Как сделать методы в проекте

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Три группы методов, описанных Сергеевой В.П., с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.

Методы проектирования

В проектировании используются десятки методов. Приведем три группы методов, описанных Сергеевой В.П., с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.

  • предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
  • фиксация идей:
  • анализ и оценка каждой идеи;
  • отбор наиболее интересных и нестандартных.

II. Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач.

Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).

  • Почему данную проблему нужно решать?
  • Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
  • Какие средства для этого необходимы?
  • Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.

Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.

  1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.
  2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.
  3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.
  4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебно- воспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.
  5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).

III. Третья группа методов – это творческие методы проектирования.

Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты.

Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:


Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:


Этапы выполнения проекта

Шаг "Реализация задач и создание продукта" будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.


Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:


Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать "тема актуальна, потому что лично мне интересна" — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, "информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр", "повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных".

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы "Почему ты это делаешь?" (актуальность) и "Чего ты этим хочешь добиться?" (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг "Реализация задач и создание продукта" надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта "Звонкие и глухие согласные", который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению "Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным".
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Технология проектного метода является одним из популярных методов обучения в образовательных заведениях разного рода — от общеобразовательных школ до бизнес-школ. Но все ли используют методы проектной деятельности правильно?

Как применять проектный метод в обучении?

Как применять проектный метод в обучении?

Что такое проектный метод в обучении?

Проектный метод представляет собой обучение путём постановки проблемы и её поэтапного решения, которое в итоге приводит к конкретному практическому результату.

Главной особенностью проектного метода обучения является самостоятельное приобретение знаний учащимися напрямую через практику. Учитель в такой ситуации выполняет роль координатора и ментора.

В зависимости от конкретных целей проекта он может проводиться в разных форматах:

  • В группах, в парах или индивидуально;
  • Онлайн или офлайн.

В рамках проектной работы учащиеся могут приобретать следующие навыки:

  • Самостоятельный поиск нужных знаний;
  • Ориентация в информационном пространстве;
  • Творческое и критическое мышление;
  • Умение находить взаимосвязь между в разных областях знаний;
  • Коммуникативные навыки, умение работать в команде;
  • Навыки публичных выступлений;
  • Умение анализировать, рефлексия.

Кстати, внедрение технологии проектного метода обучения предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами.

Что нужно для внедрения методов проектной деятельности?

Проектный метод обучения будет полезным только в случае, если будет грамотно реализован. Поэтому расскажем, как этого достичь.

При каких условиях нужно использовать метод проектов:

  • Существует важная проблема, решение которой поможет ученикам использовать свои старые знания и обрести новые;
  • Предполагаемые результаты проектной деятельности потенциально имеют практическую и познавательную значимость;
  • Ученики имеют возможность (интеллектуальную и техническую) самостоятельно решить задачу проекта;
  • Проект чётко продуман преподавателем и имеет свою структуру.

Какие этапы должен содержать любой проект:

  1. Постановка главной проблемы и задач по её решению;
  2. Выдвижение гипотезы проекта, направленной на поиск решений задач;
  3. Определение методов исследования;
  4. Сбор первичных данных, необходимых для работы над проектом;
  5. Анализ полученных данных;
  6. Формулировка результатов проектной деятельности;
  7. Подведение итогов с выявлением возможности корректировки выводов.

Как использовать методы проектной работы на уроках?

Выбор способов применения методов проектной деятельности больше зависит от самого предмета, а не от возраста учащихся, однако чаще всего применяется в старшей школе. Это происходит в силу того, что навыки целеполагания и самоорганизации учащиеся обретают уже в более позднем возрасте.

Приведём некоторые примеры использования методов проектной работы в школах.


Содержимое разработки

Администрация Воскресенского муниципального района

дополнительного профессионального образования

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

72 часа

Итоговый проект

Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся. Технология проектной деятельности на уроках Технологии.

Понасенкова Ольга Михайловна

Руководитель: Ивлева Любовь Николаевна

История инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Анализ эффективных формы и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся при подготовке творческого проекта по технологии

Список использованных источников

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.

В наше время все большую популярность на уроках технологии имеет метод проектов.

Цель нашей работы заключается в разработке творческого проекта с использованием методов проектной деятельности по Технологии.

Исходя из выше представленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

Исследовать историю инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Проанализировать эффективные формы и методы проектной и исследовательской деятельности учащихся при подготовке творческих проектов по Технологии.

Гипотеза нашей работы: данное исследование научит эффективно использовать методы проектной и исследовательской деятельности обучающихся при подготовке творческого проекта по Технологии.

Актуальность нашей темы обусловлена эффективностью использования методов проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях по Технологии.

Методы исследования, использованные в нашей работе: сбор информации из предложенных источников, анализ полученной информации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления об эффективных методах и формах проектной и исследовательской деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе учителей образовательных учреждений.

Глава 1: История инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

В педагогической системе Френе :

Нет - на уроке учебникам, особенно в начальной школе.

- небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее.

Технология Дальтон

Школа Дальтон, - "Детская университетская школа", - американский педагог Хелен Паркхерст с Марией Монтессори – небольшой городок Дальтон, в штате Массачусетс.

Начало 20 века - интеллектуальный подъем в области образования в США.

Философы, учителя, психологи, занимающиеся проблемами детей - истина - образование - процесс насильный, и что единственный способ научить детей - это посадить их в классах ровными рядами, при этом естественные желания детей играть, двигаться, говорить и свободно задавать вопросы должны подавляться.

"Прогрессисты" - истина образования - это развитие ребенка, как личности, развитие целостное, охватывающее всего ребенка. "Прогрессисты" считали, что ребенок, какой бы маленький он не был, является существом социальным, и что школы должны быть социумами, моделями большого общества, и в таком социуме ребенок сможет учиться жить вместе с другими его членами; такие социумы должны способствовать наибольшему развитию ума, тела и духа. Хелен Паркхерст - эксперименты и исследования - одной классной комнаты.

Напряженная работа - "Лабораторный план".

План - объединить учителей и учащихся для работы по достижению индивидуализированных целей обучения.

Впервые план был экспериментально применен в средней школе городка Дальтон, в штате Массачусетс, в 1916 году.

Данный подход - широкое распространение (школы в США, Западной Европе, Японии, Австралии полностью или частично используют личностно-ориентированную технологию Дальтон в своей деятельности).

Созданы и функционируют соответствующие европейские и международные ассоциации школ и научные сообщества.

Три основных принципа:

С ними очень тесно взаимосвязаны доверие и ответственность.

Важным средством реализации принципов в школе является система заданий. Принципы нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В школьной практике они находят свое отражение как на педагогическом, так и на дидактическом уровнях.

Свобода - это, прежде всего, свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс - учащиеся с помощью учителей выбирают для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями и навыками. Учащиеся имеют возможность:

- выбирать, в каком порядке выполнять задания;

- распределять свое время;

- выбирать вспомогательные средства для выполнения заданий;

- решать, работать ли им отдельно или сообща;

- решать, где искать нужную информацию: у других учащихся, в пособиях, имеющихся в классе, у учителя или в библиотеке.

Ребята учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой.

Результат - высокая мотивация к участию в учебном процессе.

Важная роль сохраняется за учителем, который руководит, стимулирует, охраняет свободу, контролирует и обучает.

Основные принципы сотрудничества, по ее мнению:

Учитель создает образовательную среду, максимально способствующую развитию сотрудничества: расставляет соответствующим образом мебель, помещает стеснительного ребенка в группу с хорошо развитой социальной культурой, стимулирует взаимопомощь учащихся в ходе выполнения заданий и т.д.

Важными аспектами сотрудничества являются;

- умение прислушиваться друг к другу;

- принимать совместные решения;

- ясно выражать свои желания и намерения;

- доверять друг другу;

- комфортно ощущать себя в группе;

- ощущать свою ответственность за работу группы.

Сотрудничество означает, что дети ощущают свою ответственность за результаты работы группы, что не приходит само по себе. И здесь учитель обеспечивает руководство и помощь. Принцип самостоятельности не ограничивается наличием в расписании уроков, когда учащиеся имеют возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям, что запоминается лучше, чем то, что воспринимается пассивно. В ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют своё время так, что каждый ученик может получить помощь по тому предмету и в той степени, в которой она ему необходима. Ученики при этом учатся эффективно расходовать своё время. Важнейшим принципом реализации условий самостоятельности является: создание учителем и администрацией школы соответствующей образовательной среды:

соответствующие учебные пособия, основанные на принципах самопроверки; возможность регистрировать сделанную работу;

реальность сроков их выполнения,

дифференцированность для “быстрых” и “медленных” учеников;

наличие вспомогательных источников информации в кабинетах и библиотеке;

четкие правила поведения, предоставляющие возможность перемещения в классе, не мешая работе других учащихся.

Важным элементом технологии Дальтон является система заданий, (пример) в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку.

учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают, какая помощь и от кого им нужна.

Учитель внимательно следит за продвижением учащихся в выполнении заданий и в случае затруднений оказывает им необходимую помощь.

Школа как целое может функционировать в качестве сообщества.

Условия, в которых учащиеся живут и работают - главный фактор

их окружения, который создает возможности как для духовного, так и для умственного развития. Именно социальный опыт, возникающий в ходе выполнения заданий, а не сами задания, оказывает стимулирующее воздействие на развитиев обоих этих направлениях. (“Еducаtiоп оn thе Dаltоn Рlаn”, Н. Рагkhurst, 1922).

Каждый из названных выше принципов в отдельности применялся и применяется в практике школ, но только комплексное сочетание и реализация всех вышеперечисленных принципов позволяют рассматривать Дальтон, как самостоятельный педагогический подход. Признаками коллективного урока являются

1. Наличие проблемы, которая появилась в результате деятельности различных учащихся, но является общей для некой группы.

2. Учитель - участник и организатор процесса обсуждения.

3. Ученик - участник и субъект организационной деятельности.

4. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого свое) и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.

На коллективном уроке нельзя читать лекцию, уходить от заявленной темы, делать подытоживающие выводы, носящие законченный характер, игнорировать чье-то мнение, давать оценку выступлениям.

Классный урок- это традиционный урок, направленный в основном на отработку навыков и умений, на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать коллективной формой рефлексии, анализа, подведения итогов. Эти уроки - это лекции, фронтальные беседы, контрольные уроки и т.п. Классные уроки не рекомендуется пропускать.

Итак, инновационные технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся призванны играть огромную роль: совершенствать знания обучающихся, использовать эффективные методы при организации учебной деятельности обучающихся и применять их на практике.

Глава 2: Анализ эффективных формы и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся при подготовке внеклассного мероприятия по Технологии.

Использование проектной деятельности включает в себя разнообразие методов и форм, которые будут рассмотрены нами в данной главе.

Кейс – технологии (case study)

Технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме (Этикет) и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

2. процесс отбора

4. проверка в классе

5. процесс устаревания

Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации

ПОПС - формула - метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Бинарный урок - в чтении лекции участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать взаимосвязь предметов.

Проводится с целью развития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по теме, анализировать и оценивать другие выступления, выбирать критерии оценки выступавших. Ученые отмечают, что использовать инсценирование необходимо при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

Диспут (научная полемика) - форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (СПОР)

– уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство;

– различие и оригинальность их точек зрения;

– ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию точки зрения его партнеров;

– ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

– взаимную дополнительность позиции участников общения, соотнесение которых и является целью дискуссии.).

Соревновательная ситуация создает необходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания субъективных. Ученику приходится прибегать к самокритике, что активизирует продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше учащиеся способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее дискуссия. Толерантность – способность человека слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мнения, отличные от своего.

Итак, анализ форм и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся показал, что эффективность проектной и исследовательской деятельности зависит от выбранной технологии.

Важной особенностью курса “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Организовать жесткое выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе — вот в чем должен проявиться профессионализм учителя. Работа над проектом включает в себя несколько этапов: — подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы); — реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы); — презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать); — оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

Внедрение метода проектов в Технологии 9 класса, где авторы учебника предлагают выполнить творческий проект по его разделам, дало положительные результаты и натолкнуло на мысль о практической реализации проекта. Идея понравилась.

Появилась необходимость создания индивидуальных творческих проектов. Была поставлена цель: изучить и освоить новые технологии рукоделия. Проектная группа учеников 9 класса оценила возможности решения проблемы. Среди основных требований к будущим изделиям отметили практичность, экономичность, эстетичность и востребованность.

Предлагаю вашему вниманию разработку творческого проекта и результаты, полученные в процессе реализации (см. Приложение).

Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии. Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных обучающимися на олимпиадах, конкурсах, конференциях. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Сегодня проектный метод является универсальным, а поэтому необходимым инструментом учителя технологии. Учителя, освоившие метод проектов, активно применяют его на уроках технологии. Вопрос мотивации уже не возникает, дети сами инициируют учителя на то, чтобы выполнять проекты.

Для меня, как и для многих учителей, использование метода проектов на уроках технологии показало, что проектная деятельность, как никакая другая, способна развить творческие способности учащихся, научить их видеть проблемы и решать их.

Читайте также: