Как сделать модель кон тики

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Пятьдесят лет назад, 17 мая 1970 года, из гавани в Марокко вышла папирусная лодка Тура Хейердала "Ра-2". Это была вторая попытка известного норвежского путешественника, почётного члена РГО, пересечь Атлантику на судне, изготовленном по древнеегипетским образцам. Предыдущее плавание закончилось неудачей, но лишь раззадорило команду. Со второй попытки Хейердал достиг цели, но и она была не лишена трудностей. Все подробности легендарного путешествия в нашем материале.

Томимый любопытством

Трудно поверить, но Тур Хейердал, прославившийся морскими путешествиями, в детстве очень боялся воды. Страх он поборол только в 22 года, когда случайно свалился в реку и нашёл в себе силы выбраться на сушу.

После славного путешествия на плоту "Кон-Тики" через Тихий океан и экспедиции на остров Пасхи он задался вопросом, могли ли древние египтяне ходить не только по Нилу, но и в открытом море? Тогда он построил лодку "Ра" по образцу кораблей с древних фресок. Взялись за эту непростую задачу мастера с озера Чад, где ещё не утратили искусство вязать судна из африканского тростника – папируса.

thor_heyerdahl-wiki.jpg

Тур Хейердал. Источник: wikipedia.org

"Зачем? Что я хотел доказать? Да ничего, ровным счётом ничего. Я хотел только выяснить – выяснить, можно ли на такой лодке выходить в море. …может быть, древнейшие египтяне были опытными судостроителями и мореплавателями, прежде чем осели на месте и стали ваятелями, фараонами, мумиями. Я хотел выяснить, способна ли папирусная лодка пройти по морю 400 километров – путь от Египта до Ливана. Выяснить, не может ли лодка из папируса пройти ещё дальше, от одного материка до другого. Выяснить, не может ли она дойти до Америки. Зачем? Да затем, что никто не знает, кто же первым достиг Америки. В учебниках написано, что это был Колумб. Но Колумб не открыл Америку. Он был повторным открывателем".

Тур Хейердал, "Ра"

В 1969 году интернациональная команда из семи человек вышла в Атлантический океан из порта Сафи, держа курс на Антильские острова. Но конструкция лодки оказалась неприспособленной для плавания в открытом море. Тонкие вёсла-веретёна "Ра" не выдержали встречи с серьёзной океанской волной, оставив лодку без управления, так что большую часть пути она попросту дрейфовала. Кроме того, судёнышко, связанное жителями африканских дебрей, сильно деформировалось в ходе плавания. Через два месяца в океане лодка начала терять папирус из связок правого борта. Ахтерштевень – приподнятая вверх задняя часть корабля – обвис, бамбуковая каюта под ударами волн ходила ходуном, попутно перетирая верёвки, скрепляющие папирус.

model_egipedskoy_lodki_iz_grobnicy_herishef-hotepa_abusir_period_ix_ili_x_dinastii_egipetskiy_muzey_pri_leypcigskom_universitete.jpg

Модель египетской лодки из гробницы Херишеф-хотепа (Абусир, период IX или X династии, Египетский музей при Лейпцигском университете)

Модель египетской лодки из гробницы Херишеф-хотепа (Абусир, период IX или X династии, Египетский музей при Лейпцигском университете)

Тур Хейердал (1914 – 2002) – норвежский археолог, путешественник и писатель. Увлекался вопросами взаимодействия античных народов и процессами заимствования и распространения культуры. Известен экспедициями на судах, построенных по древним технологиям. В 1947 г. вместе с пятью спутниками совершил плавание по Тихому океану на плоту "Кон-Тики", построенному из бальсового дерева. В 1955-1956 гг. организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В 1969 и 1970 годах совершил плавание через Атлантику на папирусных лодках "Ра" и "Ра-2". В 1977 г. на тростниковой лодке "Тигрис" с экипажем в 11 человек прошёл из Ирака через Персидский залив в Пакистан и дальше – к Красному морю.

Почётный член РГО, а также географических обществ Норвегии, Перу, Бразилии. Командор норвежского королевского Ордена Святого Олафа и Командор со Звездой. Лауреат многочисленных наград, среди которых премия "Оскар" за документальный фильм "Кон-Тики", золотая медаль Королевского географического общества (Лондон), Международная экологическая премия Пехлеви, ООН и др.

Ещё про Тура Хейердала

Работа над ошибками

Чтобы избежать проблем, которые помешали "Ра" достичь цели, конструкцию лодки требовалось усовершенствовать. На этот раз вёсла вырезали из толстых брёвен, а папирусный корпус сделали гораздо прочнее. Изменился и сам принцип строительства.

viki-bjorn_fjortoft-595px-thor_heyerdahl_-_l0061_934fo30141701190047.jpg

Тур Хейердал. Источник: wikipedia.org

"И я решил испытать других лодочных мастеров, которые по сей день вяжут крепкие лодки на древний лад, с загнутым вверх ахтерштевнем такой же высоты, как нос. Таковы камышовые лодки индейцев аймара и кечуа в Боливии и Перу. Кстати, они ещё в одном напоминают суда древней Ниневии и Египта. Верёвки сплошным кольцом охватывают палубу и днище, в профиль лодка кажется состоящей из одной сплошной связки, тогда как чадские лодки, не имеющие высокого ахтерштевня, набраны из многих связок, соединённых между собой петлями из коротких концов".

Тур Хейердал, "Ра"

Для строительства "Ра-2" Хейердал пригласил в Марокко четверых индейцев племени аймара, проживающих в районе озера Титикака. В этом регионе до сих пор сохранились традиции создания тростниковых плавсредств. Помогали им марокканцы, проживающие в устье реки Лукус: у них тоже были мастера, умеющие делать лодки из тростника.

indeycy_plemeni_aymara_mujeres_aymara_con_siku_y_caja_-_flickr-photos-micahmacallen-85524669_cc-by-sa.jpg

Индейцы племени Аймара. Источник: flickr, micahmacallen

"Два старика тут же изготовили каждый по модели – шафат с обрезанной прямо кормой (на таких лодках переправляли груз через реку) и мадиа, нос и хвост крючком, как в Древнем Египте. Мадиа и с морским прибоем справлялись, размер – какой тебе угодно, и камыш, из которого делали лодки, – кхаб – месяцами сохранял плавучесть. Старики связали небольшую лодку с загнутым вверх носом и обрезанным хвостом, и пять человек вышли на ней в залив, чтобы я мог убедиться в её поразительной грузоподъемности".

Тур Хейердал, "Ра"

В готовом виде "Ра-2" была 12 м в длину, 5 м в ширину и 2 м в высоту. На палубе стояла каюта – тростниковая хижина – 4 м в длину и 2,8 м в ширину. Лодка была на 3 м короче предыдущей, круглее в разрезе и тоньше.

Команда судна тоже претерпела небольшие изменения. Плотник с озера Чад Абдулла Джибрин уступил своё место марокканцу Мадани Аиту Уханни. Хейердал по этому поводу тактично писал, что Абдуллу закрутили сложности семейной жизни, однако по свидетельству более откровенного Юрия Сенкевича его пришлось заменить по другой причине.

"Участие в экспедиции, а главное, возможности, открывшиеся для Абдуллы после того, как он стал известным, подействовали на него радикальным образом. Он решил поселиться в Каире, купить там дом. Абдулла стал ходить к послу и просить у него денег на покупку дома (как оказалось, не одного), ссылаясь на то, что договорился об этом с Хейердалом, который потом вернёт послу долг Абдуллы. На самом деле Тур даже не подозревал об этом. Всё выяснилось гораздо позже, и ему пришлось отдавать не свои долги".

Юрий Сенкевич, "Путешествие длиною в жизнь"

Хейердал не сказал другим членам экипажа о "подвигах" Абдуллы, но те и сами обратили внимание на странное поведение бывшего соратника: он приезжал на строительную площадку позже всех, помогать в строительстве "Ра-2" не считал нужным и быстро возвращался в свой отель "развлекаться с висевшими на нём гроздьями весёлыми девицами". Плюс ко всему он пристрастился к выпивке. В конечном итоге, Абдулла перессорился со всей командой "Ра-2", и вместо него в море вышел бербер Мадани, работавший администратором в марокканском отеле, где жили участники экспедиции.

y_senkevich.jpg

Юрий Сенкевич. Источник: wikipedia.org

Кроме него, в путешествие отправился ещё один новичок – японец Кей Охара, чьей задачей было снимать повседневную жизнь на папирусной лодке на фото- и видеоплёнку. Остальные шесть членов экипажа были теми же, что и год назад: сам Тур Хейердал и его соратники с первой версии "Ра" – Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Юрий Сенкевич (СССР).

"Ра-2" идёт к цели

В день, когда "Ра-2" получила имя, она доказала свою прочность – ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.

В начале плавания "Ра-2" заставила экипаж поволноваться – папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.

"Шлёпнулся в воду мешок с картофелем: картошка долго варится. За ним последовали два кувшина с рисом. Мука. Кукуруза. Два мешка неведомо с чем. Корзина из дранок. Лучше голодать, чем тонуть. Отправилась за борт большая часть припасённого для кур зерна. А также большой деревянный брус и доски – материал для ремонта. Ещё кувшины. На лице Мадани было написано отчаяние. Кей глядел на парус, оскалив зубы. Море приняло бухту каната. Точильный камень. Молот. Железное копье Жоржа, чтобы сшивать лодку. Поплыли книги и журналы. Обложки от книг. Каждый грамм важен".

Тур Хейердал, "Ра"

Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту "Ра-2" стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго – его команда окрестила "Юби".

pixabay-shark-4676799_1920.jpg

Акула. Источник: pixabay

"Ра" превратилась в плавучий зверинец. Под водой нас сопровождала немая верная свита юрких рыб, на палубе и на снастях сидели яркие щебечущие птицы, пили воду из чашек и клевали зерно, предназначавшееся для кур. Но по мере того, как мы начали удаляться от Канарских островов, отдохнувшие гости один за другим расставались с нами. Зато голубю корм Cиндбада так пришёлся по вкусу, что он располнел, стал совсем ручным и явно настроился идти с нами до Америки".

Тур Хейердал, "Ра"

Толстые вёсла из отборной мачтовой сосны выдержали несколько штормов, удерживая лодку перпендикулярно волне, что позволяло ей уверенно идти вперёд по бурному океану: высокий ахтерштевень надёжно защищал судно, не давая воде его захлёстывать. Но однажды в бурю казавшееся несокрушимым левое весло переломилось пополам, лодка развернулась боком, её начали заливать волны. С большим трудом команда освободила намертво закреплённое правое весло, чтобы вернуть возможность управлять "Ра-2".

Чтобы увеличить скорость движения судна, Хейердал решил наклонить вперёд мачту, благо, конструкция лодки позволяла такие ремонтные работы. Но высокий нос стал упираться в парус – пришлось спилить изрядный кусок. "Ра-2" потеряла свой элегантный вид, но пошла заметно шустрее.

Пресной воды не хватало – во время непогоды разбилось много амфор с её запасами. Экипаж ввёл режим строгой экономии, скрупулёзно рассчитав оставшееся количество. Участники экспедиции относились ко всем сложностям как к задачам, требующим решения – и решали их. Через 57 дней после выхода из Марокко потрёпанная, но уверенно держащаяся на плаву лодка дошла до Барбадоса, преодолев 6100 км и доказав научному миру, что древние народы Средиземноморья вполне могли добираться до Южной и Центральной Америки.

ra2atsea.jpg

Плаванье на Ра-2. Музей Кон-Тики

Значение экспедиции

Путешествие оказалось важным не только с точки зрения экспериментальной археологии. На борту была обстановка, позволившая провести ряд психологических опытов и в целом проверить работу небольшой команды в условиях, в чём-то аналогичных полётам в космос.

На втором "Ра" ситуация осложнялась тем, что для большей части экипажа ушла прелесть новизны, как писал Сенкевич, "то ли усталость, то ли вообще стали мы, чёрт возьми, старее и равнодушнее, и на смену прошлогоднему энтузиазму пришла привычка; в самом деле, мы уже ощущали себя не первопроходцами, а чуть-чуть рейсовиками, не поэтами, а ремесленниками океана. " Выливалось это порой в споры из-за зубной щётки, последовательности вахт и помощи при мытьё посуды. Но ни одного конфликта не возникло из-за разницы религий, идеологии, политики – того, что могло перерасти в серьёзное противостояние и обиды. Мелкие ссоры позволяли "выпустить пар" при необходимости и заканчивались общим смехом и тёплыми разговорами обо всём на свете. В конечном итоге эксперимент Хейердала, собравшего на крохотном тростниковом судёнышке восемь людей разной национальности, возраста, культур, оказался успешным.

ra-ii_crew02.jpg

Команда Ра-2. Музей Кон-Тики

"Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всём выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне".

Тур Хейердал, "Ра"

Кроме того, команда лодки отслеживала наличие в океане нефтепродуктов. Ещё во время первого плавания члены экспедиции обнаружили в воде сгустки нефти и сообщили об этом в Организацию Объединённых Наций. Генеральный секретарь ООН поручил экипажу каждый день вести наблюдения за уровнем загрязнения Атлантики и собирать образцы. 43 дня из 57 на пути "Ра-2" встречались сгустки нефти. Выяснилось, что положений Международной конвенции 1954 года о предотвращении загрязнения моря нефтью (OILPOL) недостаточно, чтобы защитить океан.

egr.jpg

Тур Хейердал и команда

Тур Хейердал и команда "Ра" в штаб-квартире Географического общества. Крайний слева - Юрий Сенкевич. Фото из научного архива РГО

"Порой было противно утром чистить зубы – столько грязи плавало у кормы. Ну ладно, пустые бутылки, доски, пластиковые мешки – их как после воскресенья на дачной полянке. Но битум! Но мазут. Куски тёмно-бурого цвета, величиной с кулак, а то и крупнее! Некоторые обросли ракушками и усеяны моллюсками, другие совершенно свеженькие. И это в центре Атлантики, а она довольно большая!"

Юрий Сенкевич, "Путешествие длиною в жизнь"

ra-ii_497_0010.jpg

Сгустки нефти. Музей Кон-Тики

В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды человека, в ходе которой была принята Декларация об окружающей человека среде, помимо прочего включавшая в себя запрет на слив нефтяных отходов в море. Материалы, предоставленные экипажем "Ра-2", сыграли заметную роль в принятии этого решения. Документ носил рекомендательный характер, но в 1973 году по его следам под эгидой Международной морской организации (ИМО) была принята Новая конвенция МАРПОЛ, в которой требования к соблюдению экологических норм стали гораздо жёстче.



Зато после плавания Хейердала (вот что значат радио и телевидение вкупе с газетами и журналами) человечество просто захватила волна океанских плаваний именно на плотах. Кто-то, как и он решил плавать на плоту из бальзы, кто-то выбрал связки бамбука, а по Балтийскому морю поплыл плот даже из сосновых бревен и успешно совершил 250-мильный переход.


Ну а затем начались плавания одиночек. Кто плыл на лодке, кто-то на яхте, но были и те, кто выбрал в качестве судна именно плот. И одним из тех, кто в полной мере изведал романтику далеких морских странствий именно на плоту, стал Уильям Уиллис, который два раза, в возрасте шестидесяти и семидесяти лет, отправлялся в плавание на плоту с целью пересечь великий Тихий океан, а на семьдесят пятом году своей жизни трижды бросал вызов волнам бурной Атлантики, где в итоге и сгинул. Человек этот прожил совершенно уникальную жизнь, наполненную трудом и приключениями, причем настолько интересную, что о нем просто нельзя не рассказать.

Мореплаватель-одиночка и плоты из всего, что под рукой

Родился Уильям Уиллис в 1893 году в Гамбурге и там же провел детство. Родители, выходцы из Саксонии и Богемии, к морю никакого отношения не имели. Но вот ведь как бывает: их сын заболел морем. В пятнадцать лет ушел из дома и тогда же осуществил первое путешествие: в 1908 году нанялся юнгой на парусное судно и даже участвовал в экспедиции к мысу Горн. С 1912 года он жил в США, путешествовал по стране, сменил множество профессий: ему приходилось работать и грузчиком, и лесорубом, трудиться путевым обходчиком и даже горным инженером. Он плавал по Великим озерам и занимался ловлей рыбы, рисовал карикатуры в газеты и писал стихи. А еще ему довелось быть матросом на танкере, рубить лес в Канаде, работать на шахте в Южной Америке. На Аляске он был охотником, в Штатах – рабочим-металлистом и докером. Кстати, стихи он не просто писал, сумел издать даже несколько поэтических сборников. Даже фельдшером, и тем он успел поработать, а значит, хотя бы как-то да разбирался в медицине… Все, кто знал Уиллиса, отмечали, что его отличало просто огромное трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, а еще он был мужественным и скромным человеком. Впрочем, в его мужестве как раз никто никогда и не сомневался даже без этих свидетельств, потому как человек, этим качеством не обладающий, вряд ли бы осмелился пуститься на плоту в одиночку через океан!




Видимо, страсть к подобным плаваниям въелась Уиллиса в кровь, потому что в 1963—1964 годах на плоту-тримаране уже из трех металлических понтонов, наполненных полиуретаном, он опять в одиночку пересек Тихий океан: от Кальяо до Апиа (Западное Самоа) в 1963 году, и от Апиа до Талли (в северо-восточной Австралии) в 1964-м. Все свои плавания он затем описал в книгах, которые были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский. Затем он три раза, в 1966, 1967 и 1968 годах, предпринимал одиночное плавание через Атлантический океан уже не на плоту, а на шлюпке под парусом. Последнее из этих трех плаваний стало для него последним. Отважный мореход пропал без вести, от него осталась лишь поврежденная шлюпка, его паспорт, книги и дневниковые записи. Так закончил свою жизнь этот почтенный старец, отвага которого не подлежала сомнению.


Ну а после него было еще много людей, строивших плоты из самых различных материалов и плававших на них в самых разных морях и океанах.




В древности делали плоты из кожаных бурдюков, глиняных кувшинов (перевернутых горлышком вниз!) и даже пустотелых тыкв. А раз так, то почему бы не сплавать куда-нибудь на плоту из… футбольных мячей? На плоту из пластиковых емкостей для горючего или химически активных веществ фирмы… И даже пластиковых бутылок либо дюралевых кегов из-под пива фирмы… такой-то? Повторять плавания на бальзовых плотах сегодня ни к чему. Вот корпуса ракет — это самое то!

Автор данного проекта со своим сыном прочитали книгу Тура про путешествие на Кон-Тики и решили соорудить модель плота в домашних условиях.
Погуглил в интернете: модель плота Кон-Тики стоит порядка 8000 рэ, примерно 250 долларов набор круглых палочек, веревочки и тряпочка с трафаретом.



В хозяйственном магазинге было приобретено:

8 черенков для грабель (диаметр 2,5 см) х 51 руб = 400 рэ примерно
пряжа джутовая (моток) — 100 рэ.
циновка для роллов — 2 шт х 88 = 176 рэ
палочки для суши — на 70 рэ
морилка ореховая 150 рэ
поддержка для кустов из бабука — 2 шт по 150 = 300 рэ

В 1947 году Тур Хейердал сколачивает из бальсовых деревьев большой плот, называет его "Кон-Тики" и отплывает на запад из перуанского порта Кальяо. Сейчас этот эксперимент расценили всего лишь как одно из многочисленных путешествий на необычном плавсредстве (к примеру, любители гиннесовых рекордов ежегодно форсируют Ламанш на плотиках, собранных из бутылок, пробок и иного мусора). Но норвежец плыл не за рекордами. Целью было доказать принципиальную возможность того, что аборигены Южной Америки могли достигать островов Полинезии на своих допотопных плотах. Путешествие удалось, но Хейердал на этом не успокоился.

Для основы плота выбрали 9 бревен потолще (Ку, Кане, Кама, Ило, Маури, Ра, Ранги, Тапа, Таранга, Кура, Кукара и Хити), в них сделали глубокие зарубки для канатов, чтобы связать все вместе. Гвозди и проволока исключались. Самое длинное, 14-метровое лежало посередине, выдавалось и спереди, и сзади. По бокам следовали по росту все более короткие бревна, так что длина стороны равнялась 10 метрам, а нос выдавался вперед тупым углом. Сзади плот был срезан почти по прямой, только 3 средних бревна выступали, служили опорой для уложенной поперек широкой бальсовой колоды с уключинами для длинного рулевого весла. Скрепив основу концами пенькового каната толщиной в 5/4 дюйма, мы сверху положили поперек 9 бревен потолще, с просветом в 1 м.

Итак, самый плот был готов: на соединение пошло около 300 концнв каната, узлы были прочнейшие. Дальше мы настелили палубу из бамбуковых реек, связанных в секции, и накрыли их матами, которые сплели из прутьев бамбука. Посреди плота, чуть ближе к корме, выстроили небольшую хижину. К стоякам из толстого бамбука привязали плетеные бамбуковые стены, а крышу из бамбуковых реек застелили внакрой плотными банановыми листьями. Размеры: 8х14 футов.

Перед хижиной - двойная мачта из твердого, как железо, мангрового дерева; нижние концы его упирались в палубу, а скрещенные верхушки были крепко связаны вместе. Сложили 2 ствола бамбука - получилась прочная рея, на которой укрепили большой прямой парус. На самой верхушке мачты укрепили доску.

В широкие щели между бревнами мы просунули вертикально вниз на 1,5 м 5 дюймовых сосновых досок шириной в 2 фута, закрепив их клиньями и канатами. Доски были размещены беспорядочно и играли роль маленьких параллельных килей или швертов. Мы не стали делать поручней, лишь уложили вдоль бортов по бальсовому бревну.

Тур Хейердал. Путешествие на "Кон-Тики"

Читайте также: