Как сделать методологию

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Пандемия спровоцировала резкий рост интереса к онлайн-курсам. Удаленный формат для многих стал в новинку, ведь обучать как раньше тут не получится. Ключевым фактором успеха вашего онлайн-курса станет построение методологии обучающих процессов.

1. Зачем нужна методология.

Методология изучает сам процесс обучения. Она включает в себя не только составление программ, но и организацию продуктивного усвоения информации.

Методология − это система, которая облегчает обучение. И к сожалению, ее не используют большинство онлайн-школ. Без методологии студенты теряют интерес к курсу или вовсе забрасывают его.

Задача методологии – разобраться в том, как обучаются люди, как воспринимают информацию, как обрабатывают ее, какой получают результат и что позволяет учиться им результативно.

Методология помогает определить:

  • что нужно ученикам от курса, который они выбрали;
  • что увеличит интерес к изучению, а что демотивирует;
  • какие психологические и возрастные особенности целевой аудитории важно учитывать при обучении;
  • как люди обучаются на практике, а не в теории;
  • как построить логику онлайн-курса;
  • как и с помощью чего дополнить обучение (методички, памятки, чек-листы, рабочие тетради);
  • как проверить знания и понять, что ученик усвоил информацию.

2. Почему одни курсы рекомендуют, а другие нет.

Важно помнить, что самим курсом живут только его организаторы, а люди, купившие курс, работают и занимаются личными делами.

Мотивация – это основа, которая формирует активность и поведение на вашем курсе.

Жесткие дедлайны на выполнение заданий и ежедневные отчеты на продолжительном обучении быстро демотивируют студентов.

Безусловно, контроль должен быть, но стоит понимать:

  • смогут ли ученики успевать осваивать материал;
  • соответствует ли объем заданий тому времени, которое отведено для выполнения;
  • как будет организована работа группы, чтобы процесс мотивировал, а не отягощал.

Создайте систему поощрения студентов за выполненную домашнюю работу. К примеру, каждую неделю выбирайте лучшего студента, с которым проведете индивидуальную консультацию.

Даем рекомендации, как сделать так, чтобы обучение работало:

1. Подавайте информацию дозировано.

Мозг не усвоит весь материал в один день и ученик не запомнит сразу несколько инструментов и техник.

2. Систематизируйте информацию.

Постройте курс так, чтобы ученики возвращались к изученному материалу и сталкивались с ним снова и снова.

3. Разделите обучение на модули.

Изучение курса через небольшие блоки даст студенту ощутить промежуточный результат.

4. Придумайте практические задания.

Продуманная практика применит знания в реальном контексте.

3. Ключевые организационные моменты создания курса.

Сделать курс, разработать стратегию по запуску и продвигать – это важно. Но учтите, что главная цель образовательного продукта – знания.

Достичь этой цели поможет понимание таких особенностей:

  • с какими ожиданиями ученики пришли на ваш курс;
  • как просто объяснить сложное;
  • как предоставить конкретный результат образовательного продукта (навык, умение, опыт, компетенция).

А это значит, что сначала работаем с содержанием и структурой и только потом начинаем продавать.⠀

Организационный путь, который вам придется проделать запуская курс:

1. Создать уроки с учетом особенностей онлайн-формата: разработать презентации, интерактивные задания, оцифровать тексты, картинки, схемы и др.

2. Продумать сценарии уроков: структуру, формат подачи материала, выстроить систему проверки домашних заданий.

3. Разработать систему мотивации учеников: рейтинги, элементы геймификации, бонусы.

4. Перенести все материалы на платформу для онлайн-обучения. Научиться с ней работать.⠀

5. Освоить проведение вебинаров, запись обучающих видеороликов, скринкастов.

6. Освоить маркетинговые подходы, создать лендинг для продвижения своих услуг, настроить рекламу.⠀

7. Выстроить систему поддержки учеников после обучения.⠀

Не менее важно, после полной подготовки сделать тестовый запуск для проверки. Это поможет вам увидеть слабые стороны и улучшить качество.

1. Контролировать и координировать весь процесс от разработки до проведения должен один человек.

2. Контроль должен быть не только итоговым, но и промежуточным. Если что-то пошло не так, у вас должно быть время на корректировку.

3. Всегда задавайте себе вопрос: "Для чего я разрабатываю этот курс?" Он несомненно должно нести пользу.

4. Берите в команду только тех, кто не подведет вас и заинтересован в общем успехе.

5. Продумайте четкую и понятную логистику: кто обрабатывает заявки на курс, кто проверяет домашние задания, кто отвечает за техническое сопровождение.

Онлайн-курс может быть подготовлен в записи или в формате прямых эфиров. Большинство экспертов создают курс именно в записи, испытывая страх перед прямыми эфирами. Есть курсы, где больше теории, инструкций и технических знаний. Для таких занятий вполне подойдут заранее записанные уроки. Но есть курсы, в которых все же стоит задуматься о живом общении с учениками. Контакт с аудиторией во время прямых эфиров вызывает больше доверия.

4. Ключевые смысловые моменты создания курса.

Главная боль организаторов курса – как сделать так, чтобы ученики доходили до конца обучения, выполняли задания и получали результат. Весь образовательный мир бьется над вопросом: как увлечь и смотивировать на обучение.

Создавая курс обратите внимание на такие нюансы:

1. Обучающие видеоролики должны быть короткими. Продолжительность все же сильно зависит от контента и информации, но старайтесь подавать информацию лаконично.

3. Запись в красивой и крутой студии не влияет на статистику доходимости. Напротив, неформальная обстановка располагает учеников к более внимательному просмотру.

4. Для удержания внимания учеников у экрана немаловажную роль играет скорость речи и эмоциональность эксперта.

Всегда помните о своей ответственности перед учениками. Ведь позже это вернеться в десятикратном размере.⁣⁣ Следуйте нашим советам и создавайте курсы, которые будут рекомендовать.

Как делать успешные учебные программы и больше зарабатывать.

Зачем нужна методология?

Чтобы создать продукт, который будет пользоваться спросом и будет нужен целевой аудитории, за который люди будут готовы заплатить и смогут получить результаты.

На рынке сейчас переизбыток обучающий программ, сделать просто курс на какую-то тему недостаточно.

То есть методология объясняет каким образом создавать успешные обучающие программы.

Педагогический дизайн. Это более обширная тема, в рамках которой можно узнать больше о методологии обучения.

Зачем эта книга?

Её цель дать вам рабочую методику распаковки ваших знаний в эффективный обучающий курс.

Подумайте, что хотят клиенты в вашей нише и что им нужно на самом деле. Эти параметры могут не совпадать.

Несколько примеров таких ситуаций их разных ниш:

  • Садоводство. Хотят избавиться от вредителей и болезней, а надо поднять плодородие, чтобы растения были с хорошим иммунитетом
  • Хотят улучшений в семье, а нужно научиться выражать свои истинные потребности.
  • Хотят время на себя, а нужно работать со страхом…
  • Хотят, чтобы муж стремился к успеху. Надо проработать страх остаться без денег.
  • Хотят новую работу, а надо самому развиваться и вкладывать в себя.

Люди как правило хотят обертку, но не хотят работать над содержанием. Поэтому они ищут легкие способы достичь желаемого при этом избегают напряжений и дискомфорта от работы над собой.

Базовые понятия методологии онлайн курсов

Синхронизация.

Формула: Пообещать клиенту то, что он хочет, дать что ему нужно.

Вспомните сказку про волшебника Изумрудного города, лев нуждался в храбрости, страшила в мозгах, железный дровосек нуждался в сердце. Но пока они шли к Гудвину, то приобрели эти качества.

Получается автор курса это своего рода волшебник Гудвин.

Есть еще одна сказка: каша из топора. Солдат варил суп из топора, он спросил есть ли топор? Есть. А соль? Есть. А крупа? Есть и т.д. И так постепенно получилась полноценная каша. В общем в таком варианте и может проходит обучение.

Курсы разные по продолжительности.

Короткие и длительные онлайн курсы.

  • платный онлайн мастер-класс 2-3 часа.
  • интенсив (3-7 дней).
  • видеокурс в записи (10-30 уроков).

Примеры длительных онлайн-курсов:

  • Онлайн-марафон (до месяца)
  • Онлайн-тренинг (2-6 месяцев)
  • Онлайн коуч-группа (от 1 до 12 месяцев)

Короткие программы формируют понимание, они говорят что нужно сделать чтобы достичь цели. А потом они придут в большой, более дорогой курс. То есть небольшие недорогие программы обучения нужны чтобы продать более дорогие.

А цель длительного обучение привести человека к нужными результам.

Три базовых уровня развития человека в любой теме.

  1. Знать. Понимать. (короткие курсы)
  2. Уметь. (большие онлайн программы)
  3. Достигнуть. Получить результат. (коучинг)

Здесь также есть зависимость формата от продаж. Короткие и недорогие программы можно продать побыстрее и в большем объеме чем продолжительный и дорогой курс. Для коучинга нужна осознанная аудитория, готовая к достижению результатов.

Знать (понимать, получение базовой информации)

То есть у человека есть проблема, на этом этапе он узнает, как решить проблему, что нужно делать для достижения цели, почему у него возникла данная проблема и т.д.

Поэтому на этой фазе используются короткие учебные программы, раскрывающие суть ситуации и план действий.

Человек получает навыки и может решать свои проблемы, задачи, достигать целей. Он знает что нужно делать и как делать и может сделать. Однако на этом уровне не все достигают успеха.

Лень, прокрастинация, все это мешает. Человек ведет себя как “умно-бедный”, он может, но не делает. Но многие, кончено результата достигают. Это еще зависит от сложности темы.

Человек получил знания, навыки и достиг результатов. В этом вся суть. Он решил свою проблемы, достиг результатов и полностью реализовался в теме курса.

Есть еще и четвертая фаза: стать мастером.

Это когда человек настолько хорошо понимает тему, что может обучать других и придумывать новое.

Я проверил этот путь на себе, когда изучал рекламу и маркетинг, все так и получается. Сначала я просто узнал как все работает, потом получил навыки и результаты.

Четвертая фаза (не обязательная)

А дальше после набора опыта я стал обучать других.

Четвертая фаза достигается после того как человек получит опыт. Есть длинные коучинги, наставничество, которые помогают преодолеть этот этап.

На этом уровне ученик становится мастером и может не просто решать задачи и проблемы, а развивать знания, придумывать новое. Он становится разработчиком. Этот уровень не обязателен и он не является целью, поэтому я рассказываю только про 3 этапа развития.

Взаимосвязь уровней понимания темы и форматов обучающих программ.

В целом благодаря курсам человек может научиться и получить навыки, но вот что касается постоянного результата, то он не всегда следует за навыками и знаниями. Может быть по разному. Навыки получил, а результата нет, для таких людей нужно продавать коучинг.

Уровни развития человека в рамках какой то темы определяют линейку обучающих программ.

Короткие программы, чтобы человек понял, подробные курсы чтобы научить.

А коучинги для получения устойчивых результатов.

Курсы рассказывают типовые методы, а у каждого есть свои особенности, человеку возможно нужен индивидуальный подход, поэтому на коучинге есть обратная связь и подбирается индивидуальная схема обучения.

Возможно по этой схеме сложно разложить все темы. Есть темы где третий уровень не нужен, например вы обучаете как работать в экселе. Но если у вас тема как научиться писать книги или найти работу, то скорей всего здесь будет четкое разделение на три уровня.

Например человек хочет научиться маркетингу.

  1. Короткая программа познакомит его с видами рекламы, с основными понятиями и т.д.
  2. А более длительный курс научит создавать рекламные кампании.
  3. Коучинг поможет получить результат, например находить клиентов на настройку рекламы, доводить маркетинг до результата, думать как маркетолог.

Или например тема рисование.

  1. Объяснить как рисовать картины, что для этого нужно, какие есть жанры, как сочетать цвета, что нужно для рисования, как создать композицию и т.д. Возможно план что как с нуля нарисовать картину.
  2. Длительный тренинг – рисуем картину, тренируемся. Человек овладеет навыками держать кисть, учится всему что нужно. Он получает методику по которой работает сам, у него возможно получится, а возможно нет.
  3. Личный коучинг. Индивидуальная работа, ставим руку, подбираем жанр и т.д., пока не будет достигнута цель.

Получается можно научиться прочитав брошюру, потом книгу или несколько книг и наконец позаниматься с репетитором.

Есть темы где возможен только коучинг для достижения результата.

Например языковая школа, можно продать короткую программу как выучить иностранный язык, потом самоучитель, курс и т.д.

Но произношение и нюансы языка, навык разговора, можно постигнуть только при занятиях с преподавателем в группе или индивидуально. А все обучения до этого будут просто подготовкой.

Методология создания онлайн курсов. Формируем программы обучения.

Я разделяю программы обучения на короткие и длительные.

Что нужно понимать:

  1. Цель короткого курса – дать человеку понимание.
  2. Цель длительного курса – дать человеку результат.
  • онлайн мастер-класс 2-6 часа.
  • интенсив (2-7 дн.)
  • воркшоп (1-3 дн.)
  • видеокурс в записи (20-30 уроков).
  • Марафон (до месяца)
  • Тренинг (2-6 месяцев)
  • Коуч-группа (от 1 до 12 месяцев)

Еще один важный вывод, который нужно понимать.

Короткие недорогие обучающие программы, нужны не для того чтобы на них много заработать. Их роль в том чтобы продать дорогие, длительные обучения.

Короткий обучающий курс. Методика создания.

Два шага:

  1. Выбираем тему для короткого онлайн-курса
  2. Создаем ценность внутри короткого онлайн-курса.

Как выбрать тему для короткой обучающей программы

Важно дать хорошую ценность, короткий курс решает какую то одну конкретную проблему, в этом может быть его ценность.

Например:

  • Как составить объявления с высоким CTR
  • Что делать утрам, чтобы похудеть
  • Как поднять цены и не потерять клиентов
  • Как находить клиентов из интернета

Тема должна соответствовать критериям:

  1. Это то, что уже хочет ваша целевая аудитория
  2. Это то, важность чего людям не нужно объяснять.
  3. Это то, что решает их проблему, как правило, боль. Дает инструмент, вариант решения.

Лучший метод поиска темы это проанализировать какие вопросы вам задают клиенты, в переписках, на вебинарах, на консультациях и т.д.

Как создать ценность

Важно: Все хотят получить четкое руководство к действию.

Итак, допустим тему нашли, теперь нужно понять как сформировать ценность в рамках короткой обучающей программы.

У вас есть какая то проблема, сформируйте способ решения, разбейте его на последовательные шаги.

Это может быть 3 шага, а может быть и 5-10 шагов. Вы можете добавить какие-то лайфхаки, фишки, наработки, которые дают очень крутой результат.

Как правило нужно ответить на вопрос что делать или как делать.

  • Дальше по каждому шагу разобрать основные ошибки. Еще добавить ответы на типовые вопросы.
  • Можно добавить истории успеха, то есть как другие люди воспользовавшись вашим курсом получили что хотели.
  • Плюс добавить чек листы, скрипты, программы, шаблоны, ссылки на полезные сервисы, другие вспомогательные документы.

По итогу ваш ученик получить очень много ценности:

  • Пошаговая инструкция (что делать или как делать)
  • Разбор ошибок (Ошибка №1, №2 и т.д.)
  • Чек лист (и другие доп. материалы)
  • Истории успеха учеников (для мотивации)

Формируем структуру курса.

Простой вариант.

  1. Вводная часть
  2. Основная
  3. Завершающая.

Базовая структура.

  1. Введение. О чем курс? Какой формат? и т.д.
  2. Базовые понятия. Какие термины (обозначения, незнакомые слова, понятия и т.д.) нужно ввести, чтобы люди вас понимали. Говорим о том что нужно чтобы люди могли работать по курсу (может быть какие то программы или аппаратура и т.д.)
  3. Основная часть, суть, главный контент. По шагам рассказываем что и как делать.
  4. Детали, уточнения, частые вопросы. Кейсы, примеры, истории и т.д. Разборы ошибок и т.д. Отдаем чек листы и доп. материалы. Получаем обратную связь от аудитории.
  5. Перевод клиента на новый уровень. Продажа других курсов, то есть более дорогих программ или следующих в вашей линейке обучения. Говорим что делать дальше.

Фундаментальная программа обучения может быть одна, а вот мелких курсов можно сделать много и хорошо на них зарабатывать.

Придумайте 5-10 тем, на которые вы можете сделать короткие курсы.

Методика в том чтобы научиться хорошо раскрывать тему, нужно как говорится “копать глубоко”.

Методология создания длительного онлайн курса

В чем отличия между коротким и продолжительными?

Например.

  • Как подбирать правильно продукты для рационального питания.
  • Как познакомиться с мужчиной (девушкой)
  • Как ухаживать за огурцами
  • Как научиться готовить вкусную пиццу
  • Как похудеть на 15 кг.
  • Как выйти замуж
  • Как сделать свою теплицу и получать урожай
  • Как стать домашним поваром

То есть разница в объеме материала, в масштабе решаемых задач.

Длинный курс – это оптимальная последовательность движения к результату в вашей теме. В маленьком курсе человек познакомился с темой, узнал как решать одну проблему, а в большом он получает весь арсенал.

Тут же выстраивается оптимальная модель продаж, человек купил недорогую программу обучения, а потом пришел на длительный и дорогой курс. Вот такая простая логика.

Важно отталкиваться не от своих знаний и навыков, а от проблемы клиента, нужно выстроить путь, который приведет его к результату.

Суть курса: Информация и практика, то есть целевые действия клиентов, которые ведут к результату.

Для начала нужно определить исходную точку, проблему клиента.

Например:

  1. Английский язык – хочу выучить, нет времени, не понимаю с чего начать, раньше много раз пытался выучить и ничего не получается.
  2. Я (клиент) садовод-новичок. Урожая нет или его съедают болезни, хотя усилий море.
  3. ….с мужем отдалились, живём как соседи… всё время ругаюсь с мужем… нахожусь на грани развода… не знаю, что делать…

Дальше вам нужно определить конечную точку, то что получит клиент после прохождения курса. Это то что вы будете обещать, ради чего они будут покупать вашу программу обучения.

Примеры:

  1. Понять английский, научиться читать и говорить, получить легкую и эффективную методику обучения. Научить мотивации и самодисциплине, чтобы не бросать учиться.
  2. Изучить как растут растения, как получать урожай на своем участке, какие использовать удобрения и методики ухода за растениями.
  3. Огонь в отношениях, с мужем снова любовь, жизнь как медовый месяц

Затем сформировать программу обучения , этапы которые нужно пройти чтобы попасть из точки А в точку Б.

Собственно это и есть методика, вам нужно “плясать” от того что нужно клиенту, что его мучает, чего он хочет.

Иногда это сложно понять.

Но если вы уже работали с клиентами, а тем более продали им свои короткие курсы, то вы наверняка будет много понимать про их потребности и мечты.

Итак, у нас есть точка старта (проблема), финиш (проблема решена) и путь от старта к финишу.

Нужно смешивать теорию и практику, чтобы ваши ученики смогли достичь цели обучения .

Продвижение

Если вы проработали методологию, то рекламировать будет легче, вы можете использовать разные подходы и рекламные источники.

Я подготовил для вам пошаговую инструкцию как продвигать онлайн школу, это то же небольшая книга, её прочитать можно по этой ссылке.







Что пишут в блогах

• Девять золотых правил написания комментариев к коду.

Подписаться

Онлайн-тренинги

Что пишут в блогах (EN)

  • Testing at the Crime Scene, Part 3
  • Five for Friday – January 21, 2022
  • Writing API tests in JavaScript with Pactum
  • Get Early Access to Full Site Editing!
  • Scaling Testing Bubbles
  • Cypress basics: API testing
  • yet again. " target="_blank" rel="nofollow">What About Expected Results?
  • Advice for the New Tester
  • wordle is fun, quick. " target="_blank" rel="nofollow">Five for Friday – January 14, 2022
  • first post in this series, we’ll leverage the forensic techniques we started with and apply those to a code crime. " target="_blank" rel="nofollow">Testing at the Crime Scene, Part 2

Разделы портала

Про инструменты

Существование множества методологий совершенно необходимо. Их можно классифицировать по размеру команды разработчиков и критичности системы (разумеется, их можно классифицировать по гораздо большему количеству величин, однако эти две лучше всего подходят для изначальной оценки). Затем те, кто занимаются проектированием методологии, определяют рассматриваемые вопросы, роли, виды деятельности, а также поставляемые артефакты и стандарты, которые они собираются охватить. Они работают, исходя из своих убеждений, уделяя первостепенное внимание некоторым особенностям данного конкретного проекта. Все это должно наилучшим образом подходить людям, которые заняты в работе над проектом, и их культурным характеристикам.

В этой статье мы рассмотрим то, как эти идеи были применены в ряде проектов с различным количеством разработчиков, использовавших разные технологии.

Компоненты и объем методологии

Рисунок 1. Составляющие методологии (с примерами).

Принципы

Существенную роль в поисках нужной методологии играет определение принципов, по котором ее можно было бы разработать. После создания полудюжины различных методологий и проведения нескольких дюжин опросов и интервью разнообразных проектов, я сумел определить четыре основные принципа, которые и представляю вашему вниманию. На сегодняшний день я могу сказать, что практически уверен в справедливости любого из них. Ниже мы рассмотрим их использование.

Принцип 1.

Большая по размерам методология нужна тогда, когда в проекте занято большое число разработчиков.

Этот принцип не позволит нам рассчитывать, что методология, которая хорошо зарекомендовала себя в маленькой команде, будет так же хорошо работать и в большой. Кроме того, он указывает на то, что не стоит употреблять методологию, рассчитанную на большую команду разработчиков, если над проектом работает небольшая группа программистов.

Принцип 2.

Я классифицирую программные системы по следующим категориям возможного ущерба (разумеется, этот список можно расширить):

Согласно этому принципу, дополнительные затраты на более тщательную защиту от ошибок вполне могут себя оправдать — в зависимости от того, в какой из четырех вышеперечисленных категорий находится проект.

Принцип 3.

Этот принцип справедлив для любого проекта. Как вы уже заметили, мы не обсуждаем, выгодны или не выгодны компании дополнительные затраты — здесь затрагивается исключительно вопрос стоимости, не более. Проблема определения сообразности дополнительных расходов относится к Принципу 2.

Итак, мы подошли к точке, когда уже можно обсуждать отношения между размером методологии, проекта и задачи. Делать это довольно непросто, потому что существует тенденция считать, что чем больше задача, тем больше нужно людей для ее выполнения.

Рисунок 3. Объем задачи и методологии непосредственным образом влияет на количество персонала в компании.

Главная трудность состоит в том, что практически невозможно точно определить объемы задачи в самом начале проекта, а следовательно, и минимальное число людей, которые могут эту задачу решить. К тому же, количество разработчиков напрямую зависит от того, какие конкретно люди будут работать над проектом.

И наконец, если размеры проекта возрастают, может оказаться, что оптимальным решением будет применить другую методологию.

Принцип 4.

Наиболее эффективная форма коммуникации (для передачи идей) — непосредственное взаимодействие, лицом к лицу, как при рисовании у доски.

Принцип 4 гласит, что разработчикам, которые сидят друг возле друга и могут свободно общаться, легче создавать программный продукт, то есть, затраты на разработку этого программного продукта будут меньше. Это также означает, что если проект растет таким образом, что обеспечить непосредственную коммуникацию между разработчиками уже не удается, ее эффективность будет падать, а значит, возрастут связанные с ней затраты.

На рисунке 4 изображена кривая, которая показывает, как падает эффективность коммуникации при переходе от непосредственного общения у доски к разговору по телефону, интерактивной переписке (чату и т.п.), видеозаписям, и, наконец, к документации на бумаге. Чем ниже находится кривая, тем меньше у разработчиков возможности общаться между собой, исчезает мультимодальность коммуникации, возможность передавать информацию с помощью интонации, задавать вопросы по мере их возникновения.

Рисунок 4. Эффективность коммуникации

И еще два фактора

Приоритеты

При всем при этом немалое значение в выборе методологии играет желание спонсоров проекта: хотят ли они получить программный продукт быстро, с минимальным количеством дефектов, или же им нужно наблюдать за процессом во всех его проявлениях. Разным приоритетам соответствуют разные методологические рекомендации.

Методология и ее автор

Каждому проекту своя методология

В предыдущих разделах статьи мы уже показали, что существует множество различных методологий (и это совершенно естественно) — см. рис. 5. Все они отличаются друг от друга с точки зрения количества занятых в проекте людей, критичности проекта, приоритетов и, возможно, философии разработчиков.

Рисунок 5. Методологии, организованные по принципу люди х критичность х приоритетность.

Самое замечательное, что эта схема действительно приблизительно соответствует реальному положению дел. Мы можем сосчитать количество занятых в проекте людей, обсудить его критичность и приоритеты. Используя описанные выше принципы, мы можем принять некие базовые решения относительно того, какую методологию следует использовать в данном конкретном проекте. В конце концов, все остальное решают личные предпочтения. Ниже я приведу несколько примеров из личного опыта и расскажу, как мне самому удавалось применять эти идеи и принципы на практике.

Мой опыт в различных проектах

В Центральном Банке Норвегии работает около 40 штатных программистов и вполовину меньше контрактников, и надо сказать, им приходится решать на удивление много разнообразных задач.

Та же группа программистов несла ответственность за работу над системой, которая должна была собирать и проверять все данные о межбанковских транзакциях в стране, причем эти разработки велись вместе с еще одной компанией. В проекте, который я сейчас опишу более подробно, тоже использовались большие ЭВМ.

В этом проекте я впервые на практике применил схему с рис. 5 и с ее помощью последовательно менял методологию прямо в ходе проекта. Впрочем, неосознанно я пользовался всеми этими принципами и схемами, начиная с 1994 года. Вот еще несколько примеров, которые я привожу в порядке возрастания размеров проекта:

Изменения методологии в режиме реального времени

И, наконец, последний из наиболее важных факторов при создании методологии — подгонка нужной методологии непосредственно в ходе работ. Коль скоро мы понимаем, что каждый проект заслуживает своей собственной методологии, то становится очевидно, что изначальные предположения о том, какую методологию следует использовать, это всего лишь наша первая попытка угадать, что же нам в действительности понадобится. Вот тут-то и становится заметна роль инкрементных разработок.

Если мы будем проводить опрос среди разработчиков в середине итераций и между ними, то мы получим возможность учитывать самые свежий опыт работы. Если же мы будем учитывать этот опыт, то команда получит возможность улучшать используемую методологию прямо по ходу работ.

Впрочем, описание динамического изменения методологии не входит в рамки этой конкретной статьи. Некоторую информацию по этой теме можно почерпнуть в работе [Cockburn98], но более подробно она будет представлена в отдельной статье.

Заключение

Любая методология состоит из десяти основных элементов: ролей, навыков, видов деятельности, используемых техник, инструментария, поставляемых артефактов, стандартов, мер качества и приоритетов проекта. Главным результатом моей работы, который я обобщил в этой статье, стало обязательное наличие многих разнообразных методологий. В зависимости от размера проекта (числа людей, работу которых необходимо координировать), критичности разрабатываемого приложения и основных приоритетов, в проекте могут применяться различные методологии. Для любой точки в пространстве размер/критичность создатели методологии выбирают определенный ряд аспектов (роли в проекте, виды деятельности, поставляемые продукты и стандарты) и пытаются минимизировать риски, связанные с некоторыми качествами проекта. При этом они базируются на своем личном опыте, к которому относятся также их намерения, страхи и философские воззрения. При сравнении различных методологий необходимо учитывать все эти моменты, а также их соотношения с нуждами проекта или организации.

Мы выяснили четыре основных принципа проектирования методологии. Вкратце их можно описать следующим образом:

Все эти принципы нашли свое подтверждение во время работы автора над различными проектами, однако нам известно очень мало других исследований на данную тему, хотя разработка данного вопроса представляется очень актуальной.

Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.

Методология

Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

  1. методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая вышеуказанную систему.

Определение

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Структура методологии

На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура (это как?):

Структура

Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ (это как?) исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.

Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.

Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методика

Именно эта последовательность имеет право на существование.

Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.

Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.

История

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

К сожалению, методы являются достаточно слабым звеном в познании истинны, взять хоть тоже наблюдение, для наблюдателей, находящихся в разных системах отсчёта, один и тот же процесс может восприниматься по разному. А в эксперименте главное его чистота, способ проведения эксперимента не должен зависеть от внутренних убеждений самого экспериментатора, в противном случае, результаты эксперимента можно считать недостоверными.

В процессе исследования важно не забывать, что методология — это инструмент, а не самоцель. Иначе ученый может попасть в ловушку умозаключений, движущихся по кругу.

Читайте также: