Как сделать методическую разработку по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного занятия

· Разработку серии занятий

· Разработку темы программы

· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Структура методической разработки занятия

В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:

Обоснование выбора темы занятия

Методические рекомендации по проведению занятия

План занятия (с технологической картой)

Дидактический материал к занятию (в виде приложений)

Список литературы (источников) для учащихся

Список литературы для педагога

Рекомендуемый план занятия

1. Тема программы

Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:

Занятие изучения нового учебного материала

Занятие совершенствование знаний, умений, навыков

Занятие обобщения и систематизации знаний

Занятие контроля знаний, умений и навыков

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:

Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

5. Цель методическая.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Материально-техническое обеспечение занятия.

Рекомендуемая технологическая карта занятия

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

Методические

Способы организации деятельности

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)

3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Методы и методические приемы обучения

Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Многообразие методов:

Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:

· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.

· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.

· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.

· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.

· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.

· Контрольный метод.

· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.

· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).

· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.

· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.

· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами.

Классификация методов обучения

Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:

М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:

· методы приобретения новых знаний

· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

Организационная классификация Ю. К.Бабанского:

· методы организации учебно-познавательной деятельности

· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):

· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

· проблемное изложение материала

· частично-поисковый (эвристический)

Кроме этого, выделяют методы обучения:

·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный

·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)

· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)

· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)

· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)

Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.

Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.

Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.

Вебинары, разработки уроков, технологические карты, рабочие программы, наглядные пособия для скачивания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, каталог учебной продукции, конкурсы, цифровые сервисы, новинки по русскому языку и рекомендации учебных пособий — вся методическая помощь для учителей-словесников собрана в этой подборке. Планировать работу в классе будет удобно!

Что вам интересно?

Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Подготовка к уроку. Материалы для скачивания

Вебинары

Итоговый контроль и аттестация

Всероссийские проверочные работы

Автор методических пособий и наш постоянный спикер Татьяна Захарова представила типичные ошибки пятиклассников, шестиклассников и семиклассников в заданиях Всероссийской проверочной работы по русскому языку. Многие из этих ошибок свойственны и ученикам постарше.

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности.

Итоговое собеседование в 9 классе

Пишем сочинение на экзамене

В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену.

Разбор заданий

Разбираем примеры экзаменационных заданий, выполняем рекомендации и прорабатываем трудные моменты вместе с экспертом.

ЕГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

Учебное пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку содержит 750 тематических тренировочных заданий. Задания сгруппированы в 19 блоков по проверяемому на экзамене языковому материалу и видам умений, что позволяет акцентировать внимание на технологии работы с каждым типом заданий.

Статьи

Как сделать занятие ярким и запоминающимся? Использовать на уроке электронные образовательные ресурсы и наглядный материал? Или дать ученикам задание подготовить собственный проект и провести исследование? Поговорим о разных форматах проведения урока по русскому языку и подробно разберем некоторые темы.

Официальный статус документов:

Вам стоит получить свидетельства у нас, потому что:

Мы постарались сделать процесс получения сертификата о публикации максимально удобным и быстрым.

Официальные свидетельства и справки подтверждающий факт публикации авторского материала на страницах средства массовой информации (СМИ).



В наших документах указывается:

  • Полные ФИО автора, должность, наименование учреждения, в котором он работает.
  • Название опубликованного материала, дата публикации.
  • Номер выданного документа, дата выдачи.
  • На каждом свидетельстве указывается личная подпись главного редактора сайта, а так же печать СМИ с названием сайта и логотипом.
  • Наименование СМИ, регистрационный номер, дата регистрации в Роскомнадзоре
  • Сертификат о публикации, выполненный в уникальном дизайне.

Свидетельство о публикации подтверждает факт публикации Вашего материала в издании. Оно может пригодиться Вам при прохождении аттестации .

Для чего необходимо свидетельство о публикации?

  • При формировании личного портфолио
  • При устройстве на работу
  • Для поступления в ВУЗ
  • При прохождении аттестации
  • Для получения грантов
  • Для участия в профессиональных конкурсах
  • Как показатель личностного роста
  • Наличие публикаций в СМИ очень важно в магистратуре, аспирантуре, а также для преподавательской деятельности.

Публикация материалов на сайте бесплатная, но необходимо учитывать ряд требований и внимательно прочитать это положение.

Свидетельство о публикации выдаётся за размещение на сайте вашего авторского материала:

  • учебно-методические разработки;
  • сценарии внеклассных мероприятий, классных часов;
  • сценарии праздников, развлечений, досугов;
  • статьи на педагогическую тематику;
  • конспекты уроков;
  • занятия с дошкольниками (конспекты);
  • мастер-классы по рукоделию;
  • сценарии семинаров, родительских собраний и конференций;
  • подготовка детей к школе (советы родителям, тематические занятия, тесты. )
  • обзоры книг по педагогике, психологии и методике преподавания;
  • оформление детского сада, школы (мастер-классы, статьи);
  • беседы с детьми (конспекты бесед с дошкольниками, конспекты бесед со школьниками);
  • полезные советы и рекомендации для родителей и детей;
  • кроссворды, викторины, дидактические игры.
  • и много другое.

Опубликуйте свой учебный материал на сайте и скачайте сертификат о публикации СРАЗУ!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Почему учителям сложно придумывать интересные уроки


Как коробка с карточками может помочь учителю

Я получила небольшую коробку, в которой нашла инструкцию, два набора карточек (стартовых и основных), список всех карточек, два бланка сценария урока и разделители, позволяющие превратить коробку в поле для сборки занятия. Конструктор разработан с учётом классификации компетенций по ФГОС и ориентирован на развитие у школьников навыков XXI века. Его можно использовать для любого предмета.

Все карточки распределены по этапам урока и видам деятельности. На рубашке каждой карты с помощью системы значков обозначено, для какой части урока подходит методика, в каких классах уместно её использовать, сколько времени занимает работа, какой тип деятельности (групповая или индивидуальная) предпочтителен, какие компетенции удастся развить, используя карточку.

Однако создатели конструктора отмечают, что это только рекомендации. То есть карточку для 5-8 класса можно использовать во втором, если учитель считает, что подойдёт для его класса и занятия. То же работает и со временем, и с шагами, и со всем остальным. На обороте кратко, но со всеми необходимыми деталями описана методика работы.


Перед тем как начать выстраивать урок, учитель частично заполняет сценарий: записывает тему, цель и примерный ход урока, указывает класс и отмечает его особенности, прогнозирует возможные трудности. Это помогает учесть особенности конкретных детей и понять, на развитии каких навыков лучше сосредоточиться. Только теперь можно переходить к поиску карточек для предстоящего занятия. Чтобы урок не превратился в набор случайных методик, важно опираться на намеченный план.

5 методик, из которых я составила урок

1. Мультифрагмент

Читайте также: