Как сделать мастеринг dj микса

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

5.0 Оценок: 2 (Ваша: )

Создание ремикса на трек кардинально отличается от написания песни с нуля. С первого взгляда этот процесс может показаться более легким, но на самом деле требует как минимум того же уровня подготовки. Так происходит потому, что при микшировании необходимо не просто обработать известную мелодию в своем личном стиле, но и соответствовать установленному оригиналом высокому качеству. Если вы решили попробовать свои силы в составлении миксов популярных треков – эта статья для вас. Мы собрали несколько советов, как сделать ремикс песни, сохранить свой стиль и не подпасть под критику.

10 правил для создания хорошего ремикса

Ремикс – это стилизованная версия существующей композиции, чаще всего с учетом современных трендов и музыкальных течений. При создании дорожки применяют следующие приемы:

Если вы профессиональный музыкант, обработка вашей старой песни может привлечь новых слушателей. Непрофессиональные ди-джеи часто принимают участие в официальных конкурсах, так как надеются на сотрудничество с крупными брендами. И наконец, даже неофициальный bootleg remix может подтолкнуть карьеру: ваше творчество понравится оригинальному исполнителю либо вы привлечете новых фанатов.

Популярный ди-джей Luca Lush получил контракты с крупными студиями благодаря бутлег-ремиксам, которые выкладывал на Soundcloud.

Миксовать музыку можно в домашних условиях

Процесс создания качественного ремикса – очень творческий и во многом зависит от вашего музыкального багажа, задумки и готовности экспериментировать. В нём сложно выделить какие-то строгие правила, однако для новичков мы подготовили памятку из 10 советов, которые помогут им на начальном этапе.

Совет 1. Подберите подходящий софт

Одна из главных составляющих успеха – подбор программного обеспечения. Профессиональные ди-джеи и звукорежиссеры обрабатывают аудиодорожки в системах DAW и ПО вроде FL Studio, но для начинающих это слишком сложно. Если же вы ищете способ сделать микс из песен онлайн с эффектами, имейте в виду, что большинство сервисов не могут предоставить нужный набор инструментов.

Мы советуем скачать русскую программу для создания ремиксов АудиоМАСТЕР. Она идеально подходит для новичков, так как ее можно освоить буквально за несколько минут, при этом в ней достаточно продвинутых инструментов для создания оригинального микса.

Совет 2. Не забывайте про авторские права

Использование чужого интеллектуального труда без согласия автора всегда означает нарушение авторских прав. Даже если вы используете небольшой фрагмент, это все равно может вызвать юридическую ответственность.

Если вас интересует, как создавать ремиксы без нарушения авторских прав, поищите сайты с официальными конкурсами. Если вы решились самостоятельно обработать песню и загрузить ее на YouTube или Soundcloud, не забудьте указать правообладателей.

Отключите монетизацию и укажите, что материалы не используются в коммерческих целях. В этом случае любой пользователь, который захочет использовать трек, полностью возьмет ответственность на себя.

Совет 3. Скачайте качественные материалы

Есть много веб-сайтов, которые предлагают материалы для широкой публики, некоторые даже объявляют официальные конкурсы. Если вас интересует эта тема, почитайте подробнее наш рейтинг бесплатных аудиостоков.

Выбирайте образцы самого высокого качества. Хорошее практическое правило – скачивать 24-битные файлы WAV без каких-либо признаков обработки.

Чем лучше исходный материал, тем выше качество ремикса

Совет 4. Найдите BPM и ключ оригинального трека

Написание мелодий и последовательностей в неверной тональности может испортить всю песню. Особенно это опасно в начале карьеры, когда у вас может не хватить опыта, чтобы понять, пишете ли вы в правильном ключе или нет. Поэтому лучше построить аранжировку на оригинальных данных.

Если вы не знаете, с чего начать, можно посетить сервис Beatport. У всех размещенных на этом ресурсе треках указаны тональность и темп. Используя эти данные, вы сможете сделать первый шаг. Также попробуйте варианты:

Совет 5. Запишите свое впечатление

Вспомните первоначальное вдохновение от самого первого прослушивания и продолжайте с ним работать. Запишите в блокнот все идеи, которые возникли в голове.

Если вы думаете, что вступлению не хватает энергии, попробуйте изменить ритм, стартовав с партии ударных, чтобы сразу привлечь внимание слушателя. Если, слушая припев и куплет, вы замечаете, что можно удалить или изменить некоторые аккорды – запишите эту мысль в блокнот.

Совет 6. Привнесите в мелодию свою индивидуальность

Удаляйте любой элемент, который вызывает у вас сомнение. Если вы хотите превратить оригинальный трек в акапеллу, потому что остальная часть не подходит к вашему стилю, сделайте это. Не бойтесь рассматривать свою аранжировку как новый трек и строить работу только вокруг понравившихся компонентов.

Важно привнести свою индивидуальность, поэтому подумайте, как можно изменить исходные материалы. Поместите сэмпл из оригинала в сэмплер и поэкспериментируйте – так вы сможете создать что-то новое, сохранив первоначальную атмосферу. Вы можете написать собственную сбивку, добавить новые звуки или создать звуковой эффект с нуля.

Совет 7. Не бойтесь упрощать

Перетащите в проект одну из ваших любимых дорожек и сделайте заметки о ее структуре. Постройте свою аранжировку в соответствии с этими заметками и подумайте, как бы ее сыграл DJ. Если хотите научиться тому, как из обычной песни сделать клубный ремикс, помните, что большая часть танцевальной электронной музыки создается для ди-джеев, и простые аранжировки часто оказываются наиболее эффективными.

Совет 8. Подчеркните стиль оригинальной дорожки

Сохранить основные биты оригинальной песни – один из главных залогов успеха. Если в первоначальной версии есть какие-то особенные моменты, например, запоминающийся переход, то постарайтесь привлечь к ним внимание в своей будущей аранжировке.

Оцените неплохой пример того, как знаменитую партию обыграли в ремиксе.

Совет 9. Не увлекайтесь трендами

У вас может возникнуть соблазн попробовать ремикшировать композицию в популярном на данный момент стиле, так как это гарантированно привлечет внимание. Однако помните: не каждый трендовый стиль в музыке является универсальным. К тому же, ремикс — это добавление вашего индивидуального подхода к популярному хиту. Если вложить в него личный стиль, слушатели могут заинтересоваться вашими оригинальными композициями. Пусть это и будет вашей основной задачей, а обработка в современном стиле – лишь инструментом, которым вы можете воспользоваться при необходимости.

Совет 10. Проверяйте миксы в моно-режиме

Перед тем, как приступить к мастерингу, не забудьте проверить результат. При использовании хоров, фазеров, ревербераций и задержек важно предварительно перегнать микс в моно, чтобы убедиться, что нет никаких проблем с фазированием. Это может произойти, когда звуки на левой и правой сторонах стереополя гасят друг друга (так называемое фазовое гашение).

Создание ремикса на компьютере: краткий гайд для новичков

Итак, вы подобрали песню, нашли качественные стэмы и (в идеальной ситуации) получили официальное разрешение. Настало время разобраться, как самому сделать ремикс песни на компьютере. Конечно, это полностью творческий процесс, так как вы можете менять свои решения посреди обработки, но мы постараемся осветить некоторые базовые шаги.

Разделение на фрагменты

Интерфейс программы АудиоМАСТЕР

Монтаж и добавление дорожек

Выберете подходящий для вас способ микширования аудиозаписей

Можно также открыть еще один файл в параллельной вкладке редактора. Скопируйте нужный участок, выделив курсором и нажав сочетание клавиш Ctrl + C. Затем переместитесь на вкладку с ремиксом, поставьте мышку на нужный временной отрезок и нажмите Ctrl + V.

Использование горячих клавиш упрощает процесс

Применение эффектов

В АудиоМАСТЕРЕ присутствует большой набор функций для обработки музыкальной дорожки. С их помощью можно добиться любых звуковых эффектов, вплоть до перегруза (или дисторшн) и изменения голоса вокалиста. Среди них вы сможете найти:

Вручную можно произвести более точную настройку

Конвертация трека

Экспортируйте результат в подходящем аудиоформате

Подводя итог

Итак, давайте кратко подведем итог тому, как миксовать музыку на компьютере и добиться качественного, оригинального звучания своей аранжировки.

  1. Выбирайте правильную программу для своего уровня навыков.
  2. Получите официальное разрешение или укажите, что используете треки не в коммерческих целях.
  3. Найдите качественные материалы.
  4. Определите оригинальный темп и тональность.
  5. Запишите мысли, которые приходят в голову при прослушивании песни.
  6. Экспериментируйте и не бойтесь удалять крупные участки.
  7. Простые ритмы лучше запоминаются, а значит, больше подходят для клубных треков.
  8. Определите наиболее узнаваемый участок песни и подчеркните его в своей аранжировке.
  9. Не увлекайтесь трендами, это губит оригинальность.
  10. Проверяйте результат в моно-режиме.

Как расширить стереокартину микса за счет панорамирования, реверберации, микрошифтинга и других приемов.

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Взглянем правде в глаза: большинству миксов не хватает ширины, пространства и объема. В таких записях наблюдаются проблемы со стереокартиной — элементом, который расширяет звучание треков, делает хорошие миксы великолепными. Правильно построенное акустическое пространство отличает профессионально сведенные миксы от демо- и любительских записей.

Что такое стереокартина?

Примером правильной настройки стереокартины может служить микс, в котором вы четко слышите каждый инструмент и ясно представляете его положение относительно вас. Как и реальный мир, стереокартина имеет три измерения — высоту, ширину и глубину.

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Три измерения объемного и широкого звучащего микса: глубина, высота, ширина

Высота

Высота говорит о том, насколько большим является микс и как высоко он может звучать. Высота достигается через правильную настройку уровней и эквализацию.

Ширина

Ширина сообщает нам о том, как движется звук от одной стороны микса к другой и насколько большое расстояние может пройти сигнал от левого канала до правого. Чем шире микс, тем больше в нем места для позиционирования участников аранжировки и тем свободнее расстояние между инструментами.

Несмотря на то, что ширина микса может быть достигнута различными способами, ключевым методом остается правильное панорамирование.

Глубина

Глубина микса зависит от того, как вы используете различные эффекты временной задержки (реверберацию, дилэй) для создания глубокой, объемной картины.

Как расширить звучание своих миксов

Стереорасширение — ключ к профессионально звучащим миксам и возможность удивить слушателей просторными треками. Правильное расположение дорожек в миксе и их свобода относительно друг друга сделают звучание композиций намного лучше.

Большая часть дальнейших советов связана с шириной микса. Тем не менее, во время сведения вы должны разобраться с каждым из трех компонентов-измерений, чтобы получить максимально широкую, живую и объемную картину. Работать с каким-то одним измерением и забывать про другие неправильно — только взаимодействие всех трех компонентов обеспечить качественно выстроенную стереокартину.

Помните: мастеринг выявляет лучшие качества любого микса. Это касается и ширины звуковой картины. Делайте мастеринг только после того, как добьетесь максимально широкого и объемного звучания своих песен.

Вместе с тем стереокартина также зависит от грамотного расположения микрофонов в помещении во время записи, но это тема для отдельной статьи. Сегодня речь пойдет исключительно о методиках расширения стереополя во время сведения музыки.

1 Работа с миксом в моно

Как расширить звучание своей музыки и сделать миксы объемнее и просторнее? Семь простых техник, помогающих сделать расширение звучания миксов с помощью эквалайзера, микрошифтинга, эффекта Хааса и других методов.

Сведение музыки в моно — прекрасная отправная точка для создания широко звучащего микса. Одна из самых больших проблем широкой стереокартины — конфликты между частотами инструментов-участников микса. Чтобы устранить проблемные места, нужно найти баланс между всеми частотами по всему диапазону. В противном случае композиция будет выглядеть плоской, мутной и пустой, а ее воспроизведение быстро утомит слушателя.

Дисбаланс в частотах становится проблемой из-за эффекта маскировки. Маскировка частот — психоакустический феномен, который приводит к эффекту, когда громкие звуки прячут за собой (маскируют) более тихие звуки, находящиеся в том же частотном диапазоне. Знание о существовании этого эффекта очень важно — звукорежиссер не должен дать себя обмануть.

Сведение в монорежиме создает очень узкую версию микса, в которой все инструменты располагаются прямо перед вами. В таком миксе намного проще найти и устранить любые проблемы с балансом частот. Если микс хорошо звучит в моно (без панорамирования, реверберации и дилэя), то сделать его звучание в стерео сочным и ярким будет намного проще.

Любой звук в диапазоне 2,5-5 кГц кажется нам ближе, чем он есть на самом деле.

Звукорежиссеры часто создают в зоне присутствия пространство для основного вокала, выделяя его и подчеркивая в миксе. Прием классический и популярный, но зону присутствия можно отводить не только под вокал — сюда стоит помещать любые инструменты, на которые вы хотите обратить внимание слушателя.

Тем не менее, стоит быть аккуратнее. Когда в зоне присутствия появляется слишком много инструментов, стереокартина сужается, инструментам становится тесно. Широко звучащий микс не должен перегружать зону присутствия.

Чтобы контролировать наполнение диапазона 2,5-5 кГц, поместите на мастер-канале спектральный анализатор (или эквалайзер с таким функционалом). Постоянно проверяйте количество информации в зоне присутствия: если в ней окажется слишком много всего, значит нужно активнее работать эквалайзером, освобождая этот диапазон от нежелательных элементов.

3 Использование реверберации

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Реверберация — классический инструмент для добавления ширины и глубины миксам. Использование реверберации расширяет стереокартину в целом, дает каждому звуку больше пространства для жизни в миксе.

Существует множество видов реверберации и техник использования этого эффекта для расширения микса. Каждый из видов и приемов добавит вашей музыке глубины и жизни, но к работе с этим эффектом нужно подходить с умом: правильный подбор эффекта наполнит звук жизнью, неправильный — резко изменит его характер до неузнаваемости.

Так или иначе многое здесь зависит от самого звука, а не эффекта. Поэтому ищите подходящую реверберацию и методику работы с ней, чтобы добавить своим миксам энергетики и мощи.

Хорошим подспорьем для начала станет эффект типа Hall Reverb. Использование этого эффекта с коротким временем спада (затухания) позволит добавить необходимую глубину и ширину без негативного изменения характера звука.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

4 Панорамирование

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

При создании широко звучащих миксов очень важно соблюсти баланс между информацией в левом и правом канале

Панорамирование — один из ключевых элементов достижения широкой стереокартины. С помощью панорамы звукорежиссер может расположить инструменты или отдельные частоты в конкретной точке стереокартины.

Расположение инструментов должно основываться на звучании всего микса в целом. Существует несколько простых советов и правил, помогающих с помощью панорамирования добиться широко звучащего микса.

Низкие звуки — в центре

Так как низкие частоты обычно задают ритмику всему миксу, не панорамируйте их. Пусть они останутся строго по центру, выступая в роли некого стержня микса.

Баланс между левым и правым каналом

Человеческий мозг устроен таким образом, что старается центрировать всю информацию, поступающую с разных сторон. Держите левый и правый канал в балансе между собой, чтобы избежать размытия картины. Особое внимание уделите зоне присутствия, о которой говорилось выше.

Панорамируйте ушами, а не глазами. Не смотрите на ручки и регуляторы! Главное в этом деле — общее звучание. Закройте глаза и панорамируйте инструменты до тех пор, пока не найдете для каждого идеальную точку в пространстве микса.

Баланс громкости между правым и левым каналом не гарантирует общего баланса стереокартины. Если один из каналов более насыщен по информации или имеет больше звуков в зоне присутствия, стереокартина будет страдать от дисбаланса.

Основная вокальная линия — в центре

Держите основной вокал всегда в центре — так он будет находиться прямо перед слушателем и звучать ярко и сочно. Сдвигайте вокал только в случае острой необходимости (например, чтобы подчеркнуть какую-либо концептуальную идею).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 Даблтрекинг

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Даблтрекинг — классическая и эффективная методика достижения широты стереокартины. Суть приема проста: возьмите два разных сигнала одного инструмента (дважды запишите одну партию), поместите их на разные каналы, после чего разведите их в разные стороны (один полностью влево, другой — вправо).

По отдельности сигналы будут звучать плоско и пусто, зато вместе — добавят объема и величины вашему миксу.

Не обязательно записывать сигнал для двух дорожек по отдельности. Разного звучания можно добиться с помощью разной эквализации и применения различных эффектов для каждого канала.

6 Микрошифтинг (микросдвиги)

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Микрошифтинг представляет собой ловкую технику создания сочных и насыщенных стереокартин. Благодаря этому приему каналы звучат особенно широко и кажутся объемнее и больше, чем есть на самом деле.

Возьмите какую-либо стереодорожку и панорамируйте ее строго в центре микса. Затем создайте две копии этого трека (у вас получится три абсолютно одинаковые дорожки), и активируйте на каждой плагин питч-шифтинга (например, Antares Auto-Tune). С его помощью понизьте звучание одной дорожки на 5-10 центов, а звучание второй — повысьте на то же значение. Следом за этим, панорамируйте одну дорожку строго влево, другую — вправо. Включив одновременное воспроизведение трех дорожек, вы заметите расширившуюся стереокартину звука.

7 Эффект Хааса

Расширение звучания миксов, расширение стереокартины, расширение стереобазы

Эффект Хааса (Haas Effect) — специальная техника использования дилэя, увеличивающая стереополе. Главный плюс метода заключается в расширении сигнала без изменения его тембральных характеристик.

  • Создайте копию стереодорожки, с активированным на ней дилэем в режиме сайдчейн;
  • Настройте время задержки эффекта в пределах до 30 мс, но не больше;
  • Теперь панорамируйте оригинальную дорожку строго влево, копию — вправо. Активировав воспроизведение обеих дорожек, мозг воспримет информацию так, как будто мы слышим одну, очень широко звучащую дорожку.

Тем, кто уже имел дело с релизом своей музыки на различных площадках и носителях, хорошо известно, как сильно может измениться звучание трека после мастеринга. Современный мастеринг давно вышел за рамки сугубо технической процедуры, и его с уверенностью можно считать некой самостоятельной формой искусства.

Опытный инженер мастеринга может значительно улучшить звучание и устранить недочёты вашего микса. Но его возможности не безграничны и сильно зависят от качества исходного материала. Чем лучше ваш микс, тем лучше будет результат после мастеринга.

Давайте разберём основные ошибки, которые люди допускают при подготовке своих треков к мастерингу.

Слишком много низа

Раздутый низ – одна из наиболее частых проблем миксов, сделанных начинающими инженерами или самими музыкантами в своих домашних студиях. В большинстве случаев это связано с недостатками акустической подготовки помещения или её отсутствием.

Для большинства домашних или проджект студий характерны множественные отражения от стен и мебели, попадающие в рабочую зону, плюс резонансы в низкочастотной части спектра, создающие неравномерный отклик в басах. Вследствие чего совершаются ошибки в балансе основных инструментов и эффектов, некоторые ноты звучат слишком громко, а некоторые проваливаются.

Избавиться от проблем с акустикой комнаты не так-то просто. Необходимо точно понимать, какие частоты нужно поглотить, какие рассеять или отразить, чтобы получить равномерный отклик в точке прослушивания. Лучше всего, конечно, обратиться к специалистам.

В какой-то мере могут помочь системы коррекции акустики типа Sonarworks®, но они позволяют только немного улучшить ситуацию, но не решают проблему и практически бесполезны в комнатах с откровенно плохой акустикой. К тому же, глубокая коррекция существенно искажает оригинальные тембры инструментов и может увести вас в ложном направлении.

Неправильное расположение мониторов тоже сказывается на качестве контроля. При правильной расстановке голова инженера и акустические центры мониторов должны образовывать воображаемый равносторонний треугольник. Оптимальное расстояние между мониторами для ближнего поля составляет 1 – 1,2 м. Расстояние от мониторов (без сабвуфера) до стены не должно превышать 1 м.

Стреляющие высокие

На другом конце спектра нас подстерегают свои неприятности: плохая проработка высоких частот в звучании инструментов и вокала. Хотя в отличии от низких, высокие не так уж трудно контролировать в условиях домашней студии. Тем не менее, на этапе мастеринга могут появиться неожиданные проблемы.

Вы самостоятельно можете проверить, нет ли проблем с высокими, подняв на мастер-эквалайзере High Shelf. Обнаружившиеся проблемные частоты можно прибрать на соответствующей дорожке или группе при помощи фильтра, де-эссера или динамического эквалайзера.

Отсутствие динамики

Также необходимо помнить, что компрессия сделает более явными любые проблемы и несовершенства звучания. Если на миксе у вас сохраняются нерешённые частотные конфликты или плохо читаются некоторые слова в вокале, на мастеринге при применении компрессии это станет вполне ощутимой проблемой, решать которую будет весьма затруднительно.

Ошибки панорамирования

Фазовые проблемы

Рассинхронизированные треки

Незнакомая комната и мониторы

мастеринг трека, микса

Сделать мастеринг трека, микса, песни, аудио без посещения студии быстро и качественно.

Чтобы процесс мастеринга прошел наиболее эффективно нужно, чтобы вы правильно подготовили свои миксы (треки, проекты и т.д.) – как именно рассказываю:

график отсечки в миксе

Уберите отсечку! – сейчас немного теории, которую можете не читать, а читать сразу конкретные действия. [stextbox ]Итак, Отсечка — это форма искажения формы волны, которая возникает, когда сигнал (или усилитель) перегружен и пытается превысить предел. Когда это происходит, сигнал обрывается, вызывая неприятный звук. В цифровом аудио ограничение составляет 0 дБ при работе с 16-битными или 24-битными файлами. 32-битные файлы с плавающей запятой не имеют этой проблемы, поскольку предельная точка не определена и может превышать 0 дБ. Ниже вы можете увидеть пояснительное изображение:[/stextbox]

Конкретные действия: отсечка возникает, когда в мастер треке много поднимают основной фейдер, чтобы слышать микширование громче. Микшируйте свою песню с нормальными уровнями в 0, хотя лучше всего оставить интервал от -3 дБ до -6 дБ.

Уберите Master Bus — короче, вы не должны иметь никаких плагинов с эффектами в мастер-шине (мастер треке), если только это не крайне необходимо для звука, которого вы хотите добиться. Никаких лимиттеров, компрессоров и т.д. в треке, который передаёте на МАСТЕРИНГ в сервис – там все сделают сами как надо! Проверьте главную шину, даже если вы не помните, добавляете ли вы какой-либо эффект или нет.

В ПРИНЦИПЕ все, что выше сказано применимо в подготовке трека к мастерингу своими силами или на студии.

Мастеринг настройки для студии Logic

В этой статье пойдет речь о том, как использовать программные процессоры для мастеринга вашего микса. Не смотря на то, что на изображении сверху показаны настройки мастеринга для студии Logic, вы легко можете повторить все те же действия в Cubase, Sonar, Performer или любой другой DAW.

Каждый хочет иметь самое лучшее качество звука

Вероятно, это единственное абсолютно точное заявление, которое относится к любому сегменту аудио индустрии. Только задумайтесь обо всех проблемах, которые возникают перед нами: 16 или 24 битное кодирование, аналоговая или цифровая обработка звука, какие выбрать мониторы? Какие микрофоны, какой секвенсор? И все это формирует ваш звук. Для большинства из нас это сродни поиску Святого Грааля. Как же добиться того самого звука на миллион долларов? Прежде всего, хорошим должен быть ваш материал. Иначе получится, что вы полируете кусок аудио мусора. Вы можете подсластить его, упаковать в блестящую обложку, но я никогда в жизни не куплю его! Чтобы на стадии накопления материала добиться хорошего звука, у вас должны быть приличные микрофоны, микрофонные предусилители и никаких шумов и помех в цепи. После накопления материал должен быть сведен в проект, который уже сам по себе будет звучать приятно. И только после этого мы подходим к финальной ступени, где вам нужно обратить внимание на мастеринг процессоры, такие как UAD-1 от universal audio, Waves bundles и Ozone от Izotope.

Да, и сразу хочу заметить, что я не мастеринг инженер. Я пишу музыку и создаю новые звуки, и, в конечном счете, я пробую любой инструмент, попадающийся мне под руку, для поиска новых звуков. Но поскольку я имел дело с аппаратными и программными процессорами, финализируя абсолютно все, от коротеньких семплов, которые длились десятою долю секунды, до полноценных эпичных композиций, я усвоил несколько аспектов мастеринга.

Мастеринг, или другими словами финализирование, это последняя стадия процесса создания аудио. Это последняя версия вашего звука в высоком качестве, после которой начинается тиражирование CD и mp3 в пониженном качестве. Если у вас есть не просто хорошая, а великолепная песня, то я посоветую все же отдать ее на местеринг профессионалам. Правда, сделайте это. У профессиональных мастеринг студий есть оборудование, специальная комната для мастеринга, и превосходные мониторы, которые большинству из нас даже и не снились. Плюс это всегда хорошо, когда есть еще одна пара ушей, готовая оценить материал объективно.

Но большинство из тех, кто все же читает эту статью, хотят попробовать мастеринг самостоятельно, чтобы заставить лучше звучать CD, которые раздаются друзьям, или добиться превосходно звучащей демо записи. Или возможно вы сами работаете над тем, чтобы стать звукоинженером, или делаете материал для радио шоу, или пишете музыку для малобюджетного короткометражного фильма, в котором и речи не может быть о такой статье затрат, как мастеринг звука. Спасибо разработчикам программных плагинов за то, что за последние несколько лет они дали нам возможность превратить домашний компьютер в настоящую мастеринг лабораторию. Ваш результат все равно не будет столь же хорош, как у опытного мастеринг инженера с оборудованием, стоимостью десятки тысяч долларов, но достаточно практикуясь и обладая хорошим слухом, вы сможете значительно улучшить качество вашего аудио материала.

Пора начинать

Наверное, вы уже пытались самостоятельно делать мастеринг в своей домашней студии. Уже пробовали компрессировать, лимитировать ваш микс, обрабатывать эквалайзером? Тогда так и есть.

Определите для себя 2 среды для прослушивания материала. Очевидно, первая среда – это ваша комната, в которой находится компьютер. Второй средой для прослушивания вполне может быть гостиная, в которой колонки акустической системы расставлены на значительном расстоянии друг от друга. Это позволит вам воспринимать музыку вне вашей студийной комнаты. Колонки, находящиеся в нескольких метрах от вас, в условиях гостиной комнаты, будут давать совершенно иной звук, чем мониторы, стоящие в полуметре от вас в вашей контрольной комнате. Цель состоит в том, чтобы добиться одинакового хорошего звучания материала в обоих условиях.

Формат аудио файлов

Индикаторы громкости Logic при мастеринге

После сведения ваш микс должен представлять собой нескомпрессированный стерео файл, в идеале в хорошем разрешении, без каких либо щелчков. Используйте 24 битное кодирование, и если у вас есть такая возможность, то рендеринг микса производите на частоте 88.2 или 96 кГц (или еще выше, если ваше оборудование и программное обеспечение позволяет это). Это позволит вам начать мастеринг с исходным файлом высокого качества. При мастеринге стоит продолжать использовать ту же DAW, что и при сведении. Если вы работали в Cubase, то там и продолжайте работать. То же самое касается Logic и Sonar. Если же вы собираетесь выполнять мастеринг в другой программе, например Sound Forge для ПК, или Sound Track Pro, или Peak для Mac, то удостоверьтесь, что формат аудио файла совместим с этими программами. Совершенно точно могу сказать, что ни одна из современных программ не будет конфликтовать с 24 битными .wav или .aif файлами при частоте дискретизации 96 кГц.

Работа в большинстве программ будет очень похожа. По существу у вас будет микшер с фейдером вашего аудио файла и фейдером выходного мастер канала. На мастер канал вы и будете назначать все мастериг процессоры, подключенные в цепь в определенной последовательности.

Обратите внимание на индикаторы громкости Logic на рисунке слева, иллюстрирующие основные мастеринг настройки. Я сделал этот скриншот просто для иллюстрации фундаментальных понятий. Файл проигрывается через канал микшера без какой либо обработки. Вы можете добавить обработку процессорами, но есть риск перегрузить канал, а вам это не нужно. Поэтому все процессоры подключаются на мастер канал, а в конце всегда идет лимитер, жестко ограничивающий уровень громкости. Жесткое лимитирование не позволит индикаторам громкости оказаться в красной зоне. Таким образом, вы сможете добиться громкости звука, соответствующей коммерческим аудио записям.

Громкость

Обычно ваш микс достаточно тихий. Не смотря на то, что отдельные пики могут достигать уровня .09, средний уровень громкости значительно ниже этого значения. Обратите внимание, что после обработки тремя плагинами громкость звука достигает отметки 0.1, и если бы я захотел, я бы мог настроить лимитер на значение -0.05. Это и есть ваша громкость. Если я поставлю такой аудио файл на прослушивание в своем плеере, он будет звучать на той же громкости, что и коммерческие треки.

Но не все так просто. Приведенный пример на самом деле звучит как мусор, потому что я уничтожил всю динамику звука. На рисунке ниже мы видим аудио файл до лимитирования.

Аудио файл до лимитирования

А теперь мы видим на рисунке файл после лимитирования (рисунок ниже). Посмотрите, каким квадратным он стал. Но ни один пик не достигает 0 дБ, так что технически, с точки зрения громкости, здесь нет никаких ошибок.

Аудио файл после лимитирования

Это пример того, как делать не надо. Конечно, вы меня не послушаете и как только доберетесь до лимитера, сразу же сделаете нечто подобное. Так что вперед, пробуйте, пока сами не убедитесь, что подобный звук просто ужасен. С лимитером вам всегда придется искать золотую середину между двух крайностей, и в этом и заключается вся суть. Вы должны сделать выбор, насколько сильно лимитировать микс, основываясь на ваших собственных понятиях о хорошем звуке.

На рисунке ниже вы видите UAD Precision Limiter, на мой взгляд, лучший программный лимитер, который доступен для владельца домашней студии. Это очень консервативные настройки одного из моих мастер проектов в определенный момент времени. Заметьте, я увеличил gain на 3 дБ, что делает весь микс на 3 дБ громче. Выходную громкость я установил на -0.10, так что пики никогда не будут клиповать. При таких настройках конечный аудио файл практически не отличается от исходного микса, он просто громче и буквально чуть-чуть утрачена динамика. Это и есть вторая крайность. Для большинства песен в стиле поп вам придется выбирать между максимальной громкостью и динамикой песни, и выбирать вам придется своими ушами, а не глядя на форму звуковой волны на экране. Для классической музыки вам стоит максимально сохранить динамику. А при мастеринге дез-метала ваш конечный аудио файл будет выглядеть практически квадратным. Чем больше вы лимитируете микс, тем громче звучат тихие части песни, а при максимальном лимитировании вся песня целиком будет звучать громко. Новички часто спрашивают, а существует ли идеальная настройка лимитера? Да, она существует, где-то между двумя крайностями, описанными мною выше.

UAD Precision Limiter

Тональный баланс

Любой ли эквалайзер справится с поставленной задачей? В некоторой степени да, но вообще, чтобы добиться хороших результатов, вам понадобится превосходный плагин эквалайзера. Некоторые программные эквалайзеры хороши на стадии сведения. Но на стадии мастеринга они сделают звук хуже. Эквалайзеры для мастеринга обычно фазо-скомпенсированы. Некоторые эквалайзеры могут повышать частоту дискретизации звука, обрабатывать звук, а после понижать частоту дискретизации до исходной, чтобы избежать искажений и различных цифровых артефактов.

Эквалайзер Cambridge EQ

На рисунке выше изображен Cambridge EQ из коллекции UAD-1. На нем вы видите кривую, которую я применял для одного из своих миксов. Заметьте, что низкие частоты понижаются от 50 Гц и ниже, чтобы избежать ультранизких басов. Потом басы немного усиливаются на 60 – 80 Гц, а на 400 Гц немного ослабляются. Высокие частоты в самом верху диапазона плавно ослабляются, чтобы сделать звук более приятным для ушей. Cambridge EQ отлично подойдет для начинающих, не только благодаря своему хорошему звуку, но и благодаря наглядной кривой частот. Чтобы начать мастериг вашего материала, вы должны четко представлять кривую частот у себя в голове, и знать, что каждую частоту можно как усилить, так и ослабить. Вы также должны знать, что на определенных частотах могут возникать звуки, портящие микс, и должны уметь их устранять. Любая полоса частот, чрезмерно усиленная, будет портить микс своим ужасным звучанием.

Эквалайзер UAD Precision Equalizer

А вот другой пример, в котором используется UAD Precision Equalizer. В этом примере я хочу сделать звучание всего микса более ярким. Обратите внимание на усиление довольно узкой полосы на 68 Гц для поднятия баса, и сильное ослабление на 4 дБ на частоте 315 Гц. Высокие частоты в районе 4 кГц почти усилены совсем чуть-чуть, а на 17 кГц вообще ослаблены на 1 дБ. В основном яркости миксу добавляет ослабление на 4 дБ бубнящей частоты 315 Гц. С помощью регулировки одной только этой частоты я могу сделать микс легче или тяжелее. А как поступили бы вы? Возможно, это самая трудная часть мастеринга, выбрать, какой звук вам нравиться больше всего.

Эквалайзер Pultec EQP1A

Вероятно мой любимый эквалайзер – это Pultec EQP1A. Он обладает приятным звуком, который вы оцените после первых 10 секунд кручения его ручек. Этот эквалайзер можно использовать и на стадии сведения, он прекрасно подходит для любого инструмента, в том числе и для вокала. У него есть удивительная возможность и усиливать, и ослаблять одну и ту же частоту одновременно, что на первый взгляд может показаться глупостью, но на самом деле открывает перед нами интересные возможности. Слева расположены регуляторы низких частот, справа – высоких частот. С помощь аттенюатора вы выбираете, какие частоты обрезать. На рисунке вы видите, что басы усилены на 60 Гц, а все что ниже этой частоты – срезано. Высокие частоты усилены на 8 кГц, что сделало бы звук резким при использовании другого эквалайзера, но не Pultec! Этот эквалайзер просто обязан быть в вашем наборе плагинов!

Компрессия

Компрессия – это еще один инструмент, который используется мастеринг инженерами для придания звуку сочности. Компрессор усиливает громкость тихих звуков и ослабляет громкие пики, делаю микс более однородным. Правильно настроив компрессор, вы можете изменить микс таким образом, что все инструменты будут звучать очень динамично, даже если изначально при накоплении они так не звучали. Более подробно о работе компрессора вы можете почитать здесь. Мастеринг инженеры склонны любить компрессоры, поскольку в каждом миксе есть моменты, где стоит применить динамическую обработку.

Еще одним типом компрессоров, которые используются на стадии мастеринга, являются многополосные компрессоры. По сути, они являются процессорами, разделяющими аудио дорожку на 3 и более частотных диапазона и компрессируя отдельно каждый из диапазонов.

Компрессор Waves Linear Phase Multiband

Компрессор Waves Linear Phase Multiband, изображенный на рисунке сверху, имеет 5 полос, частоты которых пользователь может устанавливать самостоятельно. Это опасно мощный инструмент! Очень легко с его помощью разрушить микс, который вы выстраивали в течение месяцев. Однако многополосный компрессор может сыграть важную роль в формировании окончательного звука, если использовать его осторожно. Вы можете сжимать или, наоборот, растягивать динамику каждой полосы частот, пока не получите желаемый результат. На рисунке изображены мои настройки для трека в стиле trance, с помощью которых я придал низким частотам больше плотности, а высокие частоты заставил звучать более воздушно, так как в оригинальном миксе они фактически были похоронены. Теперь, когда эти частоты вытянуты, трек можно обрабатывать другим процессором, чтобы сгладить общую динамику. Многополосный компрессор обычно идет в начале цепи обработки, а после него следует эквалайзер для сглаживания частот и уже обычный компрессор. Я должен был бы использовать полосу низких частот, чтобы ослабить басы, но в этом примере я хотел акцентировать низкочастотный толчок, удар сабвуфера, так что для среза ульранизких басов после этой обработки мне придется использовать еще один прибор.

Последовательность процессоров в цепи плагинов

Есть всего лишь одно правило. Лимитер должен стоять в конце цепи, чтобы предотвратить попадание любых пиков в красную зону. Во всем остальном порядок подключение плагинов в цепи зависит только от тех целей, которых вы преследуете при мастеринге. Мастеринг инженеры получают свои деньги не просто за то, что знают, как и в какой последовательности подключить процессоры, а в первую очередь за то, что знают и умеют находить в миксе как достоинства, так и недостатки, и с помощью обработки процессорами они могут свести недостатки на нет, при этом лишь подчеркнув достоинства. Процессор обработки следует добавлять с цепь только в том случае, если это действительно необходимо. Вполне возможно, вам и не нужно добавлять в цепь эквалайзер, если у звукоинженера на стадии сведения все частоты были под контролем. Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые нет абсолютно точного ответа, просто экспериментируйте, пробуйте менять последовательность плагинов в вашей цепи. Как это будет звучать, если эквалайзер поставить перед компрессором? А если наоборот? Таким образом и приобретается опыт.

Послесловие

Используя свои уши и знания о том, что каждый из процессоров может сделать с миксом, вы можете начинать разрабатывать свои собственные стратегии по мастерингу звука. Работа будет окончена тогда, когда вы решите, что добились того звука, которого хотели. Часто это решение очень трудно принять! Весь мастеринг сводится к прослушиванию звука и принятию решений. Все дело в том, чтобы внимательно слушать, знать, какой инструмент применить в каком случае, и иметь четкое внутреннее понимание о том, что такое хороший звук. Взаимодействие ушей и мозгов. Мы все хотим иметь хороший звук. Если вы профессионал своего дела, ваша работа должна устраивать не только ваших клиентов, но и в первую очередь вас самих.

Читайте также: