Как сделать лор для мира

Обновлено: 04.07.2024

Поговорили с Олегом Абрамовым — отоларингологом, врачом высшей категории.

Вы узнаете, что делать, если появился насморк, заболело горло или ухо, какие препараты не стоит использовать, есть ли способы реже болеть и как сохранить слух.

Что вы узнаете

Сходите к врачу

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

С какими заболеваниями чаще всего приходят к отоларингологу?

К отоларингологу обращаются с различными заболеваниями уха, горла и носа. Их можно разделить на острые и хронические.

Специфика работы лора — в сезонности. В сезон простуд — осенью и зимой — в основном приходят с острыми респираторными заболеваниями, а с хроническими патологиями обращаются реже.

Весной и летом часто приходят и с острыми, и с хроническими заболеваниями. Например, с аллергическим ринитом сезонного характера.

Летом и осенью много пациентов с хроническими заболеваниями, которые требуют хирургического лечения.

В западных странах к отоларингологу обращаются с большим спектром проблем, чем в России. Там лор также занимается онкологическими заболеваниями области головы и шеи, реконструктивными и пластическими операциями. В нашей стране для этого врач должен получить дополнительные сертификаты в области онкологии и пластики.

Еще за рубежом отоларингологию не делят на детскую и взрослую: пациентами всех возрастов занимается один врач.

Курс о больших делах

Когда нужно идти к отоларингологу, а когда к терапевту или педиатру?

В России можно обратиться к любому специалисту. Если это ребенок, то к педиатру, если взрослый, то к терапевту, но можно и сразу идти к отоларингологу.

В целом, чтобы пролечить большинство проблем с носом, горлом или даже ухом, отоларинголог не нужен. Терапевты — врачи общей практики, их учили заниматься вопросами лор-патологии .

  1. нет эффекта от первичной терапии;
  2. терапевт сомневается в диагнозе или лечении;
  3. у пациента есть сопутствующее заболевание, требующее более глубоких знаний в этой области.

При этом большинство моих пациентов могут показаться педиатру или терапевту, и тот сможет их пролечить.

Когда нужно обратиться к врачу с насморком или другой острой респираторной инфекцией?

Большинство насморков и других острых респираторных заболеваний проходит без лечебных манипуляций, которые делает врач.

Например, для лечения насморка обычно достаточно промывать нос солевыми растворами и капать сосудосуживающие препараты при заложенности, но не более четырех-пяти дней.

Как правило, при вирусных инфекциях температура спадает на второй-третий день болезни, а симптомы проходят в срок от семи до десяти дней. То есть к четырнадцатому дню человек уже точно выздоравливает, а на пятый-шестой день должно наступить улучшение.

Показаться врачу нужно, если при острой респираторной инфекции:

  1. симптомы сохраняются к десятому, максимум четырнадцатому дню болезни;
  2. возникает вторичное ухудшение, то есть симптомы усиливаются с пятого по десятый день болезни.

Надо ли идти к врачу с болью в горле, чем можно ее облегчить дома?

Боль в горле — обычно один из симптомов простудного заболевания.

Основные признаки неопасной боли в горле:

  1. она возникает при глотании;
  2. у нее нет четкой локализации с одной стороны, то есть боль не уходит направо или налево;
  3. она не сопровождается выраженным повышением температуры тела.

Такую боль вполне можно пролечить дома с помощью безрецептурных аптечных средств. Можно использовать обезболивающие леденцы для рассасывания, полоскания, спреи.

Леденцы лучше снимают боль, так как лекарство дольше находится в полости рта: если рассасывать их от четырех до шести раз в день по 20—30 минут , то это примерно три часа воздействия.

Различные народные методы вроде молока с медом от боли в горле не помогают, лучше воспользоваться лекарствами.

Когда нужно идти к лору с болью в ухе и чем можно ее облегчить до визита к врачу?

Боль в ухе требует консультации врача, а чем она интенсивнее, тем быстрее нужна консультация. Если боль можно терпеть, к доктору нужно сходить хотя бы в течение двух-трех дней.

При своевременном обращении проще пролечить заболевание, чем потом работать с его последствиями.

Когда ухо болит, речь обычно идет или про наружный отит, или про средний. Для обезболивания можно использовать:

  1. местные капли — они снимают боль максимум на 20—40 минут , можно капать детям перед осмотром врача;
  2. системные обезболивающие препараты — и взрослым, и детям можно парацетамол или нурофен в виде сиропов. Их прием в течение двух-трех дней обычно будет основной терапией, так как большинство отитов за этот срок проходят без антибиотиков.

Стоит ли удалять миндалины?

Раньше миндалины удаляли по огромному количеству показаний. Самые странные из них — хроническая боль в суставах, невозможность забеременеть, длительная боль в горле.

Но это было связано с тем, что врачи не до конца понимали, для чего нужна эта операция, какой эффект можно получить, будет ли польза превышать риски.

Примерно с 70—80-х годов прошлого века число показаний для удаления миндалин сокращается, такие операции стали делать реже. Однако до сих пор их проводят чаще, чем нужно.

У детей польза от операции будет превышать риски, если есть рецидивирующий острый тонзиллит. У взрослых такое заболевание встречается редко. Это то, что называют ангиной: высокая температура, сильная боль в горле, особенно при глотании, налет на миндалинах.

Если острый тонзиллит развивается от трех до семи раз в год, то операция дает хороший эффект и улучшает качество жизни. А когда у человека один-два эпизода ангины в год и это не влияет на качество его жизни в целом, операция не нужна.

Еще одно показание к операции, в том числе и у детей, — нарушение дыхания во сне, которое сопровождается храпом и остановками дыхания.

В остальных случаях удаление миндалин обычно не дает эффекта. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда пациенты понимают, что сделали ее зря.

Например, у человека появляется боль в горле на фоне переохлаждения — когда он замерз или выпил холодного. Это не хронический тонзиллит. Если сделать операцию, у этого человека горло от холодного болеть не перестанет, никакого эффекта не будет.

При этом отдаленных негативных последствий от удаления миндалин нет, если операция была выполнена по правильной методике: иммунитет после операции не падает, глотательная или голосообразующая функция не нарушается.

Основные риски — осложнения во время вмешательства или сразу после него. Например, кровотечения при операции, которые у взрослых бывают чаще, чем у детей. Или болезненность в горле, которая может сохраняться долго.

Прокалывают ли сейчас пазухи при синуситах?

Пункцию пазух носа в современной практике рекомендуют при остром синусите, только если нет эффекта от двух-трех курсов антибиотиков.

Я ни разу не делал прокол пазух с тех пор, как закончил ординатуру. То есть ни разу не было такого, чтобы несколько курсов антибиотика не помогли.

Стандартный протокол лечения почти в 100% случаев помогает добиться излечения от острого синусита. Поэтому прокол пазух носа — вчерашний день. Мне жалко слышать рассказы пациентов, которые приходят на прием и говорят, что им делали пять проколов. Это неправильно.

Когда при лечении лор-заболеваний нужны антибиотики, а когда нет?

Ангины. Антибиотики всегда нужны при стрептококковом тонзиллите. Это заболевание вызывает гемолитический стрептококк, оно может приводить к ревматическим осложнениям, влиять на сердце и почки. Если невовремя назначить антибиотик или пролечить человека неполным курсом, могут быть плохие последствия.

Антибиотики — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Тонзиллит — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Синуситы. Большинство синуситов могут быть пролечены без антибиотиков. Их назначают при сильном болевом синдроме, высокой температуре или длительном течении болезни — более десяти-четырнадцати дней.

Антибиотики при синусите — Американский центр по профилактике и контролю заболеваний, CDC

Отиты. Антибиотики всегда назначают детям младше двух лет, так как в этом возрасте высок риск осложнений. Детей старше двух лет наблюдают в течение двух-трех дней, антибиотики назначают, если не наступает улучшение. Также они могут быть назначены при двустороннем процессе. У взрослых тактика лечения такая же .

Какими препаратами не стоит лечить лор-заболевания?

Противовирусные и иммуномодулирующие препараты — они не работают, хотя их производители рекомендуют эти средства и для профилактики, и для лечения.

Антигистаминные препараты — разработаны для лечения аллергических проявлений, таких как зуд в носу, чихание, отеки. В контексте простудных воспалительных заболеваний работают плохо.

Местные антибиотики в любой форме — в виде спреев или капель. Их применяют только при наружном отите, в этом случае они работают. Во всех других ситуациях — острый средний отит, острый синусит, острый ринит или острый тонзиллит — местные антибиотики не рассматривают из-за нескольких аспектов:

  1. низкая концентрация действующего вещества;
  2. бактерии, которые вызывают острый синусит, нечувствительны к антибиотикам, представленным на нашем фармрынке;
  3. создание хороших условий для развития резистентности бактерий к системным антибиотикам. А это опасно, если вдруг их надо будет использовать.

Препараты с коллоидным серебром и местные антисептики — могут только навредить. Они способны вызывать ожоги, дискомфорт, ощущение жжения в носу, могут повредить слизистую оболочку, нарушить работу мерцательного эпителия. Есть препараты, которые могут привести к нарушениям обоняния.

Системные антибиотики — не назовешь бесполезными препаратами, если использовать правильно. Но когда их назначают при вирусной инфекции, они бесполезны.

Есть ли работающие средства профилактики острых лор-заболеваний ?

Средств профилактики лор-заболеваний с доказанной высокой эффективностью не существует.

Можно порекомендовать солевые растворы в сезон простуд, но это даст только небольшой эффект. Их можно использовать два-три раза в день для туалета носа, особенно после посещения публичных мест.

Увлажнители воздуха могут снизить сухость полости носа в период отопления и сделать жизнь комфортнее, но опять же нет данных, что они помогают в профилактике простуд.

Еще можно порекомендовать одеваться по погоде, избегать переохлаждений.

Как правильно капать в нос?

Обычно следует наклонить голову вперед и набок, чтобы флакончик спрея был направлен от носовой перегородки на боковую стенку носа.

Такой подход можно использовать при лечении любым препаратом — гормональными спреями, сосудосуживающими спреями, солевыми растворами.

При этом на практике заметного увеличения эффективности от тактики закапывания средства в нос не наблюдается.

Почему при COVID-19 пропадает обоняние и как его восстановить?

Коронавирус действует на клетки, находящиеся в обонятельной зоне полости носа. Также предполагается, что он может влиять не только на клетки обонятельного эпителия, но и на обонятельный нервный тракт.

В большинстве случаев при коронавирусной инфекции обоняние восстанавливается к второй-третьей неделе от появления симптомов.

Лечение потери или изменения обоняния — Национальная служба здравоохранения Великобритании

У части людей обоняние не восстанавливается, что может снижать качество жизни. Например, возникают расстройства аппетита из-за потери интереса к еде, отвращение к некоторым продуктам из-за того, что они пахнут иначе.

Пока методов лечения с доказанной эффективностью нет. Для восстановления обоняния рекомендуют обонятельный тренинг — когда люди тренируют обоняние сильными запахами. Но пока нет оснований утверждать, что эта методика работает.

Нужно ли взрослому человеку проверять слух?

Проверять слух стоит тем, кто работает в шумной среде, а также людям после 40—45 лет, когда может наблюдаться возрастное снижение слуха. Это можно сделать на регулярном диспансерном осмотре либо отдельно прийти к врачу, если слух вдруг ухудшился. Срочно обратиться к доктору стоит при внезапной потере слуха.

В других случаях нет большого смысла проверять слух. Когда он уже снижается, скрининг проводят раз в один год, два, три, четыре или пять лет — зависит от того, как быстро нарастает ухудшение. Лечения в такой ситуации нет, но можно замедлить ухудшение слуха или предложить пациенту слуховой аппарат.

Чем можно испортить слух?

Акустическая травма — в частности, длительное нахождение в шумной среде, при звуках громче 80 децибел. Хлопок, взрыв — это тоже акустическая травма, она приводит к временному снижению слуха.

Если во время периода восстановления еще раз возникает акустическая травма, это может привести к необратимым последствиям для слуха.

Токсическое воздействие — слух может страдать из-за приема препаратов. Это может быть химиотерапия у онкологических пациентов, антибиотики аминогликозидного ряда, например стрептомицины, гентамицины и некоторые другие лекарства.

Какие наушники безопаснее для ушей?

В целом любые наушники могут пагубно влиять на слух, если слушать музыку с громкостью от 80—90 децибел длительное время. По моему ощущению, накладные наушники безопаснее, чем наушники-затычки или наушники-вкладыши.

5 способов предотвратить потерю слуха — Национальная служба здравоохранения Великобритании

Серные пробки от наушников-затычек могут возникать у людей с избыточным выделением ушной серы. В таких случаях наушник может проталкивать серу внутрь. Аналогичная проблема бывает у тех, кто использует слуховые аппараты. Однако если у человека выделяется немного ушной серы, то и пробок не будет.

Избыточное выделение ушной серы — не патология, а индивидуальная особенность. Такие люди обычно знают о ней, регулярно ходят к врачу на профилактические чистки от двух до четырех раз в год.


Статьи

Хороший сценарий — один из важнейших элементов игры. Увлекательный сюжет является значимой составляющей насыщенного и яркого игрового процесса. Однако, есть еще один важный элемент, усиливающий эффект погружения в игру. Это информация, называемая лором (от англ. lore). И именно с ее помощью выстраиваются игровые вселенные.

Лором игры называют информацию о ее мире, включая его историю, заметки очевидцев, книги и другие кусочки знаний, собирать которые придется игрокам. Подобные детали делают мир игры насыщеннее и реалистичнее. Хорошая вселенная всегда готова предложить игрокам чуть больше, чем лежит на поверхности.

Почему люди проводят в The Elder Scrolls сотни часов

Лор в играх: когда вселенной нужно больше историй

Подходящим примером послужит вселенная The Elder Scrolls. В играх серии TES всегда было множество побочных квестов, книг, персонажей и даже предметов, расширяющих историю Тамриэля. Некоторые из таких вещей являются отсылками к другим играм серии или рассказывают о том или ином историческом периоде. Многие книги описывают события с точки зрения написавшего их автора, а иногда вообще существует несколько взглядов на историю одного и того же персонажа.

Однако, вся эта информация является приятным бонусом для желающих узнать побольше о мире игры. Знакомиться с ней не обязательно, можно просто пройти основную сюжетную ветку.

Сложная история в Dark Souls

Лор в играх: когда вселенной нужно больше историй

Dark Souls — удачный пример хорошо прописанной истории. Игнорируя популярные способы повествования, Dark Souls приятно удивляет не только геймплеем, но и своим содержанием.

Происходящие в играх серии события довольно сложно понять, не обладая необходимой информацией. Тем не менее, эти знания лежат на поверхности — нужно просто поискать. Игры содержат множество деталей. Они разбросаны тут и там: в диалогах и описаниях предметов. Части этого пазла бережно собирались фанатами и были объединены в единую летопись.

Впрочем, Dark Souls всегда оставляет место для полета фантазии. Она часто вознаграждает игроков информацией, над которой еще придется подумать и разложить ее по полочкам. Иногда бывает сложно, но в таких ситуациях всегда на помощь приходит сообщество, готовое помочь заполнить пробелы в истории этого мира.

Заключение

Проработанный лор делает мир игры глубже и интереснее. Хорошая история — повод для жарких дебатов и рождения интересных теорий. Качественный бэкграунд помогает сформировать крепкое сообщество игроков — это хороший результат, к которому стоит стремиться.

Что такое лор в играх — ответ на этот вопрос может не знать даже опытный геймер, несмотря на то, что опробовал сотни проектов. Данное понятие довольно редко встречается, да и не каждая игра обладает собственным лором.

Что это?

Определение этого понятие довольно просто. Это совокупность всех знаний, событий и сюжетных линий в игре. Фактически, расшифровка лора — это история мира, где происходит действие игры.

Чем интереснее и проработаннее лор в играх , тем интереснее геймеру будет проводить время за проектом. Он сможет детальнее изучить его историю и с головой погрузиться в происходящее.

Игры с хорошим лором

Далеко не в каждой игре есть собственный лор, поскольку он там просто не нужен. Например, если речь идет об обычном шутере, то история мира там не обязательно. Зато в масштабных RPG он является незаменимым атрибутом.

Можно выделить следующие игры с самым лучшим лором:

  • Dark Souls (серия);
  • Bloodborne;
  • The Elder Scrolls (серия);
  • Fallout (серия);
  • S.T.A.L.K.E.R.

Все эти проекты наделены проработанным миром, где собраны сотни увлекательных историй и событий, объединенных в единый лор. Благодаря этому, геймерам интересно путешествовать по миру этих игр и изучать его.

Автор текста имеет мало опыта в плане создания блогов. Если найдёте ошибки в тексте и наполнений, прошу написать в комментариях.

Олдфаги! Данный блог не будет иметь углублённые детали или истории, так как он написан сугубо для тех, кто не знает, либо знает поверхностно мир Рунтерры.

Коротко о Rito

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Немного про оригинальный ЛОР

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Основной мир, о котором я буду рассказывать, появился в виде перезагрузки первоначальной Рунтерры, которая прожила период с 2009-го по 2014 год. Так как сама Лига была создана под обычным энтузиазмом, в ней было большое кол-во багов на релизе… такая же обстановка была почти во всех аспектах, включая предысторий персонажей, происходящих событий и других элементов. Чтобы чемпионы были колоритными, а также имели свой собственный образ, создателям пришлось пойти на различные ухищрения: максимум притягательности, горы мышц, заметная непропорциональность и один Грагас. Следует отметить и то, что в момент релиза, чемпионы добавлялись каждые пары недель и заняться проработкой было практически невозможно. И вот, что в итоге:

Во вселенной Наследия (анг. Runeterra Legacy), фракции со всего мира враждовали друг с другом по множестве собственных причин. Чтобы решить конфликты более справедливым для всех сторон способом (а также не допустить, чтобы они уничтожили Рунтерру), Институт Войны, в который входят Призыватели — могущественные маги, решил объявить глобальное состязание (которое, к слову, называется 'Лига Легенд'), в котором сильнейшие люди, существа и боги будут сражаться за свои регионы на Полях Правосудия, более известные, как Ущелье Призывателей.

Тут мало, что можно подискутировать. Биографии чемпионов хоть и присутствовали, они мало, чего значали ни в нарративном плане, ни в раскрытий самих персонажей. Сам мир был блеклым, на протяжении пяти лет никакого прогресса не наблюдалось. Одним из некоторых интересных концептов вполне можно считать взаимосвязь мира игры и обычных игроков. В отличие от нынешнего канона, в Наследий объясняли название игры, значение Призывателей и даже сама суть битвы на арене имела свою завязку. Хоть идея и была неплохой, она не помогала в развитий игры и привлечений новых игроков или фанатов. Поэтому вскоре люди, работавшие над ЛОРом игры сделали первый шаг, который и подарил компаний такую огромную (и токсичную) фан-базу — полная перезагрузка.

На такое решение могло повлиять множество факторов, к примеру, потенциал. Я давно изучал концепции художников, работавших над некоторыми старыми чемпионами, и часть из них меня вполне удивили. Если рассуждать, зачем создать невероятно детализированных или стилизованных чемпионок, вроде Вай и Джинкс, войнов, как Ясуо и Зед, если в этой же игре существуют глупые варвары, малыши-мумии и эпично-героические (и не совсем) командиры? К тому же, создание целого нового мира помогло бы иметь большую популярность. Думаю, создатели задумались почти так же, ведь, как стало известно, над 'Аркейн' работали около шести лет, что означает одно — художественное подразделение Riot имело большие планы ещё в 2014–2015 годах.

Основной мир

Хоть и ребут состоялся в 2014-м, сама вселенная развивалась на протяжении последующих 7-и лет, и скорее всего, так и продолжит расширяться. В отличие от старого канона, сегодняшний имеет обширный background, собственный таймлайн, новые регионы и комплексных, харизматичных персонажей (конечно, не все такие).

Чтобы вам было проще ориентироваться, вот ссылка на интерактивную карту мира.

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Рунтерра внешне похожа на нашу Землю: сферическая планета, разделенная на материки, с приблизительно теми же Солнцем и Луной. Она была создана магией неизвестного космического целестиала. Никто не знает, кто создал её, и даже Аурелион Сол, один из этиx божественных созданий, сам в неведении об этом. Рунтерра целиком связана с магией, которая имеет множество вариаций (хекстековая, хрономантия, ферромантия и т. д.), а большинство существ, как минимум, имеет связь с одним из них (как это работает, не уточняется). Что же насчёт самих существ, в этом мире можно повстречать аналоги знакомых фэнтезийных минотавров, троллей, духов и йети и т. д. Но кроме них существуют и вполне оригинальные: вастайи (гуманоиды с очертаниями животных; имеют несколько подвидов), поро (маленькие и пушистые существа; предпочитают холодный климат), йордлы (раса духов, появляющиеся на планете, как двуногие млекопитающие) и т.д., Как правило, Рунтерра является соединением двух миров: физического и духовного. Она имеет двух больших материков: Валоран и Шурима.

Тизер Аурелиона Сола

Все события таймлайна и исторические периоды нумированы в виде годов д.Н. — до (основания) Ноксуса, и п.Н. — после (основания) Ноксуса.

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

После создания планеты (9 000 лет д. Н.) во всех её уголках начали появиться живые, а следом и разумные существа (по словам Аурелиона, жизнь на планете — возможно ошибка, вызванная слабой Звездой). Вскоре цивилизация достигла немалых высот, были основаны большие империи, одной из которых является Шурима (5 000 — 2 500 д. Н.) и открылись новые территории.

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Примерно в 2 500 году д. Н. началась великая Шуримская война. Жители Икатии сражались с великой золотой армией людей и богов, которую привела в Икатию шуримская Императрица Солнца.

Между началом и концом войны, развитый город империй, Икатия, исчез из-за неизвестной аномалий/ритуала, который впустил в этот мир Великое Ничто — Бездну. Потусторонних существ, поглощающих все и вся на своем пути. Нечто неизвестно и чрезвычайно опасное, что и по сей день продолжает распространяться по Шуриме и отдельным уголкам мира, пытаясь поглотить все живое.

После окончания войны, некоторые Вознёсшиеся (избранные защитники Шуримы) из-за жажды битвы, помутнивший их рассудок, превратились в безжалостных монстров — Даркинов, а самим шуримцам пришлось начать жестокое противостояние с теми, кто раньше были для них братьями по оружию. Были пролиты крови тысяч воинов, но их сумели заточить в их же оружия и скрыть на сотни лет.

На саму Шуриму это сильно повлияло. Вшеншие и внутренние конфликты привели к падению некогда великой империй. Прошло уже несколько тысяч лет, и только сейчас Азир, давно забытый император, воскрес и начал вознесение Шуримы, одновременно продолжая давнюю битву со своим (сводным) братом, Зератом.

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Трейлер к выходу дополнения Шуримы в 'Legends of Runeterra'

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Около тысячи лет назад (26 год д. Н.), среди нескольких знатных королевств, существовал Камавор, которым владел молодой и крайне неопытный король, Виего. Однажды на него было совершено покушение от неизвестного убийцы, но вместо короля, он поразил смертельным ядом его жену, Изольду. Виего, стараясь спасти её, сделал всё, что мог, но это привело почти к полному истощению ресурсов Камавора, а сама королева — умерла. Но даже после смерти, всё же был шанс на воскрешение возлюбленной. На это потребовался священный источник в городе Гелия, находящийся в Благословенных Островах. Когда он прибыл туда, местные монахи отказали ему в помощи, что привело к ужасным последствиям: многих людей убили, а инцидент с источником привел к полному разрушению острова, на останках, которого теперь бушует Черный туман, забирающий души любого, кто осмелится прийти туда.

Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane
Короткий экскурс во вселенную Рунтерры | League of Legends; Legends of Runeterra; Wild Rift; Arcane

Периодически Сумрачные Острова дают о себе знать. Каждый год начинается Страховин, событие, когда туман острова может расшириться до большого расстояния. Чаще всего, он доходит до Билджвотера, но порой простираться и дальше него. В момент Страховина ожившие сумрачные призраки и мертвецы убивают и забирает души десятков, сотен и даже тысяч существ — от обычных и мирных путников до головорезов и убийц. Если хотите углубиться в это событие, можете прочитать рассказ 'Призрак и Фортуна'.


Стоит сделать небольшое заявление о том, что данный набор достался мне бесплатно в качестве приза за победу в фотоконкурсе, проводимого RAKWireless, но об обзоре меня никто не просил, поэтому все, что изложено в статье – это мои впечатления незамутненные обязательствами перед магазином и п.18 в данном случае не уместен.

Краткая теория

LoRa™ (от англ. Long Range) — это технология и одноименный метод модуляции. Метод модуляции LoRa запатентован компанией Semtech, основан на технике расширения спектра (spread spectrum modulation) и вариацию линейной частотной модуляции (chirp spread spectrum, CSS), при которой данные кодируются широкополосными импульсами с частотой, увеличивающейся или уменьшающейся на некотором временном интервале. Такое решение, в отличие от технологии прямого расширения спектра, делает приёмник устойчивым к отклонениям частоты от номинального значения и упрощает требования к тактовому генератору, что позволяет использовать недорогие кварцевые резонаторы. LoRa использует прямую коррекцию ошибок (forward error correction, FEC), работает в субгигагерцовом диапазоне частот (утверждение на счёт субгигагерцового диапазона не совсем верно, есть трансиверы SX1280/SX1281, работающие на частоте 2,4 ГГц).

Благодаря своей высокой чувствительности (-148dbm) LoRa идеально подходит к устройствам с требованиями низкого потребление электроэнергии и высокой устойчивости связи на больших расстояниях.

Данные проблемы уже решены в специализированных микросхемах от компании Semtech для организации многоканального LoRaWan-шлюза SX1301/SX1302. Решения на базе данных микросхем стоят на порядок дороже трансиверов на базе SX1276/SX1278, стоимость их начинается от 100$.

В качестве узла можно использовать модули, которые достаточно широко представлены на Aliexpress, представляющие собой сочетание управляющего микроконтроллера, реализующего LoRaWAN протокол, и трансивера, либо использовать упомянутые уже трансиверы на базе SX1276/SX1278 и библиотеку для внешнего микроконтроллера, которая реализует LoRaWAN протокол. У RAKWireless представлена широкая линейка LoRaWAN устройств — шлюзов и узлов.

Состав и описание набора

RAK Starter KIT включает в себя:


1. Шлюз — RAK2245 Pi HAT

Характеристики:
— Полнофункциональный модуль многоканального концентратора LoRaWAN® на базе SX1301. Процессор базовой полосы SX1301 имитирует 49 демодуляторов LoRa®, 10 параллельных трактов демодуляции, поддерживает 8 каналов восходящей линии связи и 1 канал нисходящей линии связи.
— Мощность передачи до 27 дБм
— Чувствительность приема до -139 дБм
— Повышенная шумостойкость за счет улучшенной цепной фильтрации RF (дополнительная ПАВ)
— Полная поддержка стека LoRaWAN 1.0.2
— Поддерживаемые диапазоны: (EU433, CN470, IN865, EU868, AU915, US915, KR920, AS920 и AS923)
— Интегрированный модуль GPS Ublox MAX-7Q
— 40-контактный гнездовой разъем (полностью совместим с Raspberry Pi)
— Модернизированный радиатор для лучшего рассеивания тепла и снижения теплового шума


2. Узел — RAK811 LPWAN Evaluation Board (Wisnode/Wisduino)

Особенности:
— Форм-фактор Arduino Uno (совместимая распиновка)
— Интегрированный микроконтроллер STM32 (может работать как Arduino-шилд или автономно)
— Полностью управляемый через AT-команды
— Прошивка с открытым стеком для разработчиков
— Максимальная выходная мощность 100 мВт (20 дБм), регулируемая от 5 до 20 дБм.
— Высокая чувствительность -148 дБм
— Низкое энергопотребление: 11 мкА в режиме ожидания
— Многоканальный двойной буфер данных (256 байт каждый).
— Модуляция LoRa / FSK / GFSK / OOK, двусторонняя связь.


3. Raspberry Pi 3B+ и SD-карта.

В качестве управляющей платформы шлюза выступает одноплатный компьютер Raspberry Pi 3B+.
Вот его характеристики:
— Broadcom BCM2837B0, Cortex-A53, 64 бита, 4-ядерная SoC 1.4ГГц;
— 1ГБ LPDDR2 SDRAM;
— 2.4ГГц/5ГГц IEEE 802.11 b/g/n/ac беспроводная LAN (WLAN);
— Bluetooth Low Energy v4.2 (BLE);
— Gigabit Ethernet через USB 2.0 (максимальная пропускная способность 300МБ/с);
— 4 порта USB 2.0;
— Расширительный 40-контактный разъем GPIO;
— Полноразмерный HDMI, порт дисплея MIPI DSI, порт камеры MIPI CSI;
— Выходной 4-полюсный порт стерео звука/композитного видеосигнала;
— Разъем MicroSD карты для ОС и хранения данных;
— Возможность Power over Ethernet (PoE) (необходима отдельная плата PoE HAT);
— Требования к источнику питания — 5В/2.5А DC через micro USB или GPIO.


4. Антенны на 868МГц, антенна GPS, провода, перемычки, microusb-кабели

В комплекте со шлюзом стандартная керамическая GPS-антенна и спиральная антенна на 868 МГц, затянутая в термоусадку. С узлом идёт антенна на 868 МГц в пластиковом корпусе с разъемом SMA (обратный SMA). Также в комплекте идут перемычки для конфигурации UART узла и провода для подключения его к внешней платформе.

Набор пришел картонной коробке с логотипом RAKWireless, внутри кроме самого набора визитка и описание заказа. Вес всего набора порядка 280г.


Шлюз и узел с установленной антенной.

Настройка и подключение шлюза

Подробная документация на английском есть на официальном сайте. На micro-sd карте уже запиcан образ ОС для Raspberry Pi с необходимым программным обеспечением для RAK2245 Pi HAT. При необходимости программное обеспечение можно обновить, скачав последнюю версию с сайта rakwireless и записав его на флешку с помощью etcher.

Внимание, перед включением шлюза необходимо подключить антенны!

После включения шлюза появится доступная Wi-Fi сеть Rakwireless_XXXX, пароль: rakwireless. Если нет возможности подключиться по Wi-Fi, можно подключиться по ethernet, настроив предварительно подключение, как описано в руководстве. Я использовал вариант беспроводного подключения.
После подключения к сети, можно подключиться к шлюзу по SSH и произвести его настройку. Логин и пароль стандартные: pi:raspberry. Во-первых желательно поменять пароль для подключения. Затем включить режим клиента, чтобы шлюз мог подключаться к роутеру и имел возможность передавать данные на сервер. И наконец необходимо настроить параметры LoRaWAN. В разных регионах используются различные разрешенные частотные диапазоны и при покупке шлюза необходимо указать, на какой диапазон он должен быть настроен. Я выбрал EU868, хотя для России выделен диапазон частот несколько уже — RU864. Я не проверял, но предполагаю, что в данном случае шлюзы на диапазон EU868 и RU864 аппаратно идентичны и различие задается программно. Также необходимо выбрать к какой из двух сетей будет подключен шлюз: TheThingsNetwork или Сhirpstack. Я выбрал TheThingsNetwork. После настройки шлюза необходимо скопировать его идентификатор, который отображается в заголовке окна, он необходим для подключения шлюза к серверу.

После перезагрузки шлюз подключится к указанной в настройках беспроводной сети.
Теперь можно переходить непосредственно к подключению шлюза к облачной платформе.
The Things network — это открытая, глобальная сеть Интернета вещей (IoT). Владельцами и операторами этой сети являются сами пользователи. На данный момент сеть насчитывает порядка 16000 шлюзов. Наибольшая плотность сети в западной и центральной Европе. В России же всего около 20 шлюзов.

Настройка и подключение узла

Подробную информацию по началу работы с WisNode можно найти здесь. Во-первых необходимо зарегистрировать приложение и устройство, добавив их описание и название. Одно приложение может содержать несколько устройств. После успешной регистрации будут получены три ключа, с помощью которых осуществляется аутентификация устройства в сети LoRaWAN.

Наконец, можно тестировать передачу данных.
Важно понимать, что для передачи данных в сети LoRaWAN нет необходимости иметь шлюз, главное, чтобы доступный шлюз находился в пределах досягаемости вашего узла.

WisNode подключается к ПК по micro-usb, драйвера USB-UART конвертера CH340 устанавливаются автоматически, если этого не произошло, можно установить их вручную. После установки драйверов, в системе появится виртуальный com-порт. С помощью терминальной программы RAK Serial port tool, идущей в составе ПО, нужно подключиться к данному порту и произвести настройку узла. Во-первых необходимо указать регион и режим работы узла. Затем указать ключи, полученные при регистрации устройства на TheThingsNetwork, и подключиться к сети. После успешного подключения можно передавать данные, принятые пакеты можно видеть в консоли на TheThingsNetwork.

Проверка дальности связи

Тест № 1.
Я начал двигаться от стены дома по тропинке и далее вдоль дороги, которые непосредственно видны из окна. Максимальной прямой видимости удалось добиться порядка 600 м. Пакеты передавались уверенно. Дальше дорога скрывалась за жилыми домами и прием пакетов прекращался. К сожалению, я не сохранил параметры передачи пакетов такие как RSSI, SNR, Estimated airtime. Отдельно стоит отметить, что на небольшом расстоянии порядка 200 м пакеты проходили даже из-за угла дома. Хороший результат, но можно и лучше.

Тест № 2.
Осмотрев окрестность с лоджии, я нашел точку на расстоянии около 2 км, где почти на уровне земли будет прямая видимость между передатчиком и приемником. Включив передатчик, я выдвинулся на данную точку. Изначально были сомнения в возможности связи из данной точки, потому что прямая видимость достигалась на высоте в пару метров от земли, и расположена эта точка в узком коридоре видимости между высоких зданий. Но вопреки всему редкие пакеты проходили, параметры передачи такие RSSI -114, SNR -10, время пролета 61.952 мс. Результат хороший, но очевидно, что при действительно прямой видимости можно добиться лучшего.

Заключение

В заключение хочется поделиться своими впечатлениями. Результаты теста дальности связи, на мой взгляд, отличные и вполне соответствуют заявленным. Также хотелось бы отметить простоту настройки шлюза и узла, с которой я справился благодаря подробной документации, это касается как самого RAK Starter kit, так и платформы TheThingsNetwork. Что касается TheThingsNetwork, надеюсь в будущем сеть будет развиваться и в нашей стране. Препятствием к этому, на мой взгляд, является довольно высокая цена комплектующих и неоднозначный сценарий использования.

Я сейчас занимаюсь обустройством рабочего места на лоджии и планирую установить шлюз на постоянное место в щиток на DIN-рейку и обеспечить его бесперебойную работу. Шлюз во время работы по моим замерам потребляет порядка 800 мА и для его питания подойдет качественное зарядное устройство, я же планирую использовать блок питания 5 В 2,4 А также в корпусе на DIN-рейку. В процессе работы радиатор шлюза нагревается до 40, если верить моему самодельному тепловизору, и, вероятно, придется добавить в корпусе вентиляционные отверстия. В будущем же стоит озаботиться, покупкой, либо изготовлением более качественной антенны и установкой её на улице. Я буду рад, если мой шлюз будет использоваться другими участниками сообщества.

Читайте также: