точки, масштаб и угол поворота. Создается блок, состоящий из геометрической 2D­струк­туры, которая проецируется на плоскость текущей ПСК (рис. 3).

Блок получает имя, назначенное системой AutoCAD, например A$C752947CD.

  1. Переименуйте блок: в командную строку введите команду НОВОЕИМЯ (на ленте команда отсутствует), раскроется ДО Переименование (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 5

Выберите тип объекта: Блоки. Выберите имя переименуемого блока и в нижнем окне введите новое имя блока: Главный вид.

  1. Для дальнейшего удобства работы с блоком пере­определите базовую точку вставки блока.

На ленте выберите закладку ВСТАВКА и активизируйте команду Редактор блоков . Раскроется ДО Редактирование определения блока (рис. 5). По умолчанию AutoCAD выбирает имя последнего созданного блока .


В раскрывшейся Палитре вариаций блоков выберите параметр (рис. 6).

Рис. 6


  1. Аналогично создайте блоки с изображением вида сверху и слева, предварительно поменяв вид на модель: Вид сверху и слева. Для вида сверху в ДО Плоский снимок следует отключить Погашенные линии — они не участвуют в создании данного изображения.

Переименуйте созданные блоки и переопределите их базовые точки вставки.

  1. После создания плоских снимков поменяйте вид на ЮЗ изометрию и убедитесь, что все три вида блоков созданы (рис. 7).


Если необходимо создать аксонометрическую проекцию, измените вид на ЮЗ изометрию, в ДО Плоский снимок сбросьте флажок в зоне Погашенные линии.

Создание рабочего чертежа детали на базе плоских снимков

Создание плоского чертежа на базе блок­снимков в пространстве модели и в пространстве листа идентичны.

Рассмотрим создание рабочего чертежа детали на базе плоских снимков в пространстве модели. Так как блоки с плоскими снимками сохранены в базе данных чертежа, удалите блоки с экрана, а 3D­модель разместите на отдельном слое и заморозьте его.

  1. Вставьте блок формата чертежа А3 с основной надписью.
  2. Сформируйте необходимые изображения на чертеже путем вставки блоков: команда Вставка находится на одноименной вкладке.
  3. Измените геометрию изображений в редакторе блоков, используя команды редактирования и рисования.

Вызов редактора блоков осуществляется с помощью команды Редактор блоков.

Перед редактированием геометрии изображений следует создать слои в AutoCAD; в AutoCAD Mechanical подключить из предлагаемого системой списка. С помощью палитры СВОЙСТВА разместите линии в соответствующие слои, присвоив им свойство Послою (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 9

Невидимые линии со стороны видов удалите, со стороны разрезов линиям невидимого контура присвойте тип линий соответствующих слоев, нанесите штриховку. Сохраните изменения.

Результат редактирования блока Главный вид представлен на рис. 9.

Отредактировать изображения блоков можно без использования редактора блоков, предварительно расчленив их.

  1. Закончить создание чертежа нанесением необходимых размеров. Результат создания плоского чертежа представлен на рис. 10.

Рис. 10

Создание простых и сложных разрезов в виде объектов с помощью команды СЕКПЛОСКОСТЬ

С помощью команды СЕКПЛОСКОСТЬ можно создавать двумерные разрезы и сечения, трехмерные объемы сечения, а также использовать функцию псевдоразреза для просмотра внутренних частей модели. В данной статье рассмотрим только создание двумерных разрезов и сечений.

Рассмотрим различные способы создания блоков разрезов в зависимости от назначения параметров сечения в ДО Параметры сечений:

1 Активизируйте команду СЕКПЛОС­КОСТЬ. Команда находится на вкладках ленты Главная и Сеть.

Задайте тип и способ построения секущей плоскости (см. протокол работы с командой).

Протокол работы с командой СЕКПЛОС­КОСТЬ:

Выберите грань или любую точку для указания местоположения линии сечения или [Вычертить сечение/Ортогональное/Тип]: Т

Введите тип секущей плоскости [Плоскость/Срез/Контур/Объем] : К

Выберите грань или любую точку для указания местоположения линии сечения или [Вычертить сечение/Ортогональное/Тип]: О

Если сечение должно быть параллельным одному из стандартных направлений и является плоскостью симметрии, то целесообразно выбрать опцию Ортогональное, как в данном примере. В противном случае следует вычертить сечение, при этом для задания точек изломов секущей плоскости можно заранее с помощью команд Плиния или Отрезок задать положение плоскостей сечения.

После выполнения команды на экране появится секущая плоскость (рис. 11). Прозрачная режущая плоскость, которая пересекает модель, называется объектом­сечением. Эту плоскость можно перемещать по телу, при этом динамически изменяется профиль среза пересекаемого тела.

Рис. 11

Рис. 12

2 Выберите объект­сечение щелчком мыши. Активизируется панель, представленная на рис. 12. Эту же панель можно активизировать на ленте:

вкладка Главная (Сеть) ® панель Сечение ® Псевдоразрез .

Стоит обратить внимание на функции команды Псевдоразрез. Псевдоразрез является аналитическим инструментом, который позволяет осуществлять просмотр геометрии разрезов путем динамического перемещения объекта­сечения сквозь 3D­модель или область. Включение и выключение функции псевдоразреза выполняется автоматически, в зависимости от способа создания объекта­сечения.

Результат включения и отключения псевдоразреза для выбранного объекта­сечения показан на рис. 13.

Рис. 13

На создание блока­сечения режимы Псевдоразрезов влияния не имеют. Вид разреза или сечения зависит от настроек в ДО Параметры сечений.

3 Активизируйте команду . Откроется ДО Создание разреза/фасада (рис. 14). Выберите клавишу . В раскрывшемся окне установите параметры для последующего создания разреза соответствующего вида (рис. 15). Последовательно закрыть окна. На экране по­явится изображение блока.

Рис. 14

Работа с созданными блоками аналогична работе с блоками, созданными командой Плоский снимок. Но при применении данной команды можно создать штриховку, отключить линии невидимого контура в поле Геометрия разреза и линии заднего плана в поле Фоновые линии (см. рис. 15). После расчленения блока или его редактирования в редакторе блоков можно убрать ненужные линии штриховки, например на проекциях ребер жесткости.

Рис. 15

На рис. 16 представлен пример создания сложного ступенчатого разреза. В данном примере при создании секущей плоскости используется опция Вычертить сечение. При задании изломов секущей плоскости используйте заранее вычерченную ломаную линию и режимы отображения опорных линий привязки.

Рис. 16

Создание блока сечения аналогично предыдущему примеру.

На базе сравнительного анализа инструментов создания плоских изображений по 3D­изображениям можно сделать определенные выводы.

Применение команд проецирования 3D­геометрии на плоскость позволяет:

  • быстро создавать технические иллюстрации деталей и целых узлов с необходимыми размерами при представлении проекта заказчику;
  • создавать рабочие чертежи в пространстве модели в отдельных файлах;
  • значительно упростить структуру файла чертежа;
  • создавать плоские чертежи отдельных деталей по 3D­модели сборочной единицы.

Основным недостатком является то, что чертеж, полученный данным методом, не является ассоциативным.

Урок 05. Основные геометрические объекты AutoCAD.

Любой, даже самый сложный, чертеж состоит из совокупности элементарных объектов, которые можно создать при помощи одной команды. К ни принадлежат отрезки, окружности, дуги и другие графические объекты. В системе AutoCAD такие объекты называются графическими примитивами. Для размещения объекта в окне чертежа вызывается соответствующая команда, задаются координаты точек и необходимые параметры. В данном уроке мы рассмотрим команды, предназначенные для создания графических примитивов.

Точка (Point)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Point
  • Вызов из меню: Draw>Point
  • Кнопка на панели инструментов

Ввести команду одним из приведенных способов.

Точка в окне чертежа задается координатами, которые вводятся с клавиатуры или фиксируются нажатием ЛКМ на рабочем поле в ответ на запрос системы

Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000

Specify a point:

Для точки можно задать размер и форму. Размер задается в абсолютных единицах или относительно размера экрана.

Тип и размер точки можно выбрать в диалоговом окне Point Style . Вызывается окно командой Format>Point Style .

Отрезок (Line)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Line
  • Вызов из меню: Draw>Line
  • Кнопка на панели инструментов

Для того что бы построить отрезок, необходимо указать координаты двух точек – начальной и конечной. Командой строиться одинарный отрезок или последовательность отрезков. При построении последовательности отрезков конечная точка предыдущего отрезка является начальной для следующего.

Для построения необходимо выполнить следующую последовательность:

  1. Ввести команду одним из выше перечисленных способов.
  2. На запрос системы Specify first point: ввести координаты начальной точки.
  3. На запрос системы Specify next point or [Undo]: ввести координаты начальной точки.
  4. На запрос системы Specify next point or [Undo]: выполнить одно из следующих действий:
  • завершить выполнение команды нажав клавишу Enter ;
  • ввести координаты конечной точки следующего отрезка;
  1. На запрос системы Specify next point or [Close/Undo]: выполнить одно из следующих действий:
  • ввести координаты конечной точки следующего отрезка;
  • завершить выполнение команды одним из следующих способов:
  1. нажав клавишу Enter ;
  2. ввести опцию Close с клавиатуры. При этом построен отрезок, который соединяет последнюю точку с начальной точкой первого отрезка. Таким образом, построится замкнутый контур;
  3. если вы не завершили выполнение команды, то пятый шаг повторяется необходимое количество раз.

Окружность (Circle)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Circle
  • Вызов из меню: Draw>Circle
  • Кнопка на панели инструментов

Окружность можно построить такими способами:

  1. Указать центр окружности и размер радиуса или диаметра.
  2. Указать координаты трех точек, которые лежат на окружности и не лежат на одной прямой.
  3. Указать координаты двух точек, которые являются концами диаметра.
  4. Построить окружность, которая касается двух ранее построенных объектов в указанных точках.

Для построения необходимо выполнить следующую последовательность:

  • Введите команду одним из выше перечисленных методов
  • На запрос системы circle Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr (tan tan radius)]: выбрать один из способов построения окружности.
  • Ввести координаты центра окружности.
  • На запрос системы Specify radius of circle or [Diameter] : ввести значения радиуса или опцию D.
  • Если ввели опцию D, появится запрос Specify diameter of circle , на которой необходимо ввести значение диаметра.

Стоит отметить что на запрос системы указать радиус или диаметр, можно указывать не соответствующее значение, а координаты точки. После чего программа самостоятельно вычислит радиус или диаметр от данной точки к центру окружности.

  • Ввести опцию 3P, которая соответствует выбору способа построения окружности по трем точкам.
  • Далее по очереди ввести или указать координаты трех точек.
  • Ввести опцию 2Р, которая соответствует выбору способа построения по конечным точкам диаметра.
  • Ввести или указать координаты двух точек.
  • Ввести опцию Ttr. В этом случае окружность соприкасается в двух точках с объектами, построенными ранее.
  • Указать или ввести координаты двух точек
  • Ввести радиус окружности или нажать клавишу Enter . В этом случае радиус будет вычислен автоматически.

Дуга (Arc)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Arc
  • Вызов из меню: Draw>Arc
  • Кнопка на панели инструментов

Дуга строится одиннадцатью способами, которые отличаются выбором и комбинацией трех параметров:

Начало (Start) – начальная точка;

Центр (Center) – центр дуги;

Конец (End) – конечная точка;

Угол (Angle) – центральный угол;

Длинна (Chord Length) – длинна хорды;

Направление (Direction) – направление касательной (указывается одной точкой и совпадает с вектором, проведенным в эту точку из начальной точки);

Радиус (Radius) – радиус дуги;

3 Точки (3 Points) – по трем точкам лежащим на дуге;

Продолжить (Continue) – построение дуги как продолжение предыдущей линии или дуги. Начальной точкой и начальным направлением соответственно будут конечная точка и конечное направление предыдущей дуги или отрезка.

Конструкционная линия (Xline)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Xline
  • Вызов из меню: Draw>Construction line
  • Кнопка на панели инструментов

Конструкционная линия является лучом направленным в обе стороны от заданной точки.

Для построения необходимо выполнить следующую последовательность:

  • Ввести команду одним из выше перечисленных способов.
  • На запрос системы Command: _xline Specify a point or [Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset]: выбрать один из способов построения:
  • Ввести координаты первой точки.
  • Ввести координаты второй точки.
  • На запрос системы Specify trough point: ввести координаты точек для построения нескольких конструкционных линий, для которых начальная точка будет общей, или завершить выполнение команды нажатием клавиши ESC или ENTER .
  • Ввести параметр Hor или Ver, который позволяет построить конструкционную линию параллельно оси Х или Y.
  • На запрос системы Specify trough point: ввести координаты точки. Продолжая указывать координаты точек на запрос Specify trough point: , можно построить несколько параллельных линий.
  • Ввести параметр Ang , который позволяет построить конструкционную линию под определённым углом к оси Х или относительно указанной прямой.
  • На запрос системы Enter angle of xline (0) or [Reference]:
  1. Ввести значение угла в градусах, что бы построить прямую под углом к оси Х и на запрос системы Specify through point: ввести координаты точки, через которую пройдет конструкционная линия.
  2. Ввести параметр R , что бы построить прямую под углом к другой прямой и на запрос Select a line object: указать курсором прямолинейный объект. Далее последует запрос на указание угла ( Enter angle of xline : ) и точки ( Specify through point: ), через которую пройдет линия.
  • Ввести параметр Bisect , который позволяет строить биссектрису угла.
  • Последовательно указать точку вершины угла и стороны в ответ на запрос системы.
  • Ввести параметр Offset , который позволяет построить конструкционную линию параллельную указанной линии.
  • Последовательно указать смещение, линию и направление смещения в ответ на запрос системы.

Луч (Ray)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Ray
  • Вызов из меню: Draw>Ray
  • Кнопка на панели инструментов

Луч – линия направленная из точки в бесконечность. Задается двумя точками – начальной и точкой лежащей на луче.

Полилиния (Polyline)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Pline
  • Вызов из меню: Draw>Polyline
  • Кнопка на панели инструментов

Полилиния состоит из последовательных соединений линий и дуговых сегментов. Каждый сегмент может иметь определенную ширину. Значение ширины в начальной точке сегмента может отличаться от значения в конечной точке.

При построении полилинии необходимо определить начальную точку в ответ на запрос системы Specify start point: Далее становятся доступными следующие параметры:

Halfwidth – Задает половину ширины сегмента полилинии в начальной и конечной точке.

Width – Задает ширину сегмента полилинии в начальной и конечной точке.

Lenght – создает сегмент полилинии заданной длинны того же направления, что и предыдущий.

Arc – создание дугового сегмента полилинии.

Close – соединяет конечную точку полилинии с начальной, прямолинейным сегментом.

Undo – удаляется последний построенный сегмент.

В режиме построения дуги становятся доступными следующие параметры:

Angle – центральный угол;

Close – соединяет конечную точку полилинии с ее началом дуговым сегментом;

Direction – направление касательной;

Line – переход в режим построения прямолинейных отрезков;

Radius – радиус дуги;

Second pt – промежуточная точка на дуге;

Полилиния, построенная командой Pline рассматривается в AutoCAD как единый объект. Редактирование полилинии производится командой PEDIT . Командой EXPLODE полилинию можно разбить на отдельные элементы. Подробней о редактировании полилиний будет описано в следующих уроках.

Многоугольник (Polygon)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Polygon
  • Вызов из меню: Draw>Polygon
  • Кнопка на панели инструментов

Командой строится правильный многоугольник с заданным количеством сторон.

Необходимо задавать способ построения:

  • Многоугольник описывает ( Circumscribed ) окружность, для которой задается радиус;

Диалог имеет следующий вид:

Command:_polygon Enter number of sides :7

Specify center of polygon or [Edge]:300,300

Enter an option [Inscribed In circle/Circumscribed about circle] :c

Specify radius of circle: 50

  • Многоугольник вписанный ( Inscribed ) в окружность, для которой задается радиус;

Диалог имеет следующий вид:

Command:_polygon Enter number of sides :7

Specify center of polygon or [Edge]:300,300

Enter an option [Inscribed In circle/Circumscribed about circle] :i

Specify radius of circle: 50

  • Задается длинна стороны ( Edge ) и координаты конечных точек этой стороны;

Многоугольник является полилинией, потому для его редактирования можно воспользоваться тема же командами что и для редактирования полилиний.

Прямоугольник (Rectang)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Rectang
  • Вызов из меню: Draw>Rectang
  • Кнопка на панели инструментов

Что бы построить прямоугольник, необходимо указать координаты двух диагонально противоположенных вершин.

Диалог имеет следующий вид:

Specify first corner point or [Area/Dimension/Rotation]:100,100

Specify other corner point or [Dimensions]:300,300

Area – построение прямоугольника с заданной площадью;

Dimension – построение прямоугольника заданной длинны и ширины;

Rotation – поворот прямоугольника на заданный угол относительно оси Х;

Кольцо (Donut)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Donut
  • Вызов из меню: Draw>Donut
  • Кнопка на панели инструментов

Кольцо – часть плоскости между внешней и внутренней концентрическими окружностями. Толщина кольца равняется половине разницы диаметров этих окружностей. Кольца – сплошные заполненные объекты.

После ввода команды система выдает запрос на размер внутреннего и внешнего диаметров, а так же запрашивает положение центра кольца.

Диалог имеет следующий вид:

Specify inside diameter of donut :150

Specify outside diameter of donut :250

Specify center of donut or :400,400

Сплайн (Spline)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Spline
  • Вызов из меню: Draw>Spline
  • Кнопка на панели инструментов

Сплайн – это гладкая кривая, которая проходит через заданный набор точек. При построении сплайна учитывается положение точек и направление касательных в начальной и конечной точках.

После ввода команды система выдает запрос на ввод координат точек или введение ключа. Последние два запроса на ввод тангенсов угла наклона касательных в начальной и конечной точках.

Диалог имеет следующий вид:

Specify first point or[Object]:100,200

Specify next point:310,110

Specify next point or [Close/Fit tolerance] :400,250

Specify next point or [Close/Fit tolerance] :520,180

Specify next point or [Close/Fit tolerance] :460,360

Specify next point or [Close/Fit tolerance] :580,310

Specify next point or [Close/Fit tolerance] :

Specify start tangent:10

Specify end tangent:20

Object – преобразование сглаженной линии в эквивалентный сплайн.

Close – замыкает кривую соединением последней точки с первой.

Fit Tolerance (Допуск) – задает точность аппроксимации сплайна. При значении 0 (По умолчанию) сплайн проходит точно через заданные точки. Чем выше значение, тем больше сплайн отклоняется от заданных точек и становится более гладким.

Эллипс (Ellipse)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Ellipse
  • Вызов из меню: Draw>Ellipse
  • Кнопка на панели инструментов

Эллипс можно построить, указав центр и радиус изометрической окружности или задав начальную и конечную точки одной оси и расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Axis endpoint – конечная точка оси. При выборе данной опции (она установлена по умолчанию) задаются две конечные точки первой оси и точка, которая указывает расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Rotation – эллипс строится как проекция окружности, которая вращается вокруг диаметра, определенного заданными перед этим точками на плоскости чертежа. Диапазон допустимых углов ()…89,4.

Center – центр эллипса. Необходимо так же указать координаты конечной точки оси и расстояние от центра до конечной точки другой оси.

Arc — позволяет построить эллиптическую дугу.

Диалог при использовании ключа Axis endpoint:

Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]:120,200

Specify other endpoint of axis:820,600

Specify distance to other axis or [Rotation]:550,260 имеет вид:

Если выбрать ключ Center , диалог будет таким:

Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]:с

Specify center of ellipse:470,400

Specify endpoint of axis:470,870

Specify distance to other axis or [Rotation]:600,400

Облако (Revision cloud)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Revcloud
  • Вызов из меню: Draw>Revision cloud
  • Кнопка на панели инструментов

Облако – замкнутая полилиния, предназначенная для выделения приметок и изменений, внесенных в чертеж.

После ввода команды вводится информация с установками по умолчанию (минимальная длинна дуги:15, максимальная длинная дуги: 15;) и выдается запрос на ввод начальной точки.

Minimum arc length:15 Maximum arc length:15

Specify start point or [Arc length/Object] :

Guide crosshairs along cloud path…

После этого запроса пользователь может курсором указать начальную точку, а далее курсором рисовать облаку свободной формы. После замыкания контура команда завершается.

Можно построить не замкнутое облако, нажав на последней точке ПКМ.

Arc length – задается длинна дуги;

Object – позволяет придать форму облака графическому примитиву;

Стоит отметить что в последних версиях AutoCAD, уже имеющих систему динамического ввода, пользователю предоставляется возможность выбора дополнительных опций при создании примитива из раскрывающегося списка, вызываемого нажатием ПКМ. Так же система автоматически выдаст окно с запросом ввода обязательных опций, казать параметры которых необходимо для завершения команды.

Читайте также: