Как сделать модель прямого угла по математике 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Узнаем о прямых, острых, тупых углах. Научимся чертить прямоугольник и квадрат. Изготовим модель прямого угла. Будем решать задачи на смекалку.

План урока:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Приглашаем вас в сказочную страну Геометрию.

Жил-был король Луч. Была у короля маленькая, смешная и забавная дочка Точка. Отец очень любил и баловал принцессу и никогда не наказывал: не ставил в угол за ее шалости.

Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый

Ребята, а вы знаете, что такое угол? Какие бывают углы?

Давайте вместе начертим угол. Сначала поставим точку. Затем проведем из этой точки 2 луча. Например, так:

Лучи – это стороны угла. А точка, из которой мы проводили лучи – вершина угла.

Углы бывают прямые, острые и тупые. Острым углом назовем тот, который меньше прямого, а тупым углом – тот, который больше прямого угла.

Изготовим модель прямого угла из кусочка бумаги.

Можно в качестве модели прямого угла использовать угольник. У него обязательно есть один прямой угол.

Ребята, помогите принцессе Точке определить, какие углы являются прямыми, а какие тупыми и острыми! Сосчитайте, сколько на этом чертеже прямых, острых, тупых углов.

Проверь себя!

Прямых – 6 углов, острых – 4 угла, тупых – 2 угла.

Король Луч решил построить для принцессы Точки игровую площадку. Он долго размышлял, чертил на песке разные фигуры. Посмотрите, после дождя остались лишь очертания. Назовите одним словом, что это?

Верно, это углы. Запишите номера углов в 3 столбика: острые, тупые, прямые.

Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника

Ребята, посмотрите на дворец короля и принцессы. Из каких геометрических фигур он состоит?

Давайте сосчитаем все прямоугольники, квадраты, треугольники и круги.

Найдите среди этих фигур четырехугольники, у которых все углы прямые. Воспользуйтесь моделью прямого угла, которую мы с вами изготовили.

Ребята, у принцессы Точки есть для вас вопросы о прямоугольнике. Попробуйте на них ответить.

Вопрос 1. Равны ли у прямоугольника противоположные стороны (они лежат напротив друг друга)?

На чертеже противоположные стороны обозначены одинаковым цветом.

Вопрос 2 . Все ли углы прямые у прямоугольника?

Вопрос 3 . Могут ли все стороны прямоугольника, а не только противоположные, быть одинаковыми? Например, так:

Подумайте! Возьмите любой прямоугольник, измерьте линейкой стороны фигуры, с помощью модели прямого угла или угольника проверьте углы.

Сравните свои выводы с правильными ответами.

Ответ 1 . Противоположные стороны равны.

Ответ 2 . Все углы прямые.

Ответ 3 .Все стороны прямоугольника могут быть одинаковыми.

Молодцы! Не огорчайтесь, если не все выводы совпали с правильными ответами. Давайте еще раз повторим о прямоугольнике все, что узнали.

Квадрат

Ребята, отвечая на вопрос принцессы Точки, мы сделали вывод о том, что у прямоугольника все стороны могут быть одинаковой длины. Такой прямоугольник будет называться квадратом.

Задача на смекалку от короля. Помогите принцессе Точке ее решить.

Принцесса отлично справилась с задачей. А теперь попробуйте вы самостоятельно выполнить следующее задание.

Найдите среди этих прямоугольников квадраты. Запишите их номера.

Поиграем вместе с принцессой Точкой. Она выложила из счетных палочек такую фигуру:

Сколько квадратов вы видите? Уберите одну палочку так, чтобы осталось два квадрата. Сделать это можно разными способами. Какие еще фигуры, кроме двух квадратов, у вас получились?

Проверь себя.

Кроме двух квадратов, на каждом рисунке есть прямоугольник.

Построение прямого угла, прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге

Как вы заметили, король Луч и принцесса Точка любят чертить. Они приглашают нас, ребята, поучаствовать в этом увлекательном занятии. Вооружитесь тетрадью в клеточку, простым карандашом, угольником.

Задание: построить на бумаге в клеточку прямой угол, прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см, квадрат со стороной 7 см.

Посмотрите, как получилось у принцессы. Сравните со своими чертежами.

Ставим точку. Откладываем два луча при помощи угольника или линейки.

Ставим точку. Вверх – 3 см, вправо – 6 см. Помним, что противоположные прямоугольника стороны равны. Чертим их – 6 см и 3 см.

А это тетрадь короля. Он чертил квадрат. Сравните со своим чертежом.

Ставим точку. Помним, что у квадрата все стороны равны. Откладываем вверх 7 см, вправо – 7 см. Чертим противоположные стороны по 7 см.

Молодцы, здорово получилось! Если такое занятие было для вас интересным и увлекательным, попробуйте начертить прямой угол, прямоугольник и квадрат на нелинованной бумаге. Сделать это будет гораздо сложнее. Здесь на помощь придет угольник: проверять прямой угол. Можно воспользоваться моделью прямого угла, которую мы изготовили.

Посмотрите, как это получилось у короля и Точки.

После нелегкого занятия король Луч и его дочка присели отдохнуть. Принцесса попросила рассказать интересную сказку. Давайте и мы послушаем!

Сказка

У каждого было по 4 угла, да все прямые, по 4 стороны, да стороны, которые одна напротив другой – одинаковой длины.

Обрадовались фигуры и решили не терять друг друга, держаться всегда рядом.

Понравилась вам сказка? Давайте повторим о фигурах все, что узнали.

В сказочное королевство Геометрия мы вернемся еще не раз. А этот урок подошел к концу. Выберите смайлик вашего настроения.

До скорой встречи в королевстве Геометрия! А сейчас проверьте свои знания. Принцесса Точка справилась с заданиями хорошо, допустила одну небольшую ошибку. Будьте внимательны, не спешите!

Презентация: Прямой угол

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 2 класса на тему "Прямой угол" по математике. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 0.63 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

Презентация: Прямой угол

Прямой угол


Слайд 2


Слайд 3

Устный счёт Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемое прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. 26 66 30 70 57


Слайд 4

Устный счёт В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду? Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через пять лет? 9 фруктовых деревьев на 6 лет сестра старше брата


Слайд 5

Какие бывают углы?


Слайд 6

Модель прямого угла

Шаг № 1 Шаг № 2 Шаг № 3


Слайд 7

сторона сторона вершина


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

острый угол острый угол прямой угол


Слайд 12

Физкульминутка

Солнце глянуло в окно, Время отдохнуть пришло. Надо всем нам дружно встать. Раз присесть, достать до пятки. И плечами покачать. А затем, как на зарядке, Прямо и красиво встать. Руки вытянуть пошире И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Физкультминутка, как зарядка!


Слайд 13

Найди прямые углы


Слайд 14

Найди прямые углы


Слайд 15

Повторение Составьте задачу по выражению:8 + 7 12 - 8 Учебник: с.8 № 4 Учебник: с.8 № 2


Слайд 16

Задание на смекалку


Слайд 17

Задание на смекалку


Слайд 18

Конспект

Урок математики. 2 класс.

Тема урока: Прямой угол

Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов

познакомить с прямым углом;

закреплять вычислительные навыки;

развивать логическое мышление.

Оборудование: чертежный треугольник, модель прямого угла, фигу​ры многоугольников, лист бумаги для каждого ученика.

Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Слайд № 3 (по щелчку на каждый этап работы)

- Заполните таблицу.

Что неизвестно в первом столбике? Как находили?

Что неизвестно во втором столбике? Как находили? (Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемое прибавить раз​ность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.)

Слайд № 4 (по щелчку на каждый этап работы)

В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фрукто​вых деревьев росло в саду?

Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через 5 лет?

На слайде:

Разделите все фигуры на две группы. (В первую группу фигуры 1, 3, 5; во вторую - фигуры 2, 4.)

Что общего между фигурами каждой группы? (I группа - есть углы; II группа - нет углов.)

Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы поговорим об углах. Все ли углы в фигу​рах первой группы одинаковы? (Нет.)

Какие бывают углы?

Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать подскажет учебник. Открываем учебник на с. 8.

Слайд № 6 (по щелчку на каждый этап работы)

Согните лист, как на рисунке 1. Согните еще раз, как на ри​сунке 2. Получилась модель прямого угла.

Слайд № 7 (по щелчку)

Покажите стороны прямого угла и вершину.

Моделью прямого угла является также прямой угол чертежно​го треугольника. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол.

Слайд № 8 (по щелчку)

Прямой угол на чертежном треугольнике - это модель прямо​го угла. Теперь разверните лист бумаги, из которого вы сдела​ли модель прямого угла. Сколько прямых углов образовали линии сгиба? ( Четыре прямых угла.)

Слайд № 9-10 (по щелчку)

Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели прямого угла уз​найте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.

Какие у вас получились углы? (Меньше прямого.)

Слайд № 11 (по щелчку)

Физкультминутка

Слайд № 12

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка!

Закрепление

1. На слайде появляются разнообразные углы:

Какие углы вы видите? (Ответы детей.)

У вас есть карточки с изображением этих же углов. Найдите среди них прямые углы. Назовите номера.

А сейчас проверьте ваши предположения с помощью модели прямого угла.

2. На слайде появляются фигуры:

Какие фигуры вы видите? (Ответы детей.)

У вас есть карточки с изображением этих же фигур. Найдите прямые углы у этих фигур. Назовите номера.

А сейчас проверьте ваши предположения с помощью модели прямого угла.

Повторение пройденного

Слайд № 15 (по щелчку)

Составьте задачу по выражениям:

А сейчас более сложное задание. Составьте задачу по выраже​нию № 4, с. 8.

Решение примеров: № 2, с. 8.

На какие две группы можно разделить все примеры? (I группа примеры на сложение, II группа - на вычитание.)

Решите эти примеры по группам, и составьте еще по одному примеру в каждую группы.

Задание на смекалку

Слайд № 16

Вдоль каждой стороны квадратной клумбы надо рассадить 10 кустов роз, так, чтобы у каждой стороны было поровну. Как это сде​лать?

Слайд № 17

Итоги урока.

Слайд № 18

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

Домашнее задание: с.8 № 3, 5.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. – М.: Просвещение, 2002.

Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1997.

Дмитриева О.И., Мокрушникова О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Урок математики. 2 класс.

Тема урока: Прямой угол

Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов

познакомить с прямым углом;

закреплять вычислительные навыки;

развивать логическое мышление.

Оборудование: чертежный треугольник, модель прямого угла, фигу​ры многоугольников, лист бумаги для каждого ученика.

3 Устный счёт Уменьшаемое Вычитаемое 4612 Разность Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемое прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

4 Устный счёт В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду? Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через пять лет?

5 Какие бывают углы?

6 Модель прямого угла Шаг 1 Шаг 2Шаг 3

7 Модель прямого угла

12 Физкульминутка Солнце глянуло в окно, Время отдохнуть пришло. Надо всем нам дружно встать. Раз присесть, достать до пятки. И плечами покачать. А затем, как на зарядке, Прямо и красиво встать. Руки вытянуть пошире И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Физкультминутка, как зарядка!

13 Найди прямые углы

15 Повторение Составьте задачу по выражению: Учебник: с.8 4 Учебник: с.8 2

3. Научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: формирование умения

формулировать тему и цель урока;

контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, с моделью прямого угла;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: формирование умения

слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог;

работать с соседом по парте;

донести свою позицию до других, оформляя свою мысль в устной речи.

Познавательные УУД: формирование умения

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат.

Основная идея урока: знакомство с углом, прямым углом.

Основные понятия: угол, прямой угол, вершина угла, сторона угла.

Технология: проблемный диалог, оценивание учебных успехов.

Логика построения урока:

Постановка перед учащимися учебной задачи: подготовительная работа; наблюдение и постановка проблемного вопроса; формулирование темы и цели урока.

Деятельность учащихся по выполнению задачи: знакомство с новой геометрической фигурой; самостоятельное добывание новых знаний, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке.

Подведение учащимися итогов деятельности: самопроверка, составление выводов.

Контроль уровня выполнения: самооценка с помощью условных знаков (светофор).

Читайте также: