Как сделать морфологический разбор местоимения его

Обновлено: 07.07.2024

Часть указанных в перечне местоимений в некоторых учебниках относятся к наречиям (местоименным наречиям)
1. Указательные: так, там, здесь, отсюда, тут, туда, тогда, оттуда.
2. Неопределённые: где-то, куда-то, когда-то, как-нибудь, где-либо, кое-где, кое-как.
3. Вопросительные: как, где, когда, почему, зачем, куда, отчего, откуда.
4. Относительные — это те же вопросительные, но в функции союзных слов: как, где, когда, почему, отчего.
5. Отрицательные: нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда.
6. Определительные: везде, всюду, всегда, по-всякому, всячески, по-иному, по-другому, много.

Разряды местоимений по грамматическим признакам

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.). Слово нисколько относится к наречиям.

Разбор местоимений-существительных

Разбор личных местоимений :
(с) ними — местоимение-существительное, начальная форма они;
постоянные признаки: личное, 3 лицо, мн.ч.
непостоянные: Т.п.
синтаксическая роль: дополнение.

(видел) тебя — местоимение-существительное, начальная форма ты;
постоянные признаки: личное, 2 лицо, ед.ч.
непостоянные признаки: общ. Род., Р.п.
синтаксическая роль: дополнение.

он — местоимение-существительное, начальная форма он;
постоянные признаки: личное, 3-е лицо.
признаки: ед.ч, муж.р., И.п.
синтаксическая роль: подлежащее.

Разбор местоимения себя :
(о) себе местоимение-существительное, начальная форма — себя;
постоянные признаки: возвратное;
непостоянные признаки: П.п;
синтаксическая роль: дополнение.

Разбор местоимений кто, что и производных от них :
никто (не пришел) – местоимение-существительное, начальная форма никто;
постоянные признаки: отрицательное, муж.р., ед.ч.;
непостоянные признаки: Им.п.;
синтаксическая роль: подлежащее.

что (читаешь?) – местоимение-существительное, начальная форма что;
постоянные признаки: вопросительное, ср.р., ед.ч.;
непостоянные признаки: В.п.;
синтаксическая роль: дополнение.

Разбор местоимений-прилагательных

Схема разбора местоимений-прилагательных, кроме его, ее, их:
какой-то — местоимение-прилагательное, начальная форма какой-то;
постоянные признаки: неопределенное;
непостоянные признаки: в муж. роде, ед. числе, И. п.;
синтаксическая роль: определение.

(правила) таковы — местоимение-прилагательное, начальная форма таков;
постоянные признаки: указательное;
непостоянные признаки: мн. ч.
синтаксическая роль: сказуемое.

который (лежит) — местоимение-прилагательное, начальная форма который;
постоянные признаки: относительное;
непостоянные признаки: в муж. роде, ед. числе, И. п.;
синтаксическая роль: союзное слово.

(в) тот (магазин) – местоимение-прилагательное, начальная форма – тот;
постоянные признаки: указательное;
непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
синтаксическая роль: определение.
Примечание: Формы местоимений-прилагательных этот, тот и весь (это, то, все и всё), используются в русском языке в функции существительных. Они обладают следующими признаками:
всё – постоянные признаки – средний род, ед. число, непостоянные – падеж;
все – постоянные признаки – мн. число, непостоянные – падеж;
это – постоянные признаки – средний род, ед. число, непостоянные – падеж;
то – постоянные признаки – средний род, ед. число, непостоянные – падеж.
Схема разбора местоимений-прилагательных его, ее, их :
его (книга) – местоимение-прилагательное, начальная форма: его
постоянные признаки: притяжательное, неизменяемое;

непостоянные признаки: нет
синтаксическая роль: определение.
Разбор местоимений-числительных
несколько (минут тому назад) — местоимение-числительное, начальная форма несколько;
постоянные признаки: неопределенное;
непостоянные признаки: в В. п.;
синтаксическая роль: часть обстоятельства.
Примечания:

  1. Признак лица местоимений выражается личными окончаниями глагола. Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
  2. Вопросительно-относительные местоимения кто мужского рода единственного числа (кто пришел, но не кто пришл-а или кто пришл-и), а местоимение что — среднего рода единственного числа (что произошл-о).
  3. Местоимения-прилагательные каков и таков не изменяются по падежам и употребляются только в функции сказуемого.
  4. Притяжательные местоимения его, ее и их неизменяемы (ср.: его книга, книги, окно). Неизменяемость является их постоянным признаком.
  5. Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Морфологический разбор означает, что слово нужно охарактеризовать как часть речи. Проводи морфологический разбор местоимения, если после слова ты видишь надстрочную цифру "3" - мне 3 . В начальной школе знакомятся только с личными местоимениями, поэтому в разделе будут приведены примеры морфологического разбора для личных местоимений.

Схема морфологического разбора местоимения:

  1. Часть речи. На что указывает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж).
  3. Лицо.
  4. Падеж.
  5. Род (если есть).
  6. Число.
  7. Каким членом предложения является (главным или второстепенным, каким именно).

Примеры устного рассуждения:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней 3 .

(истории о) ней

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать - слово (о) ней вместе со словом истории : истории (о чём?) о ней . (О) ней - местоимение, т.к. отвечает на вопрос о чём? и указывает на предмет, но не называет его.
  2. Начальная форма - она - именительный падеж.
  3. 3-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Истории (о чём?) о ней - предложный падеж.
  5. Женский род, определяю по начальной форме.
  6. Единственное число, т.к. форма предложного падежа - о ней .
  7. В предложении является дополнением: истории (о чём?) о ней .

Дано предложение: Я буду ждать тебя 3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать - ждать (кого?) тебя . Тебя - местоимение, т.к. отвечает на вопрос кого? и указывает на лицо.
  2. Начальная форма - ты - именительный падеж.
  3. 2-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Ждать (кого?) тебя - родительный падеж.
  5. Рода нет, т.к. это местоимение 2-го лица.
  6. Единственное число, определяю по форме родительного падежа - тебя .
  7. В предложении является дополнением: ждать тебя .

Дано предложение: Мы 3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Мы

  1. (кто?) мы - это местоимение, т.к. отвечает на вопрос кто? и указывает на ли́ца.
  2. Начальная форма - мы - именительный падеж.
  3. 1-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Кто? мы - именительный падеж.
  5. Род не определяю, т.к. это местоимение 1-го лица.
  6. Множественное число.
  7. В предложении является подлежащим: Мы вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Образец письменного разбора:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней 3 .

Другое дело, что его визави Кори Кроуфорд столь же стабилен и надеется доказать,.

Тем временем падчерица Филиппа, Кристина Орбакайте, упорно называет его братом.

Несмотря на безнадежное сумасбродство затеи, младший сын берется отвезти его в Небраску.

От его бодрствования зависят слишком много спящих, дыхание их замедлилось, жизнь течёт сквозь них, словно волны по тихой бухте.

Он словно почувствовал и обернулся, на лице его не было страха, лишь кривая усмешка.

В тяжелые дни его тюремного заключения Эйлин была ему верна.

В самой его системе было заложено ущемление гражданских и имущественных прав граждан.

Мраморная паперть его занята торговцами, разложившими на ней все те же кипарисные и перламутровые крестики, четки и раковинки.

Я, разумеется, как и все, делал глупости, но состояние - последнее дело, я его не жалею.

Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.

Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.

Но тут же глаза его на мгновение встретились с светящейся трубкой, в аршине от него , крутившейся бомбы.

И смотри ты, как этот негр нахально себя ведет: он бы и мне дороги не уступил, кабы я его не отпихнул в сторону.

Вечером пили чай, для разнообразия запивая его холодной водой.

Он хотел обнять Михаила, но увидел в безулыбчивых глазах его холодок, неприязнь и сдержался.

Амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись по полу.

Ежели найдется досуг, то для наполнения его у него есть и ремесло.

Подлинно, его сам господь сподобил побывать в Палестине и Иерусалиме.

Тут он услышал, как двое юнцов прохаживаются на его счет у него за спиной.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Морфологический разбор местоимения

Лодочки на пруду

Разбор слова как части речи всегда сложен и неоднозначен. Мало знать признаки той или иной части речи, нужно опираться на конкретный текст, только в нём можно правильно определить форму слова и его роль в предложении.

Разберёмся с особенностями разбора местоимений. Важно без ошибок и колебаний определять, какую часть речи оно заменяет и к какому разряду относится.

Нужно знать и общее грамматическое значение местоимений: оно всегда указывает, но не называет.

Постоянные признаки личных местоимений заметно отличаются от признаков других разрядов.

Повторите материал о местоимениях, для этого сравните 3 таблицы. Затем выучите план разбора и попробуйте сами сделать несколько вариантов разборов. используйте приведённые ниже образцы. Кстати, непринципиально, где указывать начальную форму и вопрос: в первой или в какой-либо другой части. Обратите внимание на отсутствие непостоянных признаков у притяжательных местоимений его, её, их.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки:

- лицо (только у личных),

- число (только у личных),

- род (только у личных в 3 лице).

употреблено в форме

- число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Текст из рассказа Анатолия Алексина "Подумаешь, птицы. "

Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени.

Вот сколько местоимений в тексте:

Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его - местоимения-существительные.

Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому - местоимения-прилагательные.

Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:

1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в И.п.
3. не называл (кто?) никто – подлежащее.

1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) её – дополнение.

1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.

1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Кричали (кто?) они – подлежащее.

1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.

1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.

1. Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.

1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.
2. Н.ф. нет формы И. п. - себя
П.п. – возвратное.
Н.п. – в Р.п.
3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.

1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) его – дополнение.

1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. Называли (кто?) все – подлежащее.

1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) наш
П.п. – притяжательное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Лёля (чья?) наша – определение.

1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (каким образом?) сам
П.п. – определительное.

Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.

1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Сторону (какую?) ту – определение.

1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) свой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Торжества (какого?) своего – определение.

1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.
2. Н.ф. – (какой?) который
П.п. – относительное
Н.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.
3. С мамой, которая. – подлежащее.

1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) самый
П.п. – определительное
Н.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.
3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.

По мнению некоторых учёных, слово "самым" в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного "дорогой".

1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное
Н.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.
3. Верил (чему?) всему – дополнение.

1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.
2. Н.ф. – (сколько?) несколько
П.п. – неопределённое
Н.п. – в П.п., во мн.ч.
3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.

Тренировочные задания с самопроверкой

Произведите морфологический разбор указанных местоимений.

Никого 3 не вижу, никого не знаю.

Над тобой 3 небо светлое.

В неё 3 нужно налить воды.

Того 3 , кто украл, я не нашёл.

С ним 3 я дружил давно.

Твой 3 подарок мне очень дорог.

Какие-то 3 проблемы?

Мой 3 дом - моя крепость.

Мне 3 нечего 3 искать здесь.

Есть тут кто-нибудь 3 ?

Им 3 это не нужно.

Эти 3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

Нас 3 беда обошла стороной.

Чем 3 тебе помочь?

Я не ждал никакой 3 помощи.

Вам что-нибудь 3 нужно?

Никого 3 не вижу, никого не знаю.

1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. не вижу (кого?) никого – дополнение.

Над тобой 3 небо светлое.

1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Над (кем?) тобой – дополнение.

В неё 3 нужно налить воды.

1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р.
Н.п. – в В.п.
3. налить (во что?) в неё – дополнение.

Того 3 , кто украл, я не нашёл.

1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.

С ним 3 я дружил давно.

1. (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р.
Н.п. – в Т.п.
3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.

Твой 3 подарок мне очень дорог.

1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) твой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Подарок (какой?) твой – определение.

Какие-то 3 проблемы?

1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) какой-то
П.п. – неопределённое в значении вопросительного.
Н.п. – в И.п., во мн. числе
3. проблемы (какие?) какие-то – определение.

Мой 3 дом - моя крепость.

1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. дом (какой?) мой – определение.

Мне 3 нечего искать здесь.

1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. искать (кому?) мне – дополнение.

Мне нечего 3 искать здесь.

1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его.
2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.)
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. искать (что?) нечего – дополнение.

Есть тут кто-нибудь 3 ?

1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое
Н.п. – в И.п.
3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.

Им 3 это не нужно.

1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. не нужно (кому?) им – дополнение.

Эти 3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. дожди (какие?) эти – определение.

Нас 3 беда обошла стороной.

1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в Р.п.
3. обошла (кого?) нас – дополнение.

Чем 3 тебе помочь?

1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.
2. Н.ф. – (что?) что
П.п. – вопросительное.
Н.п. – в Т.п.
3. помочь (чем?) чем – дополнение.

Я не ждал никакой 3 помощи.

1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) никакой
П.п. – отрицательное.
Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р.
3. помощи (какой?) никакой – определение.

Вам что-нибудь 3 нужно?

1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в В.п.
3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.

Читайте также: