Как сделать лыжи жестче

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

В чем разница в катании на жестких и мягких лыжах

При выборе лыж ничто не вызывает столько вопросов как выбор жесткости. Жесткость смущает тем, что нет определенности по её выбору. Нигде не сказано хорошо жесткие лыжи или нет. Кто-то хвалит лыжи за жесткость - кто-то ругает. Как же быть? А давайте просто разберемся на что в катании влияет жесткость лыж и все станет понятно.

Первое, что надо понять - мы не выбираем отдельно взятую жесткость или какой бы то ни было иной параметр. Мы выбираем катание на лыжах. И, следовательно, выбирать жесткость, как и остальные параметры лыж надо под катание. Именно поэтому, при выборе лыж, перво-наперво надо определяться со стилистикой катания. А, как известно из раздела по технике катания, стилистик и разновидностей техник есть несколько. Жесткости касаются, по большей части, только две разновидности: с акцентом на вход в поворот и на выход.Какая из данных разновидностей катания правильная, а какая неправильная не знает и не скажет никто. Более того, сама постановка вопроса неверна. Нет правильного и неправильного. У каждого лыжника в арсенале катания должны присутствовать все оттенки и каждый лыжник должен уметь их эффективно применять и дозировать в своем катании. Однако, у каждого есть свои приоритеты и правильно подобранная лыжа будет радовать, а неправильно подобранная раздражать.

И как же жесткость лыж связана с этими разновидностями катания?

Лыжникам предпочитающим катание с акцентом на выход из поворота. Когда основные задачи по контролю скорости и траектории движения решаются в третьей фазе поворота стоит выбирать более жесткие лыжи. Лыжникам ориентированным на вход в поворот стоит обращать внимание на мягкие лыжи.

На входе в поворот создаются условия загиба лыжи в радиус по которому лыжа дальше будет скользить. Следовательно, если для вас важна именно эта часть поворота, то лыжи должны вам помогать, а не сопротивляться - мягкие лыжи в данном случае однозначно в приоритете. Но, если вы на выходе из поворота на таких лыжах мощно задавите задник, то мягкий задник может просто не выдержать нагрузки и уйти с траектории. Но, если все вопросы с траекторией решены на входе в поворот, то и передавливать задники на выходе нет никакой необходимости.

Во втором варианте, с акцентом на выход из поворота, при котором вход в поворот "пролетается" на разгруженных лыжах и никакой ранней зарезки лыж и их загиба нет вся работа делается в третьей фазе. В таком варианте задавливание задника на выходе очень важно и от эффективности данного приема зависит все катание. В таком случае лыжа должна быть жесткой.

Далее вам надо определить какой вариант катания для вас приоритетней и на что вы больше делаете акцент. Если вы любите округлые повороты среднего и большого радиуса с резаным ведением, то у вас преобладает первый тип катания. Если любите динамическое катание с частой сменой поворотов и большой динамикой вертикальной работа, то ваша стилистика вторая.

Не сложно придти к тому пониманию, что идеальные лыжи должны быть с мягким носком и жестким задником и тогда можно кататься и с акцентом на вход и с акцентом на выход. И так и есть. Многие производители уже давно делают такое распределение жесткости. Более того, даже меняя форму выреза на задней части лыж для того чтобы более жесткий задник при продольном загибе давал тот же радиус поворота, как и более мягкий нос лыжи. Но, как связаны жесткость, радиус и форма выреза мы поговорим отдельно.

Как выбрать беговые лыжи

При выборе беговых лыж нужно учесть три основных параметра:

  • предпочитаемый стиль катания;
  • вес;
  • рост.

Ходьба на лыжах даже на небольшую дистанцию 7 км помогает сжигать от 300 до 500 ккал в зависимости от веса. Практически все группы мышц работают в комплексе

Комбинированные лыжи (combi) по высоте ближе к коньковым, подходят и для классики, но в таком случае лыжи придется мазать, так как на скользящей поверхности нет насечек.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Комбинированные лыжи могут подойти, если вы никак не можете определиться с предпочитаемым стилем или у вас нет возможности иметь несколько пар лыж. Но если вы хотите получать от катания максимум удовольствия, лучше все же определиться со стилем до покупки. Например, можно взять снаряжние в прокате

Иногда на них ставят маркировку Expedition. Такие лыжи широкие, со специальными креплениями. Зачастую они имеют металлический кант.

Ниже размещён текст, представляющий собой обобщение любительского опыта. Не более того. Рассматривайте это как приглашение к дискуссии.


Часть I

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином - явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) - использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.



СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина - ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка - steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки - аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.



Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний – гладкий (B). Есть и А – эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Структура

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня – давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus – cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus – cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.


Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение - весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.

Сколько лыж надо иметь лыжнику – любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам – возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP – конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы - это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной – если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

Коньковый ход значительно моложе классического и уже опережает его в популярности. Конек красивый, быстрый, динамичный, создает ощущение полета. Однако, требует больше физических усилий и другого комплекта инвентаря. Многие пытаются научиться бегать коньком на классических или комбинированных лыжах – это как играть в баскетбол футбольным мячом. Чем именно отличаются коньковые лыжи от классических и комбинированных читайте в статье Как выбрать лыжи: инструкция для начинающих . В статье расскажем, как правильно выбрать лыжи для конька по росту и весу, на что обратить внимание.

Как выбрать коньковые лыжи по росту

Общая рекомендация всем известна: рост + 10/15 см = примерная длина лыж для конькового хода. Например, на рост 180 см лыжи 192, на 170 см – 182-187. Для всех, кто выше 180 см выбора по ростовке нет, ведь максимальная длина коньковых лыж – 192-195 см. Причем, у разных производителей свой подход к измерению длины лыж, поэтому не удивляйтесь, если 187 и 192 разных брендов будут одинаковой длины. От формулы бывают отклонения, но это редкость.

На выбор ростовки коньковых лыж влияют и другие факторы:

Ошибки при выборе длины коньковых лыж:

Бывает, что профессионалы бегут гонки на лыжах, равных своему росту или превышающих рост даже на 20 см, но это исключение из правила. Выбор таких лыж обусловлен множеством факторов, о которых мы можем не знать. У профессионального гонщика в распоряжении 20-30 пар лыж, из которых он выбирает лучшую. Если же хотите 1-2 пары лыж на разные условия, придерживайтесь наших рекомендаций.

Читайте также: