Как сделать морфологический разбор существительного васька 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

1. Образовательная: знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка.

ВложениеРазмер
urok_-_morfologicheskiy_razbor_sushchestvitelnogo.docx 20.79 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: Морфологический разбор имени существительного.

1. Образовательная : знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка.

II. Подготовка к изучению нового материала

Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).

Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу, В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли.
(И.С. Соколов-Микитов)

Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.

Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять опорный конспект или схему имени существительного, в которой мы обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении. На морфологических признаках мы остановимся более подробно.
(Во время повторения признаков имени существительного на интерактивной доске выводится схема, которая заполняется по мере называния признаков, учащиеся одновременно с учителем заполняют свою тетрадь).

III. Изучение нового материала

Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):

Порядок морфологического разбора имени существительного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

5) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора имени существительного

Над лугом летают весёлые стрекозы.

2) Начальная форма — луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.

1) (над) лугом — имя сущ.(что?).

3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.

Пример
1) Имя существительное обозначает , отвечает на вопросы, н ачальная форма имени существительного –.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
………
относятся к ……… или , или роду,
к…………, или ………., или ………склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительное изменяется по …………. и …………………
3) В предложении имя существительное может быть ………………….
Имя существительное не является членом предложения, если …………………………………………………………………………………………………

IV. Закрепление нового материала

Работа с текстом (материал распечатан):

Письменно ответьте, почему мама отдала вишни дочке?
Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь и произвести письменно их морфологический разбор.
Помните! При определении синтаксической роли существительного в предложении мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.
Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения, записать эти предложения в тетрадь.

Найдите ошибки, допущенные при выполнении морфологического разбора.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

собств., неодуш., ж.р.,

нариц.. одуш., м.р., ед.ч.,

нариц., неодуш., ср.р.,

V. Домашнее задание.
Работа с текстом К. Паустовского (материал распечатан).
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Определить его стиль. Подчеркнуть в тексте олицетворения. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара). Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?
Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Сделать письменный морфологический разбор любых трех существительных из текста.

VI .Подведение итогов.
Учитель тезисно повторяет основные моменты урока, по ходу задавая вопросы ученикам. Оценивание деятельности учеников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное".

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.


Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного".

Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс

Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного".


план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра.


Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.


Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Чтобы выполнить полный морфологический разбор имени существительного, введите слово в поле ввода. К каждому варианту разбора приложен план разбора для удобства.

План разбора имени существительного

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
    2. Постоянные признаки:
      • Собственное или нарицательное
      • Одушевленное или неодушевленное
      • Род
      • Склонение
      Непостоянные признаки:
      • Падеж
      • Число

    Многие испытывают трудности с пониманием морфологического разбора имени существительного, порядком его выполнения или выделением морфологических признаков существительного. Данный онлайн сервис поможет вам разобрать введенное слово с примерами и планом разбора.

    Общий порядок морфологического разбора имени существительного:

    • Определяем начальную форму имени существительного (ставим слово в именительный падеж единственного числа)
    • Далее нужно выяснить постоянные морфологические признаки
      • Собственное или нарицательное
      • Одушевленное или неодушевленное
      • Род
      • Склонение
      • Падеж
      • Число

      Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому настоятельного советуем уточнить требования к морфологическому разбору у вашего учителя.

      +

      10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


      Ответы 10

      +

      Ответ

      +

      1 Васька-существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?

      А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое,мужской род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа.

      В предложении выполняет роль подлежащего.

      Ответ

      +

      Ответ

      +

      1. (кто?) Васька - сущ., обозн. предмет
      2. Н.ф. - Васька
      Пост.: собст., одуш., 1 скл., м.р.
      Непост.: ед.ч., И.п.
      3. Подлеж.

      Ответ

      +

      1. (Кто?) Васька - существительное
      2. Н. ф. - Васька, одушевлённое, собственное, 1-е склн., конкретное, именительный падеж, мужское род, единственное число.
      3. Подлежащее

      Ответ

      +

      5 зв 6 б Васька

      Ответ

      +

      2.Начальная форма: Васька

      3. Постоянные признаки: собственное, одушевленное, мужской род, 1 склонение

      4. Непостоянные признаки: единственное число, Именительный падеж,

      5. Васька-подлежащее или сказуемое ( нужен контекст)

      Ответ

      +

      в — [в] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
      а — [а] — гласный, ударный
      с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
      ь — не обозначает звука
      к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
      а — [а] — гласный, безударный

      6 букв, 5 звуков.

      у — [у] — гласный, безударный
      ш — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
      ё — [о] — гласный, ударный
      л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

      4 буквы, 4 звука.

      с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
      ъ — не обозначает звука
      е — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
      [э] — гласный, ударный
      л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

      Морфологический раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков суще­стви­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи.

      Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го. Приведем обра­зец и при­ме­ры раз­бо­ра суще­стви­тель­ных, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую форму.

      Прежде чем узнать, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го, напом­ним, какие сло­ва мож­но отне­сти к этой части речи.

      Имя суще­стви­тель­ное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто? или что?

      • (кто?) сын, сосед, чело­век;
      • (что?) доро­га, небо, чер­теж.

      Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

      Приняв о вни­ма­ние это опре­де­ле­ние, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го грам­ма­ти­че­ско­го значения.

      Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние име­ни суще­стви­тель­но­го заклю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти обоб­щён­но назы­вать предмет.

      Затем выявим посто­ян­ные при­зна­ки име­ни существительного:

      • соб­ствен­ное или нарицательное;
      • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
      • отвле­чен­ное или конкретное;
      • веще­ствен­ное, собирательное;
      • род (муж­ской, сред­ний, женский)
      • скло­не­ние (пер­вое, вто­рое или третье).

      У неко­то­рых суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком, если эти суще­стви­тель­ные име­ют фор­му толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла.

      Остальные при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

      Морфологический раз­бор суще­стви­тель­но­го закон­чим ука­за­ни­ем его син­так­си­че­ской роли (какой член пред­ло­же­ния). Имя суще­стви­тель­ное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (опре­де­ле­ние, допол­не­ние, обстоятельство).

      Эти эта­пы раз­бо­ра суще­стви­тель­но­го как части речи пред­ста­вим в виде плана.

      План морфологического разбора существительного

      I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское значение.

      II . Морфологические признаки

      а) посто­ян­ные признаки:

      • соб­ствен­ное или нарицательное;
      • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
      • по зна­че­нию кон­крет­ное или абстракт­ное, веще­ствен­ное, собирательное;
      • род
      • чис­ло (у суще­стви­тель­ных толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа);
      • скло­не­ние

      б) непо­сто­ян­ные признаки:

      III . Синтаксическая роль

      Морфологический разбор существительного

      В пред­ло­же­нии может быть несколь­ко суще­стви­тель­ных. То суще­стви­тель­ное, кото­рое тре­бу­ет­ся разо­брать как часть речи, ука­зы­ва­ет­ся циф­рой 3 спра­ва над ним. Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра существительного.

      Образцы разбора

      Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

      II . Морфологические признаки

      а) посто­ян­ные признаки:

      • нари­ца­тель­ное
      • неоду­шев­лен­ное
      • веще­ствен­ное
      • жен­ский род
      • I скло­не­ние

      б) непо­сто­ян­ные признаки:

      • тво­ри­тель­ный падеж
      • един­ствен­ное число

      III . Синтаксическая роль — дополнение.

      У меня над голо­вой яркая сине­ва неба³.

      II . Морфологические признаки

      а) посто­ян­ные признаки:

      • нари­ца­тель­ное
      • неоду­шев­лен­ное
      • кон­крет­ное
      • сред­ний род
      • II скло­не­ние

      б) непо­сто­ян­ные признаки:

      • роди­тель­ный падеж
      • един­ствен­ное число

      III . Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние (несо­гла­со­ван­ное).

      Синева неба = небес­ная сине­ва.

      II . Морфологические признаки

      а) посто­ян­ные признаки:

      • нари­ца­тель­ное
      • неоду­шев­лен­ное
      • кон­крет­ное
      • мно­же­ствен­ное число
      • скло­ня­ет­ся как суще­стви­тель­ное мно­же­ствен­но­го числа

      б) непо­сто­ян­ные признаки:

      III . Синтаксическая роль — обстоятельство.

      Вчера дядя Семен пой­мал огром­ную щуку³.

      II . Морфологические признаки

      а) посто­ян­ные признаки:

      • нари­ца­тель­ное
      • оду­шев­лен­ное
      • кон­крет­ное
      • жен­ский род
      • I скло­не­ние

      б) непо­сто­ян­ные признаки:

      • вини­тель­ный падеж
      • един­ствен­ное число

      III . Синтаксическая роль — дополнение.

      Видеоурок

      Читайте также: