Как сделать морфологический разбор наречия

Обновлено: 06.07.2024

1.наречия места (где? куда? откуда?): далеко, вверху, снизу, слева и др.

2.наречия времени (когда? как долго? до каких пор?): рано, утром, сегодня и т.д.

3.наречия меры и степени (сколько? в какой степени?): очень, довольно, слишком и т.д.

4.наречия образа действия (как? каким образом?): красиво, тихо, грустно и т.д.

5.наречия причины (почему?): сослепу, сгоряча и т.д.

Степени сравнения наречий:

1.простая сравнительная – выше;

2.составная сравнительная – более высоко, менее высоко;


Для точного определения признаков наречий используется морфологический анализ. Выполняется он по четкому плану, позволяя подробно изучить часть речи.

Осуществляется разбор наречия по морфологическим признакам с помощью четкой схемы, следуя которой, можно разобрать любое слово. Примечательно, что информация в этой статье может быть очень полезна как школьникам, так и представителям более старших поколений, поскольку зачастую принцип проведения морфемного анализа знаком далеко не всем.

План морфологического разбора наречия

Рассуждая, для чего нужен разбор наречия и что оно собой представляет, необходимо определить грамматический смысл слова.

Так, например, определенное количество слов в русском языке обозначает предметы (деревня, масло). Такие слова называются именами существительными. Некоторые слова обозначают характеристики этих предметов (старая деревня, раскаленное масло). Их принято называть именами прилагательными. Для того, чтобы обозначить какие-либо состояния или действия, применяются глаголы (деревня просыпается, масло кипит).

Наречие является уникальной частью речи, и может характеризовать какое-либо действие (рано просыпается, быстро закипает), указывать на место (там горит свет; оттуда доносятся шорохи) или даже время действия (вчера было холодно; недавно я был в другом городе).

Определение того, какой именно признак имеет слово, — еще одна задача анализа, о которой будет упомянуто далее.

Разбор наречия будет выполняться по следующему плану:

  1. 1. Часть речи (грамматическое значение). Выясняется, на какой вопрос отвечает слово.
  2. 2. Начальная форма и морфологические признаки наречия.
    Постоянные морфемные характеристики:
    – разряд по функциональности — знаменательное или местоименное;
    – разряд по значению — обстоятельственное или определительное.
  3. 3. Синтаксическая роль в предложении.

Под цифрой 4 можно поставить непостоянную степень значения, а точнее — степень сравнения. Она, при этом, может быть как превосходной, так и сравнительной (для слов с окончанием -о/-е).

Детализация морфологического разбора наречия по плану

Для того, чтобы учебный процесс не вызывал затруднений, следует подробно разобрать все пункты плана для разбора наречий. Для начала, нужно отыскать часть речи и выписать ее. При этом указывается начальная форма, если имеется степень сравнения. Позже определяется грамматическое значение слова, признак которого оно обозначает в текущем контексте.

Когда эти шаги были выполнены, нужно приступать к поиску значений слова, определяя его разряд по функции и по значению. Упростить исследование значения разряда можно, предварительно создав для себя памятку со всеми разрядами.

Примеры разбора

Чтобы научиться разбирать наречие как часть речи, нужно рассмотреть примеры выполнения анализа. Начать стоит с образца анализа слов, имеющих обстоятельственный характер. Подобные задания можно встретить в 7 классе.

Разбор наречия морфологический

Пример проведения морфологического разбора наречия вперед:

  • Мальчик вскочил со скамейки и побежал вперед.

(Побежал) вперед

  1. Слово, обозначающее признак действия и отвечающее на вопрос: (побежал) куда?
  2. Начальная форма этого наречия (Н.ф.) — вперед. Морфемные характеристики: обстоятельственное, знаменательное. Определяет обстоятельство места и является неизменяемой частью речи.
  3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

Следующие несколько образцов морфемного анализа представляют собой подобие заданий, предоставляемых учащимся 4, 5 и 6 классов. В некоторых школах такие задания могут встречаться и в 3 классах.

(Стремительно) взмыл

  1. Обозначает признак действия и отвечает на вопрос: как?
  2. Начальная форма — стремительно. Морфемные характеристики у этого слова следующие: знаменательное, качественное. Данная часть речи не изменяется и является определительной.
  3. Синтаксическая роль: определение.

Найти (здесь)

  1. Указательное, отвечающее на вопрос: где?
  2. Начальная форма — здесь. Морфемные характеристики: обстоятельственное, местоименное, указательное, неизменяемое.
  3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

(Завтра) ждет

  1. Слово, отвечающее на вопрос: когда? Оно указывает на время действия.
  2. Начальная форма — завтра. Морфемные признаки: обстоятельственное, местоименное, неизменяемое, указывает на обстоятельство времени.
  3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

Таким образом, ознакомившись с наречием как частью речи, а также с общей схемой его анализа, освоить более сложные темы в русском языке будет гораздо проще. Стоит отметить, что не лишним в процессе обучения будет составление памятки, в которой будут указаны разряды, группы, а также план, имеющийся в данной статье.

Такие меры позволят научиться быстро определять часть речи, в частности, находить их синтаксическую роль, начальную форму и морфологические признаки. Не стоит забывать, что освоение этой темы — еще один огромный шаг на пути к идеальному владению языком.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Морфологический разбор наречия

Иней на ветках

Когда изучаешь наречие как часть речи, всё легко и понятно. Морфологических признаков раз-два, роль в предложении почти всегда одинакова, орфографических правил немного. Но так кажется только поначалу.

Первые трудности начинаются, когда наречия нужно найти в предложении или тексте. Они похожи на все уже знакомые нам части речи: как на самостоятельные, так и служебные.

На существительные (утром, бок о бок), прилагательные (надёжно, излишне), местоимения (по-своему, затем), числительные (дважды, втрое), причастия (блестяще, вызывающе), предлоги (вокруг, навстречу), союзы (едва, пока), частицы (как, только). Трудно отличить наречия и от категории состояния (весело, темно).

Значит, сначала необходимо понять, как образуется наречие, с чем связано, что обозначает. Как только разберёмся с этими вопросами, перейдём к морфологическому разбору наречий.

Первая группа наречий образуется от местоименных корней (чем: зачем, незачем, зачем-нибудь, зачем-то), имеет похожие разряды: вопросительные и относительные (почему, зачем), указательные (потому, поэтому), определительно-обобщающие (всегда, всячески), неопределённые (почему-то, зачем-нибудь), отрицательные (незачем). Они имеют обстоятельственные значения образа действия (всячески), места (всюду), времени (всегда), причины (потому), цели (зачем-то). Все эти наречия можно назвать местоименными.

Вторая группа наречий образуется от знаменательных частей речи: качественных, относительных и притяжательных прилагательных (творчески, по-немецки, по-волчьи), существительных в Р., Д., В., Т., П. падежах (отчасти, поблизости, набок, даром, вдали), количественных, порядковых и собирательных числительных (однажды, в-третьих, вдвоём), причастий и деепричастий (вызывающе, шутя). Некоторые наречия образовались из сочетаний нескольких существительных (с боку на бок), местоимения и существительного (тотчас, сегодня), наречия и частицы (ничуть, немало).

Наречия часто присоединяются к глаголу, обозначая признак действия (быстро бежать), к прилагательному, причастию или другому наречию, обозначая уже признак признака (слишком быстрый, летящий быстро, очень быстро). Иногда имеют значение признака предмета, если прикрепляются к существительному (шаг вперёд, судак по-польски).

Итак, общее грамматическое значение наречий - признак действия, признак признака, признак предмета. Наречие отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

Попробуйте найти наречия в этом небольшом тексте.

Холодно и голодно в январе и птицам, и зверям. Ближе к домам жмутся стаи синичек, чаще выходят к стогам сена угрюмые заиндевелые лоси, и только медведь да барсук сладко посапывают в своих тёплых зимних спальнях. Замерло, притихло всё — кажется, нет больше никакой жизни в лесу. Но что это? На самой вершине ели неторопливые разнаряженные птицы. Конечно, это клесты преспокойно шелушат еловые шишки. Чуть в стороне под кустом лещины серенькая белочка разыскивает себе на завтрак упавший орех. А внизу, под берёзой, где только что была белка, легла на снег ровная цепочка лисьих следов. Нет, жизнь в лесу не остановилась, не заснула.

Давайте проверим себя!

Небольшое пояснение. Слово "чуть" относится к наречиям, если имеет значение меры и степени: чуть в стороне (насколько?) - немного в стороне.

В первом предложении слова "холодно" и "голодно" являются словами категории состояния и употребляются в роли составного именного сказуемого. Они обозначают состояние природы или окружающей среды и при себе не могут иметь подлежащего.

Кроме того, наречия очень похожи на краткую форму прилагательного в форме среднего рода. Сравните три предложения:

Я удобно расположился в кресле. Кресло очень удобно. В кабинете светло и удобно.

Следует задать вопросы: расположился (как?) удобно - это наречие; кресло (каково?) удобно - это краткое прилагательное; в кабинете (как? каково?) удобно - категория состояния. Можно определить синтаксическую роль: в первом - обстоятельство образа действия, во втором и третьем - составное именное сказуемое. Причём в последнем случае нет и не может быть никакого подлежащего.

Выполняя морфологический разбор наречия, необходимо определить два постоянных морфологических признака.

1) Разряд по значению: наречия образа действия (хорошо, весело, чудесно), меры и степени (слишком, очень, чуть-чуть), места (вниз, влево), времени (недавно, сегодня), причины (сгоряча, поневоле), цели (специально, впрок).

2) Для наречий на -о, -е, образованных от качественных имён прилагательных, указываются формы степеней сравнения: сравнительная простая (глядел веселее, написал побольше) и сравнительная составная (более громко, менее быстро); превосходная составная (бегает быстрее всех, поёт наиболее громко).

Основная синтаксическая роль наречий в предложении – обозначение различных видов обстоятельств (Выступающий говорил лишком общо). Кроме обстоятельства, наречие может быть несогласованным определением (Я умею варить кофе по-турецки, яйцо вкрутую.) и составным именным сказуемым (Она замужем уже пять лет.).

План разбора

I. Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Степень сравнения (если есть).

3. Полная морфологическая неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образцы разбора

Ближе к домам жмутся стаи синичек, чаще выходят к стогам сена угрюмые заиндевелые лоси, и только медведь да барсук сладко посапывают в своих тёплых зимних спальнях.

I. Ближе – наречие.
Жмутся (как?) ближе; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - образа действия.

2. В форме простой сравнительной степени.

3. Неизменяемое слово.

III. Жмутся (как?) ближе (обстоятельство образа действия).

Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

I. Особенно - наречие.

Сильно (как? в какой степени?) особенно; признак признака.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению меры и степени.

2. Не имеет формы сравнения.

3. Неизменяемое слово.

III. Сильно (как? в какой степени?) особенно (обстоятельство степени).

I. Сильно - наречие.

Пахнут (как?) сильно; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - образа действия

2. В положительной форме сравнения.

3. Неизменяемое слово.

III. Пахнут (как?) сильно (обстоятельство образа действия).

А внизу, под берёзой, где только что была белка, легла на снег ровная цепочка лисьих следов.

I. Внизу – наречие.

Легла (где?) внизу; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - места.

2. Не имеет степени сравнения.

3. Неизменяемое слово.

III. Легла (где?) внизу (обстоятельство места).

I. Только что – наречие.

Была (когда?) только что; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - времени.

2. Не имеет степени сравнения.

3. Неизменяемое слово.

III. Была (когда?) только что (обстоятельство времени).

Замерло, притихло всё — кажется, нет больше никакой жизни в лесу.

I. Больше – наречие.

Никакой (как? в какой степени?) больше; признак признака.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - меры и степени.

2. В форме простой сравнительной степени.

3. Неизменяемое слово.

III. Никакой (как? в какой степени?) больше (обстоятельство степени).

Он рассказывает интереснее всех нас.

I. Интереснее всех – наречие.

Рассказывает (как?) интереснее всех; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению образа действия

2. В форме составной превосходной степени.

3. Неизменяемое слово.

III. рассказывают (как?) интереснее всех (обстоятельство образа действия).

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - образа действия.

2. Местоименное вопросительное.

3. Не имеет степени сравнения. Неизменяемое слово.

Почему-то егеря не могут найти жилище этих шустрых зверей.

I. Почему-то – наречие.

Не могут найти (почему?) почему-то; признак действия.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - причины.

2. Местоименное неопределённое.

3. Не имеет степени сравнения. Неизменяемое слово.

III. Не могут найти (почему?) почему-то (обстоятельство причины).

I. Немножко – наречие.

II. Морф. признаки:

1. Разряд по значению - меры и степени.

2. Не имеет степени сравнения.

3. Неизменяемое слово.


На этом уроке мы вспомним все, что знаем о наречиях. Составим схему морфологического разбора наречий. И потренируемся делать морфологический разбор наречий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Морфологический разбор наречий."

· Сегодня мы с вами проведем сеанс воспоминаний.

· Узнаем, из чего состоит наречие.

· А в конце у нас обязательно получится схема, которая пригодится в дальнейшем.

Начнем с воспоминаний о том, что такое наречие. Это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Машина медленно ехала по дороге. Ехала – как? – медленно. Наречие медленно обозначает признак действия.

Наречие также может обозначать признак признака или признак предмета.

Очень интересная книга. Интересная насколько? – очень. Наречие очень обозначает признак признака.

У начальника были глаза навыкате. Глаза какие? – навыкате. Наречие навыкате обозначает признак предмета.

Наречие не изменяется. Это значит, что оно не склоняется и не спрягается.

Кот сидит неподвижно. Мы можем употребить наречие неподвижно с любыми формами глагола: сидел, будет сидеть, сидел бы. Можем даже сказать, что кот лежит неподвижно. Наречие от этого не изменится.

Наречие имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную. Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов более или менее. Наречия в превосходной степени в основном образуют составную форму при помощи слов наиболее, наименее, всех.

Попытаемся определить, в какой степени сравнения употребляются наречия в этих предложениях.

На стуле менее удобно сидеть, чем на диване. При помощи слова менее образована составная форма сравнительной степени.

Этот опыт Катя провела лучше всех в классе. При помощи слова всех образуется составная форма превосходной степени наречия хорошо.

Дворовый Тузик подошел поближе. Поближе – один из вариантов образования простой формы сравнительной степени глагола близко. Если сравнительная степень образуется с приставкой по-, то это указывает на небольшую степень проявления признака. То есть, подошел немного ближе.

В тексте наречие обычно является обстоятельством.

Незабудки зацветут весной. Зацветут когда? – весной. Наречие весной – обстоятельство.

Дедушка сослепу наступил на ежа. Наступил почему? из-за чего? − сослепу.

Иногда наречие может быть определением. Это обычно происходит, когда оно примыкает к существительному.

Внуки очень любили чтение вслух. Чтение – какое? – вслух. Наречие вслух является несогласованным определением.

На завтрак мы ели яйцо всмятку. Яйцо – какое? – всмятку. Наречие всмятку является определением.

Итак, что же мы знаем о наречии? Мы знаем, что обычно оно обозначает признак действия. Наречие не изменяется. Может иметь степени сравнения. И, наконец, в предложении обычно является обстоятельством.

Это и есть сведения, которые нужны для нашего морфологического разбора.


Сегодня класс идет в поход. Выполним морфологический разбор наречия сегодня.

Устный разбор

Сегодня – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия: идет когда? – сегодня.

Во-вторых, это неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор


На соревнованиях Юра бежал быстрее всех. Сделаем морфологический разбор наречия быстрее всех.

Устный разбор

Всех – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия: бежит как? – быстрее всех.

Во-вторых, это неизменяемое слово и оно стоит в составной форме превосходной степени.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор


Он услышал бойкие шаги вниз. Выполним разбор наречия вниз.

Устный разбор

Вниз – наречие.

Во-первых, оно обозначает признак предмета: шаги какие? – вниз.

Во-вторых, это неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении является определением.

Письменный разбор


Что же нам требуется запомнить?

Схема морфологического разбора наречия

· Сначала нужно указать часть речи и ее общее значение.

· Потом обратиться к морфологическим признакам (указать, что слово неизменяемое, а также обозначить степень сравнения, если она есть).

· И наконец мы должны отметить синтаксическую роль наречия в предложении.

Читайте также: