Как сделать музей в сельском клубе

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас патриотическое,духовно-нравственное и национальное воспитаниеподрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании общества в целом. Особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России, в том числе своей малой родины. Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Очень остро встал вопрос о более эффективной работе общественных структур по формированию общероссийской и региональной идентичности, создания для этого необходимых условий. Одним из самых важных и определяющих факторов успешности данной работы является наличие правдивой яркой и интересно написанной истории, как всей страны, так и её отдельных составляющих частей.

Центром реализации такой системы по формированию интереса к истории своей страныможет стать музей, который будет решать задачи формирования патриотического сознания, как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей.Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности человека, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

К сожалению, в Вешкаймском районе нет историко-краеведческого музея. Попытки его создания принимались неоднократно с 1980 года: создавались инициативные группы, производился сбор экспонатов. Но из-за отсутствия помещения под музей идея не осуществилась.

Сейчас остро встал вопрос о ремонте остальных помещений и о закупке оргтехники и музейного оборудования, а также о создании новых экспозиций в следующих залах:

1) Социально-экономическая жизнь района. Разделы: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, здравоохранение, народное образование.

2) Культурная жизнь района. Разделы: музеи, дома культуры, библиотеки, выставки картин местных художников, выставки прикладного искусства.

4) Именитые гости Вешкаймского района.

5) Участники локальных войн.

Цели
проекта

Целью является создание и открытие историко-краеведческого музея в р.п. Вешкайма, чтобы пропагандировать историческое и культурное наследие всех народностей, проживающих в Вешкаймском районе; сплотить людей разных национальностей в свете региональной и местной идентичности; воспитывать бережное отношение к природе; хранить, изучать и популяризировать музейные предметы и музейные коллекции, активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Результаты
проекта

1. Увеличение в 2018 году количественного охвата населения, посетившего музей, на 20% по сравнению с 2017 годом.

2. Создание к концу 2018 года краеведческого кружка, куда войдут люди, желающие участвовать в поисковой деятельности.

2. Увеличение в 2018 году экспонатов фонда музея на 20% по сравнению с 2017 годом.

3. Рост удовлетворённости населения деятельностью музея по итогам 2018 года, по сравнению с показателями по итогам 2017 года (по результатам анкетирования).

в 2018 году:

в 2019 году:

Реализация проекта создания историко-краеведческого музея на территории Вешкаймского района в первую очередь, позволит жителям ощутить единство всех народов, проживающих на территории района, стать участниками социально –культурных мероприятий, сохранить традиции и обычаи своего села и передать их будущему поколению. А так же даст возможность развивать территорию в направление социального туризма.


алёна винокурова






Наталья Смолянская

куратор, исследователь современного искусства и авангарда

Также мы собираемся рассмотреть тему зелёных зон. Это не только парки, но и кормушки для птиц, жилища для животных, которые исчезают из города. Ими занимаются сами жители: например, делают голубятни, которые существуют всегда незаметно, потому что боятся вторжения извне.





Анна Козловская
и Татьяна Миронова

Мы начали изучение района с прогулок по нему. Выделяли разные зоны, фотографировали их и обсуждали. Мы попробовали выделить особенность, которая есть у территории, и поняли, что это обилие заградительных знаков, решёток, заборов, закрытых зон. Так и возникла отправная точка работы. Как возможно, что в районе, где живут люди, всё настолько недоступное и непроницаемое? Мы решили работать с этой проблемой, чтобы сгладить отчуждение, которое так бросается в глаза.

В процессе работы над музеем мы связывались с разными институциями. Самая эффективная договорённость — с Будёновским посёлком, где есть инициативная группа из молодых ребят, поддерживающих наши начинания и помогающих нам. Вместе с ними мы провели экскурсию по Будёновскому посёлку — рассказывали об идее соцгорода, которая лежала в основе проектирования участка. Там же мы наладили связи с местной библиотекой имени Дельвига. Её основали после войны для обмена книгами между жителями посёлка. Впоследствии она превратилась в полноценную библиотеку, которая почти не изменилась с советских времён и выглядит здорово. Мы стали обсуждать с её руководством возможность сотрудничества, и там пошли на контакт. В итоге художник Ваня Каданер сделал инсталляцию в подвальных комнатах библиотеки.

Сообщество Будёновского посёлка более-менее самоорганизованно. Но у них есть повод для этого, ведь посёлок собирались снести. Жители его отстояли, но продолжают функционировать как организованное комьюнити, активно общаясь с городскими властями. Например, они добились посадки деревьев и строительства детских площадок.

Показательно, что недавно в Басманном районе признали объектом наследия деревянную больницу то ли XVIII, то ли XIX века. Она резная, ажурная. И одновременно с этим сносят конструктивистский квартал на Погодинской. Мы же концентрировались на истории XX века. Во-первых, облик района во многом сформировали и формируют бывшие и действующие фабрики. Во-вторых, люди, которые жили и живут здесь, многое помнят и готовы рассказать то, что в интернете и книгах не найдёшь. Все, с кем мы встречались, рассказывали много интересного. И мы хотим сохранять эти личные истории, потому что это не официоз. Музей не должен быть бездушным и казённым помещением с набором объектов, его нужно наполнять живыми историями.

Объекты здесь искать сложно. Когда мы отбирали потенциальный материал для работы Саши Лысова на временной выставке, ходили по металлоломам. В интернете написано, что район просто утыкан пунктами сбора металла, но мы в итоге нашли только два. И в одном из них обнаружили самовар — и всё.

В процессе обсуждений мы поняли, что у нас сложилась идея шести частей. Сначала мы хотели, чтобы всё было закрыто дверцами и стенками, и зритель должен был сам их открывать — так проявлялись бы личные истории жителей района. Но в итоге мы решили всё сделать проще. Открытие первых разделов прошло 21 мая — в Ночь музеев. К этому сроку мы не совсем успевали, но зато дата подошла под концепцию проекта — музея и художественных интервенций в их развитии. Поэтому у нас work in progress. Когда временная выставка закрывалась, на ней стали сами по себе постепенно осыпаться фотографии, а на закрытии уронили одну работу. То есть музей продолжает развиваться, а выставка как будто естественным образом прожила полный цикл.

Гораздо чаще школьникам предлагают развлекательные мероприятия иного плана: для первоклашек – кукольный театр, цирк, выездные представления фокусников, для детей постарше – музыкальный и драматический театры… Откуда тут взяться интересу к музеям?

Казалось бы, если в городские музеи хоть кто-то ещё ходит, то в сельских – жизнь давно замерла. Возможности развития сельских музеев минимальные. Сельское поселение не только не может обеспечить закупку новых коллекций для музея, а, зачастую, не может содержать само здание, чтобы в него, как в культурное учреждение, могли приходить посетители. Сколько уже сказано о финансировании культуры по остаточному принципу!

Но, как оказалось, музеи на селе не только живы, но и очень популярны! За разгадкой этого феномена Ваш автор отправился к ведущему методисту информационно-методического отдела Ростовского областного музея краеведения Ирине МОИСЕЕВОЙ.

Ирина Владимировна Моисеева

– Ирина Владимировна, в этом году в Ростовской области впервые прошёл конкурс среди муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений. Какова была его задача?

– Выявить и поощрить лучшие муниципальные сельские учреждения культуры, в том числе музеи, и их работников.

– Много ли музеев участвовали в конкурсе?

– Из 15 муниципальных сельских музеев подали заявки всего 9. На конкурсе были довольно высокие требования, и многие, неплохие сами по себе музеи, просто не отвечали условиям. К примеру, в каких-то нет мультимедийного оборудования, в других – недостаточно высока посещаемость…

– Музеи-участники разного профиля?

– Преимущественно сельские музеи историко-краеведческие. Тематика наша донская, казачья. Исключением является только один музей, посвящённый личности Будённого, в станице Будённовской, где жил будущий знаменитый создатель 1-й Конной Армии.

– Неужели в наше время есть интерес к личности Будённого?

– Ещё какой! Это – не только гордость станицы, но и один из самых посещаемых сельских музеев на Дону. Туда не то, что из области, со всей России едут.

В отряд к Будённому

Митрофан Борисович Греков. В отряд к Будённому. 1923 год. Масло

Это – уникальный, единственный в мире музей Будённого. Он находится в доме, где с 1909 года жила его семья…

Музей Буденного

Крошечный домик покрыт стеклянным павильоном.

Музей Буденного

А в нём воссоздана вся обстановка, причём из подлинных предметов, принадлежащих семье Будённого.

Музей Буденного

Приезжали туда родственники командарма и были восхищены: в их семье столько предметов не сохранилось! Кстати, это ещё и один из старейших музеев области, он существует с 1939 года

– А как жюри конкурса могло сравнить настолько разные музеи – музей личности и казачьи, к тому же когда одному уже больше 70 лет, а другие появились не так давно?

– Какая может быть инновация на селе, где в музее работают 1-2 сотрудника? И при этом крошечные дотации, а доходов у музеев никаких нет… Ведь входной билет в сельский музей стоит буквально копейки!

– А вот и неверно. Не столько деньги, сколько искренний интерес к делу помогает придумать новые нестандартные решения. Вот, например, в станице Романовской Волгодонского района в сельском муниципальном музее в этом году был создан миниатюрный макет казачьего поселения прямо под открытым небом. Маленькие деревянные домики, в которые невозможно зайти, но при этом можно увидеть все детали отделки, разглядеть особенности казачьей архитектуры.

музей станицы Романовской

Миниатюрный казачий городок в станице Романовской Волгодонского района

И представьте себе, приходят дети с экскурсией в музей. Их ведут по двору – и вдруг они попадают в настоящую сказку.

музей станицы Романовской

Миниатюрный казачий городок! Масштаб всех строений точно выдержан один к пяти к пропорциям настоящих зданий. Дети в этом городке – словно гулливеры в стране лилипутов.

музей станицы Романовской

Но модели сделаны не только развлечения ради, в них соблюдена вся историческая правда. Можно увидеть, как выглядел дом бедняка, как жил зажиточный казак, а как – середнячок. Все детали маленькой деревянной церкви – как у настоящей. В особенный восторг дети приходят от колодцев. А они там все разные: в одном ведёрко на верёвочке, другой закрыт крышечкой, которую можно поднять, третий с ещё какой-то изюминкой. Всё работает, даже калитки в крошечные дворики и те скрипят! Можно потрогать, открыть дверь в курень, заглянуть туда, посмотреть на интерьер, повертеть ручку колодца… Вот вам и инновация, и интерактивность! Современных посетителей музеев, а тем более детей, не заманишь на экспозиции, где только выцветшие фотографии на стенах…

музей станицы Романовской

И разве удивительно, что малыши потом приводят родителей и бабушек-дедушек в этот музей, а те, в свою очередь рассказывают своим знакомым, показывают фотографии? И вот уже со всей области едут люди в Романовскую. За историей и впечатлениями…

музей станицы Романовской

А ведь со всего этого и начинается рождение у детей интереса к казачьим корням, к донскому быту. Впрочем, от этого миниатюрного городка в восторг приходят не только дети, но и взрослые!

музей станицы Романовской

И тут не надо многомиллионных вложений, нужно просто воплотить оригинальные идеи, которые станут привлекать посетителей в музей. Да ещё так, чтобы люди хотели вернуться!

музей станицы Романовской

– Ну а кто вообще ходит в сельские музеи?

– Преимущественно, местные жители.

– Вот как?! И откуда тогда высокая посещаемость? Ну сходят местные пару раз в музей, а больше не пойдут…

– Ошибаетесь! Это только в городах так. Дело в том, что музей на селе – это больше, чем музей! В городе семейный досуг люди проводят в торгово-развлекательных центрах, ходят в зоопарк, цирк, театры, кинотеатры. На селе ничего этого нет. Более того, далеко не в каждом селе есть хотя бы клуб. Поэтому сельские жители не просто ходят в музеи, они живут проблемами и радостями своих музеев. Они воспринимают их именно как своё достояние, а не просто какую-то там выставку предметов. Помогают собирать коллекции, активно участвуют во всех музейных праздниках, буквально живут жизнью музея.

– Будем надеяться, что благодаря таким конкурсам интерес к сельским музеям будет не только у местных жителей. А кто же стал победителем? И какие были призы?

– Победителями стали два музея – казачий музей в станице Казанской Верхнедонского района и музей в станице Романовской, с миниатюрными домиками. Музеи получили награды в 100 тысяч рублей каждый. А лучшими музейными работниками стали заведующая музеем донского писателя Виталия Закруткина Кочетовского сельского поселения Татьяна Строкова (кстати, она была ученицей Закруткина, музей для неё – поистине дело всей жизни) и Надежда Куфилова, директор всё того же музея в станице Романовской, который умеет удивлять посетителей. Они получили по 50 тысяч рублей.

Музей Закруткина в Кочетовской

– Невелики призы…

– Хорошо, что они вообще есть! Для сельских музеев это огромные деньги! Но знаете, не все смогли понять идею конкурса: выявить лучшие музеи и помочь им. Мол, зачем им помогать, если у них и так всё прекрасно? Невольно возник вопрос: кто поможет тем музеям, у которых дела идут вовсе не так хорошо? Но на него пока нет ответа…

К сожалению, автор сайта Дороги мира, несмотря на свою любовь к музеям, в том числе сельским, не успела побывать в упомянутых выше музеях. Так что в данной публикации использованы фото из архива Ростовского областного музея краеведения и из Интернета. А мои рассказы об этих музеях – ещё впереди…

Я благодарю Ирину Владимировну за интересный рассказ о сельских музеях и за то, что она уделила мне время. И поздравляю с наступающим Новым годом мою собеседницу и всех читателей сайта!

А Вы сами часто бываете в сельских музеях? В каких? И что интересного видели?

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот материал, нажав на кнопки социальных сетей!

Как устроен рынок частных музеев в России

Валенки, самовары, темнота, мат, яблоки, традиции народов Севера — предметом музейной коллекции может стать буквально что угодно. И даже если она не имеет исторической или художественной ценности, то вполне может приносить прибыль.

Игорь Хмелев

Анастасия Борисова

При этом закон фокусируется на государственных музеях и упускает из виду частные. А их, по данным Ассоциации частных и народных музеев России, в стране около 1200. Все это музеи, созданные по инициативе частных лиц, обычно — на собственные или привлеченные средства, без участия государства.

Владелец центра генеалогических исследований

Как правильно выбрать организационно-правовую форму музея

Как предпринимателю планировать финансы

У НКО же основная цель — культурно-просветительская. Эта форма требует жесткой отчетности. При этом им никто не запрещает извлекать доход из той деятельности, которую они ведут. Самый яркий пример — плата за входные билеты. Деятельность, по большому счету, приносящая прибыль в прямом смысле слова. Единственный нюанс: они эту прибыль не распределяют, как в коммерческих компаниях между учредителями, а расходуют, и делать это они должны на цели, связанные с созданием этого НКО. Например, на выплату заработных плат, рекламные цели, пополнение коллекций.

Даже саму музейную деятельность никто не запрещает развести по направлениям НКО и ИП.

Существует и компромиссный вариант — разделение бизнеса: музей может быть оформлен как НКО (мастер-классы и экскурсии тоже вполне укладываются в эту деятельность), а за доход от кафе или магазина на территории можно отчитываться по ИП на УСН.

Что учесть при создании бизнеса


Как на ярмарках продают книги, помощь людям и еду

В коллекции музея 2500 экспонатов — елочных игрушек, произведенных за последние сто лет лет в разных странах мира. Но игрушки без контекста не так интересны, поэтому в музее есть 12 залов, которые представляют историю празднования Нового года. Самая яркая и запоминающаяся часть музея — производство елочных игрушек: выдувка стеклянных шаров, серебрение и окраска. На мастер-классах гости могут попробовать сделать игрушку самостоятельно.






Также нужно понять и воможную сезонность в работе музея. Например, новогодний музей предсказуемо работает с ноября по январь, а музей лего — круглогодично, но с четверга по воскресенье, так как на неделе дети учатся. Такой подход помогает более точно составить бизнес-план и прогнозировать прибыль.

Другой важный аспект подготовки — поиск подрядчиков и сотрудников. На него нужно закладывать достаточно много времени, и даже с запасом, ведь срыв сроков часто чреват убытками.

Продвижение — все пути хороши

Читайте также: