Как сделать ментальную карту по литературе

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

В этой статье расскажем, в чем суть метода Mind Map, на примере нашего кейса разберем главные правила при работе с ментальными картами, а также поделимся удобными сервисами и приложениями для их создания.

Что такое Mind Map

Исследования показывают, что мозгу комфортнее работать на основе ассоциаций: он связывает каждую идею, воспоминание или часть информации с десятками, сотнями и даже тысячами других идей и концепций. Поэтому по своей форме ментальная карта больше похожа на то, как на самом деле работает наш интеллект. От главной идеи или темы в середине карты исходят линии, связывающие ее с другими вложенными темами и концепциями. Те, в свою очередь, делятся дальше на более точные ассоциации. Так ментальные карты обретают привычную нам структуру мышления в виде древовидной схемы.

Как создать ментальную карту

Правила и особенности работы с Mind Map мы покажем на примере собственного кейса. Перед нами стояла задача — создать нетривиальные визуалы на тему кибербезопасности — отойти от привычных образов хакера за клавиатурой, ноутбуков, изображения матрицы и картинок с замками.

Запишите главную мысль

Центральная идея размещается в середине пустой страницы. Это название, тема, проблема или просто мысль.

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Придумайте ассоциации и установите связи между ними

Те, что напрямую выходят из центральной идеи, называются ассоциациями первого уровня. Затем создаются ассоциации второго, третьего уровня и так далее. Визуальные связи между ними упрощают и ускоряют процесс запоминания.

Используйте ключевые слова

Ментальная карта должна быть емкой и лаконичной. Вместо предложений стоит использовать отдельные ключевые слова. Одно слово на ассоциацию дает больше свободы, творчества и понимания, чем длинная фраза.

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Расположите ассоциации на комфортном расстоянии друг к другу

Длина слова должна соответствовать длине изогнутой линии. Так связанные элементы оказываются в непосредственной близости и глаза не будут разбегаться по карте.

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Не больше 7 ассоциаций

Закон Миллера гласит, что кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и воспроизвести больше 7 элементов. Чтобы ментальная карта укладывалась в голове и не терялись связи между блоками, стоит придерживаться этого лимита для каждого ветки.

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Mind Map, Mind Mapping, ментальные карты

Цвет и картинки

Исследования показывают, что люди, которые в обучении используют цвета и изображения, лучше воспринимают и запоминают информацию. Задайте свой цвет для каждой ветки, и добавьте изображения вместо или рядом с ключевым словом.



На концах такой схемы появляются неочевидные на первый взгляд идеи, которые затем можно развить до полноценной креативной концепции.

Если хотите узнать подробнее о том, как от кибербезопасности мы перешли к пинг-понгу и плаванию, посмотрите наши ролики. В них подробно описана логика процесса придумывания идей для этого кейса.

Фото: Unsplash

Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок

Что такое интеллект-карта

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

План ремонта квартиры в виде ментальной карты

Для чего нужны интеллект-карты

Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.

Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.

С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта

Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.

С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки

Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.

Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.

Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!

Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.

Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.

Способы снять или уменьшить стресс

Преимущества интеллект-карт

Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].

Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Как составить интеллект-карту

Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.

  • Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
  • Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
  • Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
  • Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
  • Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
  • Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
  • Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.

Семь правил интеллект-карт

  1. Располагайте лист горизонтально.
  2. Всегда начинайте с центра.
  3. Рисуйте ветви от центра в стороны.
  4. Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
  5. Показывайте иерархию и связь разными цветами.
  6. Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
  7. Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

image

В современном мире ментальные карты применяются очень широко. В данной статье хотелось бы осветить только одно направление, для которого они и предназначались изначально: усвоение и обобщение материала.

В данном материале рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.Что скрывается за этими словами?

Обобщение и усвоение необходимы, если вы хотите очень быстро разобраться в определенной теме, изучить что-то новое или выделить основные моменты, отбросив несущественные детали.

Этот процесс может принести пользу:

• студентам университетов и других учебных заведений;
• бизнесменам, желающим погрузиться в новую профессиональную область, например, изучить финансовые показатели, стратегическое планирование или прямой маркетинг;
• всем стремящимся узнать нечто новое и усвоить необходимые знания наиболее простым способом.

В данном руководстве рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.

Прежде чем взяться за дело, вам нужно решить, насколько глубоко вы хотите погрузиться в предмет исследований. А также не забывайте о разнице между прикладными знаниями и знаниями ради самих знаний.

Краткий обзор

• Метод 1: пункт за пунктом; уместен, если вам нужно быть очень обстоятельным, или вы вынуждены читать много материалов по теме.
• Метод 2: кратчайший путь; для тех, кому нужны только основные сведения.
• Метод 3: неторопливый; подойдет, если вы готовы потратить на овладение новыми знаниями недели/месяцы/годы.

Метод 1: пункт за пунктом

Этот способ чаще всего используется в традиционном обучении и достаточно прямолинеен.

В самом общем виде процесс выглядит так:

• найти 3—5 интересных источников;
• прочесть/послушать/изучить каждый из них;
• создать отдельные ментальные карты для каждого из ресурсов;
• объединить их в одну общую.

Он отлично подходит для студентов, которые получают знания на лекциях и семинарах, от репетиторов, из учебников и других источников. Этот же метод хорош и для бизнес-сферы, где необходимо тщательное изучение вопросов.

Перейдем к деталям.

1. Найти 3—5 источников

Предположим, что ресурсы не навязаны вам учебным планом или профессиональной организацией, и вы можете выбирать их самостоятельно.

Лично я предпочитаю книги, рекомендации можно найти на солидных сайтах или попросить у друзей/наставников.

Еще один вид ресурсов — люди. Это, наверное, самый быстрый способ что-то узнать. Неважно, идет ли речь о посещении семинара или беседе с наставником, хорошо осведомленном в нужной вам области. Люди — это бесценный источник знаний.

2. Прочесть/послушать/изучить

Вполне очевидный шаг: познакомиться с каждым из выбранных источников.
Делать это нужно в тандеме с пунктом 3.

3. Создать ментальную карту для каждого из ресурсов

4. Обобщение ментальных карт

Последний шаг — объединение полученных ментальных карт в одну.

Для этого нужно отложить учебу на 2—3 дня. Спите, размышляйте, ешьте, отдыхайте. Позвольте своему подсознанию сделать его работу и сформировать нейронные связи в вашем мозге.

Разум — это невероятно сильный девайс для обработки информации, который способен действовать самостоятельно, если оставить его в покое.

Скорее всего, вы выделите 5—10 моментов.

Эти 5—10 точек нужно использовать в качестве основы для строительства нового, обобщенного набора знаний. Велика вероятность того, что заполнив каждый из пунктов информацией, предложенной вашим разумом, вы удивитесь объему собственных знаний.

Когда вам понадобятся детали, вы сможете вернуться к любой из карт отдельных ресурсов и извлечь оттуда дополнительные данные.

Закончив эту работу, вы получите очень концентрированную ментальную карту конкретной темы, где можно будет быстро найти ответы, ведь она создана именно вашим разумом. Каждый из пунктов будет запускать ассоциации, связанные друг с другом и с имеющейся в вашей памяти информацией.

Метод 2: кратчайший путь

Именно его вы используете, когда на освоение темы у вас есть всего пара дней, или хочется сэкономить время.

Вот как это работает:

1. Пообщаться с экспертом ИЛИ почитать статьи-резюме

Самый простой способ познакомиться с темой — поговорить с экспертом в данной области. Можно сходить на семинар или поболтать с приятелем или наставником. Почему? Эксперт уже потратил годы на изучение вопроса, и ему известны как самые важные его аспекты, так и второстепенные детали.

А если вам не удается найти специалиста, то можно почитать статьи в интернете. Для этого отлично подходит Wikipedia, а также блоги и сайты, специализирующиеся на определенных областях знаний.

Главная цель данного шага — выделить 20% наиболее полезной информации и отбросить 80% менее важных сведений.

2. Приступить к созданию ментальной карты

Второй шаг — взяться за построение ментальной карты и заполнить ее теми 7—10 основными идеями, которые вы вынесли из беседы с экспертом или чтения статей.

3. Изучить подробности

Имея ориентировочный план, и выяснив, что же конкретно вас интересует, следует провести некоторые краткие изыскания.

Начать можно с Wikipedia или чтения отдельной главы книги, посвященной более общим вопросам темы. Также стоит обратить внимание на другие онлайн-статьи или побеседовать еще с несколькими специалистами в данной области.

Главное — избирательность: вам не нужно читать всю книгу, если к изучаемому пункту относятся лишь 5—10 страниц. Полезным окажется и владение методикой быстрого чтения.

Когда вы нанесете на карту изрядное количество деталей, вам захочется проверить, хватит ли вам изученного материала.

Метод 3: Неторопливый

Этот способ идеален, если у вас есть неограниченное количество времени, которое вы можете посвятить изучению вопроса, или вы готовы исследовать его всерьез, не боясь потратить на это месяцы или даже годы.

Он великолепно подходит для объемных областей — иностранного языка или технических дисциплин.

1. взять новую ментальную карту;
2. создавать пункты и заполнять их информацией по мере изучения;
3. постоянно обобщать данные.

1. Взять пустую карту

2. По мере изучения создавать заметки и вносить информацию

Приступив к освоению области знаний, постепенно формулируйте пункты и заполняйте их данными и ключевыми идеями. Чем больше ресурсов, тем больше записей. Продолжая изыскания, формируйте подпункты и связи между ними.

Суть в том, чтобы не ограничивать себя. Ваша карта может иметь любые размеры и быть настолько подробной, насколько вам того хочется, ведь время в данном случае не играет никакой роли.

К тому же вы совершенно свободны в выборе источников. Они могут принадлежать к самым разным типам: книги, семинары, общение с экспертами, статьи, курсы и т. д.

3. Постоянно обобщать

Постоянно (после изучения каждого из ресурсов) обобщайте полученные знания.

Добиться этого можно, находя связанные между собой пункты с идентичными идеями, и объединяя их в единое понятие. Здесь вам следует довериться своему подсознанию, ведь оно знает, что делает.

Заключение

Все 3 рассмотренных в этом руководстве метода хороши. Какой из них выбрать, зависит лишь от количества имеющегося у вас времени и того, как вы хотите применить полученные знания.

• Метод 1 пригодится, когда нужно обстоятельно разобраться в вопросе.
• Метод 2 хорош для ситуаций, когда приходится действовать быстро.
• Метод 3 идеален, если вы готовы потратить на исследование определенной области знаний немало времени.

Выстроить и запомнить структуру урока бывает непросто. Это неудивительно, особенно если преподаватель работает с новым материалом. Как удержать в голове все важные факты и ходы? Помочь и ученикам, и педагогам может майндмэппинг или использование ментальных карт на уроках. Рассказываем, что это и чем полезна эта техника.

Использование ментальных карт на уроках

Что такое mind map?

Методику майндмэппинга во второй половине XX века разработал психолог Тони Бьюзен. С этой техникой человеку легче справляться с множеством информационных потоков и структурировать их.

Магия происходит благодаря ключевым словам, которые обнаруживают ход мысли и фиксируют его.

В итоге человек, который строит ментальную карту, начинает лучше осознавать, что именно он думает.

Ассоциации и иерархии — ещё два важных понятия, которые помогут создать ментальную карту. Это связано с устройством человеческого мозга: для нас естественно оттолкнуться от одной идеи, чтобы плодить все новые и новые ассоциации до бесконечности.

Как построить ментальную карту?

Создать ментальную карту урока не очень трудно. Главное, включить воображение и не сдерживать своё сознание: пусть оно вволю порезвится на фантазерском поприще.

Важные этапы создания ментальной карты:

  • Приготовить инструменты. Нужно взять доску и лист бумаги, карандаши, ручки, фломастеры — всё, что может понадобиться для визуализации своих мыслей. Яркие цвета не только можно, но и нужно брать в оборот. А ещё понадобятся наклейки и стикеры — они помогут на этапе обсуждения карты.
  • В центре размещается главная тема всей карты. Её можно обозначить как словами, так и рисунками. От неё расходятся лучи, гнущиеся или прямые линии — единого стандарта нет и не должно быть.
  • Важно, чтобы линии не вели к пустоте: они должны связывать тему с понятиями, которые с ней ассоциируются. Их и стоит нанести на бумагу или доску следующим шагом.
  • От новых понятий, которые только что связались с центральным, отходят линии второго порядка — они ведут к дополнительным ассоциациям.
  • Рисовать картинки, крепить наклейки — можно! Визуализация поможет лучше запомнить содержание ментальной карты.
  • Чтобы не запутаться в смысловых блоках, их можно обводить разными цветами или узорами.

Главное, чтобы ментальная карта получилась наглядной и исчерпывающей: важно отразить все аспекты темы.


Источник: Интернет

Педагогу важно не только построить ментальную карту урока, но и выбрать ключевые моменты, которые точно стоит обсудить на занятии; расставить приоритеты для разных смысловых ветвей; определить главные задачи занятия.

Ресурсов, которые помогут в создании ментальных карт, много, причём как бесплатных, так и платных:

    . Удобный и понятный интерфейс для создания ментальных карт. Можно использовать шаблоны, есть бесплатные и платные тарифы. . Подходит при создании междисциплинарных карт: на сайте есть множество готовых шаблонов. . Бесплатный и многопользовательский сервис. Работать в нём можно одновременно, что особенно полезно на дистанционке. Есть поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr – достаточно нажать на кнопку добавления изображения. . Программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме. Особенности сервиса режиме презентации, родные приложения iPad и Android для создания интеллект-карт, для иллюстрации важных тем можно записать и добавить на карту голосовое пояснение или загрузить тематическое видео из сети.Недостатки, ограничение на 3 активных карт. Бесплатный сервис, который позволяет объединять не только слова и изображения, но целые файлы – с ключевыми блоками можно связать документы разных форматов.

Как использовать ментальную карту на уроке?

Ментальные карты помогают буквально на всех плоскостях педагогической деятельности: при планировании урока или мозговом штурме, на этапе методической разработки, написании статьи и прохождению новой темы.

Школьникам ментальные карты тоже помогут. Они станут основой для конспекта, ответа на уроке, изложения или сочинения. К тому же навык создания ментальных карт влияет на способность придумывать новые идеи, целостно выражать свои мысли и обнаруживать взаимосвязи в разных явлениях и событиях.

Приведём примеры использования ментальных карт на уроках:

Читайте также: