Как сделать морфологический разбор глагола 5 класс играют

Обновлено: 05.07.2024

Образец морфологического разбора имени существительного.
На облаках
I. На (ком? чём?) облаках - сущ.
Н.ф. - облако.
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл..
Непост. пр.: в форме П.п., мн.ч..
III. На (ком? чём?) облаках/ (где?) на облаках. (подчеркнуть как член предложения) Подчёркиваем вместе с предлогом.

Морфологический разбор глагола
свищет (ветер)
I. Ветер (что делает?) свищет - глагол.
Н.ф. - свистеть.
II. Постоянные признаки: сов.в., неперех., I спр..
Непостоянные признаки: в форме наст.вр., 3 л., ед.ч..
III. Ветер (что делает?) свищет. (Подчеркнуть двумя чертами)

Фонетический разбор слова
План фонетического разбора
1. Записать слово орфографически правильно в той же грамматической форме.
2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
3. Транскрипция слова.
4. По порядку характеризовать все звуки:
а) согласный – звонкий или глухой (парный или непарный) . у сонорных нет парности по глухости/звонкости. , твёрдый или мягкий (парный или непарный), какой буквой он обозначен;
б) гласный: ударный или безударный, какой буквой он обозначен.
5. Подсчитать количество букв и звуков.

Образец
Фонетический разбор слова люблю:
люблю
люб – лю (2 слога, ударение падает на второй слог)

Обязательно ставим ударение.
[л'убл'у]
Л – [л'] – согласный - сонорный, мягкий парный, обозначен буквой "эль";
Ю – [у] – гласный безударный, обозначен буквой "ю";
Б – [б] – согласный, звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой "бэ";
Л – [л'] – согласный - сонорный, мягкий парный, обозначен буквой "эль";
Ю – [у] – гласный ударный, обозначен буквой "ю".
5 букв, 5 звуков.

Морфологический раз­бор гла­го­ла — это выяв­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Укажем план, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла. Приведем образ­цы раз­бо­ра гла­го­лов, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке гла­гол обла­да­ет мно­же­ством харак­тер­ных для него грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, по кото­рым его мож­но отли­чить от дру­гих частей речи. Прежде чем разо­брать­ся в этом, опре­де­лим, что такое гла­гол в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

  • (что делать?) сти­рать, слы­шать, думать;
  • (что сде­лать?) уйти, соста­вить, почув­ство­вать.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го зна­че­ния. Далее опре­де­лим посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла и его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти эта­пы раз­бо­ра пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • вид совер­шен­ный или несовершенный;
  • переходность/непереходность;
  • возвратность/невозвратность;
  • спря­же­ние I или II ;

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • накло­не­ние (изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное или условное);
  • вре­мя (толь­ко в изъ­яви­тель­ном наклонении);
  • чис­ло един­ствен­ное или множественное;
  • лицо (в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, в пове­ли­тель­ном наклонении);
  • род (про­шед­шее вре­мя изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, услов­ное наклонение)

III . Синтаксическая роль в пред­ло­же­нии (какой член предложения).

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в предложении.

Морфологический разбор глагола

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол в этом предложении:

По про­гно­зам синоп­ти­ков цик­лон будет буше­вать еще несколь­ко суток.

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • несо­вер­шен­ный вид (обо­зна­ча­ет неза­вер­шен­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?);
  • непе­ре­ход­ный (не может управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го падежа);
  • невоз­врат­ный (не име­ет пост­фик­са -ся)
  • I спря­же­ние (буше­вать име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ать).

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение;
  • слож­ное буду­щее время;
  • един­ствен­ное число;
  • 3 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Примеры морфологического разбора глагола

Под луча­ми весен­не­го солн­ца снег сна­ча­ла под­та­ял изнутри.

I. Подтаял — гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал?

Начальная фор­ма — под­та­ять.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение;
  • про­шед­шее время;
  • един­ствен­ное число;
  • муж­ской род.

III . В пред­ло­же­нии выпол­ня­ет роль про­сто­го гла­голь­но­го сказуемого.

Прослушайте эту ауди­о­за­пись еще раз.

I. Прослушайте — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай­те?

Начальная фор­ма — про­слу­шать

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • пове­ли­тель­ное наклонение;
  • мно­же­ствен­ное число;
  • 2 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

I. Возвратилась бы — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Начальная фор­ма — воз­вра­тить­ся.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • воз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • услов­ное наклонение
  • един­ствен­ное число
  • жен­ский род

III . В пред­ло­же­нии про­стое гла­голь­ное сказуемое.

Видеоурок

Более того, в 4 — 5 лет дети играют рядом друг с другом, но не вместе.

Выполняет роль сказуемого.

План разбора глагола

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      • Спряжение
      Непостоянные признаки:
      • Наклонение в зависимости от вопроса:
        • Изъявительное - что делал? что делает? что сделает?
        • Повелительное - что делай?
        • условное - что делал бы? что сделал бы?
      • Число
      • Время (если есть)
      • Лицо (если есть)
      • Род (если есть)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

    Морфологический разбор глагола включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

    ВложениеРазмер
    pamiatka_morfolog_glagola.doc 14 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

    Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

    Порядок морфологического разбора глагола

    1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

    2) Начальная форма (неопределённая форма).

    3) Постоянные признаки:

    4) Непостоянные признаки:

    лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

    род и число (если глагол в прошедшем времени)

    5) Синтаксическая роль в предложении.

    Образец морфологического разбора глагола

    Над цветком летает пёстрая бабочка.

    2) Начальная форма — летать.

    3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

    4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

    5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает? ) летает

    1) Летает — гл. (что делает?)

    3) несов. в.; I спр.

    5) сказуемое: бабочка (что делает? ) летает







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

    Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное".

    Урок проводится после изучения темы "Частицы". Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват.

    Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.


    разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

    Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий".


    "Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе


    Урок русского языка в 5 классе "Морфологический разбор глагола"

    Обобщающий урок по теме " Глагол".


    Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

    Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся.

    Читайте также: