Как сделать мастеринг в рипере

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга


Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

  1. Загрузка треков в рабочую станцию
  2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
  3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
  4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

  1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
  2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
  3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
  4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
  5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на 80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение), чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

  1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах
  2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

  1. Magix Samplitude
  2. Steinberg WaveLab
  3. Adobe Audition
  4. Sony SoundForge + CD Architect
  5. Emagic Logic Pro Waveburner

Alex_HS

Super Moderator

+1. Но не моих задач.

Antonio

Well-Known Member

borisuperful

Well-Known Member

Но всю основную работу выполняют в С1, и по каким-то неведомым причинам не переходят (возвращаются) на Рипер)).

Я ушел с S1, не жалею, хотя эта DAW на втором месте у меня. То есть умер рипер, обращу внимание сначала на S1. Если умрут оба, честно говоря хз

borisuperful

Well-Known Member

Сейчас много что изменилось, если по 5 риперу воспоминания, то там кардинально много фиксов уже вышло.
ARA уже и разрезки, тримы поддерживает без потерь, с бекапов восстанавливается, на айтемах теперь один процесс и экономия ресурсов, то есть спокойно как Item FX можно юзать, все пока гладко. Я не смотрел 5 мелодайн пока что.
Я думаю что даже восстановление с бекапов теперь условность, т.к. сбрасываться он тьфу-тьфу перестал теперь.

N0-body

Well-Known Member

Но, когда есть ЧЁТКО поставленная задача - автоматизировать какой-то монотонный труд, Рипер ПРОСТО не имеет аналогов и если ТЗ очень продуманное, то найти того, кто поможет его реализовать не так и сложно.

Составление очень продуманного тз — это тяжёлая работа, которой пользователи заниматься не должны и в подавляющем большинстве своём не способны.
Но если всё же находятся пользователи, желающие таким заниматься, то да, для них есть рипер, слава Джастину

N0-body

Well-Known Member

. и вот от того, что сами разработчики рипера этой работой заниматься вообще даже не пытаются, подгорает конкретно, да

Aleksandr Oleynik

Well-Known Member

Объективно сравнить возможности и функционал разных DAW на Форуме могут единицы, и да, и Артём и Александр это вполне могут сделать.
У каждого есть какие то наиболее часто встречающиеся задачи и необходимые для их решения Функции и в соответствии с ними выбирается и приоритет в подборе инструментов.
Ну вот @Alex_HS нужна ARA по зарез, а Рипер пока с ней, как я понимаю, не до конца хорошо работает.
@Zerocool не нравится не стандартный подход Рипера к построению проектов (Бусы, Ауксы), он и в Рипере использует их, а не Парент, Чайлды, чем перечёркивает преимущество Рипера в роутинге.
Наверняка есть и другие причины.

Обычной практикой для многих продюсеров стало сведение со включённым лимитером. Такие трюки нужно проворачивать с осторожностью, ведь чаще всего, после снятия лимитера с мастера, баланс трека попросту разваливается.

Лучше не вспоминать про лимитер, пока процесс сведения трека не достигнет ментальной отметки порядка 80%. Как только вы добрались до этой стадии, используйте лимитер, чтобы посмотреть, как микс реагирует на изменения на мастер шине.

2) Чертовски свежо!

Сделайте паузу перед тем, как от сведения приступить к процессу мастеринга, чтобы держать ваши уши свежими. Это даст вам возможность быть более объективным в работе.

3) Передискретизация.

4) Стерео бас.

Никогда не задумывались, почему при переводе вашего первозданного 24-bit wav трека в mp3 заметно ухудшается качество записи? Это происходит из-за искажений, превысивших пиковый порог, и обрезанных при переводе в mp3. Чтобы избежать подобного эффекта всегда оставляйте место в 1 дб. от пикового порога при экспорте аудиозаписи.

7) Противофаза

Простой способ услышать, что ваша обработка ухудшает общее звучание оригинального трека, это нажав соответствующую кнопку в вашей рабочей станции, инвертировать фазу на одном из каналов. Таким образом вы услышите только ту информацию, которую составляет ваша обработка.

8) Вписываем элементы в микс.

Если вовремя мастеринга возникла проблема, которая тормозит весь процесс, не чурайтесь того, чтобы вернуться к этапу сведения и проверить все настройки. Такие недочёты как слишком громкий малый барабан или режущие слух тарелки, могут доставить огромные проблемы во время мастеринга, и при этом устраняются за несколько минут во время сведения.

9) Распределяем уровни.

10) Делайте всё самостоятельно.

Пресеты могут стать отличной стартовой точкой для саунд дизайна, но это абсолютно не относится к мастерингу. Создание собственной цепочки из плагинов и их самостоятельная настройка, даёт как правило более чистый результат.

11) Параллельная обработка.

Если вы старайтесь добиться достаточной плотности звучания, при этом не перебрав с компрессией, то почему бы не попробовать воспользоваться параллельной компрессией? Используйте соотношение 4:1 с быстрой атакой и средним релизом в районе 10 дб, что на выходе превратиться в сухой побочный сигнал, отлично смешивающийся с основным, привнося при этом в трек вес и глубину.

12) Использование Де-ессера.


Звукорежиссура

162 поста 1.3K подписчика

Правила сообщества

- в сообществе запрещены оскорбления;

- посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;

- в сообществе отключена премодерация, поэтому, добавляя посты, убедитесь, что они наполнены качественным контентом, а так же, не повторяют предыдущие посты;

Душевной боли комментарий - ненавижу блжд еубишные ремиксы на хорошие оригинальные треки. Особенно когда радио эти треки подкидывает рядом с оригиналом. Берут хорошую, законченную песню и обвешивают ее свистелками, перделками, вставляют свои обезьяньи выкрики, увеличивают скорость музыки или меняют частоты.

Тут интересуются, к кому бы обратиться по поводу сведения и мастеринга . может есть комьюнити или конкретный человек/лейбл с умеренной платой и хорошим отношением к делу. Вдруг подскажете. Направление инди рок, поп, если это имеет значение.

Доделали трек? А теперь удалите нахуй. И не забивайте интернет своими креативными высерами.


15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

1) Каждому отдельному звуку или инструменту нужно место в спектре частот - разбивайте звуки на отдельные группы и фокусируйте их на определенной частоте, вы сделаете каждый отдельный звук настолько громким и акцентированным, насколько вам нужно.

2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.

3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.

4) При работе уделяйте внимание качественным семплам - делать грубые звуки из чистых просто, обратное же почти невозможно.

5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.

6) Ресемплинг ваших синтов и доработка их до последнего - вот в чем секрет. В обработке нет пределов.

7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.

8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.

9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее

10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.

11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут "сказать" вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.

12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо

13) Некоторые конкретные элементы необходимо делать моно (кик, снэр, бас), 90% клубных систем - моно, так что убедитесь, что ваш драм энд бейс звучит громко на любой колонке.

14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.

15) Безопасность прежде всего. 50 или больше файлов в проекте - это нормально — сохраняйтесь до и после каждого серьезного изменения.


Создание глубины в миксе

В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.

Эквализация для создания расстояния

Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.

Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.

Используйте правильную реверберацию

Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.

Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.

Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.

Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.

Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).

Задержка для глубины

Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.

Настройка в контексте

Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.

Несмотря на то, что в сведении всегда есть поле для творческих экспериментов, существуют общепринятые правила и техники, с которыми стоит ознакомиться прежде чем начинать нарабатывать свой собственный стиль сведения.

  • Панорамируйте бочку и бас в центр, и оставляйте их относительно сухими. Эти элементы являются основой и собирают вокруг себя все остальные, поэтому с них хорошо начинать работу по сведению.
  • Размещайте малый барабан (snare drum) в центре, а затем панорамируйте остальные ударные. Однако, избегайте слишком сильного панорамирования, довольно жутко себе представить, как руки барабанщика растягиваются по всему стерео-пространству. Тем не менее, крайние варианты панорамирования хорошо работают для нектороых перкуссий, типа тамбуринов, шейкеров и т.д.
  • Аккуратно выбирайте время спада реверберации на барабанах и перкуссиях; если оно будет слишком большим, легко потерять ритмический драйв, к тому же, реверберация заполняет пространство между звуками, и психоакустически понижает громкость.
  • Настраивайте остальные инструменты на подходящие уровни громкости, и, если они хорошо и сбалансировано звучат в моно, разделяйте их при помощи панорамирования. Следите за общим стерео-балансом, как ушами, так и при помощи измерительных приборов.
  • Ведущий вокал должен быть в центре и достаточно близко, спереди. Если вокал слишком громкий, он будет выбиваться, если слишком тихий – потеряет разборчивость. Полезно слушать микс из соседней комнаты, особенно при отстройке вокала.
  • Некоторые инструменты, особенно человеческий голос, часто требуют изменения громкости в процессе развития композиции, чтобы сохранять соответствующую динамику. Подходящий мягкий компрессор сделает эту работу гораздо проще, а также часто может помочь сделать вокал более ярким и выдающимся. Однако, не переусердствуйте с компрессором (если только вы специально не хотите добиться такого эффекта).
  • Используйте реверберацию так, чтобы она тонально соответствовала вокалу, и помните – отношение прямого сигнала к обработанному имеет четкую связь с воспринимаемой интимностью, или, напротив, дистанцией от исполнителя.

Распространенные ошибки при сведении

Вот краткий список вещей, которые не стоит делать при сведении:

  • Не сводите когда вы устали после 14-часовой записи
  • Не пытайтесь достичь баланса, постепенно поднимая громкость, вы закончите нехваткой запаса по громкости и искажениями.
  • Не пытайтесь сделать каждую часть большой и впечатляющей, иначе ваш микс будет звучать как звуковое соревнование. Примите, что некоторые части должны быть спереди, а некоторые – в фоне.
  • Не забудьте убедиться, что микс звучит хорошо в моно, перед тем как начнете настраивать панораму.
  • Не стоить производить мониторинг на постоянно повышающейся громкости, это ослабляет чувствительность и быстро утомляет. Более того, это может повредить ваши уши, и ослабить восприятие звука на продолжительное время.
  • Не забывайте проверять каждый сигнал в отднльности на наличие шума или искажений. Настройте ваш микшер и цепи эффектов перед началом сведениея. (Если речь идет о аналоговом сведении, с цифровым всё несколько проще).
  • Не топите микс в своем любимом эффекте. Большинство лучших примеров сведения демонстриуют очень аккуратное применение эффектов.
  • Не пытайтесь достичь лучшего разделения инструментов, повышая эквалайзером уровень определенных частот на каждом инструменте – итоговый результат будет звучать грязно и неестественно. Если используете эквалайзер – вырезайте, а не добавляйте.
  • Не соблюдайте правила, если нарушив их вы можете сделать микс лучше!

Сведение – это не только искусство, но и ключевой этап, который превращает набор дорожек в законченное музыкальное произведение. Хороший микс поможет выявить в музыке все самое лучшее – подчеркнуть наиболее важные элементы композиции, добавить какие-нибудь сюрпризы, чтобы порадовать слушателя, а также, хороший микс будет прилично звучать на любом оборудовании, от моно радиоприемника до безумного аудиофильского комплекта аппаратуры.

Теоретически, сведение музыки должно быть простым: просто настраиваем регуляторы, пока все не зазвучит так, как надо. Однако, хорошего звучания практически невозможно добиться случайно. Сведение – такой же сложный процесс, как игра на музыкальном инструменте. Давайте же попробуем разобраться, что же такое сведение и попробуем как-то структурировать этот процесс.

Точка отсчета

Начать сведение трека можно с прослушивания идеально, на ваш взгляд, звучащих, музыкальных примеров, желательно в том же или похожем музыкальном стиле. Фокусируйтесь не на музыке, а именно на сведении. Обратите внимание, что даже в очень плотном миксе вы можете различить партию каждого инструмента, поскольку она находится в своем пространстве. Также обратите внимание на равномерность частотного баланса: высокие частоты должны звучать ярко, но не пронзительно, а бас должен быть убедительным, но не загрязняющим и не маскирующим остальные звуки. Также запомните относительный уровень основных инструментов, таких как ударные и вокал.

Уровень мониторинга

Сведение на высокой громкости утомительно для ушей. Сведение музыки на низкой громкости позволяет дольше сохранять уши свежими и минимизирует усталость. Самый идеальный вариант – периодически менять уровень громкости при сведении, чтобы лучше представлять, как микс ведет себя на разных громкостях.

Сводить в наушниках может показаться хорошей идеей, так как они избавляют от внешнего шума и хорошо выявляют детали, но лучше прибегать к ним для проверки чистоты звука, а сводить, все-таки, на мониторах. Это связано с тем, что, во-первых, наушники склонны слишком все преувеличивать, а во-вторых, в них сложно адекватно настроить стерео-картину.

Аранжировка

Перед тем как приступать к сведению, внимательно изучите аранжировку. Поймите, какие места могут быть проблемными, какие нужно подчеркнуть, что в этой композиции главное, что второстепенное, и так далее. Не будет лишним составить что-то вроде “to do list”.

Сведение музыки: инструкция в 12 шагов

Давайте же рассмотрим эти двенадцать шагов.

1. Ментальная подготовка

Процесс сведения может быть долгим, поэтому подготовьте для себя удобное рабочее место. Если у вас нет хорошего компьютерного стула с поддержкой спины – купите его, здоровье дороже. Приготовьте лист бумаги для заметок. Приглушите свет, чтобы вниманию было проще сосредоточиться на звуке. Не курите марихуану в процессе сведения и перед ним.

Делайте перерывы (каждые 45 – 60 минут), чтобы дать ушам отдохнуть. Это может показаться роскошью, если вам платят за студийное время, однако, даже пара минут отдыха восстановит объективность вашего восприятия, и, в результате, на весь процесс сведения уйдет меньше времени, как ни парадоксально это звучит.

2. Организация треков

Подпишите все треки и каналы (не важно, в софте вы сводите или на железном микшерном пульте). Организуйте и упорядочите их логически. Это сэкономит массу времени и сделает процесс сведения более комфортным. Если треков много, правильность и удобство группировки – это критически важный этап.

3. Наденьте наушники и удалите щелчки

Удаление щелчков требует активности левого полушария мозга, в то время как творческий процесс сведения – это работа правого полушария. Смешивание этих процессов может препятствовать творческой активности, поэтому всю рутинную работу лучше выполнить сразу, чтобы потом не возвращаться к ней. Кстати, эту часть работы как раз лучше выполнять в наушниках.

Также есть смысл понизить шум на тех дорожках, где это реально. Артефакты звукового тракта могут показаться незначительными на отдельных треках, однако в сумме они могут стать заметными, что не есть хорошо.

4. Оптимизируйте все источники звука.

Если в вашем треке используются синтезаторы, постарайтесь настроить их звучание на как можно более раннем этапе. К примеру, не стоит подключать внешние эквалайзеры, если достаточно подкрутить filter cutoff.

5. Баланс громкостей

Не надо добавлять никаких эффектов и обработки, пока не настроен общий приблизительный баланс громкостей – не позвольте левому полушарию помешать творческому процессу! Попробуйте включить моно режима для всех треков. Если инструменты звучат хорошо сбалансировано в моно – в стерео они только выиграют. Также, если вы будете сразу работать в стерео, вы можете не заметить частотные и громкостные конфликты между инструментами.

6. Настройка эквалайзеров

Эквалайзеры могут помочь подчеркнуть различия между инструментам и улучшить звуковой баланс. В первую очередь поработайте с наиболее важными элементами микса (вокал, ударные, бас), и, когда они будут хорошо звучать вместе, переходите ко второстепенным вещам.

Частотный диапазон ограничен, и в идеале, каждый инструмент должен найти свою частотную нишу, чтобы при сочетании с остальными инструментами стать частью полного звукового спектра.

Одна из причин, по которой лучше начинать сведение с барабанов, заключается в том, что ударные инструменты занимают значительную часть частотного диапазона, от бочки до тарелок и перкуссий. Когда все ударные инструменты правильно настроены, с остальными становится значительно проще разобраться.

Думайте о композиции как о спектре, и планируйте, какой звук вы хотите куда посадить. Иногда есть смысл использовать анализатор спектра, однако не забывайте, что основной ваш инструмент при сведении – это уши, а не глаза.

Если вы очень хотите подчеркнуть какой-то звук – попробуйте слегка приподнять его в районе от 1 до 3 КГц. Если хотите отодвинуть звук подальше – понизьте высокие частоты на соответствующей дорожке. Также есть смысл вырезать либо понижать низкие частоты инструментов, в которых они не нужны, чтобы освободить место для баса и бочки.

7. Основная обработка

8. Стерео картина

Теперь пришло время расставить инструменты в стерео поле. Тут может иметь место как традиционный подход (основанный на реальном расположении инструментов во время концерта), так и что-то радикальное. Панорамируйте сигналы аккуратно, избегайте крайних положений регулятора панорамы.

Бочку и бас оставьте в центре: в низких частотах содержится максимум энергии, поэтому ее нужно распределить равномерно. При панорамировании остальных инструментов следите за балансом. Если что-то оказалось справа, значит, что-то другое должно оказаться слева.

9. Финальная коррекция аранжировки

Постарайтесь минимизировать количество соревнующихся инструментов, чтобы держать внимание слушателя сфокусированным. Вы можете очень гордиться каким-нибудь звуковым эффектом, но, если он не является необходимым в конкретной композиции, избавьтесь от него. И наоборот, если кажется, что чего-то не хватает, постарайтесь восполнить пробелы. Не стоит восхищаться своей работой, пока она не закончена. Постарайтесь быть максимально объективным.

10. Добавляем глубину

Теперь, когда все ваши инструменты нашли свое место в стерео картине, пришло время добавить третье измерение – глубину. Начинайте аккуратно добавлять к звукам задержки и реверберацию. Избегайте многопространственности (особенно при сведении живой музыки). Кроме того, не пытайтесь улучшить звук при помощи реверберации: лучше вернуться назад и подкрутить настройки синтезатора или эквалайзера.

11. Тонкая настройка

Теперь, когда все в целом звучит готово, перепроверьте настройки всех каналов: громкость, настройки эквалайзеров, эффектов, и внесите необходимые корректировки. Не перестарайтесь – музыка далеко не всегда выигрывает от стерильности звучания, а также, не стоит вносить изменения, которые не заметит никто, кроме вас.

12. Проверяйте свой микс на разных аудиосистемах

Мастеринг настройки для студии Logic

В этой статье пойдет речь о том, как использовать программные процессоры для мастеринга вашего микса. Не смотря на то, что на изображении сверху показаны настройки мастеринга для студии Logic, вы легко можете повторить все те же действия в Cubase, Sonar, Performer или любой другой DAW.

Каждый хочет иметь самое лучшее качество звука

Вероятно, это единственное абсолютно точное заявление, которое относится к любому сегменту аудио индустрии. Только задумайтесь обо всех проблемах, которые возникают перед нами: 16 или 24 битное кодирование, аналоговая или цифровая обработка звука, какие выбрать мониторы? Какие микрофоны, какой секвенсор? И все это формирует ваш звук. Для большинства из нас это сродни поиску Святого Грааля. Как же добиться того самого звука на миллион долларов? Прежде всего, хорошим должен быть ваш материал. Иначе получится, что вы полируете кусок аудио мусора. Вы можете подсластить его, упаковать в блестящую обложку, но я никогда в жизни не куплю его! Чтобы на стадии накопления материала добиться хорошего звука, у вас должны быть приличные микрофоны, микрофонные предусилители и никаких шумов и помех в цепи. После накопления материал должен быть сведен в проект, который уже сам по себе будет звучать приятно. И только после этого мы подходим к финальной ступени, где вам нужно обратить внимание на мастеринг процессоры, такие как UAD-1 от universal audio, Waves bundles и Ozone от Izotope.

Да, и сразу хочу заметить, что я не мастеринг инженер. Я пишу музыку и создаю новые звуки, и, в конечном счете, я пробую любой инструмент, попадающийся мне под руку, для поиска новых звуков. Но поскольку я имел дело с аппаратными и программными процессорами, финализируя абсолютно все, от коротеньких семплов, которые длились десятою долю секунды, до полноценных эпичных композиций, я усвоил несколько аспектов мастеринга.

Мастеринг, или другими словами финализирование, это последняя стадия процесса создания аудио. Это последняя версия вашего звука в высоком качестве, после которой начинается тиражирование CD и mp3 в пониженном качестве. Если у вас есть не просто хорошая, а великолепная песня, то я посоветую все же отдать ее на местеринг профессионалам. Правда, сделайте это. У профессиональных мастеринг студий есть оборудование, специальная комната для мастеринга, и превосходные мониторы, которые большинству из нас даже и не снились. Плюс это всегда хорошо, когда есть еще одна пара ушей, готовая оценить материал объективно.

Но большинство из тех, кто все же читает эту статью, хотят попробовать мастеринг самостоятельно, чтобы заставить лучше звучать CD, которые раздаются друзьям, или добиться превосходно звучащей демо записи. Или возможно вы сами работаете над тем, чтобы стать звукоинженером, или делаете материал для радио шоу, или пишете музыку для малобюджетного короткометражного фильма, в котором и речи не может быть о такой статье затрат, как мастеринг звука. Спасибо разработчикам программных плагинов за то, что за последние несколько лет они дали нам возможность превратить домашний компьютер в настоящую мастеринг лабораторию. Ваш результат все равно не будет столь же хорош, как у опытного мастеринг инженера с оборудованием, стоимостью десятки тысяч долларов, но достаточно практикуясь и обладая хорошим слухом, вы сможете значительно улучшить качество вашего аудио материала.

Пора начинать

Наверное, вы уже пытались самостоятельно делать мастеринг в своей домашней студии. Уже пробовали компрессировать, лимитировать ваш микс, обрабатывать эквалайзером? Тогда так и есть.

Определите для себя 2 среды для прослушивания материала. Очевидно, первая среда – это ваша комната, в которой находится компьютер. Второй средой для прослушивания вполне может быть гостиная, в которой колонки акустической системы расставлены на значительном расстоянии друг от друга. Это позволит вам воспринимать музыку вне вашей студийной комнаты. Колонки, находящиеся в нескольких метрах от вас, в условиях гостиной комнаты, будут давать совершенно иной звук, чем мониторы, стоящие в полуметре от вас в вашей контрольной комнате. Цель состоит в том, чтобы добиться одинакового хорошего звучания материала в обоих условиях.

Формат аудио файлов

Индикаторы громкости Logic при мастеринге

После сведения ваш микс должен представлять собой нескомпрессированный стерео файл, в идеале в хорошем разрешении, без каких либо щелчков. Используйте 24 битное кодирование, и если у вас есть такая возможность, то рендеринг микса производите на частоте 88.2 или 96 кГц (или еще выше, если ваше оборудование и программное обеспечение позволяет это). Это позволит вам начать мастеринг с исходным файлом высокого качества. При мастеринге стоит продолжать использовать ту же DAW, что и при сведении. Если вы работали в Cubase, то там и продолжайте работать. То же самое касается Logic и Sonar. Если же вы собираетесь выполнять мастеринг в другой программе, например Sound Forge для ПК, или Sound Track Pro, или Peak для Mac, то удостоверьтесь, что формат аудио файла совместим с этими программами. Совершенно точно могу сказать, что ни одна из современных программ не будет конфликтовать с 24 битными .wav или .aif файлами при частоте дискретизации 96 кГц.

Работа в большинстве программ будет очень похожа. По существу у вас будет микшер с фейдером вашего аудио файла и фейдером выходного мастер канала. На мастер канал вы и будете назначать все мастериг процессоры, подключенные в цепь в определенной последовательности.

Обратите внимание на индикаторы громкости Logic на рисунке слева, иллюстрирующие основные мастеринг настройки. Я сделал этот скриншот просто для иллюстрации фундаментальных понятий. Файл проигрывается через канал микшера без какой либо обработки. Вы можете добавить обработку процессорами, но есть риск перегрузить канал, а вам это не нужно. Поэтому все процессоры подключаются на мастер канал, а в конце всегда идет лимитер, жестко ограничивающий уровень громкости. Жесткое лимитирование не позволит индикаторам громкости оказаться в красной зоне. Таким образом, вы сможете добиться громкости звука, соответствующей коммерческим аудио записям.

Громкость

Обычно ваш микс достаточно тихий. Не смотря на то, что отдельные пики могут достигать уровня .09, средний уровень громкости значительно ниже этого значения. Обратите внимание, что после обработки тремя плагинами громкость звука достигает отметки 0.1, и если бы я захотел, я бы мог настроить лимитер на значение -0.05. Это и есть ваша громкость. Если я поставлю такой аудио файл на прослушивание в своем плеере, он будет звучать на той же громкости, что и коммерческие треки.

Но не все так просто. Приведенный пример на самом деле звучит как мусор, потому что я уничтожил всю динамику звука. На рисунке ниже мы видим аудио файл до лимитирования.

Аудио файл до лимитирования

А теперь мы видим на рисунке файл после лимитирования (рисунок ниже). Посмотрите, каким квадратным он стал. Но ни один пик не достигает 0 дБ, так что технически, с точки зрения громкости, здесь нет никаких ошибок.

Аудио файл после лимитирования

Это пример того, как делать не надо. Конечно, вы меня не послушаете и как только доберетесь до лимитера, сразу же сделаете нечто подобное. Так что вперед, пробуйте, пока сами не убедитесь, что подобный звук просто ужасен. С лимитером вам всегда придется искать золотую середину между двух крайностей, и в этом и заключается вся суть. Вы должны сделать выбор, насколько сильно лимитировать микс, основываясь на ваших собственных понятиях о хорошем звуке.

На рисунке ниже вы видите UAD Precision Limiter, на мой взгляд, лучший программный лимитер, который доступен для владельца домашней студии. Это очень консервативные настройки одного из моих мастер проектов в определенный момент времени. Заметьте, я увеличил gain на 3 дБ, что делает весь микс на 3 дБ громче. Выходную громкость я установил на -0.10, так что пики никогда не будут клиповать. При таких настройках конечный аудио файл практически не отличается от исходного микса, он просто громче и буквально чуть-чуть утрачена динамика. Это и есть вторая крайность. Для большинства песен в стиле поп вам придется выбирать между максимальной громкостью и динамикой песни, и выбирать вам придется своими ушами, а не глядя на форму звуковой волны на экране. Для классической музыки вам стоит максимально сохранить динамику. А при мастеринге дез-метала ваш конечный аудио файл будет выглядеть практически квадратным. Чем больше вы лимитируете микс, тем громче звучат тихие части песни, а при максимальном лимитировании вся песня целиком будет звучать громко. Новички часто спрашивают, а существует ли идеальная настройка лимитера? Да, она существует, где-то между двумя крайностями, описанными мною выше.

UAD Precision Limiter

Тональный баланс

Любой ли эквалайзер справится с поставленной задачей? В некоторой степени да, но вообще, чтобы добиться хороших результатов, вам понадобится превосходный плагин эквалайзера. Некоторые программные эквалайзеры хороши на стадии сведения. Но на стадии мастеринга они сделают звук хуже. Эквалайзеры для мастеринга обычно фазо-скомпенсированы. Некоторые эквалайзеры могут повышать частоту дискретизации звука, обрабатывать звук, а после понижать частоту дискретизации до исходной, чтобы избежать искажений и различных цифровых артефактов.

Эквалайзер Cambridge EQ

На рисунке выше изображен Cambridge EQ из коллекции UAD-1. На нем вы видите кривую, которую я применял для одного из своих миксов. Заметьте, что низкие частоты понижаются от 50 Гц и ниже, чтобы избежать ультранизких басов. Потом басы немного усиливаются на 60 – 80 Гц, а на 400 Гц немного ослабляются. Высокие частоты в самом верху диапазона плавно ослабляются, чтобы сделать звук более приятным для ушей. Cambridge EQ отлично подойдет для начинающих, не только благодаря своему хорошему звуку, но и благодаря наглядной кривой частот. Чтобы начать мастериг вашего материала, вы должны четко представлять кривую частот у себя в голове, и знать, что каждую частоту можно как усилить, так и ослабить. Вы также должны знать, что на определенных частотах могут возникать звуки, портящие микс, и должны уметь их устранять. Любая полоса частот, чрезмерно усиленная, будет портить микс своим ужасным звучанием.

Эквалайзер UAD Precision Equalizer

А вот другой пример, в котором используется UAD Precision Equalizer. В этом примере я хочу сделать звучание всего микса более ярким. Обратите внимание на усиление довольно узкой полосы на 68 Гц для поднятия баса, и сильное ослабление на 4 дБ на частоте 315 Гц. Высокие частоты в районе 4 кГц почти усилены совсем чуть-чуть, а на 17 кГц вообще ослаблены на 1 дБ. В основном яркости миксу добавляет ослабление на 4 дБ бубнящей частоты 315 Гц. С помощью регулировки одной только этой частоты я могу сделать микс легче или тяжелее. А как поступили бы вы? Возможно, это самая трудная часть мастеринга, выбрать, какой звук вам нравиться больше всего.

Эквалайзер Pultec EQP1A

Вероятно мой любимый эквалайзер – это Pultec EQP1A. Он обладает приятным звуком, который вы оцените после первых 10 секунд кручения его ручек. Этот эквалайзер можно использовать и на стадии сведения, он прекрасно подходит для любого инструмента, в том числе и для вокала. У него есть удивительная возможность и усиливать, и ослаблять одну и ту же частоту одновременно, что на первый взгляд может показаться глупостью, но на самом деле открывает перед нами интересные возможности. Слева расположены регуляторы низких частот, справа – высоких частот. С помощь аттенюатора вы выбираете, какие частоты обрезать. На рисунке вы видите, что басы усилены на 60 Гц, а все что ниже этой частоты – срезано. Высокие частоты усилены на 8 кГц, что сделало бы звук резким при использовании другого эквалайзера, но не Pultec! Этот эквалайзер просто обязан быть в вашем наборе плагинов!

Компрессия

Компрессия – это еще один инструмент, который используется мастеринг инженерами для придания звуку сочности. Компрессор усиливает громкость тихих звуков и ослабляет громкие пики, делаю микс более однородным. Правильно настроив компрессор, вы можете изменить микс таким образом, что все инструменты будут звучать очень динамично, даже если изначально при накоплении они так не звучали. Более подробно о работе компрессора вы можете почитать здесь. Мастеринг инженеры склонны любить компрессоры, поскольку в каждом миксе есть моменты, где стоит применить динамическую обработку.

Еще одним типом компрессоров, которые используются на стадии мастеринга, являются многополосные компрессоры. По сути, они являются процессорами, разделяющими аудио дорожку на 3 и более частотных диапазона и компрессируя отдельно каждый из диапазонов.

Компрессор Waves Linear Phase Multiband

Компрессор Waves Linear Phase Multiband, изображенный на рисунке сверху, имеет 5 полос, частоты которых пользователь может устанавливать самостоятельно. Это опасно мощный инструмент! Очень легко с его помощью разрушить микс, который вы выстраивали в течение месяцев. Однако многополосный компрессор может сыграть важную роль в формировании окончательного звука, если использовать его осторожно. Вы можете сжимать или, наоборот, растягивать динамику каждой полосы частот, пока не получите желаемый результат. На рисунке изображены мои настройки для трека в стиле trance, с помощью которых я придал низким частотам больше плотности, а высокие частоты заставил звучать более воздушно, так как в оригинальном миксе они фактически были похоронены. Теперь, когда эти частоты вытянуты, трек можно обрабатывать другим процессором, чтобы сгладить общую динамику. Многополосный компрессор обычно идет в начале цепи обработки, а после него следует эквалайзер для сглаживания частот и уже обычный компрессор. Я должен был бы использовать полосу низких частот, чтобы ослабить басы, но в этом примере я хотел акцентировать низкочастотный толчок, удар сабвуфера, так что для среза ульранизких басов после этой обработки мне придется использовать еще один прибор.

Последовательность процессоров в цепи плагинов

Есть всего лишь одно правило. Лимитер должен стоять в конце цепи, чтобы предотвратить попадание любых пиков в красную зону. Во всем остальном порядок подключение плагинов в цепи зависит только от тех целей, которых вы преследуете при мастеринге. Мастеринг инженеры получают свои деньги не просто за то, что знают, как и в какой последовательности подключить процессоры, а в первую очередь за то, что знают и умеют находить в миксе как достоинства, так и недостатки, и с помощью обработки процессорами они могут свести недостатки на нет, при этом лишь подчеркнув достоинства. Процессор обработки следует добавлять с цепь только в том случае, если это действительно необходимо. Вполне возможно, вам и не нужно добавлять в цепь эквалайзер, если у звукоинженера на стадии сведения все частоты были под контролем. Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые нет абсолютно точного ответа, просто экспериментируйте, пробуйте менять последовательность плагинов в вашей цепи. Как это будет звучать, если эквалайзер поставить перед компрессором? А если наоборот? Таким образом и приобретается опыт.

Послесловие

Используя свои уши и знания о том, что каждый из процессоров может сделать с миксом, вы можете начинать разрабатывать свои собственные стратегии по мастерингу звука. Работа будет окончена тогда, когда вы решите, что добились того звука, которого хотели. Часто это решение очень трудно принять! Весь мастеринг сводится к прослушиванию звука и принятию решений. Все дело в том, чтобы внимательно слушать, знать, какой инструмент применить в каком случае, и иметь четкое внутреннее понимание о том, что такое хороший звук. Взаимодействие ушей и мозгов. Мы все хотим иметь хороший звук. Если вы профессионал своего дела, ваша работа должна устраивать не только ваших клиентов, но и в первую очередь вас самих.

Читайте также: