Как сделать многоканальный звук

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Время не было благосклонно к многоканальным музыкальным системам класса High End. В наши дни единицы вкладываются в серьезные системы объемного звука. Компаний, профессионально занимающихся многоканальными музыкальными записями, тоже осталось совсем немного. Некогда многообещающие форматы DVD-A и SACD почти забыты: диски DVD-A фактически умерли, а компания Sony, которая изначально продвигала SACD, больше этим не занимается. Что касается стриминга, то здесь все сосредоточено на MQA и Hi-Res, но не на многоканальной музыке.

Если объемная музыка сегодня и существует, то это в основном SACD от аудиофильских американских компаний вроде Reference Recordings. В Европе тоже есть лейблы, которые поддерживают SACD-формат, от которого отказалась Sony. Кстати, недавно эти компании начали экспериментировать с новыми методами многоканальной записи. Если говорить о Blu-ray и PCM, то более-менее активную деятельность ведет лишь американская фирма AIX Records.

Сложившееся положение дел привело к тому, что системы окружающего звука — это в большинстве случаев системы для видеоконтента. В этом смысле уже появилось новое альтернативное течение, поддерживаемое видеофилами-хайэндщиками. Серьезный видеофил в наше время озаботился высотными каналами (в дополнение к центру, сабвуферу, фронтальным, тыловым и боковым каналам). Я имею в виду 9.1- и 11.1-канальные системы.


В этой статье речь пойдет о том, что стать одним из аудиофилов-многоканальщиков было бы весьма интересно, но только при условии, что у вас уже есть хорошая AV-система с окружающим звуком. Такая система позволит получить приемлемое для экспериментов качество.

Фонограммы фильмов

Хочу сразу определиться: речь не идет об окружающем звуке и музыкальных композициях в фонограммах кинофильмов. Эффекты и музыкальное сопровождение — это хорошо, но только для кино, а не для настоящих музыкальных сеансов. Всем нравятся хорошие звуковые эффекты и песни в блокбастерах.

Если выключить телевизор (или проектор) и остаться наедине с саундтреком, погрузившись в него, то можно заметить, что музыка звучит отчасти размыто. Правдоподобная передача музыкального материала отсутствует. В общем и целом, звуки из колонок не пытаются воссоздать реалистичную музыкальную сцену. Звуковые эффекты звучат куда собраннее, чем такая музыка. Иногда музыкальные композиции не разбиты по каналам — отовсюду идет одинаковый звук. Короче говоря, это не многоканальная музыка.

Конечно, существуют специальные тесты и диски для настройки аудиосистем. Можно выбрать один конкретный шаблон, но общего стандарта для всех саундтреков нет: непонятно сколько именно должно быть баса или как правильно настроить фронтальные и боковые каналы. Все было бы иначе, если бы каждый диск, стрим или загруженный файл сопровождался рекомендациями по расстановке и настройке колонок. И было бы хорошо, если бы создатели саундтреков больше думали о домашних системах, а не только о кинотеатрах. Впрочем, не надейтесь.

Настоящая объемная музыка

Многоканальные музыкальные записи — это совершенно другой разговор. Вот здесь есть смысл поработать над системой, чтобы услышать нечто большее, чем просто стерео, чтобы выйти за рамки. Стереофония может быть хорошей, стереофоническая звуковая сцена может быть отлично переданной, однако все же стоит услышать, что дает добавление центрального канала и боковых.

Чтобы получить полное представление о совершенном музыкальном звуке, нужно побывать на живом выступлении, а также попробовать записи не только в стерео, но и в других альтернативных форматах. Возможно, объемная музыка не покажется вам чем-то более совершенным, но зато вы научитесь выявлять слабые и сильные стороны любых аудиосистем, включая самые лучшие стереофонические сетапы.

Что касается носителей с многоканальными записями, то выбор хоть и органичен, но он есть. Аудиофилы постарше наверняка припрятали несколько записей. Некоторые концерты, особенно поздние SACD-издания с классикой, отличаются очень натуралистичной звуковой сценой, создающей иллюзию концертного зала.

Если вы из тех, у кого еще остались диски DVD-A и соответствующее оборудование, то рекомендую переслушать их, обратив внимание именно на те записи, где передается естественная звуковая сцена, а не иммерсивная. Некоторые лейблы (например, Tacet) хорошо постарались в свое время — их релизы обладают многоканальным звуком, качественно передающим то, что можно услышать на концерте.

Не рекомендую останавливаться на объемной DTS-музыке, появившейся примерно в одно время с DVD-A и SACD. Слишком большое количество таких релизов было посвящено неоднозначной музыке с плохо переданной сценой. Многие записи звучали сжато и не создавали эффекта живого выступления. Если кому-то попадались хорошие DTS — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Самый простой и лучший вариант (если система обладает соответствующими возможностями) — это SACD. Такие диски все еще встречаются. Бывают новые релизы, бывают большие скидки, б/у-предложения, а у многих, как уже сказано, SACD есть в коллекциях.

Лейблы Bis, Channel Classics, Et’Cetera, Harmonia Mundi, Pentatone, Reference Recordings, RCA, 2L раньше выпускали просто замечательные многоканальные SACD. Диски этих компаний обладают богатым концертным звучанием. Если говорить о SACD с роком, поп-музыкой, джазом и кантри, то хорошие вещи иногда встречаются, но гораздо реже. Объемные альбомы с классической музыкой, как правило, записаны лучше.

Такие записи особенно интересны по той причине, что стереофония изначально развивалась как формат для трех акустических систем. Трехканальная музыка прошлых лет по сей день важна для постижения объемного аудио. Кроме того, это тот случай, когда для музыки необходим центральный канал вашей системы.

Однако только полноценные 5/5.1-канальные SACD могут дать представление о по-настоящему открытом звуке и другом ощущении звуковой сцены. В большинстве случаев многоканальная запись материала обладает более теплым и натуральным звучанием, чем ее стереофонический аналог.

Полноформатными объемными SACD занимается компания Reference Recordings, которая уже много лет выпускает шедевральные стереозаписи. Компания начала работать с объемной музыкой на SACD и PCM-музыкой в стерео в 2010 году. Если у вас имеются SACD от Reference Recordings, то вам повезло — вы обладаете действительно хорошими и реалистичными музыкальными записями с натуральной передачей помещения (концертного зала).

В качестве примера возьмем Симфонию № 3 Сен-Санса в исполнении Симфонического оркестра Канзас-Сити под управлением дирижера Майкла Стерна (Reference Recordings RR-136). Этот релиз является одной из тех 5.1-канальных записей, показывающих, насколько открыто может звучать сложная оркестровая музыка в объемном формате. Это пример того, насколько эффективна система окружающего звука для больших динамических перепадов.

В любом случае, покупая диск от Reference Recordings, вы можете не сомневаться в качестве многоканального звучания и в качестве самого музыкального материала. Это касается и практически всех европейских лейблов, занимающихся SACD-дисками. По крайней мере, так обстоят дела с классической музыкой. Европейские издательства немного иначе подходят к вопросу многоканальной музыки. Все эти независимые лейблы основаны аудиофилами, вкладывающими много труда и любви в бизнес. В то время как большие компании гонятся за деньгами.

Если рассматривать PCM и другие многоканальные музыкальные форматы, то здесь многие заслуги принадлежат американской фирме AIX. Многоканальная музыка этого лейбла в большинстве случаев подается в иммерсивном формате, но почти все записи выполнены реалистично, а некоторые из них предлагаются не только в иммерсивном варианте (звук на сцене), но и в режиме имитации натурального звукового поля концертного зала.

Предлагаемая фирмой AIX музыка подойдет для проигрывания на AV-ресиверах, плеерах и предусилителях, которые не могут работать с SACD. Кстати, у AIX достаточно хороший каталог с разными жанрами. Также компания предлагает несколько хороших демо-дисков, которые имеет смысл попробовать. На таких дисках типа DVD-A вы найдете треки, сравнивающее объемное звучание MLP, Dolby и DTS, а также качество 24 бит/96 кГц и 24 бит/192 кГц.

Еще можно отметить сборник Ultra HD-Audio 2017 со звуком Dolby 5.1 в двух вариантах (сцена и зал) и стандартным стерео 24 бит/96 кГц. Если прослушать все треки, то выйдет около 3 часов музыки.

Нужно отметить, что многие Blu-ray-релизы, изданные другими лейблами (не AIX), достать весьма сложно. И к тому же некоторые записи не превосходят по качеству SACD и даже CD. Часто встречаются Blu-ray-диски по сильно завышенным ценам — по сути, они интересны только коллекционерам. В этом плане с SACD и PCM все куда проще, а по качеству они зачастую не уступают.

Что касается стриминга, то я к стыду своему ничего не могу об этом сказать. Весь потоковый контент я слушаю в стерео, но попытки перестроить систему для многоканального контента были. И мои знакомые, которые также задавались этим вопросом, сталкивались с техническими проблемами.

Настройка системы

Многое зависит также от DVD-плеера. У меня есть Blu-ray-проигрыватель Oppo UPD 205. Он может проигрывать любой объемный звук на дисках. При относительно невысокой цене этот аппарат станет хорошим решением для видео и многоканальной музыки. Возможно, у кого-то есть старый плеер, который плохо подходит для современных форматов аудио, но замечательно справляется с объемным звуком на SACD, DVD-A, а также подойдет для DTS-записей и PCM от AIX.

По правде говоря, даже самая совершенная AV-система не избавит от некоторых проблем, возникающих при проигрывании многоканальной музыки. Вам не понадобятся десятки SACD-дисков и других записей с окружающим звуком, чтобы понять, что единого стандарта нет: как настроить сабвуфер (и стоит ли его использовать), как настроить уровни боковых колонок, как расположить боковые колонки, где установить акустику центрального канала, как найти точку для прослушивания музыки?

Всецело полагаться в этих вопросах на специальные настроечные диски, инструкции и автоматические алгоритмы не стоит. В мире нет стандартов для многоканальной музыки. Каждая компания и каждый производитель обладает своим видением.

С другой стороны, для объемной музыки работают те же методы настройки, что и для любой AV-системы. Нужно поэкспериментировать с уровнями каналов, с расстановкой колонок и с коррекцией звучания. Это поможет. Я хочу заметить, что все многоканальные музыкальные записи (из тех, что мне встречались) всегда рассчитаны на форматы 3.0, 5.0 или 5.1.

Через 7.1-канальные сетапы записи звучат тоже неплохо, но так не было задумано. Было бы неплохо отключать дополнительные каналы. К счастью, практически все AV-системы позволяют сделать это, оставив только 5.1 и подстроив громкость колонок на свой слух.

Большинство объемных записей звучат лучше через правильно расставленные полнодиапазонные колонки, а не встроенные в стены или потолок динамики. Хотя, если речь идет об иммерсивных композициях, то это не так уж важно. Это правило, скорее, действует, когда вы слушаете записи с эффектом реалистичного концертного зала.

Что касается низких частот, то для их правильного воспроизведения тоже нужны полнодиапазонные колонки. Если за бас отвечает сабвуфер, то его нужно настроить на самые низкие частоты, насколько это позволяют другие задействованные в системе колонки.

Еще раз: не рассчитывайте найти единый стандарт. Слушайте сами и подстраивайте систему. Алгоритмы обработки сигнала (Dolby, DTS и др.) в ресиверах и предусилителях обладают своими особенностями. Многоканальные процессоры слегка меняют звучание материала, включая тембр.

Однако все эти проблемы некритичны, когда суть заключается в том, чтобы понять особый характер объемных музыкальных записей. В AV-системах есть свои плюсы. Если потратить время и один раз расставить колонки правильно, то AV-ресивер с технологией коррекции звука под помещение довольно неплохо поведет себя с музыкальным контентом.

Получить от многоканальной системы четкого, чистого и живого баса, сравнимого с низами, на которые способна ваша основная система (стерео) вряд ли получится. Особенно не стоит на это рассчитывать, если используются не очень хорошие компоненты. Но я гарантирую, что вы сможете услышать иной и весьма интересный способ подачи звука в музыке.

Если все отстроено правильно, звуковая сцена будет постоянной и детализированной. Если запись создавалась с расчетом на эффект концертного зала, то вы услышите более глубокий и живой звук. Появится ощущение этого зала. Многоканальный формат дает свободу с точки зрения динамики и детализации.

В любом случае, все эти эксперименты больше нужны для удовольствия, а не для эстетического прозрения. В конце концов, ничего плохого в развлечениях нет. Но кто знает, чем все это закончится — возможно, вы начнете относиться к вопросу многоканального звука более серьезно.

Квадрофония Вознесенского и Клименко

В начале 90х, мне еще юнцу в области электроники и звука попала в руки эта книжка, и зародила во мне юношеские идеи, которые на долгие годы я был вынужден отложить пылиться на полку до поры до времени.

Ибо в те далекие годы я понимал, что реализация подобных идей мне не по силам и тем более не по карману. Проходили годы, менялись и развивались технологии, а юношеская мечта всегда остается мечтой хоть и давно заброшенной на пыльной полке. Теперь, четверть века спустя, я решил возродить некогда заброшенную юношескую идею, сделать из своей сказки нечто осязаемое. Ибо теперь я могу реализовать то, что тогда, было мне не под силу и не по карману.

Объемный звук и его развитие

С времен изобретения фоноавтографа Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем в 1857 году многие годы цивилизация наслаждалась монофонческими записями на грампластинках, до 1930-х годов пока в филадельфийской Академии музыки не появилась на свет первая стерео запись на восковой диске. Теперь мы не просто слышали музыку, но и ощущали эффект присутствия.

Шли годы и стерео перешло с грампластинок на магнитные ленты, а с появлением цифровых технологий стерео успешно перешло на CD. И последний известный многим прорыв в области звуковоспроизведения произошел с появлением на свет DVD и домашних кинотеатров, и за многие годы развития звуковоспроизведения мы перешли от монофонии и стерео к объемному звуку.

Примеры многоканальных домашнихь кинотеатров

За многие годы звуковоспроизведение пошло в сторону увеличения каналов, разделяя звук на НЧ, СЧ, ВЧ и создание многополосных акустических стерео систем, а также создание сабвуферов как отдельного класса, и привычное 2.0 переродилось в 2.1.

Давайте остановимся и подумаем

На основе этой теории основаны все разработки известные как Dolby Stereo, Dolby Digital, Dolby Surround, Dolby Pro Logic, Dolby TrueHD и так далее, а также разработки других не менее именитых компаний Dolby Laboratories.

Но есть один парадокс, о котором, никто из сторонников бинауральной теории не задумывается, и он из области геометрии.

На основании двух точек вы сможете создать только отрезок или линию, но никак не сможете создать ни плоскость, ни тем более объемную фигуру.

На основании трех и более точек вы можете создать простейшую фигуру и плоскость, а простейшую объемную фигуру можно создать только на основании минимум четырех и более точек. Это неоспоримо как 2х2=4. Именно поэтому я в корне не согласен с бинауральной теорией, так как она не способна посредством двух точек восприятия объяснить то, что реально слышит и воспринимает человек.

Я не медик и не физиолог, я не могу объяснить, как на самом деле работает наше восприятие звуков. И даже те, кто считает, что они знаю все об этом, ошибаются.

Постараюсь объяснить свою точку зрения примитивно и на пальцах, посредством эксперимента над самим собой, который может повторить любой желающий. Для этого нам понадобится любое место, наполненное различными звуками, в городе или на природе, промзоне или офисе совершенно безразлично. А теперь предлагаю просто расслабиться, закрыть глаза и просто слушать, оставаясь не подвижно.

Несколько минут послушать все и вся, что происходит вокруг, все шумы и звуки. Попробуйте ничего не делая послушать все окружающие звуки и определить, откуда они исходят. Не открывая глаз, повернитесь в одну сторону, потом в другую, пошаркайте ногами. Не меняя положения головы, поднимите руки пощелкайте пальцами, левой, правой, на разных уровнях и перед собой. Попытайтесь мысленно определить, откуда какой звук исходит. Не получилось с первого раза, попробуйте еще раз.

Любой человек, не страдающий серьезными проблемами со слухом, способен определять в трехмерном пространстве источники звука и их положение в этом самом трехмерном пространстве. Любой человек может определять направление источника звука не только слева или справа, но и спереди или сзади, сверху или снизу.

Такими нас сделала природа, наше восприятие звуков превосходно работает в трехмерном пространстве и бинауральная теория не в состоянии этого объяснить посредством двух точек и фазовых смещений. Мы воспринимаем звуки более чем двумя точками, иначе, мы не могли бы определять направление звука в трехмерном пространстве.

А теперь посмотрите на знакомые нам системы звуковоспроизведения.

Системы звуковоспроизведения домашних кинотеатров

Все эти системы не являются системами объемного звучания, ибо это плоскости, и все звуковые эффекты здесь возможны только в пределах плоскости, сколько бы каналов воспроизведения мы не добавляли. Все что весь мир и вы считали объемных звуком это обман, спецэффект и не более того. А чтобы создать реальную объемную систему звуковоспроизведения мы должны выйти за пределы плоскости к реально объемному пространству.

Плоские и объемные геометрические фигуры

Расположение динамиков для создания реалистичного объемного звука

В лихие 90-е реализация такой системы для меня была попросту не достижимой. Тогда не было в доступности многоканальных систем, за исключением студийных многодорожечных о которых, простой сельский парень мог даже и не мечтать. Именно поэтому свою идею объемной звукозаписи я вынужден был положить пылиться на полку.

Возрождение из пыли

Спустя годы, когда у многих уже есть компьютеры, домашние кинотеатры с системой 5.1. Все считают это крутым объемным звуком, а у меня все это вызывает ухмылку. Все последние годы я смотрю и удивляюсь, прошло столько лет, а никто так и не пришел к этому простому геометрическому решению. Тогда четверть века назад у меня были достаточно веские причины положить свою идею пылиться на полке. Теперь во времена компьютерного бума, я нашел возможность довести свою идею до конца.

Первое, с чем я столкнулся, это то что до сих пор все фонограммы пишутся на студиях в обычном стерео режиме, а все остальное это только спецэффекты и не более того. Значит для этого, мне нужно самому записывать свои многоканальные фонограммы.

Но оказалось, что все звуковые карты 5.1 и 7.1 хоть и могу воспроизводить многоканальный звук, записывать могут только обычное стерео, а производить звукозапись с нескольких звуковых карт проблематично.

Пришлось искать нужное в среде профессионального многоканального звукозаписывающего оборудования. Многие годы такое оборудование было и остается не по карману любителю экспериментатору, но времена меняются, и появляется то, что уже по карману. Alesis io26 и MOTU UltraLite доступные решения для многоканальной записи, о которых когда-то я мог только мечтать.

Профессиональный многоканальный рекордер MOTU UltraLite

Как реализовать?

Теперь я реально могу записать и воспроизвести 8 каналов звука, но остается вопрос как это делать. К тому же, это надо сделать с некоторой совместимостью с уже существующими форматами и стандартами записи и воспроизведения. Наиболее подходящий для этих целей формат ANSI/CEA-863-A, который позволит использовать для воспроизведения уже распространенные звуковые карты формата 7.1.

Индексы каналов для объемного звучания

Размещение каналов в пространстве

Система воспроизведения

Построена по схеме схожей с обычными аудио ресиверами и расширена до 8 каналов.

Система воспроизведения объемного звука

Экспериментальный образец собран в корпусе от микшера Fostex 2016.

Экспериментальный образец cистемы воспроизведения объемного звука

Выходной каскад собран на бюджетных китайских PAM8610, так как 5-10W достаточно для экспериментов.

Справа входной фильтр питания. Слева изолированный DC-DC преобразователь для питания операционных усилителей.

3D регулятор баланса

Типичную схему регулировки баланса между каналами пришлось также модернизировать. За основу берется 4х-канальная схема, широко используемая в автозвуке, и преобразуется в трехмерную, где средние точки всех плоскостей сходятся на одну землю.

3D регулятор баланса cистемы воспроизведения объемного звука

Собирается по этой схеме:

Схема 3D регулятора баланса cистемы воспроизведения объемного звука

В результате получился вот такой модуль. Для того чтобы его собрать пришлось обзавестись токарным станком и выточить некоторые детали самому.

Модуль 3D регулятора баланса cистемы воспроизведения объемного звука

Блок коммутации

Изначально он задумывался для унификации с обычными системами и возможности воспроизведения обычных форматов 2.0 и 5.1 в пределах моей трехмерной 8и канальной модели.

Блок коммутации cистемы воспроизведения объемного звука

Как видно по схеме блок имеет 4 режима коммутации каналов.

Блок коммутации cистемы воспроизведения объемного звука

Выглядит этот модуль пока так и со временем будет к нему добавлена обвязка для совместимости с другими форматами. Также со временем будет добавлен выход на внешний усилитель.

Система записи

Теперь остается записать живой звук в нужном нам формате, для того чтобы все это ожило и дало ожидаемый эффект. В основе мобильной системы записи я использую MOTU Ultralite mk2, в стационаре Terratek EWS88MT. В качестве ПО бесплатный Audacity.

Моя первая модель 3D микрофона к моему сожалению дала результат далекий от ожидаемого.

Система микрофонов для записи объемного звука

Одно дело собрать 8 микрофонов в некую конструкцию, совсем другое, изолировать микрофоны друг от друга, заставить каждый из микрофонов слышать только свою зону и не слышать ничего другого. Иначе для получения нужного эффекта при воспроизведении записанный звук припрется подвергнуть цифровой обработке, а это добавит еще дополнительные проблемы с разработкой своего собственного софта.

И вот тут у меня прогресс затягивается, готовых фонограмм в подобном формате в мире пока не существует, записать подобную фонограмму с достаточным качеством тоже проблематично, остается и дальше заниматься изысканиями.

P.S. Пока я делал свой блок воспроизведения, в Германии компания Microtech Gefell уже сделала микрофонную систему для 3D записи M Cube

Система микрофонов Microtech Gefell M Cube для записи объемного звука

Для тех кому это будет интересно

Желающие собрать подобную систему могут использовать более простую схему без блока коммутации режимов и регулятора баланса каналов.

Простая схема вопроизведения объемного звука

Ресиверы 5.1 и 7.1 тоже не подойдут, так как у них не все каналы имеют одинаковую АЧХ и встроенные DTS процессоры будут только мешать. К звуковым картам особых требований нет, так как почти все карты даже на низкочастотный выход для сабвуфера выдают полный частотный диапазон (проверял лично), но вполне возможно, что для некоторых продвинутых карт придется принудительно отключать все программные фильтры и DTS обработчики, чтобы они не мешали.

Для проверки системы могу предложить свои тестовые семплы в WAV формате, которые без проблем воспроизводятся как Media Player Classic так и всеми известным в Windows Media Player.

Себя я не считаю специалистом по звукозаписи и созданию спецэффектов и приму любую помощь в создании фонограмм в таком многоканальном формате. И для тех, кто отважится заниматься самостоятельно созданием фонограмм в таком формате, могу дать некоторые рекомендаций по настройке системы.

Andrey A Kireev ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ) 2020 год.

Суть метода многоканальной последовательной записи заключается в том, что ансамбль записывается частями (например, сначала только аккомпанемент, а затем солист). Делается это так: после записи аккомпанемента его воспроизводят, подавая сигнал на головные телефоны. В студии у микрофона располагается солист, который исполняет свою партию под аккомпанемент, прослушиваемый им через наушники. Запись солиста ведется на отдельный канал. Потом каналы с записями аккомпанемента и солиста микшируются (совмещаются при помощи микшера), звукорежиссер подбирает и регулирует соотношения уровней между каналами. Суммарный сигнал представляет собой законченную фонограмму полного произведения.

Запись аккомпанемента, в свою очередь, может быть сделана таким же методом: на отдельный канал записывается каждая группа исполнителей или даже каждый инструмент из ансамбля.

Многоканальная запись облегчает работу исполнителей, сокращает число репетиций и записываемых дублей.

Такой метод записи дает возможность наиболее выгодным образом расположить микрофоны для каждого исполнителя или группы исполнителей, не заботясь об их акустическом разделении и о том влиянии, которое могли бы оказать эти микрофоны на звучание других исполнителей.

Применение многоканальной последовательной, поочередной записи отдельных групп инструментов или исполнителей дает возможность использовать многочисленные звуковые трюки, часто весьма эффектные. Например, запись дуэта, в котором партии обоих голосов исполняются одним и тем же певцом; запись какого-либо музыкального инструмента в несвойственном ему регистре и т. д.

Для многоканальной записи используются либо особые многодорожечные магнитофоны, либо специальное программное обеспечение, если запись ведется в цифровом виде на компьютер, звуковую рабочую станцию или цифровой магнитофон. Такое оборудование позволяет записать музыкальный ансамбль по частям, каждую группу исполнителей (или каждый инструмент) – на отдельный канал записи. Затем при воспроизведении сигналы всех каналов микшируются для получения окончательной однодорожечной (моно) или двухдорожечной стереофонической фонограммы.

Первые профессиональные многодорожечные магнитофоны появились в семидесятые годы и произвели подлинную революцию в методах записи и обработки музыкальных произведений с большим числом исполнителей. Благодаря им представилась возможность записывать отдельно инструменты и инструментальные группы больших симфонических оркестров, вокалистов и т. п.

При многоканальной параллельной записи все группы исполнителей записываются одновременно, каждая на свой канал. Исполнители и микрофоны должны быть расположены так, чтобы микрофон каждого канала воспринимал звуки в основном только от своей группы исполнителей. Когда запись закончена, включается воспроизведение и выполняется микширование (сведение) сигналов всех каналов в один канал (для монофонической записи) или два канала (для стереофонической записи). Такой способ применяется в основном при записи больших музыкальных коллективов.

Чтобы звучание всех партий, записанных в разное время на разных каналах, совпало и при этом точно соблюдался ритмический рисунок произведения, всем исполнителям на головные телефоны для синхронизации подается записанный ранее сигнал ритмической партии. Для следующей группы исполнителей будут воспроизводиться уже записанные партии и т. д. Распределение исполнителей по группам зависит прежде всего от характера и инструментовки произведения, а также от акустических характеристик студии. Поэтому для каждого конкретного случая звукорежиссер подбирает свои условия записи. Дальнейшее сведение и монтаж производятся так же, как и при методе параллельной записи.

Для подобного рода записи на компьютере должна быть установлена такая звуковая карта, которая позволяла бы одновременно осуществлять запись и воспроизведение (обеспечивала бы полный дуплексный режим) для того, чтобы непосредственно при записи следующего канала можно было воспроизводить ранее записанные каналы.

Многоканальная запись в Samplitude 2496

Нелинейная система монтажа в программе Samplitude 2496 (последняя к моменту написания книги известная автору версия была 5.05) воплощена в концепции так называемого Virtual project (Виртуальный проект), или VIP. Это по сути многоканальный магнитофон с расширенными функциями редактирования каждого канала в отдельности и всей записи в целом. Все операции вырезки, изменения уровня громкости, наложения и замещения звука, введения эффектов и пр. полностью виртуальны. Это означает, что исходный звуковой материал при любых экспериментах не разрушается. Рассмотрим подробнее эту технологию.

Для начала вы создаете новый виртуальный проект: выполняете команду New Multitrack Project (Новый многоканальный проект) из меню File (Файл), которая откроет доступ к окну Setup for new VIP (Установки нового виртуального проекта), показанному на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Окно установок нового виртуального проекта в программе Samplitude 2496

Здесь определяются настройки проекта, которые надо сделать сразу.

Track Number (Число каналов). В зависимости от версии программы: для Samplitude Studio и Samplitude 2496 – без ограничений; для Samplitude Pro – максимум 8; для Red Roaster 24 – 2. Одноканальные проекты еще называют CD Projects (Проекты компакт-диска). Файлы в таком проекте располагаются последовательно, как и на компакт-диске, с указанием интервалов пауз между ними при помощи операции Set Pause Time (Установка интервала паузы) в меню CD.

Sample Rate (Частота дискретизации). Допустимые значения: 22050, 32000, 44100, 48000, 88200 и 96000.

Name (Название). Задается произвольное имя файла, в котором будет сохранен проект.

Default VIP Length (Длительность проекта по умолчанию). Допустимые значения: 1 мин, 10 мин или 60 мин.

Grid (Сетка). Если опция помечена, в окне виртуального проекта будет отображена масштабная сетка, тип которой определяется секцией Units of Measurement.

Units of Measurement (Единицы измерения). Выберите один из шести типов: Samples (Выборки), Milliseconds (Миллисекунды), SMPTE 24 Frames (Формат SMPTE 24 кадра), SMPTE 25 Frames, SMPTE 30 Frames, Bars/Beats (Такты/Длительности).

Fix Vertically (Фиксировать по вертикали). Если помечена эта опция, диапазоны (то есть фрагменты) в звуковом проекте можно будет выделить только по горизонтали (по всей высоте канала).

Snap to Objects (Привязка объектов). Активизируется объектная сетка. Объекты будут точно соотнесены, синхронизированы друг с другом.

Lock Recorded Objects (Блокировать записанные объекты). Записанные объекты немедленно, как только они размещены в канале виртуального проекта, блокируются. Это предотвращает случайное удаление или перемещение и особенно важно для многоканальных проектов.

Сделав настройки, нажмите кнопку OK, после чего будет открыто окно нового проекта, вид которого представлен на рис. 1.2 (в варианте с масштабной сеткой).

Рис. 1.2. Окно нового виртуального проекта

Окно разделено по вертикали на однотипные каналы, в правой части каждого канала будет размещена волновая форма, в левой части находятся органы управления. Назначение кнопок следующее:

? – Справка. Открывает информацию о канале или диалоговое окно реквизитов (правой кнопкой мыши), которые позволяют ввести имя канала, выбрать устройства для записи и воспроизведения, а также выполнить массу настроек, общих для всех каналов фонограммы.

M (Mute) – Приглушить. Отключаются соответствующие каналы. Если же нажать правую кнопку мыши, для выбора выводится список устройств воспроизведения.

S (Solo) – Соло. Если кнопка активна, воспроизводится только один канал (даже если нажата кнопка Mute).

L (Lock) – Блокировать. Редактирование канала не допускается.

V (Volume) – Громкость. Активизирует кривую автоматизации громкости.

P (Panorama) – Панорама. Активизирует кривую автоматизации панорамы.

R (Record) – Запись. Подготавливает канал для записи. Нажав здесь правую кнопку мыши, можно выбрать в контекстном меню устройство записи.

Multi-Card Mode (Режим поддержки нескольких звуковых карт). Эта кнопка активизирует воспроизведение через несколько аудиовыходов. В данном режиме виртуальный проект не воспроизводится больше через устройство, определенное в системе, а использует устройства, назначенные каждому индивидуальному каналу. Обратите внимание, что в режиме Multi-Card секция Master в окне Mixer (Микшер) недоступна.

Восемь кнопок в нижней левой части окна виртуального проекта позволяют сохранить до четырех общих установок (S1 … S4), включая масштаб изображения, позицию окна и его режим, и до четырех установок масштаба (Z1 … Z4). Чтобы сохранить установку, удерживайте клавишу Shift и нажмите одну из кнопок. Чтобы выбрать сохраненную установку, щелкните по кнопке, не нажимая клавишу Shift.

Создав виртуальный проект, можно выполнить поканальную запись. Кроме того, в любой канал можно интегрировать предварительно сделанные WAV-файлы. Для такой интеграции предусмотрены два метода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6.16.5 Запись пути

6.16.5 Запись пути Поле записи пути (Record Route) содержит список IP-адресов маршрутизаторов, пройденных датаграммой. Каждый встретившийся по пути следования маршрутизатор пытается добавить свой выходной адрес в такой список.Но длина списка задается отправителем, и, возможно,

5.4. Запись CD/DVD в Linux

5.4. Запись CD/DVD в Linux 5.4.1. Что нужно для прожига диска Для успешной записи (прожига) дисков необходимы три компонента:• "железо", т.е, привод СD/DVD, поддерживающий запись;• чистые лиски (их называют "болванками") подходящего для вашего привода типа;• соответствующее

Запись на техосмотр

Запись CD/DVD из образов

Запись CD/DVD из образов Запустите программу Alcohol 120 %. В группе Основные операции выберите Запись CD/DVD из образов. Откроется Мастер записи дисков из образов (рис. 2.19). Работать с мастером можно, если на компьютере имеется хотя бы один файл-образ. Щелкнув на кнопке Обзор, вы

Эмуляция и запись

Эмуляция и запись Эмуляция применяется, если вы не уверены в правильности выбранных настроек: файл-образ сначала записывается не на компакт-диск, а на винчестер. Так можно поэкспериментировать с установкой различных параметров в настройках Тип данных. Жестких

Запись

Запись Вставьте чистый компакт-диск для однократной или многократной записи в привод компакт-дисков. Щелкните мышью на кнопке Запись, расположенной на панели задач проигрывателя (рис. 3.23). Для записи компакт-диска можно составить свой список, а можно воспользоваться

5.4.1. Запись в файлы

5.4.1. Запись в файлы Для записи в файлы термов и литер могут быть использованы в точности те же самые предикаты, что обсуждались ранее Единственное различие состоит в том, что когда мы хотим записать данные в файл, то нам надо сменить текущий выходной поток данных так, чтобы

R.1.2 Запись синтаксиса

R.1.2 Запись синтаксиса В записи синтаксиса языка в этом руководстве синтаксические понятия обозначаются курсивом, а литеральные слова и символы шрифтом постоянной ширины. Варианты перечисляются на отдельных строках, за исключением тех немногих случаев, когда длинный

Запись макросов

Запись макросов К счастью, записывать макросы так же просто, как ложиться в постель. Тем более, что я собираюсь разложить здесь вам все по полочкам. Запуск средства записи макросов Запустить средство записи макросов можно одним из следующих способов.* Выбрать из меню

Запись аудиодисков

Запись аудиодисков В программе Sound Forge можно записать аудиодиск, используя метод Trackat-Once (В один проход), который заключается в том, что одна дорожка записывается за один прием. При записи данным методом лазер включается в начале каждой дорожки и отключается в ее конце.

Глава 12 Запись CD/DVD

Глава 12 Запись CD/DVD 12.1. Что нужно для записи CD и DVD? Что же необходимо для комфортной записи CD и DVD? Давайте подумаем вместе.? Компьютер — это само собой разумеется. С одной стороны, ультрасовременный компьютер никогда не помешает, а с другой — CD и даже DVD можно записывать

12.4. Запись CD/DVD из консоли

12.4. Запись CD/DVD из консоли Научиться использовать программы Brasero и Nautilus вы смогли бы и без моих наставлений. Так что же, место, занимаемое в книге этой главой, потрачено впустую? Нет, поскольку сейчас мы рассмотрим программы, предназначенные для записи CD/DVD-дисков из консоли.

Запись звука

Запись видео

Запись видео Как и в случае с музыкой, есть три формата видеодисков:VideoCD — самый древний формат, записывается на обычных CD-дисках. Обычный фильм помещается на двух VCD-дисках, что не очень удобно. Потребность в данном формате отпала — все современные видеопроигрыватели

динамик широкополосный в Grande Maestro

Если вы настраиваете ваши компьютерные колонки 2.1, 2.0 или сложную систему домашнего кинотеатра 5.1, то настройка каналов, акустики и размещения является наиболее важным шагом в наслаждении новой звуковой системы. Читайте дальше, для вас мы устроим ускоренный курс по настройке объемного звучания.

Как то давно мой друг сделал большую покупку купил новую лэд-панель, а также шикарный, мощный ресивер и новую акустику. В то время он неустанно исследовал, бродил по форумам и все-таки сделал свою покупку, потратив большую часть денежных средств на шикарный, мощный ресивер и небольшую часть на акустические системы 5.1 (довольно бюджетные).

Почему это должно меня беспокоить? Зачем мне надо настраивать акустику 5.1.?

Когда пришло время подключения акустики в установленном порядке, то мой друг просто напросто расставил всю акустику 5.1 прямо на полку под свой новый телевизор.

№1 ОУ в ЦАП

№1 ОУ в ЦАП

3

После этой настройки я пригласил моего друга и показал на некоторых тестовых кино как звучит система 5.1, лицо у моего друга стало радостное, кстати, немного позднее мой друг купил все таки нормальную систему 5.1 и заменил убогий телевизор на хороший кинотеатральный проектор.

Существует огромное количество акустики для домашнего кинотеатра. Все они добавляют звуковые эффекты в фильмах — все это способствует воссозданию реалистически-приятного звука в вашем доме.

Для того, чтобы воспользоваться всей это энергией, затраченной на производстве удивительных звуковых дорожек и оценки фильмов, вы должны сделать самостоятельную настройку. Не волнуйтесь, мы уже сделали исследование для вас. Просто следуйте вместе с нами, и мы объясним, что каждая колонка делает и где её лучше разместить.

Чтобы начать наше размещение акустики, давайте сначала начнем с наиболее известной аудио настройки — простого стереозвука. Когда вы слушаете ваш плеер или смартфон с парой наушников, или слушаете радио, то вы слышите звук в стерео.

Стерео звук — это просто два канала аудио, один для левого динамика и один для правого динамика. Это самая минимальная настройка, которая вам потребуется, чтобы обеспечить иллюзию звучания направленности и перспективы для слушателя.

В обозначениях объемного звучания, это простая установка — два канала называют системой 2.0 (или, 2 канала, не имеющих сабвуфера). Добавление сабвуфера изменяет обозначения 2.1-. Где цифра 1 представляет сабвуфер и прилагаемый канал для низкочастотных эффектов, который его питает.

Более сложные аудиосистемы — это система 2.1 и добавленные дополнительные каналы, чтобы создать звук вокруг слушателя. В отличие от простых систем состоящих из 2 каналов, которые обычно есть в аппаратных средствах на главном устройстве (например, портативном музыкальном проигрывателе или телевизоре), многоканальные системы окружающего звука, как правило, требуют отдельного компонента, известный как ресивер для распределения звуковых сигналов с источник (Blu-Ray плеера или кабельного телевидения) до акустики. Впрочем, существуют комплекты не только стандартные 5.1 но и 7.1, а также 9.2 и 11.2 каналов аудио (пять колонок с одним сабвуфером и одиннадцать АС с двумя сабвуферами, соответственно).

Подавляющее большинство ресиверов в настоящее время поддерживают 5.1 и 7.1-канальный объемный звук, которых очень много в Blu-Ray, причем фильмы в настоящее время поставляются с поддержкой аудио даже больше, чем 5.1.

Давайте начнем с настройки акустики. Мы начнем с простой 2.1 настройки и перейдем к установке 7.1.

Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться прямо сейчас.

Как настроить звук в стерео (2.1)?

Теперь, когда мы получили немного терминологии, но давайте взглянем на то, как мы сможем лучше всего настроить наиболее распространенные акустические системы, начиная с системы 2.1.

Размещение сабвуфера

Во-первых, лучше всего размещать сабвуфер впереди возле фронтальной акустики, так как это самое простое для сабвуфера место. Низкочастотный звук, порожденный сабвуфером — всенаправленный, таким образом — вы можете разместить сабвуфер практически в любом месте где вы захотите, чтобы было удобно в комнате и легко подключить к ресиверу.

Единственное предостережение, если у вас много баса, то надо избежать размещения сабвуфера в углу или в какой-либо утопленной ниши или архитектурных деталях помещения.

Размещение 2 канала

При настройке стерео — каналов в 2.1 все звуки в кино (за исключением низкочастотных эффектов, порождаемых сабвуфером) будут воспроизводиться по левым и правым каналами. Все звуковые эффекты, музыку и диалог из динамиков будет транслироваться в к вам с фронтальной акустики.

Два основных громкоговорителям, левые и правые, должны быть помещены около 1-4 метров от центра экрана просмотра (не стесняйтесь, уменьшать эти смещения, если у вас очень большой экран) и должны быть примерно на высоте от уха слушатель. Имейте в виду, что высота для уха слушателя зависит от их высоты, когда сидите в большинстве ситуаций. Вам не нужно регулировать по высоте точно для высоты слушателя, но они должны быть в пределах 6-8 см — выше или ниже, если не так, то вы получите ощущение, что актеры, которых вы видите на экране, их голоса выше или ниже места.

В дополнение к размещению акустики 2.1 и 2.0, которая должна располагаться по сторонам экрана и при прослушивании до зрителя колонки надо развернуть внутрь к слушателю (известно как схождение, в отличие от стоящих перед ним), Идеальный угол размещения акустики 22-30 градусов. Расположите колонки соответственно, чтобы создать этот конус для звука, который направлен к центру зоны прослушивания (например, место посередине на вашем диване).

Замечание к точности: Важно отметить, что мы стремимся к оптимальному звуку домашнего кинотеатра (в пределах разумного), конечно вы не получите звуковую систему как в IMAX кинотеатре. Просто двигаете громкоговорители на соответствующую позицию для зрителя — это кардинально повысит качество вашей звуковой сцены.

Как настроить 5.1-канальный звук (объемный)?

5.1-канальный звук широко рассматривается в качестве абсолютного минимума настройки акустики, необходимого для создания невероятно-объемного звука. Настройка акустики 5.1 опирается на расположение установки 2.1, но добавляет центральный канал и левую и правую акустику для объемного звучания.

Для того, чтобы настроить 5.1, первое что надо настроить — сабвуфер и левый и правый передний канал (2 канала от установки 2.1, описанной выше). После того, как вы разместили под углом левый и правый передний канал, надо, добавить центральный канал и тыловые каналы.

PioneerAtmos

Размещение центрального канала: В настройках 2.1, слева и справа фронтальные колонки отвечают за доставку всей музыки, общения, и звуковых эффектов. В настройках звука ресивера 5.1 надо включить — фунцию дополнительных динамиков(задних).

Наиболее важную роль центрального канала это диалог. Так диалоги актеров, как правило, звучат по центру экрана, но иногда в спецэффектах диалоги микшируются и переходят в левый или правый канал.

Размещение левого и правого окружающего звука, тыловые каналы: Так же, как добавление центрального канала, часть работы заднего объёмного звука 5.1 разгружает от исходного левого и правого каналов путём добавления левого и правого звуковых каналов объемного звука. Если вы смотрите запись концерта, например, аплодисменты и свист зрителей, то эти тыловые каналы создают слуховую иллюзию, что вы сидите в первом ряду на концерте.

Для того, чтобы разместить левый и правый тыловые каналы звука для максимального воздействия, вам надо, расположить примерно на 90-110 градусов по отношению к вашему положение прослушивания, другими словами, тыловая акустика располагается сзади зрителя. Кроме того, вы должны разместить их чуть выше головы зрителя.

Если у вас есть компромисс по размещению динамиков из-за формы комнаты и расположения мебели в ней, лучше разместить акустику объемного звучания дальше и выше, чем ниже (это дезориентирует звучание фонового шума).

Как настроить 7.1-канальный объемный звук?

Если система каналов 5.1 является абсолютным минимумом для объемного звука, то 7.1. объемное звучание, безусловно, лучшее для бытового домашнего кинотеатра. В то время как в настоящее время появляется все больше и больше Blu-Ray дисков выпущенных для 7.1, все больше и больше релизов выходят с 7.1. звуком и большинство ресиверов отлично ладят с каналами окружающего звука от источника 5.1 – все же 7.1 имеют более захватывающий звук, чем 5.1.

4

Для настройки системы 7.1 надо сначала разместить сабвуфер, затем передний левый, правый и центральный каналы, и звуковые каналы объемного звучания. В дополнение к этим пяти каналам и сабвуфером теперь у вас есть еще два канала: левый и правый — это задняя акустика.

Размещение левой и правой задней акустики: Установка 7.1 добавляет еще больше реалистичности звука вашего домашнего кинотеатра через добавление еще двух звуковых каналов объемного звучания. Эти каналы должны быть размещены на 135-150 градусов за зрителем и чуть выше уровня их головы.

Опять же, если у вас есть компромисс с размещением задней акустики, то мы рекомендуем вам перемещать их дальше, ближе друг к другу, и / или выше. Это будет влиять на качество звука и звуковой.

Рекомендации по настройке 5.1

Автоматическая калибровка: У большинство из нас у которых есть современные ресиверы данная функция присутствует. Можно сидеть и настраивать каждый отдельный канал, но можно использовать хорошо обученный микрофон.

Проверьте документацию, поставляемую с ресивером, поддерживает ли микрофон повышенную оптимизацию. В наше время каждая компания называет это по разному, Yamaha называет свою систему YPAO или Yamaha Parametric Room Acoustic Optimizer, небольшой микрофон, подключается к приемнику, находится там, где голова слушателя будет во время обычного прослушивания, а затем серия тонов и сигналов направляются через громкоговорители, чтобы проверить звук, эхо и другие. Затем ресивер динамически регулирует акустику для этих проблем, чтобы произвести более сбалансированное звучание.

Хотя многие системы автоматической калибровки позволяют сохранить в память от 2-10 дополнительных измерений из дополнительных мест, расположенных в зоне прослушивания, мы рекомендуем измерять не далеко за пределами центра прослушивания площади измерений — это может привести к искажению результатов.

Samsung SP-01

Отрегулируйте центральный канал

В ресивере, лучше увеличить звук на центральный канал, пока диалог не станет ясным, лучше всего это делать при тестовых звуковых спецэффектах.

Не используете сверх-дешевый кабель как лапша из тонкой проволоки, обычно поставляемой с оборудованием, лучше подключить акустику к хорошему фирменному проводу.

Yello_-_Toy

Yello_-_Toy

Надеюсь статья кому то помогла

Видео будет позже.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

Читайте также: