Как сделать моносовместимость трека

Обновлено: 07.07.2024

Как сделать трек широким и к тому же моносовместимым? Слушаю вот треки на разных площадках, типа beatstars итд и я задаюсь вопросом, как они делают микс широким, но чтобы в моно и в стерео звучало почти одинаково?

Это невозможно физически. Чтобы сделать широкую панораму, надо иметь для отдельных инструментов БОЛЬШУЮ разницу сигнала между каналами. А тогда при прослушивании моно одного из каналов, эти инструменты прозвучат либо преувеличенно громко, либо очень приглушенно.
Тут больше зависит от того, каким именно способом ты получаешь "моно". Если просто берешь на усиление только один канал из двух, баланс между инструментами неизбежно нарушится. Если ты через резисторы соединишь оба канала в один провод, то баланс останется правильным - но субъективное впечатление все равно будет другим (ну а чего еще ожидать, когда "моно" слушаешь!) Наконец, можно просто не подключать общий провод, а использовать оба стерео-сигнала в качестве "плюса" и "минуса", уходящих к усилителю. В этом случае слышнее всего окажутся те инструменты, которые расположены ближе к краям панорамы, а все, что было в ее центре, может совсем напрочь исчезнуть :-)
И невозможно предусмотреть ВСЕ эти способы одновременно. Подготовишься к одному - другой прозвучит неправильно, и наоборот.

Кто бы мог подумать?
Свожу трек. Гитара записана в два дубля, для левого и правого каналов соответственно (думаю, не нужно объяснять, зачем).
Так вот, при прослушивании микса в моно звук гитары превращается в кашу, тонет и абсолютно не читается. PAZ Analyzer показывает огромные боковые противофазные лепестки.
Кто-нибудь знает, как с этим бороться?

З.Ы. Качество исходных записей сомнения не вызывает, поскольку тракт включал преамп/драйв Mesa-Boogie TriAxis, комбик в изолированном помещении, соответствующие микрофоны (спереди и сзади комбика) и АЦП Apogee AD-8000. Отдельными дорожками звучит великолепно.

скорее всего, партии получились на редкость похожими.

попробуй инвертировать один из каналов, не поможет - перезаписать.

по идее, такие вещи должны быть крайне редки. :blink:

А ты как, писал всё в одном тембре и на одних и тех же датчиках? :? Кстати, какие они? И чего вообще за анструмент.


Этот вариант исключен, при тарифе 400 рублей за час студийного времени так не разбежишься, тем более учитывая, что записано семь треков =(

heetch писал(а): А ты как, писал всё в одном тембре и на одних и тех же датчиках? :? Кстати, какие они? И чего вообще за анструмент.


Да, писано все при идентичных условиях. Датчики - открытые хамбакеры, а собственно инструмент - семиструнный Ibanez RG.

При инвертировании картина практически не меняется, а остальные треки я пока не трогал. С первым бы разобраться. =\

Ммм. Ибанез-Семиструнка.
Попробуй записать одну партию на нэковом датчике, а другую - на бриджевом. А вдруг? :surprised:

Вот эта?

Или такая.

Различие по-моему лишь во флойде.

Изображение

А у меня вот такая гитарка. Только панель чёрная.

Но к сожалению, пока только на аватаре.

Я ж вроде говорил, что перезаписывать не будем +)

А гитарка - которая вторая. Индекс модели не помню, ибо не гитарист.
В любом случае к нам везут только ее и К7. ))

пардон, чего-то не заметил.
А гитара - енто RG7321.
TR808, а сможешь выложить, как она звучит? Фрагментик небольшой.

а если инвертирование одного канала не помогло, значит, противофазы~50%, значит, можно попробовать уменьшить стереоразделение.

кстате, может, выложишь куда пару моно-кусочков, поглядим там как дела с етими гетарами?

А дабл трек другими средствами нельзя было сообразить.
например через Дилэй или эквалайзер из одной партии .

Наконец-то у меня есть инет.

dj_fizdui писал(а): А дабл трек другими средствами нельзя было сообразить.
например через Дилэй или эквалайзер из одной партии .

Сие есть метод крайне искусственный и звучит гораздо хуже.

2 Serg-redhole
А вот твой метод помог. Сдвинул поближе к центру, зазвучало приличнее. Потери в моно тем не менее есть, но не такие катастрофические.

Что мне раньше мешало это сделать? Мне было лениво залезть в пул и сконвертить все гитарные треки из моно в стерео, чтобы можно было панорамировать. Потому что их очень много. :|

Сведение музыки представляет собой процесс объединения отдельно взятых дорожек (партий инструментов) в единое целое, который заключается в коррекции баланса громкости, панорамы, частотных характеристик, наложении эффектов и некоторых других моментов.

Сведение музыки – это довольно широкая тема, описать которую несколькими абзацами просто нереально. Поэтому я постараюсь выделить основное.

Процесс сведения музыки можно условно разделить на несколько составляющих:

— эквализация или работа с частотным спектром;

— работа с уровнем сигнала;

— стереокартина;

— динамическая обработка;

— наложение дополнительных эффектов.

В этой статье я хочу остановиться на первых трёх пунктах.

Эквализация или работа с частотным спектром

Любая композиция состоит из N-ого количества дорожек, на каждой из которых используется определённый инструмент. Этот инструмент имеет свой неповторимый звук и занимает какую-то часть частотного диапазона. В процессе аранжировки многие инструменты частично перекрывают частотный диапазон друг друга. Это явление называется частотным конфликтом.

сведение музыки

Так как в композиции присутствует не два и не три инструмента, то по мере увеличения их количества, также увеличивается количество частотных конфликтов. А это в свою очередь ведёт к потере чёткости и разборчивости каждого, отдельно взятого, звука. Получается своеобразная каша.

Для устранения нежелательных последствий частотных конфликтов используется всем нам известный прибор – эквалайзер. Он способствует разграничению инструментов в спектре и устранению, таким образом, частотных конфликтов.

Эквализация – это процесс обработки музыкальной композиции, результатом которого является хорошая читаемость микса.

С помощью эквализации мы будем добиваться хорошей читаемости. Для этого нам необходимо представить общую картину расстановки инструментов в спектре. Выглядит это приблизительно вот так.

сведение музыки

После этого можем приступать к эквализации.

Для начала хочу сделать несколько замечаний.

1. Лучшая эквализация – это ее отсутствие. Вырезайте ровно столько, сколько необходимо для получения нужного результата. Не переусердствуйте. Вы можете испортить первоначальный тембр, сделать его безжизненным и чересчур синтетическим.

2. В процессе аранжировки постарайтесь выбрать такие инструменты, которые не сильно конфликтуют между собой. Тем самым вы упростите сведение трека.

3. При работе с эквалайзером, помните, что звук намного чище при понижении уровня определённой полосы, нежели при ее увеличении.

Ознакомиться с основными параметрами эквалайзера и узнать о них больше можно здесь .

Вы можете использовать как аппаратные, так и программные эквалайзеры. Я использую VST плагины Waves – Q1-10 Paragraphic EQ, REQ 2-6 bands, LinEq, а также стандартные инструменты программы FL Studio – EQUO, Fruity Parametric EQ и Fruity Parametric EQ 2.

сведение музыки

Q10 Paragraphic EQ

сведение музыки

Теперь переходим непосредственна к практике.

Для начала объединим все инструменты в группы. Например: ударные, бас, синты, пэды, лиды. Ударные можно дополнительно разбить на подгруппы – перкуссии и тарелки. Смотрим на схему.

сведение музыки

Каждый инструмент направим на отдельный канал микшера и объединим нужные каналы в группу, направив их на следующий свободный канал. Таким образом, мы обеспечим себе большую гибкость эквализации и ускорим этот процесс.

сведение музыки

Сначала эквализируем группы, а после занимаемся частотной коррекцией внутри групп.

Ещё одним важным моментом является автоматизация работы эквалайзера. Ведь на разных участках композиции одни инструменты вступают, а другие исчезают. Решив частотный конфликт с одним инструментом мы ухудшим этот конфликт с другим. Таким образом, настройки эквалайзера необходимо менять (автоматизировать), чтобы на протяжении всей композиции все инструменты звучали в гармонии и микс был хорошо читаем.

Работа с уровнем сигнала

Пару слов хочу сказать и о уровне сигнала инструментов (громкости).

Думаю, больших сложностей в понимании той простой истины, что одни инструменты в композиции должны звучать громче, а другие – тише, не возникает. Ищите оптимальное соотношение уровней сигнала. Используйте автоматизацию для выражения эмоциональных подъёмов или спадов.

Постарайтесь, чтобы вся композиция звучала гармонично.

Стереокартина

Работа с панорамой может поспособствовать разделению инструментов в миксе, если добиться этого с помощью частотной коррекции достаточно сложно. Также панорамирование способно расширить трек и добиться достаточно интересных художественных стереоэффектов.

При работе со стереопанорамой необходимо не забывать о моносовместимости композиции, если вы планируете раскручивать её на радио.

Моносовместимость – это возможность прослушивания трека в режиме моно без каких-либо искажений звука.

Эти искажения могут возникнуть из-за разницы в фазах сигналов снятых с правого и левого каналов. В результате сложения таких сигналов звук может полностью аннулироваться.

сведение музыки

сведение музыки

Для того чтобы избежать появления подобных явлений, используйте для контроля плагин Waves PAZ Position. Он имеет встроенный анализатор противофазы.

сведение музыки

Противофазные явления располагаются в красной области ( слева и справа) с надписью AntiPhase.

После сужения стерео панорамы всё выглядит следующим образом.

сведение музыки

В этой статье мы рассмотрели три составляющих процесса сведения танцевальной музыки – это эквализация, работа с уровнем сигнала и стереокартина.

Следующая статья будет посвящена двум оставшимся этапам сведения музыки – динамической обработке и наложению дополнительных эффектов.

Удачи в творчестве!

Что такое сведение

Правильное сведение треков в программе Studio One

Правильное сведение треков в программе Studio One

Какое сведение можно считать правильным

С точки зрения звукорежиссера есть несколько показателей, на которые нужно ориентироваться в этом вопросе.

  1. Референсные треки звукорежиссера, относящиеся к музыке определенной стилистики, к которой относится и трек, взятый в работу.
  2. Референсные треки, предоставленные заказчиком.
  3. Пожелания заказчика по поводу звучания готового трека (этот пункт запросто может находиться в противоречии с двумя предыдущими).
  4. Собственное видение звучания трека, которое возникает, в том числе, исходя их художественного понимания музыкальной композиции звукорежиссером.
  5. Технические параметры трека. К примеру, если после сведения трека планируется, что он будет звучать на определенной радиостанции, нелишне ознакомиться с техническими правилами этой радиостанции, в которых описываются основные моменты – формат файла, частота семплирования, битность, динамический диапазон, моносовместимость.

В целом все эти пункты могут конфликтовать друг с другом, в результате чего нередко возникает ситуация, когда звукорежиссер считает, что сделал правильное сведение треков, а клиент с ним не согласен частично или полностью. Либо, наоборот, звукорежиссер сделал сведение таким образом, что клиент остался полностью доволен, но сам звукорежиссер не готов поставить своё имя под такой работой, потому что считает, что она его компрометирует в профессиональном плане. Также может возникнуть ситуация, когда в целом и звукорежиссер и заказчик довольны звучанием трека, но некоторые технические особенности не дают возможности использовать его на радио, телевидении или, к примеру, крупной концертной площадке.

Плагин Waves PAZ Position для контроля моносовместимости сигнала

Плагин Waves PAZ Position для контроля моносовместимости сигнала

На что еще ориентироваться при оценке трека

Как бы то ни было, есть определенные пункты, своеобразный чек-лист, сверившись с которым можно с большой вероятностью получить практически правильно сведенный материал.

Если у вас возникла необходимости в заказе услуги сведения, или, может быть, просто требуется свежий взгляд со стороны на имеющийся аудиоматериал, вы всегда можете обратиться в нашу студию звукозаписи Vivaldi по телефону, через почту или мессенджер. Мы работаем без выходных!

Читайте также: