Как сделать микровывод после аргумента

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.

3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего сочинения.Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем:

При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:


2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):


Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Приведём два примера составления плана:

Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.

Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

3.1 Как писать введение
Варианты введения

Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.

Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твёрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждёт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… (переход от одной мысли к другой);
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество.

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.


Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Просмотры

Вступление

Казалось бы — ну что в нём сложного? Тем более что в Интернете можно найти миллион клише для идеального вступления, успевай только подгонять их под нужные темы. Но не всё так элементарно, и многие выпускники теряют баллы именно на первых предложениях. Почему? Среди типичных ошибок — отсутствие тезиса, который будет доказываться на литературных примерах, и отсылок к общей проблеме, которая должна быть решена в основной части. Бывает и такое, что выпускник, увлекшись вступлением, пишет слишком много и теряет связь с заданной темой, приводя избыточную информацию.

Тема ___ с давних времен интересует человечество.

О проблеме ___ написано множество научных исследований, книг, снято фильмов.

Над вопросом ___ задумывались многие мыслители, ученые, художники.

Всю свою жизнь писатели и поэты искали ответы на вопрос ___.

Что такое ___? Каких людей можно назвать ___? Над этими вопросами размышляет ___.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит ___. Я считаю, что ___.

Вопрос о ___ не оставляет равнодушным никого, потому что ___.

Основная часть

Здесь нужно раскрыть тему и убедить читателя в своей правоте, приведя веские аргументы и примеры. Как правило, выпускники опираются на два аргумента и два примера из литературы — так надёжнее. Аргументация строится так: формулируем аргумент, который доказывает главный тезис из вступления. Далее обращаемся к литературному произведению и мыслям автора: анализируем, почему писатель выбрал таких героев, разбираем конкретные эпизоды из произведения и пытаемся понять, что хотел сказать автор. Важно размышлять именно о мотивах писателя, так как если описывать только сюжет книги, то получится пересказ, а не анализ. В конце делаем микровывод: формулируем авторскую позицию и высказываем своё мнение. Затем логически переходим ко второму аргументу и повторяем данную схему.

Обратимся к произведениям художественной литературы. Так, в произведении ___ автор ___ обращается к теме ___.

Тема ___ затрагивается в произведении ___.

Идея ___ явно выражена в произведении ___.

Вспомним героя из произведения ____, написанного ___.

Автор повествует о ___, размышляет о ___, обращает наше внимание на ___.

Мы видим, что герой поступил так, потому что ___.

Писатель показывает, к каким последствиям привело ___. Он осуждает ___, гордится ___.

Автор приходит к выводу, что ___.

Заключение

Здесь проверяется ваше умение обобщить всё вышесказанное и сделать вывод. Многие выпускники так увлекаются основной частью, что в заключении пишут вывод, который не соответствуют тезису во вступлении, и потому теряют баллы. Но и слепо переписывать вступление, повторяя свои мысли точь-в-точь, тоже нельзя. Помочь в формулировании выводов могут следующие клише:

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что ___.

Таким образом, мы приходим к выводу: ___.

Хочется призвать людей к ___.

Давайте не будем забывать о ____.

Остаётся верить, что ___.

После того как напишите сочинение, ещё раз проверьте:

— сформулирован ли главный тезис во вступлении;

— есть ли микротезисы в основной части, подобраны ли к ним аргументы и примеры, сделаны ли микровыводы;

— соответствует ли заключение вступлению;

— соразмерны ли все части сочинения (вступление чуть длиннее, чем заключение, а основная часть — самая большая и превышает суммарный объём вступления и заключения).

Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей (6 абзацев).

Не менее 250 слов. Рекомендованный объем - 350 слов.

2. Основная часть (2-й – 5-й абзацы) – раскрывая тему сочинения, высказываем своё мнение (тезис) и приводим примеры из литературных произведений (аргумент). Схема: тезис литературный аргумент микровывод.

1-й абзац основной части: тезис 1

2-й абзац основной части: аргумент 1 + микровывод 1

3-й абзац основной части: тезис 2

4-й абзац основной части: аргумент 2 + микровывод 2.

3. Заключение (последний, 6-й абзац) связано со вступлением, обобщает мысли, подводит итог рассуждению.

Клише для вступления

Общие размышления по теме:

Ø Говоря о . , нельзя не заметить, .

Ø Долгое время люди не перестают рассуждать о … / С давних времён люди задумывались над вопросом …

Ø Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял / задумывался о …

Ø Каждый из нас сталкивался с …

Ø Как часто мы слышим о …

Ø (Ключевое слово темы) играет большую роль в жизни людей .

Ø Никто не станет отрицать важности . в жизни людей.

Ø (Ф.И.О. автора высказывания) когда-то сказал …. (цитата или её основная мысль).

Вопросы по теме:

Ø В чем причина …?

Ø Зададимся вопросом: почему … ? / Почему же нужно … ?

Ø Как следует относиться к …? /Как мы должны относиться к …?

Ø Для чего нужно…?

Ø Что же самое главное …?

Клише для основной части

Ø Думаю, на это вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …

Ø Конечно, каждый по-своему ответит на это вопрос. На мой взгляд, …

Ø По-моему, … / по моему мнению, .

Ø Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к мысли…

Ø С моей точки зрения, .

Ø Сегодня мы понимаем, что …

Ø Автор (Ф.И.О.) / писатель/ поэт/ драматург затрагивает … / обращается к … / описывает … / повествует о …/ показывает …/ размышляет над вопросом (о проблеме) …

Ø В центре произведения стоит вопрос (проблема) …

Ø Вспомним героя книги (автор, название)

Ø Вспомним произведение (название и Ф.И.О. автора) .

Ø Главный герой / героиня …

Ø Идея … выражена в книге (автор, название)

Ø К этой проблеме обращается (Ф.И.О. автора) в книге …

Ø Лирический герой стихотворения (автор, название) размышляет о …

Ø Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

Ø Мысль о необходимости … выражена в книге (автор, название)

Ø Например, в рассказе/повести/романе/произведении/ книге …

Ø Обратимся к книге (автор, название)

Ø Писатель рассказывает о …

Ø Тема (проблема) раскрывается в …

Ø Это подтверждается …

Микровыводы к аргументам:

Ø Автор (Ф.И.О.) / писатель/ поэт/ драматург

- акцентирует внимание на …

- обращает наше внимание (внимание читателя)

- ставит в пример …

Ø Трудно не согласиться с автором в том, что …

Клише для заключения:

Ø В заключение хочется отметить …

Ø В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

Ø Итак, можно сделать вывод, что .

Ø Мне бы хотелось надеяться, что…

Ø Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Ø Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… / Подводя итог, хочется сказать…

Ø Приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают в том, что.

Ø Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

  1. Рассмотрим, что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию
  2. Поговорим о критериях оценивания
  3. Составим шаблон для его написания
  4. Изучим, каким образом должны выглядеть практические и теоретические аргументы

Не знаете, какой вуз выбрать? Воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение. Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать сочинение на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать мини-сочинение по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего мини-сочинения потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Критерии оценивания

Приступая к сочинению, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашего мини-сочинения.

Теоретическая аргументация — это К2, за который максимум можно получить 2 балла. В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже встречаются в самой цитате.

Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.

Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.

Таким образом, максимум за всё мини-сочинение можно получить 6 баллов.

Структура сочинения ЕГЭ по обществознанию

Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше мини-сочинение с точки зрения структурных элементов. Структура сочинения должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего мини-сочинения — от 1,5 до 2 страниц.

Ваше мини-сочинение должно содержать следующие элементы:

  • Смысл высказывания (К1)
  • Ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов.
  • Теоретические аргументы (К2) + микровыводы
  • Практическая аргументация (К4) + микровыводы
  • Общий вывод по всему мини-сочинению

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

2) Зарубежная и отечественная история. Обе они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется.

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Что нужно запомнить

Хочешь круто подготовиться к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл, мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!

Примеры сочинений ЕГЭ по обществознанию

Само по себе самопознание — это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими индивидами и/или образами человека.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

Читайте также: