Как сделать многофигурную композицию

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Рис 1. Расположение рисунка головы на листе бумаги в учебных целях а — перспективная ситуация — объект, зритель, картинная плоскость, лист бумаги; б — е — неудачно; ж — удовлетворительная компоновка рисунка на листе

Исходя из темы и задачи упражнения после выбора точки зрения нужно пометить на листе размещение того, что войдет в композицию: например, предмет без фона и подставки, предмет на подставке с падающими тенями на нее (рис. 2), группа предметов (натюрморт) в соответствующих условиях, иногда из всех находящихся на столе предметов нужно нарисовать только один, например кувшин (рис. 3). На рис. 3,а показана компоновка кувшина без падающей тени, а на рис. 3,6 — с включением в композицию падающей тени. На рис. 100 видно, как может влиять задача, поставленная перед рисующим, на композиционное размещение. При линейном рисунке масштаб изображения должен быть взят, возможно, более крупным — лист будет достаточно заполнен самими изображаемыми предметами. При рисунке того же натюрморта со светотеневой проработкой и решением пространства изображение следует взять меньшим, чтобы свободное поле листа передавало ощущение пространства.

Рис 2. Компоновка на листе бумаги изображения предметов с падающей тенью и без нее а — группа предметов, из которых один (цилиндр) выбирается для изображения; б — без падающей тени; в — с падающей тенью

Чтобы правильно вести компоновку изображения на листе, нужно научиться пользоваться: 1) крайними точками и 2) так называемым центральным лучом. В зависимости от формы предмета и от формата листа следует зрительно оценить, какой размер является определяющим в данном случае: ширина или высота. На листе помечаются крайние точки будущего изображения сначала в одном направлении листа, например в вертикальном, а затем в перпендикулярном ему. Намечается как бы основание зрительной пирамиды, образованной лучами зрения, в которое вписывается композиция (см. рис. 3). Эти крайние точки нужны для того, чтобы сразу разместить на формате листа изображение. Тем самым определяется его место на листе, размер и, следовательно, масштаб.
В начальных учебных упражнениях по рисунку с натуры главным является штудирование формы предмета, поэтому формат листа должен быть использован как можно полнее и размер изображения должен приближаться по возможности к размеру натуры, так как в маленьком по размеру рисунке предмета большие ошибки не заметны, а на большом изображении видна и малая ошибка. Вторым важным моментом в последовательности размещения (ведения рисунка) является пометка на листе следа так называемого центрального луча. Так как проекция центрального луча на листе бумаги есть не что иное, как центр основания зрительной пирамиды (см. рис. 1), совмещенной своими сторонами с границами композиции, то он совместится с центром того места на листе, где должно быть размещено изображение. След центрального луча нужен для того, чтобы обозначить его проекцию в центре изображения, намеченного на листе первоначально крайними точками, от этой проекции легче отыскивать и точно намечать характерные узлы, определяющие конструкцию, движение и пропорции форм предметов.
Пометив центр композиции на листе, нужно определить, куда же падает центральный луч в реальном пространстве, в натуре. Для этого сначала при помощи горизонтали вся задуманная композиция на натуре зрительно делится пополам между крайними вертикальными точками, а затем при помощи вертикальной линии пополам между крайними боковыми точками. Пересечение этих линий и дает геометрический центр композиции, заключенной в границах зрительной пирамиды, с данной точки зрения.

Рис 3. Композиционное размещение рисунка на листе бумаги а — предметы для рисования (модели); б — компоновка выбранного предмета без падающей тени; в — с падающей тенью

Известно, что наше зрение лучше оценивает кратные отношения: например, сначала легче найти половину (середину) размера, а затем расхождение, если оно есть, от половины. Центральный луч как бы делит проекцию изображения пополам по вертикали и горизонтали, от него потом откладываются характерные пункты, точки композиции. Этот прием (см. рис. 4), основанный на законах зрительного восприятия, позволяет делать меньше ошибок в компоновке (в размещении), размерах и пропорциях, что чрезвычайно важно в самом начале процесса рисования. Ниже на примерах рисования различных форм, в том числе и фигуры человека, дается наглядное представление о том, как намечается композиция изображения, а также показывается наиболее целесообразное (вырази- тельное) размещение того или иного предмета на определенном формате листа бумаги при решении конкретных задач.
Прежде чем приступить к исполнению рисунка на листе данного формата, полезно сделать несколько эскизов композиции малого размера (на полях крупноформатного листа или в блокноте). Это особенно важно при рисовании архитектурных объектов, сложных натюрмортов, движений человеческой фигуры или группы фигур, при рисовании по представлению.

Рис 4. Компоновка на листе бумаги изображения натюрморта из геометрических тел а — заданный натюрморт; б — компоновка с большим пространством; в — с меньшим пространством

Многофигурная композиция – это вид композиции, которая состоит из большого количества фигур, объединенных в одну группу. Такая разновидность считается одной из самых сложных в живописи. Хотя силуэты имеют огромное значение в смысловом содержании картины, не менее важно и интерьерное пространство.

Многофигурная композиция в живописи

Интересно узнать, как же известные художники прошлого времени и мастера в настоящем справлялись с проблемами, связанными с этим художественным направлением.

Сикстинская капелла – величайшее творение Микеланджело. Для ее росписи он использовал различные библейские сюжеты, которые повествуют о сотворении мира и появлении людей на земле и др. С помощью масштабности – большого размера главных фигур – живописец достиг эффекта особой выразительности ключевых сцен.

У Микеланджело фигуры людей отличаются яркой экспрессией, каждый жест имеет свой глубокий смысл. При этом его легко найти и прочитать. Например, человек, обхвативший голову руками, передает задумчивость, отрешенность. Изображение сгорбленной фигуры выражает уныние и скорбь.

Многофигурная композиция символизирует в позах и жестах не только выразительность действия, но и раскрывает его содержание.

Занимательно, что зачастую какой-либо жест передает замысел автора, играет его роль. Обращенное внимание зрителя на какое-то явление с помощью вытянутой руки помогает расширить границы сюжета, указывает на то, что происходит за его рамками.

Не менее важен данном виде искусства взгляд, то, на что он обращен. Таким образом, можно связать отдельные фигуры или объединить их в группу, отсечь одного персонажа от всех других, тем самым выделив его.

В этом направлении искусства различают однофигурную, двухфигурную и многофигурную композиции.

Виды построения пространства.

Статичный групповой портрет

В течение многих веков этот вид живописи занимал главнейшее место. Многие художники зарабатывали написанием портретов. Ведь во времена, когда не было фотографии, написание портрета было единственной возможностью запечатлеть важный момент на долгую память, увековечить изображение себя и своих родственников. На позировании каждый из участников стремился выглядеть привлекательно и богато.

Статичный групповой потрет.

Новые веяния

С годами статичный портрет утратил свою актуальность, так как художники все время пытались создать что-то новое, выйти за рамки привычного.

19 век принес новое художественное направление многофигурной композиции – жанровый групповой портрет. На таких картинах люди были увлечены общей деятельностью – беседой, игрой с детьми. Фоном служили пейзажи или домашний интерьер.

Религия в живописи.

Религия и мифология в живописи

В полотнах с возвышенными темами встречаются наиболее впечатляющие многофигурные силуэтные композиции. Прекрасным примером этому служат творения художников эпохи Возрождения: Микеланджело, Сандро Боттичелли, Тициана, Караваджо, Донателло, Рафаэля Санти.

Современные художники

Эль Греко.

Интерьерное пространство

Создание интерьера в картине имеет определенные трудности. Еще Джотто ди Бондоне, итальянский художник и основоположник Проторенессанса, писал многофигурную композицию в интерьере, который зачастую находился в открытом пространстве. Живописец добавлял в изображение наружные архитектурные формы: колонны, фронтоны и крыши. Иногда на одном полотне изображалось несколько интерьеров.

В то время этот прием в работе художника воспринимался не как замкнутое пространство, а как архитектурное оформление, которое разделяет события и делает их более глубокими по содержанию.

Замкнутость и величина интерьера стали наиболее глубоко пониматься, как только искусство достигло соответствующего этапа развития. Появились приемы, позволяющие создать впечатление, что зритель присутствует в интерьере.

Существенным компонентом образа является замкнутость обрамления, его размеры и ощущение присутствия самих зрителей в картине.

Интерьерное пространство.

Виды построения пространства

Как следует из теории построения архитектурного пространства, возникновение прямой линейной перспективы связано с необходимостью использования изображения архитектуры.

Природные пейзажи менее зависят от нее, а в силуэтной живописи применение прямой перспективы и подавно затруднено. Ведь построение пространства напрямую зависит от пластики предметов и тел.

В таких полотнах, где фигуры людей занимают центральное место, пространство появляется только как итог синтеза, направления и передвижения форм.

Эль Греко Воскресение

Классическая картина включает в себя неразделимые линейные ритмы и пластическое построение группы.

В современной живописи практически полностью исчезло такое направление, как скульптурно построенный натюрморт. Использование группы фигур, связанных пластикой, также встречается крайне редко.

Гораздо чаще на картинах изображается разброс фигур, широкая расстановка предметов.

Пространственный строй

Его каждому виду соответствуют свои образные задачи и решения.

При этом классическая перспектива занимает подчиненное положение, а прямая (линейная перспектива) помогает построить открытое широкое архитектурное пространство или интерьерную сцену действия.

Предмет и пространство, характер подачи предмета и пространства и связь между ними очень важна.

Тип композиции также зависит от такого рода связи.

Современная живопись.

Заключение

Предметное пространство и система размещения (удаления) предметов создаются с помощью цветовой, тональной, линейной перспективы. В таком направлении пространство подчиняется предмету. При этом возможна и другая ситуация, когда пространство доминирует как среда, поглощающая предметы.

Например, на полотнах Рембрандта темные краски растворяют контуры предметов, а полумрак его поздних работ - это уже не просто цвет предмета, измененный окружением, а материализованное пространство.

Узнаем как правильно нарисовать Какаши-сенсея из аниме Наруто?

Одним из самых популярных персонажей вселенной аниме "Наруто" на протяжении всего выхода сериала, является Хатаке Какаши. Он запомнился своим зрителям за счет невероятной харизмы, непоколебимой воли, а так же острого ума. Благодаря этому .

Узнаем как правильно нарисовать двухэтажный дом карандашом

Наверняка все мы не раз представляли дом своей мечты. У каждого он свой. Кто-то мечтает о маленьком кирпичном, словно пряничном домике, кто-то — о стильном таунхаусе, а кто-то — о большом доме в стиле русского деревянного зодчества. Так давайте же .

Художник Елена Горохова: жизнь и творчество

Ленинградская живописная школа – это группа художников, живших в 30-50-е годы прошлого века в Ленинграде. Они продолжали и развивали классические правила живописи Петербурга конца XIX начала XX века. Воспитанница этого направления и ярчайшая его .

Узнаем как раскрашивать мандалы: краткое описание и советы новичкам

Мандалы известны людям еще с древних времен. Они представляют собой буддийские или индуистские схематические изображения, которые используются в эзотерических и религиозных практиках. В настоящее время создание мандал широко используется в .

Офорты Рембрандта: краткая биография художника, известные работы

Рембрандт Харменс ван Рейн (родился 15 июля 1606 года, Лейден, Нидерланды - умер 4 октября 1669 года, Амстердам), голландский художник и гравер эпохи барокко, один из величайших мастеров в истории искусства, обладающий исключительной способностью .

Кто не любит собак? Конечно, есть такие люди, но большинство либо относятся к ним нейтрально, либо души не чают. Кому-то нравятся мелкие мопсы, кому-то большие сенбернары, а вот некоторые предпочитаю доберманов. Эти собаки бойцовской породы — отличные защитники и верные друзья. Кто-то издалека восхищается этими созданиями, некоторые фотографируют, а самые яростные поклонники породы думают о том, как нарисовать добермана пошагово. Это вполне выполнимо.

Узнаем как правильно нарисовать добермана пошагово? Каковы основные этапы

Узнаем как правильно нарисовать Динь Динь поэтапно. Общие положения

Эта статья предназначена для всех любителей изобразительного искусства, в особенности новичков, которые познают азы данной деятельности. В данном уроке мы поэтапно рассмотрим, как нарисовать голову льва карандашом.

Узнаем как правильно нарисовать голову льва карандашом

Природа порой завораживает людей своей красотой и яркими красками. Нельзя сосчитать самые красивые места на планете. Их настолько много, что вечности не хватит. Одним из самых популярных мест для любителей красивых видов можно назвать джунгли. Многие фотографы и художники стремятся запечатлеть их величие и яркие краски.

Узнаем как правильно нарисовать джунгли карандашом? Общие правила

Горки бывают разных форм и видов: от металлических горок с прямым спуском, установленных на детских площадках, до спиралевидных и похожих на трубу, которые можно встретить в аквапарках. А о том, как нарисовать разные горки, и пойдет речь в статье.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

28

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.

1457770636_19-jfzelpsyjd8

Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.

То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.

Законы построения композиции

Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.

Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.

dsc00203-3

Студенческий эскиз — набросок с натуры.

Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.

В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.

В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.

Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.

При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.

Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.

5c1adbaa85829ff6d01f74277feefb8a

ac1d748b7062

original

Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.

dsc00207-3

Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.

Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.

6
7-2

Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия

9

10-2

Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь

Контрасты делятся на:

  • смысловой – психологический,
  • тональный контраст,
  • светотеневой контраст,
  • материальный контраст,
  • цветовой контраст,
  • контраст движения.

12-2
14

Правила композиции

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Образ в станковой композиции

Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

  1. наличие индивидуального, характерного,
  2. наличие общего, типического,
  3. наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
  4. наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).

Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя ряд слайдов с описанием и пояснениями по теме: Многофигурная композиция.

Сегодня наше задание будет изобразить многофигурную композицию. Это можно сделать самыми разными способами. Можно нарисовать две фигуры, а можно сколько хочешь. Можно рисовать в цвете или в черно-белом варианте. Давайте посмотрим вместе, как эту задачу решали решали великие…

Название многофигурная композиция говорит само за себя, если на изображении мы видим больше, чем одну фигуру такая компоновка называется многофигурной.

Для сравнения на первой иллюстрации представлена картина с одной фигурой.

мы видим, как художник смотрит на мир в целом и изображает своих героев как бы издалека. В этой картине для художника интересно все, что он видит: собаки, деревья, дома, люди. Поэтому всем этим фигурам он уделяет равное внимание.

Обратите внимание, лица героев изображены в разных наклонах и изображают разные оттенки восхищения и преклонения перед Божественным чудом. Богородица и Младенец держат плод граната, символ сплоченности, мужества и дружбы. И вся композиция похожа на плод граната, она имеет круглую форму (тондо) и герои, подобно зернышкам граната тесно приставлены друг к другу. Но в этой тесноте хорошо каждому, как будто все поддерживают друг друга.

Здесь изображен великий русский певец Федор Шаляпин. Мы сразу чувствуем восхищенное отношение автора к своему герою. Художник изображает певца во весь рост, как богатыря, гиганта. Фигурки людей на втором плане кажутся маленькими, незначительными и они все находятся на уровне ног главного героя.

Здесь изображен великий русский певец Федор Шаляпин. Мы сразу чувствуем восхищенное отношение автора к своему герою. Художник изображает певца во весь рост, как богатыря, гиганта. Фигурки людей на втором плане кажутся маленькими, незначительными и они все находятся на уровне ног главного героя.

Эта легкая композиция изображает порыв, вихрь вальса. Линии тонкие, нежные линии плавно перетекают одна в другую. Фигуры героев равноправны между собой. Нет детальной прорисовки. Художник дает возможность зрителю вообразить незавершенные моменты .

Это работа по стилю напоминает первую. Автора в равной степени интересуют все участники картины. Творчество замечательной юной художницы Надежды Рушевой, которая так рано ушла из жизни, напоминает нам о том, что в изобразительном искусстве главное искренность. И чтобы создать шедевр можно ограничится только листом бумаги и карандашом.

-Изобразить на свободную тему.

-Можно воспользоваться предложенными иллюстрациями и скопировать на глаз любую из вышеуказанных композиций или перевести их с монитора.

Можно использовать любые материалы какие у вас есть под рукой. Рисовать лучше на альбомном листе формата А4.

Читайте также: